Тамара Шорникова: А прямо сейчас в эфире наша рубрика «ЖКХ по-нашему». Будем сегодня разбираться, что делать, если вам выставляют двойные счета – за отопление и другие коммунальные услуги. Поможем нам в этом наш эксперт в сфере ЖКХ Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина. Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. Я думаю, что будет правильнее, если мы сначала все вместе и наши зрители тоже посмотрим сюжет. Вот есть такой поселок один под Костромой. Там жильцам дома выставляют счета за тепло сразу две компании. Предлагают оплатить и центральное отопление, и автономное отопление одновременно. Как это все так вышло – в нашем репортаже. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, как бороться с этим идиотизмом? Татьяна Овчаренко: Больше всего меня потрясло то, что местная администрация… Вот такой поселочек. Две исправительных колонии. Она женская, одна мужская. Константин Чуриков: Градообразующие предприятия. Татьяна Овчаренко: Да. Не дай бог женщины перестанут мужей убивать. Я не знаю, что с ними будет. Администрация вдруг обнаружила, что у нее есть вторая котельная. Это меня больше всего потрясло, понимаете? Это вот такое вот место, где все видно. И поэтому, так как оно очень современное, то вертайте все взад, долой газ, будете платить за тепло. Это с одной стороны. С другой стороны, ну невозможно, дорогие друзья. Любые газовые действия по отоплению – это переустройство квартиры, переустройство на дом. Это 25 статья Жилищного кодекса. Как можно было полагаться, не проверить, что вы не совершили целую группу действий? Теперь я вам могу честно сказать, что предшествующие периоды по теплу вам придется оплатить, потому что вы не уведомили поставщика тепла о том, что вы прекращаете получение ввиду того, что завели себе газ. У нас газовое отопление можно индивидуально даже завести по закону. Константин Чуриков: Татьяна Иосифовна, я абсолютный чайник. Я понятия не имею, как вообще тепло поступает в трубы. Понимаете, я где за этим должен следить? Татьяна Овчаренко: Вы вообще батареи трогаете? Константин Чуриков: Тепло вроде, да. Татьяна Овчаренко: Автономный газовый котел стоит вообще у них обычно на кухне или в кладовке. И у него специальные условия. И в этот момент он гоняет собственную воду в вашей системе. А от отопления отрезаются. Ничего нельзя делать так, как они говорят – самовольно отпилить. Во-вторых, у них, оказывается, какой-то транзит. Эта труба идет сквозь этот дом, чтобы какой-то двухквартирный дом… Вы представляете, что там в этом порядке? Даже если они провели общее собрание, решили газифицироваться, все равно последовательность там серьезная. Целых пять шагов. И самое главное – они не поставили поставщика тепла в известность, что они от него… Не заактировали то, что они отрезались от этого самого тепла. Администрация вообще, я вижу, что-то отстранилась. Я же говорю – обнаружила вдруг… Константин Чуриков: Случайно узнала. Татьяна Овчаренко: Да. Есть такой старый анекдот про арбузы. Он приличный, но… Константин Чуриков: Приличный? Расскажите. Татьяна Овчаренко: Базар. Идет гражданин. Подходит к милиционеру, говорит: «Товарищ милиционер, у меня кошелек украли». Он говорит: «Разберемся, гражданин. Пройдемте. А что вы это руки так держите?» - «Ах! И арбузы тоже…» Вот это из этой серии. «Арбузы тоже». Они нашли у себя вторую котельную. Поэтому действительно суд будет разбираться. А то, что предприниматель, опять же, был не в курсе, что там газовая котельная, это говорит об отсутствии какой бы то ни было коммуникации. И куда смотрит администрация поселка, я совершенно не понимаю. Тамара Шорникова: К тому, что это обязательно какие-то изменения в твоей личной квартире, которые ты не можешь не заметить, или это где-то на общем стояке могут что-то изменить, ты не знаешь… Татьяна Овчаренко: Газ ты же получаешь. Либо у них газгольдер со страшными условиями, такая закопанная большая бадья в землю. Либо у них газифицировано все и они врезались официально в трубу. Это невозможно не заметить. И газовщики как поставщики (ресурсная организация) давали разрешение на эту врезку. Вообще это была большая суета. Как это можно было не видеть? Это делается в определенное время года. Странно. Константин Чуриков: Переходим к вопросам наших зрителей. Татьяна из Карелии на линии. Здравствуйте, Татьяна. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос к Татьяне Овчаренко. По оплате горячей воды. У нас установлен теплосчетчик при входе в теплообменник. То есть учитывая электроэнергию, которая пошла на отопление и на горячую воду. И мы оплачиваем за горячую воду по теплосчетчику и еще отдельно – как за подогрев холодной воды. То есть у нас закрытая система теплоснабжения. Централизованного горячего… нет. У меня вопрос: должны ли мы оплачивать за подогрев холодной воды? Помимо того, что мы платим за холодную воду, мы еще платим по нормативам за горячую воду. Константин Чуриков: Да, спасибо. Татьяна Овчаренко: Если у вас закрытая система, какой подогрев холодной воды? В закрытой системе вы отдельно платите за отопление, отдельно – за горячую воду. Если двухкомпонентно, как это называется, жуть какая-то, это холодную воду выделили из состава горячей воды. Якобы сначала холодную, а потом из нее делают горячую. При этом температура холодной воды везде одинаковая: +8 градусов. Хотя на самом деле она очень разная. Летом не бывает +8. Но ничего. Вот такая принята система. Нет, при закрытой системе вы отдельно платите за горячую воду, отдельно за отопление. Это незаконно. Потребуйте письменных объяснений и дальше уже будете обращаться в суд. Константин Чуриков: Вот еще вопрос, Вологодская область: «Зимой живу и прописана в городе. Почему должна платить за мусор здесь и за дачу?» Татьяна Овчаренко: Нужно мусорному региональному оператору отправить доказательства того, что вы не проживаете значительное количество времени на даче. Константин Чуриков: А какие это доказательства? Татьяна Овчаренко: Там же небось СНТ какое-нибудь. Ну, садовое товарищество или что-то там такое. Берут справку прямо. Константин Чуриков: «С такого-то по такое-то гражданку Иванову не видели». Татьяна Овчаренко: «Не проживает». Ты там должен отмечаться, если ты явился. Константин Чуриков: Серьезно? Татьяна Овчаренко: Да. А как? Вы бы были председателем – вы бы надзирали. Свои, не свои. Тамара Шорникова: Как у нас в стране должно происходить. Татьяна Овчаренко: Должно, да. Тамара Шорникова: Надежда из Кирова к нам дозвонилась. Давайте послушаем. Константин Чуриков: Надежда. Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы Татьяне Иосифовне задать такой вопрос. У нас частные дома. И весь водопровод в хомутах. Его не ремонтируют. Ему 60 лет уже. Говорят – легче нам поставить хомуты, чем делать водопровод. Но берут деньги за полив огорода. Я одна проживаю. Берут только за полив 360 рублей. С мая месяца по сентябрь. Вот правомерна ли такая расценка? Татьяна Овчаренко: Меня бесполезно спрашивать, правомерна она или нет. Спросите местную администрацию, которая этот самый размер определяла. И пусть она вам письменно ответит, из чего состоит эта сумма. Подробно. Причем тут водопровод в хомутах – я не очень поняла. Ну плохой, ну старый. Если у вас есть огород, то обычно местная администрация решает брать деньги за полив. Константин Чуриков: Еще несколько вопросов. «В Саранске по улице такой-то за тепло берут по 2500 рублей. 