Нелли Уварова: Уже три года работы наших ребят из проекта "Наивно? Очень" выставляются в театре "Современник"
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-26730.html Тамара Шорникова: У нас новая тема этой получасовки. Начнем с рассказа о важном социальном проекте "Наивно? Очень". Его организаторы помогают людям с особенностями развития научиться новому делу, получить профессию, заработок. Картины, которые создают художники в мастерских проекта, уже есть в частных коллекция знаменитостей, а чашки, футболки и подушки с наивными рисунками можно купить в обычном и Интернет-магазинах.
У нас сегодня в гостях основатель проекта, замечательная актриса Нелли Уварова – здравствуйте!
Нелли Уварова: Добрый день, вечер.
Александр Денисов: Нелли, вы с собой принесли работы, которые делают ребята, а наш корреспондент Анна Тарубарова сняла сюжет. Можем сразу и посмотреть, как все это делается, прежде чем беседовать.
Нелли Уварова: С удовольствием.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Потрясающие ребята, конечно.
Перед тем, как приступить к вопросам, хочется снова обратиться к телезрителям. Если у вас возникли какие-то вопросы, вы хотите узнать больше об этом проекте, звоните: у вас есть чудесная возможность пообщаться с его основателем.
Нелли, расскажите, как пришла идея создать вот такой проект?
Нелли Уварова: Я познакомилась, может быть, лет 7-8 назад с замечательными ребятами, которые обучаются художественным профессиям, но для них это тогда было времяпрепровождением, которое ни во что не вытекало дальше. Они профессию в руки получали, а что с этим делать дальше они, конечно, не знали. Собственно, нет таких специальных мест, где могли бы работать ребята с особенностями развития. Именно работать – в это слово я вкладываю его прямое значение.
Поэтому, познакомившись с ними, поняв, что я совершенно без ума от того, что они делают – мне очень нравится – я стала покупать у них и дарить своим друзьям такие вот подарки. И всегда они пользовались большим успехом.
Александр Денисов: А что, кстати, в ходу? Миша сказал про медведей. Что еще народ разбирает?
Нелли Уварова: Да все, все. У нас темы очень часто меняются. Новый год помогает новую тему всегда понятную озвучить – Новый год, праздники. А иногда просто… У нас есть девочка, которая рисует динозавров. Ее пытаются плавно с этой темы как-то перевести на другую. Это вот один из хитов наших.
Тамара Шорникова: Мне кажется, это преступление – отваживать ее от этой темы.
Нелли Уварова: Нет, сейчас она плавно перешла на крокодилов. Мы питаем надежду, что дальше будут и новые сюжеты в ее творчестве.
Темы совершенно разные. И тогда мне захотелось этим делиться-делиться-делиться, и стало понятно, что то, что делают ребята – это состоятельно, это может не только дариться, но и продаваться. И тогда мне пришла в голову идея, что нужно организовать мастерские. Но поскольку никто этим заниматься не захотел – не верил в успех этой затеи – пришлось мне этим заняться самой. И я этому очень рада: я рада, что в тот момент я не отступилась, и вот уже проекту 7-й год, уже 15 ребят в стенах нашей мастерской. Я думаю, что дальше будет больше.
Александр Денисов: А расскажите, что еще вы делаете? – кружки, подушки? Что вы там принесли еще?
Нелли Уварова: Да, кружки. Текстильное производство очень широко у нас сейчас представлено. Здесь вот я только смогла принести подушки – она просто очень яркая и красочная, сразу будет понятно, о чем идет речь. В текстильном производстве у нас и майки взрослые и детские. Об этой майке я хотела бы еще чуть позже рассказать побольше, что это за рисунок и что это за тема "Не бойся, я с тобой". Худи, толстовки, размеры от таких до самых больших. Поэтому у нас периодически одеваются всей семьей: дети, мамы, папы.
Тамара Шорникова: А кто в основном покупает? И пока вы будете рассказывать, мне очень интересно посмотреть вот эту кружку.
Нелли Уварова: Мы, собственно, с самого начало проекта решили, что мы не будем акцентировать на том, кто наши художники – не для того, чтобы они остались в тени, а для того, чтобы доказать им самим и всем, что их работы состоятельны без шлейфа истории того, что наши художники с особенностями развития и давайте им поможем. Нет: наши художники способны создавать продукт, который продается.
