Татьяна Антропова и Александр Дадченко — о производстве кровельных материалов в России

Татьяна Антропова и Александр Дадченко — о производстве кровельных материалов в России
Соцсети - глобальные СМИ. Беспорядки в США. Каникулы строгого режима. Пандемия как научный эксперимент. Нашествие саранчи
Свобода слова запуталась в соцсетях
На беспорядках в США сделают предвыборную гонку, вместо того чтобы решать глубокие проблемы раскола в обществе
Экономике пропишут вливания
Детские пособия
Ты просто космос, Маск!
Без стимулирования науки и человеческого потенциала из кризиса не выбраться
Отпуск с ограничениями
Антон Дорофеев: Без болельщиков даже футбол высокого уровня напоминает товарищеский матч на сборах
Восьмая казнь египетская. Огромные рои саранчи заселили уже более 300 000 гектаров на юге России
Гости
Татьяна Антропова
руководитель подразделения ПГС направления «Битумные мембраны и гранулы» корпорации «Технониколь»
Александр Дадченко
президент «Национального кровельного союза», генеральный директор строительной компании «Алтес»

Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». В ней мы рассказываем об успешных российских предприятиях, которые производят в нашей стране вполне достойную и конкурентоспособную продукцию. Сегодня речь пойдет о производстве стройматериалов. Мы будем говорить о производстве различных кровельных материалов, гидроизоляции и так далее. Много очень именований у компании, которая производит эту продукцию. Завод называется «Технофлекс». Находится он в Рязани. Входит в группу компаний «Технониколь». Мой коллега Денис Демешин снял репортаж об этом заводе. Сейчас мы его посмотрим. Но прежде я представлю своих гостей. Это Татьяна Викторовна Антропова, руководитель подразделения ПГС направления «битумные мембраны и гранулы» корпорации «Технониколь». Здравствуйте.

Татьяна Антропова: Здравствуйте.

Марина Калинина: И Александр Юрьевич Дадченко, президент Национального кровельного союза, генеральный директор строительной компании «Алтес». Здравствуйте.

Александр Дадченко: Добрый вечер.

Марина Калинина: Давайте смотреть сюжет. Потом будем его обсуждать и обсуждать достижения и проблемы в этой отрасли.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Вот такое производство. Татьяна Викторовна, расскажите вообще о корпорации «Технониколь». Я так поняла, что это не единственный ваш завод, который производит такую продукцию. Вот немного о том, что сейчас производится, вообще что на рынке.

Татьяна Антропова: Да, действительно, это один из наших заводов. Это флагман. Завод, который имеет наибольшее количество экспорта. На территории Российской Федерации у нас работает 9 заводов, на которых установлены 21 производственная линия ведущего в своей отрасли итальянского производителя. И несмотря на то, что…

Марина Калинина: То есть оборудование не наше?

Татьяна Антропова: Оборудование итальянское. И несмотря на то, что самое известное слово, пожалуй, в кровельном покрытии, которое скажет любой человек – это рубероид, производство кровельных гидроизоляционных материалов давно шагнуло далеко вперед. И современные производства производят продукцию, которая обеспечивает увеличенный срок межремонтного периода, позволяет снизить затраты на эксплуатацию, а главное – это более технологичные материалы, которые позволяют сделать производство и монтаж более безопасными по сравнению со старыми технологиями. Материалы сейчас монтируются уже в один слой спецмарки или в два слоя и обеспечивают надежную защиту, и выполняют самую главную свою функцию – это защита от протечек. То есть потребитель может быть спокоен, используя надежные и качественные материалы высокого премиального уровня, для того чтобы получить себе качественную кровлю и не беспокоиться о том, что у них будут какие-то протечки на верхнем этаже дома.

Марина Калинина: Александр Юрьевич, вы как президент кровельного союза расскажите, пожалуйста, наша продукция в принципе любого предприятия, которая в стране производится, она конкурентоспособна по отношению к импортным аналогам? Что сейчас, какая обстановка вообще? Мы в ногу идем с теми странами, с которыми мы обычно себя сравниваем?

