Рубрика «ЖКХ по-нашему». Как у нас готовят теплосети к новому отопительному сезону? Сколько денег на это выделяется? Почему каждый год случаются сбои и фиксируются нарушения? Разбираемся вместе с Татьяной Овчаренко. Ольга Арсланова: Кстати, о домах и об экономии мы поговорим прямо сейчас. Петр Кузнецов: В рубрике «ЖКХ по-нашему» с Татьяной Овчаренко мы сегодня говорим о том, как у нас готовят теплосети к новому отопительному сезону. Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. А что, пора уже об этом говорить? Татьяна Овчаренко: Ой, да что вы! За 1.5 месяца до начала зимнего… Петр Кузнецов: Не потому что у нас сейчас так холодноватенько. Ольга Арсланова: Сейчас же еще лето. Татьяна Овчаренко: Так как нас в школе учили? Готовь сани летом. Ольга Арсланова: А что сейчас происходит в июле месяце? Что делают и как готовятся к отопительному сезону? Это связано как-то? Татьяна Овчаренко: Если у вас у подъезда не бегают дядьки с трубами, не слышно, что стучат, наверху не трещат «майна-вира» приглашенные из среднеазиатских республик, значит дело плохо – значит у вас нет профилактического ремонта. Прямо сейчас подготовка к этому осенне-зимнему сезону. И это большая технологическая работа, когда они все проверяют, настраивают. Ольга Арсланова: А есть какой-то регламент, за какое время должны… Татьяна Овчаренко: Да, а как же? Есть ведомственные строительные нормы, есть специальный приказ Минстроя. В нем все написано, как, что и почему. Ольга Арсланова: А что включают в себя эти работы? Это проверка или замена труб? Как жильцы должны понять, что у них все правильно проверяют? Татьяна Овчаренко: Это проблема. Осмотр дома в этом смысле – 2 раза в год: весной и к осенне-зимнему сезону. Прошлой осенью должны были определить, где что исправить и что не в порядке всерьез. И после начала лета начинаются эти самые работы. То есть они должны закупить материалы, оборудование, что-то починить, составить план работ. И в этом смысле они проверяют прежде всего подачу воды, теплоносителя. Потом, как работает всякое оборудование. Поверяют счетчики, поверяют температурные манометры и всякие температурные показатели. И потом делают пробную топку. Прям так это называется. Петр Кузнецов: Красиво. Татьяна Овчаренко: Вы иногда слышите, как вода там журчит. Это ее сначала спускают. Петр Кузнецов: Это хорошо? Мужики с трубами спускают воду. Татьяна Овчаренко: Крики, стучат в 7 утра. Петр Кузнецов: Тем не менее, отопительный сезон – это штука более-менее постоянная получается. Не какое-то стихийное бедствие, как наводнение и пожары в Сибири? А потом, тем не менее, бац – не готовы к отопительному сезону. Мы можем найти какого-то единого ответственного, что ли, в этой ситуации, основную причину срывов? Татьяна Овчаренко: Как правило, принимает комиссия. Назначает ее руководитель предприятия (ДЭЗа, ЖЭКа), или в малых городах администрация городов. Туда входит представитель эксплуатационников в обязательном порядке, то есть тот, кто эксплуатирует, представители поставщиков тепла, воды, не знаю чего. И отдельные специалисты, если есть какая-то потребность в этом. Эта комиссия по идее должна обойти каждый дом, установить «сделано – не сделано» по перечню, который был весной готов, а то и с прошлой осени. Перечень работ. И расписаться. Если потом оказывается, что им пишут, что «все ок», «все замечательно», «пришла зима – привет, прорыв», или «нет воды», или «воздух в системе», тот, кто это подписывал – он и есть виновное лицо. Тут никакого разговора о коллективных формах ответственности. Комиссия, все. Подписал – значит ты совершенно конкретно виноват в том, что не проверили. Петр Кузнецов: Соответственно, он не может не знать на ранней стадии, что определенный дом не будет готов к отопительному сезону. Татьяна Овчаренко: Да. Честно говоря, знают. Они должны докладывать, допустим, условно руководству… Петр Кузнецов: И он знает, что он ответственный, но авария. Татьяна Овчаренко: Он вам рассказывает. То есть он не признает это, или он пишет меньшую степень. Или он говорит, что денег нет, чтобы это исправить. Жильцы не спрашивают: «А куда девались наши деньги?» А жильцы просто молча… Ольга Арсланова: Иногда спрашивают. И иногда, кстати, даже что-то из этого получается. Мы вернемся обязательно к этому. Мы послушаем звонки наших зрителей. У нас Московская область на связи. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я звоню по такому вопросу. Сейчас идет опрессовка нашего отопления. Стоит техник нашего домуправа Анжела. Я говорю: «Анжела, как наш дом?» - «В вашем доме трубы надо менять». Я говорю: «Когда будем менять?» - «Труб нету». Представьте себе, я пенсионерка. Я уже много лет плачу 100% за отопление и 100% за свет. Я в принципе отапливаюсь печками электрическими. Я плачу квартплату ежемесячно, плачу за капитальный ремонт. Короче говоря, конечно, что, я 100 млн получаю? У меня пенсия всего 15 000 рублей. И за квартиру заплатить, и лекарства купить, что-то покушать, и еще я плачу за свет 100%. Мне хотелось бы, чтобы в нашем седьмом доме заменили трубы. Потому что нельзя так. Воду спускают – на 15 минут горячая, потом все остывает. Опять. Звоню без конца. Это бесполезно звонить. Я уже не знаю, что дальше делать. Петр Кузнецов: А звоните куда вы постоянно? Зритель: В наше домоуправление, которое находится в нашем городке. Позвонишь – они приходят. Воду спустили. Причем, воду спускают в наш подвал, который уже весь насыщен водой. Надо эту воду спускать… Трубу проложить наружу. Петр Кузнецов: То есть с каждым звонком воды в подвале все больше и больше. Татьяна Овчаренко: Воду спускают в трап, который у вас в подвале должен быть, и по этому трапу она уходит в систему канализации. А если они при этом залили, значит это их вина и нужно требовать, чтобы на них был сделан начет. А в следующий раз надо ставить вопрос о том, чтобы работничков таких попросили выйти вон. Здесь иначе не бывает. Что касается того, что вода холодная, актируйте, что она не требуемой температуры. Тут других вариантов нет. Прямо акт составляйте. А вообще эти неполадки, настройка и наладка приборов – это самое важное. Если трубы надо менять, надо требовать по субсчету вашего дома, сколько денег собрали ваши жители за 5, 10, 12 лет и почему средства эти не были выделены на покупку труб? Может, они у вас забыли вообще конкурс пройти? Там же целая история. Напрямую нельзя пройти, купить. Надо объявить конкурс, ждать, потом выбрать наименьшую цену. Будет китайская дрянь или чего-нибудь. Потом получить от заказчика, разгрузить, погрузить. В общем, насчет оперативности у нас неважно. Ольга Арсланова: Спрашивают зрители: «Где найти расчет цены по опрессовке в МКД?» Татьяна Овчаренко: Показания к опрессовке есть в ведомственных строительных нормах положение о ремонте. Это ВСН такой специальный. 58-88. А расценки опрессовки… есть единые сметы по стране, по которым надо смотреть по пунктам совершенно конкретно. Ольга Арсланова: И больше всего вопросов, конечно же, про стоимость отопления: почему так много платим, почему платим больше 2-3 тысяч летом, когда не топят, как понять, что с вас эти деньги берут незаконно? Потому что, например, новость из Тольятти: там жильцы дома (больше 100 человек) обратились за компенсацией. Им вернули переплаченные за отопление деньги. Там где-то по 124 000 получилась переплата. Все-таки вмешалась местная прокуратура, и эти деньги им вернут. Татьяна Овчаренко: А те, которые обсчитали на такие деньги, все еще живы, здоровы и смотрят из своих окон на СИЗО напротив, а не наоборот? Ольга Арсланова: Пока не смотрят. Пока должны вернуть деньги для начала. Татьяна Овчаренко: Это неплохо вообще, да. Стоимость высокая от очень многих показателей зависит. В частности, потому, что нет никакого общественного контроля над этим хозяйством. Почему не назначить высокую цену, если потребители не платят? Ольга Арсланова: А как действительно понять, что это высокая цена? То есть неоправданно высокая. Как потребитель поймет, что его обманывают? Татьяна Овчаренко: В принципе он должен заказать данные о том, сколько у него дом потребил по счетчикам, потом сравнить с тем, что ему ресурсник пришлет, сколько он отправил. Очень часто бывает удивительная разница. Он вам отправил столько-то, а вы заплатили на 30% почему-то больше. И по объему, соответственно. Ольга Арсланова: Это часто бывает? Татьяна Овчаренко: Это очень распространенное нарушение. Просто сплошь. Второе – это, конечно, неоправданные и просто завышенные расходы на поставку. Потери колоссальные. Все потери за наш счет. Они трубы не ремонтируют, а потери оплачивает потребитель. 16% норматив потерь. То есть и не надо ничего делать. Вы просто сразу +16%. Нормально +20%. И все терпят. В том числе администрации городов терпят спокойно на отчетах. Спрашивайте с них, требуйте. И формулы пересчета есть, и они очень простые. И присутствуйте при… Вот сейчас новые тарифы будут назначать на 1 января будущего года. Потому что они где-то в августе начинаются. Присутствуйте на заседаниях этих комиссий. Задавайте простые вопросы. Не бойтесь показаться глупыми. Петр Кузнецов: Простой вопрос задает Саратовская область. Не боится показаться глупой. «Ваш гость говорил о температурных манометрах. Что это? Расшифруйте». Татьяна Овчаренко: Это я напутала одно с другим. Монометр – это давление, а градусники, которые показывают температуру – это другое. Это я оговорилась. Петр Кузнецов: Спасибо, что внимательно смотрите наш эфир. Еще вопрос приборного характера, Татарстан: «Квартирные счетчики воды не реагируют на малую протечку воды». Дальше ссылка на Афоню, который говорил, что струйка воды толщиной в спичку дает утечку воды 200 л/сутки. «Эти приборы учета никуда не годятся. Антимагнитность утрачивается уже через месяц, потому что на механизм внутри счетчика оседает магнитная ржавчина от воды». Татьяна Овчаренко: И что? Ну, не реагирует, да. Ну, люди хитрят. Не 200 литров, а 30, если спичка будет течь. Так я знаю. Это дело самих граждан. И вообще-то этот люфт предусмотрен до 5%. Точность счетчика общедомового и счетчиков приборов индивидуальных. Плюс вот такие потери, плюс фокусы трудящихся. Так что тут есть некий разумный предел, после которого можно возмущаться или говорить соседу, что «не делай». Петр Кузнецов: Вот так. Марий Эл у нас на связи. Георгий. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Георгий. Что у вас не так с отоплением? Зритель: С отоплением у нас на будущий год. Глава администрации поселка установила. Как это можно? Первый этаж за отопление 800 рублей/гигакалория, второй этаж – 1200, третий этаж – 1800. Как это понять? По физике чем дальше, тем холоднее становится. Правомочно ли это? Петр Кузнецов: Ничего не говорящая единица измерения – гигакалория. А еще есть «объем оказываемых услуг» в графе «отопление». Татьяна Овчаренко: А вы мне можете объяснить, почему у нас Верховный суд написал, что объемы теплоэнергии измерить невозможно? Долго думали. И так я и не поняла. По-моему, я не понимаю, что там написали. Но у нас же судьи Верховного суда разъяснения пишут. А встретиться с ними, чтобы спросить и попросить – это невозможно. Эти истории… Петр Кузнецов: Это вам не на комиссию попасть, о которой вы говорите. Татьяна Овчаренко: Да, на комиссии вы имеете право. А тут боже упаси вообще. Гениальная идея. Ее проталкивают ресурсники и Минстрой. О том, что, оказывается, 1 этаж стоит дешевле. Или, наоборот, пятый. В зависимости от того, где подача тепла – сверху или снизу. Это гениальная идея. Вижу, она у вас уже воплощена. Могу вас поздравить с этим. Нет, это незаконно. Во-первых, где ссылка? Она вообще кто такая в этом деле? Она кем там служит? Это безумие. Тем более такая разница. Спросите письменно, напишите прокурору. Потребуйте проведение служебных проверок. Заодно выясните, она это или не она, откуда у нее диплом, как она к вам попала. Много интересного. Петр Кузнецов: Чем меньше населенный пункт, тем больше произвола. Татьяна Овчаренко: Тем больше вот этого вот. Петр Кузнецов: Ленинградская область: «Подскажите, что за графа «подогрев воды»». Есть такая? Татьяна Овчаренко: Да. Фокусы начинаются всегда с низов. Всегда с провинции. Всегда есть такая глава администрации. И они очень остроумно решают эти проблемы. Где-то лет 5 назад я в первый раз с этим столкнулась. Мне прислали. «Что это такое? Подогрев воды». Оказывается, это поступает холодная вода, а у вас, допустим, индивидуальный пункт. Не отдельно где-то там греет, а вот тут греет. И у вас стала горячая вода. Ольга Арсланова: А потом можно ее дополнительно охладить? Татьяна Овчаренко: Да. Там много разного. Если вы дробите услугу на совокупность, у вас возникают колоссальные бухгалтерские возможности. Сейчас господин Медведев нам года 2 или 3 назад сделал это обязательным. То есть это дошло до столицы. И правительство постановило, что всюду будет подогрев воды. В очень многих домах Москвы это есть. А в ряде нет. Петр Кузнецов: В общем, не оспорить появление такой графы. Понятно. Ольга Арсланова: Если хотите горячую воду, то спорить не стоит. Давайте узнаем, какие проблемы в Санкт-Петербурге. Владимир позвонил с жалобой. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Алло. У меня такой вопрос насчет этого несчастного отопления. У нас каждые 2-3 месяца копают. И не только у моего дома, но и вообще копают и копают, все это делают. Ну ладно, бог с ним. Петр Кузнецов: Мы выяснили, что это хорошо. Татьяна Овчаренко: Это хорошо. Зритель: Подождите. Вы объясните мне, почему регулярно (то ли раз в полгода, то ли раз в год) повышают цены на 200-250 рублей? Как это понять? За что? Что у нас лучше становится? Объясните мне, дураку. Я не понимаю. А цены повышают. Как это понять? Татьяна Овчаренко: Здесь что удивляться? Поставщики у нас теплоцентрали – либо на угле, либо на мазуте, либо на газе. Все. Цены на газ растут – повышаются тут же расценки на все остальное. Мазут раньше стоил 3 коп/тонна – сейчас стоит баснословных денег. Причем, от него же обычно не знают, как избавиться при переработке. Сейчас это источник большого дохода. А это вовсе не с целью, чтоб стало лучше. Это просто с целью, чтобы добежать до этих самых исходных цен. Вот так это получается. И да, действительно, каждые полгода непонятно. Я не вижу, например, оснований для такого повышения. Петр Кузнецов: И так накапливаются долги. Есть долги жителей, есть долги котельных. Уже много раз в рамках рубрики «ЖКХ» об этом говорили. В каком случае тепло не поступает в дома? Татьяна Овчаренко: При долгах жителей. Потому что с жителями проще всего расправиться. Среди них много слабонервных, а также среди них очень много мам с детьми, для которых падение температуры, как вы понимаете, чревато, потому что в квартире это же застылый воздух так называемый, особенно легко простуживаются. И это такой шантаж своего рода. А с третьей стороны – потому что (может быть, мы когда-нибудь до этого дойдем, сделаем передачу) эти долги, возможно, и не долги жителей, а такая механика бухгалтерская, при которой ты исправно платишь и ты вечно должен. Ты этого просто не знаешь. Петр Кузнецов: Отлично. Это классный трейлер к большой теме. Интрига. Ольга Арсланова: Вечный двигатель. Татьяна Овчаренко: Да. И он делает новые деньги и новые долги. Ольга Арсланова: Смотрите. Видимо, с ним уже все неплохо в Новосибирске, потому что несколько жалоб из Новосибирской области. Во-первых, спрашивают, почему у них тариф на тепло вырос на 7% с июля. Законно ли это? И жалуются на давление в системе отопления. «Она ниже в 2 раза. Большое потребление тепла. Растет за несколько лет на 30%. Но перерасчетов не получают». Татьяна Овчаренко: Перерасчеты требуйте, в том числе по суду. Петр Кузнецов: Самому вычислить? Татьяна Овчаренко: Да, можно. Но надо исходные данные. Самая большая проблема в исходных данных. И вообще довольно нудная процедура. Есть методики. Они все опубликованы. Это борцы с невозможными завышениями все опубликуют. А давление ниже – требуйте, актируйте это. И требуйте перерасчетов. Потому что это два важнейших показателя. Один из них – это давление в сети. Здесь иначе вы не добьетесь ничего. Петр Кузнецов: Мы об этом уже поговорили. У нас сейчас стоит такая осенняя погода. Может, и зима ранняя будет. По-прежнему отопительный сезон завязан на среднесуточной температуре? Или все-таки жители понимают, что уже мерзнут, уже среднесуточную температуру ждать невозможно? Они могут повлиять на старт отопительного сезона. Татьяна Овчаренко: Все зависит от того, где холодно. В больших городах большая инерция этих систем гигантских ТЭЦ. То есть пока система раскрутится, проходит немалое время. Потом вдруг стало тепло, как бывает в октябре – они начинают подкручивать, она медленно остывает. Это достаточно сложно. Когда индивидуальные приборы, вот эти ИПУ, не приборы учета, а отопительные, в них легко делать регулировку. Но немедленно заключаются договора, когда эти новые системы… где написано, что «температура у вас будет 18 градусов», то есть холод собачий. «Согласны?» Жители не глядя подписывают. Тут они говорят: «Ой, холодно». – «Начинать мы будем по распоряжению правительства города. А оно всегда распоряжается среднесуточно». То есть, господа, глядите в договора. Не подписывайте такие условия. Вы имеете полное право. Если у вас есть индивидуальные пункты подогрева, тепловые пункты, то вы имеете полное право требовать наладки колебаний, и плюс, конечно, надо устанавливать эти самые терморегуляторы при приборах отоплений. Ольга Арсланова: В общем, лето еще длинное. Еще целый месяц. Петр Кузнецов: Но мы уже начали все равно. Спасибо большое. Рубрика «ЖКХ по-нашему». Татьяна Овчаренко, руководитель школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ. Спасибо. До встречи через неделю. Татьяна Овчаренко: Спасибо.