Татьяна Овчаренко: Есть постановление, по которому на общем собрании жильцов можно потребовать выселения человека за порчу имущества в подъезде
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/tatyana-ovcharenko-34249.html
Рубрика «ЖКХ по-нашему». Кто убирает подъезды и дворы? Как контролировать качество уборки? Гость в студии – руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ Татьяна Овчаренко.
Марина Калинина: Ну что, прямо сейчас наша рубрика «ЖКХ по-нашему». Касается она всех жителей нашей большой страны. И сегодня будем говорить о том, как убирают подъезды в ваших домах, дворы, довольны ли вы этим. Сколько вы за это платите. Как высчитаете должным убирать эти помещения и территории. Кто это делает и так далее. И вообще, знаете ли вы своих дворников.
Константин Чуриков: И уборщиц.
Марина Калинина: И уборщиц. Какой единый платежный документ вам приходит, что там написано, почему в каждом регионе цифры разные. В общем, давайте сейчас обо всем этом будем говорить с нашей сегодняшней гостьей, это Татьяна Иосифовна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Здравствуйте!
Константин Чуриков: Добрый вечер, Татьяна Иосифовна!
Татьяна Овчаренко: Добрый вечер!
Константин Чуриков: Ну и постоянная ведущая этой рубрики. Татьяна Иосифовна, ну насколько вообще эта проблема некачественной уборки подъездов актуальна сегодня?
Татьяна Овчаренко: Вы знаете, как ни странно, очень актуальна. И это связано во многом с самими жителями. Которые не требуют, чтобы все делалось согласно постановлениям. Есть правительственные постановления на ту тему. Сколько раз в неделю убирать, сколько раз протирать лифтовые шахты и так далее. Все-все есть. Сколько раз в неделю мыть окна, притирать батареи. И жители даже не знают, что батареи положено протирать влажно. Стены обметать. Вот и так далее.
Константин Чуриков: А сколько раз в неделю положено убирать делать влажную уборку в подъезде?
Татьяна Овчаренко: Да этажа, первый, второй, раз в неделю. А лифтовые шахты ежедневно. Ну, имеется в виду кабины.
Константин Чуриков: Так, а если дом многоквартирный, в смысле высотный?
Татьяна Овчаренко: Ой, я неправильно сказала! Первые два этажа каждый день, а дальше, увы, раз в неделю. Ну, это связано с тем, что люди, на первом этаже людей больше всего и на втором. А потом он все рассасываются равномерно. Ну, вот такое вот дело.
Марина Калинина: То есть, к первому этажу лифты становятся все грязнее и грязнее.
Татьяна Овчаренко: Да, да.
Марина Калинина: Пока доезжают. А кто должен сообщать людям о том, по каким правилам и сколько раз, как вы вот уже сказали, должны убираться их подъезды? Где должна быть эта информация, кто им должен об этом сообщать? Или каждый жилец должен подходить и спрашивать, так, сегодня убирали там на третьем этаже площадку или нет?
Татьяна Овчаренко: То есть, представьте себе, что это колоссальная проблема. Вот я в своем, например районе, «Текстильщики», два года требую, чтобы мне выдали график уборки, чтоб повесить его, мне просто некогда в суд прогуляться. Повесить, чтобы сравнивать. Уборщица у нас очень хорошая, аккуратная, но дело совершенно не в этом. А дело в том, что график есть обязательное явление, есть постановление и не одно, о правилах содержания жилы домов. Ну, общего имущества. Все лестничные клетки это общее имущество. Вот там все написано, там есть таблица, это все решается на общем собрании. За это и берутся конкретные деньги, вот то, что мы видим, помноженное на метры квадратные. Но, ничего это не вывешивается, не сообщается, то есть.
Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна
Марина Калинина: А кто за это должен отвечать?
Татьяна Овчаренко: Управляющая организация. Вообще за это, в принципе, если не висит график, если не обсуждался этот вопрос, любой жилец имеет право написать, что он не будет оплачивать содержание и ремонт до тех пор, пока под роспись ему не повесят график и так далее.
Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, но любая порядочная уборщица скажет своему начальству, управляющей компании, ребята, извините, идите, идите, куда шли! Потому, что у меня зарплата вот такая, вы хотите, чтоб я вам тут по всему подъезду по 20-ти этажам поднималась.
