Ольга Арсланова: Это программа «ОТРажение», 14:39 по Москве. У нас время шашечек. Дело в том, что сегодня праздник – Международный день таксистов. Именно 22 марта в начале XX века в Лондоне появились первые оснащенные счетчиками автомобили, то есть первые официальные такси. Хотя, в общем-то, частный извоз – это древняя профессия, существует еще со времен Древнего Рима. Не знаю, на ком там возили, но возили. Петр Кузнецов: Ну, на себе, наверное. В советское время и в начале нулевых в такси работали постоянные сотрудники. Затем в эту сферу хлынул поток желающих подработать просто в свободное время. В последние годы с появлением агрегаторов у такси новое как будто бы рождение, новый день рождения… и новые проблемы. Давайте об этом и поговорим. Ольга Арсланова: Да. Но сначала давайте вспомним, как работают таксисты советской формации и их новые молодые коллеги, как раз из этого нового рождения. Сюжет нашего коллеги Максима Волкова. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: Ну, тут и наши телезрители уже стали вспоминать, как работали в такси. Вот, пожалуйста, короткая история от Михаила: «Я работал в такси, возил людей, стал психологом. Работа интересная и опасная при этом. Это было в СССР». И Коми реагирует на то, что мы с вами сейчас посмотрели в сюжете Максима Волкова: «Такому таксисту, как Беляев из Петербурга, надо давать медаль «Лучший таксист России». Ольга Арсланова: А ты, Петя, «бомбил» хоть раз в жизни? Петр Кузнецов: Нет. В то время (а мы сейчас говорим о прошлом, о молодости) у меня еще не было того, на чем можно «бомбить». Машина у меня появилась совсем недавно, когда необходимости уже в «бомбежке» не было. Ольга Арсланова: Ну, всякое в жизни бывает. Петр Кузнецов: Буду иметь в виду. Ольга Арсланова: А с нами на связи председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов. Николай Николаевич, здравствуйте. С праздником профессиональным вас! Петр Кузнецов: Добрый день. Николай Кодолов: Спасибо. Ольга Арсланова: Расскажите (вот в этот праздничный день не хочется о проблемах, но придется), какие основные сложности в современном такси е сказать сегодня. Каждый раз, когда я сажусь к таксистам, вызванным по агрегатору (естественно, я им пользуюсь, потому что дешевле для нас, для клиентов), я слышу жалобы на то, что агрегаторы таксистов обворовали, по большому счету. Проблема ли это? Николай Кодолов: Ну, на самом деле проблема существует, да. Таксисты, конечно, не совсем дают актуальную информацию по данному вопросу. У нас есть контролирующие органы, которые довольно-таки слабо занимаются своей работой. Ну, агрегаторы делают то, что им, в принципе, позволяют. Есть законы, их можно трактовать. Ну и получается… Ольга Арсланова: А о чем мы сейчас говорим? То есть если ты, например, хочешь заниматься работой в такси, у тебя нет выбора, да? Ты вынужден пользоваться услугами агрегаторов? Правильно я понимаю? То есть практически невозможно по-другому сделать? Николай Кодолов: Ну, на самом деле нет, выбор есть. Но агрегаторы заняли доминирующие позиции на рынке, поэтому, да, в общем-то, можно сказать, что выбора практически нет. Ольга Арсланова: И к чему это приводит? Если, например, человек вынужденно идет на сотрудничество с агрегатором, какую часть заработка он отдает? Николай Кодолов: Ну, примерно от 20 до 30% в среднем. Ольга Арсланова: То есть в день накатал тысячу рублей – чуть ли не половину нужно отдать агрегатору. Плюс заправить автомобиль, а это тоже траты. Аренда автомобиля. Николай Кодолов: Смотрите. Если 6 тысяч получилось у вас чистыми после вычета комиссии агрегатором, отдай тысячу-полторы на бензин, отдай полторы-две тысячи за аренду машины либо за кредит. Ну, если в кредит, то там чуть меньше выходит. Но все равно расходы ощутимые, да. Ольга Арсланова: Тем не менее, раз именно эта форма заняла доминирующее положение на рынке – значит, на сегодняшний день, по крайней мере в больших городах, она самая удобная? Правильно? Так получается? Это же эволюционный механизм. Николай Кодолов: Да, именно так, самая удобная. Но… Как бы так сказать? Для водителя в массе это не всегда удобно, но иных вариантом сейчас нет. Рынок изменился очень сильно. Ольга Арсланова: А какие главные изменения вы можете отметить? И насколько эти изменения зависят от того, что это за город – большой, маленький, близко к федеральному центру, далеко и так далее? Николай Кодолов: Ну смотрите. В совсем маленьких городах, как правило, агрегаторы не имеют доминирующей позиции. И таксисты работают просто «от борта». Их все знают. Либо даже в некоторых местах по рациям. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Сочи – там доминирующие позиции занимают агрегаторы, потому что удобно, город большой. Пассажир вышел, открыл приложение, заказал – все. Петр Кузнецов: Николай, основная претензия сейчас на нашем SMS-портале… Ну, претензии все-таки есть. И основная – это то, что… Вот, пожалуйста: «Города не знают, ездят по адресу. Не все вечером далеко приезжать не хотят», – это SMS из Смоленской области. Наталья через сайт пишет: «Сейчас редкость встретит таксиста, который знает город. Едешь такими дорогами, что проще в метро». Скажите, пожалуйста, в этой всей цепочке кто несет ответственность за некачественную поездку и вообще за набор водителей? Агрегатор? Таксопарк? Как это сейчас происходит? Николай Кодолов: Ну, во-первых, тот, на кого оформлено разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, и водитель. Агрегатор тут имеет, в общем-то, посредственное отношение, так как его юридическая позиция – это агент. Петр Кузнецов: Ну, он торгует заказами, да? Николай Кодолов: Ну, грубо говоря, да. То есть он связывает пассажира и водителя – и за это берет некую комиссию. Ответственности никакой он практически и не несет. Петр Кузнецов: И если пассажир недоволен поездкой, то кому он может пожаловаться? Рассматриваются ли эти жалобы? Учитывается ли претензия пассажира? И что делать с водителем в таком случае, если он не соответствует требованиям? Николай Кодолов: Ну, в первую очередь – жаловаться агрегатору. Агрегатор рассматривает и, исходя из своих правил, которые предъявляются к водителям, выносит решение. Но есть и другие методы. Можно пожаловаться, скажем, в региональное министерство транспорта. В Москве это Департамент транспорта. Можно пожаловаться перевозчику. Но учитывая, что перевозчики у нас бывают не совсем нормальные, то есть через подставные организации, то, скорее всего, жалоба может и не дойти. Петр Кузнецов: Николай, у меня еще по подбору водителей все-таки вопрос. Можно ли сказать, что сейчас рынок очень большой, особенно в крупных городах? Я имею в виду, что спроса много, машин много, водителей много – и тут уже не до тщательного какого-то отбора. Ну, как получается. Ну, такой водитель, да. Их нужно много, извините. Николай Кодолов: Да, подбора нет. Потому что если производить подбор, соответственно, у тех же прокатных контор или у агрегаторов вырастут расходы. Подбирать персонал и отсеивать – это, в общем, довольно-таки сложный процесс. В свое время даже в том же «Яндекс.Такси» проводили беседы с психологом, открывая доступ к заказам, но в какой-то момент они от этого ушли. Петр Кузнецов: То есть если будет тщательный отбор, то, соответственно, наверное, повысится и стоимость поездки в таком случае. Николай Кодолов: Естественно. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Николай Кодолов. Еще раз с праздником вас! Мы спросили у самих таксистов: «Идеальный пассажир – какой он?» Ну и пассажиров тоже спрашивали, каким должен быть, соответственно, идеальный таксист. Ольга Арсланова: Чтобы они нашли друг друга когда-нибудь. Петр Кузнецов: Да. Как любовь с первого взгляда. ОПРОС Ольга Арсланова: А по-моему, идеальный таксист – это который ездит по правилам, безопасно и с которым интересно поговорить. Я вспомнила… Петр Кузнецов: Меня? Спасибо. Ольга Арсланова: …цитату американского комика Джорджа Бернса, который говорил: «Очень плохо, что те люди, которые точно знают, как надо управлять государством, заняты вождением такси». Самые интересные беседы о политике у меня лично всегда с таксистами. Петр Кузнецов: А у нас на связи Кирилл Янков (тоже сейчас будет интересная беседа), член Общественного совета при Минтрансе России. Здравствуйте, Кирилл Вадимович. Ольга Арсланова: Да. И тоже отчасти о политике. Здравствуйте. Кирилл Янков: Здравствуйте, здравствуйте. Ольга Арсланова: Точнее – о законодательстве хочется поговорить. Достаточно ли у нас сейчас законов, которые защищают пассажиров, как мы узнали из опроса, которые заботятся о своей безопасности, когда садятся в такси? И достаточно ли законов, которые защищают права таксистов? Кирилл Янков: Ну, с одной стороны, хочу сказать, что за последние десять лет поездки для пассажиров стали значительно безопаснее, чем в то время, когда все ездили просто от тротуара, голосуя и ловя неизвестно кого, в основном «бомбил». Вот уровень безопасности с тех пор стал принципиально выше просто потому, что у каждой поездки остается цифровой след. Это первое. Второе. Я бы сказал, что законодательство до сих пор не определилось в отношении роли агрегаторов. Вот где права пассажира не очень защищены – так это в том, что пассажир не знает, к кому обращаться: к перевозчику или к агрегатору? Было очень важное постановление Пленума Верховного Суда в 2018 году, и там сказано, что пассажир может обращаться к агрегатору в том случае, если агрегатор как бы сделал вид… Я даже хочу зачитать: «Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, – а это агрегатор, – отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор по перевозке от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя (пассажира) могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом». Сложная формулировка… Петр Кузнецов: Да, очень. Кирилл Янков: По крайней мере, она позволила обращаться в правоохранительные органы и в суды пассажирам непосредственно с претензиями к агрегаторам. Но пока на уровне закона это не урегулировано. Пассажиры, как и таксисты, ждут нового закона о такси, варианты которого уже несколько лет где-то там в Государственной Думе, в профильном комитете ходят и никак не выйдут оттуда. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста… Отдельная история с переработкой таксистов. Я не то что недавно, но разговаривал с одним из таксистов, и он сказал: «На самом деле заработок мой начинается после того, как мой рабочий день закончен. Так я, в принципе, в ноль выхожу. А начинаешь реально что-то зарабатывать…» Я не знаю, правильно ли эта схема работает. Ну, это было в одном из официальных такси с агрегатором, в общем, московских. И он сказал: «Плюс восемь следующих часов – вот тогда я могу реально заработать». Как контролируется переработка/недоработка водителей сейчас? Кирилл Янков: Это очень важная проблема, потому что, конечно, уставший водитель несет значительно большие риски аварийности. Сейчас агрегаторы, основные агрегаторы добровольно это регулируют, то есть через восемь часов они отключают этого таксиста. Но, во-первых, ничто не мешает таксисту подключиться к другому агрегатору. У нас пока агрегатор не один, и этот рынок хотя и имеет признаки монополизации, попытки его монополизировать, но он не монопольный. Ну и потом легко… Агрегатор же не смотрит в камеру, кто фактически сидит за рулем. Там можно сделать вид, что это другой водитель. Общение-то ведь через приложение происходит, и даже не голосом. Можно сделать вид, что за руль сел другой водитель с соответствующим разрешением и продолжать ездить. Это проблема. Насколько здесь можно доверять таксистам? Ну, хочу только сказать, что у нас страна такая, что у нас люди давным-давно, с давних пор хорошо научились прибедняться и рассказывать, как они плохо живут, какие у них низкие доходы. На это всегда надо делать поправку, с одной стороны. С другой стороны, конечно, сейчас пассажир в принципе платит за такси небольшие и вполне доступные деньги. Есть вопросы, связанные с тем, что происходит, скажем, в снегопад или если вдруг закрывается линия метро, и тогда цены почему-то сильно возрастают. Но это отдельная проблема. В целом пассажиры, конечно, тоже не заинтересованы в том, чтобы у водителей была переработка. Будущее за инструментальными онлайн-средствами контроля водителей, чтобы или был браслет соответствующий, который измеряет параметры организма, или была камера, которая состояние зрачков, направленность взора измеряет. Такие технологии есть, они созданы. Хотелось бы, чтобы они внедрялись, но опять-таки не за счет пассажиров, потому что… Петр Кузнецов: Вот на ком будет финансовая нагрузка. Кирилл Янков: А если поставить это, то это тоже будет удорожание поездок. Но шаг за шагом, за несколько лет, надеюсь, это будет. Петр Кузнецов: Надеемся, да. Спасибо. Вот такое пожелание к сегодняшнему празднику. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Это Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Мне кажется, что все-таки таксисты – единственная категория, которые не жалуются. Обычно у них два бизнеса, а таксует для души. Ольга Арсланова: И степень по политологии. Петр Кузнецов: С праздником всех причастных! Ольга Арсланова: С Днем таксиста! Петр Кузнецов: Спасибо, что провели с нами дневное «ОТРажение». Совсем скоро – вечернее. Просто не выключайте ОТР. До встречи!