30 квадратных метров. Однокомнатная квартира. Холодно. Первый этаж не отапливается 9 лет. Материал уже был по ТВ. В прокуратуру писали – и никто не чешется», - пишет нам зритель. Как сделать, чтобы они зачесались? Татьяна Овчаренко: Ну, как? Во-первых, заглянуть в закон о защите прав потребителей, прекратить платежи за неоказанную услугу, вызвать санэпидстанцию, санитарных врачей, определить, какая температура. За эту разницу взыскиваем по 354 постановлению. Кроме этого, потребовать, чтобы восстановили систему отопления. Потому что у нас в законе человек должен быть обеспечен услугами. Это просто непреложное такое имманентное требование закона. Тамара Шорникова: И, конечно, рассказать об этом в рубрике «ЖКХ по-нашему» в программе «ОТРажение». Тоже нередко помогает. Константин Чуриков: Потому что после нашей программы могут там и почесаться. Тамара Шорникова: Ирина, Калининград, на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста. Вот я пенсионерка. Прописана у дочери. Но я так не проживаю. Она точно так же не проживает. Квартира куплена за материнский капитал. Имеют ли право с моей пенсии высчитывать за отопление? Константин Чуриков: А с вас высчитывают? Татьяна Овчаренко: Вы же собственник? Зритель: Собственник – дочь. Татьяна Овчаренко: Вы там зарегистрированы? Зритель: Да, я зарегистрирована. Но там я не проживаю. Татьяна Овчаренко: Да это не имеет значения. Собственник оплачивает отопление, содержание и ремонт в платежках по квартире, в которой он не проживает. Вы в качестве кого? Как член семьи собственника там проживаете? Зритель: Я вообще не проживаю. Дочь купила на материнский капитал. И она прописала меня… Татьяна Овчаренко: Да. Вы как член семьи собственника разделяете эти платежи напополам. Называется солидарная ответственность. Тамара Шорникова: И еще вопрос из СМС. Вот Калужская область: «Промерзают в квартире стены. В ЖКУ говорят – нет денег на счету. Что делать?», - Ирина спрашивает. Татьяна Овчаренко: Что делать? Константин Чуриков: Скоро лето. Перестанут промерзать. Тамара Шорникова: Проблема решится сама собой. Татьяна Овчаренко: Безусловно, надо требовать, чтобы в порядке текущего ремонта сделали утепление стен. Это наружное. Промерзание – это когда точка росы передвигается, куда не надо. И конденсат. Вода потом в лед превращается, разрушает конструкцию. Только так. У вас же есть акты об этом. Вы должны требовать, чтобы вам вот это промерзание как неоказанную услугу… Вы должны требовать возмещение и исправление за счет вашей управляющей организации этого безобразия. Константин Чуриков: Смотрите, еще из Башкирии. Правда, мы не можем верифицировать все, что в этом сообщении указано. «Мэрия города Белорецка решила, что жители микрорайона за тепло платят мало. И с феврале 2019 года им выставляют двойные счета на оплату. Куда только ни жаловались. Даже главе республики. Говорят, в Уфе то же самое». Если двойные счета… Татьяна Овчаренко: Двойные – я не понимаю. То есть им перерасчет устроили и добавили. Ну что, скидываетесь – находите в ближайшем орешнике специалиста-теплотехника. Он вам рассчитывает в соответствии с температурными графиками и реальными объемами подач, сколько на самом деле на вас было израсходовано, сколько должно было быть. И после этого выясняете, на сколько вас ограбили. После чего подаете сначала предложение мирно сдаться вашим тепловикам, а потом через суд взыскиваете разницу, моральный вред, штраф потребителя и прочее. Тамара Шорникова: И еще вопросы. «С какого года нужно платить за капремонт в новом доме?», - Омская область. Татьяна Овчаренко: В нашей замечательной стране проблемы капремонта начинаются через 3 месяца в некоторых регионах. То есть вам дом построили – и уже все, уже пора срочно готовиться к капремонту. А есть и 5 лет, и 3 года. Смотрите по местному законодательству. Константин Чуриков: Это как повезет, да? Татьяна Овчаренко: Да. Константин Чуриков: Анна из Саратова у нас на связи. Анна, здравствуйте. Какой у вас вопрос? Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос к Овчаренко. Что нам делать в доме с неплательщиками за услуги? На них по-всякому действуем: и просим, и упрашиваем, и грозим. Не управляются они с ними, никаких не принимают. Татьяна Овчаренко: А вы тут причем? Тамара Шорникова: Как они вашей жизни мешают? Зритель: Мы платим, а они не платят. Татьяна Овчаренко: И вам какое дело? Это дело управляющей организации. Пусть она их терзает, выселяет, не знаю, что с ними делает. Зритель: Она их вообще не трогает. Константин Чуриков: Может, управляющая компания… Татьяна Овчаренко: Она их неплатежи совершенно незаконно распределяет среди жителей. А жители вместо того… Зритель: Нет. Они просто халявщиками живут. Татьяна Овчаренко: Вам какое дело? Это проблема управляющей организации. Константин Чуриков: Анна, расскажите нам, а сколько этих халявщиков. Их что, больше половины в вашем доме? Сколько их количественно? Зритель: Например, на нашем этаже из 25 квартир где-то 30% не платят. Константин Чуриков: А чем они это объясняют? Зритель: А ничем. «А какое ваше дело?» Татьяна Овчаренко: Это же действительно не ваше дело. Я не понимаю вашей озабоченности. Тамара Шорникова: А все-таки хочется понять. А вы видите какие-то изменения в ваших платежках? Вы больше платите из-за этого? Татьяна Овчаренко: Нет. В платежках нигде не видим. Тамара Шорникова: Просто обидно? Константин Чуриков: Ну, конечно. Зритель: Конечно. Татьяна Овчаренко: Так переходите в их ряды. Если ваша управляющая организация с них ничего не требует и это сходит им с рук… Тамара Шорникова: Татьяна Иосифовна, вы сейчас анархию разводите. Прекращайте. Татьяна Овчаренко: Я решаю свои потребительские интересы. Вот и все. Тамара Шорникова: Вот вопрос от Бурятии: «С 1 января 2020 года увеличен норматив потребления на тепло с 0.017 до 0.023. Это правомерно?» Татьяна Овчаренко: Не знаю. Это надо потребовать объяснений в прямом смысле слова: на основании чего, какова пояснительная записка. Тамара Шорникова: А почему вообще нормативы увеличиваются? Количество жильцов, например, такое же. Татьяна Овчаренко: Нет. Это по принципу «пол, палец, потолок». Тамара Шорникова: «Почему бы и нет?» Татьяна Овчаренко: Ну, да. А вы знаете, что в Москве 0.016, а на самом деле 0.027 Гкал/м2. Хитрости с семью месяцами и с двенадцатью месяцами оплаты дают 70% профита. Константин Чуриков: Навара. Татьяна Овчаренко: Да. Тамара Шорникова: Я не знаю, кто кроме вас, Татьяна Иосифовна, это знает… Татьяна Овчаренко: Нет. У нас в шаге лекции. Сейчас три прошли. Мы в ужасе слушали и видели предъявленные доказательства именно этого – благодаря нашему лектору. Константин Чуриков: Еще. «Как сделать перерасчет за тепло? Ярославская область». Татьяна Овчаренко: В первом квартале в обязательном порядке делается перерасчет. Но он может быть что в плюс, что в минус. То есть ты либо доплачиваешь. А если у нас была теплая зима, то тебе минусуют. Почему? Я уже объясняла. Тепло на самом деле по договорам закупается оптом, в некотором люфте. И обычно или проскакивают, или, наоборот, в пользу потребителя. Но вообще редко в пользу потребителя. Константин Чуриков: Ну, да. Мы в наших предыдущих сериях рассказывали, что такого практически не бывает. Наоборот, только повышают и повышают. «У меня квартира и частный дом. В доме никто не живет и не прописан. Как платить за мусор?» Курган. Татьяна Овчаренко: Мусорному региональному оператору нужно направить доказательства того, что никого нет и не будет в доме. Константин Чуриков: Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ, у нас всегда по средам в это время в рубрике «ЖКХ по-нашему». Спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Да, спасибо. И это были темы дневного выпуска программы «ОТРажение». Прямо сейчас расскажем, о чем речь пойдет вечером.