Такси дорожает
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/taksi-dorozhaet-56907.html
Виталий Млечин: Стоимость поездки на такси может сильно отличаться в зависимости от дня недели, времени и агрегатора, с помощью которого вызываешь машину. К такому выводу пришли специалисты из «Сколково». Они проанализировали расценки разных сервисов на поездку по одному и тому же маршруту в разные дни недели в период с 8 утра до 2 ночи с интервалом в 15 минут.
Марианна Ожерельева: Для каждого агрегатора исследователи определили показатель медианной цены, т. е. цены из середины списка. Стоимость 50% поездок была выше указанной, а 50% – ниже. Выяснилось, что разница в цене может достигать полутора раз.
Виталий Млечин: Да. Ну и вот еще любопытная цифра: средняя стоимость поездки в такси в декабре выросла на 16% по сравнению со значением декабря 2020 года, до 275 рублей. В городах-миллионниках показатель вырос на 8%, до 313, в небольших городах на 21%, до 235 рублей. В Москве средняя стоимость повыше, естественно, 414 рублей, это на 8% больше, чем в декабре 2020 года. Вообще интересно, как вот такие средние цифры, средняя стоимость поездки...
Марианна Ожерельева: Как они разнятся, да-да.
Виталий Млечин: Нет, вообще откуда они берутся на самом деле.
Марианна Ожерельева: Как формируется эта цена, конечно.
Виталий Млечин: Но об этом спросим у эксперта, естественно.
Марианна Ожерельева: Ну вот да, специалисты говорят, что по-разному это может... Все может по-разному влиять, даже погода влияет.
Виталий Млечин: Ну естественно.
Марианна Ожерельева: Может быть, в первую очередь. Андрей Попков с нами...
Виталий Млечин: Здесь и загруженность дороги, и агрегатор, и машина...
Марианна Ожерельева: Все влияет.
Виталий Млечин: В общем, все влияет, естественно. Ну и вот еще что: специалисты говорят, что агрегаторы таким образом определенную сделку предлагают и водителю, и пассажиру, соответственно, чем выше стоимость поездки, тем больше вероятность того, что водитель на нее согласится, и тем ниже, соответственно, вероятность того, что клиент поедет, и наоборот. Вот таким образом этот рынок сам себя регулирует.
Марианна Ожерельева: Будем выяснять ситуацию. Андрей Попков, председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Таксист», с нами сейчас на связи. Здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Андрей Валерьевич.
Андрей Попков: Добрый день, добрый день.
Виталий Млечин: А скажите, пожалуйста, вот эта вот средняя цена, которую специалисты выводят в том или ином регионе, насколько она показательна вообще, эта цена? Потому что ну есть же большое количество разных маршрутов, кому-то надо проехать на соседнюю улицу, грубо говоря, кому-то на другой конец города; кто-то предпочитает тариф «эконом», кто-то предпочитает более хорошую, соответственно, более дорогую машину. Насколько это вообще позволяет реально увидеть ситуацию, такая совсем средняя цена?
Андрей Попков: Ну, цена формируется, во-первых, из-за спроса. Вот у нас перед Новым годом цены повысились на такси ощутимо, потому что спрос повысился. Соответственно, после Нового года сейчас цены понизились, значит, спрос уменьшился. Все зависит от спроса, это раз.
Во-вторых, все зависит от, конечно же, себестоимости. У нас за последние 1,5 года стоимость автомобилей из-за наших дилеров увеличилась в 2 раза. Какой-то паршивенький Volkswagen Polo уже стоит ближе к 2 миллионам. Solaris и Kia Rio, которые используются в экономклассе, их практически и купить невозможно, сейчас их нет, и цены на них конские просто, вот. Поэтому... Бензин тоже подорожал, дизельное топливо подорожало. Вчера пришла информация, что в Кировской области дизельное топливо уже 62 рубля...
Виталий Млечин: Ух ты.
Марианна Ожерельева: Ага.
Андрей Попков: Поэтому все дорожает, к сожалению, и, соответственно, поездки в такси тоже будут дорожать, потому что люди не будут работать просто так, для того чтобы работать. Поэтому все вопросы по поводу ценообразования – это не к нам, это в правительство Российской Федерации, в Федеральную антимонопольную службу, все вопросы должны идти туда. Потому что все дорожает, а соответственно, идет реакция, и продукты питания, и все, соответственно, все у нас... Хотя нам обещают, что жизнь будет лучше, у нас есть указы президента о повышении благосостояния наших граждан, но я так понимаю, что все кладут на указы президента, никто их не выполняет, и благосостояние с каждым днем становится все хуже и хуже.
Марианна Ожерельева: Вот, Андрей Валерьевич, можно про благосостояние как раз? Мы сейчас буквально, несколько минут назад, говорили про самые дорогие города и самые дешевые. Из того, что вы сказали, спрос, а еще что подорожало то же самое топливо, вот эта средняя цена отражает некий, может быть, уровень жизни, уровень занятости в сервисе такси конкретного региона? Потому что опять же мы говорим, в Москве самое дорогое такси, а, например, буквально в выходной была в Костроме, 73 рубля от железнодорожного вокзала до центра города, 73 рубля. И за эту цену...
Андрей Попков: Ну не бывает такого...
Виталий Млечин: Так, может, вокзал просто рядом? Может, вокзал тоже в центре находится? Может, там пешком можно дойти?
Марианна Ожерельева: Не пешком, все-таки пришлось ехать.
Андрей Попков: Вокзал в 100 метрах, ха-ха.
