Константин Чуриков: Тема не праздная у нас на ближайшие полчаса. Говорить будем о росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги. С этим явлением в этом году столкнулись многие наши граждане. В некоторых областях счета в начале года выросли на 2.5 тысячи рублей. А с 1 июля должны вступить в силу новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Их рост в среднем, по мнению властей, не должен превысить 5.5%. Но на практике почему-то получается иначе. Вот, например, в Ижевске с 1 июля вырастут тарифы на холодную воду и водоотведение на 15%. Оксана Галькевич: О более чем 15%-ом росте тарифов на услуги ЖКХ объявили и власти Новосибирска. Но жители не пожелали с этим мириться и стали выходить на митинги. Вышли на улицы просто. Последний такой митинг прошел там 19 марта и собрал более 3000 человек. Немало. ОПРОС Константин Чуриков: Что важно, этот последний митинг, который был 19 марта, проходил вообще без политических всяких лозунгов, без флагов разных политических партий. То есть просто люди самоорганизовались. Сейчас прокуратура Новосибирской области проводит проверку обоснованности повышения тарифов. Оксана Галькевич: Тем временем, тысячи волгоградцев подписывают петицию губернатору с просьбой повысить тарифы с июля не на предложенные 10% (это предложение парламентариев), а на разумные 4%. В отдельных регионах удалось добиться результатов. Например, в начале марта Верховный суд узаконил снижение тарифов на электричество в Забайкалье. Следствие установило, что энергетическая компания использовала средства не по целевому назначению. В результате стоимость электроэнергии для жителей снизилась на 8%. И еще на днях было принято беспрецедентное решение – премьер Медведев обязал Федеральную антимонопольную службу пересмотреть тариф на электроэнергию для населения Курганской области в сторону уменьшения процентов на 15. Константин Чуриков: То есть где-то растут, а где-то находят возможность все-таки тарифы эти снизить. Давайте б этом беседовать. Расскажите, что у вас в платежках, как у вас в регионе, где вы живете, растут или не растут тарифы. 88002220014 – это телефон. СМС-портал прежний – 3443. В начале буквы "ОТР". Оксана Галькевич: Представим нашего гостя. В студии программы "Отражение" Сергей Белолипецкий, директор Ассоциаций ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХИГС. Здравствуйте, Сергей Александрович. Сергей Белолипецкий: Здравствуйте. Константин Чуриков: Сергей Александрович, чем это все объяснить? Что у нас, овес нынче дорог? В чем дело? Почему так резко? Сергей Белолипецкий: Резко, плавно – это вопросы субъективные. Кто-то и не заметит, а кому-то и вчера было очень дорого. Тут на самом деле есть, как у каждой медали, две стороны. С одной стороны, отрасль, конечно, нуждается в деньгах. Мы со времен социализма, с советских пор живем, как культура, по остаточному принципу. Дыры заткнули – и ладно. Не течет нам на голову – и слава богу. Конечно, всем ясно, что так продолжаться не может. Деньги нужны. Из-за этого, конечно, тарифы поднимаются. Но давайте сначала определим, о каких тарифах идет речь. Потому что обыватель смотрит сумму прописью – и больше ничего. Но как профессионал должен вам сразу сказать, что надо разделять. Есть тарифы на коммунальные услуги (свет, вода и прочее), есть тарифы на содержание зданий. Во всех нормативных документах написано "содержание и ремонт", но это жутко безграмотно. Оксана Галькевич: Общедомовое имущество. Сергей Белолипецкий: Да, совершенно верно. Я в своих публикациях пишу, что содержание зданий. Потому что разницы в экономике многоквартирного дома или, допустим, доходного дома или бизнес-центра нет. Поэтому речь идет все равно о содержании зданий в целом. Только в условиях многоквартирного дома квартиру вы содержите сами. Это туда не относится. У себя внутри вы делаете ремонт. Константин Чуриков: А то, что вы называете содержанием зданий, как у людей в платежках называется? Сергей Белолипецкий: Чаще всего они пишут "содержание и ремонт", как написано в жилищном кодексе. Я не могу это повторять, потому что это совершенно безграмотно. Вы меня простите. Это как дом и форточка. Ремонт – это составляющая технического обслуживания. Техническое обслуживание – это составная часть эксплуатации. А эксплуатация – это составная часть содержания. Вот "дом и форточка". Мы же так не говорим. Это совершеннейшая глупость. Абсурдно. Так и "содержание и ремонт" – простите, я как представитель науки не могу повторять чужие глупости. Пусть они записаны в законе. Так вот, разделяя коммунальную сферу и сферу содержания зданий, надо понимать, что все-таки тарифы на коммуналку устанавливает нам власть, а тарифы на содержание устанавливают собственники сами на своем общем собрании. Это в законах везде написано. Оксана Галькевич: То есть это как раз те самые собрания собственников жилья… Сергей Белолипецкий: Тогда вам уже сверху спускают муниципальные тарифы – обоснованно, необоснованно, сток вашему дому нужен. Дело только в вашей активности и пассивности. Если вы сидите на своем мягком месте, никуда не дергаетесь, "пусть будет, как будет", то ваша собственность может завтра сгнить. Оксана Галькевич: А нет ли в законе каких-нибудь лазеечек, которые позволяют обходить эти общие собрания в полном виде, потому что собрать жильцов всех собственников многоквартирного дома очень сложно. Мы это знаем. Кому-то по времени неудобно, кто-то отсутствует, кого-то нет, кто-то не хочет, кто-то заболел. В итоге кворума нет. Сергей Белолипецкий: Оксана, ваш вопрос понятен. У народа это наболевшая тема. И ясное дело, что находятся всякие неблаговидные непорядочные компании или что-то еще. Но я бы не хотел сейчас все сваливать на управляющие организации или на каких-то предпринимателей. Оксана Галькевич: Я понимаю, что их проще перечислить по пальцам. Но хочется знать эти уловочки. Сергей Белолипецкий: Отвечаю вам. Закон строг. Очень строг. Нигде, как в нашей сфере, не существует столько действующих нормативно-правовых актов. Их более 2000. Мы только перечислять будем – нам времени эфирного не хватит. Их, я думаю, никто из специалистов не прочел от начала до конца. Потому что невозможно. А они постоянно действующие. И нормальный управдом должен вроде как всеми ими руководствоваться. Они друг другу противоречат сплошь и рядом. И даже внутри себя один и тот же документ противоречит. Это нормально как раз. С этим мы вынуждены бороться. Но закон строг. Лазеек в нем нет. Но вся штука в том, помните, со времен Салтыкова-Щедрина – строгость российского законодательства смягчается необязательностью его выполнения. Поэтому, если не проводить собрание или сделать фальшивый протокол… Буквально в прошлом году прокуратура сказала: "О, это будет уголовное преступление". Почему это до сих пор не было уголовным преступлением и где посадки… Что делает опять наша власть, законодательная и исполнительная? Ой! Нашелся еще один нехороший случай. Мы ужесточим закон для всех: мы поставим новый забор, колючую проволоку натянем под электрическим током, туда дадим бешеные киловольты – мышь не прошмыгнет. Оксана Галькевич: А мышь подкапывает или как? Сергей Белолипецкий: В результате в любом заборе есть дыра. Есть у дыры поставить… с ружьем, ему можно дать на лапу, чтобы он вас пропустил. Не бывает без этого. А вместе с тем добропорядочным компаниям и управдомам все сложнее, сложнее и сложнее. Константин Чуриков: А вот сообщение из Екатеринбурга: "Квартира 70 кв.м. Два собственника. Месяц назад в платежке была сумма 7200, в марте сумма в платежке 11970. Судя по квитанции, электричество и нагрев воды так подорожали. Теперь заплатить за квартиру и сушить сухари". Оксана Галькевич: Волгоградская область: "Тарифы ЖКХ подняли на 9.8%. Отопление с прибором учета, общедомовой – 3100". Апатиты: "Растут платежи за электроэнергию". "В Ижевске тариф поднимут не на 15%, а на 30%". "В Гусь-Хрустальном принесли платежки с корректировкой за отопление на 26000 рублей. Коммунальный беспредел и бардак". Константин Чуриков: Вот интересная СМС-ка из Мурманска, кстати, надо проверить, нам пишут: "Тарифы не поменялись, но митинги проводить не дают". Так якобы действительно на днях власти не согласовали митинг против повышения тарифов ЖКХ. Надо разобраться, растут там эти тарифы или нет. Сергей Белолипецкий: Очень активный регион. Оксана Галькевич: Сергей из Саратовской области дозвонился. Давайте с ним тоже побеседуем. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Добрый вечер. Зритель: У меня после Нового года тарифы на 1900 повысились. То есть я до Нового года у меня было 5000 рублей, а сейчас уже почти 7000 у меня коммунальные тарифы. Константин Чуриков: Сергей, а вы смотрели, за что конкретно. Почему так выросло? Зритель: У меня вообще такая странная история. Меня полмесяца дома не было, а света я как будто на 3500 нажег. Константин Чуриков: Это домовой какой-то у вас там завелся, наверное. Зритель: Да, я говорю – домовой какой-то странный завелся. Так я же объясняю, что меня не было. А они говорят – у вас горел свет, в вашей квартире. Я говорю: "Интересно. А кто ж там? Может, кот мой включал свет, дискотечки там устраивал?". Оксана Галькевич: Кто-то в ваше отсутствие. Константин Чуриков: А как это выяснить? Спасибо, Сергей, за информацию. Сергей Белолипецкий: Вернемся к тому же вопросу. Но скорее всего речь идет о коммуналке. Если тему содержания зданий мы все-таки отложим. Константин Чуриков: Сейчас про свет. Человека не было дома, а свет горел. Сергей Белолипецкий: Еще раз отметим, с чего я начал. То же самое нам зритель подтвердил. Он называет тарифами, а называет круглые суммы. Потому что все они смотрят сумму "итого", не обращая внимания, что там написано, по счетчику ли, по тарифам, общедомовые нужды. Надо во всех этих пунктах разбираться. Как я могу ответить без квитанции? Константин Чуриков: Хорошо. Предположим, примерно округлил наш зритель. Вот эту лишнюю 1900 ему добавил некий перегоревший свет, горевший в период его отсутствия. Вот здесь как оспорить, сказать "ребят, меня не было дома, никто не заходил",- как это доказать? Сергей Белолипецкий: Есть правила предоставления коммунальных услуг за номером 354 от какого-то мая 2007 года, действующая редакция, изменения вносятся регулярно. Надо открыть их, почитать, как это все делается. Там прямо порядок: где, куда, чего, зачем. Если это лениво, значит, взять адвоката, взять юриста, взять специалиста, который вам это сделает за два счета. Но в любом случае так или иначе сначала надо посмотреть на счетчик. Если счетчик крутился и у вас в квитанции показания должны быть те самые, которые у вас есть, значит, надо смотреть. Почему же он крутился. Если он не крутился, а вам начислили все-таки, то с чего они начислили? Сейчас эта модная тема – так называемые "общедомовые нужды". Это опять наши чиновники то в одну сторону прыгают, то в другую. То это все-таки у нас коммунальные услуги, то давайте это будут жилищные. И как ни повернут – все получается хуже, чем было раньше. Но, к сожалению… Оксана Галькевич: Может быть, знают о том, что при каждом повороте добавляется +10-15%. Вот и вертятся. Сергей Белолипецкий: Вы поймите. Когда наш Минстрой размахивает флагом, они всегда говорят: "Мы хотим, чтобы не было нарушений". Но сделать это одномоментно для всей Российской Федерации… Вы представляете, какая это страна? Люди как-то, мне кажется, не отдают себе отчет. Какие бы не были замечательными предложения, в каждом доме не поставите жилинспектора. А вот заказчика в каждый дом поставить можно и нужно. Собственник, который позвонил, если у него хватит активности, он вполне может стать заказчиком услуг и отслеживать не только себе, но и всему дому обоснованность этих начислений. Константин Чуриков: А теперь слово имеет Людмила, Челябинская область. Людмила, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Опять об общедомовых нуждах. Мы в нашем доме писали заявление об отказе уборки подъездов. Подъезды не убираются уже, наверное, десяток лет. Поливать у нас ничего не поливают. Тем не менее, за общедомовые нужды берут. Более того, нету у нас общедомового счетчика на воду. Но за общедомовые нужды на воду все время берут. Пусть немного. Но почему, на каком основании? Или еще такой вопрос. Уже давно говорят о том, что вывоз мусора надо брать не с площади проживания, а с человека. Но воз и поныне там. Как брали с площади, так и берут. Общедомовые нужды, электроэнергия – тоже почему-то берут с общей площади квартиры. Я же свою квартиру оплачиваю. А почему тогда я должна платить с площади квартиры общедомовые нужды за электроэнергию? Константин Чуриков: Да, спасибо. Сергей Белолипецкий: Типичный случай, когда люди не вникают глубоко в тему, но их возмущение переполняет. Ясно, что общая сумма "итого" не радует. Поэтому "а почему?", "а почему?". Начнем с того, что под общебытовыми нуждами понимаются те затраты все-таки коммунальных ресурсов, которые идут на питание лифтов, освещение подъездов, уборку подъездов. То есть вы часть оплатили за то, что употребили сами, а часть идет на общедомовые нужды всего дома. Если есть общедомовой счетчик есть, то по идее он там учитывается. И до недавнего времени все так и было. Что показал счетчик общедомовых ресурсов, больше этого брать нельзя. У кого-то что-то решили, что вот это не совсем хорошо – давайте сделаем по-другому. Ну, как обычно, получилось еще хуже. Там народ начинает шуметь, не понимает, о чем идет речь. Что касается… Наша слушательница опять спрашивает: "Почему не с человека, а почему с квадратного метра?". Это как раз, наверное, тема моя, скорее как раз к науке относится. У любого здания, многоквартирный ли дом, или какой угодно, нет такого параметра – численность людей, которые в нем в настоящий момент живут или зашли, а квадратный метр – основная техническая характеристика здания. Оксана Галькевич: Хочешь платить меньше – квартирку поменьше. Вы собственник. Сергей Белолипецкий: Вы собственник. Вы содержите здание. Речь идет о том, что равно как и любое акционерное общество, любое сообщество – как-то объединились. Чем вы объединились? Вы объединились своими вкладами. Когда был ЖСК еще в советское время, никто не возникал по этому поводу. Все понимали, что какую квартиру купил, такой пай твой и есть в ЖСК. Сейчас это сделано везде. Константин Чуриков: Нам еще пишут многие зрители о том, что в ряде регионов есть попытки уменьшить эти социальные нормы потребления. И нас спрашивает Олег из Москвы: "Как рассчитываются нормативы расхода тепла?". Сергей Белолипецкий: В этом вопросе уже две темы, которые на самом деле достаточно разные. Социальные нормы потребления – это отдельная статья, о которой можно говорить долго. Там закон приняли. Сейчас его не то отменили, не то приостановили. Это так называемые энергопайки. Это совсем другая тема. Есть нормативы потребления. Это зависит от региона. Если говорим об отоплении (а об отоплении всегда надо говорить в первую очередь, потому что это наиболее капиталоемкая тема), то это зависит как раз от климатических условий. Константин Чуриков: В данном случае из Москвы зритель. Сергей Белолипецкий: Из Москвы. Значит, в Москве есть научно-обоснованные нормативы - 0.016 гигакалорий на квадратный метр из расчета, усредненного по году. Понимаете? Это норматив на тепловую