Татьяна Овчаренко: Отказ от автоматического списания денег за ЖКХ — это ваш первый заслон от переплат

Гости
Татьяна Овчаренко
руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ

Рубрика «ЖКХ по-нашему». Сегодня говорим о переплате за коммунальные услуги. Куда жаловаться на неправильное начисление платежей? Как получить компенсацию за ошибку в квитанции? И в чем причины: халатность, злоупотребление?

Ольга Арсланова: А мы продолжаем и сейчас время нашей постоянной рубрики «ЖКХ по-нашему». Сегодня поговорим, как вернуть переплату за услуги ЖКХ. Дело в том, что накануне ФАС оштрафовала МОЭК за злоупотребление доминирующим положением на рынке горячего водоснабжения. Взимала компания с управляющих компаний и с граждан плату за горячую воду, в цену которой в том числе включена стоимость покупки холодной воды.

Петр Кузнецов: Кошмар какой. При этом МОЭК не заключал договор на поставку холодной воды с «Мосводоканалом», вместе с тем, «Мосводоканал» взимал плату за холодную воду с управляющих компаний напрямую. В результате таких действий граждане платили за холодную воду, получается, дважды.

Ольга Арсланова: Ну, и мы приветствуем в нашей студии ведущую рубрики Татьяну Овчаренко руководителя «Школы активного горожанина», эксперта в сфере ЖКХ. Кстати, как, всегда, можно задавать вопросы. Звоните, пишите.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как такая схема, в общем, могла возникнуть? Это какой-то правовой пробел, или все в порядке, нормально? Просто никто раньше не возмущался.

Татьяна Овчаренко: Нет. МОЭК, он у нас регулярно обсчитывает граждан. Вот в 2008-9 годах, на 8 с половиной миллиардов обсчитал, ничего. В 13-м году обсчитал.

Петр Кузнецов: Ну, это в сумме. Так просто это разбросано было, а люди не замечали, да?

Татьяна Овчаренко: Да нет.

Петр Кузнецов: По 2-3 рубля переплачивали, а в сумме получались вот эти миллиарды.

Татьяна Овчаренко: Не по 2 и не по 3, каждому положено было вернуть 2 000. От 2 250 до 6 000 рублей переплат. Так что, суммы большие. Ну, как? Вот это просто мошенническое действие.

Петр Кузнецов: Как же они допускали такие суммы? Ведь они же в течение года накапливались.

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: Ну, вот они понимают или они не понимают, что переплачивают 3-3 000 рублей?

Татьяна Овчаренко: Люди? Или…

Петр Кузнецов: Нет, нас интересуют исключительно люди.

Татьяна Овчаренко: Ну, вот их это удивляет. Кстати, эта самая история в 2008 году была вскрыта благодаря тому, что граждане обратили внимание, что тарифы подскочили грандиозным абсолютно образом. Вот и начали жаловаться, начали разбираться, начали интересоваться. А в данном случае, просто рядовая проверка. МОЭК у нас совершенно неконтролируемая организация вообще. Это да. Это государство в государстве. Поэтому вот.

Петр Кузнецов: А где, как правило, случаются такие просчеты, переплаты? Ну, я имею в виду графу.

Татьяна Овчаренко: Тепло – стандартный обсчет, обвес, обмер. Горячая вода, соответственно. Ну, и отсюда – водоотведение, если вы слишком. Да у нас все графы, нет граф, в которых бы не было обсчета, обвеса, обмера.

Петр Кузнецов: Поле для манипуляций, да?

Татьяна Овчаренко: Да.

Ольга Арсланова: А как, как найти этот обсчет? Вот, например, пришла мне буквально на днях бумажка, квитанция. И теперь я знаю, что это возможно. Как обнаружить?

Петр Кузнецов: С чем Оля может сверить, например? Это же нужно с какой-то таблицей сверять?

Ольга Арсланова: Да, как я могу? С чем свериться? То есть, единственное, что я знаю, да, это то, что я имею право не оплачивать полностью тепло, потому, что у меня плюс 30 дома, вот это – все, что я знаю. Но дальше что с этим делать, пока не понятно. С этим знанием.

Татьяна Овчаренко: Ну, вот если хранить платежки года 3, вообще рекомендуется все время хранить, то вы удивитесь. Одна и та же ваша площадь за 3 года почему-то стала отапливаться в полтора раза больше. Это без плюс 30-ти, а просто вообще. То есть, было, допустим, ну, половина гигакалорий там ушла на 50 метров, условно, квартиры. А сейчас – 0,72. Вот при этом…

Петр Кузнецов: Растет квартира, да?

