Петр Кузнецов: Уж точно с вами, потому что это уже не про путешествия. Это о том, чем мы пользуемся каждый день, тем более в режиме самоизоляции, потому что многих хоть как-то спасает коммуникация с помощью сотовой связи. И многие уже стали отмечать, что эта связь дорожает на глазах. И дело не совсем в увеличении количества разговорных минут – хотя бы потому, что действующий тариф позволяет говорить долго и много без дополнительной платы. Агентство Telecom Daily провело опрос среди топ-менеджеров сотовых операторов. Большинство уверены в росте тарифов, и только 13%... Смотри: 84% уверены, что тарифы в ближайшее время будут расти, и только 13% с этим не согласны. При этом более трети считают, что стоимость не увеличится более чем на 10–15%. А четверть опрошенных управленцев прогнозируют рост более чем на 20%. Ольга Арсланова: Ну, это всего лишь прогнозы. Пока тарифы прежние. Хотя на не совсем добросовестное поведение сотовых операторов наши зрители жалуются – говорят, что какие-то непонятные списания происходят. Особенно когда много разговариваешь, много тратишь, не всегда это сразу замечаешь. А мы хотим вас спросить: вы на изоляции больше тратите на связь и интернет? Это очень короткий опрос, но, я думаю, будет показательным. «Да» или «нет» – отвечайте на короткий номер. Петр Кузнецов: С помощью сотовой связи. Сергей Половников, руководитель агентства Content Review, с нами на связи. Здравствуйте, Сергей. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Сергей Половников: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Давайте сразу по этой картине. Действительно дорожает под шумок, как говорится, или это нам кажется? Или мы просто больше правда стали пользоваться мобильной связью и всем, что с ней связано, на карантине? Сергей Половников: Ну, надо разделять. У нас четыре оператора, у каждого из них своя политика в отношении тарифов. И если мы говорим, допустим, про Tele2, то за последние две недели они повысили тарифы не только для новых абонентов, но и для старых, на 10–20%. Если мы говорим про остальную «большую тройку», то там тишина-покой. Если повышение и будет, то оно будет после карантина. Это очень важный момент, кстати. Если мы говорим про «большую тройку», то они все стремятся сделать так, чтобы именно на карантине, именно в самоизоляции абоненты не сталкивались с тем, что какие-то дополнительные списания или дополнительные средства им придется тратить. Более того, если мы говорим про домашний интернет, то его теперь не отключают за неуплату. Есть опять же инициативы по бесплатному доступу к интернет-ресурсам. Петр Кузнецов: Но качество (это я по себе могу сказать) сильно падает. Сергей Половников: Разумеется, разумеется. Петр Кузнецов: И на мои многочисленные вопросы: «У меня сто мегабит, например, а вы «режете» до десяти», – они говорят: «Ну, карантин». Сергей Половников: Простите? Петр Кузнецов: На многочисленные вопросы: «Почему ухудшается качество связи?» – сто мегабит, а они режут до десяти, скорость по сути невыносимая, и они говорят: «Ну, карантин. Просто много сейчас людей сидят дома и пользуются. Вот и все. Мы ничего сделать не можем со скоростью». Сергей Половников: Я понял. Смотрите, все достаточно просто. Раньше, если, условно говоря, десять человек сидело, а пятьдесят на работе было в подъезде стандартном, то теперь все шестьдесят сидят дома, и все пользуются интернетом. Ну, разумеется, каналы не были рассчитаны на то, чтобы многократно увеличилась нагрузка в один конкретный момент времени. Да, за прошедшие полтора месяца уже карантина операторы увеличили в определенной степени свои каналы связи, но этого все равно недостаточно. Ну, мы должны это прекрасно понимать, потому что когда мы все сели на карантин, естественно, скорость снизится. Но замечу, что если мы говорим про стандартный профиль потребителя, а не про скачивание фильмов с известных ресурсов, то с ним в порядке. Петр Кузнецов: Да с нормальных ресурсов. Сергей Половников: И онлайн-кинотеатры работают, и телевидение работает. Ольга Арсланова: Скажите, можно ли утверждать, что сотовые операторы, операторы связи – это компании, у которых сейчас «золотое» время, и они хорошо заработают на самоизоляции? Сергей Половников: Ну каким образом они заработают? Тарифы не меняются. При помощи государства их заставили не отключать за неуплату интернет. Ну откуда у них деньги дополнительные будут? То, что мы стали больше чуть-чуть потреблять, то, что мы перешли на более дорогие тарифы – ну да, здорово. Но не забывайте, что, во-первых, полностью исключена выручка от роуминговых услуг, потому что, как выяснилось в эфире передо мной, туристы никуда не летят. Полностью исчезла выручка от направления B2B, то есть корпоративные клиенты очень сильно снизили свои расходы. Петр Кузнецов: Пять секунд, Сергей. Спасибо. Не остается времени. Ольга Арсланова: Да, спасибо большое. Петр Кузнецов: Да, спасибо. Сергей Половников и его комментарий. Мы спрашивали у вас: на изоляции стали больше тратить на связь и интернет? «Да» – 55%, «нет» – 45%. Несколько сообщений. «У меня сейчас интернет отключен», – Камчатка пишет. Ставропольский: «МТС подорожал и списывает деньги за то, что даже телефон лежит просто так, 25 рублей в день». И Томская: «Билайн» списывает деньги без причины. Обнаглели!» Ольга Арсланова: Пока это все, но мы вернемся после новостей. Петр Кузнецов: Абсолютно. Ольга Арсланова: Наша тема дня: какие профессии выживут после карантина, а какие исчезнут? Может быть, турагентства как раз больше не будут нужны. Поговорим об этом совсем скоро. Петр Кузнецов: Или сотовые операторы. Что толку-то?