Татьяна Овчаренко: С самодеятельным облагораживанием придомовой территории у нас большие проблемы
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/tatyana-ovcharenko-35018.html Рубрика «ЖКХ по-нашему». Что входит в благоустройство придомовой территории и кто этим занимается? Кто вкапывает фонари, озеленяет и оформляет здания? И должны ли жильцы за это платить? Разбираемся вместе с Татьяной Овчаренко.
Ольга Арсланова: А мы продолжаем, и сейчас время нашей постоянной рубрики «ЖКХ по-нашему». И сегодня мы поговорим не о том, что происходит в нашей квартире или даже в нашем подъезде, а поговорим о том, что окружает наш дом, кто за эту территорию отвечает, и если хочется благоустройства, кто за него в итоге должен платить?
Ну и приветствуем постоянную ведущую нашей рубрики Татьяну Овчаренко, руководителя «Школы активного горожанина», эксперта в сфере ЖКХ. Здравствуйте, Татьяна.
Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Как всегда вопросы Татьяне вы можете задавать – звоните в прямой эфир или пишите нам SMS.
Петр Кузнецов: Кто добивался благоустройства, кто добился, напишите, чего вам это стоило, имеем в виду даже прохождение через какие-то инстанции.
Но перед тем как начать, давайте сразу же проиллюстрируем, чтобы перед нами была картинка.
Ольга Арсланова: У нас есть сюжет, как выглядят дворы в разных уголках нашей страны. Маргарита Твердова собрала этот сюжет, давайте посмотрим.
СЮЖЕТ
Ольга Арсланова: Как вам картинка? Знакомо, да?
Петр Кузнецов: Все сами, сами, сами, а где не сами, там помощи не ждать.
Татьяна Овчаренко: Нет, это поразительно. У нас же есть федеральная программа по благоустройству, в этом же Нижнем Новгороде из 100 рублей 57 рублей составляет софинансирование федеральное. Куда они деньги дели? Они не осваивают эти средства или куда-то их девают.
Ольга Арсланова: А как могут жители проверить, на что идут средства, и как они могут понять, что благоустройство точно у них предусмотрено, но его не происходит?
Татьяна Овчаренко: Ну вот сейчас проверки прошли, очень печальные вообще сведения: программа не выполняется, в общем, в целом ряде. А проверить очень просто: на официальном сайте правительства Нижегородской области (на сайтах всех регионов) должны быть вывешены местные законы и обязательный состав до 2022 года, что и где они собирались вообще благоустроить со страшной силой.
Петр Кузнецов: Чтобы не только мы, но и наши телезрители понимали, что входит в благоустройство, – там много параметров, или мы прямо сейчас можем перечислить основные?
Татьяна Овчаренко: Ну основные можно. Во-первых, по 170-му постановлению знаменитому, которое связано с оформлением, благоустройством дворов, в частности, масса перечислена: там и уборка, и сколько красить. А так в принципе это элементы декоративного цветоводства, определенный перечень бесплатно поставляемых деревьев и кустарников, но свои ты можешь…
Петр Кузнецов: …добавлять.
Татьяна Овчаренко: Да. Вообще вмешательство общественности прямо предусмотрено в программе, обязательны общественные слушания, значит, районные депутаты должны были их провести и ежегодно перепроводить с уточнением. Ничего этого, я вижу, они просто, во всяком случае из того, что показывают, не делается.
Петр Кузнецов: На моем примере: на прошлой неделе за выходные, наверное, появились столбы, начали теперь освещать. У нас была детская площадка под окнами, теперь она освещается, даже вот эти столбы они поставили вдоль дорожки, которая идет… Это значит, кто-то написал?
Татьяна Овчаренко: Это план московский в обязательном порядке, благоустройство, и вот это электроосвещение…
Петр Кузнецов: В данном случае не спрашивали у жителей, нужно это им?
Татьяна Овчаренко: Если кто-то написал, тем более. Не спрашивали, да. Во-первых, этим, очевидно, «Жилищник» или управляющая организация подает заявку энергетикам именно дворовым.
Петр Кузнецов: Просто то, что светит в окна теперь по ночам, это их не волнует, да?