Покупают люди, которым просто нравится наивное творчество, а таких людей много.
Александр Денисов: Кстати, картины – я обратил внимание – совсем не простые: мне кажется, они сложные в исполнении. Если бы мне их показали, мне бы не пришло в голову, что там какой-то особенный художник. Работа непростая.
Тамара Шорникова: Вот на недавней выставке современного искусства, которая проходила в Парке Горького, мне кажется, я видела много таких картин – они стоят, я так понимаю, очень больших денег.
Нелли Уварова: Да. Работы наших ребят можно не только поместить на каких-то керамических или текстильных изделиях: очень много действительно больших картин рисуют ребята. И наша большая мечта – а поскольку я точно знаю, что наши мечты сбываются… Уже какие-то задачи мы ставили – например, выпустить книжку – и вот она уже есть. Книжка замечательная – "Жизнь замечательных идей". Здесь портреты известных людей, нарисованные ребятами, и тексты совершенно прекрасного человека Сергея Таска – собственно, это была его идея создать эту книгу.
Александр Денисов: Кстати, насчет книги. Мне показалось, что название навеяно романом Эрленда Лу "Наивно.Супер" про парня, чем-то напоминающего Форреста Гампа – повествование от лица Форреста Гампа: "Я люблю кроссовки Nike", перечисляет, что любит смотреть на звезды.
Нелли Уварова: Да, вы правы.
Александр Денисов: Это, кстати, не Эрленд Лу у вас там на кружке? – парень в очках?
Нелли Уварова: Здесь?
Тамара Шорникова: Это больше похоже на…
Нелли Уварова: Нет, это Стив Джобс.
Тамара Шорникова: Да.
Александр Денисов: Стив Джобс?
Нелли Уварова: Да: "Работать нужно не 12 часов, а головой", – тоже один из наших хитов.
Вы правы, ассоциативно название пришло и оттуда тоже, от этого романа.
Александр Денисов: Мне, кстати, кажется, что нужно привлечь Эрленда Лу, тогда вы на международный уровень выйдете.
Нелли Уварова: Может быть, может быть, надо передать ему привет, вы правы. Мне такое в голову не приходило – спасибо за идею.
Тамара Шорникова: Передаем привет…
Александр Денисов: …Эрленду Лу.
Тамара Шорникова: Нам уже начали приходить СМСки: "Нелли, здравствуйте! Привезите работы художники в культурный центр в город Сургут", – пришла СМС из Ханты-Мансийского округа.
Нелли Уварова: Давайте с вами свяжемся. Адрес есть на сайте naivno.com. Там есть информация, можем связаться, да, пожалуйста, пишите.
Тамара Шорникова: А вы уже куда-то выезжали с выставками?
Нелли Уварова: Пока только в Москве было несколько наших выставок: Галерея наивногоискусства, на "Винзаводе" была выставка и театральное пространство (в Театре Ермоловой проходила выставка). И уже 3 года работы наших ребят выставляются в театре "Современник". Работы, созданные конкретно для спектакля "Загадочное ночное убийство собаки", где главный герой – подросток с особенностями развития. И когда создавался этот спектакль, артисты, занятые в спектакле, и режиссер приезжали в мастерскую, общались с нашими ребятами. И в таком содружестве рождался спектакль и параллельно рисовались картины, и постоянная экспозиция этих картин находится в театре "Современник" на другой сцене в дни этого спектакля.
Александр Денисов: Нам дозвонилась телезрительница из Москвы – здравствуйте, Валентина.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Приветствуем вас. У вас есть вопрос к Нелли Уваровой?
Зритель: Я волнуюсь. Я хочу обратиться к Нелли.
Нелли Уварова: Да.
