Станислав Симонов: Бабушки на лавочках играли очень важную роль – культурную, осведомительную, сдерживающую и воспитательную

Гости
Станислав Симонов
москвовед, историк

Мария Карпова: Тему дворов и дворовой культуры обсудим со Станиславом Симоновым, экскурсоводом-москвоведом. Станислав Юрьевич, здравствуйте.

Станислав Симонов: Здравствуйте.

Мария Карпова: Станислав Юрьевич, ну вот когда в наших городах появились дворы вот как настоящие пространства – с лавочками, ну скажем, там с беседками? И вообще, для чего это нужно было?

Станислав Симонов: Ну вот смотрите, корни появления в городе дворовой культуры, вот самые-самые корни можно отнести к крестьянской деятельности. Но до революции такой культуры не было. Она появляется после 1918 года, когда появляется такое понятие, как коммунальная квартира.

Коммунальная квартира в общем-то по идее, вот если так умом взять, идея неплохая. Ты живешь в коммуне, коммуна помогает друг другу. Ну ты, например, зубной техник, всей коммуне бесплатно лечишь зубы. Ты электрик – всей коммуне электричество чинишь и так далее. Вот отсюда идут эти корни. Другой вопрос, как это было потом, выглядело. Потому что люди разного образования, разных профессий, возраста, национальности, вероисповедания, оказывающиеся в одном замкнутом помещении, конечно, приводило к ужасающим вещам.

Но вот эта культура перешла во дворы. И вот начиная с 20-х годов ХХ века, потому что уже к 30-м годам ХХ века она сформировалась полностью. Я говорю сейчас о Москве, ну, наверное, и обо всем Советском Союзе. Это обязательно появление лавочек, обязательно появление стола какого-то общего, где можно было проводить время большим коллективом.

Обязательно появление бабушек на этих лавочках, потому что бабушки они играли очень важную роль – культурную, осведомительную, сдерживающую и воспитательную, как ни странно это может показаться. Потому что любой участковый подходил к бабушке и задавал вопросы. И она ответила бы вам лучше, чем любое справочное бюро, что там происходило в подъезде, что происходило в этом доме и так далее.

Но самое главное – это культура воспитания молодежи. Она, конечно, была очень странная, и, конечно, там было много элементов, связанных, ну скажем так, не совсем законных элементов. То есть я очень хорошо помню, как дети развлекались не только играми, вот то, что вы сейчас перечисляли, там Казаки-разбойники, штабы, военные, индейцы и все прочее, прочее, развлекались тем, что ну просто шутили над соседями. Вот, например, такие вещи, их было очень много у нас, например, в культуре. И это все давало возможность, во-первых, понимания коллектива…

Мария Карпова: Да, но ведь в какой-то период появились то есть огромные дворы, то есть вот сталинские дворы. Как тогда изменилась дворовая культура?

Станислав Симонов: Знаете, сталинские дома еще сохраняли дворовую культуру, потому что при каждом сталинском доме обязательно была какая-то детская площадка, какое-то пространство. Обязательно была коробка. Коробка – это место, где можно было играть в футбол, в волейбол, это летом, а зимой, соответственно, в хоккей. Она коробка называлась. Обязательно существует школьный двор. Он притягивал. Это было место сбора после занятий, неформального сбора.

А вот когда появились огромные человейники уже панельно-блочные, это 1970-1980 годы, культура продолжала сохраняться, но она уже стала исчезать. И сейчас она практически уходит на нет. Почему? Потому что ну, наверное, и в вашем доме вы не всех жителей подъезда знаете, может быть даже не всех жителей этажа своего знаете.

Мария Карпова: Ну вот вы считаете, что дворовая культура, все, она вымерла, больше ее нет? То есть ее больше не будете, и она никак не эволюционирует? Просто они меняются.

Станислав Симонов: Нет, она эволюционирует, понимаете, но в худшую сторону, потому что, например, дворовая культура – это обязательно голубятни.

Голубятник появляется в 1957 году. Многие плохо знают, что это такое. Надо было выпустить 300 000 голубей на открытии вот этого Международного фестиваля молодежи и студентов. А где их было взять? И вот тогда начали насаждать культуру (это государственная программа была), культуру голубей. А эта культура голубей приводила к тому, что людей притягивали животные, можно было их купить, обменять, украсть, найти украденного, проводить время, соответственно вокруг всего этого дела. Сейчас борьба идет с голубями, их становится все меньше и меньше. И поэтому исчезает культура.

Мария Карпова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Отдельная даже тема, еще одна из этой вытекает, из нашей большой. Спасибо. Станислав Симонов, экскурсовод-москвовед.

Мария Карпова: Голубятен нет, но голуби-то остались во дворах, к сожалению.

Петр Кузнецов: А что ты сразу на меня смотришь? А, во дворах остались, да. Их очень много.

Очень много ваших сообщений. Мы еще подумаем, может быть еще на этой неделе, ближе к выходным, эту тему повторим.

Мария Карпова: Обязательно. Очень интересно. Очень много сообщений, очень много фотографий, которые мы не успели показать. Петр Кузнецов.

Петр Кузнецов: Мария Карпова. До завтра. Оставайтесь с нами на ОТР.

Мария Карпова: Пока.