Татьяна Овчаренко: Еще как, с какой силой, они восстанавливают лампы дорожного освещения просто так, хотя там намного меньше…
Петр Кузнецов: Дешевле они?
Татьяна Овчаренко: Да, их огромное количество вообще сделано, очень странно. При этом у них невысокое энергопотребление, это же люминесцентные и иные формы, но мощные ужасно, ужасно. И надо требовать, чтобы они заменили их.
Ольга Арсланова: Спрашивают у нас зрители из Томской области: «Территория вокруг дома не приватизирована, собственники оплачивают работу дворника и вывоз снега, сумма в год до 70, а то и 80 тысяч рублей. Правомерно ли это, если земля муниципальная?»
Татьяна Овчаренко: Значит, никакой муниципальной земли, уважаемый товарищ…
Ольга Арсланова: …не существует.
Татьяна Овчаренко: …не существует. Значит, согласно статье 36-й Жилищного кодекса, придомовая территория, определение которой дано у нас в Земельном кодексе и вот в этом постановлении по программе благоустройства, является элементом общего имущества, принадлежит нам в долях, жителям вашего дома. А насчет того, что на ней работают, – да, вы оплачиваете, если у вас не город Москва, который оплачивает это нам сам.
Ольга Арсланова: У нас на связи Омск, приветствуем Ирину. Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Ирина, мы готовы вас слушать, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.
Зритель: Город Омск. Наш город известен тем, что во всех роликах YouTube каждый год проблемы с ЖКХ, проблемы придомовых территорий на всю страну транслируются. Естественно, наши многоквартирные дома и придомовые территории обслуживают управляющие организации, но это в кавычках: тариф взимается, денежки платятся, якобы минимальный перечень услуг оказывается.
Но тем не менее вся инфраструктура во дворах города Омска, лавочки – это чудо, мусорная урна – это чудо, хотя это предусмотрено правилами благоустройства города Омска, но все это отсутствует. Собственники деньги вкладывают в приобретение этого имущества, куда оно уходит, почему оно не приобретается, непонятно. По освещению: освещение улиц, дорожек, по которым дети идут в школу, возле меня, в частности, находится 93-я школа, сейчас темно, самое темное время года. Дети идут со школы, подсвечивая себе фонариками и телефонами, это XXI век, два шага от школы очень темно.
Писали жалобы в администрацию города, – ну у нас город-банкрот, естественно, никакого освещения тем детям, пусть они ходят, запинаются и боятся, или пусть родители встречают. Вот такая ситуация. Неизвестно, на что власти тратят деньги, неизвестно, куда деньги тратят управляющие компании, но вообще город наш выглядит очень печально и плачевно, это по территории всего города за исключением двух-трех образцово-показательных дворов, которые можно показывать в каких-то отдельных роликах. Вот такая ситуация.
Петр Кузнецов: Спасибо большое. Рассказывали, как люди могут отследить…
Татьяна Овчаренко: Я была в Омске. Конечно, могут, люди не контролируют там.
Петр Кузнецов: Что это через сайт должно быть… Здесь они понимают просто, чего не хватает.
Татьяна Овчаренко: Они не контролируют ничего. Я была в Омске, разговаривала с местными жителями в течение 3-х недель – это полное незнание своих прав, полное неумение нажать на кнопку в Интернете. Еще раз вам повторяю: федеральная программа действует, деньги Омску перечисляются в пропорции чуть ли не 76 к 24, то есть 76 копеек на 1 рубль дает федеральный центр. Спросите, где деньги.
Петр Кузнецов: Ну как жильцы могут синициировать расследование, проверки какие-то?
Татьяна Овчаренко: Да как? Это в открытом доступе: написать заявление, потребовать от прокуратуры проверки. Что касается освещения школы, это не относится к благоустройству дворов, и федеральная программа…
Петр Кузнецов: Даже если она находится, может быть, во дворе.
Татьяна Овчаренко: Да, это дорожное освещение, городские дела. Жалуйтесь, требуйте, потому что других способов нет. Контролировать вы имеете полное право и обязаны. Спрашивайте с депутатов омских.
Ольга Арсланова: Спрашивают, как можно на федеральном уровне запретить использование во дворах б/у покрышек, ведь это очень вредит экологии.
Татьяна Овчаренко: Каким образом? Они их жгут, что ли?
Ольга Арсланова: Не знаю, видимо…
Татьяна Овчаренко: Никак.
Ольга Арсланова: Что-то выделяют в воздух или в землю.
Татьяна Овчаренко: Нет, они уже все, что могли, выделили.
Петр Кузнецов: Вот сюжет мы посмотрели, жильцы как раз этими покрышками…
Ольга Арсланова: Это же самое популярное средство благоустройства.
Петр Кузнецов: Знаменитые лебеди из покрышек.
Татьяна Овчаренко: Да, и красятся прекрасно.
Ольга Арсланова: То есть все нормально, можно дальше.
Петр Кузнецов: «Кто платит за освещение двора?» – интересуется наш телезритель из Свердловской области.
Татьяна Овчаренко: Вообще это городская трата, город. Но это нужно знать конкретно в регионе, как построена структура содержания и ремонта, там есть придомовая территория. Вообще это город.
Петр Кузнецов: Может быть, телезритель опасается, что как-то… Он не замечает освещения.
Татьяна Овчаренко: Нет, если он платит налоги, то он точно за проживание в городе и за освещение таким образом платит.
Ольга Арсланова: «Придомовую территорию не чистили ни разу, ждут, когда жители очистят за свой счет, как в прошлом году», – это из Москвы сообщение. Кто должен это делать?
Татьяна Овчаренко: Придомовую обязан «Жилищник» или их компания.
Ольга Арсланова: Петербург у нас на связи.
Петр Кузнецов: Петербург и Василий.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Зритель: Алло.
Петр Кузнецов: Да, слушаем вас.
Ольга Арсланова: Слушаем.
Зритель: Здравствуйте.
Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.
Зритель: Мы звоним из Санкт-Петербурга, Колпинский район. Вот у нас во дворе фактически нет двора у нас в доме. Почему? Потому что этот двор в свое время был занят администрацией под строительную площадку для поликлиники. У детсадика было отрезана 1 тысяча квадратных метров территории для нужд этой поликлиники.
Но суть в чем? Суть в том, что у нас под окнами росло два дерева, эти деревья состарились и засохли, их спилили. Там от стены до газона, где росли эти деревья, ровно 5 метров, то есть позволяет возможность посадить другие деревья. Мы обратились в администрацию Колпинского района с просьбой вместо этих деревьев посадить другие деревья. Нам пришел ответ, что деревья эти посадить там нецелесообразно, потому как посадка деревьев является неэффективным использованием бюджетных средств. Это вообще как понимать? Как может быть, если мы просим озеленить свой район, посадить два дерева вместо тех двух засохших, нам администрация в этом отказывает? Использование бюджетных средств на два дерева? Я думаю, нашли бы бюджетные средства и посадили бы нам эти два дерева, чтобы у нас там хоть как-то это все закрывало от автомобилей и от всего прочего.
Петр Кузнецов: Спасибо вам, Василий. Сейчас прокомментируем.
Татьяна Овчаренко: Ну я вам говорила, что Петербург – город сказочный?
Петр Кузнецов: И про Омск только что сказали.
Татьяна Овчаренко: Вы направьте этот замечательный… Ну это…
Ольга Арсланова: А у нас что ни город, то чудеса.
Татьяна Овчаренко: Ну вон в Азии, в Европе у нас…
Петр Кузнецов: Сказка должна быть везде.
Татьяна Овчаренко: Ну вот вы направьте, пожалуйста, в правительство Российской Федерации ответ, который вам дали по поводу нецелесообразности. Ваш замечательный город, субъект Российской Федерации, получает большие федеральные средства на облагораживание его внешнего вида и безусловно на посадку деревьев. Кроме этого, общественные слушания потребуйте, чтобы прошли по благоустройству ваших дворов, уже давно, в 2017 году должны были первые пройти, в этом году вторые, в следующем году будет корректировка планов…
Петр Кузнецов: И что, неужели могут даже, если все хорошо разрешится, вернуть вот этот вот отброшенный, с чего Василий начал, участок?
Татьяна Овчаренко: Тысячу метров? Нет, это надо было тогда, когда отбирали, я предполагаю, потому что… Это вот градостроительные игры такие.