Зритель: У меня дочь… Сейчас, простите, минуточку… У меня дочь уже 11 лет как потеряла зрение, ей 45 лет скоро будет. Мы ищем ей работу, она оперная певица. Она работала у Покровского в театре. Когда потеряла зрение, естественно, слепые не нужны. После этого мы с ней ходили туда, где ищут и дают работу. Нам сказали, что нам больше не могут оплачивать, не могут нам найти работу. Я как мама хотела бы спросить у вас, нельзя ли сделать для слепых какой-то театр, чтобы они занимались? Ведь не только моя дочь сидит в четырех стенах. Я уже пожилой человек, мне 70 лет, я не могу никуда ходить, я гипертоник, мне очень тяжело с ней. Она тоже бьется-бьется, ну просто никто ей не поможет. Ей предлагают петь, но только бесплатно.
Тамара Шорникова: Эта боль отзывается в сердцах многих родителей, у которых есть такие же дети. Куда обращаться?
Нелли Уварова: Ох, это очень непростой вопрос, он требует большой работы. Я не хотела бы легкомысленно как-то осветить эту проблему прямо сейчас, в эфире, потому что у нас немного времени и немножко другая тема. Но я понимаю, о чем вы говорите, я действительно понимаю вашу боль, ваши волнение и слезы, которые я сейчас слышу. Я думаю, что я сейчас услышала об актрисе, вокалистке, которая осталась без работы ввиду своего недуга. Мне нужно время, чтобы подумать, куда можно вас перенаправить, потому что в нашей мастерской в данный момент я бы не могла ничего предложить. Но поскольку это в меня сейчас попало, может быть, мне придет какая-то светлая мысль.
Тамара Шорникова: Мы всегда записываем контакты тех, кто нам звонит. Мы передадим их вам и, возможно… Действительно, вы общаетесь со многими людьми, которые занимаются…
Нелли Уварова: …в театральной сфере, да. И, может быть… Все-таки профессия есть, вокальный опыт – может быть, что-то можно придумать.
Тамара Шорникова: Я прочитала о том, что буквально недавно ваш проект вышел на самоокупаемость. Хотелось бы понять, сколько до этого пришлось вложить. Нас смотрит много активных людей, которые, возможно, хотели бы создать что-то такое в своем городе или регионе, но им нужно быть готовыми к тому, через что придется пройти.
Нелли Уварова: Вложить… В первую очередь речь шла даже не о средствах, не о деньгах, а о какой-то совершенно сумасшедшей вере. И вложить свои силы и время в то, чтобы этот проект задышал, зажил. Никакие деньги не помогли бы, если бы он был несостоятелен в своей идее, в своей сути. Вернее, мне было бы неинтересно заниматься, если бы мы просто путем рекламы раскручивали то, что не имеет жизни.
Да, действительно, проект вышел на самоокупаемость. Но дело в том, что мы достаточно быстро вышли на самоокупаемость, просто очень маленькие объемы были. Теперь объемы растут, в этом году к нам в мастерскую придут еще несколько ребят, поэтому все деньги, которые приходят в проект, сразу выполняют задачу расширения: новые рабочие места, новые линейки, новые направления в ассортименте. Поэтому мы никогда зарабатывать… Нет, не буду я так говорить. Когда-нибудь мы будем зарабатывать очень много.
Тамара Шорникова: Это важно в том числе и для участников проекта.
Александр Денисов: Но ребята зарабатывают.
Нелли Уварова: Ребята зарабатывают, конечно. Собственно, ради них проект и создавался, поэтому они зарабатывают. А все трудности, которые вокруг, их не касаются. Но да, действительно, проект держится на плаву, и это уже большое завоевание. Потому что содержать мастерскую в Москве очень непросто.
Александр Денисов: Но вот уже люди звонят, хотят помочь вам, стать волонтерами – Марина из Москвы вам дозвонилась.
Зритель: Алло, добрый день. Здравствуйте всем. Нелли, здравствуйте. Вы совершенная молодец. У меня вопрос: как я могу помочь? Я уже человек опытный и хотела бы на волонтерских, общественных началах в таком деле поучаствовать. Как это можно сделать? Спасибо.
Тамара Шорникова: Спасибо вам за звонок и возможную помощь.
Нелли Уварова: Да, спасибо, спасибо вам за звонок. Действительно, несколько очень хороших людей пришли в проект к нам и начинали свой путь с волонтерства. Вам просто надо связаться – контакты есть, опять же, на сайте naivno.com – с нами. Возможно, мы назначим вам встречу, вы приедете в мастерскую, мы познакомимся и поймем, как мы можем быть полезны друг другу.
