Светлана Барсукова и Артур Гараганов. Новогодние траты россиян: итоги праздничных выходных

Гости
Светлана Барсукова
профессор Факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Артур Гараганов
клинический психолог

Праздник с двенадцатью нулями. Новый год обходится стране в 1 трлн рублей. Столько мы тратим на угощения, развлечения и путешествия за время новогодних каникул. Подведем итоги - экономим мы на себе или нет, выбираем ли заранее подарки или гуляем от души, не думая о завтрашнем дне.

Александр Денисов: К следующей теме переходим – «Праздник с двенадцатью нулями». Новый год обходится стране в 1 триллион рублей – столько мы тратим на угощения, развлечения, путешествия за время новогодних каникул. Вот и подведем итоги – экономили ли на себе в этот раз или нет, выбирали ли заранее подарки или гуляли от души, не думая о завтрашнем дне.

Марина Калинина: Сервис бронирования жилья TVIL.RU опросил пользователей социальных сетей и выяснил, где они встретили Новый год. Оказалось – дома, с родными и близкими Новый год встретили 86% опрошенных, а у друзей отмечали праздник всего 8% респондентов. Кроме того, 2% встречали Новый год в путешествии по России, 3% отмечали Новый год в зарубежной поездке, и еще 1% отмечали Новый год в пути, то есть в самолете или в поезде.

Александр Денисов: Сейчас расскажем, куда летел этот самолет. Среди зарубежных направлений россияне отдавали предпочтение Тбилиси, Еревану, Берлину, Стамбулу, а среди отечественных направлений – Краснодару, Сочи, Минеральным Водам и Симферополю.

Ну и тему новогодних трат сегодня обсудим с нашей гостьей – Светлана Юрьевна Барсукова, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики. Светлана Юрьевна, 1 триллион – много или мало на новогодние праздники?

Светлана Барсукова: Ну, видимо, столько, сколько люди могут себе позволить. Только надо понимать, что это не траты, эти деньги не на растопку печек пошли, то есть это деньги, которые вбрасывались в экономику, на оплату услуг, товаров. То есть это, вообще говоря…

Александр Денисов: Не впустую, в общем?

Светлана Барсукова: Не впустую. Для экономики это как бы очень хороший разгон. Но вообще нужно сказать, что ВЦИОМ не так давно провел опрос россиян на тему: «Какие праздники вы вообще отмечаете?» Как вы думаете, какой самый любимый, безусловно отмечаемый праздник?

Александр Денисов: День Победы?

Марина Калинина: Новый год, конечно.

Светлана Барсукова: Новый год на первом месте. И вы абсолютно правы – с интервалом буквально в 1% (что не является собственно разрывом) День Победы. Вот Новый год и День Победы – это праздники абсолютно признаваемые, тотально празднуемые в нашей стране. А третье место, как вы думаете, и четвертое?

Александр Денисов: Пасха.

Светлана Барсукова: Нет. 8 марта, 23 февраля.

Марина Калинина: Ну понятно.

Светлана Барсукова: И только потом Пасха, Рождество – по ниспадающей. И праздник – День Мира и Труда… Или как это? Весны…

Александр Денисов: Ну, майские праздники.

Светлана Барсукова: Да, майские праздники. Вы знаете, только 63% считают это праздником в нашей стране.

Александр Денисов: Ну, это «огородные дни», скажем прямо.

Светлана Барсукова: Да. А День России – 52%. То есть День России считают праздником и празднуют так или иначе только половина россиян. А вот уже День народного единства 4 ноября – меньше половины. То есть это, конечно, никакой не День народного единства, если даже половина россиян не считают это праздником.

Александр Денисов: Не срослись еще.

Светлана Барсукова: Не срослось, да.

Марина Калинина: А вы где отмечали Новый год?

Светлана Барсукова: Ну, на даче.

Марина Калинина: Под елкой в кругу семьи.

Светлана Барсукова: Да, на даче. Ну да, действительно, очень принято в нашей стране встречать Новый год дома. Но вопрос еще другой возникает. А вот новогодние праздники – они же длительные.

Как этими днями распоряжаются россияне? И есть исследование интересное ВЦИОМ на этот счет. И если сравнивать не просто этот год с прошлым годом и с позапрошлым (там цифры могут бегать, это еще не показатель), а если мы возьмем интервал в десять лет, вот Россия 2007 года, например, и Россия 2017 года, интервал десять лет, вот что реже стали делать россияне в эти праздники, а что – чаще? Оказалось, что реже стали ходить в гости, причем существенно реже.

Марина Калинина: Потому что не приглашают?

Светлана Барсукова: В полтора раза разрыв цифр.

Александр Денисов: Хотя это экономия, между прочим.

Марина Калинина: Смотря для кого. Для принимающей стороны – не очень.

Светлана Барсукова: Ну и для приглашенной, потому что с пустыми руками не принято на новогодние праздники ходить.

Марина Калинина: Подарки надо покупать опять же.

Александр Денисов: Вместе выгоднее отмечать, веселее.

Светлана Барсукова: Надо обязательно детям как минимум что-то принести. То есть люди, россияне, просто в полтора раза реже стали в эти дни ходить в гости. Видимо, это связано с тем, что дорого действительно подарки покупать. А второе – развилась как бы альтернативная сфера услуг, то есть принято уже собираться на нейтральной территории: в кафе как-то кофе попить, пересечься и так далее. Это то, что реже стали делать.

А вот что чаще россияне стали делать в новогодние каникулы? Это две вещи. Работать. 21% россиян примерно работают, ну, не полностью, но в какие-то дни работают. Может быть, потому, что это работающий магазин или почта. А может быть, ну, таксует человек.

Александр Денисов: Сфера обслуживания и оперативные службы.

Светлана Барсукова: Да, услуги оказывает. Как строитель продолжает работать. То есть существенно выросла доля этих людей, просто двукратный рост за десять лет людей, которые работают в новогодние каникулы. Это первое.

И второе. Да, в три раза чаще стали кататься на коньках, на лыжах, на сноубордах.

Марина Калинина: То есть активный отдых.

Светлана Барсукова: То есть вот эта активная спортивная деятельность просто в три раза приросла за десять лет в нашей стране. Вот это то, что просто, я считаю, заслуживает внимания и обсуждения. А неизменными остались практики – прогулки на свежем воздухе (парки, всякие скверы, отдых) и походы с детьми на новогодние елки, спектакли, утренники. Вот это сохранилось неизменно.

Марина Калинина: А это не зависит от возраста опрашиваемых?

Светлана Барсукова: Зависит. Вы знаете, зависит, безусловно. И эти практики… Ну, скажем, на сноубордах, на коньках катаются преимущественно молодежь, это понятно. И интерес вообще. Вот с чего мы начали? Что есть любимые, нелюбимые, менее любимые праздники у россиян. Вы знаете, потрясающе интересная цифра, если верить ВЦИОМ (а ему, безусловно, верю): чем моложе респондент, тем реже он говорит о том, что он вообще празднует тот или иной праздник. Это касается практически всех главных праздников страны. И Новый год, и даже 9 мая, и 8 марта, и 23 февраля молодежь празднует реже, чем люди старшего поколения.

Александр Денисов: Может быть, они все время с ощущением праздника живут? Забот меньше, поэтому как-то это не отделяется.

Светлана Барсукова: Вы знаете, даже День Победы люди старше 60 – 99%, ну фактически 100% празднуют. А вот люди в категории от 18 до 24 – День Победы празднуют 80% с чем-то, отмечают. Это касается без исключения всех праздников. Но что молодежь чаще, регулярнее и с большей охотой празднует? Это как раз 1 мая, День Святого Валентина.

Александр Денисов: У них свои праздники.

Светлана Барсукова: Потом начинаются – Святого Патрика, Хэллоуин. Вот эти праздники набирают моду. То есть пока по России они погоду не делают, но спустя 10–15 лет, когда эти люди станут преобладающими в нашем населении, может быть, эти праздники станут для нас главными. Не знаю.

Александр Денисов: Вы знаете, интересная вещь. Вы сказали, что 20% опрошенных работали в новогодние праздники. А есть данные (это по авиакомпаниям), что 50%, что ли, людей, которые улетели на праздники отдыхать – ну, за рубеж или по России, – обратные билеты брали не на 8-е число, а на 12-е, на 13-е. То есть компании, структуры государственные позволяют своим работникам продлять каникулы, получается? То есть не против?

Светлана Барсукова: Ну, мы же не знаем, где работают эти люди, обязательно ли они в госкомпаниях работают. А потом, вы же правильно сказали, что только 3% россиян праздновали Новый год вдали от Родины. То есть доля этих людей все-таки невелика. Ну и потом, это люди, которые, скорее всего, имеют предпринимательские доходы, какие-то инвестиционные доходы, поэтому они могут позволить себе…

Александр Денисов: То есть сами себе и каникулы устраивают?

Светлана Барсукова: Безусловно. Ну а школы и детские сады – они, конечно, лояльны. Всегда можно отпросить детей на пару дней и продлить каникулы. С этим, я думаю, проблем ни у кого нет.

Марина Калинина: Давайте посмотрим небольшой сюжетик наш. «Нужны ли нам такие длинные новогодние каникулы?» – наши корреспонденты спрашивали на улицах Самары, Липецка и Улан-Удэ.

ОПРОС

Марина Калинина: Ну и как вам ответы?

Светлана Барсукова: Ну, ничего удивительного я не услышала.

Марина Калинина: То есть молодежь и пенсионеры говорят, что, в общем, покороче надо. Ну, пенсионерам – потому что им все равно. А молодежи – потому что работать хотят в основном.

Светлана Барсукова: Ну, мысль, что работать хотят, я не особо услышала.

Марина Калинина: Или печень не выдерживает.

Светлана Барсукова: Про печень было. Но, с другой стороны, этот же молодой человек успел слетать в Тбилиси. Не факт, что получилась бы эта поездка, если бы каникулы были короче. Ну, на вкус и цвет. Но мне, например, нравится, когда длинный отдых.

Александр Денисов: Нам тоже.

Светлана Барсукова: Ну нравится! Согласитесь. Ну так жалко, смотришь на календарь и думаешь: «Господи, через три дня – будильник, портфель, сменку не забыть». И начинается все это. Так прекрасно первые десять дней про это не думать!

Марина Калинина: К нашей беседе присоединился Артур Гараганов, клинический психолог. Артур, здравствуйте.

Артур Гараганов: Добрый день.

Марина Калинина: А вам нравится, что такие длинные праздники? Или вы бы укоротили? Ваше мнение.

Артур Гараганов: Я не могу их укоротить, потому что, во-первых, праздник – это всегда отдых.

Марина Калинина: Ну, если бы могли.

Артур Гараганов: И отдых должен быть достаточно активным. Если отдых пассивный, то тогда он превращается просто в употребление запрещенных, скажем так, ингредиентов. А если мы можем переключиться на активную деятельность, отдых с детьми, например, или же на какое-то личное увлечение, то тогда это становится на самом деле таким хорошим расслабляющим фактором. То есть можно уделить время себе – то, чего мы не делаем, когда мы в напряженном рабочем графике. И вот здесь как раз таки мы можем потом перейти обратно в режим, например, работы, причем сделать это достаточно безболезненно.

Марина Калинина: Это главный вопрос. И не впасть в депрессию. Кстати, многие впадают в депрессию после того, как праздники заканчиваются и надо опять собирать портфель себе и ребенку, идти на работу, в школу?

Артур Гараганов: Вы знаете, состояние депрессии ведь есть общенародное, ну, как бы употребляется в общенародном таком формате. Простыми словами – когда говорят «у меня депрессия». А на самом деле это медицинский термин, и он говорит о серьезном функциональном нарушении, то есть когда мы не можем себя вытащить из состояния глубокой подавленности, отсутствия настроения или апатии. Если мы говорим про депрессию медицинскую, то она лечится медикаментозно. А если мы говорим о том, что происходит после праздников, то в большинстве случаев это состояние такой дезадаптации.

Александр Денисов: Просто неважного настроения.

Артур Гараганов: Или когда мы возвращаемся из солнечного путешествия.

Александр Денисов: Да, просто неважного настроения. Неохота, проще говоря?

Артур Гараганов: Ну, не так все просто на самом деле. Это состояние отсутствия мотивации. Это состояние, когда отсутствует психологически правильный настрой на то, к чему мы возвращаемся. То есть мы уже заранее оцениваем ситуацию, в которую мы попадем. И здесь нельзя ее выстраивать в негативном контексте, она должна быть обязательно для вас мотивирующей. То есть у вас должна быть цель, которая даст вам позитивный настрой. Ради этой цели вы просыпаетесь утром, ради этой цели вы встречаетесь с друзьями и вообще идете на работу.

Марина Калинина: Вот одна из причин так называемого плохого настроения – это то, что деньги заканчиваются катастрофически после праздников. Как себя настроить на такой лад, чтобы вообще эти мысли не волновали с утра до ночи?

Артур Гараганов: Ну, вы знаете, обычно люди впадают в такое состояние, когда у них денег не было и до Нового года. А когда они закончились внезапно после Нового года, то здесь речь идет о том, что люди ждут зарплату. И возможно, они просто неправильно рассчитывают свои финансовые возможности. Неудивительно, потому что обучение финансовой грамотности – на самом деле это тоже очень важный аспект. Можно посмотреть массу бесплатных материалов, вебинаров, семинаров в интернете, чтобы понять, как можно управлять личными финансами – и тогда не будет состояния депрессии.

А что касается вообще финансового вопроса, психологии финансового восприятия этих явлений, то надо обратить внимание на то, вообще как мы относимся к тому, что мы тратим. То есть это все-таки наше отношение к себе, отношение к тому, что мы готовы потратить на себя и вообще ради чего мы работаем. Если ради денег, то это становится иногда неинтересным. А если ради достижения определенных новых состояний, удовольствий и изучения нового, то тогда это не становится такой катастрофой, и человек не впадает в депрессию из-за отсутствия денег, потому что он ставит следующую цель – достижение новых высот. И может быть, он даже думает о смене профессии.

Марина Калинина: Какой вы позитивный человек! Спасибо большое. Артур Гараганов, клинический психолог, был у нас на связи.

Вы согласны?

Светлана Барсукова: Ну, как можно спорить с правильными словами? Откройте любую книжку – и вы это прочитаете. Я просто примерила это… Ну, у нас консьержка сидит. Вот что я ей скажу? «Поставьте цель. Растите над собой. Не думайте про деньги»? Или человеку, который моет наш подъезд, вывозит мусор. Ну, надо четко понимать, конечно, что для определенных слоев нашего населения труд – это действительно тяжкий способ заработать средства на жизнь. И не надо это как-то прикрывать какими-то словами о высокой мотивации. Ну, как бы такова жизнь, действительно.

Александр Денисов: И требовать хорошего настроения непременно.

Светлана Барсукова: Конечно. Должна быть высокая цель, мотивация. «Ребенок должен любить морковку», – прочитала я в одной книжке. Ну а если не любит? Что, поменять его, нового родить, пока не наберешь критическую массу детей, которые любят морковку? Вот примерно из этой же серии: дети должны любить морковку, а люди должны иметь высокие мотивации. Ну, не срослось. Жить же надо всем.

Марина Калинина: Давайте послушаем Ольгу из Тамбовской области. Ольга, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: У меня вот такое мнение. Я на пенсии. Это ладно. Но вот детям при нашей зарплате по Тамбовской области, 13 тысяч, сидеть по девять дней дома – это просто безобразие. И не оплачиваются эти дни. А потом какая будет зарплата? На что будем жить? Как думать, как жить?

Александр Денисов: А вы работаете?

Зритель: Я? Нет. Я на пенсии, мне уже 67 лет, я не работаю. Но дело в том, что у меня внучка, например, работает. У нее 13 тысяч зарплата, бедный и несчастный ребенок. Мне приходится ей помогать, потому что нельзя выжить на такую зарплату.

Александр Денисов: Да, спасибо. Действительно, это минус января.

