Студенты 50+

Гости
Леонид Перлов
учитель высшей категории, почетный работник общего образования России
Ирина Гранкина
заместитель директора Академии Ворлдскиллс Россия
Ирина Куликова
студентка Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева

Константин Чуриков: Ну что же, в России (хорошая новость, кстати) выросло число учащихся старше 50 лет. Эксперты WorldSkills Russia (это такая организация, которая у нас занимается популяризацией новых профессий, подготовкой специалистов) фиксируют бум обращений от людей именно старшего возраста.

Тамара Шорникова: За первые семь месяцев этого года заявки на бесплатное обучение подали 25 тысяч человек. Что хотят освоить новые студенты? Откуда такой интерес к учебе? Это новый пенсионный возраст мотивирует или что-то другое?

Давайте будем разбираться с вашей помощью. Звоните, пишите в прямой эфир, если знаете такие примеры, если сами пошли учиться куда-то. Рассказывайте.

Константин Чуриков: У меня вопрос нашим зрителям вот такого среднего возраста. Если переобучение, если прямо вуз, какое-то училище или какие-то курсы – вот оно вам надо? И зачем вы это делаете? Если есть какой-то опыт или какие-то планы – позвоните и расскажите.

А мы пока подключаем к нашему разговору, между прочим, студентку Российского государственного аграрного университета имени Тимирязева Ирину Куликову. Ирина Витальевна, здравствуйте.

Ирина Куликова: Добрый день.

Константин Чуриков: Ирина Витальевна, что вас привело в вуз?

Ирина Куликова: В вуз меня привело то, что пенсионный возраст сдвинулся. Наши дедушки и бабушки традиционно на пенсии уезжали на дачу, уезжали в деревню, возвращались к своим корням. Соответственно, на семейном совете было принято решение приобрести земельный участок в Калужской области и начать заниматься сельским хозяйством: ну, куры, козы. Соответственно, получается так, что заниматься всем хозяйством на коленке, без образования, без базового образования не получается, поэтому было принято решение…

Константин Чуриков: Ирина Витальевна, простите. Я, конечно, человек городской, но, в общем… Смотрите. У нас люди на огородах такое выращивают! У нас тут и в Подмосковье уже виноград бывает, и на северах, как говорится. И в Тимирязевку мало кто при этом поступает. Вот вы почему так решили? Ради чего?

Ирина Куликова: Ради того, чтобы… Если ты чем-либо занимаешься, то надо обязательно иметь некую теоретическую базу, чтобы этим заниматься. Та информация, которая есть в Интернете, которая есть в научно-популярной литературе, она не систематизированная, она не дает нужного количества системной информации, для того чтобы правильно, грамотно и достаточно уверенно заниматься сельским хозяйством.

Константин Чуриков: Да, спасибо вам большое. Ирина Куликова – студентка, которая решила обучиться дополнительно в ведущем аграрном вузе страны.

Тамара Шорникова: Удачи вам!

И еще SMS, смотрите: «Учиться никогда не поздно. Просто вопрос: как потом трудоустроиться без опыта работы?» Важный вопрос, будем его со специалистами нашими обсуждать. Интересуется Воронежская область.

Константин Чуриков: «Преклонный возраст – не повод прекращать саморазвитие». Кто спорит, уважаемый Сахалин? Только кто сказал, что 50+ – преклонный возраст? «Правильно. Молодежь не работает – приходится нам работать», – Республика Коми. Вот так.

Тамара Шорникова: И еще Антонина, ее мнение выскажем сейчас в прямом эфире: «Сейчас после 40 уже никуда не берут. Для чего учиться после 50 лет? Я не вижу смысла». Давай спросим.

Константин Чуриков: Я просто вспоминаю этот фильм, наш любимый, знаменитый, «Москва слезам не верит». Теперь-то я знаю, что после 40 жизнь только начинается!

Ирина Гранкина, заместитель директора Академии Ворлдскиллс Россия. Ирина, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Алло.

