Тамара Шорникова: В правилах дорожного движения в ближайшее время, возможно, появится новая аббревиатура: СИМ. Ваня, ты знаешь, что такое СИМ? Иван Князев: Я знаю только разве, что сим-карта есть у меня в телефоне, и не более того. Тамара Шорникова: Расшифровывается как «средство индивидуальной мобильности». Это то, на чем сейчас модно перемещаться по городским улицам: самокаты, гироскутеры и так далее. Иван Князев: Вот половину из этого я действительно точно не знаю. Но давайте посмотрим, что на данный момент может попасть в эту категорию СИМ, средства индивидуальной мобильности. Правила к ним собираются применять как для велосипедистов по езде по тротуару. Скорость должна быть не больше 20 км/час, т. е. не разгоняться. Хотя некоторые самокаты позволяют еще и гораздо большую скорость. А вот все-таки к кому будут применяться эти правила, которые, возможно, появятся у нас и, возможно, будут изменения? Это электросамокаты, моноколеса, сигвеи, гироскутеры, скейтборды и даже роликовые коньки. Т. е. если ты выехал на роликах, то уже будь добр соблюдать правила дорожного движения. И возможно даже, тебя оштрафуют. Только пока еще непонятно, как. И даже пока непонятно, оштрафуют или нет. Тамара Шорникова: ГИБДД планирует провести общественные слушания по этой теме, после чего поправки, возможно, будут приняты официально. Но давай запустим наш СМС-опрос? Иван Князев: Да. Человек на самокате – это пешеход или нет? Как вы считаете? Тамара Шорникова: Ждем ваших звонков и сообщения, если вдруг вы становились жертвой, например, столкновения с таким ярым самокатистом. Иван Князев: Или, наоборот, сами частенько катаетесь на сигвее, гироскутере и т. д. Тамара Шорникова: …и вас такие нововведения явно будут ущемлять в правах. Вы с вами готовы будем подискутировать. А сейчас выслушаем мнение Александра Осипова, руководителя общественного движения «Малый электротранспорт России». Александр Анатольевич, здравствуйте! Александр Осипов: Добрый день. Иван Князев: Александр Анатольевич, скажите, пожалуйста, уже сейчас эксперты говорят, что невозможно будет все эти категории посчитать. Кто на самокате, у кого какая скорость, у кого гироскутер и т. п. И говорят, что абсолютно провальная инициатива. Как вы считаете? Александр Осипов: Я считаю, что изменения назревали уже давно. Еще как раз хорошее время, чтобы их принимать и как-то обсуждать. Все-таки речь больше идет об электросамокатах, нежели как о гироскутерах или сигвеях, потому что таких пользователей гораздо меньше сейчас на улицах городов. И что касается электросамокатов – я почитал эти правки, которые предлагаются к внесению в ПДД. Это то, о чем мы говорили на заседаниях в парламенте и в Мосгордуме: это ограничение скорости на тротуарах 20 км/час. С этим мы абсолютно согласны. Мы сами выступали с этой инициативой. Не совсем согласны, что можно выезжать с этой скоростью на проезжую часть при отсутствии тротуаров и велодорожек. Потому что человек на электросамокате и движущийся по проезжей части со скоростью 20 км/час будет представлять большую опасность для водителей, чем для пешеходов на тротуаре. Мы говорили о том, что необходимо все-таки выпускать на дороги пользователей этих СИМ при условии, что они могут поддерживать среднюю скорость потока автомобилей. Это где-то в районе 40 км/час. Вот так. Иван Князев: Интересно, вот этот момент по поводу велодорожек и тротуаров. У нас в большинстве городов не то что велодорожек – действительно, тротуаров нет. А где же тогда им ездить, получается? Александр Осипов: Это очень хороший вопрос. Единственное уточнение, что на самом деле большая часть пользователей этих СИМ так называемых находятся в Москве, больше 80%. Мне удалось поездить по России по многим городам, там действительно большие проблемы не то что с велодорожками, но и с тротуарами. Поэтому надо принимать во внимание тот факт, что, принимая закон сейчас, мы принимаем его на всю страну в целом, а не только на отдельные города. Во многих городах еще, конечно, большие проблемы с инфраструктурой. Но законодатели очень любят пенять на зарубежный опыт, в том числе на немецкий опыт, который недавно был принят законодателями Германии. Но я сейчас смотрю в окно и не могу найти Германию за окном своего дома, поэтому, скорее всего, не совсем правильно будет пенять на зарубежный опыт, нам необходимо делать что-то свое. Что-то в рамках нашей страны. Тамара Шорникова: Ну, и кто и как будет мерить эти самые 20 км/час, спрашивают нас. Александр Осипов: Да, вот это большая проблема. И действительно, в Сингапуре была выделена отдельная полиция, которая стоит на тротуарах и ловит нарушителей. У нас сложно представить это. Не думаю, что инспекторы будут гоняться за электросамокатчиками по тротуарам и штрафовать их или пытаться их ловить. Поэтому, наверное, эти правки полезны только с точки зрения, скажем так, если человек сбил пешехода, грубо говоря, если было доказано, что он превысил эту скорость, то тогда – да, его нужно штрафовать. Т. е. только на этапе ответственности мы можем это сделать. Никакие камеры и никакие дополнительные силы полиции в этом не помогут, к сожалению. Иван Князев: Хорошо. Тамара Шорникова: Это было мнение Александра Осипова, руководителя общественного движения «Малый электротранспорт России». Послушаем телефонный звонок. Илья к нам дозвонился. Илья, здравствуйте! Иван Князев: Здравствуйте, Илья! Зритель: Добрый день. Иван Князев: Илья, вы к какому лагерю принадлежите? К тем, кто за рулем, или к тем, кто на самокатах? Зритель: Я и за рулем, и на самокате, и гироскутер… активно отдыхаю. Я считаю, что все, что можно взять в руку, подмышку и понести дальше, не является транспортным средством и к автомобилям, мотоциклам, велосипедам приравнивать не стоит. Тамара Шорникова: Илья, а если то, что можно взять подмышку, разгоняется до 70 км/час и может быть опасностью для пешехода, например? Зритель: В таком случае нужно законодательно регламентировать эти гироскутеры, чтобы они не развивали такую мощность. Тамара Шорникова: А за счет чего? Многие транспортные средства такого рода, те же гироскутеры, они просто на заводе так сделаны, что могут себе позволить разгоняться. Что нужно, чтобы обезопасить пассажиров? Зритель: Программой же можно ограничить скорость данного транспортного средства. Так что это очень легко. Прошивкой можно поменять максимальную скорость на этом устройстве. Иван Князев: Да, спасибо. Тамара Шорникова: Но не все наши телезрители считают, что это достаточно легко. Узнаем мнение Петра Шкуматова, координатора движения «Общество синих ведерок». Здравствуйте, Петр! Иван Князев: Здравствуйте, Петр! Петр Шкуматов: Добрый день! Иван Князев: Петр, скажите, пожалуйста, вот буквально несколько лет назад никто еще не подозревал, что есть такие вещи, как гироскутеры. Знали, что был только сигвей. Сейчас уже моноколесо, сейчас уже самокаты, которые развивают скорость от 40 и больше даже, есть такие. Хорошо. Если завтра изобретут еще что-нибудь, это будет в эти правила попадать? И куда потом относить это изобретение очередного самоката? Тамара Шорникова: К СИМ, к пешеходу, просто к развлечению на колесах? Петр Шкуматов: Вообще мы услышали только слова от высокопоставленного сотрудника ГИБДД в интервью. И сейчас пытаемся их интерпретировать. Пока, к сожалению, именно формулировок, которые могли бы войти в ПДД, в Кодекс административных правонарушений, в другие нормативные акты, мы не видели. Поэтому здесь гадать на кофейной гуще, наверное, не имеет смысла. Но то, что было изложено, а именно 20 км/час или какие-то такие нюансы, связанные с передвижением, допустим, по тротуарам, а при отсутствии тротуаров по велодорожкам или дорогам, – они в общем-то закрепляют тот бардак, который есть сейчас. Потому что как вы будете контролировать 20 км/час? С радаром стоять на тротуаре? И кто это будет делать? Инспекторов ГИБДД сократили, их на автомобилистов не хватает, банально. На сложные аварии по 2, по 3 часа едут. Физически людей нет. Тамара Шорникова: Перепрошивать электронные изделия предлагает наш телезритель. Иван Князев: Кстати, это одна из мер, да. А хотелось бы спросить, с вашей точки зрения какие меры тогда надо сделать? Понятно, что пока еще никто ничего толком не знает, что делать нужно. Но ведь вы согласитесь с тем, что проблема-то назрела? Когда 40 км кто-то несется на самокате и в кого-то врезается. В пешехода, как правило. Петр Шкуматов: Слушайте, какие 40 км/ч? Есть модели электросамокатов, которые могут ехать совершенно спокойно 100 км/час. Еще раз: 100 км/час. Иван Князев: Да, но и 40, мне кажется, хватит. Так вот: проблема-то всё-таки назрела, как ее решать, по-вашему? Петр Шкуматов: Ее можно решать только с привлечением сотрудников полиции. Т. е. инспекторов ГИБДД, которые бы этот момент начали контролировать. Поэтому уже давным-давно стоит вопрос даже не о том, что бы такого придумать, чтобы отрегулировать движение электросамокатов. Сейчас на повестке дня стоит вопрос, кто будет это делать вообще. Потому что напридумывать мы можем что угодно: и 15 км/ч, и 10, и 80, и так, и сяк. Кто будет это делать? Некому. Нет людей. Иван Князев: Понятно. Начинать нужно с этого. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. СталИна. Иван Князев: Здравствуйте, Сталина. Тамара Шорникова: Коротко успеете высказать свое мнение. Зритель: Поскольку я активный участник движения на самокате и вообще катаюсь на всем, что можно кататься, меня здесь больше беспокоят дети. Особенно мальчики с 10-12-13 лет. Я думаю, что родители не всегда могут их проконтролировать. И все чаще вижу, как взрослые отдают свои взрослые, серьезные самокаты, у которых скорость по 70 км/час, своим маленьким детям. То же самое происходит на автомобилях, но мы это не видим… Тамара Шорникова: Да, это небезопасно. Спасибо, Сталина. Иван Князев: Да, понятно, спасибо большое. Тамара Шорникова: И Петр, тоже коротко: а права-то введут для высокоскоростных гироскутеров, например, отдельные? Как вы думаете? Петр Шкуматов: Вообще мы выступали за то, чтобы любой человек, который управляет электрогаджетом (т. е. электровелосипедом, электросамокатом, электромоноколесом, электро-чем-то, что изобретут завтра)… Иван Князев: …был под учетом. Петр Шкуматов: …ему водительское удостоверение категории «М». И в этом случае можно будет чего-то от этого человека ожидать. Тамара Шорникова: Спасибо. Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок». Давай подведем итоги голосования. Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Итак, мы спрашивали, считаете ли вы, что человек на самокате – это пешеход? Сколько у нас ответило «да» в итоге? 13%. Иван Князев: Соответственно, все остальные 87 % ответили, что «нет». Тамара Шорникова: И что-то с этим нужно явно делать. Что – еще не раз к этой теме вернемся. А сразу после новостей в 13:20 наша «Тема дня». Сегодня говорим о травле в школах. Почему руководство школ зачастую закрывает глаза на эту проблему? Будем выяснять вместе с нашими гостями и с вами. Иван Князев: Оставайтесь с нами.