Татьяна Овчаренко: По закону граждане имеют право присутствовать при заборах воды на очистных станциях

Гости
Татьяна Овчаренко
руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ

Рубрика «ЖКХ по-нашему». Что течет из-под крана? Почему в России есть целая госпрограмма, но многие регионы по-прежнему не имеют доступа к чистой воде?

Константин Чуриков: Ну а сейчас все вам расскажем, покажем о «ЖКХ по-нашему». И как всегда в это время в студии появляется у нас эксперт в области ЖКХ, руководитель «Школы активного горожанина» Татьяна Овчаренко, – Татьяна Иосифовна, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Ну что, сегодня о самом насущном? – о том, что нам приходится все-таки открывать краны и что-то оттуда получать, что-то оттуда течет. Что течет?

Татьяна Овчаренко: Вода питьевая.

Оксана Галькевич: Достойного качества. Всегда ли достойного?

Татьяна Овчаренко: Насчет качества у нас как-то напряженно в стране, но нельзя сказать, чтобы очень плохо по сравнению с остальным миром, где почти 3 миллиарда человека не имеют доступа к качественной воде вообще, 2.7 миллиарда.

Оксана Галькевич: Ну это смотря с кем себя сравнивать.

Константин Чуриков: Ну у нас есть отдельные области, где все невесело. Давайте сейчас посмотрим на статистику, которая официально опубликована на сайте Минстроя России. Так вот внимание на экран: самый низкий процент обеспеченности качественной питьевой водой обнаружен экспертами в Вологодской области, там только 43% пользуются этими благами, Бурятия (44%)…

Оксана Галькевич: А это Забайкалье, между прочим, Бурятия, я имею в виду, что Бурятия рядом с Байкалом, Байкальский регион.

Константин Чуриков: Да, там рядом.

Оксана Галькевич: Забайкальский край, там тоже все нездорово, Ненецкий автономный округ и Республика Саха. А также не очень хорошо все в Еврейской автономной области, Курганской области, Костромской (это уже европейская часть) и Смоленской областях, мы переместились сюда, в Предуралье. Вот такие данные.

Константин Чуриков: При этом в стране начинает действовать программа «Чистая вода», госпрограмма в рамках нацпроекта «Экология», выделены деньги…

Оксана Галькевич: С очень большим бюджетом.

Константин Чуриков: 400 с лишним миллиардов рублей. Но вот в чем загвоздка: как мы поняли, вы нас сейчас проконсультируете по этому поводу, деньги в основном выделяются на строительство вот этих очистных станций. А какая у нас самая главная проблема в сфере ЖКХ в плане доставки воды?

Татьяна Овчаренко: Ну у нас распределительная сеть очень плохая.

Оксана Галькевич: Водопроводные сети и трубы, канализация.

Константин Чуриков: Трубы.

Оксана Галькевич: Собственно говоря, мы посмотрели, что эти 400 с лишним миллиардов будут тратить на очистительные станции (по 12 каждая из них стоит, их всего 33, по-моему, нужно построить на эти деньги), а у нас в то же самое время в замене нуждается водопроводная сеть на 165 с лишним тысяч километров и канализация на 35 с лишним тысяч километров, это то, что нужно поменять.

Константин Чуриков: Есть еще свежие данные замминистра строительства Андрея Чибиса, он вообще говорит, что не учтена стоимость прокладки трубопроводов на 510 тысяч километров, это больше 10 экваторов. Татьяна Иосифовна, рассказывайте, как нам сделать воду чище.

Татьяна Овчаренко: Ну…

Оксана Галькевич: На своем уровне, на таком обывательском.

Татьяна Овчаренко: Нет, ну в пределах дома надо менять периодически, очень зависит от того, какой тип труб. Если трубы оцинкованные, которые сейчас усиленно стараются не ставить, они служат и по 30, и по 40 лет. Ну и, конечно, сама очистка действительно. Дело в том, что природная вода не может быть абсолютно чистой в силу того, что она залегает и добывается из самых разных геологических таких образований, и предопределено во многих районах, что она будет кальцинирована или фторирована излишне, или йода будет не хватать, и так далее.

Константин Чуриков: Давайте так. Это все-таки сложные характеристики, обывателю сложно сразу понять, у него вода нормальная или ненормальная. Давайте зрителей спросим: как вы думаете просто исходя из цветности, какая у вас в кране вода? – «чистая» или «грязная»? Пожалуйста, ответьте, ответы принимаются по SMS на номер 5445, в конце этого часа подведем итоги, просто любопытно.

Оксана Галькевич: Татьяна Иосифовна, вы говорите, что нужно очищать, нужно менять трубы. А каким образом это делается? Как-то заявка оформляется, подписи всего дома собираются, ТСЖ или управляющая компания? Расскажите.

Татьяна Овчаренко: Ну очистка – это вообще городское или поселковое явление, хотя на самом деле существуют фильтры, пожалуйста, и для домов, в том числе для больших домов, но это дорогие установки, это один вариант, например. Второй вариант – это городская вода должна быть очищена. Но я повторяю, у нас как все, вот к брюкам или к пуговицам претензии есть? То есть стоит очистное сооружение, водоканалу принадлежит, чистит хорошо, попадает в ужасные трубы или в хорошие магистрали, доходит до дома, тут ужасные трубы и вам попадает ржавая, страшная. И вторая часть – нефтепродукты, у нас поверхностный забор.

Оксана Галькевич: Я все-таки хочу уточнить: я понимаю, что водоканал является отдельной историей, мы как жильцы, допустим, какого-то дома не можем чего-то от них… Ну требовать можем, повлиять очень быстро не можем. На своем уровне, вот у нас 50, 100 квартир в нашем доме, что нам нужно делать? Кто-то один, активный горожанин, вот такие, как учатся в вашей школе, осознал, что проблема есть, и он начинает собирать какие-то подписи или что?

Татьяна Овчаренко: Да, он прежде всего… Он сначала обращается в Роспотребнадзор, и тут у нас проблема, что Роспотребнадзор с недавних пор граждан в упор не видит, а реагирует исключительно на организации. Таким образом, сегодня потребитель поставлен с точки зрения водопотребления в очень тяжелое положение. Но если это ТСЖ или если они 5 домов соберут, кучу подписей, то Роспотребнадзор все-таки дрогнет и посмотрит, и он достаточно объективно дает характеристику. После чего выяснится, что надо что-то делать, и здесь вопрос для домов – это фильтры либо домашние, требующие регулярной замены, либо вот общедомовые или на целый квартал.

Оксана Галькевич: Что получается в квитанцию, да?

Татьяна Овчаренко: Да.

Оксана Галькевич: Естественно, с согласия жильцов.

Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, вы говорите про фильтры, но здесь же очень много лохотрона, мы же не знаем, эти фильтры очищают или просто с нас денег получили.

Татьяна Овчаренко: Да, увы. Получается, что надо покупать установки фильтровальные только гарантированные, знаменитостей, и это кончается огромными деньгами. А потом мало, ведь они требуют надзора, внимания в эксплуатационном плане, это дополнительные расходы. Наилучшая система – это водоочистка в одном узле, а потом все-таки… Пора уже менять трубы, ну сколько можно вообще?

Константин Чуриков: А что у нас пьют в Вологде, я имею в виду воду? Александр, здравствуйте, рассказывайте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. Вологда как раз в нашем рейтинге не очень хорошо представлена, с проблемами регион.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Рассказывайте.

Зритель: Я вот смотрю, у нас ничего не меняется, ни трубы, ничего, только меняются тарифы. Если денег насобирали с людей за ЖКХ, чиновники накупят миллионные машины, а потом добавляют тарифы…, вот и вся наука.

Константин Чуриков: Александр, скажите, какого качества вода из-под крана течет в Вологде у вас.

Зритель: Плохая вода, приходится фильтровать. В чайнике надоело насыпать лимонной кислоты, чтобы почистить.

