Иван Князев: Чтобы безопасно кататься без проблем весной-летом, чтобы не было аварий, неожиданных поломок, велосипед все-таки нужно подготовить к сезону. А как правильно это сделать, на что обратить внимание? Вот в этом нам поможет сегодня разобраться наш эксперт на примере велосипеда Ксении Сакуровой. Ксюша сегодня привезла на работу своего двухколесного друга. Ксения Сакурова: Да. Друзья, я сама на нем, конечно, приехать не смогла, потому что он еще как раз к сезону не готов, но мы его привезли специально для того, чтобы поговорить о том, как его правильно обслуживать и как его готовить к сезону. Станислав, здравствуйте! Станислав Худатов: Здравствуйте! Иван Князев: Станислав Айзикович Худатов у нас сегодня в гостях, старший эксперт Велотранспортного союза. Здравствуйте! Ксения Сакурова: Станислав, вот все по-честному: стоял всю зиму на колесах, не по правилам, просто дома стоял в тепле, не в холоде. Ну и видно, что, как минимум, шины нужно накачать. А что еще нужно сделать перед началом сезона? Станислав Худатов: Проверить все крепежные детали, чтобы руль не скользил, чтобы он был хорошо закреплен к рулевой колонке. Тормоза были отрегулированы должным образом: не очень плотно, чтобы не переворачиваться при резком торможении, и достаточно хорошо, чтобы схватывать и обеспечивать эффективное торможение. Переключатель скоростей посмотреть: грамотно ли он переключает скорости, совпадают ли там все диапазоны или нет. Подтянуть спицы с тем, чтобы понапрасну не ломать обода. Ксения Сакурова: Вот так никогда не делала, кстати. Иван Князев: А что там у тебя со спицами? Давайте посмотрим. Да вроде ничего такие. Не, ну крепкие. Станислав Худатов: На самом деле, совсем необязательно самому этим заниматься. Сейчас практически любая веломастерская обеспечивает техобслуживание велосипеда, комплексное техобслуживание, проверяются все его системы безопасности. Поэтому ваш железный конь будет в прекрасной форме и доставит вам большое удовольствие. Ксения Сакурова: Что мы можем сделать прямо сейчас? Мы можем накачать, наверное, шины? И у меня всегда был вопрос: как это делать правильно? В смысле до какого состояния? Потому что я это делаю сама, естественно, как многие люди, но я не знаю, как правильно. Вот давайте мастер-класс сейчас, в прямом эфире. Станислав Худатов: Ну для таких шин не требуется очень высокое давление, где-то порядка 3, максимум 3,5 атмосфер. В отличие от шин шоссейного велосипеда, где давление должно быть не ниже 7 атмосфер. Ксения Сакурова: А это как-то нужно измерять перед тем, как накачивать? Станислав Худатов: На самом деле, обычно используются большие насосы с манометрами, и в мастерских они везде есть. Но в дальнейшем вы просто чувствуете, насколько плотной должна быть резина. Она должна быть достаточно хорошо накачена, чтобы вы, попадая в разные ямки, не губили камеру и не губили обод, и при этом она должна обеспечивать вам хорошую амортизацию. Ксения Сакурова: Давайте прямо сейчас попробуем, вы же пришли к нам не с пустыми руками, с насосом. Вот можно выйти сюда. Я буду ассистентом. Ваня, если что, ты нам тоже помогай. Иван Князев: Если что, я тебя подменю. Смотри, не испачкайся только. Ксения Сакурова: Слушай, я его помыла перед тем, как на телевидение привозить, все-таки вся страна увидит, ты что? А что у нас за насос такой? Станислав Худатов: Самый обыкновенный, переносной насос маленький. Ксения Сакурова: Обыкновенный. Давайте я его буду держать. Иван Князев: Мне кажется, это долго у вас. Станислав Худатов: Может быть. Я обычно использую большой насос. Иван Князев: Ну ладно, вы пока подкачивайте колеса, пока они у вас в нормальном состоянии не будут, а мы сейчас посмотрим вот что: чтобы безопасно перемещаться по городу, по загородным дорогам на велосипеде, все-таки важно знать правила дорожного движения, потому что велосипедист, напомним, это такой же участник дорожного движения, как и автомобиль. И желательно эти правила дорожного движения знать с самого раннего детства. И поэтому наши коллеги, наши корреспонденты опросили детей в разных городах нашей страны, знают ли они правила дорожного движения и правила перемещения на велосипеде, где можно ездить на велосипеде? И знаете, уважаемые телезрители, результаты нас несколько удивили. Вот сейчас посмотрим, вы пока тут подкачивайте, а мы узнаем, что отвечали нам дети, знают ли они правила дорожного движения, как правильно передвигаться на велосипеде? Станислав Худатов: Ну он несильно подкачал, потому что нужен хороший большой насос для этих вентилей. ОПРОС Иван Князев: Ну вот на пешеходном переходе нужно еще и спешиваться обязательно. Ксения Сакурова: Да, это по поводу правил дорожного движения. Пока вы смотрели, что дети отвечали, мы колдовали над велосипедом и вот что выяснили: Станислав сказал, что, оказывается, не с любым насосом к велосипеду стоит подходить. Давайте мы про это тоже поговорим. Как выбрать насос для той или иной разновидности шин? Станислав Худатов: Для шин с автомобильным ниппелем лучше использовать большой насос с манометром, он обеспечит высокое накачивающее давление, поэтому легко открывает этот ниппель и воздух заходит в камеру. Ксения Сакурова: Это вот как здесь, как на этом велосипеде, да? Станислав Худатов: Да-да. Ксения Сакурова: Поэтому мы тут возились-возились и поняли, что все-таки нужно будет делать это отдельно, это целое дело, мы не накачаем. Станислав Худатов: На моем шоссейном велосипеде это проще, потому что резина там более тонкая, мягкая и даже такой насос легко с ней справится. Иван Князев: Станислав, еще компрессором же подкачивают? Станислав Худатов: Конечно-конечно. Вы можете использовать автомобильный компрессор, выставлять его на нужное давление, 3,5 атмосферы, и он за вас прекрасно все это сделает. Иван Князев: Но на всякий случай еще раз тоже напомним и нашим телезрителям, что насос с собой желательно в дорогу брать, мало ли что случится. Станислав Худатов: Обязательно. В том случае, если вы прокололи камеру, вы сможете ее накачать, ну, может быть, не до самого высокого давления, но достаточно для того, чтобы благополучно добраться до места назначения. Иван Князев: Ну да, на какое-то расстояние хватит. Станислав Худатов: Конечно. Иван Князев: Станислав, я думаю, у наших телезрителей есть вопросы к вам. Станислав Худатов: Да, пожалуйста. Иван Князев: У нас сейчас на связи Лариса из Удмуртии. Лариса, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие! Я хочу вам рассказать о своем первом опыте езды на велосипеде. Иван Князев: Давайте. Зритель: Мне было всего 12-13 лет, сейчас мне 77, значит это было где-то в 1958 году. Мне папа купил велосипед. Это был чудесный дамский велосипед, у него была красивая такая сеточка сзади, был хорошо прикреплен насос, он был черного цвета с золотыми буквами. Это был чудесный велосипед и не тяжелый совсем: я его на 2 этаж замечательно сама носила. И вот таких велосипедов в поселке было мало, был у меня и у моей подруги, и мы катались на этом велосипеде. Причем как катались: раз велосипедов было мало, всем хотелось, так я крутила стоя педали, а на сидении на этом велосипеде сидела еще другая девочка. Он так долго мне служил, я уж уехала в Институт Казанский авиационный и подарила другой девочке. Это был замечательный велосипед. Спасибо производителям этого велосипеда! Но в каком городе он производился, я не знаю. В общем, чудесный, долгоиграющий аппарат, будем так говорить. Иван Князев: Да, Лариса, спасибо! Ксения Сакурова: Спасибо огромное! Станислав, вот мы говорим про велосипеды, и вот есть же такая шутка про изобретение велосипеда, дескать, зачем это делать? Но что-то новое сейчас изобретают, интересно? Я знаю, что вы тоже изобретатель и у вас тоже есть какие-то свои модернизированные современные устройства. Станислав Худатов: За последние 150 лет на изобретение велосипеда выдано 120 тысяч патентов. Это говорит о том, что человеческая мысль все время пульсирует и ищет усовершенствование. Велосипед – замечательное транспортное средство, признано одним из лучших 10 достижений человечества за всю его историю. Но у него есть свои недостатки: он открыт неблагоприятному воздействию внешних факторов среды: грязь, снег, дождь – все на себе. Он неустойчив на ледяной дороге зимой, он неустойчив, когда попадает в ямы, от которых никуда не деться. В связи с этим, проехав 60 тысяч км за последние 12 лет на велосипеде и летом, и зимой, и ночью, и днем, и в жару, и в стужу, я понял, что нужно изменить, как нужно изменить, и 5 лет назад приступил к реализации идеи электровелосипеда – веломобиля, трехколесного. Этот велосипед умельцы из Стамбула мне сделали. Ксения Сакурова: По вашим чертежам, да? Станислав Худатов: По моим не чертежам, по моим техническим заданиям. То есть все то, что я накопил за время эксплуатации велосипеда, все то я постарался реализовать в своих требованиях. Я его испытывал некоторое время, затем внес некоторые изменения и проехал в прошлом году 5,5 тысяч км на нем летом, зимой, на дачу и участвовал в выставках «Вело Парк», «Велокульт», было очень много вопросов, очень много пожеланий. Иван Князев: Станислав, это мы его сейчас видим? Ксения Сакурова: Да, вот мы сейчас показываем как раз. Станислав Худатов: Да-да. Он прекрасно показал себя и в жару, и в стужу. При минус 20 в нем комфортно, тепло. Иван Князев: Кстати, на таком велосипеде, трицикл фактически, на нем можно по тротуарам ездить? Станислав Худатов: Это велосипед и он имеет все права велосипеда. Ксения Сакурова: А от я сейчас заметила: все-таки обзор, наверное… Станислав Худатов: Изумительный обзор, он даже лучше, чем в автомобиле. Дело в том, что здесь, как и в первых автомобилях, используется подъемное переднее стекло, и поэтому во время дождя, особенно во время проливного дождя, когда на лобовое стекло сливается сплошная пелена, здесь ты видишь все гораздо лучше, чем в автомобиле, хотя у тебя нет никаких стеклоочистителей. Иван Князев: Станислав, сколько он стоит? Я хочу себе такой. Вы не планируете серийное производство? Станислав Худатов: Это коммерческий проект, и я планирую создать серийное производство таких машин, потому что он выполняет практически все транспортные задачи. Он может перевозить ребенка, в новой комплектации, когда он будет пошире и колеса будут интегрированы во внутрь, двоих детей, 150 литров багажное отделение, еще сбоку багажные пазухи. Иван Князев: Здорово! Станислав Худатов: И при этом он разборный: нос и хвост снимаются, его можно завозить даже в лифт и поднимать в квартиру для обслуживания, ремонта. Он не требует больших расходов на эксплуатацию, батарея двухкилограммовая, поскольку она используется в режиме помощи на подъемы, при трогании с места, хватает на 400 км. Иван Князев: В общем, нужно бы такой себе завести. Спасибо, что сегодня пришли в нашу студию! Ксения Сакурова: Спасибо огромное! Иван Князев: Станислав Худатов, старший эксперт Велотранспортного союза. И быстро подведем итоги нашего опроса «Любите кататься на велосипеде?»: 75% наших телезрителей ответили «Да». Ну все-таки мы велосипедная страна. Мы скоро продолжим, оставайтесь с нами.