Студенты станут богаче? Депутаты предлагают ввести для учащихся потребкорзину, развивающую интеллект

Гости
Юлия Смирнова
председатель Общероссийского общественного молодежного движения «Ассоциация студентов и студенческих объединений России»
Амет Володарский
омбудсмен в сфере образования

Тамара Шорникова: Ну а сейчас тоже отчасти про деньги. Студенты станут богаче: депутаты предлагают ввести для учащихся потребительскую корзину, в которую войдут полезные для развития интеллекта продукты. Какие? Сейчас расскажем.

Петр Кузнецов: Чтобы на все это хватило денег, предлагают пересмотреть нормативы начисления, конечно же, стипендий.

Что в студенческом меню? Зрители, звоните и рассказывайте. Мы сейчас покажем, что должно войти в состав потребительской корзины для студента по мнению депутатов. Это горький шоколад, во-первых, это орехи, это сухофрукты и семена, зелень, ягоды, зерновой или молотый кофе и зеленый чай. В России сегодня более 4 миллионов учащихся в возрасте от 16 до 25 лет, средняя стипендия от 900 рублей до 1 600. Так вот стоит ли теперь ждать прибавки, один из важных вопросов?

Тамара Шорникова: Да, потому что картинка красивая, но мне кажется, что на это вряд ли хватит 900 рублей, если прямо и кофе зерновой, и сухофрукты.

Петр Кузнецов: Да. Еще раз, общее число студентов, студенты колледжей и техникумов сколько получают, студенты ВУЗов и аспиранты, вот такие суммы на сегодняшний день.

Тамара Шорникова: Ждем, конечно же, звонков и ваших сообщений.

А пока у нас на связь выходит с нами первый наш эксперт Амет Володарский, руководитель проекта «Росвуз.рф», омбудсмен в сфере образования. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Амет Володарский: Да, добрый день, добрый день. Позавидовал, я посмотрел на эту корзину, я думаю, что миллионы позавидовали такому набору. Но это то, к чему нужно стремиться. Набор хороший.

Петр Кузнецов: Ну он так, насыщеннее по сравнению со стандартной потребительской корзиной, полезнее.

Тамара Шорникова: Я бы сказала так. Во-первых, проголодались, а потом позавидовали.

Амет Володарский: Да.

Петр Кузнецов: Но опять как будто бы речь только о продуктах. Мы как будто бы все время забываем, или кто предлагает новую корзину, создатели пересмотреть состав, что это еще и одежда, это еще и услуги. Если говорить о наполнении, то действительно ли надо начинать с этих сухофруктов и шоколада, если мы говорим о студентах?

Амет Володарский: Я думаю, что инициатива депутата – привлечь внимание в первую очередь к проблеме студентов. Дело в том, что на те выплаты, которые у них есть, на стипендии не просто прожить нельзя, но это, в общем, это просто издевательство над нашими студентами. Хотя все-таки что точно хорошо, что нет задержек по стипендиям в большинстве ВУЗов, что все-таки стипендии выплачиваются, но ее едва ли хватает на коммунальные платежи, оплату за свет, я уже не говорю за проживание в общежитии, потому что большинство общежитий все-таки платных, вот.

Петр Кузнецов: Ага.

Амет Володарский: То, что касается той потребительской корзины, которую мы только что увидели, там не хватит, наверное, и десятой части от той стипендии, которая есть. Более того, даже если приравнять, а я сейчас об этом говорил, что надо стараться приравнять стипендию к МРОТ, но даже если взять МРОТ по региону, ребята не смогут приобрести, питаться так, как видно по этой корзине. Но то, что депутатская инициатива совершенно правильная относительно того, чтобы привлечь внимание к проблемам студентов, это очевидно.

И сегодня, когда мы говорим о переходе на цифровую экономику, на экономику знаний, мы должны понимать, что студенты у нас должны быть накормлены, они должны получать достойную стипендию, а не убегать куда-то на подработки, тем самым, значит, уделяя время не учебе, а зарабатыванию средств просто на жизнь.

Тамара Шорникова: Ну привлекают к этой проблеме внимание многие, вот сейчас депутаты. Насколько, как быстро это общественное обсуждение дойдет до реальных действий каких-то? Как вы думаете, эта инициатива отразится в каком-то законопроекте?