Константин Чуриков: А хотя бы вода прозрачная на вид? Запах?

Зритель: На вид прозрачная, а толку-то в ней, в прозрачной?

Константин Чуриков: Ну понятно, да, мы же не знаем, что в ней водится. Спасибо за ваш звонок.

Кстати, скажите, а могут ли… Мне кажется, у нас должно быть у всех право на чистую воду, да?

Оксана Галькевич: Охрана здоровья, конечно.

Константин Чуриков: Могут ли граждане устроить экспертизу? Как правильно сделать? Есть какие-то нормативы, какой должна быть вода? Вот как это провести?

Татьяна Овчаренко: Есть знаменитый СанПиН «Питьевая вода: гигиенические и санитарные требования». Он очень простой, в нем все написано, там в нем приложение. Опять двадцать пять, надо сдавать на анализы в Роспотребнадзор, тут он берет, и можно сдавать в лаборатории специализированные, они тебе сообщают, что и как, почему.

Константин Чуриков: Это же они сами должны еще эту воду собрать, а то еще скажут, что где-то в луже набрали.

Татьяна Овчаренко: О, это отдельная история. Если мы по наивности откроем с вами кран, подождем минуту и наберем, это будут совсем не те результаты, как если явится специалист водоканала и будет 20 минут ждать, пока стечет вода, и через 20 минут стока, если их инструкцию посмотреть, он сделает водозабор, и с этой абсолютно чистой водой он пойдет ее сдавать.

Оксана Галькевич: Слушайте, во-первых, там еще и счетчик в это время будет накручивать…

Татьяна Овчаренко: Ну это…

Константин Чуриков: Это частности, Оксана.

Оксана Галькевич: Это частности, какие-то издержки, которые нужно просто принимать во внимание.

А вот человек пожаловался, что деньги-то собирают, тарифы растут, а трубы не меняют при этом, как-то мы не видим бурной деятельности в этом направлении.

Татьяна Овчаренко: Да, потому что это серьезная работа, требует специалистов, программы. Просто граждане, честно говоря, не требуют, это ворчание, потом они путают вот этот самый налет, который образуется на чайниках, кальциевый – это естественное явление, поэтому тут ворчать нечего.

Константин Чуриков: Зрители пишут. Волгоградская область: «У нас вместо воды течет «Fanta», – я думаю, вы имеете в виду цвет воды. Татарстан, тут одно непечатное слово, в общем…

Оксана Галькевич: Меняй.

Константин Чуриков: Плоховато… В общем, тем самым пахнет после кипячения и даже охлаждения. И Красноярский край задается вопросом, почему в унитаз льется питьевая вода, ведь можно было бы как-то экономить наши водные ресурсы, верно?

Татьяна Овчаренко: Ведь есть же вода техническая, но мы не изготавливаем, в Москве технической воды, по-моему, 1% уходит на все виды, то есть это промышленные…

Оксана Галькевич: Какие мы богатые, прямо шикуем.

Татьяна Овчаренко: Да, настолько богатые. Самое главное, в этом смысле это одна из важнейших проблем страны в целом, то есть мы расходуем питьевую воду хорошего качества любую, она может быть и плохая, и прочее.

Оксана Галькевич: Сливаем просто ее в канализацию.

Татьяна Овчаренко: Да.

Константин Чуриков: А технически это сложно сделать, к этой трубе подвести техническую воду?

Татьяна Овчаренко: Нет, насколько я понимаю, это необработанная вода, та, которая поступает из среднего качества, так сказать, водоемов или… Артезианские скважины раньше славились чистотой, но сейчас, к сожалению, за счет безудержного бурения чего угодно и где угодно… Вот колодец, приехал на дачку, сделал. Сейчас широко распространено явление проникновения в артезианские горизонты (вода там) чего угодно.

Оксана Галькевич: Нам всегда думается, что Сибирь как раз территория чистой воды, прекрасного качества. Выясним, так ли это, у Валентины из Новосибирска. Валентина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос вот какой. У нас вода в принципе неплохая идет в трубах, по чистоте воды претензий нет, дополнительно мы ее очищаем через фильтры. Но у меня вот такой вопрос. Вот у нас Горводоканал начисляет нам графу за холодную воду, то есть за потребление квартиры, в квартире воды, и плюс еще холодная вода для нужд. Вот меня интересует, что это за графа такая, я нигде не могу добиться, помимо того, что нам еще начисляют на содержание придомовых нужд.

Константин Чуриков: Спасибо.

Татьяна Овчаренко: Так, я не поняла. Это общедомовые нужды дополнительная у вас строка? Она в соответствии с 354-м постановлением «Правила предоставления коммунальных услуг», положено оплачивать те несколько сотен литров, что вылила уборщица, пока убрала дом. А вот размер обычно требует контроля со стороны жильцов, потому что могут… Когда этот показатель ввели, то вообще туда записывали величину большую, чем потребляет весь дом вместе взятый, замечательная была история.

Константин Чуриков: Короткий отчет. Оренбургская область пишет, что им с водой очень повезло. Я, знаете, озадачился Мурманском, потому что одно сообщение «у нас нормальная, хорошая питьевая вода в кранах», а другое сообщение – «вода как мазут, черная и плохо пахнет».

Оксана Галькевич: Разные районы, наверное.

Константин Чуриков: Я, кстати, в Мурманске бывал, там у них же есть река Кола цвета Кока-Колы. Так все-таки в рамках одного города почему такая разница бывает?

Татьяна Овчаренко: Все зависит от того, где сколько воды берут и кто. Это явно туда нефтепродукты или что-нибудь, раз запах есть.

Оксана Галькевич: Разные точки водозабора?

Татьяна Овчаренко: Да, запросто, это очень распространенное явление, вовсе не из одного источника в одном городе. И часть из них не очищается, средство борьбы единственное – пишете претензию и перестаете платить, претензия управляющей организации, обязывая ее выяснить все это, потому что у вас договор с ними, она должна защищать ваши интересы по договору управления, и предупреждаете, что приостанавливаете платежи.

Оксана Галькевич: Это если управляющая компания, а если ТСЖ?

Татьяна Овчаренко: То же самое.

Оксана Галькевич: Кому писать претензию?

Татьяна Овчаренко: Сначала председателю правления, если само ТСЖ управляет, то ему, а если отдали управляющей организации вот эти функции или ТСЖ напрямую с водоканалом имеет договор, такое тоже бывает, то это дело организации.

Константин Чуриков: Теперь на связи Бурятия. Лидия, здравствуйте, слушаем вас.

Оксана Галькевич: Восточная сторона Байкала, нам кажется, у вас там все хорошо, Лидия.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Зритель: Из Бурятии Лидия. Короче, поселок Гусиное Озеро, Селенгинский район. У нас, знаете, воду перестали хлорировать, видимо, хлорка кончилась. Мы обращались в Роспотреб, везде там штрафовали что-то директора ЖКХ. Теперь у нас вот такой вопрос: у нас не работают очистные сооружения, у нас берут за очистку воды. И куда нам обратиться? В прокуратуру местную или подальше? Потому что уже нам кажется, что в район наш бесполезно писать, все схвачено, видимо. Подскажите, куда обратиться нам, почему мы плотим… Мы задаем вопрос на каждом собрании, везде, почему мы оплачиваем за очистку воды, а очистные лет 10 уже не работают, замерзшие стоят.

Константин Чуриков: Лидия, извините, а почему у вас не работают очистные сооружения? Что, в Бурятии люди не ходят в туалет? Они же должны работать.

Зритель: Они давно вышли из строя, разморозили их, а с нас берут, как будто бы они работают.

Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок.

Оксана Галькевич: Видимо, какое-то предприятие там было, которое обслуживало.

Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, а как вот доказать факт того, что очистное сооружение не работает, а при этом должно работать? Вот что требуется от гражданина? Мы же все активные граждане, особенно те, кто смотрят эту рубрику.

Оксана Галькевич: Прийти с мобильным телефоном, клип…

Татьяна Овчаренко: Да. Вообще дело в том, что согласно СанПиНу и закону, нужно снимать показания проб, причем в определенном количестве в зависимости от численности населения. Вот вы поверите, в Москве каждые 3 часа снимают показания, и 2, и 1.5, а до 10 тысяч жителей, по-моему, 3 раза в сутки и так далее. Вот жители, граждане имеют право и имеют право требовать по закону о защите прав потребителей, чтобы вместе с ними делали эти пробы, а следовательно, они попадают на очистную станцию эту самую и могут убедиться, да это и общеизвестно, об этом обычно администрация у них говорит и так далее. Раз у них берут деньги за неоказанную услугу, надо обращаться в прокуратуру, надо возбуждать административное производство, а если очень большие объемы, требовать возбуждения уголовного дела. Но это настоящий обсчет, просто вот на поверхности…

Константин Чуриков: …классика.

Татьяна Овчаренко: Классика, конечно.

Оксана Галькевич: Ну это просто внаглую.

Николай из Самарской области, давайте поговорим с ним тоже. Николай, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, Оксана, здравствуйте, Константин.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Зритель: Всего вам доброго, спасибо, как говорится, что вы ведете такую передачу.

Константин Чуриков: Спасибо вам.

Зритель: Я хочу сказать о том, что вот я звоню с города Сызрани, Сызранский район имеет много заводов, которые выпускают минеральную воду, очень богата этими чистыми водными источниками. Но я хочу сказать, что вот есть село Балашейка городского типа, 3 тысячи население, две очистных вышли из строя. Они третий год бьются о том, чтобы эти очистные запустили и оборудование начало работать. Даже город Октябрьск рядом с Сызранью тоже очистных не имеет, все сбросы идут в Волгу. В Волгу сейчас, как говорится, запустили малька и осетровых, как они выживут, я не знаю.

Дело в том, что вот эта вся программа практически не работает. Я связывался с Генеральной прокуратурой, с прокуратурой экологии Самары, Роспотребнадзором, Росприроднадзором, который неоднократно контролирует и штрафует, он только снимает деньги с бюджета этих муниципальных организаций…

Константин Чуриков: Николай, а что содержательного вам сказали в этих ведомствах, и в Генпрокуратуре, и в природоохранной?

Зритель: Идут отписки, что денег нет. Например, чтобы восстановить очистные поселка Балашейка, нужно около 15 миллионов. Но я хочу сказать, что когда очистные работают, они находятся в муниципальной собственности, идут отчисления в бюджет на их содержание, амортизационные отчисления. Куда уходят деньги? Люди платят за сливы и за все остальное, но главное, что не происходит гидролиза, это химия, удаление, как говорится, вот этих химических элементов, которые являются главной экологической проблемой всех водных ресурсов.

Константин Чуриков: Ну да, хотя бы тяжелую химию удалить из этой воды. Спасибо, Николай, за ваш звонок.

Оксана Галькевич: Да, Николай, спасибо.

Татьяна Иосифовна, вот смотрите, человек прекрасно знает, то есть собеседник с вами практически на равных может обсуждать эту проблему, Николай, все обошел, везде обратился, конструктива нет.

Татьяна Овчаренко: Ну денег нет, все очень просто. Когда вводили федеральный закон, по которому у субъектов отнимают 80% средств, а возвращают 20%, 10% оставляют области, областному центру, а 10% на всю область размазывают, денег не будет никогда.

Константин Чуриков: Так надо тогда в основном документе страны прямо обозначить сноску «все это будет выполняться, если есть деньги, при наличии денег»?

Татьяна Овчаренко: Да.

Константин Чуриков: Давайте еще Юлию послушаем, это город-курорт Сочи. Здравствуйте, Юля.