Татьяна Овчаренко: Да. Во всей Москве холодно, но придет вот этот вот расчет, который в полтора раза больше 2-х летней давности, например. На это надо обращать внимание. И вообще, сам по себе рост заметен. Тарифы совершенно непонятно как получаются, вот именно на тепло в данном случае. Тоже нужно настораживаться. Вообще, это довольно сложно. Это вопрос общественного контроля и настоящего независимого контроля. А у нас этого нет.

Петр Кузнецов: А что бы вы рекомендовали? Каждый месяц заглядывать в платежки, изучать? По крайней мере, сравнивать с предыдущим месяцем, да, чтобы понимать?

Татьяна Овчаренко: Я бы рекомендовала прекратить платить «на взлет», как это называется среди специалистов.

Петр Кузнецов: Потом в должники запишут.

Татьяна Овчаренко: То есть, вот просто вот так, вам год списывают, списывают, вы счастливы. Вам не надо 4 цифры набирать, в результате вы переплачиваете грандиозные деньги. Нет, и не может быть в этой системе автоматического списания средств. То есть, они разрешены нами, но я бы никому не рекомендовала. Это первый заслон.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем вопросы зрителей. Из Ростовской области Андрей на связи. Добрый вечер, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. Спасибо, что вы поднимаете в прямом эфире такие животрепещущие вопросы. ОТР, фактически, единственный из всех каналов не боится осуществлять прямой диалог с людьми. И это очень важно.

Ольга Арсланова: Спасибо вам. За ваши слова.

Зритель: Вот в данном случае у меня вопрос по поводу того, что утверждение экономически обоснованных тарифов были переданы в Федеральную антимонопольную службу. Тысячи чиновников по всей стране должны были бы контролировать и вот правильность тарифов, и начисления, в том числе Госжилиспекции. Получается, что миллионная вот эта армия чиновников совсем не работает? Как это вообще возможно допустить было? Притом, что полномочия ГЖИ расширены, и полномочия ФАС практически абсолютные стали. Как же так? Чиновники, видимо, тогда просто бездельничают на наши налоги? Спасибо.

Татьяна Овчаренко: Не могу с этим согласиться. Федеральная антимонопольная служба устанавливает только предельную вилку стоимости тарифа, например, на тепло. Само фактически установление тарифа отдано местным властям, в виде ресурсно-экономических комиссий. У нас, у нас уже РЭК, простите, проворовался. В 15-м году его закрыли. Тайно, тихо непонятно. И я 3-й департамент нахожу, который за это отвечает. И поэтому я не могла разобраться, кто же все-таки у нас утверждает в окончательном виде московский тариф. Основной источник таких тарифов завышенных или неповеренных, это отсутствие общественного контроля и сговор. Это сговор, прежде всего, местных властей с тепловиками.

Ольга Арсланова: Спрашивает наш зритель из Новосибирской области, нужно ли платить за капитальный ремонт новый? Ему всего 4 года. И капитальный ремонт ему понадобится, наверное, лет через 50, не раньше.

Татьяна Овчаренко: Сама по себе эта норма в жилищном кодексе вообще вызывает истерический смех. Если дом новый, говорю вам, как профессиональный архитектор, через 5 лет надо капитально ремонтировать, судя по логике этой, значит, тогда нужно потребовать назад все деньги на строительство. И при этом разобраться со строителями. Еще целый год можете не платить. По закону 5 лет вы не платите взносы на капремонт. В новом, новостройках, естественно.

Петр Кузнецов: Смотрите, по поводу тарифов. В каждом регионе свои тарифы какие-то, но я так понимаю, что прямой именно связи между ними и ценами в платежках нет. Да? Все решают какие-то дополнительные коэффициенты.

Татьяна Овчаренко: Вы знаете, самый главный коэффициент, вы очень точно указали, заключается в том, он и так называется, как-то у специалистов, «игра с годом». Коэффициент «игры с годом». Значит, если вы 7 месяцев платите, у вас раньше был быть коэффициент, ну круглогодичной оплате, 7 деленное на 12. То есть, каждый месяц вы должны были платить вот эту самую 0,53 целых от общей оплаты, таким вот образом. Но, московское Правительство, например, волевым путем сделало постановление, по которому мы платим 12/7, делят сначала на 12, потом умножают на 7. Мы платим тем самым практически в 3 раза больше.

Ольга Арсланова: Пишут нам из Новосибирской области – «Плачу вовремя, но звонят», видимо, коммунальщики, «каждый месяц, давят, чтобы платили быстрей. У меня зарплата 9 000, аванс – 6. Я плачу с аванса, так как денег не хватает, 28 или 30 числа. Зачем они заранее людей «травят» звонками»?

Петр Кузнецов: Уже коллекторы, наверное.

Ольга Арсланова: Есть ли какой-то обязательный срок, когда мы обязаны заплатить? Просто у меня, всегда казалось, что до 30-го главное успеть, до конца месяца.

Татьяна Овчаренко: Нет. Теплоснабжение до 10-го. Вообще по всем ЖКХ услугам по 10-е включительно. То есть, последний платеж 23 часа 59 минут, 10-го числа. И вы заплатили вовремя. А, ну, там энергетики просят заплатить там по 25-е, это все знают, у них особая система расчета. Если к человеку смеют звонить и его поторапливать, это прямая забота прокурора. Пусть возбуждают административное производство. Это что за нажим и что за вымогательство вообще? Что значит? Есть договор, в договоре указано. Есть Федеральный закон, в нем тоже указаны сроки платежей. И никаких скорее-скорее, давай-давай, значит, здесь не проходят.

Петр Кузнецов: Скажите, можно, здесь есть вопрос, можно ли переплату за одни услуги ЖКХ перенести на оплату других?

Татьяна Овчаренко: Можно. Вообще…

Петр Кузнецов: или это очень сложные схемы, лучше поэтапно. Сначала получить то, что переплатил, а дальше.

Татьяна Овчаренко: Ну, вы же не получаете наличными. Если бы мы получали за переплаты натуральные деньги, это отучило бы наших поставщиков услуг, уверяю вас, за 1 квартал. А так как речь идет о перерасчетах, да, и НДС остается, это ж святое, государству, вы уже теряете, сразу, да.

Петр Кузнецов: Они гуляют в ЖКХ.

Татьяна Овчаренко: И они внутри гуляют по буфету.

Петр Кузнецов: Не обналичиваются.

Татьяна Овчаренко: Да. Можно, в принципе. Но, надо письменно распорядиться каким образом вы намерены эти средства перераспределить.

Петр Кузнецов: Замучаются ходить, все равно, да, ходить оформлять.

Татьяна Овчаренко: Такая история.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем Татьяну из Волгоградской области. Здравствуйте, вы в эфире.

Зрительница: Здравствуйте. У меня такой вопрос к вашей гостье. Я, с 74-го года не менянный счетчик, я проживаю в сельской местности. Дом купила в 2009-м. Пришли электрики в марте месяце, сказали, нужно поменять счетчик и ушли, все. Приходит квиток, 900 рублей. Я звоню туда, «Электросети», спрашиваю, а почему, говорю, мне столько много начислили? Срочно меняйте счетчик. Я говорю, так вы же его с 74 года не меняли, сказал электрик, почему я то, говорю. Я инвалид по зрению, я не вижу. Когда я покупала, говорю, у вас оформляла все документы, вы мне ничего не сказали. Все, больше не стали разговаривать со мной. И я начальнику звонила, он мне тоже сказал, меняйте за свой счет. Правильно ли поступает управляющая компания?

Петр Кузнецов: Спасибо.

Зрительница: Спасибо вам большое.

Татьяна Овчаренко: Это зависит, на чьем балансе счетчик. Если счетчик на балансе управляющей организации, менять должна она. А менять его пора, потому, что у него определенный срок, так сказать, его работы. И потом, у нас есть новый закон, новый старый, «Об энергоснабжении», по которому нам всем надо менять счетчики срочно, потому, что заводы монополисты стоят без работы. Поэтому, наши счетчики, хорошо работающие, вдруг стали неисправными. Поэтому, нет, вам придется менять. Вероятно, этот счетчик ваш, и менять вам придется за свой счет.

Ольга Арсланова: Вопрос с сайта, который до программы нашел - «Приобрели квартиру. Прежние хозяева заверили нас, что за ними числится большая переплата за отопление. Что оказалось правдой. Но, когда мы въехали в квартиру, выяснилось, что, ни один счетчик не опломбирован. Чем нам это грозит? Не хотелось бы терять деньги, тем более, что сумма это действительно большая, переплата. И при покупке квартиры факт этот брался во внимание».

Татьяна Овчаренко: Ну, это вина покупателя. Он должен был проверить, опломбированы счетчики или нет, и немедленно вызвать представителя управляющей организации, в данном случае, чтобы она опломбировала эти счетчики. Никаких вариантов нет. Это упущение серьезное.

Петр Кузнецов: То есть, скорее всего, люди эту сумму потеряли?

Татьяна Овчаренко: Вероятнее всего да. Потому, что вряд ли откажется.

Петр Кузнецов: Не то, что потеряли, мы выяснили, распорядиться ей.

Татьяна Овчаренко: Да, распорядиться ей в выгодном для себя свете вряд ли удастся.

Ольга Арсланова: Спасибо за то, что ответили на вопросы наших зрителей. Это была рубрика «ЖКХ по-нашему». В студии была руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ, Татьяна Овчаренко.

Петр Кузнецов: Спасибо вам.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Рубрика «ЖКХ по-нашему»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты