Константин Точилин: Ну, и еще одна тема, которую успеем сегодня обсудить до семи часов вечера по Москве, времени не так много у нас осталось, поэтому не будем ходить вокруг да около. А говорить мы будем вот о чем: в России практически отсутствует, при том что нас всех призывают вести здоровый образ жизни и заниматься спортом, сделанные в России необходимые предметы, необходимый инвентарь для спортом этим занятий. Ребята, лыжи российские купить нельзя деревянные – можно только за бешеные деньги пластиковые, начнем с малого. У нас в гостях исполнительный директор Ассоциаций предприятий спортивной индустрии Алексей Белозеров. Алексей Геннадьевич, здравствуйте. Чего у нас происходит? У нас вообще ничего для спорта не делается или что-то все-таки производим? Ольга Арсланова: Мне кажется, Константин все-таки немного нагнетает, потому что не знаю как насчет лыж, а мне кажется, что есть отечественные, а вот велосипеды, тренажеры и спортивные формы в виде трусов и маек мы точно производим. Алексей Белозеров: По спортивной форме точно есть вопросы, а вот что касаемо велосипедов, лыж, некоторых видов тренажеров – это, по счастью, есть. Значит… Ольга Арсланова: Но немного, видимо? Алексей Белозеров: Проблема возникла… Нет, проблема, на самом деле, возникла в другом: раньше было понятие спортивной промышленности – по новому закону "О спорте" 2007 года данное понятие пропало, но, тем не менее, те компании, которые остались на рынке они продолжали свою деятельность. Особый толчок дало развитие ГТО и, соответственно, санкции. Что касаемо лыж, отвечая на наш вопрос, на данный момент половина лыж, продающихся на территории Российской Федерации, - это произведено в России. Константин Точилин: Да ладно? Алексей Белозеров: Да. Ольга Арсланова: Каких? Беговых или горных? Алексей Белозеров: Всего у нас в России производится, продается порядка миллиона пар лыж. Ольга Арсланова: Ежегодно? Алексей Белозеров: Ежегодно. Константин Точилин: Беговых или? Алексей Белозеров: Общих. Константин Точилин: Включая водные? Алексей Белозеров: Нет, беговые. Константин Точилин: Беговые, не горные. Алексей Белозеров: Половина на данный момент уже произведены в России, почти половина. Константин Точилин: Ну, я уже просто два года назад, в городе Углич, в Ярославской области, во время зимних каникул поехал, думаю, не купить ли мне лыжи. Нет, у меня были с собой лыжи, но что-то они там разболтались, думаю, куплю новые. Я не купил, потому что не было деревянных – я люблю деревянные и так уже с ними буду мучиться. Во-вторых, они стоили те, что были, какие-то китайские, не очень хорошего качества, но они стоили то ли 15, то ли 16 тысяч рублей – это еще тот курс был. Я вам хочу сказать, что 16 тысяч – это крайне дорого для Углича. При том, что город просто в лесах стоит, мало того, что катайся – не хочу, так руби – и делай лыжи. Ольга Арсланова: Может, это просто Угличу так не повезло? Алексей Белозеров: Нет, и Угличу повезло, и продавцам, действительно, в последние годы лыжи стало выгодно производить здесь, производители уже даже стали экспортировать. Более того, если говорить про дерево – с темы на тему – мы, например, единственная в мире сейчас страна, которая производит деревянные клюшки для хоккея. То есть несколько лет назад компания купила это оборудование в Финляндии, теперь они его производит здесь, больше деревянные. Константин Точилин: Ну вот раньше в Советском Союзе производили, были деревянные хоккейные клюшки. Алексей Белозеров: Они по всему миру ушли, потому что стало выгодней из композитов. Из композитов легче, и практически единственная страна, которая выпускала, была Финляндия. Несколько лет назад по курсу 37 еще коллеги умудрились купить это оборудование, оно у них сейчас практически единственное в мире, им очень повезло. Теперь они в эту же