Константин Чуриков: Ирина, здравствуйте.

Ирина Гранкина: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Мы не перегнули палку? Прямо действительно такие массовые обращения от людей от 50 и старше к вам?

Ирина Гранкина: Да, действительно спрос растет на программу обучения для лиц старше 50 лет. Если позволите, я бы начала с самого начала.

Почему такая программа появилась? Почему мы ею занимаемся? В конце 2018 года Правительство и Министерство труда поручили союзу «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» ежегодно обучать 25 тысяч человек…

Константин Чуриков: Ирина, можно я предшествую новость скажу? Значит, летом 2018 года стало известно, что в России повысят пенсионный возраст, да? А вот потом уже было все остальное.

Ирина Гранкина: Несомненно, есть некоторые параллели между этими новостями. Наше население почувствовало, что они еще энергичные в этом возрасте и готовы не только повышать квалификацию, но и осваивать новые профессии, заниматься самозанятостью.

И мы такую программу развернули. В прошлом году обучили 25 тысяч человек. И в этом году уже практически завершили обучение, более 23 тысячи человек по мировым стандартам WorldSkills завершили обучение.

Тамара Шорникова: Давайте сначала послушаем телезрителей, прервемся ненадолго.

Константин Чуриков: Потом к вам еще вопросы будут.

Тамара Шорникова: Владимир, Московская область. Давайте послушаем.

Константин Чуриков: Владимир, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Владимир, сколько вам? Если это уместный вопрос.

Константин Чуриков: У мужчин можно спрашивать.

Зритель: Да, можно. Мне в этом году будет 61 год, осенью. Я студент магистратуры очного отделения МГПУ – тьюторское сопровождение школьников, студентов и вообще людей, которые заинтересованы в индивидуальной образовательной программе.

Тамара Шорникова: Владимир, давайте сейчас попробуем на русский… Тьюторское? То есть вы занимаетесь наставничеством или вы обучаетесь? Вот разъясните.

Зритель: Ну, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. То есть это, можно сказать, наставничество. Но это гораздо более широкое понятие. Это новая педагогическая специальность у нас в России, хотя за рубежом она уже очень давно существует.

Константин Чуриков: Владимир, простите, МГТУ или МГПУ?

Зритель: МГПУ.

Константин Чуриков: А до этого кем вы были по профессии?

Зритель: Я и есть по профессии педагог, я работаю в школе.

Константин Чуриков: Ну, Владимир, мне кажется, вы представляете собой не тот случай, который мы сегодня обсуждаем, потому что мы-то говорим о какой-то смене профиля, а у вас допобразование. Здорово, что вы его проходите. Конечно, в вашей профессии его просто нельзя не проходить.

Тамара Шорникова: Но интересно все-таки – почему? Это повышение квалификации?

Константин Чуриков: Это вы сами или это вас?

Зритель: Нет, я считаю, что если… Я хочу быть востребованным, я хочу помогать детям, родителям. Кроме этого, это мотивировало моих близких – племянников, которым под 30. Они говорили: «Уже поздно учиться». А теперь они говорят: «Посмотрите – дядя Володя учится в 60 лет». Ну и потом, это новый круг знакомств. Это абсолютно новая жизнь, которую каждый желающий может, независимо от возраста, себе позволить.

Константин Чуриков: Вы сами сказали: «Студент. Володя. 60 лет». Спасибо большое.

Ирина, вопрос такой. 25 тысяч людей вы выпустили, да? Как сейчас говорят…

Ирина Гранкина: 25 тысяч в прошлом году и почти 25 тысяч уже в этом выпустили.

Константин Чуриков: Вот этого «серебряного» возраста, условно говоря. И дальше что? Вот они куда? Они идут по профилю? Или как у нас принято – «на экономиста учился, иду в парикмахерскую»?

Ирина Гранкина: Ну, я могу сказать, что подавляющее большинство наших слушателей – это все-таки работающие, действующие, те, кто решили повысить квалификацию в той сфере, в которой они и трудятся, узнать современные технологии, освоить новое оборудование и так далее; или те, кто хотят поменять свою траекторию.

