Светлана Хоркина: Быстро строить ФОКи мы научились. Но хватает ли профессиональных кадров для работы в них?!
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/svetlana-horkina-o-razvitii-detskogo-sporta-v-rossii-51290.html Петр Кузнецов: Итак, мы поговорим отдельно об одной из самых существенных статей расходов на ребенка – о спорте, о кружках и секциях.
Оксана Галькевич: Насколько доступен у нас детский спорт? Что для этого сейчас делает государство? Во сколько обходятся сами занятия? Родители, я думаю, что вы знаете, вам есть что по этому поводу нам рассказать в прямом эфире. Есть ли хорошие бесплатные секции? Вообще выбор у нас есть – платные или бесплатные?
Петр Кузнецов: Еще вспоминаем Марию, которая дозвонилась в первой получасовке, из Астрахани и рассказала, что очень много – 40 тысяч – уходит на ребенка, и из них очень много на спорт, потому что почти профессионально, серьезно ребенок занимается спортом.
Оксана Галькевич: Но при этом я еще отметила, что Мария нам ведь звонила, и она рассказывала о том, что у нее очень сложная финансовая ситуация – она одна воспитывает двоих детей. Но отказать ребенку в развивающих занятиях она не может, и она выделяет на это буквально последние деньги.
Петр Кузнецов: Да. При этом большинство опрошенных россиян тратят до 5 тысяч рублей в месяц на кружки. Понятно, что Москва и Московская область здесь лидируют. А вот в Сибирских регионах на детский спорт уходит меньше всего денег. А то и не уходит.
Оксана Галькевич: Надо разбираться.
Петр Кузнецов: О доступности еще.
Оксана Галькевич: Да, о доступности, о возможностях каких-то заниматься.
Спорт – самый популярный во внешкольной активности. 43% детей посещают плавание, занимаются футболом или волейболом. Вот такова статистика в нашей стране.
Петр Кузнецов: Об этом поговорим с нашей гостьей – это Светлана Хоркина, первый заместитель начальника ЦСКА, двукратная олимпийская чемпионка. Здравствуйте, Светлана.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Светлана.
Светлана Хоркина: Добрый день, добрый день.
Петр Кузнецов: Скажите… Ну, вы же сама из Белгорода?
Светлана Хоркина: Да.
Петр Кузнецов: В крупных городах инфраструктура, особенно сейчас, для занятий спортом более или менее в хорошем состоянии, доступность, все. А если мы говорим о маленьких городах, о селах? Нас как раз очень много смотрят телезрителей из маленьких городов, отдаленных, и они очень много пишут о том, что даже негде пробежаться. Какой там стадион? Элементарного турникета… Турникеты у нас поставят везде. Турников абсолютно нет.
Светлана Хоркина: Какого-то спортивного универсального уголочка.
Петр Кузнецов: Хотя бы где-то пробежаться – бесплатно нет. Вот как в масштабах нашей страны решается этот вопрос?
Светлана Хоркина: Ну, по моему личному мнению, здесь, в общем-то, должны быть заинтересованы главы муниципалитетов и те строители, которые приходят и строят сегодня новые районы. Они должны наверняка при строительстве, при презентации своего района, строительства новых домов…
Что нам, мамам, надо в первую очередь? У меня двое детей. И я четко понимаю, что для меня в первую очередь должна быть доступность детского сада, поликлиники, спортивного уголка, как вы говорите, или секции и, конечно, какого-то магазина, где можно самое необходимое продовольствие купить. Это самое простое, маленький набор.
Оксана Галькевич: Просто то, что вы сказали – это очень важно. Понимаете, обычно прежде, когда обсуждали эту тему, люди говорили: «Ну, школа, поликлиника, детский сад». А вы сказали об этой спортивной инфраструктуре как о важной части этой социальной инфраструктуры.
Светлана Хоркина: Конечно, конечно. Помимо детской площадки, которая, конечно, должна быть при том или ином доме, еще должна, наверное, сегодня быть… Сегодня новое время, время быстрое. И сегодня, конечно, важно, чтобы была возможность не только детского уголка около дома, но и должна быть универсальная спортивная площадка – и с площадкой для воркаута, для более взрослых детей, и для деток, скажем так, с неким спортивным набором.
Ну, сегодня все можно построить. Тем более построить – это одно. Вот вы сказали о доступности. Ведь мы построить можем, мы научились сегодня все возможное быстро строить. Смотрите: Казань построили, Сочи построили.
Петр Кузнецов: Но это надо заинтересовать застройщика.
Светлана Хоркина: Ребята, а вы никогда не задумывались, кто в этих больших ФОКах (физкультурно-оздоровительных комплексах) там работает? У нас достаточно ли тех кадров, которые выпускают у нас учебные заведения, которые работают профессионально с нашими детьми?
Оксана Галькевич: Я как раз об этом и хотела спросить.
Светлана Хоркина: Обычно, ребята, это делается для «корочки». И оплачивается ли этот труд сегодня достойно? Если вы в курсе, сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении (ну, уже время какое-то прошло) закон о гармонизации. Сегодня тренер – это в том числе и преподаватель. И ему возвращаются льготы – увеличение отпускного отдыха и так далее и тому подобное. Ну, там целый набор. Надо ознакомиться, кому интересно, кстати.
Но вместе с тем, может, мы посмотрим еще и фонд оплаты труда, который выделяется сегодня тренерам, детско-юношеским спортивным школам? Хорошо, если они относятся к области. А если они как отделение? И так далее и тому подобное.
Оксана Галькевич: Светлана, понимаете, когда мы говорим о преподавателях в школах, нам там все более или менее понятно: люди с образованием, люди с дипломом, люди проходят какое-то повышение квалификации. А кто занимается зачастую в школах? Вот мы сказали, что чаще всего ребенок занимается спортом в какой-то спортивной секции в школе.
Светлана Хоркина: Это очень здорово. Наверное, вот это надо развивать.
Оксана Галькевич: Кто там занимается с детьми? Вот честно, по своему опыту могу сказать, что не всегда это специально обученные люди. Ну, такое ощущение.
Светлана Хоркина: Секундочку! Вот у меня первое образование – в том числе и учитель физической культуры. То есть у меня есть образование преподавателя. А сегодня мы говорим еще о том, что третий урок физкультуры в школе…
Оксана Галькевич: Я не про физруков.
Светлана Хоркина: Нет, я понимаю, да. Так инфраструктура в школе порой иногда очень даже хорошая. И, наверное, нам не надо… Может быть, помочь школе привлечь индивидуальных предпринимателей, которые имеют образование и хотят развивать свой, может быть, любимый вид спорта именно в школе, где есть инфраструктура? Возможно, только закупить… Вот у нас фотографии того же боксерского ринга.
Оксана Галькевич: Футбольное поле.
Светлана Хоркина: Футбольное поле. Ну, это роскошь, конечно.
Оксана Галькевич: Мини-футбол.
Светлана Хоркина: Да, для мини-футбола какого-то. Или поставить спортивно-гимнастические снаряды. То есть сегодня, мне кажется, мы не до конца используем инфраструктуру школ. Конечно, новые школы обеспечены очень хорошо, а те старые школы – конечно, не до конца.
В принципе, в свое время, когда я еще работала в Государственной Думе (это было очень давно, еще Дума V созыва), я пыталась организовать мониторинг состояния пришкольных спортивных участков, назовем так, в каком они сегодня состоянии. Но не до конца довела мониторинг, потому что это огромная работа. Но, в принципе, очень многие нуждались в реконструкции, многие были уже за пределом 50% изношенности.
Поэтому в первую очередь, конечно, та инфраструктура, которая сегодня есть в школе. И надо привлекать туда тех тренеров, у которых есть свободное время, тот вид спорта, который они преподают в дополнительном образовании. Возможно, найдутся какие-то часы. И дать возможность детям, может быть, не уходить после школы домой, а остаться, пообедать, сделать уроки, продленку, и прийти, опять же вернуться в спортивный зал школы и там заниматься выбранным видом спорта. Может быть, так тоже использовать? Доступно сделать.
Потому что мы вначале говорили о доступности внешкольного образования спортом. Это тоже важный вопрос. Но в то же время еще и в школах мы должны, наверное, дать возможность ребятам заниматься тем или иным видом спорта. Причем каждый регион очень богат и своеобразен развитием того или иного вида спорта. А начинать все надо, ребята, с детского сада. А лучше – с семьи, с примеров в семье.
Оксана Галькевич: Ну, в детском саду вообще все более формально так.
Светлана Хоркина: Да.
Петр Кузнецов: Смотрите, у меня вопрос все-таки по доступности. Мы говорим о разных видах спорта. Вот сейчас перечислили с картинки. Это и мини-футбол, более или менее доступный. А если мы говорим о таких видах спорта, как хоккей? Что там еще требует сложной экипировки?
Светлана Хоркина: Фигурное катание.
Петр Кузнецов: Фигурное катание, пожалуйста. То есть само специализированное помещение, инфраструктура сама дорогущая, которая должна окупаться. Соответственно, подобные секции… А ребенок хочет. Вот у него призвание. Ну видно, что хочет. Отдашь последнее, потому что рвется в бой. Соответственно, не могут такие секции быть бесплатными, потому что они должны быть окупаемыми. С этим можно что-то сделать?
Светлана Хоркина: Ну, по своему опыту, если взять моего старшего сына, то мы пришли в зал гимнастики в четыре года. Ну понятно, мама у него олимпийская чемпионка, я могла его привести в зал просто с собой вместе. Это было возможно. В пять лет у меня ребенок поплыл на море. Я думаю: «Ну конечно, плавание».
Это самые что ни на есть базовые виды спорта – спортивная гимнастика и научить ребенка плавать. Потому что статистика показывает, что большинство детей (да даже и взрослых) тонут. То есть это очень важный навык. Ребенок должен уметь плавать. Ну и раньше, в советское время, я в городе Белгороде пошла во дворец спорта «Спартак» заниматься спортивной гимнастикой, была секция. Ну, строили так в СССР: зал гимнастики, бокса и плавание. То есть база – гимнастика. Плавание – умение, навык. Ну и бокс – защищаться.
Петр Кузнецов: Такой триатлон.
Светлана Хоркина: Да, триатлон такой некий. Ну, я бокс уважаю очень. Я вообще все виды спорта ценю и уважаю. Но вместе с тем в пять лет мы приехали с летнего отдыха в Москву, я пришла в секцию плавания, и мне сказали: «Светлана, мы вас очень любим, знаем, но вот с семи лет, – а это детско-юношеская спортивная школа, – если ребенок подходит под те или иные нормы, параметры, мы его зачисляем тогда бесплатно». А так два года – общеоздоровительное. Понятно, за деньги.
К моему сожалению, наверное, на сегодняшний день все то, что до семи лет, если ребенок по тому или иному виду спорта проходит какие-то нормы, нормативы и его зачисляют в детско-юношескую спортивную школу того или иного вида спорта, то дальше бесплатно. И в дальнейшем разряды. А все остальное сегодня – это оздоровительные группы. И все это платно. Надеюсь, я ошибаюсь, но мне кажется, что в большинстве случаев это именно так. Это называется «оздоровительные группы».
Оксана Галькевич: Вам пишут с родины: «В Белгороде администратор ФОКа получает 12 тысяч рублей».
Петр Кузнецов: Да, я тоже хотел прочитать.
Светлана Хоркина: Администратор физкультурно-оздоровительного комплекса. А я говорю о наших тренерах, которые работают специализированно с нашими детишками.
Оксана Галькевич: Ну, это как такой ориентир.
Петр Кузнецов: И еще несколько сообщений. Пенза, Ксения нам пишет через сайт: «У нас в городе много ФОКов, но они пустуют, так как там все платно».
Светлана Хоркина: Ну вот. Видите?
Петр Кузнецов: Просто не идут. Они пустуют, потому что не идут. «Малоимущие не могут себе позволить», – пишет Ксения.
Светлана Хоркина: Вообще, если директор… Ну, я не знаю. Может быть, я по себе просто сужу. Если бы я была директор… Конечно, для малоимущих, для таких категорий социально значимых для нас, как многодетные и так далее, конечно, должны быть очень серьезные, назовем так, скидки и возможности, доступности для детей, чтобы они занимались физической культурой. Я не говорю, что спортом. Спорт – это уже разряды. Физкультурой доступной.
Оксана Галькевич: Давайте послушаем звонок, у нас Любовь из Москвы на связи. Любовь, здравствуйте.
Зритель: Алло. Добрый день, добрый день.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Зритель: Вот хорошо, что я вам дозвонилась. Как раз такой вопрос у вас животрепещущий, скажем так.
Петр Кузнецов: Да.
Зритель: Я постараюсь быть краткой. До всякой этой перестройки у нас были дома пионеров, где была масса кружков, секций и прочее, и прочее. И все бесплатно. Дома культуры. Была такая типография «Красный пролетарий», там то же самое. 10 копеек – для детей показывали фильмы, 20 копеек – для взрослых. И масса кружков! Это первое.
В школах была масса всяких секций по любым желаниям детей. Кто-то играл в футбол, кто-то – в волейбол. Кто-то вязал, кто-то шил. Кто-то готовил, кулинария. Везде были секции. И все это было бесплатно.
Что касается игровых площадок. Я имею в виду – во дворах. Насколько я помню, у нас не было таких, как сейчас, вот этих вычурных игровых площадок. Летом есть поле, играли. Зимой заливали каток, катались. И был такой стадион «Слава» (Селезневская улица). Летом – футбол, регби и прочее. Зимой заливали каток, музыка, бесплатно, теплые раздевалки. Приходили и катались все, кто хотел. Понятно, да? Это кратко я пробежала.
Что касается дома культуры типографии «Красный пролетарий» – в нем сделали салон для продажи автомобилей.
Оксана Галькевич: А, во что это все превратилось.
Зритель: Секции исчезли, вообще все исчезло. И теперь это здание «Единой России». Понятно? Нам же не нужно детям давать бесплатно, чтобы они ходили и чем-то занимались.
В школах были продленки. Если была мать-одиночка или долго работали, допоздна, что-то такое, то были продленки с питанием, с изучением уроков. Учитель, специальный педагог помогал детям делать уроки.
Светлана Хоркина: А сегодня это репетиторы.
Зритель: То есть до 5–6 часов дети у нас всегда были при деле. Ну, не говоря уже о пионерских лагерях, половина которых исчезла куда-то, кто-то их выкупил. Детские сады на выезд за город. Все было. Да, было много чего, может быть, не слишком шикарно, до перестройки, но мы как-то жили. Я одна растила ребенка и что-то забот не знала. И мне не надо было никаких доплат делать…
Оксана Галькевич: Любовь, так какой вывод можно сделать из ваших наблюдений?
Зритель: Вывод? Надо немножечко вернуться, головой, мозгами вернуться в то, что было хорошего в нашем СССР, взять это на заметку и спонсировать. А то у нас больным собирают деньги. 265 тысяч не хватает ребенку. Такой мальчик хороший, просто чудо! Неужели у богатых людей не хватит 265 тысяч для этого ребенка?
Петр Кузнецов: Вернуть, мы поняли, Советский Союз.
Оксана Галькевич: Понятно.
Петр Кузнецов: Понимаем, видим, конечно, слышим это от вас каждый день.
Оксана Галькевич: Спасибо. Тут очень многие, кстати, пишут…
Светлана Хоркина: Я, кстати, в ответ Любови (как мою маму зовут) могу сказать, что в свое время, когда я занималась в секции спортивной гимнастики в городе Белгороде, у нас всегда был летом три месяца лагерь. Да, он пионерский был, но у нас был отдельный спортивный отряд, мы как-то договаривались. Конечно, это были самые счастливые… Вот я сейчас вспоминаю. Это были самые счастливые моменты моего детства. Говорят, что у спортсмена нет детства. Да, его практически не было, но тем не менее вот эти пионерские лагеря – с огромным удовольствием!
Петр Кузнецов: И все бесплатно же было.
Светлана Хоркина: Путевки давали бесплатно. А сегодня… У меня сестра – директор гимнастической школы. Путевки платные, да. Они компенсируются, но все равно денежку надо платить.
Оксана Галькевич: Вопрос ведь не в том, что это было бесплатно, потому что бесплатного, как мы понимаем, ничего не бывает. Так или иначе социальные расходы на государстве.
Светлана Хоркина: Значит, кто-то… Совершенно верно, да.
Оксана Галькевич: Значит, тогда на это деньги находили. А как с этим вопросом обстоят сейчас дела? Стоит ли этот вопрос в приоритетах?
Светлана Хоркина: Ну, насколько я знаю, на сегодняшний момент, если вы хотите своего ребенка отправить в тот или иной лагерь или в дом отдыха, как сегодня это называется, то это стоит столько-то.
Оксана Галькевич: У нас еще есть звонок.
Петр Кузнецов: Москва на связи.
Оксана Галькевич: Снова Москва. Евгения.
Петр Кузнецов: Снова Москва. Теперь Евгения, да. Здравствуйте, Евгения.
Зритель: Да, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Где ваши занимаются (если занимаются)?
Зритель: Пока не занимаются. Я вас приветствую. У меня такая тема, она перекликается с первой вашей темой и со второй. У меня есть ребенок младший, четыре года ей. Старшей девятнадцать, она инвалид первой группы. Я пытаюсь младшего ребенка устроить в какие-то спортивные секции. Ну не то что пытаюсь, я это делаю. Прихожу в Пенсионный фонд и спрашиваю: «Могу ли я платить из материнского капитала?» – «Нет, не можете, вы на это не можете тратить эти деньги». Младший ребенок рожден в 2017 году, поэтому…
Светлана Хоркина: Не попадает, да.
Зритель: …частями нам не выплачивается. Спрашиваю: «А на первого ребенка, которому девятнадцать лет и который инвалид первой группы, на реабилитацию я могу потратить деньги?» Ну, это массаж, вот такого плана. «Нет, вы не можете». Ну, к счастью, у меня все-таки есть какие-то источники дохода, я могу это покрыть.
Но я представляю других людей, у которых реально совсем нет денег и неоткуда взять. Вот как-то странно, что на такие вещи, как реабилитация, спорт, почему-то эти 400 тысяч, которые в мой пенсионный фонд никогда не уйдут, почему-то нельзя тратить.
Оксана Галькевич: Да, кстати, это важное замечание.
Светлана Хоркина: Как вариант.
Петр Кузнецов: Такие массовые истории.
Светлана Хоркина: Может быть, стоит предложить. У каждого же района есть свой депутат Мосгордумы. Возможно, прийти на прием и написать как предложение, мне кажется. Почему бы и нет?
Оксана Галькевич: Светлана, вот вы сказали о том, что три месяца лета были для вас счастье, детские спортивные лагеря, все здорово. Но вы были мотивированным ребенком. Наверняка дети некую мотивацию к занятию спортом, интерес к этой сфере в том числе получают и на обычных уроках физкультуры. Да, может быть, вам повезло с участием физкультуры в начальной школе.
Светлана Хоркина: Мне повезло с первым тренером.
Оксана Галькевич: Вот! Да, с первым тренером. Я к тому, что если мы говорим не о специальном спортивном образовании, а об обычной школе, то у нас уроки физкультуры – это вообще увлекательное занятие, это интересно? Они современные? Они классные?
Петр Кузнецов: Вы же упомянули, что их стало больше. Это не зря же. Три теперь, да?
Светлана Хоркина: Три урока, да, три урока физкультуры. И замечательно.
Петр Кузнецов: Я помню, у нас один был. Два, два. Сдвоенный.
Светлана Хоркина: Зато какой! Мы все туда бежали. Я очень хорошо помню… Несмотря на то, что у меня была уже спортивная профессиональная деятельность, я очень хорошо помню, что я была королевой на уроке физкультуры, потому что через этого коня прыгнуть – господи, пожалуйста! На бревно встать? Да легко! А девчонки, мои одноклассницы, кричат, боятся.
Петр Кузнецов: «Сдай за меня».
Светлана Хоркина: Ну нет. Они все, конечно, знали.
По поводу уроков, насколько они интересны сегодня – все зависит от преподавателя. Да, есть школьная программа. И какая она – скучная или интересная? Все-таки все в том числе зависит, конечно, и от преподавателя. Любую скучную можно превратить в интересный квест, спортивный, классный.
Петр Кузнецов: Он не сильно этой программой ограничен, которую дает школа?
Светлана Хоркина: Вы знаете, всегда можно сделать так…
Петр Кузнецов: Он может себе позволить творчество какое-то?
Светлана Хоркина: Конечно. Творчество еще никто в этой жизни не запрещал.
Петр Кузнецов: Ну, творчество в спорте…
Светлана Хоркина: Нет, это всегда приветствуется. Другой вопрос: насколько сегодня сами педагоги, учителя физкультуры мотивированы к тому, чтобы их урок любили, приходили на урок, а не стояли на улице за школой и, может быть, черте что делали? Понимаете?
Насколько я наслышана… Кто-то говорит: «У нас классный педагог, замечательный. Мы бежим на эту физкультуру». У меня ребенок бежит и играет, потому что ему нравится баскетбол. И учитель дает возможность в конце урока им поиграть, побегать, покидать этот мяч в корзину. А многие говорят: «Мы и не ходим, справку берем и сидим, отсиживаем». Вот бывает так. Все по-разному.
Но мне кажется, что стоит все-таки еще, может быть, внимательно посмотреть на возможность… Знаете как? Может быть, дать шире возможность тем же учителям, педагогам по физкультуре выбрать из набора предлагаемых некий набор интересностей, возможностей преподать, действительно выбрать, может быть, ребятам или услышать их, может быть, провести анкетирование: «Какой бы вы хотели урок физкультуры добавить?»
Оксана Галькевич: «Что добавить? Что убрать?» Да?
Светлана Хоркина: Да. Может быть, стоит и таким образом пойти. Ну, это серьезно. Три урока физкультуры – посчитайте время, ну, сколько затрачивается на урок физкультуры.
И что самое интересное? Если мы сегодня хотим (а у нас есть определенный показатель) 55% и более детей привлечь к систематическим занятиям физкультурой, то в том числе и учитываются же дети, которые занимаются в школе. И если мы сможем заинтересовать в школе к этим трем урокам физкультуры, то ведь с первого по одиннадцатый класс они обязаны на урок физкультуры и получать за это оценки. Поэтому, в принципе, это очень серьезный вопрос: насколько сегодня интересен урок физкультуры для наших учеников, причем с первого по одиннадцатый?
Но в том числе у нас же сегодня есть и ГТО, которое в итоге, если золотой значков у тебя, по-моему, плюс два балла к ЕГЭ. Это тоже некий хороший рывок вперед. Мотивация: быть в хорошей физической форме, сдать на золотой значок ГТО, тем самым два балла… А порой, знаете, и одного не хватает для твоей мечты, чтобы поступить в той или иной вуз.
Поэтому здесь можно работать интересно. Может быть, еще что-то такое мотивирующее придумать для ребят. Ведь в том числе самое главное для ребят – поступить в вуз своей мечты в итоге. Может быть, еще что-то интересное, где можно увидеть и в социальных льготах.
Допустим, у нас сегодня в Министерстве обороны военнослужащие, которые сдают определенные нормативы хорошо, – это у нас приветствуется, даже материально. Поэтому быть сегодня в классной физической форме – это не только некоторые льготы и денежки, а это в том числе вообще быть здоровым. Ну, все мы знаем, что сегодня лечиться – это вообще очень дорого. Настолько дорого! Поэтому думаю, что лучше не болеть. Может быть, начинать с самого начала, полюбить физкультуру и дружить с ней.
Оксана Галькевич: Ну конечно, это самое ценное.
Петр Кузнецов: Санкт-Петербург, Наталья оттуда. Наталья, вас слушаем внимательно.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Наталья.
Зритель: Здравствуйте. Я Светлану слушаю, и такое чувство, как будто она говорит вообще о другой стране. В нашей стране все по-другому. Мне есть с чем сравнить, потому что я росла в советское время. Была масса кружков! Я с гимнастики бегала на макраме и так далее. И гимнастикой занималась, и плаванием.
Сейчас я могу позволить маленькой своей одно занятие (плюс я еще иду или папа) поплавать. Сын у меня старший хочет фехтованием заниматься, но он не может, потому что у нас это вообще будет тысяч тридцать, наверное, стоить. Так как у нас папа один работает, родители пенсионеры… А сами знаете, как пенсионеры получают, они никому не нужны в нашей стране.
Оксана Галькевич: Как это тысяч тридцать?
Зритель: А в Госдуме сидят и все время думают, что можно прожить на эти деньги, можно и на гимнастику. Тогда мы без штанов все останемся. В регионах вообще нет…
Оксана Галькевич: Наталья, а что за цены такие? Тысяч тридцать? Извините, у нас времени просто очень мало.
Петр Кузнецов: На фехтование?
Зритель: Это костюм.
Оксана Галькевич: А, костюм, да-да-да. Спасибо.
Зритель: Вы понимаете, там же…
Светлана Хоркина: Да все мы понимаем, все мы знаем.
Оксана Галькевич: Наталья, спасибо, времени уже не остается.
Что с этим делать-то?
Светлана Хоркина: Честно говоря, я советская гимнастика, я родилась в 79 году. Я очень хорошо знаю, как у нас было в Советском Союзе. И знаю, что сегодня происходит. Просто я говорю настолько оптимистично, потому что я хочу, чтобы, конечно, было все доступно. И я говорю варианты, которые возможны с самого начала.
Вячеслав Александрович Фетисов вообще рассказывал, что он ходил на этот каток рядом с домом, который заливали, играл там, банки эти перекидывали. И ничего, вырос до двукратного олимпийского. Я понимаю, что сегодня другое время, сегодня другие возможности. И я знаю, сколько стоит, поверьте. Я тоже платила за ребенка, за секции. Я знаю, сколько это стоит.
Поэтому мне, конечно, хочется все-таки… В любом случае затраты есть в бюджете семьи любой. Но возможности для тех семей, у которых есть определенные ограничения в бюджете, – конечно, тут нужно подходить…
Оксана Галькевич: Нужна поддержка, нужна помощь.
Светлана Хоркина: Нужна поддержка, да.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Петр Кузнецов: Светлана Хоркина, первый заместитель начальника ЦСКА. Спасибо большое.
Светлана Хоркина: Спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо большое. Спасибо вам, уважаемые зрители.