Александр Денисов: «Я полагаю, что все это следует сшить». В столице проходит Российская неделя текстильной и легкой промышленности, выставка дамского счастья: тканей, ниток, пуговиц, пряжи. Как известно, мы считались самой читающей страной, ну заодно еще и шьющей и вяжущей. Такими, похоже, и остались. Шьем даже крыло для новейшего МС-21 – там применяется ткань отечественного производства, углеродная, насколько я смог понять. Тамара Шорникова: И вообще легкая промышленность в России встает на крыло, выбивается в лидеры наряду с сельским хозяйством. Например, в этом году темпы роста отрасли по сравнению с предыдущим составили 15%. Производство одежды увеличилось на 5%, спецодежды – на 30%. Также стали больше выпускать трикотажа, ниток и тканей. Александр Денисов: И прежде чем приступить к обсуждению, давайте посмотрим картинки с выставки. Автор – Татьяна Григорьянц. И перейдем к обсуждению. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Мы хотим спросить у вас: когда вы приходите в магазин за одеждой, какую покупаете? Обращаете ли внимание, где это произведено – у нас или за рубежом? Важно ли это для вас? Как часто покупаете изделия российских дизайнеров, российских компаний? Позвоните и расскажите. Александр Денисов: И на связи со студией – Анна Богаделина, генеральный директор компании Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы». Анна Викторовна, добрый вечер. Анна Богаделина: Добрый вечер. Александр Денисов: Анна Викторовна, судя по заднему сиденью представительского автомобиля, все в порядке у нашей текстильной промышленности. Полна коробушка, есть и ситец, и парча, судя по выставке. Или не так? Анна Богаделина: Вы понимаете, обстоятельства такие, что приходится быть мобильной. И командировки – это как часть жизни. Поэтому и вы видите такую заставку. Александр Денисов: Ну, это прекрасно – быть мобильной. Как прокомментируете выставку? Действительно ли возвращается российская легкая промышленность? Рост – 15% – внушительный, по сравнению с прошлым годом. Анна Богаделина: Безусловно. Я считаю, что та ситуация, которую сейчас мы наблюдаем, закрытие границ – это только нам на руку. Это возможности для развития и именно завоевания внутреннего российского рынка наконец-то своими собственными производствами. Импортозамещение идет полным ходом. Тамара Шорникова: Анна Викторовна, расскажите немного о предприятии. 1820 год – год основания. В 2021-м «Шуйские ситцы» – это что за компания? Что вы производите? Кому это продаете? Вот 6,5 миллиона швейных изделий в год, я прочитала. Анна Богаделина: Да, нам в прошлом году исполнилось 200 лет, совершенно верно. Две тысячи работников – это наш коллектив. И каждый день мы занимаемся любимым делом, производим хлопчатобумажные ткани, производим комплекты постельного белья. Тамара Шорникова: И еще немного из истории. Например, шуйский купец Василий Киселев первый начал выписывать в Шую из Англии бумажную белую и красную пряжу. Сейчас «Шуйские ситцы» откуда выписывают ткани? Это российское производство? Или тоже из-за границы? Анна Богаделина: «Шуйские ситцы» ткани сейчас не выписывают, а производят сами и наносят на них рисунок, как мы сейчас видим на мониторах. Мы закупаем хлопок и начинаем первичную переработку: делаем нити, пряжу, дальше ткем, делаем заключительные отделки и, конечно же, шьем комплекты. Тамара Шорникова: А хлопок откуда? Анна Богаделина: Хлопок – это наши бывшие союзные государства: Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Да, конечно, политика Узбекистана ориентирована на то, чтобы максимально перерабатывать все сырье внутри страны, но тем не менее определенные квоты выходят и на российский рынок. Тамара Шорникова: И вы сказали, что пандемия помогает, закрыты границы – мол, это хороший шанс для наших отечественных производителей. А он в чем? Условно, закрыть границы, но сейчас очень много магазинов на любой вкус и цвет, много текстильной продукции. В общем-то, может обойтись, мне кажется, и тем, что есть еще на складе, наш покупатель. Его трудно просто так заманить. Анна Богаделина: Заманить покупателя, да, действительно, трудно, но тем не менее российские производители научились (с гордостью говорю за это) работать над продуктом. И мы все больше и больше появляемся на российских полках. Тамара Шорникова: То есть за это время у вас больше стали покупать? В чем прирост? В чем выгода? Анна Богаделина: Выгода в том, что иностранные участники рынка, российского рынка уходят с него и освобождают пространство. Соответственно, это пространство занимаем сейчас мы. Не столько спасибо пандемии. Пандемия – это как причина. Спасибо тем следствиям, которые мы наблюдаем, – закрытые границы. Плюс тренд, который сейчас очень активно развивается, тренд, ориентированный на внутреннее производство. И это касается любой страны, не только России. Сейчас подобную ситуацию мы наблюдаем везде. Активно Европа переносит производства ближе уже к своим точкам продаж. Есть масса таких примеров. И я это чувствую сейчас на себе, вижу на себе. У нас появляются новые контракты. Международные компании к нам приходят, и мы контрактуемся именно с той целью, чтобы на полки этих международных компаний мы вставали на российском рынке, замещая тем самым импорт. Александр Денисов: А комплект постельного белья сколько у вас стоит в среднем? Ну, хороший, стандартный. Анна Богаделина: Хороший? Знаете, разбег цен – от тысячи до четырех тысяч рублей, на любой вкус. Но мы гарантируем качество. Александр Денисов: А для вас это основной бизнес? Или вы решили войти, увидев, что есть перспектива, границы закрылись? Точнее, в 2000 году они были еще открыты. Ну, может быть, увидели возможности? Анна Богаделина: Что вы имеете в виду под «войти в этот бизнес»? Александр Денисов: Ну, я имею в виду – для вас это основной бизнес, связанный с тканями, с пошивом? Или, так сказать, какой-то еще дополнительный приработок? Почему вы решили этим заняться? Анна Богаделина: Ну, как я уже сказала, компании 200 лет. Но в той форме, как она существует сейчас, уже 20 лет, то есть компания полного цикла, начиная с прядения, переработки хлопка, ткачество, отделочные производства. Такую компанию 20 лет назад создал мой отец, Виктор Александрович. И для меня это не решение вдруг. Я всю жизнь работаю на «Шуйских ситцах», и все мои силы именно здесь. Александр Денисов: А отец имел отношение к советской индустрии, к советской промышленности? Анна Богаделина: Он пришел работать на фабрику «Шуйские ситцы» еще механиком, это был Советский Союз. Александр Денисов: Понятно. То есть это отрасль все-таки идейных людей, которые там будут работать и поддерживать просто потому, что им жалко это бросить, судя по всему, как вашему отцу. Анна Богаделина: Вы знаете, люди, которые приходят в легпром, даже если для них это решение произошло в течение каких-то обстоятельств (а я знаю таких людей), они влюбляются в легпром и просто остаются в нем навсегда. Александр Денисов: Зрители звонят, хотят пообщаться с вами. Тамара Шорникова: Сергей, Белгородская область. Давайте послушаем. Зритель: Да, здравствуйте. Я очень приветствую развитие легкой промышленности у нас. Дай бог ей здоровья и чтобы, как говорится, наше правительство всегда ее поддерживало. Вот будем с этого начинать. И я думаю, что все-таки постепенно… Не то что пандемия пройдет, а потом опять начнется какое-то схлопывание этого бизнеса или еще что-то, выход других. Понятно, что иностранные, так скажем, «акулы» наш бизнес могут немножко прикусить. Вот давайте все его поддерживать. Я призываю всех россиян больше покупать отечественного. А нашим производителям – производить больше своего, качественного товара, не идти на поводу легкого и дешевенького. Ну, все делать – и хорошее, и, скажем, по ценам нормальное. Александр Денисов: Сергей, спасибо большое, спасибо. Укроемся родным, так сказать. Анна, вот есть у нас примеры успешных компаний в текстильной промышленности. Когда у них определенный процент рынка набирается, определенные доходы (есть джинсовая компания), они быстренько перекидывают производства в азиатские страны, потому что там это и выгоднее. У вас нет таких нехороших планов? Анна Богаделина: Нет, у меня только хорошие. Александр Денисов: Расскажите. Анна Богаделина: У меня только хорошие – развивать, наращивать производство здесь, создавать рабочие места. Только такая задача. Тамара Шорникова: Саша много спрашивал про идею – мол, идейные ли люди в отрасли. А мне все-таки хочется про деньги. Сейчас это прибыльная история – легкая промышленность? Это прибыльный бизнес? Анна Богаделина: Вы знаете, считать нужно по году. В течение года ситуация может меняться по-разному. И наша задача – конечно, искать правильные нишевые какие-то решения, разрабатывать новые продукты. Да, в каком-то моменте один продукт может быть менее маржинальным, менее доходным. Но задача команды маркетологов и коммерсантов, конечно же, совместно с производством – разрабатывать такие продукты и искать такие решения, которые будут балансировать и эту ситуацию выравнивать. Александр Денисов: Анна, еще один вопрос – и отпустим вас. Швея сколько у вас в среднем получает? Понятно, от выработки, мы все это представляем. В среднем? Анна Богаделина: Вы знаете, у меня есть одна швея, очень талантливая женщина. Она не перерабатывает, она приходит на работу вовремя, уходит вовремя. Она пододеяльник шьет просто за один подход, без перехватов. И ее заработок может быть больше 60 тысяч рублей, 80. Ну а если говорить в среднем, то швея сейчас зарабатывает 35, 40, 45 тысяч рублей. Все дело в том, что ивановский рынок – он высококонкурентный именно по этой профессии. Как принято говорить, Ивановская область – это «русский Манчестер». И все производители ориентированы на выпуск конечного продукта в силу того, что максимальная добавленная стоимость формируется именно в конечном продукте. Для нас это постельное белье. Соответственно, без швеи, без этих золотых рук ну нам никак не обойтись, поэтому платить мало не получится. Александр Денисов: Конечно. Это же ваш основной капитал, Анна, это ваш основной капитал. Анна Богаделина: Да, да. Люди – это основной капитал, совершенно верно. Александр Денисов: Спасибо. Представительница «русского Манчестера» была у нас на связи, Анна Богаделина. И еще один у нас зритель на связи. Тамара Шорникова: Да, давайте послушаем Таисию из Воронежской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Таисия, вы покупаете российское? И что? Зритель: Да, я покупаю российское постельное белье, ивановское. Настолько хорошее, настолько качественное! А полотенца какие? А ткани? Бесподобные! Слава богу, что у нас эта промышленность стала работать так, как нужно. Качественно великолепное! И дай бог, чтобы так дальше пошло. И все товары должны быть наши. И хочу призвать, как из Белгорода сказал товарищ. Правильно, я вас призываю, покупатели, старайтесь выручать своего производителя! Вот Германия – молодцы, они всегда своего производителя поддерживают. Так и нам надо поддерживать своего производителя – тогда мы будем жить богаче. Александр Денисов: Таисия, спасибо большое. Ну что же, разобрались, есть у нас что постелить. А вот есть ли что надеть поутру и отправиться на работу? Давайте посмотрим наших корреспондентов и продолжим обсуждение уже с дизайнером-модельером. СЮЖЕТ Александр Денисов: Интересно! Спросим, почему это не хочет AliExpress допускать нас до рынка Европы с качественными товарами. Хотя, может, и к лучшему – все у себя будем одеты в отечественное. И наш следующий собеседник – Анатоль Вовк, историк моды. Анатоль, добрый вечер. Анатоль Вовк: Да, здравствуйте. Есть такая профессия – люди, изучающие историю в контексте экономических, социальных и других плоскостей нашей жизни. Тамара Шорникова: Анатоль, а можно сначала вас не как эксперта спросить, а как человека, который тоже ходит в магазин и покупает одежду: вы какую выбираете? Есть ли у вас любимые российские бренды, например? Анатоль Вовк: Ну, во-первых, я не знаю политику вашего канала, можно ли говорить бренды или нельзя говорить бренды. Вот это, наверное, важно сразу же оговорить. Тамара Шорникова: Хорошо. Сколько процентов российской одежды в вашем гардеробе, скажем так? Можете подсчитать? Анатоль Вовк: Я скажу так: наверное, 20%. Точно нет ни одной пары российской обуви, за исключением, наверное, двух пар, которые были изготовлены на заказ. В основном это одежда дизайнеров Санкт-Петербурга, потому что я живу в Санкт-Петербурге. Это, как я называю, высокомодные наряды, то есть те наряды, которые в Европе бы назвали нарядами высокой моды: с вышивкой или, допустим, костюмы, изготовленные на заказ, сшитые по моим меркам. Да, в Петербурге и вообще в России есть много талантливых дизайнеров, которые готовы создавать одежду на любой ценовой диапазон. Александр Денисов: Анатоль, я вас как историка спрошу: российскому президенту шьют костюмы из отечественной ткани или нет? Анатоль Вовк: Я историк моды, а это к моде не имеет никакого отношения. Это уже к имиджмейкерам и политологам. Александр Денисов: Да-да. Это же очень интересный вопрос. Анатоль Вовк: Конечно. Но это к политологам. Александр Денисов: Ну, безусловно. Но это и к моде тоже. Вот есть Aurus, президенту сделали. Соответственно, должны быть лучшие отечественные часы. Дальше идем по набору – лучший отечественный костюм, лучшее отечественное пальто. Анатоль Вовк: Я не знаю, простите, пожалуйста. Александр Денисов: Да, я знаю, что вы не в курсе. Ну, логично, согласитесь. А вот если мы пойдем дальше по джентельменскому набору – от автомобиля и дальше – костюм, пальто, ботинки. Есть ли шанс у российского потребителя озадачиться: «Вот хочу только свое русское», – пойти и все это купить, хорошее? Анатоль Вовк: Нужно начать с исторической справки. Вот россиянин, вообще русский человек, наверное, за последние века два-три всегда отрицал все отечественное, потому что мы всегда смотрели в сторону Франции, Англии, потом стали смотреть в сторону Америки. Мы почему-то считаем, что там лучше, чем у нас. Еще Мария Федоровна, супруга Александра III, писала своей сестре, Александре Датской, королеве английской, она говорила: «Когда приедешь в Россию, бери ткани и платья с собой, потому что в России их невозможно найти». Уже тогда была проблема с поиском хороших тканей. Конечно, мы изготавливаем бязь, ситец. Это очень хорошие ткани, они хорошо подходят для постельного белья, кому-то нравится. Вот я слышал, дама звонила и просто была в диком восторге, говорила, что ничего лучшего в своей жизни она не видела. Может быть, просто не с чем сравнить. Но, действительно, ткани для пошива, для изготовления пальто, например, как вы сказали, костюмов – они зачастую лучше за границей. И это не в пику нашим производителям, а просто так сложилось исторически. Нам есть что продавать: мы продаем нефть, газ, мы продаем золото, алмазы и все остальное. А в Европе нечего продавать, у них нет таких ресурсов, поэтому они и концентрируются на моде. Поэтому там государства спонсируют убыточную, например, высокую моду, потому что нужно задавать пример того, как это должно быть. Александр Денисов: Как у Пушкина: «Вкус голодный изобрел». Ну неужели? У нас же растет шерсть… точнее, делаем, есть своя шерсть, лен, ткани. Анатоль Вовк: Да делать можно все что угодно! У нас есть потрясающие производители кружева – например, вологодское кружево. Но, простите, вы видели вологодское кружево? Мотивы XIX–XX века, честно говоря, никому не интересны. Понимаете? Невозможно продавать на широкую публику то, что больше похоже на салфетку, которую обычно вешают на телевизоре. «Крестецкая строчка», они отошли от этого, они наняли хорошую команду, они создают действительно современную одежду. Да, она стоит дороже, скажем, масс-маркета, но вот вам пример, как можно адаптировать. Наши же производители не хотят адаптировать. Понимаете, однотипное постельное белье, однотипное кружево, которое уже, ну простите, пахнет пылью. Это не то что нельзя продавать, это можно продавать, но это не будет покупать молодежь. Нужно всегда ориентироваться на то, что происходит в стране, какие есть тренды, какие тенденции. Мы не можем жить по тенденциям XX века. Посмотрите… Александр Денисов: Хорошо, Анатоль, давайте тогда конкретно, давайте конкретно. И вы, и я, и Тамара – мы ходим в магазин. Летом решил купить костюм. Мне надоели эти западные «брюки-дудочки», обтягивающие. Когда сядешь – ты словно в чулках. Пиджаки обтягивающие. Я хочу купить нормальный костюм, стандартный. Я нашел русские, хорошо скроенные, сидят хорошо. А ткань – не фонтан. Вот это меня больше всего расстроило. Вот взять бы хорошую ткань и сшить вот точно так же, по лекалам… Шить научились, а ткани не очень хорошие. Анатоль Вовк: Ну, во-первых, давайте начнем с того, что не все, что делает Европа или, скажем, Америка, является вот тем, что вы описали. Не все идет в размерной сетке, скажем, slim или fit – то, что кажется нам «дудочками» или очень облегающим. Есть и вполне нормальные по размеру, oversize. Дело в другом. Дело в том, сколько вы готовы потратить на это, потому что в основном наш производитель ориентируется… Вы слышали, что сказала мадам из предыдущей фабрики? Она сказала, что от тысячи до четырех тысяч. Это средняя ценовая политика, средняя ценовая категория. Сколько мы хотим за хороший костюм? Сколько вы готовы потратить на хороший костюм? Скажите, пожалуйста. Александр Денисов: Я думаю, что хороший костюм стоит в районе 20–30, Анатоль. Я вот так считаю. Анатоль Вовк: Ну, это в среднем, скажем так. Александр Денисов: В среднем, в среднем, безусловно. Анатоль Вовк: Для того чтобы были хорошие ткани… Вот отнимите от этого работу портного или работу швеи, если мы говорим про фабрику. Отнимите транспортные. Плюс зарплата начальника. Ну и все остальное. Конечно, все хотят еще и заработать на этом. Поэтому и ткани такие. Если мы хотим ткани получше, приходится покупать подороже. Но это, между прочим, всегда правильный выбор, потому что такой костюм будет служить дольше, он не будет вытираться на самых стратегических важных местах и он будет служить очень долго. Александр Денисов: Анатоль, ну это смотря кем работать, какие стратегические места задействовать. Хорошо… Тамара Шорникова: Саша, пропусти Ольгу в эфир, пожалуйста. Александр Денисов: Да, сейчас пропущу. Хорошо, сколько тогда будет стоить хороши костюм, если 20–30 не годится? Сколько тогда нужно заготовить человеку? Анатоль Вовк: Нет, 20–30 – это средний ценовой. Хорошие костюмы, конечно, могут стоить и 50, и 60 тысяч, но это уже будет индивидуальный пошив. Вы сами придете и выберете ткани. Есть, конечно, и другие расценки, когда мы говорим, скажем, о нескольких сотнях рублей. Но это уже идет потом, конечно, по кошельку и по статусу человека, который покупает это. Тамара Шорникова: Ольга из Челябинской области… Анатоль Вовк: Причем они выглядят очень скромно. И вы никогда не скажете, что они столько стоят. Но они будут сидеть идеально, ни у кого не будет никаких вопросов к их цене. Александр Денисов: К стратегическим местам, да. Тамара Шорникова: Ольга, я пыталась приблизить час нашей встречи. Челябинская область на связи еще? Зритель: Да, здравствуйте, добрый вечер. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Зритель: Вот я хотела сказать, что… Я уж не знаю, тут можно говорить или нет. Например, я покупала в интернет-магазине пальто, выбирала. Ну, очень известное, финское, Finn Flare. Когда я его получила… Кстати, оно было великолепно сшита. Но когда я посмотрела, чье это производство, то это была Россия. Я очень обрадовалась. Это европейская марка. Допустим, продается вот так, через Россию в Европу, опять в Россию. В магазине, например, я таких не видела. Александр Денисов: Да, интересная история. Анатоль, что, с зарубежными названиями – это российские отечественные марки? Анатоль Вовк: Я бы хлопал и хлопал! Как вы думаете, Gloria Jeans, Carlo Pazolini – это все иностранные марки? Александр Денисов: Нет, Gloria Jeans основана бывшим цеховиком из Ростова. Мы знаем, Анатоль. Анатоль Вовк: Понимаете, это очень хорошая стратегия. Вот насколько русский человек не хочет покупать русское, и чтобы для того, чтобы это покупалось, мы должны назвать заморским словом. Это же ужасно! Александр Денисов: Ужасно хорошо. Спасибо, Анатоль. Анатоль Вовк у нас был на связи, историк моды.