Очень частый кейс, когда хобби становится, например, поводом для самозанятости. Это флористы, это графические дизайнеры, ремесленная керамика, ремонт и обслуживание легковых автомобилей – то есть те направления, которыми раньше нравилось заниматься, а теперь решили это сделать своей профессией.

Тамара Шорникова: Так, часть направлений мы поняли. Что еще? На кого хотят обучиться ваши новые студенты?

Ирина Гранкина: Вообще выбор богатый. Мы предоставляем для выбора 125 компетенций по семи блокам: строительство, IT, производственно-инженерные технологии, сфера услуг, творческий дизайн и образование.

Тамара Шорникова: А можно сразу, пока далеко не ушли. Вот IT. Сколько длятся такие программы? Просто если человек действительно работал, не знаю, инженером, строителем, например, и вдруг в IT в зрелом возрасте – наверняка это непросто.

Ирина Гранкина: Программы разные. Программы длятся от трех недель в целом до трех месяцев. Это либо короткие программы повышения квалификации для тех, кто уже имеет некоторое представление и опыт работы в этой сфере, либо программы длинной профпереподготовки: 256 часов, три месяца полного погружения и освоения с нуля.

Константин Чуриков: А что мы имеем в виду, простите, под IT в данном контексте?

Тамара Шорникова: За три месяца что?

Константин Чуриков: Это Word или это что-то больше?

Ирина Гранкина: Нет. Мы обучаем по стандартам WorldSkills. Одна из самых востребованных компетенций – это веб-дизайн и разработка, например, это системное администрирование, программные решения для бизнеса, работа программистом в 1С.

Тамара Шорникова: То есть веб-дизайну можно за три месяца научиться, правда?

Ирина Гранкина: Да, есть технологии. Наш опыт подготовки национальной сборной WorldSkills, о которой уже тоже многие, наверное, слышали, показывает, что при интенсивной и правильно выстроенной подготовке практической, без лишнего лекционного блока, скажем так, можно освоить действительно профессию с нуля за три месяца.

Константин Чуриков: Давайте еще послушаем звонок – Вера из Республики Коми. Что вы нам расскажете? Здравствуйте, Вера.

Зритель: Здравствуйте, дорогие ведущие. Что я хочу сказать? Мне через месяц будет 53 года. Я на днях подала документы в Санкт-Петербургский медико-технический колледж по специальности «Оптометрист». Я его заканчивала когда-то, но такой базовый уровень…

Константин Чуриков: Автометрист?

Зритель: Оптометрист.

Константин Чуриков: А что это значит? Что вы будете делать?

Зритель: Подбирать очки, ну, средства коррекции зрения, то есть очки и контактные линзы. Офтальмолог – это тот, кто лечит. Оптометрист – это тот, кто проверяет зрение, подбирает очки и выписывает рецепт.

В нашем городе очень проблемно с этим! Я сама работаю 20 лет в оптике. И ежедневно по несколько раз в день мы отвечаем на звонки, приходят люди, спрашивают: «Нет ли врача? Нельзя ли проверить зрение?» Очень проблемно у нас с этим. Совсем нет врачей! В поликлиниках почему-то… там то ли не подбирают, то ли только комиссия, то ли лечат просто. В общем, выписать рецепт сложно.

Константин Чуриков: «То ли просто лечат». Ну, хотя бы лечат. Уже хорошо.

Тамара Шорникова: То есть вы уверены, что без работы не останетесь, да?

Зритель: Без работы я не останусь. Я и так работаю. Просто я понимаю, что, во-первых, мы теряем клиентов – они едут в другие города, они проверяют там, они заказывают там очки. Ну, это как бы и коммерчески выгоднее, и мне очень интересно.

Тамара Шорникова: В общем, куда-то в другое место деньги отвозят, которые вам могли перейти, да?

Зритель: Они отвозят в другое место. И хочется людям помогать. Это не только какой-то меркантильный интерес.

Тамара Шорникова: Понятно.

Зритель: Просто мне стало интересно, я стала изучать это в Интернете. Но без образования я не могу этим заниматься. Если мне интересно, я думаю, что я смогу это освоить. Ну, азы я знаю, очень многое я знаю, я работаю там давно, говорю.

Константин Чуриков: Понятно.

Зритель: И очень жалею, что не сделала этого раньше. Надо было раньше.

Константин Чуриков: Ну, если бы да кабы. Спасибо вам, Вера. Успехов!

Ирина, последний вопрос – все-таки зарплатный. И если мы говорим все-таки не о самозанятых, а о тех, кто потом идет в компании себя предлагать, устраиваться, можно хоть двести курсов, мне кажется, пройти, но все равно, когда определенный возраст уже поджимает, мало кому ты нужен в этом мире. Что говорят ваши выпускники? Ирина?

Включите нам, пожалуйста, Ирину, уважаемые звукорежиссеры.

Ирина Гранкина: Прошу прощения, немножко сбой у меня был. Повторите, пожалуйста, вопрос.

Константин Чуриков: Вопрос в том, берут ли на работу в организации людей «серебряного» возраста по окончании даже замечательных ваших курсов каких-то?

Тамара Шорникова: И на какую зарплату они могут там рассчитывать?

Ирина Гранкина: Я уже сказала, что в основном к нам приходят учиться люди активные. Им даже зачастую не требуется помощь в освоении. Если по компетенции «Дошкольное воспитание» обучаются воспитатели действующие, то они, в общем-то, остаются у себя на рабочих местах. Или поварское дело осваивают те повара, которые уже работают поварами, и им дополнительное трудоустройство не требуется.

Наша задача – обучить современным технологиям, работе на современном оборудовании с современными расходными материалами. Если мы говорим, кстати, про поварское дело, про кондитерское, то современные рецептуры и так далее. Это все очень важно. Поэтому, даже оставаясь на том же месте работать, человек может повысить свою квалификацию по мировым стандартам WorldSkills.

Константин Чуриков: Спасибо вам большое. Ирина Гранкина, заместитель директора Академии Ворлдскиллс Россия.

Тамара Шорникова: Вы бы пошли учиться? – вот вас сейчас спрашиваем. А до этого наши корреспонденты уже спросили жителей Екатеринбурга, Владивостока и Нижнего Новгорода. Давайте посмотрим ответы.

ОПРОС

Константин Чуриков: Вот такие мнения. Как мне однажды сказала одна учительница из Великобритании, она сказала: «Вот у вас, у русских, почему-то у всех два-три образования. А мы считаем так: если вы получаете еще второе высшее или третье высшее образование – значит, предыдущие два или первое не удалось».

Тамара Шорникова: Что-то было не так, да?

Давай узнаем, как дела у Нины из Краснодара. Учится, собирается учиться, работает?

Константин Чуриков: Нина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я пенсионерка сейчас, мне 66 лет. У меня два высших образования, причем приличных образования: Новочеркасский политехнический институт в 76-м году закончила я, а в 93-м году – Ростовский инженерно-строительный.

Я что хочу сказать? Если у человека нормальное высшее образование, то ему не надо второй раз учиться, поверьте мне из моего личного опыта. Я руководила очень неплохими бригадами. Понимаете, надо давать дорогу молодым.

Хорошо, я ушла на пенсию в 50, еще работала пять лет, у меня горный и подземный стаж был. Но я что хочу сказать? Если нет у человека стремления учиться первый раз, то его не будет никогда. И надо давать дорогу молодым, чтобы они учились, потому что в 55–60 лет доктора уже не будет, не будет инженера, никого не будет.

Простой пример. Чем моложе человек, тем у него лучше мышление. Я знаю по себе. Я второй вуз закончила, мне был 41 год. Но я закончила не потому, что я чего-то не знала. Нет. Высшее образование в Новочеркасском политехе тогда было замечательное. Мне нужны были «корочки». Потому что тогда была перестройка, и если у тебя не было профильного образования, у тебя просто не было работы. Все.

А это все – глупости. У нас был замечательный преподаватель Сидельников. Я его даже сейчас помню по фамилии. Дед был такой замечательный, ему было 76 лет, и он говорил: «Учение не есть школярство, а есть образование». Для чего учат в институте? Чтобы человек мог найти то, что ему нужно, в любой книге, в любом справочнике.

Константин Чуриков: Золотые слова, Нина! Спасибо вам большое.

Леонид Евгеньевич Перлов тоже, кстати, учитель очень известный и хороший, учитель высшей категории, почетный работник общего образования. Леонид Евгеньевич, здравствуйте.

Леонид Перлов: Добрый вечер, Константин. Добрый вечер, Тамара.

Константин Чуриков: Рассудите нас, пожалуйста. Нужное дело – в середине своих лет менять профиль, что-то заново изучать? Или это профанация?

Тамара Шорникова: Или баловство?

Леонид Перлов: Ну, здесь два основных момента, на мой взгляд. Вопрос «зачем?» – главный вопрос. Если для того, чтобы как-то заработать себе на жизнь, то, возможно, это даст какой-то шанс добавить к очень небольшой, как правило, у людей пенсии еще какой-то заработок. Хотя возможность трудоустройства после 50 лет мне представляется крайне сомнительной.

Ну и второе – занять время. Мне-то, вообще, тоже уже 66 лет. И это важный вопрос – занять время.

Константин Чуриков: Занять время? Ну хорошо, занять, убить. Вот нам зрители пишут, что это просто-напросто для того, чтобы расходовать казну. То есть государство повысило пенсионный возраст. И надо – ну сказать? – сказать, что мы дали какие-то возможности, сказать: «Ну пожалуйста, смотрите – у нас «Долголетие» есть, WorldSkills. Вперед, товарищи, за работу!»

Леонид Перлов: Государство повысило пенсионный возраст, не обеспечив людям этого самого предпенсионного и нового пенсионного возраста возможность трудоустройства. Все курсы подобного рода (а их много), о которых я слышал, трудоустройство не гарантируют. Кстати, где-то осенью уже была у нас с вами аналогичная передача. Может быть, вы помните.

Константин Чуриков: Помним.

Леонид Перлов: И этот вопрос поднимался. Без возможности трудоустройства мало хорошего я в этом вижу. Человеку, которому интересно учиться, это полезно, потому что он любит учиться, ему интересно в силу тех или иных обстоятельств. Человеку, которому нужно заработать на жизнь, я думаю, что это не поможет в большинстве случаев, не возьмут на работу.

Тамара Шорникова: Леонид Евгеньевич, давайте послушаем мнение телезрителя вместе. Александр из Самары. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Я слушаю, интересная очень передача. Я пенсионер, причем уже с довольно большим стажем пенсионер… Алло. Меня слышно?

Константин Чуриков: Да, слышим. Заслушались.

Зритель: Мне в марте 70 исполнилось. Я довольно долго сидел на пенсии, а потом решил все-таки… Пенсия-то маленькая. Ну разве можно прожить не 20 тысяч, на 17 тысяч пенсии? Очень маленькая пенсия, я так думаю. Поэтому я вынужден был окончить курсы сметного дела. Приобрел компьютер. И сейчас нормально зарабатываю.

Я считаю, что кто хочет работать, кому это нужно, кто инициативный, вполне можно дома заработать в любом возрасте. Конечно, может быть, не в совсем преклонном, в 80 с лишним, но работать дома вполне можно.

Тамара Шорникова: Александр, а можно чуть больше подробностей? Как зарабатываете? Какая прибавка к пенсии?

Константин Чуриков: Что конкретно делаете?

Зритель: Вы знаете, я до пенсии… Мне вообще очень интересно слушать ваши передачи. Я, кстати говоря, телевизор не слышу. Сейчас немножко звук убавлю.