энергию. Если у вас счетчика тепла нет, то, исходя из этой цифры, вам начисляют эти самые тарифы. Вернее, платежи за тепло. Этот норматив надо умножить на стоимость одной гигакалории. В гигакалориях меряется тепловая энергия. И, соответственно, на площадь вашей квартиры. Сейчас мы упремся в дебри. Есть 1/12, 1/7, есть счетчик, нет счетчика. Если кого-то интересует потребность, 354 правило, оказание коммунальных услуг. Там огромный документ, там все в принципе расписано. Оксана Галькевич: Есть же еще в наших квитанциях теперь такой пункт, как "капитальный ремонт". Это тоже отдельная причина для недовольства наших телезрителей. Например, я не знаю, соответствует действительности или нет, из Новгородской области: "Поборы на капремонт с 2017 года выросли на 36%". Пишут нам из Алтайского края, что основные траты там – тепло и горячая вода. Кемеровская область пишет: "Часто была в управляющей компании. Там столько лишних сотрудников! Сократите – ничего повышать не надо". Вот еще из Москвы из Московской области, опять же, может, вы прокомментируете как ученый: "С 1991 года выросли тарифы на 2500% под предлогом того, что иначе отрасль не выдержит нагрузки, не пойдут туда инвестиции. При этом износ сетей тогда был 60-70%, а сейчас 80-85%. Куда пошли деньги?". Сергей Белолипецкий: Масса вопросов, на которые ответить сложно. К каждому конкретному случаю мы сейчас ключа не подберем. У нас нет времени для этого. Но если мы будем говорить об общем положении отрасли, то тут есть две стороны. С одной стороны, денег на все у нас как обычно не хватает. С другой стороны, их взять негде. Потому что наша отрасль кормится только платежами населения. Только пользователь помещений платит. Собственники, арендаторы. Оксана Галькевич: Да платежами населения не только эта отрасль кормится. Сергей Белолипецкий: Притом, что население нищее, я как специалист когда прихожу и говорю: "Ребята, вы хотите жить хорошо? Значит, на содержание надо порядка 40 рублей". Московская область у нас идет впереди планеты всей. У нас 35-36 рублей тариф на содержание на квадратный метр. Это очень много. Это далеко не каждый пенсионер потянет. Но, с другой стороны, это объективно. Константин Чуриков: Слово просит Санкт-Петербург. У нас ровно полминуты. Валентина, здравствуйте, говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Меня интересует вопрос, каким образом учитываются в оплате расходы на воду за тех людей, которые не регистрируются в квартирах и не имеют счетчиков по расходу. Очень много в домах сейчас сдаются квартиры, где в документах в лицевых счетах написано "0 проживающих", а люди живут там по 3-4 человека. Естественно, они расходуют воду. Сергей Белолипецкий: Эта тема более-менее раскрыта в тех же самых правилах 354. Мы уже столько раз о них вспоминали. Скользкий момент тут в чем заключается? Что в тех же самых правилах, и законодателей можно понять (хотя и исполнительную власть, так как это постановление правительства России): если нет счетчиков воды в вашем помещении, то количество израсходованной воды определяется по нормативу исходя из количества проживающих (зарегистрированных). Никто толком на самом деле объяснить не может. Если "зарегистрированный" мы еще можем как-то в паспортном столе понять, то "проживающие" – надо ставить человека с ружьем, который будет считать по головам, кто прошел, кто вышел. Оксана Галькевич: Бывает – проживает, но не зарегистрирован. Константин Чуриков: ЖКХ – об этой страшной теме можно говорить бесконечно. А времени мало. В студии у нас был Сергей Белолипецкий. Оксана Галькевич: И главное – наши зрители всегда готовы эту тему поддержать комментариям. Константин Чуриков: Есть о чем поговорить. Директор Ассоциации ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХИГС. Программа "Отражение" через 2 минуты продолжится.