Марианна Ожерельева: Это понятно. Но все-таки, понимаете, колоссальная же разница, она о чем нам говорит? Вот эта цена – сигнал к чему? Тут лучше, тут богаче или тут беднее? Тут надо дороги, может быть, подлатать?
Андрей Попков: Это сигнал к тому, что, во-первых, у нас отрасль такси криминальна.
Марианна Ожерельева: Вот.
Андрей Попков: Опять же, я повторюсь, потому что у нас отраслью заправляют агрегаторы, у нас никаких трудовых отношений нет, и никакой занятости в такси нет.
Марианна Ожерельева: Мы не можем ее отследить.
Андрей Попков: Вот занятость – это когда человек официально работает, да, у него в трудовой книжке написано, что он таксист, у него есть пенсионные отчисления, у него есть отпуск, и у него есть больничный. В такси этого нет. В такси придумали вот эту самозанятость, она, кстати, незаконна, всем втирают по ушам про эту самозанятость, и все наверх докладывают, что вот у нас там самозанятые, им быть выгодно, – ну чушь собачья, им невыгодно быть, это раз. А во-вторых...
Виталий Млечин: А почему тогда, Андрей Валерьевич, такое количество таксистов?
Марианна Ожерельева: Почему так много таксистов, да? Почему так много машин, почему так много предложения? Вы говорите, спрос, получается, спрос же рождает предложение как раз-таки. Откуда их так много?
Андрей Попков: Потому что были программы, лизинг без первоначального взноса, еще 3–4 года назад были эти программы лохотроновские, для того чтобы...
Я объясню, как это делалось. Дилеры для того, чтобы нажиться два раза, объявляли, что они дают в такси автомобили без первоначального взноса. Все побежали, набрали этих автомобилей и не могли оплатить эти взносы порой, но до поры до времени лизингодатель закрывал глаза. И когда тело было отдано уже этого лизинга, машины начали «отметать» лизинговые компании и дилеры и по новой их продавать. И получилось так, что эти машины были проданы дважды, и нагрелись здесь, соответственно, лизинговые компании и автодилеры на этих автомобилях. А люди, которые условно работали на этих автомобилях, они остались ни с чем, и некоторые остались с долгами.
Поэтому ситуация-то вот такая вот, понимаете: кругом неграмотность, кругом лохотрон, кругом мошенничество. И получается так... А все вот эти вот цены, про которые мы говорим, 73 рубля, 50, – это цены ниже себестоимости поездки. Значит что? Значит, здесь подвох и мошенничество, здесь должна работать антимонопольная служба...
Марианна Ожерельева: Андрей Валерьевич...
Андрей Попков: ...которая не работает вообще.
Марианна Ожерельева: Вопросы к ФАС, согласна.
Андрей Попков: Она работает только по сигналу, вот так вот. Сверху сказали...
Марианна Ожерельева: Андрей Валерьевич, а рынок каршеринга, который развивается сегодня в крупных городах-миллионниках, он как-то подвинул спрос на такси? Видна вот эта зависимость, что с развитием этого рынка, может быть, стало меньше такси? Или нет? Как-то видоизменяется рынок такси?
Андрей Попков: Каршеринг вообще убыточная тема.
Виталий Млечин: Ага.
Марианна Ожерельева: Ага.
Андрей Попков: Потому что там очень большая, еще бо́льшая аварийность, чем в такси. Я вообще не понимаю, вот убыточность... Ну, я понимаю, что они за счет трансакций показывают, что у них большие объемы, и пытаются привлечь инвесторов, это ясно все. Но когда у вас, извините меня, убыточные компании год, два, три, четыре, здесь опять же государственные органы должны вопрос задавать: если у вас убыточное, чего вы тогда работаете-то?
Марианна Ожерельева: Вопрос, да.
Андрей Попков: Поэтому да, конечно, есть отток некий пассажиров из такси в сторону каршеринга. Но я вам скажу, не у всех есть, во-первых, желание рулить самому, это раз, не у всех есть такие деньги, которыми можно оплатить каршеринг, потому что там цены-то конские на каршеринг на самом деле. Соответственно, большая аварийность, и опять же сейчас проблема с новыми автомобилями, как я сказал ранее, автомобилей просто нет, дилеры завышают цены в 2 раза...
Виталий Млечин: Понятно. В общем, ситуация какая-то не очень простая, как мы выяснили. Спасибо большое.
Марианна Ожерельева: Спасибо, Андрей Валерьевич.
Виталий Млечин: Андрей Попков, председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Таксист».
Много сообщений, много наших зрителей пользуются услугами такси, что, в общем, неудивительно. Вот из Карелии, например: «Такси – единственный вид транспорта в нашем маленьком городке. 130 рублей за поездку по городу и никаких поблажек пенсионерам», – ну, вот это не очень здорово.
Марианна Ожерельева: Ага, хотелось бы, конечно.
Виталий Млечин: Ленинградская область: «Такси «эконом» в январе один и тот же маршрут от 370 до 760 рублей», – в 2 раза разница.
Марианна Ожерельева: В 2 раза, да.
Виталий Млечин: Ну и Тюменская область: «Родственник работал в такси и бросил. Дорогой бензин, машина ломается, ремонт дорогой». Ну, получается, что...
Марианна Ожерельева: ...пешком выгоднее.
Виталий Млечин: Да, об этом нам тоже пишут, что пешком выгоднее, ну и, как мы выяснили уже тоже, пешком ходить полезно, но не всегда это удобно.
Сейчас прервемся ненадолго. Сразу после новостей будем говорить о коронавирусе, как всегда в 13 часов: там и новости есть, которые можно обсудить, и с врачом поговорим. Оставайтесь с нами, скоро вернемся.