Тамара Шорникова: Сейчас у нас горячая тема. Сегодня утром выходила из дома на работу, термометр показывал +4 градуса! На календаре 22 января. Зима у нас теплая, временами и местами даже аномальная, но при этом платежки и конкретно счета за отопление такие зачастую, как будто на улице лютый мороз. Кто так считает? Будем разбираться. Константин Чуриков: Что с этим делать? Как это все пересчитать? У нас в студии наш постоянный эксперт Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ. Татьяна Иосифовна, здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Константин Чуриков: Я правильно понимаю, что нас теперь обдерут как липок в связи с «еврозимой»? Татьяна Овчаренко: Ну, это зависит от того, как считать, все просто. Значит, если как в Москве, каждый месяц равномерно, это очень выгодно для поставщиков, потому что мы получаем оплату за прошлый год, я это называю оплатой прошлогоднего снега. Естественно, никто не помнит, какая погода была в декабре 2018 года или 2019-го, вот. Те, кто платят только в сезон отопительный, по идее должны получать строго по показаниям счетчиков на текущий момент, то есть вот... Но и тут бывают фокусы очень немаленькие. Тамара Шорникова: Давайте, какие фокусы бывают, посмотрим. У нас есть сюжет на эту тему, история из Ярославля. Смотрим и обсуждаем. СЮЖЕТ Константин Чуриков: То есть невозможен в данной сфере индивидуальный подход к каждому клиенту? Дали тепло и дали? Татьяна Овчаренко: Послушайте, товарищ Коровин вешает лапшу на уши. Дорогой друг! Между домом и ТЭЦ есть ЦТП, а еще есть всякие «аушки», а еще есть индивидуальные узлы отопления, и там специальные системы двухтрубную, однотрубные, вода холодная подливается, горячая остывает. Ты что, дружок? Какие у вас там режимы на ТЭЦ, 150 на 90? Вы что, 150 градусов подаете, и у вас не лопается ничего в домах, да? Значит, дорогие друзья, я поражена, честно вам скажу. Значит, если нет счетчика в доме большого, это ОДПУ, общедомовой прибор учета, значит, если вы рассчитываете по нормативу, а подают больше, чем норматив, значит, за это платит управляющая компания. И как только оказывается, что ей надо заплатить миллиончик-другой, все сразу налаживается. Не потребитель платит! Это в случае отсутствия счетчика общедомового. А если есть счетчик общедомовой, то в этом случае, там три варианта, смотрим правила предоставления коммунальных услуг, если есть индивидуальные, нет. Но вот этой самой несчастной жертве из Ярославля я могу сообщить, что согласно 354-му постановлению, «Правила предоставления коммунальных услуг», перетоп можно только на 4 градуса допускать, то есть 18 плюс 4, 22 градуса. Все остальное вы не только не оплачиваете, а вы с них еще сдираете 0,15% за каждый час этого безобразия. Так что займитесь. Константин Чуриков: А миллиончика-полтора управляющая компания всем заплатит или каждому? Татьяна Овчаренко: Нет, она... Если граждане уже внесли, она обязана вернуть и заплатить 50%-й штраф вообще-то. Константин Чуриков: Так. Татьяна Овчаренко: А так не знаю, это ее отношение и большой роман с ТЭЦ, или кто там, у них 58 посредников. Тамара Шорникова: Как этот перетоп фиксировать? Татьяна Овчаренко: Во-первых, элементарно градусником комнатным, но есть сертифицированные, ничего не стоят, шаровые. На расстоянии метра от отопительного прибора и на высоте от 1,5 метра до 1,35, там разнятся инструкции, и все, и актируешь каждый день. Константин Чуриков: Это специально комнатный вот этот можно, ртутный градусник? Татьяна Овчаренко: Можно, но вообще считается, что нужно взять, купить термометр комнатный шаровой. Тамара Шорникова: Подождите, это сам, при свидетелях? Как? Татьяна Овчаренко: Сам