Иван Князев: Желающие поработать, отзовитесь! Российские ритейлеры столкнулись с острым дефицитом персонала – не хватает администраторов в магазинах, кассиров. Розничные сети объясняют это оттоком мигрантов, демографической ямой 1990-х, переходом кадров в рынок онлайн-торговли. Но вопрос-то не снимается – как это отразится на нас, покупателях, помимо того, что очереди будут на кассу? Марина Калинина: Ну вот вы сейчас видите на своих экранах графику, это цифры HeadHunter. Вот смотрите, 196% вакансий кассиров добавилось, мерчендайзеры – 160%... еще больше стало, 160% нужно, администраторы магазинов – плюс 377% вакансий. Иван Князев: То есть в разы, в разы выросли вакансии, не хватает людей. Сергей Илюха у нас сейчас на связи, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. Здравствуйте, Сергей Александрович. Сергей Илюха: Добрый день! Иван Князев: Ну вкратце мы причины обрисовали, подробности хотелось бы узнать. Марина Калинина: Или вы можете еще какие-нибудь сказать причины? Сергей Илюха: Нет, причины абсолютно правильно изложены. Меньше стало рабочих рук из других стран, часть сотрудников переключились на онлайн-продажи (то есть это офисы выдачи и службы доставки). Кто-то болеет – не побоюсь этого слова, это тоже негативно сказывается на количестве сотрудников в магазине. И еще один момент, я думаю. Здесь важно понимать, что теперь офлайн должен работать более качественно, для того чтобы удержать людей, которые ушли… хотят уйти в онлайн. Поэтому очереди значительно более недопустимы для магазинов, потому что люди переключатся на онлайн, и потом их будет очень трудно вернуть. Иван Князев: Вот буквально только что мы с Мариной обсуждали этот момент, что я, например, уже в «Пятерочку» фактически перестал ходить, когда за полчаса тебе доставят все, что нужно, абсолютно бесплатно – покупай не хочу. Сергей Александрович, ритейлу теперь придется вообще поменять, мне кажется, всю систему, всю стратегию набора персонала. Не только на мигрантах зацикливаться придется. Сергей Илюха: Ну надо что-то с этим делать, да. Потому что когда пандемия закончится – неясно, а работать надо. Нельзя сказать бизнесу, что сейчас у нас карантин, мы не будем работать. Потом не вернешь покупателей. Марина Калинина: Смотрите, Сергей Александрович, вы сами сказали, что очереди в таких магазинах вообще недопустимы сейчас, когда людям проще, сидя дома, заказать в интернете все, что им нужно, им через полчаса, через минут сорок все это привезут. И тут, конечно, стоит выбор – тратить свое время на очереди… Но я вот стала замечать, что очереди-то как раз появились, и вот в этих больших магазинах, крупных. И если там из пяти касс, дай бог, работает одна или две, то, конечно, скапливаются люди, особенно вечером. Сергей Илюха: Вот это… Как это – что было раньше, курица или яйцо, да? Марина Калинина: Ну да. Сергей Илюха: Сначала стало меньше продавцов, потом появились очереди? Ну продавцы, кассиры – понимаете, что ритейлеры переключают сотрудников, то есть можно убрать с кассы, его отправляют в торговый зал, чтобы он выкладкой занимался, и так далее. То есть интенсивность работы стала больше, и снимают с касс персонал. И, соответственно, потом его возвращают, но реально если посмотреть, то в зале работающих касс стало меньше. Это причина очередей. Иван Князев: Вопрос нашим… Да, простите, я перебил вас. Сергей Илюха: Я, в принципе, закончил. Иван Князев: Хорошо. Тогда вопрос нашим телезрителям. Уважаемые друзья, пойдете работать в магазин? Ну в любой – вот в сетевой. И за какую зарплату, потому что такой, наверное, принципиально важный вопрос. И сколько зарабатывают вот те люди, которые работают в магазине? Там, я не знаю – грузчики, которые в зале что-то делают, за кассой сидят. Звоните, пишите в прямой эфир. Марина Калинина: Вот очень много сообщений пишут, что «платите нормальную зарплату, и поедут…» Иван Князев: Куда угодно. Марина Калинина: «И пойдут работать». Вот из Тверской области сообщение: «Кто хочет работать за 20 тысяч рублей 14 часов?» Иван Князев: Сергей Александрович, я ведь не зря спросил про новую стратегию. Марина Калинина: Условия-то… Иван Князев: Платите-то сколько? Сергей Илюха: Платим… Сколько можем, столько и платим. Иван Князев: Хороший ответ. Сергей Илюха: Потому что… Ну как, рынок рабочей силы – с одной стороны конкуренция, вы видите, нехватка рабочей силы. То есть надо заманивать, в том числе и рублем. С другой стороны, есть экономическая обоснованность. То есть по 100 тысяч мы бы набрали полный штат, но не заработаем. Марина Калинина: А что, сейчас ритейлеры в таком не очень хорошем положении находятся? Выручка падает? Сергей Илюха: Да. Да, сложно все. Не совсем так. Выручка падает не у всех. То есть идет все более жесткое перераспределение бюджетов домохозяйств в ведущие ритейлеры. То есть вот «Пятерочка» – сегодня сказали, да, уже прозвучало, Х5 – впереди планеты всей, за ним «Магнит». Потом вот идет борьба в первой десятке, и из нее уже ушли «Ашан», из нее выпал «Метро», туда зашли онлайн-ритейлеры. То есть офлайн-ритейлеры переживают не лучшие времена, и причем это наиболее сильно бьет по небольшим розничным сетям. Поэтому сложно все будет пока. Марина Калинина: А вот смотрите, с одной стороны, сложно по сетям именно, с другой стороны – открываются все больше и больше небольших магазинчиков, так называемой шаговой доступности. И они как-то становятся очень популярны. Причем не только в больших городах, но и в маленьких. Сергей Илюха: Да, так и есть. Почему это происходит? Во-первых, там совершенно другая модель себестоимости. Там нет большого офиса, там не нужно содержать склад, там можно чуть-чуть переплатить, скажем так, поставщикам и они будут возить товар в магазин. С другой стороны, эти магазины имеют не тот ассортимент, который в крупных розничных сетях. Им не обязательно обеспечить наличие товара на 200, 500, тысяче магазинов. Владелец магазина может даже сам поехать на рынок и купить красивые помидоры, красивые огурцы. Я думаю, не я один уже давно в крупных магазинах не покупает огурцы и помидоры. Марина Калинина: Овощи вообще там не очень, если честно. Сергей Илюха: Вот-вот. Марина Калинина: Оксана из Пермского края с нами на связи. Оксана, слушаем вас. Иван Князев: Послушаем телезрителей, да. Здравствуйте! Оксана: Здравствуйте, уважаемая передача. Хочу высказать свое мнение, почему у нас не хватает заведующих и продавцов в наших магазинах сетевых и в простых. Иван Князев: Давайте! Оксана: Мне кажется, мое такое мнение, что, как наш президент сказал, главный враг – бедность, и низкие зарплаты – я еще добавляю. Вот мне кажется, достаточно платить, если продавцу, заведующему магазину, мне кажется, и не будет нехватки. Иван Князев: Резонно. В Пермском крае сколько получают такие люди? На кассе сколько может получать… Оксана: Понимаете, 17 тысяч. Вот у меня сестра работает… работала. Она уволилась. Она получает 17 тысяч, получала. Она с 8 и до 11 часов работала. Представляете? Ну больше, чем 14 часов. И получала 17 тысяч. Ну это разве зарплата? Вот вы как сами считаете? Думаю, что нет. Иван Князев: Да. Да, Оксана, спасибо вам за эту информацию. Сергей Александрович, вот параллельно, пока вы разговаривали с Мариной, смотрел данные Forbes по рейтингу крупнейших частных компаний России. В лидерах, понятно, нефтяники, «Лукойл». Но на втором-то месте – Х5 Group идет. Выручка за 2021 год, по данным на сентябрь – почти 2 триллиона. Ну правда, тут, понятно, вопрос маржинальности. Неплохие деньги. Сергей Илюха: Неплохие деньги. Больше 16 тысяч магазинов. Понимаете, да, что такой махиной управлять очень тяжело. Ее трудно создать и совершенно сейчас уже нереально продублировать. То есть это огромный механизм, это товары повседневного спроса, которые всегда будут давать деньги, скажем так, в оборот. И совершенно справедливо, что эта компания