Оксана Галькевич: Ну, вот, например, о чем еще. Ставки растут, господа автомобилисты, точнее могут вырасти в ближайшее время опять же, – вопрос о повышении ставки утилизационного сбора на легковые автомобили, но не только легковые. Сейчас как раз на обсуждении правительства находится, предлагается прибавить 25%. Ну, то есть если сейчас базовый уровень для легковушек, в частности, составляет 20 тысяч рублей, то может стать 25. С одной стороны, не так и много, но, с другой стороны, тоже деньги. А вот для грузовых машин прибавка выглядит уже гораздо заметнее, существеннее. Ну что, друзья? Вопрос-то ведь в том, как вот это отразится на цене покупаемых сейчас автомобилей. Вот если вы готовитесь поменять автомобиль, готовитесь купить новый автомобиль, наверное, вы должны активно подключиться сейчас к нашей беседе. Подключайтесь, звоните-пишите, мы в прямом эфире. Константин Чуриков: А мы пока беседуем с экспертом, это Олег Мосеев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Олег Евгеньевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Олег Мосеев: Да, добрый день. Константин Чуриков: Добрый, да. Скажите, пожалуйста, как вообще... Олег Мосеев: Только маленькая поправка: не президент, а вице-президент. Константин Чуриков: Вице-президент, замечательно. Олег Евгеньевич, как выросли по итогам 2020 года, давайте сейчас про отечественные автомобили поговорим, в среднем? И какой рост вы закладываете сейчас, просто с учетом инфляции? И сколько еще роста добавит утилизационный сбор? Оксана Галькевич: А у нас все автомобили, которые здесь производятся, считаются отечественными. Константин Чуриков: Ну да. Олег Мосеев: Отечественными, да, я вот... Золотые слова, золотые слова! Константин Чуриков: Ну, я имел в виду... Ну хорошо, да. Олег Мосеев: У нас теперь девушки разбираются в автомобильной промышленности лучше, чем мужчины. Константин Чуриков: У нас девушки и за рулем, да. Оксана Галькевич: Девушки рулят просто, а некоторые сидят на пассажирском сидении. Константин Чуриков: Так. Олег Мосеев: Смотрите, больше 80% рынка – это автомобили, собранные на территории Российской Федерации. По прошлому году рост цен составил по разным источникам, потому что консолидированных данных никто точно подсчитать не может, но есть АВТОСТАТ, есть еще другие агентства, то есть примерно 10–12% прибавили автомобили в цене. В этом году 2% с лишним мы уже увидели в начале года. Утильсбор по импорту даст +2%, по машинам, собираемым в России, меньше 1%, там даже ближе к 0,5%. Плюс инфляция. То есть по этому году, скорее всего, мы увидим рост опять в размере порядка 10% как минимум. Оксана Галькевич: Олег Евгеньевич, ну, мы с этим утилизационным сбором живем последние, если я не ошибаюсь, 8 лет, в 2012 году он был введен, да, в России. Скажите, вот уже не первый раз обсуждается его повышение. Скажите, обычно это как-то существенно влияет на цену? Как быстро это отражается на цене, закладывается? Олег Мосеев: Утильсбор повышался исторически, как только был введен, потому что надо честно признавать, что это элемент защиты внутреннего рынка от импортной продукции, это непосредственно к утилизации никакого отношения не имеет. Придумана эта была история, когда Россия вступала в ВТО и подписалась под обязательствами о снижении импортной пошлины на автомобили, а поскольку утилизационный сбор не входит в подписанные обязательства, вот его и использовали. Еще раз, то есть там разные были повышения в разное время. Вот повышение, которое сейчас обсуждается, на импортные автомобили это в районе 2%, на машины, которые собираются на территории Российской Федерации, это меньше 1%, потому что производителям на