Зритель: Да, здравствуйте.

Константин Чуриков: Ну у вас-то с водой все должно быть прекрасно, потому что у вас и жители, и отдыхающие в городе.

Зритель: Ну вы знаете, я по этому поводу и звоню. Дело в том, что у нас прекрасная вода, чистая. Мы ее не кипятим, то есть пользуемся прямо из-под крана, никаких проблем и никаких нареканий к нашей воде мы не имеем абсолютно.

Оксана Галькевич: Здорово! Мы ряды за вас.

Константин Чуриков: И рядом журчит Бочаров Ручей, супер. Спасибо большое, Юля. Хоть где-то хорошо. Если у вас хорошо, тоже позвоните.

Оксана Галькевич: Надеемся, что и у нас тоже скоро будет хорошо.

Татьяна Иосифовна, вот смотрите, пришло сообщение из Тюменской области, пишут, что в сельской местности вода отвратительная. Мы говорили все-таки о проблеме городов так или иначе больших и малых, там есть водоканалы так или иначе, какая-то централизованная система. Небольшие населенные пункты, им что делать в такой ситуации? Как обеспечить себе хорошую воду?

Татьяна Овчаренко: Там та же болезнь, вернее там два варианта. Есть система местная, то есть там нет централизованного. Во-первых, за 100 лет так и не сделали централизованные системы, чтобы вода попадала прямо в дом, то есть они сидят на колонках, это в лучшем случае. Это тоже с теми же трубами, которым 285 лет, значит, там страшные водопотери и прочее. И наконец крайний случай, возможно, он вообще сибирский, – это местные колодцы, загрязняются они постоянно сельскохозяйственными стоками, все эти разговоры про чистую колодезную воду надо забыть. И этой водой они пользуются прямым розливом, как это называется, то есть ведром и хорошо если коромыслом. Это важнейшая проблема страны, необеспеченность нормальной водопроводной водой при современных технологиях, которые вообще чудеса творят, ничего сложного нет, у такой огромной части населения.

Константин Чуриков: Это же не нефтяная труба, которую надо через всю страну тянуть, это же локально можно решить.

Татьяна Овчаренко: Нет, конечно, это местно только, только местно. Причем обратите внимание, это район, где либо средняя, либо высокая водообеспеченность, а есть еще районы низкой, где это проблема.

Константин Чуриков: Оксана, вот нам с тобой как тем еще химикам Татарстан поясняет: «Смена валентности еще делается, чтобы убрать металл и привкусы». Томская область, там тоже по химии пятерка: «Вода с марганцем и фенолом в городе…» И очень хочется поехать в город Ефремов Тульской области, потому что там в поселке Восточный, как нам зритель пишет, «вода оболденная».

Оксана Галькевич: Ты, Костя, должен мечтать поехать в Вологодскую область, откуда нам написал телезритель, ему 82 года, он пьет снеговую воду, моется, и молодость вовсю в нем кипит, как он написал.

Константин Чуриков: «Вы все еще кипятите воду? Тогда мы идем к вам».

Это была рубрика «ЖКХ по-нашему», в студии…

Оксана Галькевич: Итоги давай подведем нашего опроса.

Константин Чуриков: А, итоги, да-да, давай-давай.

Оксана Галькевич: Мы спрашивали вас, уважаемые телезрители, какая вода у вас течет из крана. Вот смотрите, какие результаты мы получили: «грязная» – 56% наших телезрителей, 44% довольны своей водой. Многие вспоминают, что где-то недавно коньяк полился из крана вместо минеральной воды, – все туда, друзья, все туда.

Константин Чуриков: Все наладится, не надо грязи.

Рубрика «ЖКХ по-нашему» каждую неделю в это время. В студии была Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина» и вообще эксперт в сфере ЖКХ. Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо, Татьяна Иосифовна, прощаемся с вами на неделю. Ну а с вами, друзья, всего на полчаса, впереди большие новости и мы снова вернемся.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

ЖКХ по-нашему: качество воды

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты