Ольга Арсланова: Мы продолжаем, как и анонсировали, в ближайший час поговорим об относительно новой, но набирающей популярность концепции экономики разделения sharingeconomy (шэринг экономи), по-разному ее переводят. Она становится все более популярной в мире и в России, и основана на том, что современному потребителю, возможно, иногда выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, а не владение им. Мы уже подобное исследование проводили в этой студии, разбирались с недвижимостью, делали расчеты по недвижимости в разных городах, разных регионах. Давайте посмотрим графику, вспомним, что у нас получилось. Ежемесячный книжный плате за однокомнатную квартиру в Ульяновске по подсчетам составляет на сегодня 3-4 тыс. руб. в месяц. Такие квартиры сдаются в аренду за 8-10 тыс. руб. с учетом коммуналки. Петр Кузнецов: А если вы захотите купить подобную квартиру у застройщика, то вам придется выложить от 1,3 млн до 1,7 млн, или при ставке 12% годовых вы будете платить 15-17 тыс. руб. в месяц, это в течение 10-12 лет. И это без учета затрат на ремонт. Ольга Арсланова: И мы сейчас не говорим о качестве этого жилья, о том, где оно расположено. Не исключено, что платить вы будете за не очень хорошую квартиру в не самом приятном районе. Живя в съемной квартире, откладывая разницу между стоимостью ипотеки и платой за аренду, аналогичную квартиру уже с ремонтом можно спокойно купить за пять-шесть лет, а если и не покупать, то на накопленное спокойно арендовать жилье 250 лет. Но не только с квартирами история. Все мы, наверное, слышали о carsharing(кар шэринг), о сервисе поминутной аренды автомобилей. Эта услуга тоже становится все более популярной в России. Преимущества очевидны. Петр Кузнецов: Да. Если стоимость поездки в недорогом такси составляет более 13 руб. в минуту, то средняя стоимость этого кар шэринга составит менее 9 руб. в минуту. При этом бензин, парковка, что очень важно, для таких городов, как Москва, Петербург, мойка включены в стоимость аренды. Максимальный штраф при ДТП по вине водителя – до 150 тыс. руб. Ольга Арсланова: Но у этого явления есть не только экономические аспекты. Обо всем этом поговорим сегодня с нашими гостями. У нас в студии Станислав Грошов, заместитель генерального директора компании "Делимобиль". Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Станислав Грошов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: И Алексей Черепахин, основатель tvil.ru, сервиса бронирования жилья на отпуск и выходные. Добрый вечер. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Алексей. Алексей Черепахин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Зрителей хотим спросить: что для вас выгоднее и приятнее – обладать чем-то единолично, или делить, арендовать, какие-то другие формы пользования? Звоните, пожалуйста, и рассказывайте. Петр Кузнецов: Я предлагаю сначала разобраться. То самое совместное потребление, почему сейчас это модно и востребовано? У нас, скорее всего, пока только в Москве и Петербурге. Мы поговорим еще, сможет ли это выйти за пределы таких мегаполисов. Вряд ли здесь дело только в экономии. Или только в ней? Ведь, насколько мы понимаем, это совместное потребление пришло как раз из лакшери-сегмента. Ольга Арсланова: Или, скажем так, первыми стали этим пользоваться не самые бедные люди. Станислав Грошов: Если говорить только относительно экономии, то здесь есть определенное заблуждение. Это не только экономия, но и определенное удобство. Если говорить про кар шэринг – это совместное потребление одного автомобиля, причем в разный период времени. Почему удобство? Потому что, имея собственный автомобиль, вы несете огромное количество затрат, вы вынуждены этот автомобиль обслуживать, искать, где этот автомобиль хранить, переживать, что его угонят, думать, на чем передвигаться, если произошло ДТП, и много-много других проблем, которые возникают, если владеешь этим автомобилем. Мы же предлагаем воспользоваться автомобилем и платить за него исключительно в то время, когда он действительно нужен. И если нужен на пять минут в день, то заплатить всего лишь за пять минут. Все остальное время машина будет использоваться кем-либо другим. И все проблемы берем уже на себя. Ольга Арсланова: Мы правильно подсчитали, что в целом это дешевле, но есть еще и вопросы удобства, ведь до вашего автомобиля нужно дойти, нужно каким-то образом его открыть, нужно потратить на это время, нужно полностью все это рассчитать, и какой-то определенный дискомфорт от того, что это не твое, все равно присутствует. Зафиксировать повреждения на этом автомобиле, если они есть. Петр Кузнецов: Буквально час назад не пойми кто здесь сидел и чем занимался. Станислав Грошов: Если говорить про "час назад не пойми кто здесь сидел", во-первых, мы очень тщательно следим за чистотой как внешней, так и внутренней автомобиля. И могу сказать то, что в наши автомобили действительно приятно садиться. Иногда до автомобиля нужно дойти, но и собственно автомобиль вы иногда паркуете в другом месте, не совсем под домом. Открывать машину очень просто, все происходит при помощи мобильного приложения – открытие, закрытие, начало аренды и так далее. Плюс, когда вы оставляете эту машину на платной парковке, вам не нужно беспокоиться: "А вовремя ли я успею оплатить парковку? Сколько мне это будет стоить? Не заденет ли мою машину кто-нибудь другой, пока она там будет простаивать?", и много всего другого. Да, здесь есть и экономия, в той части, даже если сравнивать с личным автомобилем. Как правило, личным автомобилем пользуются 5% времени в сутки. Все остальное время автомобиль простаивает, и это действительно официальная статистика, которую дает департамент транспорта. Ольга Арсланова: Но на личном автомобиле можно поехать на дачу. Станислав Грошов: И на нашем автомобиле можно поехать на дачу. Ольга Арсланова: Но это будет недешево? Станислав Грошов: Если говорить, что это будет недешево – это не совсем так. Можно взять машину на сутки, и, пожалуйста. При этом за сутки аренды входит и бензин, и все-все-все остальное. Петр Кузнецов: Дача может находиться далеко, и, насколько я понимаю, там еще зона действия этого автомобиля ограничена, то есть в область особо не выедешь, там уже какие-то другие правила. Не то, что она остановится или взорвется, но там будут какие-то проблемы с фиксацией, регистрацией этой машины. Станислав Грошов: Вы правильно говорите, что автомобиль необходимо завершить в определенной зоне. Если говорить про Москву, то это внутри МКАД, а если говорить про Санкт-Петербург, то тоже в определенной зоне. Но почему я сообщил, что можно взять автомобиль на сутки? Потому что если берется автомобиль на сутки, то автомобиль может останавливаться и в местах, где это запрещено, но, опять же, в рамках Московской области или Ленинградской области. В любом случае, для каких-то дальних поездок личный автомобиль, конечно же, удобнее. Если вы едете в другой город либо же едете между городами, но, конечно же, лучше личный автомобиль. Но если этот автомобиль используется в течение рабочего дня на короткий промежуток времени – все-таки дешевле пользоваться кар шэрингом. Петр Кузнецов: Станислав, даже не о кар шэринге, а о самой программе шэринг экономи вы как гражданин, как же это ощущение того, что "У меня своего ничего нет", особенно свойственного для современного поколения? Машина не моя, а чужая, беру в аренду, живу в аренду. Ольга Арсланова: С чем же я себя буду идентифицировать, если моего ничего нет? Петр Кузнецов: Это чувство… Ольга Арсланова: Есть ли я тогда? Станислав Грошов: Вы знаете, это прекрасное чувство, это то чувство, которое испытывают миллениалы, это тот тренд, который наблюдается во всем мире. Все больше и больше молодых людей отказываются от чего-то личного в пользу шэринга, в пользу совместного потребления. Петр Кузнецов: Это и семейные люди? Станислав Грошов: И семейные люди в том числе. Петр Кузнецов: Или это все, что вы сейчас сказали, происходит до создания семьи? Ольга Арсланова: Или это одиночки, синглы? Станислав Грошов: Это и семейные люди в том числе. Зачем иметь квартиру в определенном районе, а работать на другом конце города, если можно арендовать квартиру и жить недалеко от работы, и тратить вместо 1,5 часов езды всего лишь 10 минут пешком? Также про транспортное средство. Зачем иметь собственное транспортное средство, с которым огромные проблемы, его еще и продать нужно потом, если можно воспользоваться различными компаниями и поездить на различных автомобилях, и получить удовольствие от этого? Ольга Арсланова: К этим ощущениям или, возможно, к этой свободе или иллюзии свободы мы обязательно вернемся, поговорим еще подробнее. Давайте перейдем к жилью. У нас тут очень многие пишут: "Квартиру снять самому – 15 тыс. 10 гастарбайтерам скинуться по 1,5 тыс., и нормально", "Для тех, кто способен считать деньги, аренда жилья выгоднее". Ваш сервис для кого? Кто в первую очередь им пользуется и какой смысл они в этом находят? Алексей Черепахин: Мой сервис tvil.ru, прежде всего, для путешественников. Сейчас все больше людей стараются не сидеть дома, а путешествовать, поэтому для них то, что они очень много сейчас вкладывают, покупают по ипотеке, они понимают, что они потратили деньги, и по ним фактически ходят. Они стараются искать пути решения, как можно еще зарабатывать на своей недвижимости. И в этом случае, если они уезжают куда-то в отпуск, то пытаются свое жилье пересдать. Это первая категория. Вторая категория – это те люди, которые живут в курортных местах, и они изначально, когда строят жилье, прежде всего, для себя, рассчитывают на то, чтобы на этом жилье также зарабатывать, и для этого строят отдельный корпус, например, где у них есть условно номера. Это не отели, это комнаты с удобствами. Но при этом они принимают гостей. То есть вы можете приехать на этот курорт, будете жить в одном дворе с хозяином, но при этом у вас будет отдельная комната с удобствами, двор, где вы будете под гитару вечером петь с хозяином или жарить шашлыки, например. То есть это сейчас такой тренд, и многие из тех, кто ездили в отели, сейчас хотят приезжать как домой. Ольга Арсланова: То есть им нравится то, что рядом кто-то? Алексей Черепахин: Да, сейчас идет тренд к тому, что многие начинают искать жилье по типу путешественников. Мы, например, уже начинаем пытаться развивать фильтрацию по тому, какие гости