попала в список Forbes. Иван Князев: Неужели тогда не хватает на зарплату? Просто вот, ну, в чистой прибыли сколько вот? Сергей Илюха: 2–3% – чистая прибыль от товарооборота в ритейле. Потому что очень большие расходы. Представьте, вот нефтяник – он вложил в оборудование, дальше – поддерживать и качать. Он не платит особо аренды, он… Ну как? У него все – вот разовые вложения, дальше поддерживать. Здесь постоянно идут расходы. Первое – это аренда помещений, второе – кажется, оборот большой, но в этом обороте очень большая доля себестоимости закупленных товаров. И, опять же, персоналу – понимаете, он не хочет работать за 17 тысяч (я думаю, 17 тысяч – это несколько устаревшая цифра), он готов работать сегодня – за 20, завтра – за 25, послезавтра – за 30. Это тоже очень сильно бьет по маржинальности при количестве сотрудников 10, 15, 20. Иван Князев: Ну, вполне обоснованные запросы у народа. 25 тысяч – ну, что на них… как на них прожить-то? Тут… Сергей Илюха: Я задам просто вопрос: а где больше? Марина Калинина: Ну, есть, где больше – давайте не будем сейчас перечислять. Это другая тема, для другого… Сергей Илюха: Да. Иван Князев: Хорошо. Марина Калинина: Хорошо. Тогда скажите, судьба вот этих крупных супермаркетов, системы вообще ритейлинга в нашей стране? Вообще что дальше будет? Как вы собираетесь выходить из этой ситуации, в общем, непростой? И для людей непростой, и для магазинов непростой. Сергей Илюха: Офлайн-ритейл останется. Потому что есть такое понятие – потребительская... Некоторые любят покупать товары так, чтобы потрогать руками, некоторые боятся мобильных телефонов, некоторые любят, чтобы их проконсультировали, некоторые не хотят ждать даже полчаса. То есть офлайн-ритейл останется. Доля онлайн-продаж будет расти. Потому что, во-первых, подрастает новое поколение, которое на ты с мобильными приложениями, с телефонами. Во-вторых, все игроки начали активно бороться за этот сектор, искусственно иногда перетаскивая туда людей. Соответственно, будет какой-то баланс между офлайн и онлайн. Я думаю, в ближайшее время доля онлайн не превысит 10–15%, имея в виду ближайшие 3–5 лет. Все-таки не превысит она. Хотя если будет еще какое-то потрясение очередное – не дай бог, конечно – то картина может кардинально измениться, и все быстрее уйдет в онлайн. Марина Калинина: Вообще поведение потребителей, поведение покупателей в последнее время изменилось, как вот вы наблюдаете? Сергей Илюха: Да, изменилось. Потому что многие в принципе не воспринимали возможность покупать что-то онлайн. Марина Калинина: Нет, в самих магазинах, вот когда они в эти магазины непосредственно ногами приходят, они как-то… Ну, понятно, что у людей денег больше не становится. Как ритейлеры реагируют на эту ситуацию? Потому что уже какие-то продукты с большими наценками люди не покупают, они себе не могут это позволить, они покупают что-то более дешевое. Что вы в этом случае делаете? Как вы, ну как – подстраиваетесь под покупателя? Вам же все равно нужно продавать? Сергей Илюха: Ну да. Здесь есть несколько стратегий. Это низкие цены без промо-акций – ну, дискаунтеры делают. Все знают, что тут недорогие товары. Здесь страдает качество, но здесь постоянно низкие цены. Есть стратегия – какие-то товары по низкой цене (индикаторы), какие-то товары по средним ценам. И определенное количество акционных товаров. Здесь вот ритейлеры маневрируют. Потому что если все товары будут покупать по акции, это больно и для ритейлера, и для производителя. То есть ритейлер пытается соблюсти баланс между выгодными предложениями на какие-то товары, на которых еще можно заработать, и на нормальных ценах на все остальное. Есть ритейлеры нишевые – ну, не буду называть здесь – которые делают акцент, допустим, на уникальные товары, на очень полезные товары. Держат достаточно высокую наценку, но вот привлекают приверженцев этой идеи. Иван Князев: Ну ладно, не будем тогда… Сергей