Марианна Ожерельева: Закон сохранения энергии: где-то что-то убавляется – в другом месте прибавляется. Так вот мобильная связь... Виталий Млечин: И мы даже знаем, где убавляется, – в наших карманах. Марианна Ожерельева: Да, вот ты как подвел. Виталий Млечин: А вот где прибавляется, сейчас расскажем. Марианна Ожерельева: Вот льготы, тебе же сказали: будет, будет льгота. А вот мобильная связь – никаких вам льгот, она, наоборот, дорожает. Некоторые операторы уже, кстати, прислали SMS своим абонентам. Виталий, вы получили письмо счастья? Виталий Млечин: Да, у меня уже... Марианна Ожерельева: На сколько? Виталий Млечин: Ну, где-то на 100 рублей в месяц. Марианна Ожерельева: Так вы счастливчик, потому что у некоторых... Виталий Млечин: У меня тариф недорогой, в процентном соотношении это... Марианна Ожерельева: Какой экономный отец и муж. На 300 рублей некоторым прилетело, что вырастет их безлимитный тариф, кстати, очень известный оператор, Tele2. Но это еще не все – теперь-то мы все, если вдруг решили стать абонентом, должны будем платить за SIM-карту. Сумма-то небольшая, всего 50 рублей, но все-таки неприятно. Виталий Млечин: Да, раньше бесплатно было, конечно. Марианна Ожерельева: Раньше бесплатно, конечно, а теперь плюс 50. Так вот на рынке эти движения вверх объясняют очень просто – себестоимость у них растет, Виталий, поэтому вы и будете платить теперь больше, и я вместе с вами. Виталий Млечин: Не может быть! Марианна Ожерельева: Да, все только по этой причине. Спрашиваем вас, уважаемые телезрители, – вы вот письма счастья, как Виталий, уже получили? И что будете делать? Вот когда с рынка уходили iPhone, например, мы говорили: а что, вернемся к обычным, вот тем прошлым телефонам. А здесь? Может быть, вы правда откажетесь от мобильной связи, дорогая она будет, вернетесь к стационарным домашним беспроводным телефонам? Виталий Млечин: Так они, может... Они, наоборот, проводные, но они не бесплатные тоже, к сожалению. Марианна Ожерельева: Ну, может быть... Но там хотя бы не растет так резко. Платишь себе и платишь, понимаешь, пока еще не повышали. Виталий Млечин: А надо узнать сейчас, вдруг растет. Марианна Ожерельева: Будем узнавать. Пишите нам, звоните, как вот вы измените свое телефонное абонентское поведение. Виталий Млечин: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – тоже бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. Мы с вас денег точно ни за что не берем, на своих зрителях не наживаемся. С нами на прямой связи шеф-редактор портала «Мобильные телекоммуникации» Леонтий Букштейн. Леонтий Ефимович, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Леонтий Букштейн: Добрый день. Марианна Ожерельева: Объяснение у всех очень простое: себестоимость выросла. Виталий Млечин: Себестоимость чего? Марианна Ожерельева: Их затрат на то, что вот тебе симку надо произвести, сделать, затраты на подключение. Как это... Объясните для тех, кто пользуется телефонной связью, чем все-таки это объясняется, что же у них так резко выросло после февраля текущего года? Леонтий Букштейн: Поставки сокращаются. SIM-карты поступали из Европы, вы можете догадаться сами, что с ними теперь. А с Востока получается немножко дороже, чем... Марианна Ожерельева: Ах. Леонтий Букштейн: Поэтому да, к сожалению, так стараются некоторые недружественные страны, так стараются нам жизнь осложнить, ухудшить, что прямо вот уже дошли до симок этих несчастных и до мелочей, о которых даже говорить стыдно. Но мне ваш пессимизм немножко так непонятен. SIM-карты у нас у всех есть, никто за них деньги не берет. Марианна Ожерельева: Нет, те, кто будут подключаться, для новых абонентов она будет стоить 50 рублей. Понятно, что деньги-то, может быть, и небольшие, но все-таки это же некий такой сигнал, что может еще что-то дорожать. Сегодня 50, завтра 150... Леонтий Букштейн: Ну, значит, не про вас будет сказано, ворона напуганная и куста боится. Марианна Ожерельева: Да. Леонтий Букштейн: Нас что пугать-то? Мы уже видели многое в этой жизни и в эти годы. Пятьдесят рублей – это стакан молока всего лишь, во-первых. Во-вторых, у нас у всех и не по одной SIM-карте, надо признаваться, сто миллионов SIM-карт на 140 миллионов людей вместе с грудничками и глубокими старичками, у нас у всех есть. Многие смартфоны с двумя слотами для SIM-карт заполнены двумя картами. То есть нам не грозит резкое обнищание из-за того, что мы будем пользоваться мобильной связью. Но до сих пор