Амет Володарский: Я думаю, что эта инициатива была в первую очередь направлена на то, чтобы новый министр образования прислушался к этой проблеме. Понятно, что законопроект, даже просто предложение депутата, до законопроекта просто дело может не дойти. Но я рад, что у нас депутаты акцентируют внимание на вот этих социальных проблемах. Я не уверен, что корзина будет принята, но стремиться к тому, чтобы стипендии увеличить в разы, нужно, тем более что это напрямую связано...

Тамара Шорникова: Ага.

Петр Кузнецов: Да. То есть по крайней мере можно это назвать...

Амет Володарский: ...с посланиями и майскими указами президента.

Петр Кузнецов: Ага, если не первым шагом, то первой попыткой к приравниванию стипендии к МРОТ, о чем и многие студенты говорили, мы это обсуждали в эфирах и показывали забастовку из городов.

Амет Володарский: Да, это правда.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Амет Володарский.

Давайте сейчас подключим наших телезрителей к нашему разговору. Сначала Юлию послушаем из Московской области. Юлия, приветствуем вас. Вы в эфире.

Тамара Шорникова: Алло, Юлия, слышите?

Петр Кузнецов: Можете говорить.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: Да. Я бы хотела рассказать о жизни со стороны студента.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: Я учусь в Москве в Финансовом университете на I курсе, и моя стипендия скорее символическая и составляет чуть меньше 2 тысяч рублей. Мне этого не хватает на месяц даже на проезд.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: А большинство моих одногруппников приехали в Москву вообще из других городов России, почти всю зарплату свою или деньги, которые им присылают родители, они тратят на жилье, потому что общежитие достается далеко не всем.

А что по поводу еды, питаются дешевыми продуктами, «Роллтоном» или продуктами, которые привозят родители. А моя подруга вообще считает сосиски элитным продуктом, потому что позволить себе она их не может. Поэтому я считаю, что было бы здорово установить какой-то минимум стипендии или ее хотя бы увеличить.

Тамара Шорникова: Каким этот минимум должен быть, Юлия, на ваш взгляд?

Зритель: Ну, вообще было бы здорово около 10 тысяч, потому что хотя бы жилье как-то можно было бы обеспечить или какой-то минимум продуктов на месяц.

Тамара Шорникова: Ага.

Петр Кузнецов: Десять тысяч – вы имеете в виду, естественно, в сумме с зарплатой, чтобы обеспечить жилье? Мы сейчас, еще раз, о Москве говорим.

Зритель: Ну да, вместе, да.

Петр Кузнецов: Я хотел уточнить, к еде какие-то тоже требования? В столовой не устраивает, или просто и по ценам тоже нельзя себе позволить студентам?

Зритель: Ну столовые на самом деле имеют очень большие цены, это дороже даже, чем покупать какие-то продукты в магазине, и на мясо уж тем более этого бы не хватило.

Петр Кузнецов: Ага. Студенческая столовая, да.

Тамара Шорникова: А сколько в среднем обед обычный в столовой стоит?

Зритель: Ну у нас комплексный обед стоит 180 рублей, это просто обед.

Тамара Шорникова: Так, 180 рублей – это уже 10% от стипендии, которая в районе 2 тысяч.

Петр Кузнецов: Которая существует сейчас.

Зритель: Ну около того, да. Получается, что целый месяц невозможно питаться на нее.

Тамара Шорникова: Хорошо, Юлия.

И еще немного помечтаем: помимо еды, как вы думаете, что должно войти в обязательную эту потребительскую корзину для студента? Что бы вы хотели там увидеть?

Петр Кузнецов: Да, вы знаете, с чего бы вы начали? Вот перед вами корзина, даже чисто физически, вот три основные вещи, с которых бы вы начали наполнять.

Тамара Шорникова: Да, три вида трат, может быть.

Петр Кузнецов: Это и услуги, и одежда, и еда.

Зритель: Да. Я думаю, что, во-первых, нужно обеспечить помощь с общежитием, потому что не всем хватает мест на проживание. Потом это какое-то определенное количество продуктов, которое можно позволить, в которое войдет и мясо, и нормальные продукты, которые нужны обычному человеку. И какие-то льготы с транспортом, потому что они тоже достаются не всем.

Петр Кузнецов: Можно еще один вопрос? Вы же вынуждены подрабатывать, работать?

Зритель: Да, я подрабатываю как раз, чтобы...

Петр Кузнецов: Где вам приходится трудиться вне учебы?

Зритель: Ну это какая-то подработка, аниматорство, раздача листовок или что-то вроде того, потому что полный рабочий день невозможно работать, так как учеба мешает. Вернее наоборот, должна работа мешать учебе, а получается немножко иначе.

Петр Кузнецов: Сколько, если не секрет, работа вам еще дополнительно приносит к стипендии в 2 тысячи рублей?

Зритель: Ну около, может быть, 10 тысяч я могу заработать за месяц.

Петр Кузнецов: Спасибо. Это Юлия, наша телезрительница, студентка из Московской области.

Тамара Шорникова: И есть у нас еще телефонный звонок.

Петр Кузнецов: Валентина из Нижнего Новгорода.

Зритель: Ага.

Петр Кузнецов: Здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. Я что хочу сказать? Вот почему-то, несмотря на такую бедность студентов, а если посмотреть, столько машин всегда стоит около ВУЗов, и все эти машины принадлежат студентам, а не преподавателям, это во-первых. Во-вторых, каждые папа с мамой, которые отправляют свое дитя учиться, они об этом, наверное, сто раз подумали, потому что если уж действительно очень нет средств для обучения своих детей, то, наверное, тогда после школы этих отправляют работать, а не учиться.

Среди тех студентов, которые есть, наверное, уж не так много гениев, которым прямо обязательно надо учиться и получать высшее образование, а многие есть же, наверное, вполне, на таком уровне находятся, что могут работать, например, слесарем, сантехником, электриком, но они почему-то идут, или хотя бы медсестрами, если в мединститут идут, да? Но тем не менее вот у нас все хотят учиться и получить высшее образование, несмотря на все вот, как говорится, невзгоды, которые их тут ждут.

Петр Кузнецов: Безусловно. Вы с дорогих машин начали – вы это к чему? Что если помогать, то это нужно как-то точечно делать?

Зритель: Конечно, а как же?

Петр Кузнецов: Корзины выдавать не всем?

Зритель: Естественно, как у нас было, в былые времена. У нас если учишься на пятерки, на четверки, то тебе стипендию дают, а если троечник, то ничего не получишь, все, иди зарабатывай.

Петр Кузнецов: Ага.

Тамара Шорникова: То есть по успеваемости, не по материальному положению.

Петр Кузнецов: Езжай, садись на свою машину.

Зритель: Конечно, у нас так было. Вот я-то училась, я в 1970 году закончила институт, у нас… Мы знаете, как старались, чтобы стипендию-то получить?

Тамара Шорникова: Да, Валентина.

И коротко: вам стипендии на что хватало в то время?

Зритель: Ну, нам давали, вот у меня была 45 рублей стипендия.

Петр Кузнецов: Пока это ничего не говорит. Вы просто назовите, в чем это можно измерить.

Тамара Шорникова: Да, на что?

Зритель: А зарплата у нас была, я знаю, вот в ту пору, допустим, я к медицине отношение имела, 45 рублей была зарплата медсестры.

Петр Кузнецов: Ага.

Тамара Шорникова: Ага, то есть сопоставимо с зарплатой.

Петр Кузнецов: Сопоставимо с зарплатой средней.

Тамара Шорникова: Все, поняли.

Зритель: Да, вот такая была стипендия.

Петр Кузнецов: Вот. Спасибо, спасибо вам за эти показания, за этот вот такой рисунок своеобразный.

Тамара Шорникова: Ну и все равно, мне кажется, эта короткая ремарка, все-таки марки машин тоже, мне кажется, зависят от вывески университета...

Петр Кузнецов: Точно.

Тамара Шорникова: ...потому что если ты подойдешь к МГУ или МГИМО, то там одного класса машины.

Петр Кузнецов: Это правда, это да, вот мы не уточнили у Валентины, что она имеет в виду...

Тамара Шорникова: А если Волгоградский педагогический...

Петр Кузнецов: ...местный какой-то нижегородский, или она просто по сюжетам из столицы судит.

Давайте продолжим разговор. Юлия Смирнова, наш второй эксперт, председатель Общероссийского общественного молодежного движения «Ассоциация студентов и студенческих объединений России». Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Во-первых, как вы встретили новость с Охотного ряда по поводу потребительской корзины для студентов?

Юлия Смирнова: Коллеги, не совсем верная должность – я являюсь членом бюро Центрального комитета Российского союза молодежи, председателем я была ранее.

Петр Кузнецов: Спасибо, что поправили.

Юлия Смирнова: Да.

Конечно, если отвечать на ваш вопрос с точки зрения студентов, то, естественно, эта инициатива должна быть поддержана на 100%, потому что студентам всегда будет не хватать средств, всегда будет хотеться стипендию больше, чем она есть на сегодняшний момент. Поэтому, говоря от лица молодежи, от лица студентов, конечно, эта инициатива позитивно воспринята в соответствующих кругах.

