Спрос на быструю еду
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/spros-na-bystruyu-edu-61481.html
Тамара Шорникова: Мы продолжаем. Это программа «ОТРажение». В студии Тамара Шорникова.
Россияне стали больше тратить на фастфуд. ВТБ проанализировал траты своих клиентов: всего в первом полугодии 2022 года клиенты банка совершили свыше миллиарда покупок в основных потребительских категориях. Это на 7% больше, чем год назад.
Больше всего мы, по данным этого исследования, тратим в супермаркетах на повседневные товары: количество транзакций выросло на 12%, а объем трат – на 18%. На втором месте – внимание! – фастфуд. В ресторанах быстрого питания клиенты банка израсходовали 55 миллиардов рублей – и это на 16% больше, чем год назад.
Почему мы по-прежнему идем в кафе, едим часто что попало? Может ли быстрая еда быть полезной? Может быть, это миф, что все это жутко вредно? И насколько все это экономики выгодно, конечно? Об этом поговорим. Расскажите, как часто вы заходите в кафе быстрого питания, что там покупаете, зачем туда заходите.
А в студии у нас Алексей Петропольский, руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Московского отделения «Опоры России». Здравствуйте.
Алексей Петропольский: Добрый день.
Тамара Шорникова: Ну и владелец сети кофеен, раз уж мы такую тему подняли. Об этом тоже скажем, конечно.
Давайте сейчас посмотрим видеоматериал – две истории из Кургана и Ростова-на-Дону, чтобы понять, какой фастфуд присутствует в регионах, что там любят. А после вернемся в студию и обсудим.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Вот насколько все это здоровое питание – мы еще поговорим с диетологом в рамках эфира. А пока – сообщения, которые за это время уже пришли.
Во-первых, очень много поклонников чебуреков смотрят нас. Пишут, что шаурму любят, чебуреки, пельмени и так далее. Вот какие сообщения я отобрала сейчас для начала.
Псковская область: «За 15 лет в кафе были три раза. С удовольствием пошли бы, но не по карману, на двоих надо отдавать тысячу рублей». Дальше, Ставропольский край спрашивает: «Какая же цена на средний фастфуд?» И Москва отвечает: «Самый дешевый бургер в известной бургерной – 70 рублей. Меню – 300 рублей. Не так уж и дешево».
Соответственно, вопрос. Траты растут, а не так уж и дешево. Вы фиксируете этот повышенный спрос на фастфуд сейчас, на быструю еду?
Алексей Петропольский: Ну, тут в первую очередь надо отталкиваться от того, что сравнивают с прошлым годом, который был пандемийный, было огромное количество ограничений, в том числе и в регионах, где были многие торговые центры, именно фуд-зоны, были полностью закрыты. А в фуд-зонах, как правило, как раз и находится такой общепит массового характера.
Поэтому сейчас они у нас выросли, но не вернулись к допандемийным временам. Выросли в первую очередь именно из-за того, что люди стали опять гулять, по торговым центрам ходить и фактически все ограничения по всей России сняты. Но рост должен быть кратный, чтобы мы вернулись к тому, что было. Поэтому люди, да, едят, но меньше в целом.
Тамара Шорникова: Хорошо. Больше стали ходить, потому что есть такая возможность. А что касается каких-то подросших трат – в чем дело? Цены стали выше? Заказывать стали больше?
Алексей Петропольский: Ну, как и мы, так и другие конкуренты вынуждены были поднять цены, потому что подорожал лизинг оборудования. Любая точка общепита открывается, как правило, немного в кредит. То есть дорогостоящее оборудование, допустим, кофейные машины, они стоят от миллиона до трех миллионов рублей. Казалось бы, там три рожка, маленькая машина, а стоит, как автомобиль настоящий. Вся эта техника берется в лизинг. И платежи по лизингу выросли с 15% до 25% – ставка в год. Само оборудование подорожало в связи с тем, что сложнее стало его ввозить.
Ну и продукты питания. Наверное, каждый видит, что на полках магазинов в среднем на 20–50% подорожали. И мы также в закупке оптом тоже тратим больше. И фактически из-за этого цены конечные выросли, ну, в пределах 30% по всем сетям, даже крупным, оптовым. Ну, крупный ритейл, который сейчас уходит, но приходит под другими брендами, там постепенно будет тоже рост цен. Но люди, увы, привыкли потреблять и будут потреблять. Хотя индексация зарплат в том же эквиваленте еще не произошла.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем Игоря из Рязанской области, это наш телезритель. В какие кафе он заходит? Игорь, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, добрый день. Хочу сказать, что мы не ходим по кафе и не покупаем эти фастфуды, потому что все частники заинтересованы в выгоде, поэтому не всегда все свежее у них. А ингредиенты, из которых все это готовится, прекрасно сейчас продаются в магазинах, все это покупается. В Интернете все есть, как готовить, начиная с шаурмы, пиццы и беляшей. И все это прекрасно готовится дома. С учетом того, что можно взять и что-то изменить самому, попробовать угостить. И всегда домашнее получается лучше, чем у частных лиц.
Тамара Шорникова: Да, спасибо за ваше мнение, Игорь.
Кстати, по поводу экономической выгоды, полезности и так далее. Есть какой-то высчитанный предел? Например, сколько порций картошки можно пожарить в одном масле?
Алексей Петропольский: Ну, в одном масле… Порций – наверное, нет. Но количество времени, которое оно кипит, оно, по идее, должно быть ограничено двумя неделями. Ну, фактически пользуются им месяц.
Тамара Шорникова: Две недели картошка беспрерывно попадает в одно и то же масло, которое кипит эти две недели?
Алексей Петропольский: Две недели оно вообще без остановки кипит. И вообще на кухне очень дорого загасить печку и включить ее заново, потому что период, пока она погаснет и пока она зажжется – это минус 5–6 тысяч рублей в целом по целому. Поэтому их и не гасят. И с учетом того, что многий фастфуд работает вообще круглосуточно, есть всякие автоварианты, то там в принципе производство не останавливается.
И я вам могу сказать, что сами сотрудники внутри этого фастфуда питаются той же картошкой именно в период, как только поменяли масло. Она даже по цвету отличается, она белого цвета.
Тамара Шорникова: Хитро!
Алексей Петропольский: Да. А к концу месяца она уже становится такая темно-коричневая. Поэтому можно невооруженным взглядом понять, насколько свежее масло.
Тамара Шорникова: У меня вопрос: а нет никаких, я не знаю, ГОСТов, СНиПов, правил и так далее вот на этот счет? Потому что какие тряпки, какую ветошь использовать – есть. А вот то, что картошка в масле две недели шпарится…
Алексей Петропольский: Ну, дело в том, что масло не превращается в канцероген, оно может и полгода вполне. Его доливают, оно кончается, оно каким-то образом взаимообновляется. Но ведь при его смене моют еще всю кухню перед тем, как залить новое – что, наверное, важно. И контроля здесь, кроме контроля самого потребителя, который не будет покупать картошку, которую есть невозможно, внутри Роспотребнадзора никакого нет. Это все на совести самого предпринимателя.
Тамара Шорникова: Так, а теперь давайте обсудим безопасность, полезность или антиполезность быстрой еды вместе с профессионалом – с диетологом. Елена Соломатина. Подключаем к разговору врача-диетолога. Елена Павловна, здравствуйте.
Елена Соломатина: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Итак, я под впечатлением до сих пор от того, что картошка две недели в масле одном. Если говорить о фастфуде, то абсолютно разный перечисляют сейчас телезрители: и картошка фри, и бургеры, и шаурма, и чебуреки, и так далее. Если попытаться среднее что-то выявить, условно среднюю быструю еду, то что из всего этого самое антиполезное и почему? И какой вред здоровью нашему наносит?
Елена Соломатина: Ну, я сама сейчас под впечатлением, откровенно говоря, от такой картошки. Поэтому здесь мы будем выбирать между просто меньшим злом тогда в этом случае или все-таки мы как-то будем стараться, наверное, минимизировать вот этот вред и все-таки сделать фастфуд полезным?
У меня сразу вопрос. Кстати, сейчас на экране показали бургер, который делают. Почему нельзя сделать его из цельнозернового хлеба, к примеру, добавить побольше овощей и добавить туда курицу, может быть, как самую дешевую? Индейка, естественно, дороже. То есть не жарить вот эту котлету, извините, в масле, которое меняется бог знает когда. Поэтому фастфуд можно сделать полезным, можно сделать вкусным.
Дело в том, что еще у нас понимаете как?.. Вот пицца, кстати. Почему туда нужно класть колбасу? А ее тоже можно сделать более полезной. Это, по сути, в общем-то, расплавленный сыр и соус. А соус –томатная паста, в которую положили специи, – ну, ничуть не хуже будет, чем какой-то кетчуп, в который добавили усилители вкуса, красители и так далее.
Тамара Шорникова: Хорошо. А если говорить все-таки (уже поняли) о неполезном быстром питании, то как часто можно заходить в кафе? Ну, хочется иногда все-таки. Там какие-то усилители вкуса и так далее.
Елена Соломатина: Ну давайте так. Можно выбрать, наверное, шаурму, но только не поливать майонезом, а попросить… Ну что это такое? Это лаваш, это мясо, если это не жирная, если это куриная шаурма. Хотя туда тоже идут, конечно, шкурки, жир. Ну попросите сделать более или менее удобоваримо. И побольше овощей. Да, можно хрен, можно горчицу, то есть вот такие соусы. Можно взять запеченный картофель, а не жареный. Если какие-то куриные, я не знаю, наггетсы, то очистить этот самый верх, он самый вредный.
Тамара Шорникова: Панировку.
Елена Соломатина: То есть все время нужно модифицировать стараться, если уж так случилось, нам хочется потравиться, условно говоря.
Тамара Шорникова: А по частоте? Я не знаю, это раз в месяц, раз в квартал? Лучше никогда? Или каждый день, если организм позволяет?
Елена Соломатина: Ну, вы знаете, организм позволяет до поры до времени. Конечно, он имеет способность к адаптации, и он будет стараться выжить всеми силами. Но это все равно, что задать вопрос: как часто можно курить? Ну, чем меньше, тем лучше, естественно. А лучше вообще не курить, да?
И не давать это детям как минимум, больным, пожилым, потому что мы не знаем, как это аукнется вообще. То есть это может быть какое-то хронические заболевание, состояние ремиссии либо такое субклиническое, оно себя вообще никак не проявляет. Но вот одна порция такого фастфуда может спровоцировать обострение, и дальше человек уже будет, извините, мучиться.
А так, в общем, насколько силен организм. И смотря еще какой фастфуд, какой удар он нанесет. Но прореха, конечно, будет обязательно, которую организм будет стараться «залатать», но это все равно трата резервов организма.
Тамара Шорникова: Спасибо. Елена Соломатина, врач-диетолог.
Ну и сразу вопрос от Елены: почему нельзя сделать из цельнозерновой муки вот эту самую булочку? Больше овощей, котлетка куриная.
Алексей Петропольский: Ну, первое. Я хотел бы рекомендацию дать: ходить нужно туда, где много людей, потому что там обновляются продукты питания. Все же отравления, особенно в таком масс-маркете, очень часты и чаще всего происходят именно там, где залеживается товар. То есть если вы видите, что в этой точке никого нет ни в обед, ни в ужин, то лучше туда не ходить.
А что касательно того, почему нельзя, то это элементарная экономическая составляющая. Вот мы видели сейчас на видео, что 90 килограмм курицы уходят за день. Вот представьте: одна шаурма – туда уходит 200 грамм курицы. Ее стоимость – 150–200 рублей. В закупке курица идет до 100 рублей за килограмм, а то и за целого бройлера. То есть фактически заработок идет – ну, минимум 200–300%.
То же самое и во всем общепите: сама продукция, как правило, ничего не стоит, а менеджмент, организация, аренда точки, что является одним из самых главных приоритетов, «съедают» всю наценку. Казалось бы, дома готовить дешевле и вкуснее, но, чтобы зарабатывать деньги, предприниматели вынуждены экономить на закупке продуктов питания. И делать что-то полезное – это всегда сильно удорожает процесс, что перестает быть рентабельным.
Тамара Шорникова: Понятно.
Давайте слушать звонки. Наталья, Ижевск. Наталья?
Зритель: Алло. Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.
Зритель: Вы знаете, я просто хотела рассказать. Вот у нас в Ижевске такая сеть пекарен открылась, практически на каждой остановке есть это маленькое кафе. Все очень культурно, все чистенько у них, там и кофе можно попить, и булочку съесть, и хлеба купить…
Тамара Шорникова: Так, Наталья, вы как будто бы владелец одного из таких кафе. Что там? Пирожки вкусные? Какой там ассортимент?
Зритель: Ну, там пирожки, там наши национальные блюда продают, перепечи, хлеб.
Тамара Шорникова: Ух ты! Вот это здорово, да. Спасибо, Наталья.
Как раз по поводу перепечи и так далее. У нас у каждого региона очень много своих примеров быстрого питания, какой-то выпечки и так далее. Почему не развивать сейчас вот это, раз есть спрос? Почему обязательно нужно «Вкусно и точка» и так далее? Может быть, нам вместо этого «Теремков» открывать побольше?
Алексей Петропольский: И открываются. Действительно, общепит сейчас переживает перезагрузку, потому что в регионах начинают появляться и хорошие рестораны, и хорошие кафе, начинают открываться в спальных районах. Раньше даже в Москве нельзя было найти в спальном районе приличное кафе, где можно выпить кофе и что-то перекусить или позавтракать.
Сейчас идет тренд «не готовить дома», а особенно среди молодежи, которая постоянно на работе. И фактически можно даже экономить, едя не дома, если ты готовишь не на огромную семью, поскольку в кафе у дома будет дешевле, возможно, приготовить, нежели закупаться на неделю.
Тамара Шорникова: Мне кажется, это невозможно.
Алексей Петропольский: Да возможно, возможно, а особенно с учетом сегодняшних цен в Москве, особенно в ее центре, на продукты питания.
Тамара Шорникова: Что, оптовики позволяют как-то по более выгодным ценам покупать?
Алексей Петропольский: Конечно, более выгодно получится, если посчитать, сколько нужно закупить, сколько пропадет и сколько ты фактически съедаешь не на большую семью. Одно дело – борща на неделю наварить, а другое дело – на одного. Это совершенно другие расходы. Поэтому фактически этот тренд приходит нам из Европы и Запада, там люди практически не питаются дома.
То же самое с потреблением кофе. Кофеен в тех же развитых странах в каждом маленьком городе или в каждом маленьком квартале… Расчет того же Starbucks: на 50 тысяч населения должно быть пять кофеен. И потребление позволяет это делать. Ну, вопрос только в доходах наших граждан, чтобы он тоже рос.
Тамара Шорникова: Есть другой тренд. Кстати, пишут: «Ну кто стал больше ходить в фастфуд? Наверное, это молодежь в крупных городах», – пишут нам телезрители. Вот такой портрет в основном?
Алексей Петропольский: Ну, сейчас просто возврат постепенный идет, постпандемийный. Да, это действительно молодежь. И открываются даже форматы для молодежи, которые просто битком там. Час надо в очереди простоять, чтобы съесть что-то разрекламированное. Маркетинг тоже двигает очень сильно развитие фастфуда.
Тамара Шорникова: При этом часто молодежь называют такой более осознанной, они сейчас якобы отказываются от алкоголя и, возможно, захотят дальше отказаться от фастфуда, потому что морковка и кабачки – полезнее. Вот в такой тренд верите?
Алексей Петропольский: Не верю, потому что при мне… Я обслуживал как юрист несколько сетей, которые как раз открывались чисто под веганскую или натуральную пищу, здоровое питание именно в формате фастфуда. И ни одна из них не выжила. Причем они открывались в таких суперклассных локациях, типа «Москва-Сити», бизнес-центры, где много такой осознанной, казалось бы, молодежи. Но потребления не было, люди выбирали между полезной и малокалорийной пищей неполезную и высококалорийную.
Вообще стоимость калорий сейчас ничтожная – это сахар и жир. А стоимость белка полезного очень высокая, и фактически невыгодно ее производить.
Тамара Шорникова: Хорошо. Полностью быстрая еда не уйдет, но, действительно, может ли она с учетом все-таки какого-то взгляда молодой части населения в сторону ЗОЖ, может ли быстрая еда стать полезнее?
Алексей Петропольский: Может. И должна стать. Но фактически для этого…
Тамара Шорникова: Вместо картошки фри как раз морковка в пакетиках.
Алексей Петропольский: Для этого должны производители еще делать продукты питания дешевле. Дело в том, что у нас те же овощи подорожали в четыре раза по сравнению с тем, что было два года назад. А если…
Тамара Шорникова: То есть котлету выгоднее запихнуть в булочку, чем морковку?
Алексей Петропольский: Ну, если мы возьмем с вами даже котлету, то фактически… Я присутствовал при закупке мяса в котлеты. Там идет, по сути, шея с кусками кожи, и там прослойка мяса на уровне 2–3%. Туда добавляются усилители вкуса. То есть в самой котлете мяса, ну, фактически и нет. А булка делается, ну, максимум из 30 грамм зерна. Все остальное – это дрожжи и усилители вкуса.
Тамара Шорникова: Говорили о том, что действительно в азиатских странах часто люди не питаются дома, ну, или преимущественно питаются на улице. Но нужно понимать, что это в основном рабочие, которые от зари до зари в офисах сидят и так далее. Нужно понимать, какая еда продается на улице.
Алексей Петропольский: Совершенно другая.
Тамара Шорникова: Не все будут каждый день есть дешевую лапшу, а это в основном. Ну, если дешево, то это вот это.
Алексей Петропольский: Ну, в Азии вообще стритфуд очень развит. И там, наверное, 70% людей не едят дома, а едят стритфуд. Но он полезнее.
Тамара Шорникова: Коротко. Я к тому, что у нас все-таки, как правило, это недешево. И с учетом того, что вот сейчас есть такой всплеск, может быть, лето, веранды, не откатится ли все обратно?
Алексей Петропольский: Ну нет.
Тамара Шорникова: Может быть, мы сейчас наедимся? Вот долго наели, пандемия и так далее. Наедимся и перестанем. Нет?
Алексей Петропольский: Даст бог, не будет дальше пандемии, а все будет только развиваться. И осознанность граждан в любом случае будет только расти. А на это и будет влиять рынок. Предприниматель всегда в ответ спросу делает предложение, поэтому чем выше осознанность, тем больше будет полезного на полках магазинов и в ресторанах.
Тамара Шорникова: Да, я понимаю. Мне кажется, полезный эфир сегодня был. В каком смысле? С одной стороны, вы как человек из отрасли, а с другой стороны, рассказали такого, что многие, мне кажется, в кафе быстрого питания долго заходить не будут. Спасибо. Алексей Петропольский.
Это была программа «ОТРажение». Смотрите нас завтра.