Иван Князев: Тема вот какая. В Саратовской области пожилая женщина, поверив обещаниям компенсации за купленные несколько лет назад лекарства от диабета, перевела злоумышленникам более 100 тысяч рублей. Мошенники объясняли, что деньги необходимы были для оформления документов. Немногим ранее жертвой такой же схемы стал пенсионер в Подмосковье. Дарья Шулик: Ну, согласно печальной статистике органов внутренних дел, треть всех мошеннических преступлений совершается против пожилых людей. Они оказываются самой легкой добычей, потому что плохо ориентируются в мире новых технологий и привыкли безоговорочно доверять всем, кто произносит слова «соцслужба», «служба поддержки» и прочее. Кто и как обманывает наших пенсионеров? И как не попасться на уловки мошенников? Давайте разбираться вместе с вами и вместе с нашими экспертами. Сейчас у нас на связи Алексей Токарев, адвокат. Алексей, здравствуйте. Иван Князев: Да, и вы, друзья, тоже нам звоните. Если попадали в такие истории, как из них потом выкручивались, сколько денег потеряли? Или, может быть, звонят вам, вы не повелись на уловки мошенников? Здравствуйте, Алексей. Алексей, ну это, понимаете, уже не кибермошенничество какое-то, здесь уже выплаты пообещали, здесь уже... Вот что это вообще за схема? И как, на что здесь обращать внимание? Дмитрий Ибрагимов: Добрый день. Во-первых, я Дмитрий. Иван Князев: Дмитрий Андреевич Ибрагимов? Дмитрий Ибрагимов: Да-да, все верно. Дарья Шулик: А, у нас другой эксперт! Да, мы подключили другого эксперта, просим прощения. У нас на связи Дмитрий Андреевич Ибрагимов, эксперт по кибербезопасности Главного управления Банка России. Иван Князев: Просим прощения, Дмитрий Андреевич. Дарья Шулик: В принципе вопрос может быть тот же. Насколько вообще сейчас распространены вот такие вот мошеннические действия, скажем так? И как от них защитить наших пенсионеров, да и нас, собственно говоря, тоже? Дмитрий Ибрагимов: Да. К сожалению, очень распространены и все больше и больше растут. То есть о чем можно здесь говорить? Только за первое полугодие в этом году Центробанк зафиксировал операций без согласия клиента на более чем 4 миллиарда рублей, и это на 38% больше, чем в аналогичный период в прошлом году, вот. И мошенники атакуют по всем фронтам, то есть и с помощью звонков, и через интернет, и на фоне пандемии выросла активность телефонных мошенников. То есть за полгода количество звонков и телефонных мошенников выросло вообще в 3 раза. Иван Князев: Дмитрий Андреевич, скажите, пожалуйста, как в таких ситуациях действовать? Ну вот смотрите, человек поверил там кому-то, перевел деньги, чтобы ему вычетом назад вернули. Ну хорошо, а их вернуть-то можно? Вот они ушли на какой-то счет, я через 5 минут спохватился – все, их уже оттуда не достать? Дмитрий Ибрагимов: Нет, здесь, конечно, надо разбираться в каждой конкретной ситуации, потому что есть механизмы. Есть механизмы по блокировке трансакций, которые производит банк. Есть системы по борьбе с мошенничеством, которые приостановят операции, если у нее есть признак мошеннической, например, если этот счет получателя уже был задействован в мошеннических схемах или если устройство, с которого производится операция, было задействовано в мошеннических схемах, или если сам характер платежа не свойственен клиенту. Но это то, как остановить платеж. Если платеж совершен уже, тут тоже нужно понимать, что банк обязан вернуть деньги клиенту кроме тех случаев, когда клиент сам выдал конфиденциальную информацию и от его имени совершили этот перевод денег. Иван Князев: Но клиент опомнился, вот сейчас вот буквально, 5 минут... Здесь же, понимаете, каждая минута дорога. Клиент понял, что его обокрали, – что мешает заблокировать тот счет, сразу арестовать его, не дать ни снять с него, ни перевести? Дмитрий Ибрагимов: Нет, конечно, здесь все зависит от времени реакции. Банки тоже заинтересованы в том, чтобы помочь клиенту. Но если эти деньги уже физически, их вынули из банкомата и унесли, в этом случае, конечно, уже не остановить, в этом случае только обращение в правоохранительные органы и сообщение о совершении против человека преступления. Иван Князев: А так теоретически, если в банк позвонил, то счет могут арестовать? Дмитрий Ибрагимов: Нет, конечно, могут приостановить. Если человек тут же опомнился, сообщил в банк, то банк, естественно, предпримет все возможные меры по предотвращению совершения операции с этим счетом. Иван Князев: И никаких заявлений писать не надо? Дмитрий Ибрагимов: Здесь надо в первую очередь связаться с банком и уже действовать совместно со специалистами банка. То есть, скорее всего, если была совершена какая-то несанкционированная операция, то, скорее всего, потребуется заявление о том, что вы не согласны с проведением этой операции. Но опять же повторюсь, это все зависит от каждой конкретной ситуации. Дарья Шулик: Дмитрий Андреевич, а насколько сейчас остро стоит проблема вот этих сайтов-клонов, когда человек, находясь на, казалось бы, сайте, на котором он должен находиться, и проводит какую-то операцию финансовую, отправляет свои деньги, и потом выясняется, что это просто такой же сайт, как ему нужно, но совершенно незаконный. Как понять, что ты находишься не на том сайте, скажем так, чтобы не те, кто нужно, не списали твои денежки кровные? Дмитрий Ибрагимов: Да, к сожалению, эта проблема очень актуальна, причем она актуальной становится под такие вот события, то есть в данный момент, под Новый год. Совсем недавно это