Другой же вопрос из более взрослого мира, откуда этот ресурс на повышение стипендий будет браться, потому что, если мы говорим о повышении стипендий за счет наложения каких-то дополнительных материальных затрат на студентов, коммерческие формы обучения, например, для того чтобы повысить стипендию бюджетникам, нужно откуда-то деньги брать, то нужно детально продумывать механизмы. Или, например, дополнительная налоговая нагрузка ляжет на родителей этих студентов. Механизмы повышения, инструменты повышения и ресурс, откуда он будет использован, обязательно должен быть детально продуман, проработан, а также представлен в комплексе вместе с предложением о повышении стипендии.

Тамара Шорникова: Да.

Скажите, а какой процент студентов, возможно, есть такая статистика, сейчас совмещают учебу с работой?

Юлия Смирнова: Я не смогу вам ответить точно, но среди ребят, с которыми мы общаемся, не всей массы студентов, а наших участников проектов и программ, членов Российского союза молодежи, порядка 50% ребят так или иначе совмещают учебу с работой если не на постоянной основе, то в формате подработок.

Петр Кузнецов: Ага.

Скажите, пожалуйста, у нас все студенты знают, что им положено? У нас же несколько видов стипендий.

Юлия Смирнова: Да, все верно. На текущий момент в Российской Федерации 7 видов стипендий.

Петр Кузнецов: Так.

Юлия Смирнова: Я так предполагаю, что сейчас мы говорим об основной, государственной академической стипендии, ее имеют право получать все студенты бюджетных форм обучения, которые закончили сессию без академической задолженности и без двоек и троек, то есть на оценки «четыре» и «пять». Есть еще один вид стипендии, который также доступен студентам бюджетной формы обучения, – это повышенные стипендии, и они уже выплачиваются за достижения студентов в какой-либо из пяти сфер: научно-исследовательская, культурно-творческая, спортивная, общественная или учебная. И эти стипендии на порядок выше, чем базовая, которая на данный момент составляет 1 484 рубля без учета...

Петр Кузнецов: Да. А может такое быть... Там же еще есть и региональные какие-то, и губернаторские стипендии так называемые, можно, наверное, надбавками считать.

А может такое быть, что студент получает вот эти вот тысячи, максимум 2 тысячи, а не знает, что еще помимо всего прочего он и региональную может получить, и какая-то у него еще местная действует? Вот чья это задача? Это деканат должен уведомить его о том, что он может еще претендовать на выплаты?

Юлия Смирнова: Вы абсолютно правы, далеко не все студенты знают о том, что помимо государственной академической...

Петр Кузнецов: Да-да-да, связь, к сожалению... Сейчас мы еще раз попробуем, если связь наладится...

Юлия Смирнова: ...стипендия президентская, стипендия парламента... Да. К сожалению, не все студенты знают о том, что есть помимо государственной академической иные виды стипендий: президентская, парламентская. Информацию об этом мы должны доносить из максимального количества каналов: это и студенческие советы, это и деканаты, это и сайты университетов, и сообщества в социальных сетях, и любые каналы информации, которые могут так или иначе донести до студентов понимание о том, что они могут претендовать на абсолютно бо́льшие цифры, чем базовая минимальная стипендия. Мы должны использовать все каналы.

Петр Кузнецов: Да-да-да. Я к тому, что, может быть, не такая печальная картина на самом деле, если учитывать...

Тамара Шорникова: Ну и прямо совсем коротко. Если все-таки произойдет увеличение стипендий, например, она достигнет МРОТ, поможет ли это исправить ситуацию, когда каждый второй студент у нас подрабатывает? Поможет ли это повысить не только качество жизни студентов, но и качество получаемого ими образования, соответственно их качество как будущих специалистов?

Юлия Смирнова: Безусловно, да, и в первую очередь это отразится на тех ребятах, которые не получают финансовой поддержки со стороны родителей, например, потому что не каждая семья, к сожалению, может сейчас финансово обеспечить существование студента, особенно если он живет и учится в другом городе. Поэтому в первую очередь на таких ребятах ситуация отразится позитивно. И, конечно, когда фокус внимания студента направлен исключительно на обучение, это дает свои позитивные плоды, и мы являемся свидетелями таких ситуаций.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо за ваш комментарий. Это Юлия Смирнова.

Тамара Шорникова: Да.

И мы переходим к следующей теме.

Что в неё войдет и какой должна быть стипендия?