Константин Чуриков: Вам нам интересно слушать, а нам – вас. Так что рассказывайте.

Зритель: Я слушаю ваши передачи. Дело в том, что я предприниматель с большим стажем. Я в 93-м году организовал предприятие строительное, оно до сих пор работает. А я там уже давно не работаю. К вам в эфир ведь очень трудно прорваться…

Константин Чуриков: Понятно, понятно. Александр, идеальное предприятие – это которое может работать даже без своего руководителя, который предприятие создал. Спасибо.

Тамара Шорникова: Это раз. А два – мне кажется, Александр подучился на дипломата. Вот так легко и элегантно уйти от важных вопросов, а? Уметь надо!

Леонид Евгеньевич, подскажите. Вы говорите действительно важные вещи о проблеме трудоустройства, потому что одна у тебя «корочка», две «корочки» – сейчас в определенном возрасте уже шансов мало. Вот буквально одна SMS, Коми: «Город маленький, работы нет. 48 лет». И человеку трудно устроиться на работу. Что говорить о людях 50+? Это с одной стороны.

С другой – нам сейчас все эксперты на рынке труда говорят о том, что население наше стареет, и работодатели будут вынуждены обращаться к людям возрастным, к людям в определенном возрасте, чтобы просто закрыть те или иные вакансии. И вот тогда, мол, те, у кого те самые две-три «коробочки», они будут в выигрышном положении.

Как оцениваете такие перспективы? Или это прямо очень далекое будущее для нас?

Леонид Перлов: Есть такая старая поговорка: «Покуда травка подрастет, лошадка с голоду умрет». Люди с возрастом не становятся здоровее и не становятся работоспособнее. Поэтому я бы особо на это рассчитывать не стал. К тому же целый ряд профессий, в которых действительно ощущается дефицит. Например, моя профессия. Я учитель. Переучиваться на учителя в этом возрасте – бессмысленное занятие, ничего из этого не получится. Ни сил не хватит, ни нервов, ничего.

Константин Чуриков: Леонид Евгеньевич, давайте поговорим о качестве предлагаемых программ. Вот вам лично не странно слышать, например, для 50+ ландшафтный дизайн, веб-дизайн? Вот представим, что вы на даче себе решите сделать альпийскую горку, чтобы там птицы, цветы, все как надо. Скажите, вы прямо такого дизайнера себе возьмете или все-таки молодого, креативного?

Леонид Перлов: Я возьму дизайнера, который не хватается за поясницу при попытке согнуться, чтобы поставить садовое украшение. Я возьму дизайнера современного, в возрасте, который позволяет ему хорошо работать. И по всей вероятности, была бы у меня дача и деньги на это, я бы пригласил дизайнера с рекомендациями.

Тамара Шорникова: Леонид Евгеньевич, ну как-то безжалостны вы к своим коллегам возможным! А как же опыт? Где же вариант: «Я бы пригласил опытного дизайнера»? Ведь за это в основном ценят как раз в таком возрасте специалистов.

Леонид Перлов: Вы знаете, работа по профессии на протяжении, скажем, 8–10 лет – это достаточный опыт, чтобы я его принял как опытного дизайнера. Необязательно, чтобы этому человеку было за 70, за 60 или даже за 50 и 40-летний опыт работы.

Константин Чуриков: Спасибо вам большое. Леонид Перлов, учитель высшей категории (высшей пробы), почетный работник общего образования.

Ульяновск: «Мне 33 и здохнуть, – с буквы «з» начинает, – хочется».

Тамара Шорникова: И следом Архангельск: «Мне 79 годиков. На покой не хочу, работаю детским тренером по легкой атлетике»

Константин Чуриков: И мы не хотим на покой. Через 25 минут к вам вернемся с Александром Аузаном, будет его «Личное мнение».

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (0)
Растёт спрос на высшее образование у граждан старшего возраста – есть ли в этом практический смысл?