Татьяна Овчаренко: Вот это тоже большая проблема, но связана она не с этим, представьте себе. Она связана с так называемым заемным трудом. То есть, уборщица наша, которая должна заниматься нашим подъездом или несколькими подъездами, регулярно направляется на работы по заказу муниципалитета. Они красят ограды, они подстригают траву, они что-то там делают, в результате на наш подъезд у них, или у дворников не остается или остается очень мало времени.
Константин Чуриков: Их привлекают к другому труду.
Татьяна Овчаренко: Да. Это называется заемный труд.
Марина Калинина: А это вообще законно?
Татьяна Овчаренко: Если деньги, если есть договор и деньги идут на погашение нашей квартплаты, да законно. А если нет, как вот сейчас, нет, незаконно.
Марина Калинина: Ну, то есть, если уборщица, допустим, числится в ТСЖ, то как она может работать?
Татьяна Овчаренко: Ну, если председатель ТСЖ строптивый, он не дает своих, ну у него, поэтому шик, блеск красота. Потому, что она очень быстро приводит все, здесь же вопрос поддержания порядка, а вовсе не его устройства. Как только вы один раз все вымыли, вы очень долго будете поддерживать в идеальном состоянии меньшими усилиями. А вот если это просто управляющая организация, то…
Константин Чуриков: А давайте послушаем, Олега из Москвы. Добрый вечер, Олег.
Зритель: Вечер добрый! Улица Перирова, дом 62, звоню.
Константин Чуриков: Так.
Зритель: Мы в 2015 году все жители этого дома отстояли озеленение вдоль нашего дома, и деревья отстояли. Пришло письмо от префекта, зам префекта Афанасенко такой есть. Вот. Поддерживали нас депутат отстоять. Вот там буквально недавно час назад приезжают трактора, выкорчевывают все эти траву, землю копают и хотят закатать в асфальт. Вот. Конечно, вечер поздний я вот уже обзвонил всех не знаю, успеем ли мы это сделать. У меня такое впечатление, что в каждом дворе своя власть строительная и свои законы.
Константин Чуриков: Свои диверсионные группы.
Зритель: В каждом дворе. Ну как же мы отстояли, депутаты нас поддержали в 2015-м году. У нас письмо на руках. Мы показали бригадиру письмо, смотрите, пожалуйста, что нам, что отстояли мы дом, дом отстоял этот как бы газон на территории. Нет, они свое дело продолжают и все.
Константин Чуриков: Спасибо Олег за ваш звонок. Я вообще не понимаю логику, зачем вот все асфальтировать? Растут там клумбы какие-то, значит, цветы, деревья. Зачем?
Татьяна Овчаренко: Мы знаете, это, сейчас у нас в Москве это произошло потрясающее происшествие. У нас Департамент природопользования пошел в подчинение к сантехникам и дворникам. Да. Значит, этого нет нигде в мире. Обычно те, кто следят за благоустройством, это очень важный департамент, потому, что это чистая экология. Здесь все наоборот. Асфальт, и вот это самое приведение двора в безобразие, это вот как раз по ЖКХ. Вообще это очень странно, потому, что есть план благоустройства дома, придомового участка. Он должен был утверждаться на общем собрании. У этих рабочих должен быть наряд на производство работ, надо было вызывать полицию, надо препятствовать им любыми доступными средствами. Потому, что это очень странное и похоже незаконная история.
Марина Калинина: У нас есть еще один звонок из Санкт-Петербурга, Ольга. Здравствуйте.
Константин Чуриков: Из Санкт-Петербурга, тогда мы говорим сейчас не про подъезды, а про парадные, да? Ольга, здравствуйте!
Зрительница: Здравствуйте! У нас в этом году был капитальный ремонт фасада нашего дома. Несколько месяцев лестничные клетки не убирались. Ну, то, что мы возмущались все, написали письмо в управляющую компанию, что как бы мы не согласны с тем, что мы должны оплачивать это. Они выставили нам счет, что мы должны платить за уборку. В конечном итоге нам прислали письмо, где отказали нам. Они нашли двух человек их нашего дома, которые совершенно вообще, просто подписались. И мы заплатили деньги. Хотя это была такая грязь в подъездах, ну, просто не убирали.
Марина Калинина: Ну а зачем вы деньги то платили? Я не очень понимаю. Что вы подписывали, зачем вы подписывали, если у вас не убирали ничего?
Зрительница: Нет, мы написали, что мы не согласны, что подъезды не убираются у нас. Мы написали это все. Но они нам вот целую бумагу прислали, петицию, что это не подтвердилось якобы. Хотя все жильцы, ну просто возмущались.
Константин Чуриков: А давайте спросим Татьяну Иосифовну, как вот это все задокументировать правильно, и куда это направить.
Татьяна Овчаренко: Ну, во-первых, вы извините, конечно, в плане капитального ремонта есть специальные расходы на ежедневную, еженедельную, и ежеквартальную уборку строительного мусора. Так что, вас просто обманули. Какие свидетельские показания, вы про что? Значит, это настоящий обсчет и платить вы не должны были. Оттого, что вам прислали бумагу, где написали, что вы им должны, это у вас не образовалась обязанность им платить, за выдумки. А заплатил, значит – согласился. Теперь подавайте в органы МВД и в жилинспекцию жалобы и заявление том, что вас обсчитали. И потребуйте возврата эти средств.
Константин Чуриков: Давайте обратимся небольшому опросу, который устроили наши корреспонденты в Петропавловске, в Екатеринбурге и Чебоксарах, спрашивали, вот устраивает ли людей, как убирают у них подъезды и дворы.
«СЮЖЕТ»
Константин Чуриков: Какая пестрая картина.
Марина Калинина: Да. Ну и давайте еще несколько сообщений прочту. «Убирают дома приезжие, спросить не с кого. Надо создать условия, для того, чтобы работали местные. Тогда будет, с кого спрашивать». Из Томской области, «Мы провели собрание, приняли решение о найме клининговой компании через управляющую компанию. Влажная уборка, 3 раза в неделю, оплата 1200 рублей за квадратный метр». Вот такие вот варианты предлагаются. Петербург, «У нас висит график, убирают нормально, приезжие из других республик. Но, обметания стен там нет, мытья окон нет, но пыли вроде не видно».
Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, наверное, всем все равно, кто убирает, приезжий не приезжий. Главное, чтобы уборка была. Но вот половина сообщений, которые я вижу, она как раз о том, что вот первый этаж убрали, про остальных забыли. Так все-таки, людям, где ознакомиться с этим графиком? Он где-то вывешен?
Татьяна Овчаренко: Ну, он должен быть вывешен, во-первых. А во-вторых, есть специальное постановление №170 «Госстроя», кстати, он действует до сегодняшнего дня. Это постановление, где абсолютно четко расписано, сколько раз что убирают, и есть сезонные уборки, это касается дворов, например. А графики уборки это обязательное явление, я поражаюсь. Но это на самом деле из-за того, что графики порождают контроль, управляющая организация, график порождает контроль, как только вы его вывешиваете, всегда находится кто-то в подъезде, который строго проверяет. Вот и они избегают всеми силами.
Константин Чуриков: А может быть нам надо здесь говорить не о таких мелочах, как уборка и чистота в подъезде, а говорить надо о коррупции? Скажите, вот эти управляющие компании, это вообще прибыльные конторы? Почему они платят уборщице, там, 10 тысяч условно?
Татьяна Овчаренко: Ну, во-первых, это, ну, нефть отдыхает! Понимаете? По прибыльности действий. Но, если вы просмотрите их отчеты, то у вас всегда будет, если не убыток, несчастные, совершенно непонятно, как они, зачем они там работают годами, если у них постоянно убытки? Либо – ноль. Вы всегда получите расход и приход, нулевые, то есть, ну, прибыль им не положена, они ее должны распределять там определенный образом, вот. Ну, вот там нет, почему, они обычно завязаны на главу города, главу района. Сколько угодно, в Московской области, прям пальцем тычь, кому принадлежат управляющие организации. Так как можно спрашивать, если местная администрация на самом деле в деле в любой управляющей организации?
Марина Калинина: Нет, но тарифы-то есть какие-то, установленные законом для всех Субъектов Российской федерации? Или каждая метла по-своему метет?
Татьяна Овчаренко: Нет. Цену за содержание и ремонт назначает общее собрание, которое никогда не собирается, поэтому эту цену назначает администрация города, у которой, как известно, ручная управляющая организация. Все. Жители не приходят на это собрание, для того, чтобы обсудить, дорого это или дешево, и установить перечень услуг, и периодичность. Хотя существует постановление, которое дает рамочные условия.
Константин Чуриков: Давайте перейдем ко второй части нашей сегодняшней беседы. Это как раз к тому, что написано в едином платежном документе. Почему разные строки в разных регионах, разные суммы, вообще что там за фантастика такая творится?
Татьяна Овчаренко: Единый платежный документ, это удивительное явление современности, потому, что он понимается нашими соотечественниками, как приказ бежать и платить. Между тем, сам по себе он юридическим документом не является. Это «хотелка» управляющей организации, которая тебе пишет, я хочу у тебя за вот это, это, это, получить столько-то. И только в момент, когда ты оплатил, она становится юридически значимым документом. Пот отсюда эта пословица, «Заплатил, значит согласился». А в разных регионах потому, что условия эксплуатации, подачи и производства ресурсов, ну, вот тепла, воды, там, газа, света, они очень разные. Поэтому и цены разные.
Константин Чуриков: Подождите, вы к чему склоняете наших граждан? К неповиновению?
Татьяна Овчаренко: Я склоняю их к тому, чтоб они развили такой участок мозга, называется – экономическое мышление. Еще раз вам повторяю, вам любой экономист, любой юрист скажет, это не юридический, вообще, это – не документ. Это я вам прислал, чего я от вас хочу.
Марина Калинина: Так. А мне что с этим делать?
Татьяна Овчаренко: Вы не обязаны, вообще, с ним, он сам по себе, например, в той форме, что существует в Москве, незаконен. К нему куча придирок и требований. Но вы имеете право по постановлениям правительственным, по жилищному кодексу, оплачивать самыми разными способами далеко не все. Если вы не согласны, вы имеете право известить поставщика или управляющего исполнителя о том, что вы не согласны с тем-то и тем-то, и приостанавливаете платеж, или платите только определенную долю, и, в общем, много способов.
Константин Чуриков: Нам пишет Псковская область, «У нас помещение нежилое в подвале, но платим так же, как жители квартир». Это правильно за подвал?
Татьяна Овчаренко: Не поняла.
Константин Чуриков: Вот я тоже не понял, но думал, вдруг вы, вдруг вы поймете. Смотрите, Ульяновская область спрашивает, «Почему за уборку берут с метража квартиры, а не с количества проживающих и площади уборки»?
Татьяна Овчаренко: Это не за уборку квартиры берут. Это, вот это вот написано, что оплата ЖП, жилой площади, это вовсе не жилой площади. Это такой сленг.
Константин Чуриков: ЖП, жилой площади.
Татьяна Овчаренко: Да, так сказать, «междусобойчик» такой. На самом деле, это оплата ухода за общим имуществом жилого дома. Он считается пропорционально от жилой площади, которой ты владеешь. Но это очень сложная мысль для управленцев. Ну, очень сложно, они взяли, и сократили. И теперь люди думают, что они платят за уборку квартиры. Это первое. Вот поэтому, единый расчетный элемент ц нас метр квадратный жилой площади. Вот. А иначе, у нас же трубы в погонных метрах, газ в кубических. Вот чтобы все это посчитать, считают в метрах. Квадратных. Ну, газ в кубических правда.
Константин Чуриков: Смотрите, нам еще вот как раз по предыдущей теме тоже пишут, что в подъездах грязно, сами жильцы в этом виноваты. Вот, пишут из Нижегородской области, что кошек и собак прикормили в подъезде. Вообще, как с этим бороться?
Татьяна Овчаренко: Кошки и собаки в подъезде это недопустимо. Это грубейшее нарушение санитарных правил. Что касается бедных животных в подвалах, это вопрос очень сложный. Потому, что с одной стороны, они полностью уничтожают крыс и мышей, то есть, понимаете, такая история. Но с другой стороны, тратиться управляющая организация на те средства, которые запахи уничтожают, не хотят. То есть, а вот в самом подъезде, вернувшись вот к жалобе, я могу сказать, что это недопустимо. И нужно решать вопрос прежде всего с участковым. То есть, писать жалобу начальнику полиции и пусть разбираются с теми, кто прикармливает. Это вообще надо штрафовать. А животных в приюты. Я ничего не могу здесь другого, я сама люблю животных, но во всем должна быть мера.
Марина Калинина: Ну, давайте так потихоньку подводить итог нашей сегодняшней беседы. Во-первых, вот люди все-таки хотят знать, что ели можно не платить, как вы сказали, полностью, то как это сделать и кого об этом известить?
Константин Чуриков: И в какой форме?
Марина Калинина: То есть, вот у меня стоят графы, например в бумажке. Там, ТСЖ такой-то, управляющая компания такая-то. Это я прихожу и говорю, «Вы знаете, вот с этим я согласна, а вот с этим не согласна. Вот это я платить не буду». И?
Татьяна Овчаренко: «Говорю» вообще в нашей сфере не бывает. Говорят, что кур доят. То есть, только письменно. Здесь отношения могут быть только письменные.
Марина Калинина: Хорошо, я пишу заявление.
Татьяна Овчаренко: Вы пишете заявление. Что в связи с тем, что уборщица, или я не знаю, холод собачий, это вы должны зафиксировать, правда, вот холод надо фиксировать в диспетчерских. Вот. Прошу, значит, оплату по такой-то строке приостанавливаю. Вам дает это право 354-е Постановление «Правила предоставления коммунальных услуг». И 491-е, правила, значит, оплаты содержания и ремонта домов. И прекращаю, и в меньшую вы имеет право оплатить произвольную сумму, и эту произвольную сумму вы оплачиваете. А дальше это их проблема. Они должны вступать с вами в отношения. В переписку. Потому, что на самом деле заказчиком услуг являетесь вы. Их официальный юридический статус – исполнитель. Поэтому, вы из предупреждаете, как заказчик. Если вы не удовлетворены, вы пишите заявление, что требуете перерасчета. Тоже в соответствии, есть правила, есть формулы перерасчета, и все.
Константин Чуриков: Ростовская область пишет, «С нищим народом не только экономика стагнирует, но и ЖКХ смердит». Вот кстати, про «смердит», многие пишут, что сами жильцы, действительно, очень часто виноваты. И мусорят и кое-что другое в подъездах делают. Вот здесь, какие рычаги есть? Опять нас в полицию сейчас отправите, да?
Татьяна Овчаренко: Ну а почему нет? Это очень большая проблема. Это связано с тем, что в многоквартирных домах с советских времен живут люди разных социальных страт, извините, слоев. Вот. Ну, это от жильцов зависит. У нас, например, в моем доме ни наркоманов, ни алкоголиков. Мы абсолютно всех, в том числе и живущих «вытравили». То есть, все, наш алкоголик проходит скромно, прижимаясь к стенке к себе домой. И туда запрыгивает, вот так – пожалуйста. А здесь – нет. Это очень зависит от жильцов. И второе, у нас есть Постановление №25, Правила проживания в многоквартирных домах. Там черным по белому написано, за вот такое поведение, в общем, решением общего собрания жильцов можно потребовать от местных властей выселить человека без предоставления ему иной жилой площади.
Константин Чуриков: Серьезно?
Татьяна Овчаренко: Да, да. Мы просто не пользуемся этим.
Константин Чуриков: Ну, как то лучше все-таки по любви договориться.
Татьяна Овчаренко: Ну, так, как только вопрос становится ребром, кончаются плевки в подъезде и прочее и прочее. Весь вопрос в действенности. Вот.
Марина Калинина: Можно вас пригласить еще в несколько домов московских?
Константин Чуриков: Навести порядок
Марина Калинина: Вопрос ребром поставите, и навести порядок везде.
Константин Чуриков: Спасибо!
Марина Калинина: Спасибо большое! Татьяна Иосифовна Овчаренко была у нас сегодня в гостях. Руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ.
Константин Чуриков: Мы к вам вернемся через полчаса, впереди большой выпуск новостей на ОТР, не пропустите.