Александрович, я прошу прощения, не будем тогда вот в эти детали углубляться. Подводя итоги вот нашего с вами разговора. Онлайн-торговля будет процветать, вполне еще возможно, можно же поставить кассы самообслуживания, но зарплаты повышать пока не планируете, потому что не на что. Я правильно понял? Сергей Илюха: Зарплаты будут повышаться, потому что, как вы видите, предложение в три раза превышает спрос (ну если в три раза выросли запросы). И привлекать сотрудников приходится и рублем в том числе. Зарплаты будут расти в этом секторе однозначно. Иван Князев: Понятно, спасибо большое! Марина Калинина: Спасибо! Сергей Илюха, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. У нас есть звонок из Свердловской области. Ирина, здравствуйте! Ирина: Здравствуйте! Я бы тоже хотела как раз по этому поводу прокомментировать, про торговлю, почему не хватает кадров. Я сама работаю в торговой сети магазина «Кировского». И вот на данный момент у нас не хватает кассиров. Нас, которые работники, мы работали на выкладке товара, нас расформировали и заставляют сейчас работать на кассах еще. Значит, за недостачи плотим мы сами. Так как зарплаты сами по себе маленькие, у нас еще вычитают. Народ не заинтересован работать за такие копейки. Так что… Иван Князев: А недостача, как я понимаю, в больших магазинах – это дело обычное и постоянное. Ирина: Это регулярно. Иван Князев: И сколько в итоге в конце месяца получается у вас в виде зарплат? Ирина: Ну вот если… В лучшем случае – 21. Это в лучшем случае. А так может быть и 16, и 18. Иван Князев: А рабочий день сколько длится? Ирина: С 9 до 11. Иван Князев: С 9 утра до 11 вечера, да? Ирина: Да. Иван Князев: Понятно. Да. Картинка ясна. Марина Калинина: Спасибо. Ну вот конкретный пример. Алексей Мазуров у нас на связи, директор по персоналу компании «Ратимир». Алексей Михайлович, здравствуйте! Алексей Мазуров: Здравствуйте, коллеги! Марина Калинина: Ну так основная причина – все-таки условия работы и зарплата? Или есть что-то еще, чего мы не знаем, почему люди не идут работать? Или магазинов слишком много открывается, они уходят из таких больших, крупных сетевых магазинов в какие-то маленькие, где, может, попроще работать? Алексей Мазуров: Тут несколько причин, на самом деле. Во-первых, действительно, маленькая зарплата, во-вторых – сама профессия не подразумевает того, чтобы люди за нее держались – тут конкретное рабочие место. Опять же, это исходя из зарплаты, да, и уровня специализации, так скажем, да. Конечно, из сетей многие уходят еще и потому, текучка там большая – потому что… Ну, я работал просто в ритейле, в общей сложности около трех лет. Потому что там, как правило, больше требований, чем в каких-то там магазинчиках шаговой доступности, которые не сетевые, а разовые. Сети все-таки требуют определенные знания, навыки – это у них определенные требования к загрузке и к тем или иным… Ну, качественные и квалифицированные требования к сотрудникам. Интенсивность труда выше, ответственность больше, поэтому люди уходят. И вообще, нужно отметить, то что на таких позициях, как правило… Марина Калинина: Алексей Михайлович, вы пропали. Мы последнюю фразу вашу не слышали. Иван Князев: Как правило что – непонятно. Ну, пока почитаем… Алексей Мазуров: Я хотел сказать, что на позициях с низкой квалификацией, как правило, высокая текучесть персонала, то есть люди часто увольняются, меняют место работы. Марина Калинина: Ну вы сказали, что на таких позициях работают в основном… Алексей Мазуров: Да, низкоквалифи… Извините, сегодня, видать, у нас тут ветер во Владивостоке, и интернет куда-то пропадает, да, сдувает его. Действительно, низкоквалифицированные специалисты редко держатся за свое рабочее место. Им легче поменять его, потому что спрос на эти позиции есть всегда. Требований к каким-то знаниям и квалификации тоже нет особых. И можно всегда найти работу. Марина Калинина: Но ритейлеры спасутся, только когда