приезжают, например, в тот или иной тип жилья. Мы не говорим о квартирах, а говорим о гостевых домах. Хозяин может отмечать, каких гостей он принимает. Например, если хозяин художник, то он может искать к себе художников. Если у хозяина есть дети, то, соответственно, он также ищет к себе в гости людей с детьми, и при этом того же возраста желательно. И теперь как-то это все нужно соседить в систему, объединить на сайте, не только создать эти фильтры, чтобы люди могли это быстро найти, но еще и научить людей. Сейчас все идет к этому – к тому, что люди едут не просто в отпуск, а едут еще и с пользой, то есть познакомиться с людьми такого же склада, как они, или такой же профессии, как они, и именно отдохнуть душой. Ольга Арсланова: Некоторые зрители пишут: "Выгодно совместное потребление и совместная оплата 50 на 50 услуг ЖКХ. И владельцу квартиры прибавка к заработной плате или пенсии", это выгодно хозяевам. А вы не думали о том, чтобы сдавать долгосрочно жилье в аренду под такие новые форматы общежития? Мы как раз с Петром обсуждали, узнали, что сейчас очень модно это понятие коливинг (co-living), когда одному снимать дорого. Находишь себе товарища по интересам, как вы говорите, и живешь. Петр Кузнецов: И там центральное место – это как раз рабочая зона. То есть они живут в комнатах, и они выходят… Ольга Арсланова: Коливинг с коворкингом – модные слова. Петр Кузнецов: И там негласные правила, что в этой зоне должна быть тишина, и каждый работает с ноутбуком, никто никому не мешает, пусть даже люди чужие. Алексей Черепахин: Сейчас это организовано, но, скорее, коливинг – это еще не дошло до России, и буквально в последние два месяца об этом начали писать. До этого никто не знал об этом. Это больше развито в хостелах. Сейчас хостел из непонятного заведения превращается в модное заведение. Например, даже у меня сотрудники живут в хостелах, потому что им так удобнее. Ольга Арсланова: Как это? А дом у них есть? Алексей Черепахин: Они приезжие с другого города, например. Ольга Арсланова: И они живут не в квартире, а вы им снимаете хостел? Алексей Черепахин: Мы им не снимаем, они сами снимают. Это как пример. Они снимают хостел и они не хотят переезжать в отдельную квартиру. Пока у них нет семьи, им это удобно, потому что в хостелах, как правило, живут люди, которые с ними… Допустим, есть программисты, и они снимают, и там много программистов. Те, кто позволяет себе снять хостел – это, как правило, люди современные с современным мышлением. И они там скидываются, у них есть, кто готовит, то есть такое общежитие, но оно, как вы описали, коливинг, где есть общая стиральная машина, общие вещи. Ольга Арсланова: Красивые слова, но мы понимаем, что это не очень приятные условия. Это всегда какая-то неудобная кровать, это какие-то люди, которые где-то ходят рядом, иногда могут тебя раздражать, особенно когда ты устал. Ты пришел с работы, ты хочешь отдохнуть – нет, у тебя тут под носом программист, продолжает на работе с тобой разговаривать. Насколько это можно долго терпеть, насколько долго можно жить в таких условиях? Ради разнообразия какое-то короткое время – да, возможно, но в долгосрочной перспективе разве это удобно? Алексей Черепахин: Сейчас как раз таки создаются хостелы, где пытаются учитывать все. Я не могу здесь выступать экспертом, потому что было время, когда я останавливался в хостелах, и хостелы делятся, где реально не хочется останавливаться, а есть такие места, которые создают уют. Это если говорить про тему коливинга. Петр Кузнецов: Нам очень интересно, как работает программа совместного потребления в регионах, поэтому если вы чем-то делитесь, например, с вашими соседями – напишите или позвоните. Если у вас в совместном пользовании тазик – это уже считается, вы ведете программу шэринг экономи. В Сызрани шэринг экономи. Ольга Арсланова: Нам пишут из Самарской области: "Сосед ходит ко мне за всяким инструментом. Можно ли назвать это совместным пользованием?". Так у нас, между прочим, в советское время прекрасные были примеры совместного пользования – коммунальная квартира, какие-то вещи, которые "Дай погонять", потому что одному дорого покупать, или вещь трудно достать, например. У нас этот опыт сейчас, как вам кажется, помогает людям, привлекает к этой концепции, или, наоборот, происходит отторжение, потому что мы не хотим вообще к этому возвращаться, это в нашей ментальности уже нечто отрицательное? Станислав Грошов: Совсем не так. Людям нравится пользоваться чем-то совместно. Но, в любом случае, здесь в какой-то степени возникает прагматизм у людей, и они начинают этим пользоваться для того, чтобы сэкономить, как правило. Если говорить про машины, в принципе цифры хотел бы вам сообщить, в среднем одним автомобилем пользуется примерно 8-15 человек в день. Если говорить в принципе про шэринг экономи в автомобилях, он зародился довольно-таки давно, еще в 1940-1950-х годах в Швейцарии. Были первые клубы, и члены этих клубов могли воспользоваться любыми транспортными средствами, которые находились в этом клубе. Необходимо было сделать определенную плату, и, пожалуйста, в вашем распоряжении весь автопарк. Потихонечку все это развивалось, и дошло до того, что