Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика». Мы вернулись после летних каникул, сегодня первый эфир в новом телевизионном сезоне. И сегодня будем говорить о производстве косметических средств, о фабрике «Свобода». Сейчас это акционерное общество «Свобода», находится оно в Москве, достаточно известное, эта фабрика с давних времен известна всей стране. У меня сегодня в гостях Евгений Алексеевич Пантелеев, генеральный директор акционерного общества «Свобода» – здравствуйте. Евгений Пантелеев: Добрый вечер. Марина Калинина: И Светлана Вячеславовна Галкина, главный редактор журнала «Сырье и упаковка», а еще главный редактор Делового портала косметической промышленности. Здравствуйте, Светлана Вячеславовна. Светлана Галкина: Здравствуйте. Марина Калинина: Как всегда по традиции мы сняли репортаж об этом замечательном производстве – давайте посмотрим, а потом будем беседовать в студии. СЮЖЕТ Марина Калинина: Ну вот такое вот предприятие, вот такая вот продукция, которой действительно пользуются миллионы людей. Евгений Алексеевич, вопрос первый к вам. Как удалось сохранить это предприятие, как удалось выжить в непростые годы, с которыми столкнулись все производства в нашей стране? Некоторые закрылись, а некоторые, как ваше, работает и производит продукцию на таком высоком уровне. Евгений Пантелеев: Вы знаете, я посмотрел сюжет… Марина Калинина: Сами загордились? Евгений Пантелеев: Мне тоже понравилось это предприятие. А кто сохранил? – это коллектив, те, с кем вы разговаривали, еще, так сказать, очень многие поколения людей, которые действительно сохранили, вы правы, в трудные 1990-е гг. Если бы не этот коллектив, не руководство, кто в то время возглавлял объединение «Свобода», наверное, мы могли его запросто потерять. Но мы его сохранили, и теперь я думаю, что сохранили навечно. Марина Калинина: Как вот именно производство удалось сохранить, поставщиков сырья и так далее? То есть это же огромные деньги, я не знаю, как… Евгений Пантелеев: Ну это огромные деньги… Марина Калинина: Нервы, потери и так далее, вложения. Евгений Пантелеев: Нервы, потери. Я могу сказать, что, конечно, ситуации бывают очень сложными, менее сложными. Но вот коллектив заряжен на успех, ему нравится. Вы слышали в этом материале, что вот им самим нравится производить эту продукцию, им хочется, чтобы об их продукции потребитель тоже сказал что-то. И когда потребитель хвалит… А как хвалит? – он покупает эту продукцию. Естественно, тогда возникает желание делать ее больше и лучше. Марина Калинина: Светлана Вячеславовна, вы как главный редактор журнала «Сырье и упаковка», естественно, знаете все о том сырье, из которого делается вообще продукция косметическая в нашей стране. Расскажите, из чего делается эта продукция. Это сырье все-таки отечественное, или все равно мы так или иначе зависим в какой-то части от импорта? Как с этим? Я думаю, что и к вам вопрос… Евгений Пантелеев: Да. Марина Калинина: И вообще в принципе обо всех предприятиях, которые косметическую продукцию производят: вообще много их, мало, с какими трудностями в плане именно сырья они сталкиваются? Светлана Галкина: Ну трудностей с сырьем как таковых сейчас нет, но действительно сырье по большей части российской косметики импортное. Так уж исторически сложилось, что особенно после реформ 1990-х гг. та сырьевая база, которая была в Советском Союзе, была разрушена, мало что удалось сохранить. Сейчас, конечно, появляются новые компании, производители сырья отечественные; им непросто конкурировать на рынке с западными поставщиками. Поэтому основное сырье, которое поставляется сейчас на наши предприятия косметические, – это сырье импортное. Качество сырья самое высокое вы найдете, те же самые компоненты в кремах лучших мировых производителей, те же самые компоненты будут лежать в кремах наших отечественных. Другое дело, что в связи с этим становится цена достаточно высокая, мы получаемся импортозависимые по части сырья, наше косметическое производство. Марина Калинина: Ну а с отечественными-то что, Евгений Алексеевич? Евгений Пантелеев: Я могу сказать, что действительно эта проблема существует у нас. Но так традиционно, наверное, получилось, что в Советском Союзе не очень большое внимание уделялось косметике, вообще товарам, и мы в этом отношении, конечно, отстали от многих западных фирм. Марина Калинина: Ну а как же крем «Детский», который впереди планеты всей? Евгений Пантелеев: Ну я могу сказать, конечно, мы прежде всего используем свои отечественные ингредиенты, экстракты, это в основном все отечественное. Но