была черная пятница, до этого были какие-то другие темы с выплатой пособий, с пандемией. То есть в любом случае тут нет конкретных прямо решений, что вот я смотрю на этот сайт и он мошеннический, потому что понятное дело, что мошенники когда создают сайты, они делают их максимально похожими. Дарья Шулик: Ну конечно, в этом их задача, безусловно. Дмитрий Ибрагимов: Да. Какие признаки? Во-первых, в адресной строке чтобы было правильно написано наименование сайта. Чтобы было установлено защищенное соединение, то есть стоял «замочек» в браузере рядом с наименованием. Но это тоже не является панацеей, потому что тот же самый «замочек» лишь означает то, что защищено соединение между вами и этим сайтом, то есть вся информация, которая передается, не будет доступна третьим лицам, но это никак не защищает вас от того, что сам сайт... Иван Князев: ...фейковый. Дмитрий Ибрагимов: ...фейковый, да, что он поддельный. Иван Князев: Понятно. Спасибо большое. Дарья Шулик: Спасибо. Иван Князев: Дмитрий Ибрагимов, эксперт по кибербезопасности Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу, был с нами на связи. Звонок у нас есть. Дарья Шулик: Александр из Екатеринбурга к нам дозвонился. Александр, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Дарья Шулик: Слушаем вас. Зритель: Ну, я вот посмотрел «Пенсионеров обманывают». Я уже пенсионер, мне 62 года. У меня была ситуация такая, ну тоже решили как бы снять деньги с моей кредитной карты. Но в последний момент... Я объясню ситуацию сразу. Был звонок, типа банк, «Сбербанк России», представились, все хорошо, прекрасно: «Мы хотим проверить, как у вас там на карте, все нормально не нормально, 16-значные цифры перечислить, потом спереди, сзади карточку продиктовать, что там написано...» И меня уже в последний момент остановило, когда надо было 3 цифры, код, чтобы доступ сделали, ну и как щелкнуло у меня в голове, и я остановился. Грубо говоря, может быть, грубо, но я им ответил, далеко чтобы они пошли, ну образно к терапевту. Иван Князев: Честно говоря, правильно сделали. А ведь рассказывали, наверное, все гладко, да? Зритель: Гладко все рассказывали. И сейчас у меня вот очень много звонков бывает на мой телефон, видимо, мой телефон высветился в этой, как его сказать... Иван Князев: Ну в базах у них засветились вы, в общем. Зритель: …ну вот которые обманом занимаются. Дарья Шулик: И теперь вам все названивают. Зритель: Они типа система, «мы «Сбербанк России», все такое, красиво рассказывают: «Буквально в течение 10 минут у вас были какие-то перечисления денег, вы кому-то перечисляли?» Даже вот сегодня уже было. И как бы вам объяснить, получилось такое, они говорят: «Вы перечисляли сегодня, 10 минут назад?» Я говорю: «Ага, 2 миллиона подруге своей, любовнице, пусть она себе ни в чем не отказывает». У них там был перерыв небольшой, а потом говорят: «Ну пошли бы вы, Александр, далеко...» Иван Князев: А вы бы им в ответ все так же. Молодец Александр, правильно, так и делайте дальше с ними. Дарья Шулик: Спасибо, спасибо, Александр. Чтобы неповадно было, да. Ну что ж, а у нас наконец-то на связи Алексей Токарев, адвокат. Алексей, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Алексей. Алексей Токарев: Добрый день. Слышно меня хорошо? Иван Князев: Да, слышим. Дарья Шулик: Да, слышим вас. Иван Князев: Ну вот все-таки тогда уже хотим узнать вот об этой новой схеме мошенничества. На что здесь обращать внимание? Потому что, я так понимаю, из налоговой просто так вам никто не позвонит. Алексей Токарев: Для начала нужно понимать, что ни один государственный служащий не обременен обязанностью звонить и сообщать о наличии какой-либо льготы либо о наличии какой-либо выплаты. В любом случае любые выплаты и льготы носят заявительный характер, и для начала, чтобы получить такую льготу, нужно подать заявление, в противном случае это не будет реализовано. Соответственно, для того чтобы что-то сделать, нужно делать свою волю, подать заявление, и только после этого может позвонить государственный служащий, проинформировать, что да, есть та или иная льгота, вы можете ее получить в том или ином виде. Но между тем, даже если вам звонит государственный служащий, к примеру этот случай произойдет, вы должны понимать, что он никогда не будет требовать от вас персональные данные, в том числе номер карты, CVC-код либо еще какие-либо данные. Все данные, которые вы можете указать, – это только расчетный счет, и это все будет указано в заявлении, которое вы подаете в орган государственной власти либо в МФЦ, больше от вас ничего не потребуют. Даже если позвонят, максимум, что спросят, – это как вас зовут, чтобы удостовериться, с тем или не с тем лицом общаются, но не больше, ни адрес проживания, ни дату рождения, ни чего-либо иного, и уж тем более в каком банке открыт расчетный счет. Таким образом, получение денежных средств совершенно не требует предоставлять ключи доступа от ваших расчетных счетов, к коим относятся платежная карта, CVC-код, ее номер. Нужно быть внимательным и осмотрительным, когда у вас спрашивают данные о карте либо иные какие-либо ваши персональные данные. Иван Князев: Ну, вот это тот случай, когда наша система оказания услуг работает нам на руку: никто никогда не позвонит вам и не предложит, что вам что-то где-то положено, какие-то вычеты и льготы. Если такое происходит, 100% мошенники, точно не из налоговой и не из МФЦ. Алексей Токарев был с нами на связи. Дарья Шулик: Да. А мы переходим к нашей следующей теме.