Петр Кузнецов: Хорошо, давайте на примере новостройки, сейчас очень много строится. Вот застройщик должен облагораживать территории? И еще вопрос: те жители, которые собираются заниматься облагораживанием территории, что, должны как-то этот участок сначала оформить в собственность или что?
Татьяна Овчаренко: Нет, в собственность необязательно. Вообще с самодеятельным облагораживанием у нас колоссальные проблемы. Если ты… Вот я мечтаю катальпу посадить во дворе, это такое цветущее дерево, – значит, запросто я могу «влететь» на 40 тысяч рублей штрафа. Наш Департамент культуры и отдыха постановил, что ни в коем случае никаких деревьев тут не разводить, и одна из наших активисток «зеленых» (это по всей стране) 2 года убила на согласование, чтобы ей разрешили посадить три куста, понимаете? То есть как вырубить, концов не найдешь, не накажешь, хотя порубка без билета, в общем, не буду время отнимать, запрещена и все.
В принципе жители должны участвовать, и по этой программе прямо написано: жители участвуют в составлении программ, и перечни… Там же годичный, вот только что закончилась комплектация благоустройства в составе цветов, кустарников и прочего, в городе Москве, это вообще по всей стране; в октябре собираются заявки, на 1 ноября или на 15 ноября утверждаются исходя из средств, и вот тут-то можно контролировать, можно подать. Но цветы не возбраняется сажать любые за свой счет.
Петр Кузнецов: Еще одна проблема, о ней не можем не поговорить, – это парковки во дворах.
Ольга Арсланова: О да.
Петр Кузнецов: Парковки во дворах – это исключительно решение жильцов? Расскажите, как это происходит? Когда ставят шлагбаумы, здесь более-менее понятно, что регулируется, собираются, считают, сколько нужно собрать, отдельный вопрос, нужно ли платить тем, у кого нет машины, но он живет в этом дворе. А вот если, например, жильцы понимают, что просто двор заставлен, и они вообще не хотят, чтобы были парковки во дворах, как решается этот вопрос?
Татьяна Овчаренко: Решением общего собрания в принципе решаются вопросы парковочных мест. Количество их…
Петр Кузнецов: То есть должно присутствовать хотя бы чуть больше половины дома?
Татьяна Овчаренко: Да, но само количество парковочных мест определено строительными нормами и правилами. Сейчас внесены изменения, там должно быть место для инвалида, резерв для парковки пожарных машин, машин «скорой помощи» (они совмещаются). А само количество, вообще говоря, по возможности, это зависит очень от дворов, но не менее 5 мест, градостроитель у нас такой щедрый, до невозможности.
Петр Кузнецов: Ух ты. Это норма…
Татьяна Овчаренко: …историческая.
Петр Кузнецов: …не столичная, а вообще, федеральная?
Татьяна Овчаренко: Да, для городов, больших городов увеличена…
Петр Кузнецов: Необязательно с разметкой, просто 5 виртуальных машино-мест?
Татьяна Овчаренко: Да, про разметку ничего, это в ПДД. Но их ширина в принципе известна, ширина и длина, там 15 квадратных метров и менее. И только в принципе жильцы должны это решить, но с соблюдением норм и правил. Все очень просто: 5 машин на расстоянии 5 метров, 10 машин на расстоянии 10 метров от фасада, 15 (клянусь, так написано в СНиПе) – в 15 метрах от фасада любого (дворового и так далее). Это, прямо скажем, не очень соблюдается.
И всегда спорный вопрос – это соседний дом, который заехал на твое. Это страшные истории вообще, решать это должны сами жильцы. Если оформлено (я, правда, против того, что надо оформлять, но вот земельные участки нам принадлежат в силу закона), в принципе мы можем сдавать в аренду пару штук метров квадратных для чужих машин, за счет этого завести оградку, что-то покрасить.
Ольга Арсланова: В общем, есть еще, в чем разобраться и над чем работать. Спасибо вам большое.
Петр Кузнецов: Но успели по основным пунктам пройтись. Спасибо вам огромное. Говорили о благоустройстве придомовой территории. Это рубрика «ЖКХ по-нашему» и Татьяна Овчаренко.