потребитель. Да, можно заактировать, вообще график составить, двух соседей найти, можно не соседей, совершенно случайно мимо шел родственник и зашел. Константин Чуриков: А вот этот идиотизм, который был в сюжете, молодая пара, значит, платит по полной, а еще включают обогреватель, они могут как-то еще заодно за перерасход электроэнергии... ? Татьяна Овчаренко: Конечно, взыскать, само собой. А то, что они терпят, что у них холодно, что у них сыро, вот это та же история, они должны фиксировать. Но мы, помните, как-то говорили, что 18 градусов норматив – это, конечно, возмутительно, потому что холодно в комнате. Тамара Шорникова: Телефонные звонки. Константин Чуриков: Но в Англии так живут. Татьяна Овчаренко: И сопли у детей. Константин Чуриков: Это правда. Тамара Шорникова: Мы сейчас у нас поспрашиваем. Московская область, Ирина, здравствуйте. Ирина, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте! Константин Чуриков: Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Зритель: Я купила квартиру в новом доме в городе Котельники, получили ключи в апреле 2018 года… Константин Чуриков: Поздравляем, Ирина. Зритель: …«ПИК-Комфорт» сразу начислял нам по среднему, хотя у нас в новом доме у всех есть индивидуальные счетчики тепла. Я стала жаловаться управляющему, у нас Козленко Евгений Николаевич, также на горячую линию «ПИК-Комфорт», ссылаясь на статью от 18.12.2018 за номером 1708... Константин Чуриков: О. Зритель: ...где говорится, что, если один человек, как это, свой счетчик зарегистрировал, значит, уже имеет право, чтобы учитывали индивидуальный счетчик учета. Константин Чуриков: Да, индивидуальное потребление, да. Зритель: Да, а не по среднему. Я не могу нигде добиться. Потом 10 ноября написала жалобу в областную московскую жилищную инспекцию, и представляете, мне вот 14 января исполнитель Швайбович Анна Владимировна написала, что, руководствуясь статьей №354, а у нас в доме тысяча квартир... Константин Чуриков: Да, сейчас... Татьяна Овчаренко: Так, пожалуйста, короче, без подробностей, да. Константин Чуриков: То вам подробности нужны... Так. Зритель: Сорок процентов квартир только, значит, опломбировали свои счетчики... Татьяна Овчаренко: И что? Зритель: ...и вы никогда, в общем, не будете платить за... Константин Чуриков: Ирина, спасибо, оставайтесь на линии, сейчас берите ручку и записывайте. Татьяна Овчаренко: Спасибо вам большое, да. Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна? Татьяна Овчаренко: Это замечательно, да. Ну и что, что остальные? Вам какое дело до остальных? Все эти сказки Московской областной жилинспекции широко известны в среде специалистов. В суд подавайте, дорогая, и требуйте перерасчета и штрафа, и штраф потребителя. И прекратите, пожалуйста, эту переписку, приложите ее прямо как доказательство в суд. Константин Чуриков: Подождите, Татьяна Иосифовна, вам не угодишь: то, значит, жаловались не жаловались, знаете не знаете. Тут человек подкованный, с бумажками, с актами, все как вы любите. Татьяна Овчаренко: Да-да. Я вам скажу, коренная причина в том, что не надо покупать квартиры в новых домах. Константин Чуриков: А в каких покупать? Татьяна Овчаренко: Во вторичном рынке. Там никто вам не навяжет на 5 лет «управляйку» сына застройщика, зятя, еще кого-нибудь и не будет морочить голову, не будет смычки с местным управлением. Это жалобы, типичные для новой застройки. Тамара Шорникова: Давайте посмотрим еще SMS и обязательно звонок чуть позже послушаем, не отключайтесь. Великий Новгород: «В квартире 30 градусов. Жалуемся, толку мало». Удмуртия с иронией: «Не волнуйтесь, в апреле пересчитают, добавят тысяч 5». Воронежская область: «Топят, как будто бы -30 на улице. Что делать? Дом старый, говорят, не регулируется температура». Татьяна Овчаренко: Ой, насчет того, что говорят, что кур доят, это нам широко известно. Пусть акты предъявят технические о том, что невозможно поставить приборы эти самые учета. Все равно все платежи выше норматива из кармана «управляйки», это официально. Откройте постановление 384-е или 1080-е, еще 290-е, еще их там четыре штуки, и закон об энергосбережении. Вы как потребители не обязаны оплачивать их «танцы» с вашими деньгами. Константин Чуриков: Совершенно экваториальный климат обнаружен в квартире Великого Новгорода, там 30 градусов, люди пишут: «Жалуемся, толку мало». Татьяна Овчаренко: Да. Константин Чуриков: В общем, такая баня дома. Что делать? Татьяна Овчаренко: Ну как что? Перестать жаловаться, подать в суд. Написать эту бумажку из серии «произведите перерасчет в соответствии с приложением №1», о котором я только что говорила, 384-е постановление, где написано, что за 22 градуса вы платить должны, а за 8 лишних градусов нет, и за каждый час 0,15%. У вас соберется за месяц 100%-я оплата вот эта помесячная, которую вам должны вернуть. Константин Чуриков: Но менеджеры управляющей компании могут с этим не согласиться и посоветовать купить вот эти умные новые батареи, где можно так вот, знаете, «вкл-выкл», «меньше-больше», «теплее-холоднее». Татьяна Овчаренко: Значит, советы – дело замечательное, но в данном случае сначала... Денежки же сегодня платятся, ну вот за сегодня и за завтра надо вернуть. Константин Чуриков: Еще звонок. Тамара Шорникова: Да, Светлана, Екатеринбург на связи у нас. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте, Светлана. Зритель: Слышите меня? Константин Чуриков: Да, слышим. Тамара Шорникова: Отлично. Константин Чуриков: Что беспокоит уральскую столицу? Зритель: Вот у меня такой вопрос немножко не по теме сегодняшней, по электроэнергии. На доме стоят счетчики на электроэнергию на общедомовые нужды, то есть за подъезд, за лифты, за все-все стоит счетчик, и до 2018 года мы платили, расценка входила в содержание, в стоимость графы «Содержание жилья», там копейки какие-то были, мы даже и не знали про них. А с 2018 года стали нам в нашей жировочке писать по 94 рубля, за каждый месяц мы должны платить за общее содержание электроэнергии, за места общего пользования по электроэнергии. Жаловались в ГЖИ. Это же неправильно, есть счетчик, почему берут по какому-то тарифу? ГЖИ отписку нам дало, и больше мы не знаем, куда и как, что, но это продолжается уже больше 2 лет. Что делать? Татьяна Овчаренко: Не платить. Чего бы не должно продолжаться, если вы платите? Закон предписывает оплачивать только по показаниям счетчика. При этом счетчики должны быть по подъездам. Так что снимайте показания общедомового счетчика, совет дома изберите или изберите лицо, ответственное за это, и по этим показаниям оплачивайте. Вообще впервые... Вы не единственные, кому таким образом морочат голову. Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, по поводу «не платить». Вот тут, может быть, поосторожнее надо, потому что, как выяснила газета «Коммерсант», сегодня об этом написала, коллекторским агентствам могут разрешить заниматься долгами по оплате услуг ЖКХ, предполагает новый вариант законопроекта о деятельности по возврату просроченных задолженностей физлиц. Татьяна Овчаренко: Ну я призову потребителей, есть специальная считалка в Государственной Думе, и мы вам устроим протесты, что мы против таких изменений. Интересно, что вы там попринимаете, это, кстати, вопрос для голосования, во-первых. А во-вторых, пока солнце взойдет, роса у «управляек» очи выест, потому что коллекторские агенты вступают в процесс только после вынесения решения судом и передачи не коллекторским агентам, а через судоисполнителей управляющим. Вот, пожалуйста, вперед, хочу это видеть. Пока коллекторские агентства, кстати, руками и ногами отбиваются, потому что это ужас, вот эта переборчивость по квартирам, это вам не банковская. Константин Чуриков: То есть им придется какие-то копейки взыскивать, вместо того чтобы травить людей, которые взяли большой кредит? Татьяна Овчаренко: На фоне их работы и затрат, да, это неудобно, понимаете? Они же тоже люди деловые. Константин Чуриков: Они тоже люди? Татьяна Овчаренко: Да. Константин Чуриков: Хорошо. Тамара Шорникова: Давайте послушаем людей. Оксана, Ростовская область, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Я хочу задать вам вопрос по поводу счетчика, но не квартирного, а в частном доме. Тамара Шорникова: Задавайте. Татьяна Овчаренко: Ну? Зритель: Я просто проживаю в своем доме, у меня 55 «квадратов» дом. Мне приходит по среднему квитанцию, потому что год назад истек срок годности счетчика. Сейчас я начала заниматься этим вопросом, месяц назад, все оплачивала, все квитанции имеются, вот. Теперь, значит, я не могу добиться того, мне его установили буквально неделю назад, не могу добиться опломбировки, потому что из кабинета в кабинет, это бесконечная бумажная волокита, то у вас этой бумажки нет, то это мы хотим, вымогают взятки откровенно, просто уже нервная система на пределе. Татьяна Овчаренко: Слабая у вас нервная система, извините, раз живете в частном секторе. Могу вам сказать, что отказ... Письменно пусть вам откажут, подайте, на это им требуется ровно 2 дня по закону, пусть вам откажут опломбировать счетчик заводский с номерами письменно, и тогда у вас есть возможность, во-первых, подать в суд, во-вторых, подать в органы МВД на вымогательство. Прямо так. Тамара Шорникова: Вы знаете, такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, какой срок службы труб отопления в многоквартирном доме?» –Краснодарский край зачем-то интересуется. Константин Чуриков: Ну как зачем? Чтобы понять, менять трубы, не менять. Тамара Шорникова: Менять, нет? Татьяна Овчаренко: Водогазовые, черного металла трубы служат 15–17 лет. Есть специальные ведомственные строительные нормы, называется «Определение степени износа жилых домов», вот посмотрите, там все есть. А оцинкованные, в отоплении я вообще не видела оцинкованных, они служат 35–40 лет и 50, так что так вот... Если внутри наросло, это значит... Вот в городе Дзержинске мне привозили, это обалденно, у меня до сих пор есть эта железяка с наростом таким, там вот такая вот дырочка, а там диаметр правильный. Значит, не промывали, это вина эксплуатационников, то есть управляющей организации. Вот так вот. Константин Чуриков: То есть труба нормальная, просто нароста много, дырочка маленькая. Татьяна Овчаренко: Да, то есть они неочищенную воду на ТЭЦ... Константин Чуриков: Вы любите такие сообщения: «А у нас по Чертановской, 39, корпус 1 плитка отлетает, скоро дом развалится». Татьяна Овчаренко: Нет, если плитка отлетает, это не значит, что дом развалится, это плитка отлетает. Это ничего. Константин Чуриков: Она же может отлететь, как говорится, и по голове. Татьяна Овчаренко: Нет, если трещина, да еще сквозная, тогда дело пахнет керосином, надо проводить экспертизу. А так вот эта самая облицовка в наших условиях при отмерзании и замерзании, это до 20 раз в сутки у нас бывает... Константин Чуриков: Переход через ноль. Татьяна Овчаренко: Переходит, и растворы не выдерживают, в результате она лопается, и сама она не имеет сцепления, в общем, это больное место. Константин