Сотовая связь подорожает
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sotovaya-svyaz-podorozhaet-45136.html Иван Князев: Тарифы на сотовую связь, вероятно, подорожают в ближайшее время. Так считают некоторые эксперты. Дело в том, что компании связи несут убытки из-за того, что россияне не ездили за границу и не общались в роуминге. И конечно же, все потери, по традиции, переложат на абонентов.
Марина Калинина: Вот уже сейчас мобильные операторы используют разные так называемые маркетинговые ходы – предлагают, например, абонентам новые тарифы подороже, но с большим пакетом услуг. Главный вопрос: что будет с тарифами, к которым мы подключались раньше? Куда они денутся? Их изменят, пересчитают? Что будет? И что прописано у нас в договорах по этому поводу? Потому что наверняка вы даже не знаете, где эти договоры лежат.
Иван Князев: Ну да.
Марина Калинина: Будем об этом говорить с экспертами. А вы расскажите, много ли вы тратите на сотовую связь, допустим, в месяц и довольны ли вы качеством услуг, которые предоставляют сотовые операторы.
Иван Князев: Ну а сейчас подключим к разговору наших экспертов. Сергей Половников выходит на прямую связь со студией, руководитель агентства Content Review. Здравствуйте, Сергей Геннадьевич.
Сергей Половников: Здравствуйте.
Иван Князев: Первый вопрос: сильно подорожает связь?
Сергей Половников: Ну, мы выпускали прогноз. Во-первых, за первое полугодие, по нашей оценке, связь подорожала на 8%. А до конца года, мы думаем, подорожание составит еще 14%.
Иван Князев: Просто хотелось понять, какие убытки несут все-таки компании, операторы сотовой связи, и насколько все это бьется с тем, насколько связь подорожает.
Сергей Половников: Мобильные операторы за время пандемии и режима самоизоляции, действительно, понесли достаточно большие убытки. Очень многие считают, что это как-то странно, ведь мы на самоизоляции стали больше пользоваться услугами связи. На самом деле это немножко не так. У операторов есть определенные выпадающие доходы – то есть то, что они недополучили, если бы у нас не было режима самоизоляции.
В первую очередь – роуминг, вы его тут упомянули. На самом деле это достаточно большие цифры. По нашей оценке, где-то в районе 10 миллиардов рублей недополучили операторы. То есть это то, что обычно абоненты платили. Это, конечно же, закрытие розницы, ритейла. Это увеличение расходов на дополнительные базовые станции, вышки, для того чтобы, когда мы сидели дома, у нас была хорошая связь, потому что сети не были рассчитаны на то, что внезапно все окажутся дома в конкретной точке и будут конкретно сидеть в Интернете. Поэтому операторам пришлось и на это потратиться.
Ну и различные дополнительные расходы. Это, конечно же, чтобы работали, допустим, те же самые инженеры или техподдержка, или просто сотрудники. Им всем были предъявлены повышенные требования по безопасности. И это маски, это санитайзеры. А вы прекрасно помните, сколько это все стоило в момент самоизоляции и пандемии – просто гигантских денег!
Иван Князев: Ой, бедные, бедные сотовые операторы! – сразу вот так хочется сказать.
Сергей Половников: Нет, они не бедные. Здесь речь не о том, что они бедные, а речь о том, что операторы тоже плачут.
Иван Князев: Понятно.
Марина Калинина: Смотрите. По поводу этих разных пакетов услуг, которые они предлагают за большие деньги, но якобы с дополнительными какими-то пакетами, которыми можно воспользоваться. А насколько это вообще законно и правильно – навязывать людям эти услуги, если они пользуются своими тарифами и их все устраивает?
Сергей Половников: Смотрите. Каждый раз, когда операторы запускают некие новые тарифы, те тарифы, на которых мы обслуживаемся (все абоненты), они переходят в разряд архивных. Что это означает? Это означает, что конкретно на этот тариф подключиться уже будет нельзя. Но для вас, для абонентов, которые уже на этом тарифе, ничего не меняется до тех пор, пока операторы не поменяют саму стоимость этого архивного тарифа. А это происходит обычно года через два после того, как вы подключились.
Иван Князев: То есть если покупал какой-то тариф раньше, то, в принципе, ничего особенно измениться не должно? Я правильно понимаю?
Сергей Половников: И не меняется на самом деле.
Иван Князев: И не меняется? Ну, хотя бы на этом спасибо.
Спасибо вам большое. Сергей Половников, руководитель агентства Content Review, был с нами на связи.
Челябинская область нам пишет: «А я вообще нисколько не трачу на сотовую связь, мне обычно звонят. А все, что нужно узнать – из Интернета». Правда, непонятно – из телефонного либо все-таки на компьютере человек смотрит.
Марина Калинина: Ну, хорошо устроился человек.
Иван Князев: И еще один эксперт у нас.
Марина Калинина: Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства. Денис Юрьевич, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Денис Юрьевич.
Денис Кусков: Добрый день.
Марина Калинина: У вас какие сведения по поводу подорожания сотовой связи и по поводу дополнительных пакетов услуг, которые предлагают за дополнительную плату сотовые операторы?
Денис Кусков: Это происходит на протяжении уже не первого года – операторы повышают свои тарифные планы. Агентство Telecom Daily проводит ежегодно опрос более чем 100 руководителей интернет-компаний в России на предмет возможного повышения ценовых характеристик в ближайшее время. Как правило… В начале этого года говорилось о том, что в течение 2020 года ценовые характеристики могут вырасти на 12–15%.
Иван Князев: Скажите, пожалуйста… Вот сейчас мобильные операторы говорят, что они очень сильно пострадали из-за пандемии коронавируса: россияне не ездили в отпуск, роуминга не было. Ну смотрите. Рано или поздно роуминг вернется, люди начнут говорить. А тарифы тогда опять пересчитают, но уже в сторону уменьшения, или все-таки нет?
Марина Калинина: Что-то я сомневаюсь в этом как-то.
Денис Кусков: Нет, в сторону уменьшения не пересчитают.
Смотрите. За последние несколько лет в отношении операторов со стороны государства было привнесено множество законодательных актов: закон о хранении персональных данных, «закон Яровой», закон о существенных ресурсах, который сейчас был принят. И нужно посмотреть, что это требует от операторов ежегодного увеличения затрат на строительство центров обработки данных, серверов – по той причине, что каждый год каждый абонент скачивает все больше и больше информации.
Почему в закон о существенных государственных сайтах попали сайты «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс», которые зарабатывают миллиарды рублей на рекламе, – непонятно. При этом деньги берутся не с операторов, а, по большому счету, с нас с вами, с простых граждан. Поэтому мне кажется, что государство, с одной стороны, показывает, что оно заботится и лояльно к гражданам, но с другой – способствует повышению ценовых характеристик.
Марина Калинина: Ну что же, спасибо вам за ваш комментарий. Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства.
Ну посмотрим, чем вся эта история закончится.
Иван Князев: Несколько эсэмэсок у меня есть. Люди, конечно же, на чем свет стоит ругают сотовых операторов. Рязанская область пишет: «Зачем мне постоянно звонят и предлагают менять тарифы? Меня все устраивает, у меня старый тариф», – подпись: пенсионерка. Владимирская область пишет: «Операторы каждый год находят оправдание повышению тарифов». Самарская область (не буду называть сотового оператора): «Постоянно ворует деньги со счета. Писали жалобу – извинялись. Деньги на счет сначала возвращали, а потом снова воровали».
Марина Калинина: Ну не хватает!
Иван Князев: Не хватает, не хватает.
К следующей теме переходим.