территории Российской Федерации утильсбор компенсируется, не в полном объеме, но частично компенсируется за счет, по-моему, субсидий. Константин Чуриков: Олег Евгеньевич, я сейчас вот SMS зрителя хотел прочесть. Оксана Галькевич: Костя, я только уточнить. Простите, а вот эти вот 1–2% – это все-таки относительные цифры, а если в абсолютных, перевести это? Потому что, знаете, цена автомобиля сейчас, ну такого, миллион где-то или 1 миллион 200 тысяч... Олег Мосеев: Средняя цена... Оксана Галькевич: Вот давайте переведем это в живые деньги, которые придется доплатить. Олег Мосеев: Средняя цена автомобиля, если брать 2020 год, на рынке новых машин приблизилась, точнее даже чуть-чуть перевалила за 1,5 миллиона рублей. Оксана Галькевич: Ага, даже вот. Олег Мосеев: Соответственно, если мы говорим про 2%, можно посчитать, что это +30 тысяч. Если мы говорим про сборку российскую, то это меньше 10 тысяч рублей будет прибавка, то есть несущественная. Константин Чуриков: У нас хороший вопрос... Олег Мосеев: Гораздо больше влияет инфляция, девальвация рубля, которую еще, кстати, производители не отыграли, девальвацию 2020 года. Константин Чуриков: Ага. Олег Евгеньевич, просто очень много вопросов от зрителей, которые как раз не на пассажирском сидении, а за рулем. Нас спрашивает Дмитрий Анатольевич: «А можно узнать, на что этот сбор идет?» Оксана Галькевич: Дмитрий Анатольевич? Константин Чуриков: Ну… Олег Мосеев: Да, хотелось пошутить, что Дмитрий Анатольевич должен знать, куда идет... Это вопрос, конечно, не ко мне, а к правительству, куда тратятся деньги, собираемые по утильсбору. Часть этих денег направляется как раз на субсидирование автомобильной промышленности, поддержание инвестпрограмм, субсидирование каких-то льготных программ. То есть они просто потом перераспределяются по большей части как раз в отрасли, ну а часть... Оксана Галькевич: Олег Евгеньевич, вот эта ваша фраза о том, что автодилеры еще не отыграли инфляцию 2020 года, она, знаете, так звучит угрожающе. Мы забыли уже про утилизационный сбор, который обсуждали. Олег Мосеев: Нет-нет-нет, подождите, давайте... Оксана Галькевич: Ну давайте, напугали. Олег Мосеев: Нет-нет, давайте я вас поправлю немножко. Я сказал, что не автодилеры... Оксана Галькевич: А кто? Олег Мосеев: …а производители. Оксана Галькевич: Производители, хорошо. Ну это, слушайте, цепочка, вы в одной цепочечке. Олег Мосеев: Мы в одной цепочке, но цены устанавливает производитель, дилер здесь абсолютно зависимое звено. Оксана Галькевич: Ага. Олег Мосеев: То есть цену на автомобиль устанавливает производитель, дилер может только дать скидку на этот автомобиль, ну или не давать ее в эпоху дефицита, которая есть сейчас. Но верхний предел цены устанавливает производитель. Оксана Галькевич: Ага. Олег Мосеев: Отыграли не инфляцию, а девальвацию. Рубль в прошлом году просел по отношению к евро, доллару и йене гораздо больше, чем выросли цены на автомобили. Оксана Галькевич: Ага. Олег Мосеев: Соответственно, надо ожидать, что постепенно производители будут повышать, отыгрывать эту историю. Я уже молчу про то, что у нас есть вообще, в принципе глобальная мировая проблема с производством автомобилей, связанная с нехваткой сейчас полупроводников, мы вообще можем остаться в какой-то момент без автомобилей, но это уже отдельное... Оксана Галькевич: Пересядем на гужевые... Константин Чуриков: Ну да. Но сначала на эти автомобили надо накопить вот эти хотя бы 1,5 миллиона, о которых вы сказали, средняя цена. Спасибо вам большое! Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Олег Мосеев, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». И есть еще новость одна.