Константин Чуриков: А сейчас поговорим о делах наших коммунальных. Сегодня стало известно, что из многих регионов в ФАС, и не только в ФАС, и в прокуратуру поступают обращения граждан по поводу резкого роста платы за отопление. С чего бы вдруг? Ведь вообще-то тарифы были повышены - ну там в рамках (по идее, должны были) в рамках 4% в прошлом году – и все. А тут люди столкнулись, действительно, с совсем другими платежками, которые пришли за январь. В чем дело? Разбирается уже ФАС. В Оренбургской области открыли горячую линию. Но вот тревожит то, что сказал с трибуны Государственной Думы Сергей Неверов. Он сказал, что в некоторых регионах тепло подорожало – внимание – на 40%. Ксения Сакурова: Как ситуация в вашем регионе? Сколько вы платите? Заметили ли вы подорожание? Совпало ли оно с ожиданиями либо с прогнозами? Напишите, позвоните нам: 8(800)222-00-14. Это телефон прямого эфира, и 54-45 – короткий номер для ваших СМС – сообщений. Константин Чуриков: Да, у нас сегодня такой инфляционный, я бы сказал, эфир. Дмитрий Гордеев, заместитель председателя комитета ТПП (Торгово-промышленной палаты) по предпринимательству в сфере ЖКХ. Дмитрий Павлович, здравствуйте! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Дмитрий Гордеев: Добрый вечер! Константин Чуриков: Ну вроде как ничего не предвещало. Вроде как все должны брать под козырек и соблюдать законы Российской Федерации. Как это могло получиться? Или, может, это какая-то техническая ошибка, как вы думаете? Дмитрий Гордеев: Ну, во-первых, я должен сказать, когда сказали, что тепло подорожало, речь идет не о тарифах. Тарифы у нас сдерживаются предельными индексами, и там рост не больше 4-5-6% - и все. Речь идет о плате за тепло. Константин Чуриков: Вот. Дмитрий Гордеев: Так вот, смотрите. В большинстве регионов оплата осуществляется 12 месяцев по среднемесячным показаниям за предыдущий год. То есть в 2021 году мы оплачивали, исходя из среднемесячных показаний за 2020 год. 2020 год был теплее, и поэтому вот эта 1/12, которая применялась в 2021 году, она была меньше, чем фактическое потребление. 2021 год холоднее был. Это и зима начала 2021 года и вот эти вот несколько месяцев (с октября по декабрь) окончания 2021 года. Поэтому, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, - поскольку оплата по 1/12 не соответствовала факту, естественно, - сняли показания коллективного прибора учета, определили, какая доля не оплачена (нормативное количество вот это вот по 1/12 оплатили, сколько не оплатили, сколько не хватает до факта) и начислили разовым платежом. Вот что неудобно гражданам, что в платежке за январь в феврале они получили сразу вот эту сумму. Эта сумма оказалась большая. Причем в разных домах эта сумма разная. Потому что дома отличаются по своих теплотехническим качествам, и в одном доме может количество теплоты быть израсходовано одно, в другом доме, более современном, новом, энергосберегающем, - там будет меньшее количество тепловой энергии. И так далее. Константин Чуриков: Как Владимир Ильич Ленин говорил: «Формально правильно, а по сути чистое издевательство». Нам вот пишут регионы уже, значит: «На 1000 рублей почти больше», - Мирный, Архангельская область. Люберцы: «В январе отопление подорожало на 958 рублей». Дмитрий Павлович, тот же самый сложный вопрос, что и к предыдущему эксперту, к вам. Понимаете, у людей же денег больше не становится. Тут еще они на хлеб откладывают или еще на что-то. Можно ли как-то урегулировать этот вопрос? Ведь по сути не имеют права все равно. Как бы там они не считали, по закону они не имеют права так внезапно, без объявления войны, повышать эту плату. Дмитрий Гордеев: Совсем наоборот. Все сделано правильно, все сделано законно. Я подчеркну, единственное неудобство, что сделано одноразовым платежом. Ведь мы же с вами не популисты. Мы приходим когда в магазин, мы же платим за те продукты, которые мы покупаем? Константин Чуриков: Безусловно. Дмитрий Гордеев: А тут получилось так, что мы оплачивали (все потребители, которые оплачивают по 1/12, не по факту, а по 1/12 за предыдущий год), они недоплачивали. И им сказали: «Доплатите!» Это абсолютно законное требование. Но, естественно, вы не можете ничего иного сказать, как то, что «Повышается плата, а люди у нас бедные, и это плохо». Но на самом деле у нас бедные люди получают субсидию. И таких людей не очень много, семей. Таких людей меньше 10%. 90% права не субсидию не имеют. Хотя 100% не нравится, когда повышение. Константин Чуриков: Я думаю, что у многих просто нет здоровья бороться за, понимаете, за доказывание, что ты «не верблюд». Ксения Сакурова: И вопрос того, как эта субсидия начисляется. Вот удивительно, что на рост цен жалуются в том числе жители довольно теплых регионов. Воронежская область, Оренбургская. В общем-то, если мы исходим из логики, что там стали жарче топить, и поэтому приходится платить больше. Ну, про Москву… ну, возможно, да. Хотя прошлая зима была холоднее нынешней. Тут такой вопрос неоднозначный. Но есть ведь на самом деле теплые регионы, где и отопление включают позже, и все-таки средние температуры там выше. Почему у них-то такое резкое подорожание? Дмитрий Гордеев: Есть, конечно, южные регионы, в которых практически всегда мало потреблялось тепловой энергии. Эта зима холоднее, и у них потребляется тепловая энергия больше, чем в предыдущие годы. Это бросается в глаза, поэтому они недовольны. А чем они недовольны? Что, им отключить отопление и не топить, не давать им тепло в дома? Они хотят, чтобы было тепло в домах, но чтобы это было бесплатно? Но так не бывает, мы же взрослые люди. Константин Чуриков: Давайте слушать звонки. Их много. Надежда, Тверская область, здравствуйте! Ксения Сакурова: Татьяна из Санкт-Петербурга, нам подсказывают. Константин Чуриков: Татьяна из Санкт-Петербурга опередила, да. Ксения Сакурова: Татьяна, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Вот, представляете, у нас в декабре 2021 года было 2489, в январе уже 3399.81, а в феврале – уже 3909.50. Ксения Сакурова: 3900. Это все за отопление или это в целом? Зритель: Это только отопление. Ксения Сакурова: Это только отопление? Зритель: Только отопление. Но мы очень хотим, чтобы на отопление поставили счетчики. Я уже давно прошу, но не разрешают. У нас порой бывает очень жарко, и мы выключаем. Прошлый год мы практически выключали отопление, а в этом году… Константин Чуриков: Понятно. Спасибо, Татьяна, за ваш звонок. Дмитрий Павлович! По поводу этой 1/12. Еще раз популярно, чтобы до меня дошло. У меня просто жена оплачивает коммуналку. Популярно. Значит, эта 1/12 возникает. Среднегодовые затраты на отапливание многоквартирного дома. Соответственно, если в предыдущем году зима была теплой, то там, по легенде, жильцы платили меньше за отопление. Соответственно, сейчас они платят больше. Так? Дмитрий Гордеев: Практически так. 2020 год был теплее 2021-го. Но в 2021 году платили среднемесячную стоимость оплаты отопления. Взяли общее количество теплоты в вашем доме, разделили на 12 за 2020 год. И так вы платили в 2021 году. Но в 2021 году температура наружного воздуха была холоднее. Вот женщина с Санкт-Петербурга звонит и говорит: «В феврале больше, чем в январе». Потому что в январе платят за декабрь. Очевидно, декабрь был теплее января. За январь платят в феврале. Пусть посмотрит, есть в интернете такие сайты, где написана температура прямо каждый день – средняя температура в день – и среднемесячная температура. Там можно по годам сравнить. Год на год не приходится, месяц не месяц не приходится. Константин Чуриков: Она же говорит, ее еще там перетапливали, понимаете. То есть это, получается, тут очень много таких переменных сложных: температура, желание ресурсников или управляющих заработать больше, да. Вот это же все тоже влияет, правильно? Дмитрий Гордеев: Да. Я услышал, что «нам запрещают устанавливать домовые приборы учета». Это требование законодательства. Есть специальный Закон 261-й «Об энергосбережении». Где требование, что все тепло должно оплачиваться по приборам учета. Он должен быть установлен. И перетоп, жаркая температура, когда люди открывают форточки – это так же плохо. Но если у них нет прибора учета, люди платят по нормативу. И платят они фиксированную сумму. Как может цифра меняться? Нет прибора учета. Может поменяться, когда есть прибор учета. И вот, например, делают перерасчет, делают корректировку. И тепла было потреблено в 2021 году больше – доначислили теперь. Но если прибора учета нет, как они изменят-то? Норматив не меняется. Я вот не понимаю просто вопроса. Ксения Сакурова: Дмитрий Павлович, по поводу все-таки холодных и теплых зим. Мы поняли, что за холодные зимы мы платим дороже, но потом, рано или поздно, наступают теплые зимы. Но что-то я не помню, чтоб мы в какой-то год начинали платить меньше, чем в предыдущем. Константин Чуриков: Кстати, да. Дмитрий Гордеев: Вы знаете… Ксения Сакурова: Где перерасчет в лучшую сторону? Где он? Константин Чуриков: Браво! Отличный вопрос! Дмитрий Гордеев: Сколько раз я ни слушаю обсуждение вопросов, обсуждение ведется в таком ключе: «Мы стали платить больше. Мы не помним, чтобы нам снижали, мы помним только, когда увеличивают». Потому что это бросается в глаза. Это психология обывателя в хорошем смысле этого слова. Конечно, если нам снижают или бесплатно что-то, мы воспринимаем это как должное. А когда доначисляют… Ксения Сакурова: Поверьте, Дмитрий Павлович, если б мы такое заметили, мы бы это не пропустили. Константин Чуриков: Да, мы люди сами позитивные очень. Мы бы точно это дали бы в эфир. Давайте сейчас еще звонок послушаем. Это Лидия, Тверская область. Здравствуйте, Лидия! Зритель: Здравствуйте! Константин Чуриков: Пожалуйста! Зритель: В 2019 году зима была очень теплой, если вы помните. Снега не было вообще почти. Ксения Сакурова: Так. Зритель: Сколько сэкономили тепловые сети? Я звонила, я и в Тверь звонила. Почему нам не делают перерасчет? Платили мы по максимуму. Как за 2018 год, когда зима была холодная, так и за 2019 год, когда зима вся была теплая. Константин Чуриков: Вы эту зиму уже отработали и оплатили, да. Так. Зритель: И мне что сказали? Мне сказали, что у нас в Торжке самая дешевая гигакалория – так меня успокоили. Вот сегодня я услышала по вашей передаче, что в Москве сделали перерасчет за то, что зима была холодная очень. И сделали перерасчет. Константин Чуриков: Что зима сейчас холодная, да. Зритель: Я уверена, что когда зима была теплая, перерасчет в минус наверняка не делали у вас тоже в Москве. Константин Чуриков: Так, давайте еще сразу встык звонок. Валентина, Пермь. Чтобы два вопроса у нас было сразу. Зритель: Здравствуйте! Константин Чуриков: Здравствуйте, Валентина! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Зритель: Скажите, пожалуйста, всегда оплачивала 600 рублей, а сейчас оплатила 1680. Только за отопление. Проживаю на Оханской, 29, дом новый. А вы сказали, в новых домах незначительно повышение произошло. А оно произошло в 3 раза. Константин Чуриков: Да, 600 и 1600, да. Ксения Сакурова: Да, интересная ситуация. А почему может быть такой резкий рост в 3 раза? Дмитрий Гордеев: Ну смотрите. Во-первых, увеличились немножко тарифы. Каждый год. В 2019 одни тарифы, в 2020 – другие. Они растут. Это как бы приводит к увеличению платы. Холодная зима – платим больше. Хорошо, что вы это заметили. Но, понимаете, если есть сомнения… Вот теория заговора, что «Вот они, ЖКХ-шники, РСО-шники специально там что-то делают. А у них там коррупция, сговор, их никто не проверяет». Товарищи дорогие! Вы же грамотные люди. Возьмите формулы, запросите данные. Вам обязаны дать все составляющие формул. И перепроверьте, пересчитайте. Если вы не хотите считать сами просто запросите, чтобы вам сделали сверку расчетов. Вам обязаны доказать, что все сделано на основании конкретных пунктов, конкретных формул, исходя из конкретных значений. То есть надо проверять. Но если вы просто так огульно говорите: «Наверное, они нас обманывают». Как можно обсуждать это? Это просто невозможно обсуждать. Давайте конкретно, предметно. Каждый, кто сегодня позвонил и все те, кто слушает, напишите в свои теплоснабжающие организации, в свои управляющие организации. Кстати говоря, управляющие организации должны участвовать в этом контроле, в проверке и в объяснении независимо от того, исполнители они коммунальных услуг или прямые договоры. Запросите, посмотрите ответы, и тогда можно говорить предметно. Пока просто голые эмоции. «Мы платим много, поэтому нам это не нравится». Это понятно. Константин Чуриков: Голые эмоции, Дмитрий Павлович, потому что не у всех, так сказать, «одетые» приличные зарплаты. Поэтому они голые. Ну да. Спасибо за ваши ответы! Дмитрий Гордеев, зам. председателя комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ. Во всяком случае, действительно, кому-то сообщить наверх в вышестоящие инстанции о том, что происходит, я думаю… Но задавать вопросы - за спрос денег не берут – вполне себе стоит. Ксения Сакурова: Ну или хотя бы разобраться, да, попытаться разобраться в этом. Константин Чуриков: Да. Сейчас далее будем разбираться, а что у нас происходит с работой коммунальщиков по части вывоза снега и по части борьбы с сосульками. Тут тоже есть новости и тоже не самые веселые. Сегодня стало известно, что очень много возбуждается уголовных дел за последний год. В частности вот уже даже за последние месяцы в Петербурге из-за гололедицы и сосулек пострадали более 3 тысяч человек. Каждый день приходят сигналы из все новых и новых населенных пунктов, городов. Тут и Москва, и Ленинградская область. В общем, вся наша география. Ксения Сакурова: Да, и новости часто трагичные, потому что люди гибнут, люди получают серьезные травмы из-за падения сосулек, из-за того, что они поскальзываются на льду. И только внимание прокуратуры заставляет коммунальщиков работать. Константин Чуриков: Ну и поступают постоянно обращения в нашу редакцию. Вот, например, буквально накануне к нам обратился наш зритель Владимир из Москвы. Суть в том, что он дважды пострадал от падающего льда. Это житель Басманного района. Вот мало того, что лед упал на его машину (вот сейчас вы это видите, вот так вот он упал, это камера зафиксировала, там выбоина небольшая). Так еще на прошлой неделе, оказывается, сбрасывали снег с крыши – он нам рассказал – и льдина угодила прямо на балкон, попала туда, и стекло разбито. Сейчас мы с Владимиром пообщаемся. Владимир, здравствуйте! Владимир, добрый вечер! Зритель: Да-да-да. Константин Чуриков: Здравствуйте! Ксения Сакурова: Да, здравствуйте! Константин Чуриков: Расскажите, что это за история такая? Как можно вообще… Вот обычно два раза в одну и ту же воронку снаряд не падает. А вас прямо бомбардируют. Зритель: Ну, вы знаете, не то, что это, конечно, сверхъестественная какая-то история. Даже на это особо не обращал внимания, особенно при первом, что у нас произошло. Это падение было на балкон и разбитое стекло. Но это как бы явное такое: то, что сбрасывали снег с крыши, и угодила льдина. Константин Чуриков: Ну да, бывает, бог с ним. Зритель: Все это бывает, да. Зафиксировали и так далее. Далее произошло, через несколько там – 3-4 дня – падение, опять же, льда на автомобиль. Хочу подчеркнуть, что с моей стороны как бы не было никакой претензии даже к управляющей компании либо еще к кому-то либо по материальному ущербу. Мною была создана заявка диспетчерской службы о том, что произошел такой вот инцидент. Константин Чуриков: Да. Зритель: И я попросил, чтобы кто-то со мной связался. В итоге со мной связались из управляющей компании. Я уже не помню просто имен и так далее, с кем произошел разговор. Константин Чуриков: Да. Зритель: С моей стороны был посыл того, что нужно проверить кровлю, соответственно, и, опять же, мною было вечером обнаружено, что на некоторых балконах есть небольшой лед. Константин Чуриков: Ну вы им сказали: «Просто почистите кровлю, уберите сосульки». Так. И они вам что? Зритель: Суть в том, что даже и не сосульки и так далее. И то, что на балконах в том числе. В ответ было сказано то, что балконы – это не в нашей юрисдикции. Я понимаю прекрасно. Вы вывесили объявление – я понимаю. Мне было предложено идти к соседу и с соседом снимать этот лед. Константин Чуриков: Ага. Зритель: Ну как-то это немножко некорректно. Константин Чуриков: Отлично, да. Зритель: Ну хорошо. Следующий момент. Говорю: «Хорошо, по поводу крыши, кровли». На что мне был ответ: «А что мне, сейчас нужно это делать?» Ну это было вечером, понимаю, 9 часов вечера. Я говорю: «Но вы предпримете какие-то меры?» «А что вы хотите? В суд вы пойдете? Вы в суде не выиграете дело». Еще раз повторяю: материальный ущерб я не хотел никакой предъявлять управляющей компании. Константин Чуриков: Вы знаете, вообще, все это на самом деле… Да, спасибо большое за ваш сигнал! Сейчас вот будем спрашивать об этом нашего эксперта. Павел Степура, руководитель проекта «Дом и двор». Павел Иванович, здравствуйте! Павел Степура: Добрый вечер! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Константин Чуриков: Дело все-таки происходит в Москве. Я так понимаю, речь идет… Ксения Сакурова: В центре Москвы. Константин Чуриков: О достаточно известных управляющих компаниях. И, как известно, в Москве тратятся деньги на ЖКХ весьма большие по сравнению с другими регионами. Мне кажется, здесь бы хватило денег на то, чтобы, я не знаю, высокоточным оружием наших ВКС, понимаете, сбивать эти сосульки. Почему этого не делают при этом финансировании? Павел Степура: Ну, наверное, все-таки стоит сказать о том, что, по всей вероятности, просто не хватает людей. Начнем с этого. Потому что если бы нормативное количество дворников, кровельщиков (которые убирают снег) было бы достаточным, то маловероятно, что они бы не успевали делать даже при тех серьезных снегопадах, которые были в этом году. Как правило, это основная причина таких проколов, то что называется. Потому что да, денег выделяется, в общем-то немало. Хотя тут тоже нужно сказать, да. Разные деньги могут выделяться на разные вещи. Вот если говорить про дворников… то есть понятно, что у нас практически все дворы, улицы и тому подобное убирают в Москве «Жилищники». Если говорить про уборку кровель, то тут, соответственно, уже управляющая компания убирает. Это может быть «Жилищник», это может быть другая управляющая компания. Они несут ответственность. То есть, в принципе, если бы было количество людей достаточным, вряд ли таких проблем бы мы получили. Константин Чуриков: Извините, Павел Иванович, но мы же все-таки не в пустыне живем. У нас тут не Абу-Даби, у нас все-таки Москва. И у нас зима всегда есть, и снег зимой всегда бывает, собственно. И сосульки тоже каждый год. Почему какие-то оргвыводы нельзя сделать? Мы сегодня выясняли, что, оказывается, и мигрантов у нас много, переизбыток. Ну если говорить о том, что они работают. Ксения Сакурова: И вроде как их нужно… нужно ограничить их количество. Чтобы меньше было. Павел Степура: Ха-ха! Ну, вы знаете, во-первых, пандемия, конечно, хорошо повлияла на количество мигрантов, в том числе и в Москве. Это объективно. Это во-первых. Во-вторых, нужно же понимать еще следующее. Заработные платы, которые нормативно установлены в той же Москве… Например, заработная плата устанавливалась в Москве в последний раз в 2016 году. То есть вот с 2016 года в Москве, например, тарифная ставка дворника составляет 133 рубля в час. Для кровельщика в зимний период – 233 рубля в час. Если мы 133 рубля перемножим на время работы и тому подобное, мы получим, что заработная плата где-то у дворника порядка 25 тысяч рублей. Много ли даже мигрантов пойдут на заработную плату в 25 тысяч рублей? Конечно, нет, немного. Соответственно, их приходит меньше, но они берут по 2-3 участка, ну условно говоря, для уборки. Соответственно, если один человек, для которого предназначен один участок, он будет выполнять работы не по одному участку, а по двум-по трем (ну для того, чтобы заработную плату себе увеличить), то логично получается, что он будет просто физически не успевать, особенно в зимний период. То есть летом, когда нужно чистить, подметать и так дальше – это не особо заметно, а зимой сразу такая проблема вылезает. Соответственно, мы и получаем эту проблему. Тем более, что проблема еще в чем возникла? Во время пандемии у нас с вами очень сильно развился вопрос, связанный с доставкой. То есть не секрет, что очень много дворников, поняв, сколько курьер на доставке еды, товаров и тому подобное может получать денег, они, соответственно резко переквалифицировались из дворников в доставщиков. Константин Чуриков: Они теперь высокооплачиваемые сотрудники. Ксения Сакурова: Средний класс, да. Константин Чуриков: Да. У нас есть звонок, давайте послушаем еще нашу зрительницу. Ольга, Санкт-Петербург, здравствуйте! Зритель: Добрый вечер! Константин Чуриков: Добрый! Ксения Сакурова: Да, здравствуйте! Зритель: Какую тему ни затронете – все больная. Константин Чуриков: Общественное телевидение России, да. Зритель: Проблема со снегом и с городом, с уборкой города. Я в Санкт-Петербурге, в Пушкине живу. С каждым годом, начиная с 2017 года – у нас до 2017 года был хороший глава администрации – все было прибрано, вылизано. После этого ну каждый год – снегов у нас в последние годы было очень мало – снег выпадет – оттепель, снег выпадет – оттепель. И все, соответственно, с крыш сходило огромным количеством воды и сосулек. Спать невозможно, потому что это все сутками просто капает, течет, бьет по подоконникам. В этом году снега много. Вот первый раз нашу крышу почистили 12 февраля. И то после того, как я, не знаю сколько времени, звонила. Вот можете себе представить, за те снегопады, которые вот… у нас все дворы (я живу на 4 этаже, дом напротив, второй напротив, третий. Один вообще идет - под ним люди ходят). Я фотографии делала, посылала. Служба городская мониторинговая – 004. Я туда звоню, а ответ приходит, что работа выполнена, и уже все сделано. Выхожу на улицу, фотографирую. Иду снова звоню. Снова они, служба ЖКХ, отвечают, что все выполнено. Опять. И вот это всю зиму так. То есть говорить про то, что у нас кто-то что-то пытается сделать даже невозможно. Я не знаю, нет людей вообще. Нет дворников. Константин Чуриков: Да, у вас вообще в Петербурге все сложно. У вас же там изобрели лопату Александра Дмитриевича Беглова еще несколько лет назад. Спасибо большое! Ксения Сакурова: Спасибо большое! Павел Иванович, а есть какие-то действительно рабочие механизмы для человека, который хочет, чтобы его крышу почистили? Ну хотя бы в крупном городе. Давайте хотя бы про Москву и Петербург. Мы понимаем, что ситуация везде разная. Вот как добиться от управляющей компании, от того, кто отвечает за дом, чтобы эта работа делалась, и не было вот таких отписок, как рассказывает нам наша зрительница? Когда якобы работа сделана, но на самом деле – нет. Павел Степура: Да, такие проблемы, конечно, есть. И механизмы такие тоже на самом деле присутствуют. Даже вот, как сказала женщина, которая звонила из Петербурга, в любом случае существуют телефоны – горячая линия или еще что-то – куда можно позвонить, сбросить фотографию, сделать заявку на очистку и так дальше. Вот этот механизм, соответственно, в администрациях городов, он и должен быть настроен. В Москве этот механизм называется «Портал Наш город». То если на «Наш город» идет заявка с фотографией, где, как, чего нужно почистить: будь то сосульки, будто то дворы, дороги. То, в принципе, эта система работает. Но у нее есть, конечно, свои недостатки. Начиная с того, что – ну в былые времена (к счастью, на сегодня это, можно сказать, что искоренено) – это фотошопили, что называется. Константин Чуриков: Да-да-да. Павел Степура: Когда просто на фотографии подчищали, что как будто бы все убрали. Размещали, что выполнено. Но, к счастью, за это достаточно серьезно наказывали и наказывают. Поэтому система фотошопа, она сейчас практически сошла на нет. Но все равно творческие дворники могут подходить к этому вопросу очень хорошо. Я сам лично был свидетелем, когда делали заявку на уборку территории – это было не зимой, это было как раз осенью, когда листва и тому подобное – пришли несколько дворников вместе с мастером участка, сгребли листву конкретно между теми машинами, где была фотография на портал. Все разгребли в сторону, сфотографировали, отчитались и ушли. А весь остальной двор остался не убранным. Поэтому да, такие тоже ситуации бывают, к сожалению. Тут администрации городов должны настраивать именно этот механизм в первую очередь. Ксения Сакурова: А мне вот интересно, рейтинг главы конкретного города, он зависит от того, насколько оперативно выполняются жалобы вот эти вот, ответы на жалобы на этих порталах? Павел Степура: Насчет оперативности, я «ки-пи-ая» такого не слышал. Ксения Сакурова: И качественно, да. Оперативно и качественно. Константин Чуриков: Давайте сейчас в режиме блица. Самарская область: «Сосульки там, где идет утечка тепла, а это проблемы ЖКХ неподъемные». Согласны? Это из-за утечки тепла? Павел Степура: Да, это одна из серьезных причин бывает, когда скатные кровли металлические, и там плохо сделан тепловлажностный режим на чердаке. Он не холодный, как положено, а тепло пробивается и так дальше. Теплопотери, однозначно, - это серьезнейшая проблема. Константин Чуриков: Орловская область: «Нанимайте тогда волонтеров». Волонтеров привлекать надо к этому, как думаете? Павел Степура: Ну волонтеры… У нас, как говорится, образ ЖКХ все-таки выстроен очень негативный. И когда приглашают кого-то к волонтерству в ЖКХ, это воспринимается: «Да вы что! У вас там и так все плохо, там воруют, пятое-десятое. А вы тут еще хотите, чтоб мы вам бесплатно помогали?» Константин Чуриков: Но они выйдут в футболках «Россия – страна возможностей» и помогут. Павел Степура: Это хорошая идея. Константин Чуриков: Вот. И еще, значит, Москва пишет: «Неправда! Дворники-мигранты в снегопады не выходят. Отдыхают по подвалам». Кстати, какие регламенты? Вообще должны они выходить и через сколько должны? Павел Степура: Да, конечно, регламенты установлены, регламент прописан. И правительства Москвы, и Департамента жилищно-коммунального хозяйства – все эти регламенты есть. Там, когда начинается снегопад, уже там… вернее, когда он заканчивается, через пару часов уже должны быть убраны… и в первую очередь то, что связано с пешеходными переходами, с остановками общественного транспорта и с выходом из подъездов. Дальше убираются уже тротуары, ну и так дальше. То есть все эти регламенты прописаны и по времени и по порядку действий. Но, соответственно, если дворников не хватает, то, соответственно, они просто будут не успевать это регламент даже выполнять. Ксения Сакурова: Ну и снег идет – дворник ждет, когда он закончится, чтобы начать убирать. Видимо, так. Константин Чуриков: А снег идет. Еще звонок. Ксения Сакурова: Ирина из Москвы. Ирина, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Да, я из Москвы, это район Текстильщики Москвы. Вот как раз хотела рассказать по поводу утечки тепла через крышу, через чердак. Я проживаю на последнем этаже, и раньше у нас была очень теплая квартира зимой, а летом она была прохладной. В итоге решили сделать нам капремонт крыши. Сняли старый утеплитель, нового положили чуть-чуть, не так, как раньше было. Мало того, сделали крышу из какого-то мягкого металла и с одинарным таким сланцем. Раньше он был двойной, который не гнулся. Константин Чуриков: Ага. Зритель: Теперь вот эти все откосы на крыше, они все гнутся. Скосы называются, по-моему, если я не ошибаюсь. И там такие еще есть… капельники они называются. Там целая система. Теперь приходят те, кто сбрасывает снег. Они лопатами долбят вот по этим скосам, все там погнули. У нас течет теперь зимой, когда тает, и когда дожди – все течет на фасад дома. Константин Чуриков: Ой, Ирина, как я вас понимаю. У самого то же самое – тоже последний этаж. Так. Зритель: Да, то же самое. Именно потому, что… и стало очень много сосулек, очень много. Раньше такого не было. А теперь они только приходят и только успевают сбивать. И сбивают причем так, что у нас летит тоже все на балкон. И я все время, дома если, я боюсь, что мне сейчас разобьют стекла, вот будут биться стекла. Константин Чуриков: Ой, Ирина, скорей бы весна! А потом скорей бы лето без дождей, да. Зритель: И когда звонишь в управляющую компанию и говоришь: «У нас здесь все течет. Приходите делайте!» Они говорят: «Ну подождите весны. Сейчас вот холодно». Весной они приходят, мастикой какой-то замазывают. Константин Чуриков: Икота-икота, перейди на Федота, да! Зритель: Да. И, в общем, вот так работают наши управляющие копании. Константин Чуриков: К сожалению. Зритель: И лучше бы они не трогали эту крышу бы и не делали там капитальный ремонт. У нас все было лучше до них. Ксения Сакурова: Понятно. Константин Чуриков: Ирина, терпения! Ксения Сакурова: Понятно. Константин Чуриков: Еще бы с них содрать бы ремонт, кстати говоря. Раз там и заливает, и все. Это же можно сделать, правда, Павел Иванович? Павел Степура: Ну теоретически – да. Но практически получается, тот, кто приходит сшибает сосульки, он, по большому счету, несет ответственность только за сосульки. А чего там будет дальше с крышей, с утеплителем и так дальше – его это не особо сильно волнует. Поэтому, к сожалению, вот этот подход временщиков играет свою роль. Ксения Сакурова: Чудесный специалист. Константин Чуриков: Да, спасибо большое, Павел Иванович! Ксения Сакурова: Спасибо! Константин Чуриков: Павел Степура, руководитель проекта «Дом и двор». Нам пишут: «Эх, Рассея!» Ну вот какая «Рассея» есть, такую ее и любим. Через несколько минут поговорим о мультфильмах. Ксения Сакурова: О героях, новых и старых, на которых, возможно, равняются наши дети. Константин Чуриков: Интересно, кто вырастет из наших детей, которые смотрят те или иные мультфильмы. Ксения Сакурова: «Свинку Пеппу». Константин Чуриков: Да, например.