Александр Денисов: Про майку вы хотели рассказать.
Нелли Уварова: Да.
Тамара Шорникова: Мы попросим сейчас нашего оператора показывать эту красоту – пожалуйста, не убирайте ее.
Нелли Уварова: Это один из моих любимых рисунков "Не бойся, я с тобой". Этот рисунок появился, собственно, в период репетиций спектакля "Загадочное ночное убийство собаки" в "Современнике", где в результате я тоже играю мать такого мальчика с особенностями развития. И в тексте была история о том, что мальчик пишет открытку маме, которая в больнице. Естественно, в тексте об этом только написано, а наши ребята нарисовали вот такую картинку. И теперь эта открытка – участник спектакля, а эта картинка стали хитом и уже живет своей отдельной жизнью. Когда я впервые надела толстовку с таким рисунком, я даже не ожидала такого эффекта, потому что моя 6-летняя дождь была очень тронута. Я давно живу этой историей, а она прочитала и сказала: "Мама, ты правда со мной? Ты всегда со мной?" Я сказала: "Конечно!" – "Значит, мне не надо ничего бояться?" – "Конечно". Я не ожидала такого эффекта. Просто она совсем недавно начала читать, для нее это так важно. Она говорит: "Ты, пожалуйста, надевай ее почаще, а я буду думать о том, что ты всегда со мной".
Тамара Шорникова: Можно посмотреть ее поближе?
Нелли Уварова: Да, конечно.
Александр Денисов: Надежда из Владимирской области к нам дозвонилась. Надежда, здравствуйте.
Зритель: Алло, добрый день. Вы знаете, дай бог Нелли здоровья – она делает очень благородное дело. Я мать такого ребенка, ему уже 30 лет. Я пыталась что-то сделать одна, но у меня одной ничего не получилось, понимаете. А сейчас люди, наверное, многие хотели бы к ней присоединиться. И я готова присоединиться и готова тратить время, как бы со своим сыном подъезжать к ней и какой-то вклад в ее дело, в наше общее дело внести, понимаете? Потому что это поймет та женщина, которая только с этим живет; тот поймет, кто это перенес. Дай бог, чтобы у Нелли все это получилось. Она занимается, и я думаю, что у нее пойдет это дело, если мы все подсоединимся к ней, воссоединим наши силы. Я бы хотела с ней пообщаться тоже.
Нелли Уварова: Спасибо, спасибо большое. Пожалуйста, найдите нас, а мы вас найдем. Слава богу, это сейчас несложно сделать в современном мире. Действительно, иногда из таких встреч высекаются очень хорошие истории.
Александр Денисов: Про ребят хотел уточнить: вы их учите рисовать? Вот Миша, который "6 косарей заработал", ловко рисует.
Нелли Уварова: Да, в проекте есть художественный руководитель Татьяна Чемоданова – художница, которая к каждому нашему особому художнику находит свой подход, с каждым работает индивидуально. И в мастерской есть ребята, которые никогда не рисовали – до 30 лет, допустим, как Миша: пришел работать курьером – и талант проснулся.
Александр Денисов: Разбудили, точнее.
Нелли Уварова: Разбудили, да.
Тамара Шорникова: И вот коротко – спрашивают нас из Республики Карелия, как и куда вам можно скинуть свои работы. Может быть, если пока трудно принять сразу всех желающих ребят, можно наладить работу дистанционно?
Нелли Уварова: Это сложный вопрос, он пока еще в работе. Но контакты есть на сайте naivno.com. Пишите письма – на каждый ответим.
Тамара Шорникова: Спасибо вам огромное за то дело, которое вы делаете. Оно действительно очень важное и нужное.
Нелли Уварова: Спасибо вам, что освещаете.
Тамара Шорникова: Спасибо вам за творчество, за то, что пришли и рассказали в нашем прямом эфире о таком интересном проекте. У нас в гостях была основатель проекта социального предпринимательства "Наивно? Очень" Нелли Уварова – потрясающая актриса. Удачи вам во всех ваших делах.
Нелли Уварова: Спасибо. Взаимно.