Иван Гостев: Уважаемые телезрители! Пришло время вашей любимой рубрики «ЖКХ по-нашему». Прямо сейчас начинайте писать и звонить. Вопросов, я уверен, будет много. Сегодня мы говорим о коммунальных платежах. У вас есть возможность, уникальная возможность получить бесплатную консультацию. А мы приветствуем нашего постоянного эксперта Татьяну Овчаренко, руководителя «Школы активного горожанина», эксперта в сфере ЖКХ. Татьяна Иосифовна, здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Дарья Шулик: Ну что, в июле коммунальные платежи уже подорожали на 2%, а во втором полугодии вырастут еще как минимум на 4%. Вот такие страшные цифры. Нам здесь совершенно обрывают чат сообщениями по поводу этих тарифов. Вообще с чем это связано? Почему? Татьяна Овчаренко: В 2019 году у нас 2 раза повышали тарифы, потому что повысили НДС. А налог на добавленную стоимость входит в цену товара ресурсоснабжающих организаций и услуг. Они тут же побежали в правительство и попросили внепланово в январе 2019 года повысить на 1,7% каждую услугу. В общем, все услуги. Все обрадовались, ну, которые не платят, а которые просят. Утвердили. А в июле (у нас всегда на 1 июля плановое повышение) было плановое повышение. Поэтому в этом году, не знаю как насчет января, а вот на 1 июля это стандартное повышение. Но на самом деле не тарифа, а индекса в среднем тарифов за все услуги на регион. Но в целом 4%. Но есть специальная таблица, где вовсе не 4%. А в Москве 5%. А в республиках, осчастливленных Северным Кавказом, за то, что в горы лазят, – выше 4% сплошь и рядом. Дарья Шулик: Но вот смотрите, например, нам пишут: «В Кемерово и Новокузнецке с 1 сентября тарифы ЖКХ поднимают на 15%. Никаких внятных объяснений от властей не поступает. Как это возможно?» Вот 15%, даже такие… Иван Гостев: При том что и правительство-то утвердило не больше 6. Дарья Шулик: Как так может быть? Татьяна Овчаренко: Нет, это путаница. 6 это индекс, соотношение старого и нового. Да, и это в среднем. Если мы повысим за что-нибудь на 15%, а за другое снизим на 7 или на 6%, то у нас пополам будет 6%, все счастливы. Вот как это делается на самом деле. Дарья Шулик: Ну, все счастливы – это, конечно, большой вопрос. Я думаю, потребители ЖКХ совсем не счастливы этому повышению. Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, но у нас же не только такие грустные новости, в общем, связанные с повышением тарифов. Есть новости и позитивные. Говорят, субсидии предоставят многодетным семьям, да? Можно будет как-то хоть немножко снизить затраты на коммуналку. Татьяна Овчаренко: Но главное пока, если в двух постановлениях этого года, что я смотрела, это то, что отменяется с 1 января 2020 года бегать каждые полгода, зажав в потном кулаке сведения о себе. Что это ты и что у тебя такие-то доходы. А теперь все сведения будут из неких, как это сформулировать, путем обмена между заинтересованными организациями получать. Вот так как-то. Но я… Дарья Шулик: А вот смотрите, нам сразу же из Тверской области сообщение: «А положена ли мне субсидия на возмещение расходов по оплате ЖКХ, если я живу одна, а прописана вдвоем с сыном, который 10 лет живет уже в Москве, квартира в моей собственности, сын доли не имеет. Пенсия 11200». Татьяна Овчаренко: Вообще с учетом членов семьи субсидии предоставляются. Доказательство того, что он живет 10 лет в Москве, нужно предоставить. А иначе вам как будут считать? С учетом членов семьи, но постоянно проживающих, зарегистрированных на данном адресе. Если он зарегистрирован все еще где-то там на Урале – одно. А если он зарегистрирован в Москве, то нет. Зависит от пенсии и степени расходов… Дарья Шулик: Они прописаны оба в этой квартире. Т. е. у него прописка тоже есть в этой квартире. Татьяна Овчаренко: Да? А постоянно проживает? Там две… Дарья Шулик: А проживает – нет, живет в Москве, да. Прописан в Тверской области. Татьяна Овчаренко: …сколько она платит. Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, вот многие у нас спрашивают, и из Саратовской области говорят: «Коммуналки давят непомерным грузом. Пенсию добавили всего на 1,5%». Ленинградская область: «У нас от 5,40%, а пенсию меньше в 3 раза». Т. е. пенсию, получается, меньше поднимают, чем эти коммуналки. Как вообще такое возможно? Татьяна Овчаренко: Ну, возможно, как видите. А что, кто-то протестует? Я что-то вообще не видела особых протестов. Жалуйтесь прежде всего в Федеральную антимонопольную службу. В данном регионе. Попросите их вам объяснить, каким образом вот так вот не корреспондируются эти два события. Это раз. В Пенсионный фонд параллельно напишите, в обратную сторону: почему не повышаются? Вот и все. Ну, какие тут могут быть? Требуйте от депутатов Государственной Думы, которую вы избираете, чтобы они вообще этим вопросом занялись. Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, а вот по поводу повышения тарифов Волгоградская область пишет: «А почему вообще повышают тарифы, на что идут деньги за это повышение? Ведь качество услуг не становится лучше». Вот хотят – ладно если б еще и повышали, но еще и видеть, что происходит после этого повышения, а улучшения-то нет. Татьяна Овчаренко: Ну, а зачем улучшать что-то? Во-первых, есть объективные причины повышения. Цены на газ выросли? У нас электричество делается вообще-то из газа, извините за такую грубую параллель. ТЭЦ работает на газе. Цены на мазут растут так, как будто бы в нем регулярно на тонну килограмм золота. Мы не боремся, не требуем объяснения. Вот. И это никак не связано с качеством услуги. Качество услуги – это забота потребителя. Если вы боретесь, пишете, судитесь, отказываетесь оплачивать некачественные услуги письменно, приведя аргументы, – это одно. А так просто – какой смысл монополистам уменьшать свои аппетиты? Главный вопрос ЖКХ – это монополизм поставщиков. Вот и все. Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, но вот многие телезрители нам пишут, что заждались вас, рады очень, что вы снова появились на экране. Прекрасно выглядите. Вот из Ленинградской области: «Говорят, прибавляют 10% нам». Самарская область: «5,6%». Вот такие грустные цифры. Татьяна Овчаренко: Но эти 6% это средние цифры. Средние. Т. е. это общая температура по госпиталю. Да. И потом, никто еще не сумел доказать, что тарифы экономически обоснованы. Нет такого. Вам могут сколько угодно это рассказывать, но если вы в этом понимаете и запрашиваете в ресурсных комиссиях, которые их утверждают, финансовое обоснование, то вы удивитесь. Очень часто это полтора листика. На миллиарды. Ну, организовывайтесь общественно, выдвигайте своих представителей. Имеете полное право заседать в этих ресурсных комиссиях тоже во время заседаний, задавать вопросы, изучать материалы, протестовать, требовать отклонения. И тогда появятся признаки порядка. А так что? Дарья Шулик: Ну, они напишут вот: «Газ дорожает». Вот вы нам сейчас сказали: «Что вы хотите? И газ дорожает, и все дорожает». Татьяна Овчаренко: Это потому, что мы веток немало наделали, одна убыточнее другой, да? Так это что, вина потребителя, меня? Вот который живет и газом чай греет. Я-то что? Иван Гостев: Да, действительно. А вот спрашивают из Ярославской области: «У нас прямые договоры с каждой ресурсоснабжающей организацией, и каждая поднимает на 5%». Получается, в среднем ЖКХ обходится на 25% дороже, что ли? Татьяна Овчаренко: Ну, почему на 25%? Делим опять на каждого. Иван Гостев: Пишут так. Татьяна Овчаренко: Ну, в среднем же. В среднем считай. А потом, эти самые средние проценты по стране, они вовсе, есть специальная таблица, опять вышла, она есть в Интернете: кому сколько процентов на самом деле предложили в регионах, во всевозможных. Надо глянуть туда. В-третьих, надо написать запрос в прокуратуру и снова в управление Федеральной антимонопольной службы. Спросить, как это может получиться. Пусть они возбуждают дело в пределах своей компетенции. Вот. И дело это не быстрое, но зато вполне серьезно они к этому относятся. Нет жалоб – нет реакции. Иван Гостев: Ну, да. Татьяна Иосифовна, давайте послушаем вместе с вами звонок. Вот Марина к нам дозвонилась. Алло, Марина? Зритель: Алло, слушаю вас. Иван Гостев: Марина, это мы вас слушаем. Дарья Шулик: Мы вас слушаем. Иван Гостев: Вы скажите, с каким вопросом нам звоните. Зритель: Здравствуйте. Вот у меня такой вопрос. У нас во Владимирской области с 1 января хотят увеличить нормативы на отопление. Вот. Это сказали по местному телевидению. И увеличат они от 20 до 60%. Потому что нету счетчиков в домах. Но вот у нас дома двухэтажные шлакоблочные, там просто в принципе нельзя поставить эти счетчики. Почему мы должны платить на 20-60% больше? Татьяна Овчаренко: Во-первых, я впервые слышу, что от того, из чего изготовлен дом, нельзя поставить счетчик на тепло. Знаете, это бред сивой кобылы в новогоднюю ночь. От того, что они двухэтажные, – аналогичный случай. И что, от этажности зависит – места нет для установки счетчиков? Ставьте индивидуальные себе счетчики тепла, и по ним будете платить. Это – увы, и это дело недешевое, но поверьте, что экономия очень быстро скажется. Иван Гостев: Спасибо большое. Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, давайте сейчас перейдем к… Иван Гостев: К другим вопросам. Дарья Шулик: …да, по другим темам из нашего чата. А мы сейчас продолжим. Иван Гостев: А давайте действительно сейчас прямо начнем со звонка. Елена из Московской области хочет спросить… Зритель: Здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте. Зритель: Вы знаете, у меня такой вопрос. У нас 9-этажный дом, 170 квартир. И вот мы (но я говорю про свой дом) мы уже не оплачиваем услуги ЖКХ с июня месяца. Нам приходят две платежки. Одна управляющая компания и вторая управляющая компания. И мы никак не можем найти, в общем, мы не знаем, к кому обратиться, т. е. кому мы должны платить. Как узнать, что эта настоящая компания, а эта нет? А в старой компании что они предлагают: приходите к нам, вот у нас там касса, платите. Это тоже не выход. Как же, никогда не было кассы, мы всегда платили в расчетном центре. Вы знаете, вот такая ситуация. К кому нам обратиться? А оплачивать же надо. Татьяна Овчаренко: Во-первых, я не уверена, что если у вас обе компании жулики, то вы должны им оплачивать, простите. Я тоже могу к вам прийти и сказать: «Я ваша управляйка, давайте быстренько-быстренько, мне очень нравятся ваши деньги». Это первое. Во-вторых, вы в договор управления хоть раз у себя заглядывали? Там написано, что происходит в таких случаях. Значит, какую вы выбрали компанию? Небось, никакую. И вам, небось, утвердили местные власти компанию. Так соберитесь хором, общее собрание устройте, вызовите представителей обеих компаний, потребуйте у них документы, доказывающие право требовать с вас платежи. Потребуйте с них договора с ресурсниками. Вот я хочу видеть, какие будут договора на ваш дом. В лицензии, которая у них должна быть, у каждой компании, есть перечень обслуживаемых домов. Затребуйте ее, надлежащим образом заверенную. Вот тогда и разбирайтесь. А без общего собрания вам не обойтись. Не хотите собираться – платите в оба адреса. Можно по полной. Дарья Шулик: Удовольствие сомнительное, конечно. Татьяна Иосифовна, вот смотрите, из Волгоградской области пишут, тема достаточно популярная, часто о ней нас спрашивают: вывоз мусора. Что нет договора на вывоз мусора, мусор ни разу не вывозился, а счета все равно выставляют. И пишут, что нет того объема мусора, и поэтому за ним не приезжают. Вот как быть в этой ситуации людям? Татьяна Овчаренко: Я не знаю, а где такое… Дарья Шулик: Мусора мало, его не забирают, а счета выставляют. Татьяна Овчаренко: Нет, что значит «Пишут: нет объема». На заборе, что ли, пишут? Дарья Шулик: Ну, видимо, отвечают гражданам, когда они возмущаются, что мусор не забирают. Татьяна Овчаренко: Знаете, нет-нет, это надо быть сумасшедшим юристом при этой мусорке, чтобы написать в ответ потребителю, что, знаешь, дружок, ты не того роста, и жена у тебя сильно толстая, поэтому я у тебя не буду мусор забирать. Ну, это такая логика. Что это? А деньги давай. Дарья Шулик: Но, видимо, такая, да. Иван Гостев: Да. И вот еще вопрос из Тверской области относительно мусора: «Должен ли я платить за вывоз мусора, если я не пользуюсь данной услугой? Живу в сельской местности, сжигаю мусор в котле для отопления дома». Татьяна Овчаренко: Это зависит от того, какой именно в региональной у вас типовой договор. Что значит «вы сжигаете»? А кто это может установить? И спасибо вам за диоксид, который вы нам выбрасываете в атмосферу, да. Все страшно заботятся о своем здоровье, да, и сжигают мусор в печке. Я вам вот что скажу. У вас есть муниципальные затраты на мусор. Вот с улиц вывозят, там, в поселках. Это обязательный платеж. Независимо от того, что вы личный мусор как-то там сжигаете. Иван Гостев: Т. е. отвертеться не получится. Татьяна Овчаренко: Ну, надо вступать в переговорный процесс с этой мусорной организацией. Писать им, что вот, вы знаете, дорогие друзья, ну нет у меня мусора. Иван Гостев: Давайте послушаем звонок из Марий Эл, Валентина хочет задать ос. Дарья Шулик: Здравствуйте, Валентина. Зритель: Здравствуйте. Вот у меня такой вопрос к вашей гостье. Вот мы живем в одном городе, на одной улице, 3, 6-а и 9 дома, 107-я бригада. У всех у нас разные цены по тарифу на отопление. В 9-м доме 1300, в моем доме 1500, в 6-м доме 1700. Мы написали в прокуратуру, приложили квитанции, указали. Отапливает одна котельная. Живем в одном городе, на одной улице. Могут быть такие разные цены? Татьяна Овчаренко: Если у вас один и тот же… А что вам ответил наш славный прокурор? Зритель: А нам просто сделали отписку, и больше… А мы еще задали вопрос, там в гигакалориях какой-то этот при отоплении используют. Мы задали: что это за продукт? Нам на это вообще не ответили. Что это, похоже, пар какой-то. А стоит 2 тыс. с чем-то. И они просто сделали отписку. Татьяна Овчаренко: Понятно. Это не отписка, уважаемая. Вы еще запросите прокурора о расчете полета ракеты на Марс. Вообще-то про гигакалории это не его проблемы. Гигакалории это единица измерения тепла, которое вам поставляют. Ну, дети, внуки есть? В Интернете давайте поищем, а? Школу, говорят, кончают некоторые. Я, правда, не уверена, но вообще так. И после этого я вам могу сказать, что если у вас один поставщик тепла, то единый должен быть тариф. Запросите, во-первых, городскую администрацию, как это так получилось. Потому что этот… Только не путайте: у вас тариф или у вас разные объемы поставок? Зритель: Тарифы. Тарифы разные. Да, в квитанции указаны. Татьяна Овчаренко: Значит, запросите, как это могло получиться. Запросите свою ресурсную комиссию, сначала с нее потребуйте объяснения, каким образом это было утверждено. Подайте заявление в органы надзора за экономическими преступлениями о том, что вы подозреваете здесь коррупционную составляющую. И пусть проверят. Вот и все. Пока так. Иван Гостев: Спасибо, Татьяна Иосифовна. Вот из Москвы пишут: «Скажите, где живет Овчаренко, я куплю в этом доме квартиру и буду спокоен за ЖКХ в доме». Дарья Шулик: И никаких проблем не будет. Татьяна Овчаренко: Да, я живу в прекрасном городе Москве на прекрасном Волжском бульваре. Иван Гостев: Но дальше не раскрывайте уже, а то все ринутся. Дарья Шулик: Уже все запомнили, где квартиру искать? Иван Гостев: Из Тюменской области пишут, спрашивают: «Надо ли платить авансовый платеж, если есть показания по теплу и свету по факту?» Татьяна Овчаренко: Нет, вообще обязанности платить авансовые платежи у нас нет. Может, если жилец хочет, то он может, конечно, авансом оплачивать. Таких очень любят. Всегда аванса не хватает, как и расчета, да, к концу года. Иван Гостев: Еще вопрос из Челябинской области: «В квартире прописаны 4 человека. За водоснабжение регулярно оплачивали по квитанции, считали как на одного человека, счетчиков не было. Недавно сделали перерасчет за 3 года, и получился долг больше 50 тыс. руб. В квартире не проживаем, живем за городом, о чем есть справка от управляющей компании нашего поселка. На заявление произвести перерасчет пришел отказ. Как решить вопрос?» Татьяна Овчаренко: Ну, а чем обосновали? Не знаю я, как решить: я не знаю, чем они обосновали отказ. А почему вы? Вы должны были постоянно предоставлять им справки, что вы там проживаете постоянно вне места. А вообще надо было, счетчики стоят недорого – раз в 10, да куда в 10… в 15 дешевле того, что вам начислили. Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, давайте послушаем нашу телезрительницу. К нам дозвонилась Наталья из Москвы. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Дарья Шулик: Мы вас слушаем. Какой у вас вопрос? Зритель: Будьте любезны, у меня такой вопрос. Вот у нас периодически отключается горячая вода. Мы живем в доме ЖКХ, Москва. И после включения в квартиры подается некий объем ржавой воды. Вот вправе ли мы требовать у бухгалтера перерасчет за этот объем? И как вообще в этой сфере ЖКХ этот ржавый объем воды, подаваемый после сезонного отключения и после ремонтов каких-то в подвале, учитываться должен? Я имею в виду: должны ли жители платить за него? Спасибо. Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, слушаем вас. Дарья Шулик: Спасибо, Наталья. Это, кстати, такой популярный, мне кажется, вопрос. Иван Гостев: Да. Татьяна Овчаренко: Мне кажется, если вы в состоянии зарегистрировать этот самый объем ржавой воды (видео или на счетчиках было столько, стало столько, перешло столько-то в ржавую воду), то – да, вправе как услугу неоказанную, некачественную. Но вообще я вам скажу, что это технологически обусловленное явление. Пока чинят, вода стоит. И трубы изнутри покрываются ржавчиной. Поэтому и вода в каком-то объеме сливается ржавая. Дарья Шулик: Ну, и платят за это соответственно потребители. Иван Гостев: Ну, да. Дарья Шулик: Фактически не получая хорошую услугу. Давайте еще один звонок послушаем. Иван Гостев: Давай, может, перед звонком СМС-сообщение тоже, да? Из Иркутской области. Дарья Шулик: Давай, да. Иван Гостев: «Дом выставлен на продажу, я там не живу с октября 2018, выписан и прописан по новому месту жительства. Пришел счет за мусор за полтора года из нежилого дома. Я плачу по новому месту жительства. Что делать?» Татьяна Овчаренко: Ну, двойная оплата мусора не предусмотрена. И в постановлении об этом сказано. Надо доказывать с определенной периодичностью, что вы живете в другом месте и там оплачиваете мусор. Но вообще у нас в регионах по-разному. Есть и такое правило, что по месту регистрации, т. е. по месту владения собственностью, независимо от того, живешь, не живешь, все равно должен платить. Когда принимали это изумительное постановление, никто не протестовал. Хотя оно в открытом доступе, на сайте государственном, правительства можно протестовать. Там есть вот так, есть вот так, и можно еще письменно высказать все, что вы о них думаете, но желательно литературно. Вот. А раз нет протестов, это принято. Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, давайте послушаем еще один звоночек. Нам дозвонилась Раиса из Калуги. Раиса, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Гостев: Буквально коротко ваш вопрос, пожалуйста. Зритель: Мой вопрос такой. У меня сломался смеситель в ванной. И я пригласила, дала запрос, как говорится, в свою управляющую компанию. Они мне отказали. Сказали: «Мы на дом не выходим. Нанимайте, хоть в другую компанию звоните. Мы к вам не придем». И я написала жалобу на имя нашего управляющего. Ответа не поступило. Объясните, пожалуйста, какие вообще у нас требования? Имею ли я право вызвать слесаря? Почему они не пришли? Дарья Шулик: Спасибо. Татьяна Иосифовна, пожалуйста, коротко ответьте на вопрос. Татьяна Овчаренко: Значит, раздобудьте где-нибудь, лучше ночью вскройте сейф управляйки, и получите договор управления вашим домом, который висит у них на сайте в обязательном порядке. И посмотрите, что там написано по поводу услуг внутриквартирных. Потому что они платные. Если там общий типовой договор, это безобразие с их стороны, жалобу пишите в местный Роспотребнадзор, требуйте их оштрафовать. И надо изменять тогда договор управления. Дарья Шулик: Спасибо. Спасибо, Татьяна Иосифовна. Иван Гостев: Спасибо большое. Но вот интересно, что самое популярное сообщение – что хотят наши телезрители жить в одном доме с Овчаренко.