Александр Дадченко: На самом деле вообще говорить о том, что неконкурентоспособна продукция, конкурентоспособная продукция – это некорректно. Дело в том, что любая кровельная продукция, будь то битумная изоляция, полимерные мембраны, композитные мембраны, металл, черепица, натуральный шифер, дранка и так далее вплоть до соломы – это некие продукты, соответствующие определенным техническим требованиям. Если они соответствуют этим техническим требованиям, а они в целом сейчас примерно одинаковы как у нас, так и за рубежом, то значит они абсолютно конкурентны. И конкурентность здесь в первую очередь связана с ценой. Условно говоря, если продукт, произведенный у нас, при вывозе за границу дешевле, он там конкурентен. А если мы говорим про качество, то качество – это предельно конкретный параметр на соответствие техническому регламенту, техническим условиям, по которым производится тот или иной продукт.

Марина Калинина: А как, кстати, с ценами на ваши материалы?

Татьяна Антропова: Один из основных параметров, который позволяет нам на рынке конкурировать – это, конечно, цена. В данном случае важно, чтобы производство материала было обеспечено нормативной документацией, чтобы все производители придерживались при своем производстве действительно заявляемых характеристик, потому что сейчас у нас сертификация на кровельные материалы исключительно добровольная.

Марина Калинина: То есть не обязательно проходить сертификацию?

Татьяна Антропова: Не обязательно.

Марина Калинина: А как же так тогда?

Татьяна Антропова: Но при этом действительно мы часто сталкиваемся с тем, что характеристики, заявляемые на рынке, не соответствуют действительности, и совершенно по цене никак не сопоставимы с теми характеристиками, которые они заявляют. Но при этом мы имеем широкую ассортиментную линейку. И вообще на российском рынке кровель есть очень широкая ассортиментная линейка. Материалы от эконом-класса до премиум-класса. Естественно, потребитель или заказчик своего строительства может выбрать те материалы, которые ему необходимы.

Марина Калинина: Но и эконом-класс, и премиум-класс должны соответствовать все равно определенным стандартам. Ведь правильно? Неважно, дорогой это сегмент или более дешевый.

Александр Дадченко: Совершенно верно. Любой материал должен соответствовать тем параметрам, какие о нем заявляет производитель. Но на сегодняшний момент, к сожалению (а, может, и к счастью) нет единого органа, который контролирует соответствие факта заявленным параметрам. То есть это на самом деле в первую очередь ответственность производителя. То есть декларация добровольная. И на сегодняшний момент основная проблема у потребителя, когда он покупает тот или иной материал, безотносительно к тому или иному бренду, под которым он его покупает – это определить, настоящий это материал, он может быть контрафактным.

Марина Калинина: А как это определить?

Александр Дадченко: Сейчас я это объясню. Это на самом деле сравнительно несложно. И, опять же, узнать, насколько тот материал, который он покупает, соответствует той декларации, тем техническим характеристикам, которые к ним прилагаются по сути дела в виде паспорта качества или тех или иных документов.

На самом деле ожидать от потребителя, что он сможет это определить сам, не приходится. Для этих целей существуют профессионалы: профессиональные строительные организации, профессиональные кровельщики, которые прекрасно разбираются в том спектре материалов, который сейчас представлен на рынке, и для двух абсолютно одинаковых по стоимости материалов разных производителей они уверенно скажут, что этот материал лучше покупать весной, а этот лучше покупать к осени, потому что характеристики могут меняться. И только очень серьезные производственные компании в состоянии выдерживать заданные характеристики. Они должны обладать лабораториями и должны бороться именно за чистоту бренда, выдерживать характеристики постоянно. То есть на практике строительные организации часто сталкиваются с браком и контрафактом среди кровельных материалов. Гораздо чаще, чем хотелось бы.

Марина Калинина: Расскажите, пожалуйста, о том, что вы принесли с собой. Просто образцы. Буквально в двух словах, что это за продукция.

Татьяна Антропова: Я очень хочу добавить, что все-таки кровельщик, несмотря на то, что, казалось бы, имеет опыт, хорошо знает материалы, иногда поставлен в такие условия вынужденно, когда его начинают по цене давить вниз, и происходит замена материалов. Ведущие производители отвечают за качество. У нас есть лаборатория при каждом заводе. У нас есть научный центр. И то, что мы производим, задекларировали и получили сертификат, соответствует этим характеристикам. Но когда включается режим экономии и нужно на чем-то экономить, зачастую это материалы. И здесь уже не смотрят. Нет никакого контроля за тем, какой материал все-таки применить.

А есть одна даже простая вещь. Если заказчик или кровельщик уходит в сегмент «эконом», то хотя бы сложные узлы примыкания к парапетам, выхода на кровлю выполните из материала премиум-класса. Это 10% от всех кровельных материалов, которые применяются. И кровля будет служить гораздо дольше.

Я сейчас покажу материалы все-таки, которые я принесла. Здесь непосредственно кровельные материалы показаны только в системе. Мы продаем не просто материалы. Мы продаем потребителям готовую кровлю. То есть это система, которая включает в себя утепления. Компания «Технониколь» производит полный спектр материалов для кровли: утеплители, пароизоляция и кровельное покрытие. А вот эти два материала, особенно эта пароизоляция – это своего рода уникальный продукт. Он производится у нас на заводе Воскресенск на линии самоклеек. Мы технологию производства привезли из Европы. И сейчас в России есть только такой продукт. Он поставляется уже на экспорт, причем, в разные страны, начиная от Восточной Европы до Новой Зеландии. Вот эта пароизоляция, паробарьер. Вот фольга. Она такая тоненькая, легкая. Самое главное – при монтаже профилированного настила обеспечивает свободное передвижение кровельщика и является временной кровлей. То есть он не проваливается в гофры профлиста и обеспечивает основную функцию пароизоляции.

Марина Калинина: Понятно. Александр Юрьевич, переходим к самому главному.

Александр Дадченко: Можно некий комментарий?

Марина Калинина: Можно.

Александр Дадченко: Татьяна допустила оговорку. Извините, пожалуйста. Производитель никогда не продает кровлю. Производитель продает в лучшем случае комплект материалов для строительства кровли. И это на самом деле очень важно. Потому что так или иначе в любой кровле существует еще значительная часть, значительный вклад тех людей, которые эту крышу делают.

Марина Калинина: Вот это был мой следующий вопрос, что есть материалы, есть производитель и есть следующий этап. И как вам как строителю об этом не знать? Тогда рассказывайте, какие там подводные камни.

Александр Дадченко: Татьяна зацепила на самом деле три сложнейших вопроса. Потому что мало произвести кровельный материал. Кровельный материал произвели. Он качественный, декларирован. Он привезен на объект. Вот он лежит стопкой. И тут появляются люди. Причем, две группы людей. Первая группа людей должна организовать работу кровельщиков, должна организовать работу на строительной площадке. Это, собственно, кровельные инженеры, строительные инженеры или руководители проектов.

И потом вторая, ключевая группа людей. Это те люди, которые из этих прекрасных материалов соберут не менее прекрасную кровлю. Это кровельщики. И мы можем уверенно сказать (и я практически уверен, что со мной никто не поспорит), что материалы могут быть сколь угодно качественные и прекрасные. Но в том случае, если группа людей, которая из них делает крышу, не умеет этого делать, к сожалению, к качеству материалов не имеет никакого значения.

Марина Калинина: Насколько это сейчас большая проблема у нас?

Александр Дадченко: Это всегда большая проблема. Причем, не только у нас в стране. Другое дело в том, что страны Европейского союза и страны, расположенные за океаном, во многом решили эту проблему за счет обязательной сертификации, обязательного обучения кровельщиков, допуска их к работе. У нас эта система еще только строится. И сколько времени она будет строиться и когда она будет отстроена, пока даже предположить…

Марина Калинина: Так у нас же дома строятся, а система не строится пока.

Александр Дадченко: Да, и мы в этой ситуации все заложники некого выбора. И мы не знаем, правильно ли выбрал генподрядчик тех людей, которые делают крыши. И судя по тому, что работа кровельщиков не переводится, ошибок они допускают много. Крыши перестраиваются. Гидроизоляция на стройке – это один из самых неприятных и тонких моментов, в котором допускают очень много ошибок. И вопрос, связанный с квалификацией кровельщиков, с их обучением, с допуском и самое главное – с определением этой квалификации – это вопрос №1. И, к сожалению, очень трудно определить, кто является интересантом. Кому интересно, чтобы кровельщики умели это делать.

Марина Калинина: Кому, кому? Прежде всего конечным потребителям.

Александр Дадченко: Правильно. А кто конечный потребитель?

Марина Калинина: Мы с вами.

Александр Дадченко: Да. Мы, жильцы этих самых домов. А как мы можем на это влиять?

Марина Калинина: Никак.

Александр Дадченко: Вот это на самом деле и главный вопрос. Потому что на сегодняшний день, если коснуться темы капремонта, заказчиком капремонта выступает фонд капремонта так или иначе управляющей организации. Управляющие организации внимают к кому? Общему собранию жильцов дома, и не иначе. И в тот момент времени, когда общее собрание жильцов дома будет задавать вопросы «а каким образом выбираются подрядчики», то оно получит очень интересный ответ: «По минимуму цены».

Марина Калинина: Что, в общем-то, естественно с их стороны.

Александр Дадченко: Как вы считаете, критерий минимума цены говорит что-нибудь о качестве тех людей, которые будут работать на крыше?

Марина Калинина: Скорее всего, нет.

Александр Дадченко: Скорее всего, это прямо обратный параметр. Потому что если кровельная организация, кровельная компания не может получить адекватную оплату за свою работу, а работать надо, то как следствие она будет нанимать низкооплачиваемый персонал, который не будет обладать соответствующей квалификацией, и, соответственно, мы как потребители будем получать крышу нехорошего качества.

Марина Калинина: А как эту проблему решить? Крышу-то хочется хорошую иметь, чтобы она не протекала. Мало того, что хороший материал, так еще и чтобы руки были нормальные и росли, откуда надо.

Александр Дадченко: Это гигантская проблема. До тех пор, пока система тендеров, система выбора подрядчиков на строительство многоквартирных домов, система выборов подрядчиков по госзаказу, определяющий критерий – это минимум цены, качественной стройки мы не получим. Это, к сожалению, неразрешимая проблема.

Марина Калинина: Как-то печально. Давайте послушаем, что думают по этому поводу наши зрители. Михаил нам дозвонился из Твери. Здравствуйте, Михаил. Слушаем вас.

Зритель: Алло. Добрый вечер.

Марина Калинина: Здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Я пенсионер. Живу в частном доме. Мне нужно было перекрывать крышу в этом году. У меня крыша небольшая. Хотелось бы узнать, производители, которые выпускают рубероид…

Марина Калинина: К сожалению, Михаил, очень плохо вас слышно. Но основную мысль вашу я поняла. Это что дорого очень все. Что обычный рубероид выгоднее покупать. Человек не может себе позволить. Как в этой ситуации? Мы же говорили цена/качество.

Татьяна Антропова: Когда рассчитывается стоимость работы и стоимость материалов, нужно смотреть не только цену, которая в настоящий момент покупается, а срок, в который будет эксплуатироваться эта кровля. Потому что если покупается для какого-то временного ремонта на пару лет, наверное, очевидно, не имеет смысла покупать дорогие материалы. А если это для своего дома и рассчитывается, что кровля будет служить 10, 20 лет, наверное, нужно все-таки подходить и грамотно выбирать материал выше классом, и производство работ.

Совершенно соглашусь, что в большинстве случаев претензии, на которые мы выезжаем по качеству материалов, связаны с некачественно выполненной работой, с несоблюдением технологий. Хотя у нас, например, есть учебные центры по всей России. У нас есть служба качества, которая выезжает и контролирует. Понятно, что невозможно выехать и посмотреть на все кровли. Но есть документы, инструкции, которые мы по мере возможности как производитель популяризируем, пишем, для того чтобы человек имел возможность выйти на кровлю и посмотреть, как правильно поэтапно выполнить те или иные работы.

Марина Калинина: Но ведь это же в принципе несложно. Это же, наверное, не требует таких больших денежных затрат и несильно удорожает ремонт тех же жилых домов.

Александр Дадченко: Это несложно?

Марина Калинина: Несложно.

Александр Дадченко: Несложно сделать крышу?

Марина Калинина: Несложно пойти обучиться.

Александр Дадченко: Как сказать? Например, если мы возьмем наших соседей, европейские страны, для того чтобы кровельщик получил право работать самостоятельно, он должен только профессии обучаться 3 года, а потом еще около 3 лет работать не самостоятельно, а в составе звена с более квалифицированными людьми. И только после этого он получает право на работу. То есть 6 лет. 3 года учебы (это уже поверх среднего образования). И 3 года практики. Может быть, это и не так много, но, по-моему, это очень серьезный срок.

У нас на сегодняшний день есть два варианта образования, где учится кровельщик. Первый вариант – это курсы производителей. То есть каждый уважаемый себя производитель обязательно делает те или иные курсы, где обучает работе со своими комплектами материалов. Эти курсы, как правило, краткосрочные. То есть это 1-3 дня. Не более недели. Неделя и три года – существенная разница. Существуют учебные заведения. Учебные заведения, которые выпускают кровельщиков, к сожалению, существуют пока только в Москве и в Санкт-Петербурге, для которых разработаны программы. Это колледжи, где как раз учат 3 года. После этого получаются кровельщики. Представьте себе. Каждый колледж может в год выпустить 2 группы. Для России это не просто капля в море. Это почти молекулярный размер.

И получается, что на сегодняшний день квалифицированные люди – это только те, которые выбрали себе кровельную профессию как профессию. Не просто строитель, а кровельщик. И которые постигают эту науку самостоятельно в течение длительного периода времени (10-15 лет). И тогда они становятся профессионалами.

Но здесь есть очень существенный момент, о котором, наверное, имеет смысл сказать. Как только люди достигают значительного уровня, они хотят адекватно компенсировать свой труд, получать адекватную зарплату.

Марина Калинина: Опять же, получается, что растет цена.

Александр Дадченко: И, совершенно верно, растет цена. Как следствие, они не могут найти работу в крупных организациях, работающих на госзаказе либо работающих на подряде при строительстве массового жилья, и они в основном переходят в виде индивидуальных предпринимателей, либо маленьких бригад, либо маленьких компаний в частный сектор, там, где на такую работу спрос есть. Этот спрос невелик. Но есть люди, которые хотят качественный дом с качественной крышей. Но для этого маленького количества работы там непочатый край. И, к сожалению, мы становимся заложниками этого самого выбора по минимуму цены.

Марина Калинина: А выход какой-то есть? Минимум цены – это, конечно, прекрасно… Но крыши будут рушиться, протекать, портиться. Люди будут мучиться. Что и сейчас происходит зачастую.

Александр Дадченко: Выход – это осознанное решение собственника жилья либо застройщика потратить на эту работу больше денег и получить большее качество. Просто тогда он будет требовать качество, он будет иметь право это требовать. А так он даже морального права требовать качество не имеет.

Марина Калинина: Понятно.

Татьяна Антропова: Хотела добавить. Один из выходов. Я все-таки возвращаюсь к нашим материалам, к своим баранам. Сейчас постановлением правительства в 2016 году было выпущено изменение в системе сметного ценообразования в строительстве. Сейчас, к сожалению, оно приостановлено. Вернее, не приостановлено, а перенесено на 2019 год.

Марина Калинина: То есть надо ждать 2019 года?

Татьяна Антропова: Но, по-моему мнению, введение единой системы ценообразования в строительстве поможет нашим потребителям, в числе в системе ЖКХ, выбирать правильные материалы и главное – конкурировать в едином поле, где классификатор таким образом составлен, что можно сопоставлять с одинаковыми характеристиками материалы разных производителей.

Марина Калинина: Спасибо вам большое. К сожалению, надо нам тогда еще встречаться. Тема неисчерпаема. Татьяна Антропова, руководитель подразделения ПГС направления «битумные мембраны». Александр Дадченко, президент Национального кровельного союза, генеральный директор строительной компании «Алтес». И производственный портрет по традиции.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)