смартфон, интернет и все при помощи смартфона и интернета открывается и закрывается. Здесь нельзя сказать, что в какой-то степени коммунизм в идеальном виде, потому что… Ольга Арсланова: Платить все-таки приходится. Станислав Грошов: Да. Ольга Арсланова: Это не тот случай, когда, как нам пишут зрители, один хозяин, а второй халявщик. Как раньше бывало? Все равно кому-то одному невыгодно. Здесь все-таки экономический паритет. Станислав Грошов: В принципе, существуют сервисы, которые объединяют собственников автомобилей, которым не нужен автомобиль на протяжении какого-то периода времени в связи с отъездом в командировку либо на ПМЖ в другое место, он не хочет продавать свое транспортное средство. Такие автомобили передаются в управление определенной компании, и компания уже дает эти автомобили в аренду другим людям, которым эта машина нужна. Такого рода сервисы становятся крайне популярны в Австралии и США, в том числе в Западной Европе. Но пока в России такого рода потребление еще на начальной стадии развития находится. Петр Кузнецов: Томская область пишет: "Студенты давно практикуют коливинг – снимают квартиру на четырех. Семье это не нужно. Всему свое время и место". "Можно воспользоваться шэрингом, чтобы потом накопить все-таки на свою квартиру". Это лайфхак из Самарской области. И Ханты-Мансийский: "Что за дурь? Твое – это твое. Заведомо не изгаженное. У нормального человека обязательно должно быть свое. А дети, что им оставить?". Давайте поймем все-таки, совместное пользование в современной его форме, о чем мы сейчас говорим, насколько это действительно наше? Первый момент. Насколько это поколение – это же, прежде всего, для них, если мы говорим о совместном проживании, то все равно ассоциируется со студентами, – насколько они социально активны в этом плане, насколько готовы экономить на комфорте, готовы ли они проживать под одной крышей, работать, существовать с чужими людьми? Это первый момент. И второй – доверие, ведь шэринг экономи, прежде всего, завязано на доверии, а уровень доверия в России очень низкий и он продолжает падать. Станислав Грошов: Те люди, которые проживают совместно либо же совместно работают – это определенное сообщество людей, которые получают удовольствие от такого вида совместного потребления. При этом некоторые идут сознательно в тот же коворкинг, дабы найти единомышленников для какого-либо проекта. Иметь что-то свое собственное вполне допустимо. Если говорить про квартиру либо же про автомобиль, если говорить про наш сегмент, то мы видим, что многие оставляют просто один автомобиль в семье, в то время как от второго автомобиля отказываются. Оставляют его как раз для поездок на дальние дистанции. Также и с жильем. Вполне достаточно иметь одно жилье, и нет необходимости покупать, например, дачу где-нибудь возле моря, потому что недвижимость, она все-таки притягивает к этому месту, и те молодые люди, которые хотят путешествовать по миру и смотреть что-то новое, если они приобретают что-то в определенном месте, они уже привязаны к этому месту и вынуждены туда ездить каждый год, что крайне обременительно для молодежи. Ольга Арсланова: Давайте послушаем наших зрителей. У нас звонок из Санкт-Петербурга. Нина в эфире. Здравствуйте. - Здравствуйте. Ольга Арсланова: Делите ли вы что-нибудь с кем-нибудь? - Нет, я ни с кем ничего не делю. Я за то, чтобы каждый имел свое жилье. Машины у меня нет, но можно иметь, но не смертельно иметь. А квартиру обязательно нужно иметь, потому что в наше время, когда и молодые также болеют, болезни стали молодыми. Если, допустим, у меня сосед в 26 лет перенес инсульт, учась в аспирантуре, он где бы жил, если бы ему родители не купили однокомнатную квартиру? Ольга Арсланова: Нина подняла очень важную проблему, спасибо вам большое. Это отсутствие своего, как считают наши зрители, хорошо, пока ты молодой, работоспособный, сильный и востребованный. Когда у тебя начинаются проблемы со здоровьем, ты выходишь на пенсию, от тебя зависят люди, появляется семья – уже все, эта экономика, получается, работает с какими-то огрехами. Алексей Черепахин: Но здесь же не нужно останавливаться на том, что идет разделение каких-то квартир именно для проживания. Ольга Арсланова: То есть мы не отказываемся от собственности полностью? Какой-то задел все-таки… Алексей Черепахин: Здесь нужно иметь в виду, что сейчас становится популярным именно не делить жилье, а совместное потребление. Это когда у тебя есть квартира, и если ты куда-то уезжаешь, она у тебя свободна, ты можешь ее кому-то сдать в аренду. Сейчас это набирает популярность, и люди уже начинают больше доверять. Если раньше прямо табу. Если у меня есть квартира – как так я ее кому-то сдам? Я не доверяю. Петр Кузнецов: Все-таки начинают доверять? К вопросу о доверии. Алексей Черепахин: Да, сейчас с появлением таких сервисов по бронированию жилья… Когда сервисы объединяют, то уже очень много отзывов, можно о любом человеке увидеть отзывы, или где он проживал. Петр Кузнецов: Опять-таки, если у друзей есть положительный отзыв, положительный опыт, то это тоже работает в пользу? Алексей Черепахин: Да. Сейчас это все идет к тому, что чем больше этого опыта копится, тем больше идет доверия. Чем больше людей используют это, еще пять лет, и все уже не будут бояться оставлять свою квартиру чужому человеку. Петр Кузнецов: Как думаете, доверие это свойственно и для крупных городов? Потому что велика вероятность, что если это уйдет в регионы и попробует там прижиться, то неминуемо будет расти количество обманов с помощью таких сервисов, особенно на людях, которые, например, сейчас впервые узнали, что такое шэринг экономи. Алексей Черепахин: Не без этого, но с каждым годом этих обманов все меньше и меньше. Если мы говорим о путешествиях, то если разобрать, как сейчас люди бронируют жилье – на сегодня это, наверное, еще самый популярный способ, – мы идем на доску объявлений, где есть квартиры, смотрим, берем телефон якобы владельца, звоним по этой квартире, дальше владелец говорит: "Хорошо, все, квартира свободна, я вас жду, но внесите предоплату". И в этом случае происходит очень много обманов. То есть они просят перевести предоплату на телефон, по почте, на карту. Ольга Арсланова: А вы с такими мошенниками в вашей работе сталкиваетесь? С жалобами, может быть? Потому что они же наверняка на вашем ресурсе находят этих людей. Петр Кузнецов: Ресурс несет ответственность, как-то занимается администрированием, обеспечением безопасности? Алексей Черепахин: Как раз таки через наш сервис таких мошенников просто нет, потому что им невыгодно с нами что-либо делать. Почему? Потому что мы не переводим сразу деньги владельцу жилья. Предоплату турист делает на нашем сайте, деньги лежат на промежуточном счете. Петр Кузнецов: Когда турист уже въезжает, получает ключи, условно? Алексей Черепахин: Да, тогда происходит взаиморасчет. Поэтому, если турист приехал на место, не обнаружил, не смог дозвониться, то, соответственно, происходит возврат, поиск, помощь. Но таких случаев все меньше и меньше, потому что все больше владельцев имеют уже отзывы, положительную практику. Ольга Арсланова: И благодаря интернету сейчас все проще. Поразительно. Люди более старшего поколения поражаются, как они мечтали, вспоминают, из коммуналок, из совместного потребления вылезти и наконец-то купить что-то свое, а сейчас их дети и внуки стремятся к чему-то новому. "То есть мы, – пишут они, – стремились к широкому хорошему потреблению, а сейчас появляется новое рациональное умеренное потребление. Это очень неожиданный для многих исторически виток. Давайте послушаем Елену из Нижнего Новгорода. Здравствуйте. - Здравствуйте. Петр Кузнецов: Как вы относитесь к совместному потреблению? - Первый раз я в прошлом году столкнулась. Моя дочь с подругами сняла дом на Боспорском море. Это были три подруги, у них у всех маленькие дети по полгода, мужья приезжали на субботу и воскресенье к ним. Это было очень хорошо. Дома очень комфортабельные, удобные. Когда я спросила их: "Неужели вам не хочется свое?", потому что, в принципе, они имели возможность, то они говорят: "Зачем? Это никогда не окупится. А тут мы можем любой дом снимать каждый год новый. Не надо целый год содержать этот дом, не надо делать ремонт". В принципе, я с ними согласилась. Ольга Арсланова: А вам не показалось, что это некоторая безответственность? Потому что когда у тебя есть что-то свое, например, своя дача, и ты о ней заботишься, есть элемент созидания. А здесь сменил, ни к чему не привязываешься, и как-то так живешь. - С одной стороны, я с вами полностью согласна. Иной раз хочется в субботу и воскресенье, именно когда работаешь, съездить к себе на дачу. С другой стороны, в принципе, мне очень понравился этот вариант и своя дача. Ольга Арсланова: Спасибо. У нас пишут: "У меня знакомый сдает однушку, живет в съемной с соседкой, потому что ей скучно". Давайте поговорим о том, что движет этими людьми. Это стремление к свободе, к какому-то рациональному использованию ресурсов? Или это действительно некое одиночество, которое люди пытаются преодолеть зачастую, потому что вместе веселее и дешевле? Наша разобщенность к этому, может быть, как-то нас подталкивает? Станислав Грошов: Это все вместе. Это и рациональность, это и желание общения с другими людьми, либо же такими же людьми, которые выбрали для себя такую модель поведения. Это и желание не беспокоиться о собственности, опять же, потому что собственность требует определенных действий, затрат, и много-много других проблем и сложностей. Соответственно, это симбиоз всех тех моментов, которые вы обозначили. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, если мы составим какой-то портрет, например, ваших клиентов, и вообще людей, которые это совместное потребление практикуют и оно им нравится… У нас просто многие зрители считают (полярные мнения), что первое – это от нищеты, а второе – это прихоти богатых. Где истина? Станислав Грошов: Истина, наверное, посредине. Если говорить про нашего клиента, то, как правило, это молодые люди, средний возраст 32 года, активные. Если говорить в принципе про аудиторию, то это примерно от 25 до 40 лет. Умеющие считать свои деньги. Понимающие, что есть и альтернатива собственному транспорту, но не только собственному транспорту, но и общественному транспорту, такси в том числе. Это те, кто интересуется новинками, и желают жить в том тренде, который на данный момент имеется во всем мире. Ольга Арсланова: Еще один вопрос. Многие интересуются, почему бы просто не взять такси. Тут даже рулить не надо. Сидишь себе, и тебя везут. Станислав Грошов: Все правильно, рулить не нужно, но, поверьте, намного удобнее быть за рулем самостоятельно. Во-первых, вы сами выбираете маршрут, вы сами выбираете музыку, которую слушаете в автомобиле, скорость, с которой вы хотите двигаться, температуру внутри автомобиля. Вас не донимают скучными разговорами. И в первую очередь вы не отдаете в руки свою жизнь неизвестному человеку, вы сами управляете этим транспортным средством. И поверьте, иногда намного приятнее ехать самостоятельно за рулем, чем ехать в такси, потому что разные бывают случаи, к сожалению. Петр Кузнецов: Но после вечеринки все-таки такси? Станислав Грошов: После вечеринки все-таки нужно брать такси. Поэтому мы и видим, что в пятницу вечером очень многие приезжают до питейных заведений  на наших автомобилях, а обратно уже возвращаются на такси. Петр Кузнецов: Хотел спросить у вас как у представителей двух крупных сервисов в этой отрасли: насколько государство поддерживает развитие шэринг экономи? Читаю, что в Великобритании сейчас готовится законопроект, он будет освобождать от налогообложения доходы граждан, полученные ими от шэринг экономи от сдачи в аренду жилья – до 1000 фунтов, и автомобиля – также до 1000 фунтов. В России эти программы шэринг экономи как-то поддерживаются, или со скрипом развиваются? Ольга Арсланова: Или, наоборот, может быть, на них там?.. Алексей Черепахин: Наверное, еще не создано в России какой-то определенной культуры, платформы, и пока по крайней мере все политики ломают головы. Причем в разных регионах все по-разному. Почему? Потому что, естественно, это серый рынок, и как-то это оформить сложно. То есть контролировать это сложно. Что делают налоговые, например? Они отслеживают собственников, которые сдают, пытаются их как-то контролировать, пытаются им слать массовые СМС. Но, естественно, многие собственники полностью платят налоги, особенно к этому больше идет сейчас в крупных городах. Стараются все-таки заплатить, чтобы тебя не касалось, потому что вокруг соседи, каждый может сообщить, и сейчас идет такое давление все-таки. Но, тем не менее, если мы берем какие-то курорты, например, Краснодарский край, Крым, то там все равно серая зона еще есть, и она преобладает. Сейчас даже вводят курортный сбор, и многие смеются над этим, потому что 70% туристов принимает частный сектор, это серая зона. Если они будут собирать курортный сбор, то значит они должны говорить, что "Мы сдаем жилье, мы платим налоги". Сейчас вводят и патентную систему, но они пока еще дорогие и не совсем понятные. Здесь по-разному, но пока еще не решено. Петр Кузнецов: Может такое произойти, что государство начнет поддерживать? Станислав Грошов: Я могу вам сказать про тот бизнес, который мы развиваем. Мы видим здесь максимальную поддержку со стороны Правительства Москвы в части предоставления льгот на приобретение годового абонемента на парковку, и мы видим всестороннюю поддержку от города в рамках популяризации этой услуги. Почему так происходит? Во-первых, всем известно, что в Москве с каждым днем все больше и больше становится автомобилей, и власти города стараются все делать для того, чтобы это количество уменьшить, и пересадить на общественный транспорт. Поэтому, к сожалению, не всех людей возможно заставить спуститься в метро. Бо́льшая часть людей привыкла ездить на автомобиле самостоятельно, и они и дальше будут ездить. Поэтому предложена такая альтернатива, как кар шэринг для жителей города. С таким же комфортом можно добраться до работы либо домой, но при этом это транспортное средство не будет простаивать на парковочном пространстве весь день, как это происходит с личным транспортом. Если говорить про личный транспорт, то есть в среднем час-два он используется, а все остальные 22 часа он занимает место. Ольга Арсланова: Проще поехать на метро, если мы говорим о Москве, чем свой автомобиль оставлять, а потом платить за парковку. Алексей Черепахин: Я бы добавил, что благодаря таким сервисам, как, допустим, мой сервис, то чем больше через нас проходит бронирований, тем больше получает государство, потому что мы же платим налоги. Ольга Арсланова: Понятно. Давайте послушаем Александра из Челябинской области. Добрый вечер. - Добрый вечер. Я бы хотел сказать о том, что, к сожалению, у нас в стране существует значительная демотивация на владение любой зарегистрированной собственностью в плане непредсказуемости будущих расходов на нее, особенно для людей со средним достатком и ниже. Ольга Арсланова: Что вы имеете в виду? - Это касается и недвижимости, и того же автотранспорта. Например, человек покупал дом, была одна ставка налога. Прошел год, она увеличилась во много раз, до нескольких десятков тысяч рублей, как сейчас передают, сотен тысяч даже, возможно. Ввели дополнительные различные платежи на тот же капремонт в некоторых случаях, если говорить о квартирах, и так далее. Какие эти платежи будут, никто предсказать не может. Человек уже может оказаться не в состоянии платить. Его могут в любой момент безвозмездно лишить своей собственности. Какой-нибудь "Газпром" или "Электросети" скажут, что находится в определенной зоне – просто бесплатно отберут. Ольга Арсланова: Но все-таки, Александр, какие-то минимальные гарантии есть. То, о чем вы говорите – исключительные истории. А вот, например, если ты арендуешь квартиру, то тебя в любой момент хозяин может попросить. И все, будешь опять искать. То есть стабильности нет и здесь. - Да, можно снять другую квартиру. Петр Кузнецов: То есть совместное потребление все-таки более предсказуемо, по-вашему, и от этого надежнее? - В каком-то смысле да. Меньше можно потерять, я бы так сказал. Петр Кузнецов: Этой программой совместного потребления вы как-то пользовались или пользуетесь? Квартира, предметы. - Приходилось довольно долго жить в общежитии, несколько лет, поэтому невольно приходилось очень сильно быть вовлеченным в этот процесс. Петр Кузнецов: Ключевое слово "невольно". Спасибо, Александр из Челябинской области. Ольга Арсланова: Спасибо. Несколько сообщений. "В этом есть рациональное начало. Раньше были пункты проката вещей, где можно было взять холодильник и телевизор, когда надо". "Для такого предложения нужны высокая сознательность и нравственность". Давайте снова вернемся к философской составляющей. Очень мне интересно, как мыслят люди поколения совместного потребления. Не всем понятно. Если, например, ты тратишь меньше, не откладываешь на свою машину, не откладываешь на квартиру, не покупаешь дачу, как принято было раньше, какие-то определенные вехи, на которые человек ориентировался, и он понимал: "Вот я добился, я молодец, у меня есть статус, у меня есть собственность". Куда тратить деньги? Возможно, меняются тогда и ценности, и ориентировки, на что современный человек может это потратить? Развитие себя, своего бизнеса, образования? Куда все это тратить в таком случае? Станислав Грошов: Когда идет целенаправленное использование совместного потребления, то появляются какие-то определенные излишки. Эти излишки можно использовать в огромном количестве направлений. К счастью, мир все больше и больше всего интересного предлагает. Это и путешествия, это и развитие себя как личности, это и образование, это развитие какого-либо бизнеса. Но и не забывайте, что многие люди сознательно идут на совместное потребление для того, чтобы в определенный период времени сэкономить, когда доходы не на очень высоком уровне, с надеждой на то, что чуть позже доходы станут выше, и дальше уже будет приобретена какая-либо собственность. Опять же, если же такая цель имеет место быть. Либо же человек для себя выбирает жить по совместному потреблению постоянно, и таким образом ему легче менять место жительства, ему легче менять города, страны. Ольга Арсланова: Например, если его профессия не востребована в его каком-то маленьком городе, и он хочет ехать в большой город. Да? Станислав Грошов: Все верно. Либо же его профессия позволяет работать независимо от местонахождения самого человека. Все эти денежные средства также можно передавать не только для себя, но и дальше своим детям, инвестировать в будущее своих детей, и дальше уже расходовать их рационально на свои нужды. Ольга Арсланова: Еще несколько сообщений. "Квартиру или дом я могу построить под себя – планировка, мебель. В съемной все чужое, ощущение гостиницы и неуютно". И, конечно же, наши зрители интересуются у наших гостей, сами вы каким имуществом владеете, и практикуете ли эту концепцию совместного потребления? Алексей Черепахин: На данный момент я владею одной квартирой, в которой живу я, жена, двое детей, и на данный момент мы ездим так непредсказуемо, что у нас нет каких-то… Например, у меня в этом году постоянные командировки, и я не знаю, когда я вернусь в квартиру. Поэтому не получается кому-то сдавать. Возвращаясь к вопросу до этого, здесь должна быть какая-то потребность именно в деньгах. То есть если человек на чем-то сфокусирован – например, я сфокусирован на развитии компании, – то я не могу при этом еще думать о том, как мне на чем-то дополнительно заработать, или как мне куда-то вложить деньги. Например, даже в банк у меня нет времени вложить деньги, как-то их преувеличивать. Поэтому здесь, наверное, зависит от текущей роли человека. Если у него есть такая потребность, то когда он уезжает, то сдает свою квартиру в аренду. При этом многие планируют. Это как отпуск. Мы планируем отпуск на две недели, на месяц, и к этому времени мы уже находим тех людей, которые будут жить в нашей квартире. При этом, допустим, для Москвы это довольно недешево, то есть квартиру можно сдать под 3 тыс. руб. в сутки, и это очень хорошие деньги, которые могут окупить отпуск. Ольга Арсланова: Я правильно понимаю, что вы из тех людей, которые вместо того, чтобы себе что-то купить, скорее, вложите эти деньги в свой бизнес? Алексей Черепахин: Наверное, да. У меня нет какой-то потребности в хорошей машине или чем-то еще, а у меня потребность развивать бизнес, и делать его все лучше, лучше и лучше, потому что изначально я его начинал делать не для денег, не для заработка, а именно как развитие рынка, и мне это интересно. Петр Кузнецов: Станислав, у вас есть свой автомобиль? Станислав Грошов: Было два автомобиля в семье. Один автомобиль продали, и осталось одно транспортное средство, которое используется исключительно на выходные. Я лично пересел на кар шэринг, и могу сказать, что ранее в месяц мои траты составляли около 15 тыс. руб. на автомобиль (сюда входит и бензин, техобслуживание и много всего другого), а сейчас же мне стоит это всего лишь 4, а иногда 3 тыс. руб. Видите, экономия огромная. И я не переживаю, как мне оплатить парковку, я не думаю, где мне машину припарковать, и что потом с этим автомобилем делать. Петр Кузнецов: Но машину все-таки оставляете? Станислав Грошов: Один-единственный автомобиль. Петр Кузнецов: Это как раз, наверное, для дальних поездок. Станислав Грошов: Абсолютно верно. Этот автомобиль я использую исключительно для поездок в близлежащие города. Ольга Арсланова: Нам пишут из Саратовской области: "Совместное использование автомобиля еще и улучшит экологию, меньшее число пробок на дорогах". Сейчас очень много говорится о том, что сверхпотребление вредно для планеты, для будущих поколений. Обременяет человека, окружающую среду. Но насколько люди готовы к этому массово в нашей стране? Станислав Грошов: Могу сказать вам интересные цифры. Если говорить про мировую практику, когда появляется кар шэринг в определенном городе, примерно 3% населения города отказываются от собственного транспортного средства и выбирают кар шэринг в качестве постоянного… Ольга Арсланова: 3% не населения, а 3% автомобилистов, наверное, вы имеете в виду. Станислав Грошов: Скорее всего, именно 3% населения, не автомобилистов. Если говорить про Москву, то уже сейчас это 5% жителей города Москвы, которые выбрали для себя способ передвижения именно кар шэринг. Во-первых, это говорит о том темпе развития, который имеет место быть в Москве, учитывая то, что такой вид сервис появился и активно начал развиваться всего лишь два года назад. При этом сказать, что насыщение рынка, до него еще далеко идти. Петр Кузнецов: Послушаем Наталью из Белгорода. Добрый вечер вам. - Здравствуйте. Я пенсионер, инвалид второй группы, и тоже по молодости, как говорится, порхала. Я хочу посоветовать молодежи обязательно иметь свой уголочек, обязательно иметь что-то свое. Мне сейчас 64 года, и пять лет назад я осталась без жилья, в том числе мой сын. Мы 20 лет в общежитии прожили – общий санузел, общая кухня. Это пытка. Разные характеры у людей, разные взгляды. А сейчас пятый год я уже снимаю комнату, здесь тоже общий санузел. Здесь рядом как гостиница, у нас то одни, то другие в соседней комнатке меняются. Вся моя минимальная пенсия уходит на это. Мы только с Божьей помощью выживаем. Поэтому пусть относятся серьезно. Это важнейший вопрос. Можно заболеть, можно мало ли чего, и вы не сможете арендовать. Придет у меня послезавтра хозяин, и я всю пенсию отдам и плюс коммуналку. До свидания. Ольга Арсланова: Спасибо, Наталья. Константин из Перми я связи. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Константин. - День добрый. Тут говорили о том, что пользоваться своей машиной, не своей машиной. Тут надо задуматься – в вагоне метро вы тоже садитесь не в свое, и ни у кого не возникает мысль купить себе вагон. Я живу в Перми, и, допустим, у нас уже многие отказываются от машины в сторону такси. Появились "Яндекс.Такси", Uber. На основании этого. "КАСКО" у меня по машине выходит 50 тыс., плюс смена колес, плюс бензин, плюс парковка – это столько проблем, что проще просто по такси ездить. И по деньгам выходит, что ты тратишь примерно ту же самую сумму, но не переживаешь за машину вообще. Что касается квартиры, то это, мне кажется, просто еще не доработан такой фонд, чтобы можно было это менять, хотя это тоже будет огромный плюс, чтобы дети наши не были прилеплены как клеем. Ольга Арсланова: Спасибо, Константин. Петр Кузнецов: У нас остается минута. По 30 секунд на подведение итогов. Есть ли будущее у совместного потребления в России, или максимум только в миллионниках у нас? Алексей Черепахин: Конечно же, есть. С миллионников все начинается, задают тренды как всегда. В регионы это приходит лет через пять. Но если говорить про постоянное жилье, то такой тренд вряд ли будет. Совместно – это только для молодежи. Тренд идет в сторону, когда у тебя есть лишняя комната, то ты ее сдаешь, ради денег, ради того, чтобы к тебе приезжали гости. Причем владельцы изначально избирательно относятся к гостям, кого они принимают, кого нет. Поэтому идет тренд к тому, что люди, уезжая в отпуск, сдают свое жилье и окупают свой отпуск. Петр Кузнецов: Станислав, не будет ли эта услуга дорожать, если она будет популярнее? Станислав Грошов: Наоборот. Чем популярнее услуга, тем дешевле будет стоимость, так как выше загрузка. Совместное потребление – это то будущее, которое наступает уже сегодня, и все больше и больше мы будем видеть, как это активно будет развиваться не только в городах-миллионниках, но и в городах поменьше. Ольга Арсланова: Спасибо нашим гостям. В студии были Станислав Грошов, заместитель гендиректора компании "Делимобиль", и Алексей Черепахин, основатель tvil.ru, сервиса бронирования жилья на отпуск и выходные. Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо.