Мария Карпова: На связи Станислав Симонов, экскурсовод, москвовед. Станислав Симонов: Здравствуйте. Мария Карпова: Станислав Юрьевич, если говорить про Масленицу на примере больших городов. Вот как, например, Масленица из деревень пришла в ту же Москву? Петр Кузнецов: И как она изменилась или не изменилась? Станислав Симонов: Ну, собственно говоря, Масленица — это весенний праздник, безусловно. Праздник начала нового года, потому что вот это появление Нового года с 31-го на 1-е января — это абсолютно искусственное такое изобретение Петра I, а вообще традиционно либо осенью заканчивается год, почему заканчивается сбор урожая, либо весной, потому что пробуждается природа. Ну как она переползла? Да как все переползает, мы же жили не всегда в городах, когда-то это были поселения деревенские, значит, соответственно, блин — это такая штука, связанная с Масленицей, что, собственно говоря, как без него может обойтись русский человек? Мария Карпова: Ну, просто кажется, что в больших городах празднования Масленицы переросли в какой-то нечеловеческий масштаб, нечеловеческий в буквальном смысле слова, потому что это ряженные, драки, люди объедались. Почему в таком масштабе это все праздновали? Станислав Симонов: Ну, человек должен отдыхать, праздник у него в душе должен быть какой-то, очевидно совершенно. Ну и город, конечно, вбирает в себя все эти традиции деревенские в том числе. Ну и конечно, блины. Блин — это национальное блюдо, его никак не оторвать от Масленицы и Масленицу от блинов не оторвать, вот так и переползает, кушать-то хотят, праздновать хотят. Мария Карпова: А драться почему хотят? Станислав Симонов: Что? Мария Карпова: Драться почему хотят? Кулачные бои. Станислав Симонов: Вы про Россию говорите? Мария Карпова: Да, конечно. Станислав Симонов: Ну, единственный вид спорта, который практиковали русичи, до недавнего времени — это коллективные массовые драки. Это вид спорта был, понимаете, какая штука? Показать удаль молодецкую, у нас это в психологии всегда. Мария Карпова: Поэтому это тоже включили в Масленичные гуляния? Станислав Симонов: Конечно, конечно. Петр Кузнецов: А мы можем зафиксировать какой-то день, год, когда впервые масленица в большом городе начала отмечаться? Станислав Симонов: Невозможно это сделать. Масленица — это языческая традиция. Масленица — абсолютно языческая традиция. Заканчивается зима, начинается новый год. Соответственно, в момент новогодний и появляется. Город как можно зафиксировать? Города появились, тогда и появилась Масленица, они с деревень пришли. Петр Кузнецов: Хорошо, Станислав Юрьевич, а в каком виде все эти отмечания до сегодняшнего большого города дошли, как это сейчас выглядит? Много ли отпало, что появилось со временем? Станислав Симонов: Смешение всего. Мы говорим о христианстве, а тем не менее масленица — это абсолютно языческий праздник. И тем не менее мы живем в этом, одновременно и в том, и в другом мире. Появление множества информации добавило в Масленицу всевозможные и развлечения, и пищу, и что-то еще. Вот так. Петр Кузнецов: И в том числе там блины — это уже не главный герой получается. Мария Карпова: Спасибо, Станислав Юрьевич Петр Кузнецов: Да, спасибо большое. Мария Карпова: Станислав Симонов был с нами на связи, экскурсовод, москвовед.