Спортсмены выходят из карантина

Гости
Николай Яременко
спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт»
Иоланда Чен
чемпионка мира по легкой атлетике

Ольга Арсланова: Продолжим тему. Мировой спорт постепенно выходит из карантина. Но простой из-за пандемии привел к потере мотивации у спортсменов. Есть потери и организаторов соревнований. Они потеряли большие деньги.

Петр Кузнецов: Поэтому я говорил, что Ахмат может пропустить. Мотивации никакой нет. Я к этому. Так команда сильная, конечно. Выяснили о потере мотивации Международный олимпийский комитет в ходе опроса атлетов и других представителей отрасли. Исследование стало очередным доказательством того, насколько сильным на самом деле оказался эффект пандемии, в данном случае еще и для спорта.

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим на цифры. Что же выяснили в Олимпийском комитете? Какие есть проблемы у мирового спорта после пандемии? Итак, это потеря мотивации у спортсменов. Вот видите, половина спортсменов об этом сказали, что нет мотивации. Нарушение спортивного режима. 32% выбрали этот вариант. И спортсмены из-за этого страдали, не могли полноценно тренироваться.

Для организаторов в основном проблемы с состязаниями, с тем, что они просто отменились и поддержание отношений со спонсорами. Можно сказать, что как минимум половина всех спортсменов и как минимум половина организаторов рассказали о том, что жизнь сильно изменилась. И теперь нужно все потерянное как-то восстанавливать.

Петр Кузнецов: То есть если еще в общем сказать, то, может быть, даже вся отрасль поняла, что за это время она ничего хорошего и полезного не приносит. То есть главное в этот период – врачи, а без спортсменов в принципе можно обойтись, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Иоланда Чен, чемпионка мира по легкой атлетике, с нами на связи. Здравствуйте, Иоланда.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Иоланда Чен: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Человек, который, наверное, знает, что такое потеря мотивации, правда? С этим сталкивается, наверное…

Иоланда Чен: Нет, не знает.

Петр Кузнецов: Не знает. Отлично. А как карантин может повлиять на мотивацию?

Иоланда Чен: Я думаю, что на хорошего спортсмена ничего не может повлиять.

Петр Кузнецов: В том-то и дело.

Иоланда Чен: Человек любит свою работу, любит спорт, любит тренироваться во что бы то ни стало и что бы ни происходило вокруг. Никакой мотивации он никогда не потеряет. Потому что мы привыкли, это наш образ жизни. Мы привыкли тренироваться, вставать утром, что-то делать. У меня…

Ольга Арсланова: Настало время тренировки, судя по всему. Иоланда, вы с нами?

Иоланда Чен: В квартире они с удовольствием тренировались. Прямо в квартире дома. У кого беговая дорожка. Кто делал из щетки, из швабры… Надевали на концы швабры бутылки с водой, делали такую импровизированную штангу. Так что все тренировались, как могли. У кого была возможность побегать на даче, те бегали. Так что я не думаю, что на мотивацию спортсменов это как-то повлияло. Скорее наоборот, наверное. Есть желание. Знаете, как лошадь в стойле бьет копытом. Есть желание сейчас много тренироваться. И как только откроются ворота на стадион, немедленно бежать соревноваться.

Ольга Арсланова: С тренировками понятно. Надолго были отменены состязания. Как это сказывается на спортивной форме, на характере спортсменов?

Иоланда Чен: Это немножко сказывается. Тут я не буду кривить душой. Потому что долгое отсутствие соревнований, конечно, немножечко расхолаживает, потому что мы тренируемся, для того чтобы выступать на соревнованиях. И очень не любим людей, которые тренируются ради тренировки. Это уже не профессионалы, это любители. И то любители ставят перед собой определенные цели: похудеть…

Ольга Арсланова: Они с собой соревнуются больше, чем…

Иоланда Чен: Добиться результата. Поэтому, конечно же, мы тоже тренируемся, чтоб соревноваться, чтоб показать результат. И вот это немножечко, конечно, удручает, то, что нет турниров.

Но я сейчас разговаривала с огромным количеством ребят. Они все ждут. Как только будет возможность хоть на каких-то соревнованиях повыступать, они с огромным удовольствием будут проверять себя…

Петр Кузнецов: Просто это нужно же как-то тренировать. Иоланда.

Ольга Арсланова: Спасибо. Иоланда Чен, чемпионка мира по легкой атлетике, была у нас в эфире.

Петр Кузнецов: Давайте попробуем вернуть.

Ольга Арсланова: Страдают любители. Об этом поговорили. Нам из Краснодара как раз пишут: «Фитнес-клубы до сих пор закрыты!», «Движение – жизнь. Я не спортсменка, но занимаюсь бегом дома. Выполняю простые управления для здоровья и тонуса организма. Каждый человек должен заниматься хотя бы физкультурой». Это все понятно. Если спорт – это ваша профессия, то вы еще и зарплату теряете, если не работаете. Давайте об этом поговорим прямо сейчас.

Петр Кузнецов: Иоланда.

Иоланда Чен: Да, да, да.

Петр Кузнецов: Музыкальная пауза.

Ольга Арсланова: По поводу денег тоже важный вопрос. Люди не выступают, призовые не получают. А на что живут спортсмены в период простоя?

Иоланда Чен: Во-первых, у ребят есть зарплаты в своих клубах от своих спонсоров. Спонсорская помощь, конечно же, не прекращалась. Особенно спортсменам высокого класса. Поэтому это нормально. Потом они получают зарплату в своих организациях по местам, регионально и так далее. Это тоже более-менее финансировалось. Плюс у спортсменов хорошего класса все-таки небольшая подушка есть. Но ожидание соревнований, возможность получить материальные блага за свой труд, конечно же, тоже греют.

Я говорю, что для нас это не новость. Мы заканчиваем в сентябре, а новый сезон у нас всегда начинается в январе. Поэтому вот этот такой простой – это не так страшно. Тем более выпал он сейчас для спортсменов на весенний период. Это тоже нам знакомо. Поэтому я не думаю, что это прям такая уж большая для спортсменов проблема была.

Петр Кузнецов: Иоланда, а давайте все-таки попробуем с вашей помощью залезть в голову, в душу спортсмена, пусть даже и крепкого. Разве не промелькнет такая мысль, которая может сказаться на отсутствие какой-то должной мотивации, что в этот период мы не нужны, мы ничем не можем помочь, в принципе аудитория, зритель поймет, что можно и без нас, привыкнет обходиться без нас, привыкнет не включать телевизор, не смотреть любимые соревнования в любимое время, и долгое время еще к этому формату не вернется?

Иоланда Чен: Во-первых, такие мысли только для слабых.

Петр Кузнецов: Сразу же отсеиваются, да? Фильтр. Можно уходить из спорта.

Иоланда Чен: Заниматься чем-нибудь другим. Для большинства спортсменов, конечно, таких мыслей нет. Наоборот, и для зрителей быстрее включиться. Все уже соскучились по соревнованиям. Я вас уверяю: как только будут какие-то турниры, народ с удовольствием побежит их смотреть. Просто потому что мы уже немножко устали от однообразной домашней картинки. И уже хочется жизнь свою разнообразить. А спорт – это один из видов потрясающего разнообразия нашей жизни.

Петр Кузнецов: Скажите, к вопросу о зрителе уже не перед экраном, а о физическом присутствии на стадионе. Мы сейчас понимаем, что зрителей будет мало. Еще неизвестно, сколько времени пройдет. В лучшем случае футбол – это 10% стадиона. Для многих ли спортсменов (или все-таки от вида спорта зависит) важно, чтобы зритель присутствовал на стадионе, желательно в максимальном количестве? Или есть те, кто сосредоточен исключительно на результате, и тут уже неважно, кто и сколько тебя смотрит?

Иоланда Чен: Конечно, все артисты, все спортсмены, все… делают свою работу для кого-то. Кто-то для более узкого круга своих друзей и родных, кто-то для болельщиков, для зрителей, в зависимости от профессионализма. Конечно, для любого спортсмена присутствие большого числа людей на стадионе – это очень большая мотивация. И, конечно, выступать на пустых трибунах – это все равно, что тренироваться. Это, конечно, большая проблема. Я надеюсь, что все-таки это быстро закончится. Я не знаю, насколько люди будут соблюдать этот режим.

Потому что очень трудно представить, как можно на стадионе соблюдать дистанцию, изоляцию, маски, перчатки – все это очень сложно. Но я думаю, что начнется все строго, но, как у нас в России принято, потом на все эти меры все, знаете как, забьют, плюнут, и уже пойдет жизнь своим чередом. Жизнь все равно свое берет, и никакая изоляция не может нам повредить и помешать.

Петр Кузнецов: Спасибо! Иоланда Чен, чемпионка мира по легкой атлетике.

Ольга Арсланова: Приветствуем сейчас в эфире спортивного обозревателя, главного редактора газеты «Советский спорт» Николая Яременко. Здравствуйте, Николай. Здравствуйте, Николай.

Николай Яременко: Да, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вопрос. Спорт оживает после карантина. Но насколько изменится его качество после этого простоя? Какой спорт мы увидим?

Николай Яременко: Конечно, качество будет, боюсь, удручающим. Боюсь, довольно часто мы будем сетовать на некачественный футбол, будем, может быть, сравнивать с тем, что мы должны были увидеть, но реальность будет сходиться с ожиданиями. Потому что первый раз мы увидели такую трехмесячную паузу. После этого футбол наш будет очень спрессован: за месяц 8 туров, а не 4-5, как обычно должно было быть за этот период. Возможно, будет череда травм, потому что не все футболисты готовы к такому возобновлению турнира.

И, естественно, та мотивация, о которой вы говорите, утеряна. Да, я очень люблю Иоланду Чен, с большим уважением к ней отношусь, сам за нее болел, когда она была действующей спортсменкой. Но она все-таки вспоминает иное время. Сейчас для каждого…

Ольга Арсланова: Николай. Отомрите, пожалуйста.

Петр Кузнецов: Сейчас должна быть музыка от Иоланды Чен. Да, мы просто не услышали. «Это было другое время». Сейчас другое. Чем оно отличается?

Николай Яременко: Другие экономические факторы. Для каждого важны спонсоры. А у спонсоров тоже начинается довольно трудное время.

Петр Кузнецов: Мы сейчас будем как паззл собирать вас, Николай.

Николай Яременко: Тут, к сожалению, ничего не сделаешь уже. И, естественно, вот эта самая мотивация у спортсмена может уходить. К тому же ведь многие из нас, выходя на работу, говорят: «Слушайте, я как-то уже привык дома». Дома какая-то другая уже результативность, производительность труда. А чем спортсмен отличается? Спортсмен тоже дома засиделся. Это шутки, как синхронистки плавают в ванной и так далее. Но многие привыкли крутить велотренажер, а не велосипед по пересеченной местности. Поэтому в любом случае мотивацию надо будет в себе находить. Но когда начнутся спортивные соревнования…

Ольга Арсланова: Да, мысль ясна. Спасибо.

Петр Кузнецов: Когда начнутся спортивные соревнования, Николай, вот тогда и поговорим. Тогда отвиснет картинка. Николай Яременко, спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт» был с нами на связи.

Как пандемия повлияла на мировой спорт?