мы хвалились, что у нас самый дешевый интернет в Европе. Да, это было так, я думаю, и сейчас... Виталий Млечин: Еще и самый быстрый кроме того, что самый дешевый. Леонтий Букштейн: И быстрый, кстати, и доступный, и проникнувший, потому что такие территории, как в России, их в Европе, конечно, близко нет, 9 часов на реактивном самолете когда-то я летел, им это не понять, может быть, а нам-то все ясно. Содержать такую сеть... Тем более там, в дальних районах, в тайге, там же не мобильная связь, там связь через спутник и т. д., это совсем другие цены. Так что я не думаю, что нам грозит полная экономическая разруха, конечно же... Виталий Млечин: Нет, мы об этом, естественно, не говорим. Марианна Ожерельева: Мы о другом. Леонтий Букштейн: У оператора почему было дешево и бесплатно, ну раньше, в давние времена? Потому что мы, и операторы тоже, собирались всю свою оставшуюся жизнь с этим оператором пользоваться его услугами, правильно? Там, в этих многолетних контактах, у меня даже я не знаю, сколько лет уже один оператор, там эта несчастная стоимость SIM-карты растворялась в ноль, просто в ноль. Сейчас ее цену определяют в 80 евроцентов, и как будто бы это и не так сильно много. Но есть статистика, что новые мера открываются ненадолго, по всяким поводам: деловым, личным и т. д. То есть оператор не успеет окупить эту несчастную затрату, потому что у него не будет длительного пользования тарифом. В этом частично есть сермяжная правда. Ну а то, что SIM-карты резко подорожали, – ну а куда оператору деться? У них на носу, во-первых, проблема 5G, которая сейчас, видимо, немножко может быть отодвинута. Во-вторых, у них страшная проблема, гораздо сложнее, чем SIM-карта, – это уход Ericsson и Nokia, оборудование которых работает на тысячах и тысячах вышек мобильной связи. Вот тут затраты будут о-го-го, я вам скажу, даже вообще непонятно, как эту проблему решить. Так что на этом фоне SIM-карта – маленький эпизод, но мы почему-то все так всполошились... Марианна Ожерельева: А давайте про другой эпизод. Мы еще говорим про рост стоимости абонентской платы. Вот у Виталия на 100 рублей, у других на 300 рублей выросло. Оправданно ли это? И все-таки улучшение связи грядет или нет, или это для поддержания текущей ситуации необходимо? Леонтий Букштейн: Для поддержания, для поддержания, во-первых. Во-вторых, отрасль связи, не считая оборонки, единственная, которая контролируется, и жестко, государством, главный регулятор – Минцифры, а там ФАС, а там и другие контролирующие. Никто просто так не даст повысить от нечего, как говорится, делать: каждое повышение мотивируется, изучается, разрешается или запрещается. Можно быть спокойными – мы не в поле, мы в окружении государственных структур, которые могут разрешить слегка повысить, потому что понимают, затраты пошли у связи очень приличные, а могут и запретить что-то. Так что вот так взять и поднять цену вдвое никто не даст. Вы помните, когда там шла речь о 5–10%, какой был, извините, скандал и шум, был же такой разговор, безлимит убрать из старых тарифов тоже в ту же кассу идет. Так что связь была, есть и будет, не нужно бояться. Если чуть-чуть переплатить... Во-первых, безлимит, ну есть же, вы знаете сами, мессенджеры, там все бесплатно, ради бога, звони, говори, пересылай изображения, и у всех он есть. И когда они пришли, я помню, я был на совещании серьезном, операторы просто в шоке плакали: все, конец бизнесу, все уйдут в бесплатное, а что нам будет? Ничего, выжили, придумали новые пакеты услуг. Мы на это повелись, мы взяли, это удобно, а бесплатное-то существует, если на то пошло. Признайтесь сами себе, я обращаюсь и к вашим зрителям: многие, большинство говорят по мессенджерам, по WhatsApp, по Viber... Марианна Ожерельева: Но подождите, они же платят за интернет, это не совсем такая бесплатная история. Леонтий Букштейн: А если интернет Wi-Fi, он бесплатный. Если Wi-Fi, то разговор-то бесплатный, а Wi-Fi есть везде. Вопрос, конечно, о безопасности: если вы в кафе сидите и на Wi-Fi стримите, то... Ну, там защита слабоватая. Но в принципе в домах у всех это есть практически, в транспорте есть, в метро есть, операторы хвалятся уже все практически. То есть выходы всегда есть. Я думаю, что, может быть, это не последнее небольшое повышение, не будем паниковать, но это объективная вообще-то реальность, знаете. Хорошо жить дешево и бесплатно. Марианна Ожерельева: Звоночек давайте послушаем, из Московской области до нас дозвонился Михаил. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Михаил. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие, уважаемый эксперт, уважаемые зрители. Ну, мое мнение следующее. Я считаю, что на данном этапе развития нашей экономики операторы просто незаслуженно поднимают все эти тарифы и расценки. Виталий Млечин: Почему вы так считаете? Зритель: Почему я так считаю? Ну, например, буду говорить о двух операторах, не буду их произносить, сейчас, так сказать, по моим словам вы поймете, что это за операторы. Ну вот, например, берем рекламные ролики – ну зачем приглашать западных актеров, чтобы они нам рекламировали нашу связь? Я думаю, что он не за десять рублей в час там снимается, правильно? Думаю, да. То есть вот она, выгода, ну как бы компенсация вот этих расходов. Я прекрасно знаю наших операторов... Марианна Ожерельева: Спасибо. Еще вопрос из Астрахани: «А не произойдет ли оттока абонентов сотовых компаний из-за этих удорожаний?» Понятно, вы объяснили, что это немного, вот посчитайте, может такое быть. Просто, вы сказали, 100 миллионов абонентов у нас, получается, по стране, понятно, что у кого-то две SIM-карты, ну а все-таки оттока стоит ждать или нет? И как это может повлиять вообще на сотовых операторов, чего им ждать в будущем? Леонтий Букштейн: Это вопрос ко мне, да? Марианна Ожерельева: Да. Виталий Млечин: Да, конечно. Леонтий Букштейн: Оттока не будет, потому что старый лозунг «хлеба и зрелищ» сейчас практически может быть дополнен «и связи». Без связи невозможно. Дистанционное банковское обслуживание, ДБО, идет через смартфоны, интернет-торговля через смартфоны – все-все-все село на связь сейчас. Это не просто кнопочка «Позвонить»/«Получить звонок» – это наша жизнь в цифровом виде, получается, поэтому отказываться от связи уже просто физически невозможно. Но вот зритель правильно сказал вообще-то, реклама идет огромными блоками, и она идет каждый день и не один раз – это большие деньги, по ведущим каналам. Я не знаю, есть ли сейчас нужда бороться за абонента, когда все уже, извините, расселись по своим операторам. Есть сейчас право перехода с одним и тем же номером к другому оператору, может, это повод рекламироваться усиленно. Но в принципе я догадываюсь, что это очень большие суммы на рекламу, и действительно люди говорят: а что ж тогда вы с меня берете 50 рублей, а вы тут миллионами на рекламу? Тут вот надо действительно регулятору посмотреть, это вот наблюдательных абонентов раздражает: день и ночь по всем каналам, и сколько это стоит, и кто платит? А платим мы вообще-то, честно говоря, других доходов у оператора мало. Марианна Ожерельева: Еще очень сильно раздражает абонентов сотовой связи отсутствие этой связи в тех или иных регионах, причем на очень таких даже привилегированных направлениях. Ты можешь ехать в поезде «Сапсан», тебе комфортно, хорошо, но у тебя нет сотовой связи, причем очень длительный период времени. Леонтий Ефимович, может ли как-то измениться не только на фоне повышения, а вообще качество связи в лучшую сторону? Леонтий Букштейн: Ну, конечно, пользователи, кем мы все являемся, конечно, будут при повышении платы требовать повышения качества, это совершенно ясно. О «Сапсане» я первый раз слышу – неужели «Сапсан»? Это такая линия, которая уже... Марианна Ожерельева: Да, Октябрьская железная дорога, там очень много таких участков. Леонтий Букштейн: Да? Вообще-то вдоль... У меня есть информация, как люди в одном большом региональном городе в 17 километрах от центра имеют неустойчивую связь, а WhatsApp и Viber вообще не работают. Марианна Ожерельева: Вот. Леонтий Букштейн: Вот это безобразие. Хотя вдоль железных дорог, пригородных железнодорожных линий все в порядке, но 300 метров в сторону – хоп. Понимаете, на 300 метров поставить башни – это очень дорогое удовольствие, и оператор раньше, может быть, и мог, но не стал, а теперь уже невозможно. Марианна Ожерельева: А теперь невозможно. Спасибо вам большое, спасибо. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое! Леонтий Букштейн, шеф-редактор портала «Мобильные телекоммуникации», был с нами на прямой связи. Вот нам пишут из Архангельской области: «Я уже намного меньше общаюсь по телефону, для меня сотовая связь стала дорогой. Если раньше 100 рублей хватало на месяц, то уже теперь не хватает». Ну и также из Коми: «Дорожание никогда не приводило к увеличению потребителей, а только наоборот». Сейчас прервемся.