Чуриков: Но просто люди же в подъезд, они не под землю заходят, они же в подъезд заходят, оно может по темечку ударить. Татьяна Овчаренко: Помните сталинские дома в сетках? Не обращали внимания? Константин Чуриков: Да. Татьяна Овчаренко: Это вот та прославленная, и та летела, так что... Лучше сшибить и решить вопрос как-то иначе. Константин Чуриков: А еще, смотрите, Удмуртия: «Татьяна Иосифовна, я не хочу платить комиссию при оплате счетов за ЖКХ. Что мне делать?» – Долорес, имя такое. Татьяна Овчаренко: Вообще готовиться: ходят слухи, что эти комиссии отменят, я уже второй год их слышу. Придется платить. Или вы имеете право на счет управляющей организации платить напрямую, на ее расчетный счет, но все равно банк, наверное, возьмет комиссию, что-то у меня такое тяжелое подозрение. Ничего. Тамара Шорникова: Есть у нас еще один телефонный звонок, Нижегородская область и Татьяна. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Можно задать такой вопрос? Вот мы получили платежки, и там на обороте написано, что с 1 января 2020 года будет повышена строка «Содержание и текущий ремонт» на основании постановления городской администрации города. Татьяна Овчаренко: И что? Вы общее собрание собирали, для того чтобы назначить собственную цену, как говорится в законе? Зритель: Нет. Татьяна Овчаренко: Знаете, когда администрация назначает цену? Когда товарищи забывают сползти с дивана и исполнить свой интерес. Значит, цену на содержание и ремонт назначает общее собрание по согласованию с управляющей организацией, которая, конечно, препирается и так далее, но это вопрос согласования. Есть специальные протоколы разногласий, протоколы согласования цены и так далее, все есть в Интернете, внуков отрываете от «Танки» и «Word», пихаете, значит, по делу заниматься, все вам найдут. Собирайте собрание и свою цену вносите. И вообще ваша администрация что-то поторопилась. Зритель: Спасибо! А еще подскажите, пожалуйста, а вот куда можно с этим вопросом обратиться? В жилищную инспекцию? Татьяна Овчаренко: А при чем тут жилищная инспекция? Это вы сами не исполнили возложенную на вас обязанность. Зритель: Ага, ясно. Татьяна Овчаренко: Так что, извините, обращайтесь к соседям. Зритель: Ясно. Константин Чуриков: А теперь сообщение из Перми. Вы знаете, вроде вот региональный центр, но по контексту, я так подумал, что это вот там и существует: «Пермь. У людей еще есть ямы выгребные, платят летом за дождь, весной за тающий снег. И за чей счет капремонт ямы выгребной?» Вообще у нас такое предусмотрено? Татьяна Овчаренко: Наверное. Санитарные же требования там излагаются, есть специальные инструкции, как содержать и так далее. Если это на их земельном участке, выгребную яму ремонтируют за счет собственников. Константин Чуриков: Но они имели в виду, что там дождь, снег, все сыплется, то есть как бы не то, за что они должны платить, что обеспечивать, а вот природные явления угрожают выгребной яме. Что делать? Татьяна Овчаренко: Ну как угрожают? Выгребная яма имеет решетку, хорошо сделанная имеет крышки и так далее, там труба должна торчать фановая, ай-яй-яй. Какие дождь со снегом? Тамара Шорникова: Несколько сообщений об отоплении, особенности национального отопления в стране. Адыгея: «В октябре топили 3 дня, в конце оплату требуют за месяц. Правильно?» Татьяна Овчаренко: Нет, но это вопрос перерасчета. Вообще-то обычно аж через год пересчитывают. Но к маю могут, если помесячная оплата, пересчитать вот на эти 3 дня. Тамара Шорникова: И вот интересная история из Белгородской области: «У нас половина квартир на подаче, у них жарко, у других на обратке холодно, а платим одинаково. Что делать?» – Белгород. Татьяна Овчаренко: А кто зимой... Это в принципе означает, что система, очевидно, засорена, каким-то образом не проходит. Это надо требовать уже вне сезона или сейчас промывки, проверки, что там с давлением, может быть, там какие-то воздушные... Константин Чуриков: ...