Петр Кузнецов: Мы в прямом эфире, продолжаем говорить о нравственности, о вашей, о нравственности окружающих. Несколько сообщений по теме. «Я добрая от природы, но иногда приходится быть злой и безнравственной: люди вокруг доброты просто не понимают». Мне кажется, каждый из нас все-таки в какой-то момент, даже будучи максимально нравственным человеком, превращается в человека безнравственного, потому что окружение подбивает. Мария Карпова: Все виноваты. «Нравственность – это верность и счастье», - написали из Нижегородской области. Петр Кузнецов: Определение от Рамиля из Башкирии, еще он поздравляет всех с Международным днем нравственности: «Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость». Все собрали сюда, Рамиль, в это определение. «Мое мнение: чем больше денег, тем безнравственнее человек». «Стараемся сохранять нравственность и мораль, бытие у нас определяет сознание», - Самарская область. Мария Карпова: Мне очень нравится: «Нравственность – это внутреннее чувство, как не надо. Например, взрослому не следует разговаривать с соседом через окно, хотя нигде этот запрет не записан». Такое определение интересное, любопытное. Опять же, у каждого свои законы нравственности. Петр Кузнецов: Любопытное. Мне кажется, что многие сообщения... Тут почитаешь, и такое ощущение, что многие с коврика для йоги пишут сообщения. Настолько глубоко, что чувствуешь себя поверхностным. Станислав Лавров, учитель истории московской школы №1524, с нами на связи сейчас. Станислав Игоревич, с вами предлагаем поговорить о нравственности. Здравствуйте! Мария Карпова: Мы вас не слышим. Петр Кузнецов: Мы вас не слышим, вы не включили микрофон, наверное. Станислав Лавров: Так, все, включил. Петр Кузнецов: Теперь да. Из Омской области напоминают нам как раз, давайте с истории начнем. А, нет, не получилось. Мария Карпова: Как это безнравственно. Со стороны «Скайпа», естественно. Петр Кузнецов: Так вот, телезритель из Омской области... Давайте все-таки дождемся. Мне кажется, Станислав Игоревич быстро вернется. Мария Карпова: Давайте. Петр Кузнецов: Вот, Станислав, телезритель из Омской области пишет, напоминает нам: «Был моральный кодекс строителей коммунизма». Давайте как раз с истории... Опять вас не слышно. Станислав Лавров: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Все, отлично. Была же пропаганда норм правильного отношения к окружающим людям, к своей стране, которая начиналась раньше, в советские годы, с букваря. Я помню, открываешь первую-вторую страницу и там ты видишь портрет Ленина большой и главные слова: «Родина», «мама», «Ленин». Правильно ли так воспитывать нравственность? Если нет, то как это делать? И третий сразу же, вдогонку, вопрос: какую роль в этом играет школа? Станислав Лавров: Знаете, процесс воспитания очень сложный, субъектов много: это и ученик, это и учитель, это и родитель, это и администрация, это и государство. Именно поэтому это общее большое дело, которое нужно делать сообща. И в данном случае школа, как институт, тоже вкладывает туда непосредственно свою лепту. Прививается нравственность самыми разными способами, в частности, благодаря привитию нашего культурного багажа. В частности, даже вспомним детские стихи, Маяковский: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Вот оно, это базовые установки. Причем я отчасти не согласен с предыдущим выступающим: нравственность не может быть избирательной. Она, простите, есть по определению, это продукт человеческого развития. С ней не рождаются, ее прививают. Но нравственность и мораль – это то, что помогает человеку победить как минимум в себе животное. То есть перешагнуть через свое естественное начало и стать немножечко лучше. Мария Карпова: Но все-таки, если конкретно: какие качества мы хотим привить ребенку, если мы говорим о воспитании в нем нравственности? Станислав Лавров: Вы знаете, почти все, даже религиозные, структуры мира, почти все морали и этики, которые нам знакомы, основаны на некоторых базовых принципах. Один из них, в школьной программе сейчас это называется «Золотое правило нравственности»: «Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступили с вами». Это принципиальный, такой базовый момент существования любого цивилизованного общества. Это то общество, в котором каждый человек хотел бы сам жить. Естественно, он сам его формирует. Да, это требует некоторой зрелости и ответственности, ответственности перед собой, самоорганизации. Но тем не менее это базовые принципы человека, которого можно на всех основаниях назвать порядочным. Именно с такими принципами можно, например, победить какое-то человеческое отчуждение, разобщение, одолеть некоторые вызовы цивилизации. Благодаря, например, информационным технологиям уже доподлинно известно, что это во многом не сплачивает и не связывает, а наоборот, разобщает людей. Вот мораль и нравственность – это та самая панацея, которая поможет человечеству победить вот такие социальные невзгоды. Мария Карпова: В этом воспитании больше авторитета у родителей или у школы? Станислав Лавров: Знаете, в данном случае каждую ситуацию я бы рассматривал индивидуально. Так как дело общее, у кого бы ни было больше влияния, оно должно быть совместным и единонаправленным. Именно поэтому главное, чтобы была некоторая согласованность, чтобы учили одному и тому же. Мария Карпова: Вы как преподаватель можете оценить уже, как с каждым поколением меняется это понятие о нравственности, о морали? Станислав Лавров: Знаете, поколения разные. Если в советское время был очень сильный акцент сделан на коллективизм, в постсоветское время очень сильно перекос ощутился в сторону индивидуализма. Но при этом для этого и нужна смена поколений, чтобы каждое последующее чему-то училось у предыдущего. Опять-таки не лишний раз будет обратиться к культурному багажу. Если мы говорим про какую-нибудь капиталистическую мораль – пожалуйста: вспомним замечательный фильм «Гражданин Кейн» 1941 года или произведение нашего же Бунина «Господин из Сан-Франциско». Пожалуйста, верх индивидуализма. Именно такие примеры, иногда отрицательные, показывают вообще последствия личного морального выбора человека. И в данном случае именно моральность как сплачивающая идея имеет все перспективы. По крайней мере, решить многие вызовы современности. Петр Кузнецов: Давайте напоследок, Станислав, все-таки поймем: базовые принципы, основы нравственности – они должны быть на века, то есть не меняться, или все-таки подстраиваться под мир, который, соответственно, меняется? Станислав Лавров: Знаете, базовый принцип, сама суть его – я не скажу ни одного нового слова – она была сформирована еще до нашей эры. Но, естественно, трактовка, подача, расстановка акцентов, именно эффективный механизм по привитию и реализации всего этого, конечно, они должны ориентироваться на конкретное поколение, на конкретную культуру, на конкретную действительность. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Станислав Лавров, учитель истории московской школы №1524, наш эксперт и его мнение.