вернутся мигранты, может быть, котором… в том количестве, в котором они были? Хотя бы. Алексей Мазуров: И это тоже, да, потому что, скажем так, они легче соглашаются на такую работу. Ну, я думаю, что тут вопрос именно еще, ну, скажем так, общего отношения к такой работе. То есть здесь всегда бывает… Марина Калинина: А вообще, в принципе, может быть, и вот такие большие, сетевые магазины – они себя постепенно изживают? И вообще в мире вот какая тенденция в этом плане? Алексей Мазуров: Ну, вы знаете… Нет, большие магазины на самом деле себя не изживают. Текучка здесь большая, я повторюсь, из-за требований повышенных к этой категории работников. Если, допустим, ну, в каких-то не сетевых, в маленьких магазинах требований меньше, то в ритейле заставляют выполнять определенный перечень количественных и качественных… Марина Калинина: Нет, я к тому, что онлайн… онлайн победит. Иван Князев: Наверное, не только требования – еще ж условия труда. Еще ж условия труда. Вот из Орловской области пишут: «Готовы работать даже за 17 тысяч, но при тотальном воровстве и этого не выходит». Ну это вопрос, когда уже ревизия проводится – недостача и тому подобное. Алексей Мазуров: Да. Иван Князев: Что сейчас ритейлеры-то предлагают именно вот при поиске персонала? Какие вакансии, какие условия выдвигают? И готовы ли они идти на уступки? Вот по объявлениям, которые они размещают, что видно? Алексей Мазуров: Ну если смотреть по объявлениям, то первое видно – сейчас делается упор на социальные гарантии, то есть на «белую» заработную плату, на своевременность и постоянство выплаты этой заработной платы, да. В основном и… Ну, соцпакет, конечно, да. Кто-то предлагает питание, кто-то предлагает доставку, кто-то предлагает даже проживание. Здесь именно вот в этом направлении идут все. Марина Калинина: Давайте послушаем… Алексей Мазуров: Зарплата в принципе одинаковая. Марина Калинина: Зарплата не меняется, да? Иван Князев: А давайте все-таки вот тогда официальную цифру назовем. Марина Калинина: Вот сколько они предлагают сейчас, на данный момент? Иван Князев: Потому что нам телезрители рассказывают? Не сможем пока. Алексей Мазуров: Ну, смотрите, в зависимости от региона. Да, здесь надо… Я у вас… связь есть? Марина Калинина: Да-да-да. Иван Князев: То есть, то нет. Марина Калинина: Сейчас нет. Иван Князев: Ладно, давайте послушаем пока телезрителей. Марина Калинина: Марину из Санкт-Петербурга. Марина, здравствуйте! Иван Князев: Здравствуйте! Марина: Здравствуйте! Меня зовут Марина, я из Санкт-Петербурга. Вы знаете, я сегодня была в «Ленте», и у меня создалось такое впечатление, что все вот эти магазины, крупные, они не заинтересованы, чтобы там работали наши, россияне, и поэтому зарплату платят небольшую. А вот мигранты – пожалуйста. Уже приходишь в магазин и думаешь: вообще, а куда ты попал? Где ты, в Средней Азии или в Санкт-Петербурге? У нас в Петербурге во многих магазинах работают только эти товарищи. Иван Князев: Да, понятно. Да, спасибо вам большое. Марина Калинина: Спасибо! Алексей Михайлович, вы с нами? Алексей Мазуров: Ну я сейчас позволю себе ремарку, да. Работодателю в первую очередь важно заполнить штатное расписание, чтобы были люди на рабочих местах. И это основное. Национальность никто не смотрит, так же как и паспорт, возраст. Ключевым критерием является заполнение рабочих вакансий. Марина Калинина: Так мы с вами остановились на том, пока связь не прервалась, какую сейчас зарплату предлагают потенциальным соискателям места рабочего. Алексей Мазуров: В зависимости от региона. В первую очередь и основным критерием является минимальный размер оплаты труда. От него пляшут и уже дальше идут. То есть сами понимаете, это низкоквалифицированный труд, и поэтому ограничиваются минимальным порогом везде. Ну просто, допустим, на Дальнем Востоке у нас по сути идет коэффициент 1,6, к заработной плате. То есть это северные, дальневосточные и так далее, и тому подобное. У нас это – в регионе, я говорю, да – это минимум 21 с чем-то тысяч рублей. И дальше уже в каждом регионе от этого отталкиваются. Иван Князев: Ну, хорошо. Давайте попробуем. В Москве сколько кассир получает и сколько администратор? И где-нибудь – ну, я не знаю – в Екатеринбурге, и потом в Нижнем Новгороде. Алексей Мазуров: Ну, я сейчас не смогу, наверное, ответить на этот вопрос более точно, да, потому что, ну, есть еще понятие среднего… среднего уровня заработной платы, на который идут. Ну, насколько я знаю, в Москве – там минимум 30–35 тысяч, заработная… Иван Князев: А администратор? Алексей Мазуров: В том же… У нас, на Дальнем Востоке, примерно такой же уровень заработной платы является минимальным. То есть это 30–35 тысяч, от него уже и отталкиваются. Иначе просто не найдешь… Но это, опять же, на самый низкоквалифицированный труд. Средняя зарплата тут у нас, на Дальнем Востоке, например – около 60 тысяч рублей. Марина Калинина: А у нас звонок из Тюмени. Людмила на связи. Людмила, добрый день! Людмила: Добрый день! Вот у меня показательная история. Я устроилась в «Ленту» в 2004 году. Зарплата была 24 тысячи. Условия были очень хорошие – бесплатное питание, одежда (форма) и, соответственно, развозка. Через… Ровно прошло полгода, началась оптимизация, стали сокращать продавцов. Из кассира сделали кассиров-продавцов, то есть универсала. И вот девочки, кассиры бегали – значит, днем они на кассе сидят, ночью, значит, они товар принимают. Соответственно, если мы раньше работали четко два через два, то потом стали работать три через один, и, бывало, по неделям, если кто-то куда-то там уходил на больничный. Особенно вот эти матеря-одиночки, которые этим всем пользовались, и они постоянно сидели на больничных. Постоянно сидели. Уволить их нельзя, потому что они матеря-одиночки. И вот самое интересное то, что сейчас так же 24 тысячи. Прошло 16 лет. Иван Князев: Ничего не изменилось. Людмила: То есть зарплата осталась та же – 24 тысячи. А цены-то выросли, ЖКХ выросло. Как жить? И отношение стало совсем другое. Очень… появились совершенно некомпетентные люди, которые сейчас работают в торговле. У меня у самой торговое образование, еще советское. А сейчас работают в торговле люди, совершенно не понимающие, зачем они сюда приходят. Особенно вот эти, которые с Средней Азии. Они просто делают вид, что они работают. Маркировку неправильно ставят, товар неправильно выставляют, все делают не так. За ними нужно все перепроверять и все переделывать. Иван Князев: Да, понятно. Хорошо. Спасибо вам большое. Марина Калинина: Спасибо! Алексей Мазуров: Если позволите, я прокомментирую, коллеги, да. Марина Калинина: Так. Алексей Мазуров: На самом деле, случай прям вопиющий, действительно, очень тяжелый, и я могу только посочувствовать девушке, которая сейчас звонила, да. На самом деле, даже не знаю, что тут сказать. Единственное, могу прокомментировать следующее. Это происходит из-за нехватки персонала. И привлекаются мигранты только в этом случае, да. Потому что любой работодатель действительно лучше возьмет своих. Потому что у нас есть законодательное ограничение по применению мигрантов (ну, я имею в виду, из соседних республик, да), больше с ними нужно – ну, извините, такое слово – хомутни в части оформления и контроля. Но здесь именно фактор тот, что, ну, просто нехватка персонала. Отсюда и… Очень трудно набрать – я вот сам как директор по персоналу могу сказать. То что на низкоквалифицированные категории работников очень трудно найти персонал. Ну просто нет людей. Марина Калинина: Спасибо! Иван Князев: Спасибо! Алексей Мазуров, директор по персоналу компании «Ратимир» был с нами на связи. Говорили мы о том, что не хватает рабочих рук в супермаркетах, некому стоять за кассой, некому быть администратором. После небольшого перерыва будем считать зарплату врачей. Запускаем проект «Реальные цифры»: сколько у нас получают медики.