пробки. Татьяна Овчаренко: ...пробки, да, что-то такое. Константин Чуриков: А вот еще SMS, Свердловская область: «Почему, живя на первом этапе, плачу за лифт? Спасибо». Татьяна Овчаренко: А потому что так решило правительство, это написано в постановлении 423. Константин Чуриков: Давайте уточним: прежнее правительство. А то сейчас у нас новое. Татьяна Овчаренко: А, а это прежне-прежнее правительство, к вашему сведению. Константин Чуриков: А, вот так? Предпоследнее. Татьяна Овчаренко: Да-да. Константин Чуриков: Хорошо. «Дом двухэтажный, платим по нормативам, за 60 квадратных метров 5 950 рублей 7 месяцев». Татьяна Овчаренко: Ну и что? Константин Чуриков: Ждут от вас решения, Татьяна Иосифовна. Татьяна Овчаренко: Я не поняла вопроса. Константин Чуриков: Хорошо. Смотрите: «Семьдесят девятый регион, Еврейская автономная область, нереально завышенные счета за ЖКХ, нет очистных сооружений, одна «скорая» на пять населенных пунктов». Что делать, если прямо непомерно высокие счета ЖКХ? Как вот узнать, какие они правильные должны быть? Татьяна Овчаренко: Это вопрос в части содержания и ремонта сами пусть себе назначают, как я уже раньше сказала, а в части остальных коммунальных услуг ресурсную комиссию запрашивают, которая устанавливает, присутствуют на этих заседаниях, вносят протесты прямо там на этих заседаниях, то есть активно участвуют в формировании тарифов, закон дает им это право. Тамара Шорникова: Югра пишет: «Добрый день. Должна ли я ремонтировать балкон за свой счет, если он накренился? В таком состоянии (уточняет автор) была приобретена квартира. В УК говорят ремонтировать своими силами. Правомерно ли это?» Татьяна Овчаренко: Правда? Когда ты купил за свой счет вообще корову со сломанным рогом, то вообще-то да. Но так как это... Константин Чуриков: Подождите, балкон, это же можно грохнуться, остальные грохнутся. Татьяна Овчаренко: Да-да-да, а так как теперь... У нас же там споры безумные, общее это имущество или это составная часть квартиры, следовательно, это частное имущество. В конце концов, Верховный суд и вообще все постановили, что балкон – это общее имущество, ремонт общего имущества – это обязанность управляющей организации. Тамара Шорникова: Ага. Константин Чуриков: Смотрите, что еще: «Обалденный эксперт, который дает комментарии, все по-человечески понятно». Я еще понял, что вот одно сообщение было из Москвы, что вас боятся в Москве, во всяком случае люди, значит, пишут: «Мало одного раза в неделю, «управляйки» с вашим появлением в передаче стали сразу с нами считаться». Чем им пригрозить, чтобы они, ну кроме вас... ? Татьяна Овчаренко: Во-первых, меня моя «управляйка», привет ГБУ «Жилищник» Текстильщиков, не боится, она упорно утверждает, что я ему должна 80 тысяч и что я, оказывается, 20 месяцев подряд не платила, это я в восторге, но все руки не доходят заняться. Нет, ну как? Требуйте и больше ничего, требуйте, с одной стороны. С другой стороны, ведите с ними переговоры, они вам тоже что-то интересное расскажут про себя и оправдаются местами. Тамара Шорникова: Это Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ, и ее финальный совет, так сказать. Константин Чуриков: «ЖКХ по-нашему» каждую среду в это же время, в 14:30 по Москве. Спасибо, Татьяна Иосифовна. Тамара Шорникова: Спасибо. Татьяна Овчаренко: Спасибо вам. Константин Чуриков: Ну а сейчас о темах «ОТРажения» после 7 вечера.