Тамара Шорникова: Итак, мы начинаем… Иван Князев: Нашу любимую рубрику. Тамара Шорникова: Не только нашей. У зрителей восторг полный. Иван Князев: Кстати, тоже будем говорить об электронных форматах. Тамара Шорникова: Да, конечно. Еще раз обсудим. В Госдуме предложили ввести скидку на оплату услуг ЖКХ через интернет. Собственно, это будем обсуждать. И не только это. Также поговорим о намерении депутатов запретить отключать услуги ЖКХ должникам. Все это будем обсуждать вместе с вами и вместе с нашим постоянным экспертом. У нас в студии Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ. Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Итак, сначала к новостям. Что ждет тех, кто платит через интернет? Скидки действительно? Татьяна Овчаренко: Трудно сказать. В связи с возней с личными кабинетами масса жалоб поступает. Личный кабинет – это электронный способ платежа. Именно всего того, что ты обязан там платить только то, что выставлено, а свободный формат, который, например, банки предоставляют, в личных кабинетах обычно не присутствует. Это первое. И второе. Я с этим лично столкнулась. Три раза Мосэнергосбыт перестраивал программу. В результате, сколько бы я к нему ни приставала, личный кабинет отвечает мне, что я не я, все у меня неправильно. Вот вам пожалуйста. И третье. Почему я все время должна помнить логин, пароль? Понимаете, очень многих это раздражает. Иван Князев: Татьяна Иосифовна, это же безопасность. Татьяна Овчаренко: Да? Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Как сейчас оплачивают услуги ЖКХ не только Татьяна Овчаренко, но и другие герои, выясним из нашего сюжета. Есть несколько историй от Алексея Дашенко. СЮЖЕТ Иван Князев: Понимаете, как-то так не очень справедливо получается. Смотрите, в деревнях люди живут. Какой там компьютер? Какой там планшет? Какие там логин и пароль? Люди слов таких не знают на самом деле. И, получается, ну а что? Им теперь никакой скидки. Представляете, как они обидятся? Тамара Шорникова: Как всегда, у нас на пути прогресса встает бескрайняя наша страна. Татьяна Овчаренко: Просторы. Иван Князев: Да. Татьяна Овчаренко: Конечно. А, потом, безумная стоимость. Одна из моих коллег, которая уже на пенсии, живет в Якутии. Когда она мне назвала, сколько они платят за интернет, мне плохо стало просто. Это невозможные цены. Поэтому они, безусловно, не по карману обычному пенсионеру. Иван Князев: Я предлагаю ввести просто скидки на оплату без интернета. Вообще просто… Татьяна Овчаренко: Хорошая мысль. Да, действительно. Тамара Шорникова: А можно вообще отменить просто квартплату? Татьяна Овчаренко: Нет. Почему квартплату? Коль господин Чернышев говорит о том, что скидки на ЖКХ можно позволить, если через интернет, пускай тогда на всех уже. Тамара Шорникова: Значит их в принципе можно позволить? Татьяна Овчаренко: Да. Значит их в принципе можно позволить. Тамара Шорникова: Логично. Еще об одной инициативе. О том, чтобы не отключать должников от услуг ЖКХ. Тоже говорили об этом, обсуждали в Госдуме. Во-первых, семьи страдают. По разным причинам возникает долг за услуги ЖКХ. Семья при этом, если газ отключили, может в холодное время остаться без отопления. И, во-вторых, страдают все – не только должники. Если там какую-то заглушку поставили, есть случаи, что затапливали канализацией квартиры, которые абсолютно ни при чем и вовремя, в срок все оплачивают. Как вы думаете, чем обернется эта инициатива? Татьяна Овчаренко: Учитывая, что заглушки в основном получили хождение, ну и сбытовики отключают, если есть на лестнице, они в состоянии добраться до твоего счетчика, то я считаю, что это очень правильно. Потому что это варварский метод с заглушками, которые благополучно проваливаются и заливы происходят совершенно других квартир. Более того, те, которые не живут, у которых огромные долги, к ним и проникновения толком нет, особенно если это совсем верхние этажи. Во всяком случае, так объясняют. И в результате заглушки эти летят на нижние этажи, и вот такая история. Что касается энергосбытовых организаций, то вообще манера там обсчитывать и начислять долги просто приняла катастрофический объем, просто совершенно. У них ходят контролеры. Их показания, занесенные в книги, не совпадают с вашими, не совпадают с тем, что у них занесено, и вам приходят долги какие-то фантастические, и чрезвычайно сложно добиться вообще… Тамара Шорникова: Как часто к такой радикальной мере у нас все-таки прибегают? Татьяна Овчаренко: А эта идея, которую мы обсуждали – вывесить все счетчики, вынести вообще на столбы, на поверхность земли, на мороз -20. Тамара Шорникова: Позорные? Татьяна Овчаренко: Да. Это же совершенно никуда не годится. Тем не менее, вот так… долги у людей, потому что неверные показания. Кстати, это обычная история. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. К нам дозвонилась Татьяна из Московской области. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Татьяна. Зритель: Добрый день. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Слушаем вас. Зритель: У меня такой вопрос. Почему банкам разрешили такой грабеж производить физических лиц при оплате квитанций по ЖКХ? Берут в процентах от суммы платежа. Через банкомат это от 1.2% до 1.5%. Если идешь к операционисту – 3% суммы платежа. Доходит до 100 рублей. Помимо квитанции, еще и банку приходится платить. Это в зависимости от того, кто сколько платит. А почему юридические лица, когда перечисляют, открывая счет в банке, свои платежи, независимо, 5 млн, 15 млн, 20 млн, 100 тысяч, у них платежка стоит 30 рублей максимум. Почему для физических лиц при этой плате за ЖКХ не установить твердую ставку за эту квитанцию при оплате независимо от суммы? Татьяна Овчаренко: Я должна сказать, что юрлица платят вообще за обслуживание банка. И отнюдь не 30 рублей. Что касается нас, физиков, то каждый банк все-таки обрабатывает эти деньги, он держит оборудование, платит зарплату, платит налоги. И естественно, что он берет процент с этих самых переводов. А вот какой банк сколько берет – этот отдельный вопрос. И тут он никак не урегулирован. Так что представить себе, что кто-то назначит одну сумму, я плохо себе представляю. Иван Князев: Татьяна Иосифовна, смотрите, какой вопрос пришел из Нижегородской области: «Зима была теплая. Будут ли скидки за отопление?» Я просто по себе знаю. Замечал. У меня батарея, когда действительно температура была достаточно высокая зимой, они не были такие горячие, как это бывает, когда морозы. Будут ли перерасчеты делать? А как их считать? На сколько они понижали градус моей батареи или насколько он был высокий? Татьяна Овчаренко: Во-первых, это выяснится в будущем году. Начнем с этого. Во-вторых, выяснить это можно, сопоставив (только не пугайтесь) температурные графики, режимную карту вашего дома и температуру GISMETEO. Дело в том, что эти общие счетчики, которые дают нам регуляторы тепла, они зависят от специальных термометров. Мы не знаем, где они, но они есть. Они отмечают температуру. Вероятно, да. Но вообще, пока энергетики будут говорить, что заплатите за столько, за сколько мы отпустили… понимаете, какая безумная логика? До тех пор мы не будем замечать в оплате ничего, кроме повышения. Тамара Шорникова: Я зацеплюсь. Режимная карта вашего дома. Татьяна Овчаренко: Это сколько градусов должно быть у теплоносителя, то есть на сколько он должен нагреваться, когда вошел… Тамара Шорникова: У нас разве не единая температурная норма? Татьяна Овчаренко: Нет, у нас это зависит от дома. У нас единые нормы по климатическому поясу: -25, -27 и так далее. А это зависит от конструкции дома. Может быть подача 90 градусов, а обратный ход (он же обогрел всех) – 70. Может быть 105 на 75, может быть до 150, зависит от еще какой-нибудь климатической зоны. Колыма. Поэтому без этого невозможно сопоставить, правильную тебе подали температуру, завысили, занизили и деньги взяли. Тамара Шорникова: А кто хранитель карты? Татьяна Овчаренко: Режимная карта должна быть в управляющей организации. Она лежит на ней грудью и отстреливается. И, кроме этого, в поставках у энергетиков должна быть. Но они тоже скрывают. Иван Князев: Послушаем Анатолия из Чувашии. Зритель: Оплачиваю коммунальные услуги… только по нормативу. Теперь мне 4 месяца уже приходят перерасчеты по ОДН. Татьяна Овчаренко: И что? Зритель: И за холодную воду, и электричество. Я потребляю 3.5 куба холодной воды. Плачу ресурсникам. Оплачиваю по нормативу. И перерасчеты идут мне… 6.5 кубов выставили. Я теперь не оплачиваю эти перерасчеты. Прав я или не прав? Татьяна Овчаренко: А почему вам пришло 6.5, вы выясняли? Зритель: Я обратился в управляющую компанию письменно. Мне пришел ответ: «Согласно постановлению 354, все правильно. Сколько ресурса поступило в дом, вычитается суммарный ИПУ. Остальное ушло на обслуживание ОДН». Я так понимаю… на жильца. Иван Князев: Что такое ОДН? Татьяна Овчаренко: Общедомовые нужды. Это на мытье полов у них ушло… А сколько квартир в доме? Зритель: 90. Татьяна Овчаренко: Вот они 500 тонн воды… Это 25 000 ванн потратили на то, чтобы вымыть пол на лестничных клетках. Круто так, да. Тамара Шорникова: Самый чистый дом в России, мне кажется. Татьяна Овчаренко: Да. Помыть сверху донизу – и блестит. Потребуйте, чтоб вам представили показания счетчиков. Если счетчиков нет, то по нормативу не понимаю я, как это у вас получается. Пусть приведут расчеты. Тамара Шорникова: Очень много СМС в поддержку предыдущего звонка. Хороший вопрос про комиссии. «Пусть хотя бы комиссию отменят за уплату ЖКХ. Уж бог с ним со скидками». Но, естественно, как только эта инициатива возникла, появились разговоры о том, что никто себе в убыток работать не будет. Банки, естественно, отменят комиссии для нас, простых жителей – введут большие для энергопоставляющих компаний, а те на нас отыграются тарифами. Татьяна Овчаренко: Да, только так. Иван Князев: Замкнутый круг. Татьяна Овчаренко: Во-первых, это уже было. Комиссии банков уже включались в тарифы в 2007 и так далее. Сейчас точно не могу назвать. Потом их исключили, потому что эти деньги не так быстро до банков доходили. Там свои были проблемы. И поэтому их переложили на потребителей. Требуйте, чтобы у вас кассы открывались и чтобы вы могли прийти и налом заплатить. Иван Князев: Ивановская область спрашивает: «Правильно ли берут с нас за отопление подъезда с квартирной площади?» Татьяна Овчаренко: Это зависит… Отопление подъезда считается по одной формуле. Она есть в 354 постановлении «Правила предоставления коммунальных услуг». И там нежилые площади входят в состав этой формулы. Так что выводиться отдельной строкой вообще это не может. Это должно входить в тариф по отоплению. Иван Князев: Ростов еще спрашивает. Достаточно серьезный вопрос: «Соседка не проживает с 2012 года. Не платит. Никто ее не ищет. А все жильцы страдают. Как быть?» Татьяна Овчаренко: А в какой форме они страдают? Иван Князев: Вот этого я тоже не понимаю. Тамара Шорникова: Если она не живет, значит и не пользуется ничем. Татьяна Овчаренко: Они хороводы водят, плачут, что ли? Иван Князев: Видимо, она должна… Тамара Шорникова: И она свет забыла в комнате выключить. Иван Князев: Нет. А, может, их отключили на самом деле. Татьяна Овчаренко: Нет. Я думаю, что управляйка разбрасывает на всех этот платеж. Это совершенно незаконно. И для этого надо обращаться вообще в жилищную инспекцию и в прокуратуру. А если сумма значительная, то и в органы МВД, трактовать как преступление. Тамара Шорникова: Телефонный звонок послушаем из Санкт-Петербурга. Лидия к нам дозвонилась. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я приняла СМС-ку, что электросчетчик требует замены, или будет применяться коэффициент 1.5. Татьяна Овчаренко: Послушайте. Это мошенники. И забудьте, пожалуйста. Зритель: Я звонила в Петроэлектросбыт. И там сказали, что у меня кончается срок. У меня был счетчик поставлен. У нас были срезаны счетчики. У меня кончается срок в мае. Татьяна Овчаренко: Я вас прошу. Пожалуйста, выслушайте меня. Минимальный срок службы электросчетчика – 16 лет. То есть в 2030 году пусть волнуются. Начнем с этого. Во-вторых, по телефону не сообщаются подобные сведения. Затребуйте письменно за подписью должностного лица, с указанием номера счетчика и прочего, и прочего. И окажется, что никто не звонил. Это связано с тем, что с 1 июля счетчики, которые подлежат замене, сбытовики должны установить бесплатно. Поэтому они просто морочат вам голову. Иван Князев: Коль мы о счетчиках заговорили, опять же Ростов спрашивает: «Сколько раз в году должны проверяться электросчетчики?» Татьяна Овчаренко: Каждые полгода. Тамара Шорникова: Еще ремарка: «Соседей отключили от электросети и газа. Все равно не платят уже год. Ижевск». В сложно в таких условиях… конечно, но тем не менее. Краснодарский край: «Поменялся оператор по мусору. Новый отказался перерасчитывать». Татьяна Овчаренко: Это зависит от того, правопреемник он или нет. Что значит поменялся? Выясните, в чем дело. А почему он должен перерасчитывать? Что именно он должен перерасчитывать? Тамара Шорникова: Возможно, не успели какие-то счета оспорить, например. Татьяна Овчаренко: Это проблемы между двумя юридическими лицами. Иван Князев: Курганская область: «Нужно ли платить за мусор, если в квартире никто не проживает?» Татьяна Овчаренко: Нужно ли представить доказательства того, что они проживают? Нет, не нужно. Иван Князев: И Московская область туда же: «Должна ли я платить за мусор, если имею дом в собственности, но при этом я там не прописана, проживаю только летом как дача». Татьяна Овчаренко: Проживаете летом – летом платите. Представляете своему мусорному оператору сведения о том, когда живете, когда не живете. И раз в год пусть делает перерасчет. Тамара Шорникова: Телефонный звонок из Челябинска. Людмила, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У нас Калининский ДЭЗ. И я второй год уже с ними спорю и не могу добиться правды. Они мне все время не по счетчику воду начисляют, сколько я должна платить, а по нормативу. И просто все дело в том, что я не могу… а они все время не пускают там, закрыты, мы должны письменно обратиться к ним. А письменно обратишься – они снова формально отписываются, и все. Татьяна Овчаренко: А зачем вы с ними возитесь? Зачем вы с ними возитесь? Подайте в суд. Подайте заявление в жилинспекцию, потребуйте прокурора разобраться. Разницу, которую вам излишнюю начислили, требуйте, чтоб вам как потребителю выплатили 50%-ный штраф в соответствии с требованием Жилищного кодекса. Ну что это за 1.5 года? Три дня дается им на ответ. Взвесьте. Тамара Шорникова: «УК выслала предписание о демонтаже остекления балкона. Ссылаются на пункт 1.7.2 и 1.7.4. Остеклен он давно. И у всех почти». Архангельская область пишет. Татьяна Овчаренко: Я не знаю, что это за пункт и о чем разговор. Это какое-то местное распоряжение? Вообще такое бывает. Если местная власть считает, что в Архангельской области пальмы растут на балконах и это мешает светопроникновению, то да, оно издает такой приказ о том, чтобы демонтировать остекление. Я помню, с 1 курса института эта борьба была. Она кончилась победой граждан. Тамара Шорникова: Так что не отчаивайтесь. Татьяна Овчаренко: Не отчаивайтесь, да. Иван Князев: Орловская область пишет: «Повышение тарифа управляйки с 1 февраля произошло на 5.63%. Это законно или нет?» Татьяна Овчаренко: Смотря по каким услугам и какой индекс для вашей области принят. Это нужно запрашивать местное управление Федеральной антимонопольной службы. Иван Князев: Еще вопрос о законности. Башкортостан: «У нас полы не моют на лестничной клетке, а ОДН за воду начисляют. Это законно?» Татьяна Овчаренко: Если вам залезают в карман при входе в троллейбус, это законно или нет? Как вы полагаете? Иван Князев: Я думаю, тут нужно спросить опять – а что делать? Татьяна Овчаренко: Что делать – очень просто. Актируйте эти факты и предъявите им претензию. Иван Князев: Актировать как? Татьяна Овчаренко: Первый раз вызвал по телефон диспетчера: «Пол не мыт. В чем дело?» А на второй, на третий раз, когда надоест… Потому что обычно они один раз помоют из серии «на тебе»… Актируйте с помощью соседей. Родственники случайно мимо шли. Составляйте в свободной форме, что эта работа по мытью полов не произведена, и требуйте перерасчета, возврата средств. Иван Князев: А там есть какой-то норматив? Они должны их мыть каждый день или раз в 3 дня? Татьяна Овчаренко: Вообще есть 180-ое постановление. Оно действует до сегодняшнего дня. И есть еще специальное, кажется, 412-ое постановление правительства Российской Федерации. На радость всем управляйкам там есть минимальный перечень. Я не хочу грубости говорить, чтоб вы все… И в нем вообще снижены эти количества. Но, тем не менее, лифт там каждый день влажная уборка, мытье по 2 этаж, потом раз в 2 недели… Зависит от региона. Они вносят поправки. Но это обязательно. И в договоре управления должна быть в приложении строка по уборке, сколько стоит метр квадратный. Потому что это от квартир. У нас же считается от квартир. И очень легко рассчитать. Если такое приложение есть. Обычно его скрывают. Но затребовать можно. Иван Князев: И моют по состоянию. Татьяна Овчаренко: Не моют. А зачем мыть, если никто не требует, а деньги идут? Зачем? Тамара Шорникова: Спасибо большое. Это была рубрика «ЖКХ по-нашему». На ваши вопросы отвечала Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ. До встречи.