Финляндию экспортируют эти же клюшки. Сырье дешевое, и поэтому толчок развитию этой отрасли дали две вещи: это введение обязательных норм ГТО, то есть и все, что с этим связано, дало толчок. И дало толчок – это, без сомнения, курс, потому что дешевое сырье. Дерево, металл, некоторые виды композитов. Константин Точилин: То есть вы утверждаете, что сейчас в магазинах можно найти деревянные лыжи, дешевые, да еще нашего производства? Алексей Белозеров: Можно найти и деревянные, можно лыжи найти российского производства, потом вы найдете китайское, потом вы найдете, разумеется, мировые бренды. Ольга Арсланова: А кроме лыж российского что еще можно купить, я имею в виду те позиции, которые за это время подросли? Алексей Белозеров: Лыжные ботинки. Из объема примерно 1,5 миллионов лыжных ботинок, ну, чуть меньше – 1 миллион 300 тысяч ботинок – около трети производится на данный момент в России. Можно купить коньки, немного, но можно. Можно купить велосипеды, и категория массовых велосипедов на сегодняшний момент до 60% этих недорогих массовых велосипедов производится в России, кроме шин. Шины, соответственно, закупают, потому что наши шины пока с запахом, то есть домой вы его не принесете. Значит, можно купить себе шведские стенки, игровые уголки детские, более того, это вид продукции, которая активно экспортируется на данные момент: шведские стенки, угловые для детей. Константин Точилин: В Швецию, наверное, экспортируется. Алексей Белозеров: Между прочим, экспортируется и в Европу как готовая продукция и как составные части, можно купить обычные силовые тренажеры. Ну, допустим, уличные, которые вы можете на даче поставить, те тренажеры, которые стоят во дворах, как правило. Константин Точилин: Я думаю, что можно купить гирю. Ольга Арсланова: А вот гантели – нет. Алексей Белозеров: И гирю можно, в частности вот в Ковровском заводе выпускают гири, вот те самые гири, которые мы все помним, они действительно производятся. Что не производится, если уж так говорить, то в первую очередь, высокотехнологичные вещи: умные тренажеры, так называемые, с компьютерами, практически у нас нет; не производится масса таких простых вещей, соответственно, теннисных шариков, допустим, у нас их практически нет. Константин Точилин: Ну, они, по-моему, всегда китайские были. Алексей Белозеров: Ну да, и они продолжают быть китайскими. Ольга Арсланова: Ну, а давайте о качестве поговорим. У нас даже то, что делают, делают хорошо? Алексей Белозеров: По ряду категории – да. Более того, я могу сказать, на сегодняшний момент, допустим, уличные тренажеры, которые производятся у нас они на сегодняшний момент стали дешевле китайских и лучше. В отличие от китайских производителей наши долго могут держать хорошее качество. Константин Точилин: Ну, для этого нужно только как-то долго заставлять его добиться. Алексей Белозеров: Это в данном случае заказчик заказ составляет международный, международная сертификация очень жестокая, и в этом режиме они вынуждены соответствовать. Ольга Арсланова: Ну, в общем, уличные тренажеры – это все, конечно, прекрасно, я знаю даже, что некоторые ими пытаются пользоваться, но серьезным занятием спортом это сложно назвать – раз, два – они, конечно, очень быстро все равно выходят из строя. Если мы говорим, например, о том, что ребенка отдают в спорт, он занимается спортом регулярно. Или взрослый, который хочет заниматься спортом, при этом остаться более-менее здоровым, не травмироваться… Константин Точилин: Родители попадают на серьезные деньги. Ольга Арсланова: Потому что, для того чтобы купить что-то качественное и долговременное, проще, честно говоря, ничем не заниматься. Очень дорого. Алексей Белозеров: Давайте делить тогда: игровые виды спорта. Константин Точилин: Купить китайский планшет. Алексей Белозеров: Давайте обсуждать тогда. Вы знаете, купить китайский планшет, действительно, выгоднее, дешевле и не надо в спорт водить. Тут надо делить, соответственно, вы говорите сейчас про историю, под названием "оказание услуг населению в сфере спорта" и использование оборудования, которое используется. Эта проблема объемная, в первую очередь, допустим, в системе образования для дошкольников. Не секрет, что то, что сейчас просходит… Есть ГОСТ, который регулирует эту деятельность, как правило, на него внимания не обращают, отсюда фиксированные смертные случаи, что происходят, и трехлетним детям умудряются преподавать футбол, что, в общем, ни в коем случае нельзя. Я уж молчу, какое оборудование. Почему из школы ушла гимнастика? Потому что говорят: она травмоопасна. Она не травмоопасна, просто нет оборудования, что на сегодняшний момент, по сей день, из себя представляет спортивный зал в школе? Как в нашем детстве: бетонные стены, лавка замечательная… Ольга Арсланова: И хилый канат. Алексей Белозеров: Канат, да, такой старый, с этим крюком и с этим матом тонким. Константин Точилин: НУ, не знаю, я учился в совершенно задрипанной школе на окраине Москвы, и у нас были хорошие брусья, крепкие канаты, козел, конь. Алексей Белозеров: Смотрите, есть ГОСТ, но тем не менее… Шведская стенка классическая должна выдерживать определенный вес, должно быть понятно, из какого дерева, она сейчас крутится и так далее, потому что надо отслеживать, что вы ставите. Вторая проблема – купили, допустим, хорошее оборудование, хорошие ворота сертифицированные, которые в этом году должны сертифицироваться. А между прочим, ворот по стране надо менять почти полмиллиона ворот. Соответственно… Константин Точилин: А что с воротами-то не то? Алексей Белозеров: Дальше есть вопрос сертификации. Константин Точилин: В них попасть сложно или что? Алексей Белозеров: Нет, ворота, на самом деле, очень важная вещь. Все ворота, где ранее были зафиксированы смертные случаи, с этого года ввели обязательную сертификацию ворот. Константин Точилин: А, то есть если с разгона врезаться в эти ворота… Алексей Белозеров: Просто врежется, головой туда может удариться, неправильно установили – они упали, это огромная, на самом деле, проблема. Вот ворота должны сертифицированные быть, но это обязательная сертификация для тех, кто в этом году выпускается, но не стоит речь о том, что их менять надо как бы все. Между прочим, только оборот ворот под замену – это почти 100 миллиардов рублей. То же самое относится и к залу: мы говорим активно о том, что к 2020 году должны 40% населения заниматься спортом, а среди школьников охвачены на данный момент.. Константин Точилин: Кому они должны при этом непонятно? Алексей Белозеров: 100% школьников, на самом деле, охвачены ГТО, но при этом о том, что это нужно оборудовать соответствующим образом, безопасно и качественно, мы об этом умалчиваем. Кстати, российские производители за счет ГТО на данный момент соответствуют очень сильно всем требованиям, потому что активно участвуют в госзакупках, потому что вышли на рынок благодаря ГТО, ну и в общем качество неплохое. Константин Точилин: Ну, вот если говорить о российском производстве: оно  же у нас, наверное, как потребителей и потенциальных спортсменов, или родителей спортсменов, или родственников спортсменов… нам же, наверное, все равно, будет ли это российское, китайское, американское. Оставим патриотические чувства в стороне. Но если, например, это будет производиться в России, это будет дешевле для нас или нет? Алексей Белозеров: Дешевле, пока дешевле. Константин Точилин: На основании чего? Алексей Белозеров: Ну, вот банально, на самом деле, я вам могу пример сказать по легкой одежде. К сожалению огромному она не сильно у нас развита, ну, она исторически, в общем, и спортивная тем более. Но есть пример производителя, который выпускает зимнюю спортивную одежду, значит, его на данный момент, если сравнивать, например, условно международный крупный бренд и та же самая куртка или горнолыжная куртка для ребенка вместе с ним, то его цена в три раза дешевле. Как он этого добивается? ПО одной простой причине: он привозит несколько видов ткани, здесь делает мембрану, компонует, после этого шьет – у них действительно такая цена. Константин Точилин: Он привозит несколько видов гастарбайтеров. Алексей Белозеров: Между прочим, на самом деле, наши… Между прочим, если говорить про спортивную отрасль и, допустим, военную отрасль, то все передовое оборудование спецназовцев, которое использует, допустим, оно все приходит из спорта экстремального. И так же из-за этих санкций единственные компании, которые могут обеспечивать нужды Минобороны по одежде, допустим, для спецназа – это компания, которая производит на сегодняшний момент спортивную одежду. Константин Точилин: Но есть еще одна особенность российского бизнеса – это к вопросу о ценообразовании, если это будет сделано в России, - либо 5 концов пририсовать, либо по-другому если считать… Вот мы видим, что крупные европейский, американский или любой бренд стоит, условно говоря, 100 рублей, а у него себестоимость – 10 рублей. Он все равно 20 рублей не поставит, он поставит 90, чтобы было чуть-чуть дешевле, чем… Алексей Белозеров: Это не производитель поставит – это поставит продавец. Константин Точилин: Это поставит длинная цепочка производителя, посредника, второго посредника, третьего посредника, четвертого посредника и продавца. Алексей Белозеров: Мы никуда от этого не уйдем, кроме как того, что, по счастью, развивается интернет-маркетинг, интернет-магазины, на самом деле, которые тоже приносят. Ну, и второй момент – надо понимать, что есть стоимость денег, все остальное, конечно, магазины будут стараться заработать по максимуму, и все цепочки, которые есть, всегда будут зарабатывать по максимуму. Единственное, что может останавливать, - конкуренция. Пусть работает соглашение с Вьетнамом о беспошлинном возе, это в конце концов, двигает конкуренцию. Пусть работают другие производители. Только конкуренция фиксирует цену – других вариантов нет. Ольга Арсланова: Давайте примем звонок. Марина из Липецка, здравствуйте. Константин Точилин: Здравствуйте. Марина: Здравствуйте. Мне 55 лет, я закончила школу в 79-м году, у нас практически во всех школах были лыжи с полужестким креплением, мы катались на них, нам выдавали их даже для загородных поездок в выходной день, а уже дети мои учились – такого не было. К сожалению, мы идем уже назад. Теперь сейчас внуки мои, я не знаю, что дальше, вообще спортом как заниматься, у нас нет катков, к сожалению, как у вас в Москве. Константин Точилин: Да у нас тоже не сказать, чтобы вот куда ни плюнь – попадешь в каток. В Нескучном саду, в нескольких парках, некоторые во дворе заливают энтузиасты. Ольга Арсланова: Во дворах активно, причем я так полагаю, что не энтузиасты, а централизованно происходит как-то там, управами или еще что-то. Нет, в Москве есть, но я так понимаю, что Москва действительно здесь исключение. Марина: Понимаете, у нас негде даже залить. У нас этого нет. Мы идем ровно назад, в общем. Я, конечно, хотела бы, чтобы мы шли следом за Москвой, но ничего не получается. Может, наши, так сказать, градоначальники отчитываются, но я вижу, что такого нет. Константин Точилин: Ой, а наши-то как отчитываются. Спасибо за звонок. Но я что-то не помню, чтобы в школах были бесплатные лыжи. Ольга Арсланова: Все равно приносили, наверное, свои. Алексей Белозеров: Мы выходцы из Советского Союза. Они были, просто домой, конечно, их вряд ли кто-либо давал, и даже я сам в детстве вырос также в Московской области, в маленьком городе, я не помню такого. Но, на самом деле, то, что сказано, сказано верно. То есть, с одной стороны… В первую очередь, за последние годы мы поддерживали больше профессиональный спорт, а не массовый спорт, и, в первую очередь, надо поддерживать массовый спорт, потому что профессионалы сами появятся, соответственно, будет поддержка массового спорта, это известно. Второй вопрос, который как бы здесь затронут, - доступность оборудования, это то, что мы с вами обсудили. И, в принципе, если будет действительно развиваться, по крайней мере, оборудование, ботинки, лыжи, такие простые вещи – доступность их будет, это уже сейчас развивается. Третий вопрос, который затронут, - это, конечно, залы, залы школьные. Ну, говоря объективно, с тех времен лучше что-то поменялось, это какие-то единичные случаи, но теперь это уже каждая школа стала центром образования, то есть сейчас разрабатываются, в конце концов, типовые проекты спортзалов, которые должны соответствовать. И, более того, это настолько созрело, потому что было демографическое падение, школы закрывались, а сейчас получается так, что в некоторых спортивных залах школьных по три смены одновременно занимаются, представьте, 160 детей в одном зале. Если зал не оформлен, если в нем нет методики для преподавателя, как правильно преподавать физкультуру, не будет поделено по группам детей, инклюзивные, в конце концов, дети-инвалиды, девочки, мальчики, какие группы здоровья находятся, на самом деле. И все это должно соответствовать необходимому оборудованию, которое есть.  Я приведу как бы короткий, но ясный пример: тут в одной из школ в промежутке между лестницей и актовым залом… Константин Точилин: Вот тут поправляют нас: были, говорят, лыжи бесплатные. Ну, видимо, в разных школах были разные лыжи. Алексей Белозеров: Зависит от директора, на самом деле. На сегодняшний момент зависит от директора: кто-то делает, но вообще вопрос… Точнее, есть ли в школе прокат необходимый лыж для детей, чтобы они занимались. На самом деле, как правило, есть все-таки. Вопрос качества – это уже другой разговор, но как правило, есть. Константин Точилин: Давайте звонок еще один примем. Сергей из Москвы нам дозвонился. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Сергей: Здравствуйте. А, вы меня слышите? Константин Точилин: Да, мы вас слушаем. Сергей: Я бы хотел задать такой вопрос. Наша промышленность выпускает резиновые лодки, неподъемные и, как говорится, не ахти. Существуют у нас в нашей промышленности в авиационной десантные лодки, которые летят под летчиком. Лодка весит полтора килограмма, укладывается в противогазную сумку. Почему бы не наладить выпуск этих лодок, они бы и за границу улетели? Константин Точилин: Хороший вопрос. Алексей Белозеров: Отвечу. Потому что невыгодно производителю работать на массовый рынок, у него есть заказчик – Минобороны, он продает им эти лодки, чувствует себя отменно, у него все в этом смысле понятно. Есть затраты, есть себестоимость, есть маржинальность, у него все хорошо. Выход на массовый рынок – это ему увеличивать производственные мощности надо… Константин Точилин: Создавать отдел маркетинга. Алексей Белозеров: Создавать отдел маркетинга, продвигать. И большой вопрос, а выиграет ли он конкуренцию международных лодок и будет ли у него цена соответствовать… Константин Точилин: Потому что мы не знаем, сколько Министерство обороны за эти лодки платят. Алексей Белозеров: Да, мы не знаем, сколько за эти лодки платят и какие у него затраты. И не факт, что производителю это выгодно, он может этим заняться отдельно в каком-то виде, такой опыт есть, допустим, для слэш-хоккея выпускают, соответственно, оборудование, чтобы хоккеисты-инвалиды занимались хоккеем. Это выпускает военный завод, но вопрос – сколько это стоит? Мы не знаем. Мы это делаем в свободное от работы время, у нас получается хорошо и качественно – и огромное им за это спасибо. Но назвать точную себестоимость этого процесса, и готовы ли они в рынок выходить, они не могут. Ольга Арсланова: Помогите нашему зрителю. Виктор… Константин Точилин: И мне тоже, потому что я так и не получил конкретный ответ на вопрос. Ольга Арсланова: "Хотел бы купить туристические лыжи деревянные, не могу найти, а вот господин утверждает, что их выпускают. Не обманывает ли он?" Расскажите, где найти. Алексей Белозеров: Нет, не обманываю. Есть три фабрики, и, кстати, одна из них находится в Кировской губернии и, соответственно, фигурирует в одном уголовном деле. Константин Точилин: А, вот последнее, что я слышал про деревянные лыжи, что они фигурировали в уголовном деле. Алексей Белозеров: Она правда работает, вот вам пример – деревянные лыжи есть. И они есть в магазинах, можно их найти, в крайнем случае, зайти на сайт производителя, есть многие фабрики… Можно, в конце концов, набить в интернете, в интернет-магазинах специализированных, и они там есть, вы их там обязательно найдете. Константин Точилин: Наши, родные или китайские? Алексей Белозеров: Наши, родные. У нас, на самом деле, китайцы пока бьются, они потеряли долю рынка за счет увеличения российских, действительно, потеряли, но сейчас они придумали, как сделать свою продукцию еще дешевле, чтобы опять начать отвоевывать свою долю рынка, которую они потеряли за последние два года. Ольга Арсланова: "Ракетки для большого тенниса стоят бешеных денег, сплошь китайские, как заниматься спортом?" Алексей Белозеров: Их нет. Ракетки для большого тенниса – их нет, это уже профспорт, у нас профспорт пока не развит. Может быть, кто-то и будет делать, когда посчитают выгодным, но объективно – пока нет. Константин Точилин: А что такого-то, тоже не великого ума дело-то. Есть же у нас всякие и технологии, военные, не военные, есть у нас полимеры разнообразные и композиты разнообразные. Или тоже вот неинтересно тем, кто владеет этими материалами и технологиями… Неинтересно этим заниматься, интересно делать какие-нибудь секретные военные изделия из этого. Алексей Белозеров: Нет, на самом деле, тут зависит, прежде всего, это сектор энтузиастов, потому что поддержки долгое время никакой не было, и только в этом году объективно появился регулятор Минпром, соответственно, те программы… Константин Точилин: Нет, я про другое: смотрите, у нас теннис попер и стал развиваться со страшной силой, после того как Борис Николаевич объяснил, что это вещь хорошая. И тут же все пошло, и создался рынок, но никто этот рынок не занял. Почему? Алексей Белозеров: Он не тогда создался. Этот рынок мы тогда потеряли. То есть рынок этот появился снова в последние несколько лет. Константин Точилин: Ну, не рынок – спрос, я имею в виду. Появился спрос, и вот нами было прохлопано. Алексей Белозеров: Нет, спасибо ГТО, которое простимулировало сильно рынок, и спасибо программам, которые сейчас пытаются увеличить людей, занимающихся спортом, до 40 миллионов. Вот это стимулирует рынок, прежде всего. А то, что отдельно взятый человек любит тот или иной вид спорта – это вообще роли никакой не играет. Константин Точилин: Стимулирует рынок для чего? Понятно, что увеличен спрос может быть, но мы увеличим спрос на китайское, европейское или на наше? Алексей Белозеров: Для этого есть программы, которые на данный момент фиксируют это все. Это все дает стимул местному производству, и с таким курсом наши развиваются, действительно развиваются в последние годы. Константин Точилин: Ну что же, время наше подходит к концу. Спасибо. Алексей Белозеров, исполнительный директор Ассоциации предприятий спортивной индустрии. И давайте договоримся: кто найдет деревянные лыжи, вы напишите, а я, если найду, тоже расскажу и, может быть, даже скажу, где их можно найти. Спасибо.