Ольга Арсланова: Ну что, и как обещали… Антон Алфимов: У нас тут в студии стало поспокойней. Все встало на свои места. Ольга Арсланова: Да. Самое время поговорить о еде. Говорить о еде при мини-пиге было неловко, а сейчас можно. Антон Алфимов: В частности. О стартапах в общем. Бесконечно модная сегодня история. Не знаю, модная или прибыльная. Выясним все это у предпринимателя Сергея Королева, который сегодня у нас в студии. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Сергей Королев: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Ну, как говорят многие специалисты, разные бизнесы схлопываются, падают на фоне финансового кризиса, а вот стартапы в области питания почему-то себя очень хорошо ощущают. Так ли это? И если да, то как вы можете это объяснить? Сергей Королев: Ну, действительно, стартапы в сфере питания, мы за ней следим, они действительно развиваются. Мы, например, начинали около года назад, когда, собственно, уже был кризис. И вот, когда мы начинали, было около пяти сервисом по именно доставке готового здорового питания, а сейчас, ну вот за этот год, их появилось больше 30 только за год. Ольга Арсланова: И они продолжают работать? Сергей Королев: Ну, какое-то время они работают, пока еще, на мой взгляд, слишком мало времени прошло, для того чтобы определить продолжительность, но тем не менее, да. Ольга Арсланова: Ну, давайте, чтобы мы вошли в тему и наши зрители с вами познакомились, посмотрим сюжет о вашем бизнесе и обсудим его. Рабочий день Игоря Бирюкова начинается в 5.30. Чтобы его клиенты успели позавтракать перед работой, пакеты с едой нужно развезти до 9 утра. Игорь Бирюков, курьер: Некоторые заказы доставляем людям прямо на работу. Там уже время идет с 10 до 11 в этот промежуток времени, то есть соответственно, чтобы человек мог получить полноценное питание на весь день. Сегодня в графике Игоря 20 адресов в одном районе. На каждый отводится всего по 7 минут. В бумажных пакетах – готовая еда, которую нужно только разогреть в микроволновке. Оптимальный выбор для тех, кто не умеет или не хочет готовить сам. Как правило, это холостяки, трудоголики и сторонники диет. Виктор Хабусов, клиент сервиса доставки еды: Это очень сильно экономит мое время. Во-первых, не нужно ходить по магазинам, не нужно готовить, не нужно мыть посуду. Меню обновляется каждый день, чтобы не приедалось. Содержимое пакета рассчитано на 5 приемов, так, чтобы быть сытым, но без вреда для фигуры. Дневной рацион Виктора и других клиентов сервиса повара готовят ночью. Кирилл Климов, шеф-повар: Мы не добавляем масла, мы обжариваем нашу продукцию на тефлоновых поверхностях и запекаем в конвекторах. Также соли мы не используем. Для тех людей, которые не могут жить без соли, мы добавляем в наши наборы пакетики маленькие с солью. Соль мы не используем, мы заменяем соль соусами, соусом Терияки. Основали компанию три друга, которые любят вкусно поесть, но хозяйственными женами еще не обзавелись. Сергей Королев: Мы пришли к тому, что нам нужно правильно питаться, для того чтобы достигать успехов в спорте и выглядеть хорошо, и начали сами себе готовить, собирали себе контейнеры, готовили, ходили вечером по магазинам. И это, на самом деле, отнимало очень много времени, потому что мы помимо этого еще и работали. Соответственно, мы изначально нашли женщину, повара, которая готовила нам на дому, просто для нас, для себя фактически. После этого наши друзья стали к нам обращаться: а, пожалуйста, добавьте и нас тоже. В конце прошлого года, когда количество желающих перевалило за сотню, Сергей Королев начал продавать еду промышленными масштабами. Арендовал кухню, нанял команду поваров, администраторов и курьеров. Изначальных инвестиций было 120 тысяч рублей, сейчас оборот компании 2,5 миллиона рублей в месяц. Экономический секрет стартапа – правильное распределение денег. Сергей Королев: Во-первых, мы готовим ночью, и это позволяет нам делить, собственно, производственную мощность с другим нашим партнером, который готовит здесь днем для ресторана. Соответственно, мы также делим и объем закупаемой продукции, соответственно, мы закупаем уже в два раза больше продуктов, чем закупал бы каждый из нас по отдельности, соответственно, мы тем самым можем обеспечить невысокую закупочную стоимость. А в Санкт-Петербурге уже третий год работает сервис доставки еды по принципу "сделай сам". Клиенту привозят домой коробку натуральных продуктов для приготовления пяти полноценных ужинов и журнал с оригинальными рецептами. Все наши ингредиенты имеют надпись, здесь написано, в какой день, в какое блюдо это идет, что это за продукт, чтобы человеку было легко это найти. Помимо мяса, у нас томаты в собственном соку, сыр, йогурт, сливки – все это хранится при температуре +2…+4, соответственно, они спокойно сохранятся довольно долгий период. Идею для бизнеса Михаил Перегудов взял у американцев – там доставка еды на дом довольно популярная услуга. У нас это почти свободная ниша. На то, чтобы разрекламировать доставку мытых и расфасованных продуктов по магазинным ценам, у компании ушло более полугода. Михаил Перегудов: Наиболее постоянные клиенты, которые постоянно заказывают, из недели в неделю, - это люди, наверное, от 35, может быть, от 33 и выше. И это, как правило, семьи. То есть у нас коробки либо на двоих, либо на четверых. И это обычно семьи. У нас большая часть – это семьи с детьми. Елена Павлова живет за городом, поблизости магазинов нет, но это не мешает молодой маме ежедневно баловать семью вкусностями. Елена Павлова: Очень удобно, что все дозировано, потому что ничего не выкидывается, ничего не портится, ничего не бывает лишнего. Специй иногда бывает больше, чем нужно, у меня их уже целая коллекция, я их вообще не покупаю. Сейчас у сервиса больше тысячи клиентов. Владельцы стартапа планируют выручить в этом году больше 100 миллионов рублей. Ольга Арсланова: Главный вопрос, который у меня возник, пока я смотрела этот сюжет. Это же намного дороже, чем покупать продукты в магазине традиционным образом и готовить. Людей это не пугает? Сергей Королев: На самом деле, это не настолько дороже, как кажется. Если стоит задача вести здоровый образ жизни, питаться правильно, не просто покупать пельмени или полуфабрикатные котлеты, а действительно следить за теми продуктами, что ты покупаешь, на самом деле, это не так дешево, как кажется. И мы, собственно, так как мы сами пришли к этому просто практическим образом к этому бизнесу, мы сами сначала сами себе готовили и покупали правильные, здоровые продукты, и в принципе на человека это выходило около 20 тысяч рублей в месяц. На самом деле, сервисы доставки питания сейчас достигли такой цены, которая конкурирует с ценой, если человек просто ходит по магазинам. Антон Алфимов: А вы заключаете именно месячные какие-то договоры или ваши клиенты платят вам именно за… Сергей Королев: Не обязательно месячные. Мы, например, работаем так, что есть возможность попробовать один день, потому что… Антон Алфимов: Ну, попробовать – это понятно. Сергей Королев: А так – либо две недели, либо месяц, потому что, во-первых, если человек нацелен на какой-то результат, во-вторых, для того чтобы клиент прочувствовал все плюсы сервиса, нужно какое-то время. Если два дня, то это, скорее, развлечение, чем действительно… Антон Алфимов: Ну, может быть, кому-то захочется у вас брать еду раз в неделю. Сергей Королев: Если раз в неделю, у нас, по крайней мере, в нашем сервисе есть возможность приобрести подписку на несколько… Например, на две недели, но распределить ее по тем дням, которые удобны. Потому что кто-то ездит в командировки, кто-то работает посменно. Антон Алфимов: И сколько стоит день? Сергей Королев: День стоит, в случае, если человек заказывает на месяц, день стоит 1090 рублей. Ольга Арсланова: Но при этом, вспомним, что нет обжарки на масле, все специи только из здорового питания, из правильного питания. Сергей Королев: На самом деле, нет действительно обжарки, нет каких-то соусов майонезных – только натуральные, которые мы готовим самостоятельно. Специи мы