у нас, скажем, нет того, чего, скажем, нужно. Во-первых, все, что придает нашим товарам запахи, мы практически отдушки не делаем, не делали практически в Советском Союзе, не делаем сейчас. Есть так называемые активные элементы, которые применяются в небольших количествах, но мы тоже их сейчас не производим. Вот сейчас у Минпромторга есть программа импортозамещения, есть в ней специальный раздел, так называемая «малая химия», малотоннажная. И я думаю, что довольно активно они стали заниматься этим делом, и появляется очень много интересных компонентов, которые мы уже используем у себя. Скажем, моющие средства или синтетические моющие средства, которые мы используем, мы уже практически полностью пользуемся отечественными, в Дзержинске очень хорошие мощности, в других городах России появляются. Но некоторых компонентов, конечно, не хватает. Вот, скажем, если взять чистящие вещества для зубных паст, к сожалению, этого компонента нет в России, мы вынуждены покупать или в Индии, или в Великобритании. Я думаю, что эта проблема для всех российских предприятий, я думаю, что все ее знают, все мы одинаково о ней говорим, надеемся, что она будет в скором будущем решена. Но пока да, пока половина сырья импортного. Марина Калинина: Ну а сдвиги-то какие-то есть? Что поставщики говорят? – пытаются они заместить импортную продукцию, импортное сырье? Светлана Галкина: Сдвиги есть. Появляется новая генерация производителей сырья отечественного. Конечно, для того чтобы им стать в один ряд с поставщиками западными, требуется поддержка государства, в первую очередь что касается оборудования, потому что любое производство как ни крути начинается с оборудования. И какие бы замечательные научные отечественные разработки ни ложились в основу производства нового сырья, тех же активных компонентов, нужно оборудование, на котором производить эти компоненты, а оборудование – это машиностроение, машиностроение опять у нас импортозависимое. Марина Калинина: Надо было нам еще машиностроителей пригласить сегодня в студию, чтобы они тоже со своей стороны сказали. Светлана Галкина: Я думаю, что без них никак не обойтись. Евгений Пантелеев: Я думаю, это очень правильный вопрос. Оборудование все импортное, оборудование практически начиная с реактора, я уже не говорю о фасовочных автоматах, – это все импорт. Здесь действительно для наших машиностроителей просто огромное поле работы. Марина Калинина: Поле непаханое. Евгений Пантелеев: Поле непаханое. Светлана Галкина: Есть единичные случаи, выпускается оборудование отечественными компаниями, но опять же они в большей степени ориентированы на компании малого масштаба, на малые предприятия. Кстати, это та генерация компаний, малый бизнес, кто сейчас, скажем, становится флагманом в российской косметике, много новых, интересных производителей, брендов, образцов косметики идет из этой ниши, из ниши малых предприятий. Марина Калинина: У нас есть два звонка. Первый дозвонился нам Михаил из Твери. Михаил, здравствуйте, говорите, пожалуйста. Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Просто мне хотелось высказать пожелание директору фабрики «Свобода». Понимаете, мне 54 года, я пользуюсь продукцией «Свободы» все это время – мыло, крема, зубные пасты. Просто, знаете, пожелание такое: раньше выпускались все крема в металлической…, сейчас перенесли на пластиковые тюбики, уже… оборудование. Правда, крема остались… Уже все пластик. Понимаете в чем дело? В пластиковые тюбики попадает воздух, и содержимое очень быстро окисляется. Марина Калинина: Я поняла. К сожалению, плохая связь. Про упаковку вопрос. Евгений Пантелеев: Я понял этот вопрос. Марина Калинина: Спасибо, Михаил. Евгений Пантелеев: Вы знаете, в какой-то степени вы и правы, и неправы. Мы действительно раньше выпускали продукцию в основном в алюминиевой упаковке, алюминий, естественно, хранит продукцию более хорошо, чем пластик, чем пластикаты. Но алюминий менее, скажем, эстетичен, чем пластиковая туба, на пластиковой тубе можно более красиво, скажем, оформить этот продукт. А сейчас жизнь идет вперед, я просто вам говорю, что в скором времени, конечно, появились уже, я думаю, что мы тоже скоро их будем использовать, так называемые пластиковые тубы с алюминиевым слоем. Здесь намного возрастет срок хранения, вы действительно правы, гарантия для содержимого внутри будет намного больше, и этот прогресс коснется нас всех. То есть в плане упаковки сейчас делается очень многое и очень быстро, упаковка меняется очень быстро. Марина Калинина: Ну во-первых, упаковка – это визитная карточка продукции, потому что чем привлекательнее упаковка, тем больше хочется приобрести этот товар. Даже иногда ты не задумываешься, что внутри, вот какая красивая коробочка или какая красивая баночка (это я как женщина говорю), уже потом ты берешь и смотришь состав и так далее. И все равно глазу это воспринимается сразу, как-то обращаешь на это внимание. Вот какая работа ведется в этом плане? Ну потому что не секрет, что в советское время упаковки были так себе. Как сейчас? Какие уловки, какие тонкости, чтобы привлечь покупателя? Евгений Пантелеев: Ну дизайн упаковки очень много значит для продажи продукта, этому уделяется очень много внимания. Я еще раз могу сказать, что на рынке появляется довольно много упаковки, но, к сожалению, это тоже вся упаковка не отечественная. Очень много упаковки идет из Белоруссии, там действительно было построено еще в советские времена несколько крупных, хорошо оснащенных предприятий, которые обеспечивают очень многие предприятия Российской Федерации. Берем, конечно, упаковку, но в небольших количествах из Франции, Италии, скажем, Испании, но в основном используем белорусскую. Марина Калинина: Светлана Вячеславовна, как в глобальных масштабах? Что на вашем портале и в вашем журнале по этому поводу пишут? Светлана Галкина: Ну на самом деле мы пишем об упаковке много, мы постоянно рассматриваем лучшие образцы мировой упаковки и делимся этой информацией с нашими производителями, различными приемами декораторскими, которые используются при оформлении упаковки. Потому что можно взять иногда стандартный тюбик или стандартный флакон, но особыми декораторскими приемами, применяя те или иные техники декорирования, можно сделать продукт индивидуальным, сочетание тех или иных крышек, колпачков с тем же самым стандартным флаконом тоже позволяет сделать продукт более индивидуальным. И здесь надо отдать должное изобретательности наших производителей, потому что будучи ограниченными в средствах, которые они могут позволить себе потратить на упаковку, они научились выпускать достаточно привлекательные внешне продукты, которые неплохо смотрятся на магазинных полках и в первую очередь за счет, наверное, решений дизайнеров. Потому что, опять же, упаковка обходится производителю дорого, наши производители на упаковке, чтобы продавать продукт по доступной цене и высокого качества, вынуждены экономить. В первую очередь для наших производителей, для наших косметических предприятий это содержимое, оно стоит во главе угла для производителя. Марина Калинина: Естественно. Светлана Галкина: Поэтому как бы ни был важен внешний вид, все равно потребитель голосует рублем, дальше используя продукт. И здесь наши производители вынуждены экономить, поэтому они подключают свою изобретательность и дизайнерские возможности. Конечно, если бы было больше предприятий по производству упаковки у нас в России, она была бы опять же не импортозависима, дело пошло бы гораздо… Марина Калинина: Понятно. Давайте послушаем Галину из Пермского края. Галина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Добрый вечер. Марина Калинина: Добрый вечер, говорите, пожалуйста. Зритель: Я позвонила из Пермского края, город Лысково. Вот смотрю вашу передачу и хочу поблагодарить директора, руководителей этого предприятия, что такую отличную продукцию выпускают. Мы пользуемся шампунем, бальзамом-ополаскивателем. А подарила мне внучка, привезла из Екатеринбурга в Пермский край, и я обратила внимание, что у нас тоже есть такая продукция фабрики «Свобода», стала брать, нисколько не разочаровалась. Большое вам спасибо. Евгений Пантелеев: Ой, так бы хотелось как можно больше людей услышать. Марина Калинина: Спасибо вам большое за звонок. Смотрите, коль уж мы заговорили о новинках, что еще сейчас, какие тенденции вообще в косметике? Ведь эта отрасль основана на открытиях, на инновациях, постоянно развивается. То есть кто кого опередит, такое постоянное соревнование. Евгений Пантелеев: Вы совершенно правы, что если сегодня не развиваться, очень быстро, как говорится, останешься ни с чем. Сегодня есть несколько трендов в косметике, которые обязательно надо выдерживать. Во-первых, это экологичность. Это уже не просто, как говорится, тренд, это необходимость. Сегодня практически все, что мы делаем, обязательно проходит так называемую экологическую экспертизу: все виды сырья, все ингредиенты, которые мы берем, и по отдельности, и в смесях, не должны никакого совершенно, скажем, негативного эффекта производить. И особенно это касается детских продуктов. Мы в какой-то степени специализируемся на детских продуктах, а для нас это очень ответственный продукт, мы понимаем, что дети – это особые люди, у них должно быть все очень великолепно. Мы должны такие рецептуры придумать, чтобы никоим образом не нанести, скажем, ребенку никакой травмы. Если он моет голову, если в глаза попало, чтобы обязательно не было слезок; если он зубную пасту, начинает чистить зубки, случайно проглотил, это должно быть абсолютно безвредно. То есть эти вопросы безопасности, экологичности – это сегодня два основных тренда. И в этой связи все сырьевые компоненты все поставщики сырья стараются делать все новые экстракты, растворы, биоактивные элементы, основываясь на естественных таких природных явлениях. Марина Калинина: На что жалуются производители косметики? Бумажками не замучили вас, изменениями законодательства и так далее? Может быть, что-то как-то упростить немножко? Что говорят, что пишут? Какие проблемы? Светлана Галкина: Основная проблема сейчас – это обсуждаемый закон о спирте. Потому что в косметических рецептурах, в парфюмерии также присутствует в некоторых, скажем так… Марина Калинина: Рецептах спирт? Светлана Галкина: …в некоторых процентах спирт. И, к сожалению, данное законодательство может нанести определенный ущерб нашей косметической промышленности. Этот закон еще обсуждается, поэтому здесь я надеюсь, что наша деловая общественность сможет сделать для себя правильный выбор и отстоять свои позиции. Но эта проблема существует. В принципе сегодня и так достаточно простое законодательство с точки зрения, скажем, подтверждения безопасности, эффективности. Марина Калинина: Ну то есть вам не мешают, так скажем, работать и развиваться? Евгений Пантелеев: Я скажу, что нет, это не мешает. Во-первых, у нас свой научный центр, свои аккредитованные лаборатории, плюс масса лабораторий в городе Москве и в Российской Федерации, которые могут оказать эту услугу, скажем, на эффективность, на экологичность, сертификат какой-то получить безопасности, особых проблем нет. В отношении спирта. Мы, может быть, так получилось, какое-то количество лет назад на объединении «Свобода»… Марина Калинина: …закупились. Евгений Пантелеев: Нет, отказались от продукции с использованием спирта. Марина Калинина: А, отказались наоборот. Евгений Пантелеев: Мы не используем спирт. Марина Калинина: Но видите, для многих это проблема. Евгений Пантелеев: И я могу сказать, что в какой-то степени на будущее мы думаем, что мы, наверное, вернемся к продуктам на базе спирта, потому что это расширяет ассортимент применяемых изделий. Может быть, не столько в косметике, сколько в бытовой химии, потому что товаров много, которые мы выпускаем, не только как косметические, но которые используются в быту. Марина Калинина: У нас 1.5 минутки осталось буквально. Скажите, вот с кадрами проблема? Евгений Пантелеев: Я вам могу сказать, что, наверное, не сейчас эта проблема. У нас работают очень грамотный, очень квалифицированный коллектив… Марина Калинина: С молодыми, новыми сотрудниками? Евгений Пантелеев: Приходят, приходят новые сотрудники, с удовольствием кто-то остается, кто-то ищет себе другое место. Я могу сказать, что в Москве, наверное, такой особой проблемы нет. Марина Калинина: А в регионах сталкиваются с этим, да? Светлана Галкина: Есть, конечно, проблема в регионах с кадрами для косметической промышленности… Марина Калинина: Где брать персонал химиков, технологов? Светлана Галкина: Сейчас есть несколько институтов и университетов, которые открыли группы, где можно получить образование, подходящее для работы в косметической промышленности. Проблема, наверное, в том, что это будут свежевыпущенные технологи, которым еще нужно будет набираться опыта. Здесь нужно, чтобы наши учебные заведения и предприятия косметической промышленности шли рука об руку с точки зрения организации практики, чтобы молодые ребята набирались опыта уже в процессе обучения, могли проходить какие-то стажировки, практику. Ну кстати, в этом плане интересен опыт компании «Нэфис Косметикс»: они со своими ВУЗами и ССУЗами в своей области плотно работают. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Я поздравляю вас с вашим юбилеем, 175 лет вам исполняется в этом году. Евгений Пантелеев: Да, да. Марина Калинина: Спасибо, что пришли. Евгений Алексеевич Пантелеев, генеральный директор фабрики «Свобода», Светлана Вячеславовна Галкина, главный редактор журнала «Сырье и упаковка» и главный редактор Делового портала косметической промышленности. И производственные портреты фабрики «Свобода». Спасибо. Евгений Пантелеев: Спасибо.