Марина Калинина: Спасибо.

Александр Денисов: Минус января, когда количество рабочих дней уменьшается. Мы как-то про это забываем. Вообще про многое забываем в Новый год – что с 1 января обычно цены повышаются на бензин, на проезд.

Светлана Барсукова: НДС.

Александр Денисов: Да-да-да. Много всяких изменений происходит. И мы уже привыкли как-то.

Светлана Барсукова: Ну и ценники всей инфраструктуры развлечений. Между прочим, попробуйте в эти праздничные дни сходить с ребенком куда-то.

Александр Денисов: Куда-то сунуться. Конечно, конечно. Цены раза в два-три.

Светлана Барсукова: Во-первых, очень много людей везде просто. Я, кстати, всем советую. Если кто-то планирует поездки с ребенком в Великий Устюг, например, на родину Деда Мороза – сделайте это, пожалуйста, не в новогодние каникулы и лучше даже не в выходные дни.

Марина Калинина: Давайте послушаем Галину из Московской области, еще успеем. Галина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: Я вот насчет этих выходных. Я постоянно, в общем-то, противник. И это не только я, а многие мои знакомые просто против. Лучше бы эти выходные люди провели летом, на улице, на даче, какое-то полезное дело сделали. А сейчас что? Сидим дома возле телевизора, просто ну не знаем, куда себя деть. Ну, я пенсионерка, у меня каждый день одно и то же, каждый день выходной, как говорится. А вот молодежь просто… Вот сноха работает, сын безработный сейчас у меня сидит. До Нового года не мог устроиться на работу, а сейчас праздники. Как он мне говорит: «Мама, после праздников должны все раскачаться». Для чего нужны эти праздники? Вот кому они нужны? Богатым? Богатые, да, ездят отдыхать, у них есть деньги. А мы – простые люди, совершенно простые. Для простых людей не нужно этих выходных совершенно.

Александр Денисов: Спасибо, Галина.

Зритель: Потому что каждый считает копеечку. Мы сейчас все бегаем по акциям. Мы, пенсионеры, бегаем по акциям и ищем, что купить подешевле. Вот это наша жизнь. И еще что-то помочь детям.

Александр Денисов: Спасибо. Ну, действительно, новогодние дни провальные, с точки зрения работы. Действительно, все говорят, что в эти дни не стоит искать. Вот летом и зимой самое неудачное время…

Светлана Барсукова: Ну, тут мы ничего не изменим.

Александр Денисов: Не изменим, да.

Светлана Барсукова: Просто надо, видимо, как-то не распускаться и с помощью такого инструмента, как сила воли, все-таки распланировать эти дни.

Александр Денисов: Все-таки вернулись мы к этому совету о хорошем настроении.

Светлана Барсукова: Да, все-таки как-то… Ну, какие-то вылазки на какие-то бесплатные, может быть, катки или чаепития с соседями. Что-то надо организовывать, действительно.

Александр Денисов: Опять же Ночь музеев никто не отменял.

Светлана Барсукова: Конечно. Кстати! Я не знаю, не скажу за всю Одессу, но по Москве точно восемь с чем-то музеев с 1 по 8 января работали бесплатно. Действительно, можно было с ребенком походить: и Музей Дарвина, и Мультимедиа Арт Музей. Прекрасные экспозиции! И все это было бесплатно. Но это воля, это надо утром встать. А вы понимаете – зная, что на работу не надо, спится и до двенадцати прекрасненько. А потом смещается, конечно, режим питания, дети в десять вечера не укладываются спать категорически. И вот это все затягивается, затягивается – и у вас уже такое ватное состояние.

Марина Калинина: А потом – раз!

Светлана Барсукова: Уже и в музей не хочется как-то. Ну да. Ну, это как все в жизни, понимаете, зависит только от нас. Никакие советы, выслушанные со стороны, не помогут, пока человек в какой-то момент не наведет порядок в своей жизни в течение первой недели января.

Александр Денисов: Будем наводить.

Марина Калинина: Спасибо. Светлана Барсукова, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики. Спасибо.

Экономика новогодних каникул