используем, но, безусловно, те специи, которые, скажем так, можно употреблять, а во-вторых, в объемах не очень больших. Плюс соль, конечно. Ольга Арсланова: Вы видите рост спроса людей на здоровое, правильное питание в нашей стране. Или все-таки финансовый кризис в этом плане не очень хорошо сказывается на эстетических и прочих пристрастиях? Антон Алфимов: Пачка пельменей, например, хороших стоит 500, будет стоить 600 рублей. Ольга Арсланова: Но ее хватит надолго. Антон Алфимов: На двоих, да. Ольга Арсланова: Ничего себе вы едите. Так. Сергей Королев: На самом деле, я считаю, что мы видим, на самом деле, рост, безусловно. Мы, к сожалению, не можем сравнить с докризисным моментом, потому что мы начинали уже в кризис, когда экономическая ситуация ухудшалась, поэтому мы в общем-то рассчитываем, что, когда экономика начнет расти, мы в общем с ней тоже начнем расти еще быстрее. Антон Алфимов: А почему, вот, вы решили сосредоточиться именно на здоровой еде. Сейчас ей, вроде, все занимаются, кому не лень. Фермерские продукты разнообразные появились. Почему не занялись, я не знаю, вредной едой? Я бы занялся вредной едой, коптил бы ее каждый вечер на костре и развозил бы людям. Сергей Королев: Дело в том, что мы, как потребители просто и как клиенты сами, не ощущаем нехватки во вредных сервисах, доставке вредной еды, каких-то ресторанов. Антон Алфимов: Ну, не знаю, бывает же жареная еда, китайская еда, какая угодно еда. Ольга Арсланова: В любом магазине за три копейки. Сергей Королев: Ну, на самом деле, год назад, когда мы, когда все это началось, у нас появилась проблема: мы попытались найти какой-то сервис, потому что мы сами устали себе постоянно готовить контейнеры, коробочки, пытались найти сервис, в котором мы можем заказать себе еду, и мы не смогли найти сервис, который, по нашему мнению, соответствовал бы правильному соотношению цена-качество. Все было либо очень дорого, либо некачественно. Ольга Арсланова: Ну, и потом, почему очень многие люди срываются с правильного питания? Нужно же постоянно это готовить, постоянно выбирать именно нужные продукты, постоянно тратишь огромное количество времени на это, потом ты все это очень-очень долго готовишь и понимаешь, что при современном ритме нет у среднестатистического человека времени, чтобы три раза в день себе что-то там готовить, даже на один раз не всегда хватает. География у вас какая, вот что интересно. Сергей Королев: Мы сейчас работаем в Москве, причем много заказов в том числе из Московской области. Мы пока, скажем так, доставляем выборочно, но тем не менее, планируем географию расширять и планируем начинать работать в регионах. В том числе нам очень много пишут из регионов, просят открыть наш сервис в регионах, хотя и в тех регионах, например, в Питере, где есть аналогичные сервисы, но тем не менее, нам пишут, говорят, что мы очень хотим, что вы у нас открывались. Антон Алфимов: Им бренд нужен или они сами готовить не умеют? Сергей Королев: Нет, нужен просто качественный сервис, то есть все умеют качественно готовить – и я умею, и вы умеете. Антон Алфимов: Я не умею. Ольга Арсланова: Я тоже. Сергей Королев: К сожалению или к счастью. Тогда вы наши потенциальные клиенты, да. На самом деле, вопрос-то в экономии времени. То есть мы действительно экономим 8 часов на походы в магазины. Антон Алфимов: То есть это ваши потенциальные клиенты просят вас открыть? Я думала, вы партнеры какие-то имеете в виду. Понятно. Как-то раз на форуме стартаперов я увидел, услышал довольно интересную мысль, что, если вы хотите заниматься бизнесом, то ни в коем случае не лезьте в еду, потому что вас там замучают Санэпидемстанция, Роспотребнадзор и так далее. Как с этим? Сергей Королев: На самом деле, мы тоже изначально переживали по этому поводу, но тем не менее, решили попробовать, и я могу сказать, что наша схема, когда мы работаем на кухне с нашими партнерами, в общем-то это избавляет нас от большого количества проблем, потому что мы, ну скажем так, вместе поддерживаем состояние этой кухни, в частности, по крайней мере у нас, этим больше занимаются партнеры. Но опять же, я не могу сказать, что при условии, что исполняются, действительно, все требования и предписания, которые предписывает закон, обычно проблем нет. Ольга Арсланова: То есть вас не кошмарят? Сергей Королев: Пока, тьфу-тьфу-тьфу, такого не было. Антон Алфимов: Никто не приходил? Понятно. 2 миллиона рублей в месяц – это оборот, а насколько вообще прибыльна эта история? Сергей Королев: Она зависит от того, насколько ты готов вкладываться в дальнейшее развитие. То есть у нас прибыли, если не считать каких-то дополнительных вложений для следующего, последующего развития, составляет около 15% в месяц. Она зависит от месяца, потому что, опять же, сказывается сезонная стоимость продуктов – она меняется. Мы стараемся держать цены неизменными. Я знаю, что многие сервисы регулярно поднимают цены, мы вот за весь год работы поднимали цены один раз. Ольга Арсланова: То есть, получается где-то 200-250 тысяч в месяц чистой прибыли. Сергей Королев: Да, примерно так. Ольга Арсланова: Спрашивают, сколько стоит месяц полноценного такого питания на одного человека. Сергей Королев: Если спрашивает девушка – на девушку обычно достаточно программы на 1200 ккал, месяц стоит, соответственно, 1090 рублей умножить на 30 дней, то есть 30 тысяч рублей. Антон Алфимов: Если вы собираетесь есть все 30 дней. Сергей Королев: Да, на самом деле, нам приходят… Антон Алфимов: Это одноразовое питание или вы на весь день привозите? Сергей Королев: На весь день, это пять приемов пищи, это примерно 7 или 8 различных блюд. Например, в завтраке 2 блюда. То же самое в обеде. И к нам зачастую приходят девушки, например, говорят: мы хотим заказать программу на месяц, очень строго. Девушка решила. И на самом деле, мы в этом случае рекомендуем брать, например, не на все 7 дней в неделю – у нас есть возможность заказать на 6 дней в неделю, чтобы один день в неделю человек мог отдохнуть. Девушки многие любят сами готовить в том числе. И когда они по этому скучают, это неправильно. На самом деле, если ты 6 дней в неделю питаешься правильно, то один день не так страшно, если ты нарушишь какие-то правила, главное нарушать, желательно, в первой половине дня, потому что тогда все лишние калории успевают сгорать. Поэтому мы даже рекомендуем все-таки делать небольшие паузы. Ольга Арсланова: По поводу правильности. Мы знаем, что постоянно пересматриваются различные научные теории. Вчера еще говорили, что есть сливочное масло в больших количествах вредно, теперь признают, что это все-таки очень полезно и даже нужно. Как вы определяете степень правильности, у вас есть какие-то диетологи, какие-то специалисты, ученые, которые вас консультируют? Сергей Королев: Безусловно, у нас есть свои диетологи в команде, но я могу сказать, что, наблюдая за теми сервисами, которые появляются, как я уже сказал, каждый сервис определяет разную степень правильности. Кто-то считает, что правильно просто не вылезать за определенный лимит калорий на день, при этом использует майонез в соусах, жарят на масле или вечером дает. Считается, что… Ну, не считается, это действительно так: если ты ешь углеводы на ночь, то все откладывается там, где это не хотелось бы. Многие сервисы они на это не обращают внимание и дают углеводы на вечер. Поэтому каждый для себя определяет правильность сам, мы, в общем-то если сравнивать нас по рынку, мы, наверное, жестче всех следим за историей правильности. Безусловно, это накладывает определенные ограничения на ассортимент блюд, на какие-то вкусовые особенности. Любая правильная еда здоровая – она требует привыкания. Ольга Арсланова: Ой, это да, учитывая, что я вот, например, предпочитаю готовить в основном в духовке или в пароварке, мультиварке. И многие мои друзья говорят, что это же невозможно есть. Но мне эта еда кажется очень вкусной. Вероятно… Антон Алфимов: Готовь там мясо. Сергей Королев: Я, честно говоря, согласен. Я считаю, что в мультиварке можно приготовить огромное количество вкусных блюд, то же самое и в духовке. И поэтому… Ольга Арсланова: Вы какие технологии используете и какую тару, в чем? Сергей Королев: Мы готовим на пару, но безусловно, у нас не маленькие домашние пароварки, у нас большие конвектоматы. Мы жарим в том числе, жарим на гриле, без масла, то есть спортсмены, которые занимаются фитнесом, которые сами себе готовят, для них, на мой взгляд, очень популярный способ приготовления – это именно гриль, потому что на гриле можно готовить без масла. И наши клиенты в том числе любят различные блюда на гриле. В том числе, кстати, можно готовить и сэндвичи, и роллы, вот, собственно, в сюжете были показаны роллы. Их можно готовить, главное – готовить их правильно. Антон Алфимов: А сколько калорий в день им дарите? Сергей Королев: Клиентам? Антон Алфимов: Да. Сергей Королев: Мы доставляем… У нас есть несколько программ – от 1200 ккал до 3500 ккал. На самом деле, 3500 ккал – это такой огромный пакет, мы даже для пакетов на 3500 ккал специально делаем двойное дно, чтобы не проваливалось. Ольга Арсланова: Это, наверное, для тех, кто каждый день в качалку ходит. Сергей Королев: Да, да. Но на самом деле, я могу сказать, что даже многие наши клиенты, которые тренируются, им все равно достаточно тяжело съесть такой объем. Ольга Арсланова: Значит, я неспроста спросила, как вы готовите. Нам пишут: домашняя еда всегда лучше. Ну, то, что вы делаете, это похоже на домашнюю еду? Сергей Королев: Я, честно говоря, не знаю, покажите мне человека, который скажет, что дома вкуснее, чем в ресторане? Ну, таких, наверное, немного. И поэтому я не соглашусь с тем, что дома всегда вкуснее, дома всегда качественнее, хотя у меня дома очень вкусно готовят. Тем не менее, я считаю, что на текущий момент сфера ресторанного бизнеса и доставки питания, она дошла до такого уровня, что может легко конкурировать с домашней едой. Антон Алфимов: У кого берете сырье – вот еще важный вопрос. Понятно, что в магазинах, наверное, дороговато это покупать. Сергей Королев: Безусловно, есть поставщики, которые поставляют в рестораны еду, которые поставляют еду нам. Также мы работаем с несколькими поставщиками, которые у нас, по сути, производят творог, например, у нас – это деревенский творог, мы его долго искали, мы перепробовали, наверное, несколько десятков различных видов творога и остановились на одном. И действительно, например, нам клиенты пишут, что раньше не любили творог, не ели, а ваш творог очень нравится. Ольга Арсланова: А как вы их проверяете? Сергей Королев: Мы, безусловно, проверяем на соответствие всем нормам по документам, ну и, конечно, вкусовые качества очень важны. Антон Алфимов: В чем разница между платной доставкой и платной столовой? Сергей Королев: Разница в том, что, например, в том бизнес-центре, где находится наш офис, если вот я, например, захочу пойти пообедать, то получается около 400 рублей. На самом деле, за один обед. Антон Алфимов: Нет, ну мы говорим не про бизнес-центры, а про столовую, где бизнес-ланч выйдет в 150 рублей. Остались и такие. Ольга Арсланова: Он будет называться комплексным обедом, а не бизнес-ланчем. Антон Алфимов: Неважно. Сергей Королев: Ну, вы знаете, может быть… Я, честно говоря, уже очень давно не встречал таких столовых, во-первых. Во-вторых, даже если вдруг такую столовую можно будет найти, то, безусловно, вопрос в качестве. Вопрос в качестве продуктов, вопрос в качестве сырья, скорее всего, вам там дадут котлету, в которой будет 90% хлеба, и она будет такого же цвета. Антон Алфимов: Сытно. Сергей Королев: Поэтому здесь вопрос качества, безусловно, но и вопрос цен. Честно говоря, за последний год цены выросли очень сильно. Мы периодически пытаемся ходить в разные заведения, чтобы посмотреть, как мы на их фоне. Антон Алфимов: Вычисляете конкурентов? Ольга Арсланова: Расскажите немножко о вашей клиентуре. Понятно, что люди, занимающиеся спортом, молодые, продвинутые, увлекающиеся правильным питанием – это ваш костяк. Но вы хотите как-то это ядро расширить, кого-то еще привлечь? Сергей Королев: На самом деле, когда мы запускали сервис, мы считали, что, действительно, нашим костяком будут спортсмены, которые ежедневно тренируются, которые изначально сами понимали всю эту важность правильного питания. На самом деле, произошло немножко не так. Около половины наших клиентов составляют люди, которые до этого, например, не тренировались, которые достаточно далеки от спорта, но которые понимают… Сейчас у людей формируется понимание того, что питание – это действительно очень важно, что питанием можно достичь результата. Действительно, если сравнить человека, который будет просто заниматься спортом и есть при этом как угодно и правильно питаться и не заниматься спортом, то скорее всего, тот, кто питается, по крайней мере, с точки зрения похудения и своего внешнего вида будет выглядеть лучше. Поэтому у нас примерно половина клиентов, которые вообще не занимаются спортом, но при этом они совершенствуют свою форму просто за счет питания. Антон Алфимов: Есть ли у вас семейные скидки? Еще один вопрос от зрителей. Сергей Королев: У нас есть скидки для наших постоянных клиентов – это первое. Второе – безусловно, у нас есть скидки для семей, потому что в стоимость включена доставка. Безусловно, в стоимость включена доставка в одну точку, в случае, если доставка происходит к клиенту по одному адресу, в одну квартиру. Антон Алфимов: Где 4 человека живет. Сергей Королев: Да, то мы просто вычитаем стоимость доставки, соответственно, получается значительно дешевле. Антон Алфимов: Будет ли подобный сервис в Рыбинске? Ярославская область. Собираетесь расширяться? Ольга Арсланова: Интересуются, да. Сергей Королев: Ну, к сожалению, пока в нашем плане развития на Рыбинск нет, но на самом деле, как мы уже заметили, сервисы растут постоянно, появляются новые и новые. И не исключено, что в Рыбинске в ближайшее время появится какой-то сервис. Ольга Арсланова: Очень интересно вас слушать. Складывается такое впечатление, что работать вообще легко, никаких проблем нет в стране у такого бизнеса и вообще как-то все очень радужно, даже не верится. Сергей Королев: На самом деле, это не так. Ну, точнее… Антон Алфимов: Нет, я так понимаю, что вам приходится не просто руководить этой историей, а вы работаете самостоятельно. Сергей Королев: Нет, в сюжете было показано, как я, собственно, раскладываю еду в пакет. На самом деле, я показывал, что находится в пакетах. Антон Алфимов: То есть вы можете позволить себе нанять каких-то сотрудников? Сергей Королев: Это необходимость, потому что ведь бизнес состоит не только из непосредственно операционной деятельности по складыванию пакетов или нарезанию еды. И более того, я буду это делать, скорее, хуже, чем профессионал. Есть же еще огромное количество задач, касающихся развития, касающихся привлечения новых клиентов, касающихся работы с поставщиками – это тоже большая часть работы. И на самом деле, это все не так просто, как кажется. Во-первых, у нас достаточно жесткие налоговые условия, достаточно дорогой в нашей стране найм сотрудников и в принципе налоги. Это достаточно серьезная… Антон Алфимов: Вот я поэтому и удивился, как вы еще и прибыль умудряетесь извлекать из этого. Сергей Королев: Ну, мы стараемся, мы работаем, и я надеюсь, что с каждым годом все будет становиться еще лучше. Антон Алфимов: Ну, и последний вопрос от зрителей. Сергей до сих пор холостяк? И много скобок дальше стоит. Сергей Королев: На текущий момент да. Антон Алфимов: Видимо, кто-то из зрителей увидел перспективу ваших… Сергей Королев: Видимо, да. К сожалению, сердце мое занято, хотя, конечно, у нас все-таки разговоры про бизнес. Ольга Арсланова: Так что не накормите. Спасибо. Антон Алфимов: Спасибо. Предприниматель Сергей Королев был сегодня в студии Общественного телевидения России. Говорили мы о стартапах в области… А что это за область? В области "накорми людей"? Сергей Королев: В области здорового питания. Антон Алфимов: В области здорового питания. Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Сергей Королев: Всего доброго.