Татьяна Овчаренко: Если в январской платёжке нет годовой корректировки в вашу пользу, вы априори переплатили

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Ольга Арсланова: Ну что ж, время поговорить о ЖКХ в нашей постоянной рубрике. Мы приветствуем в студии Татьяну Овчаренко, руководителя Школы активного горожанина, эксперта в сфере ЖКХ. И сегодня мы поговорим про переплаты за коммунальные услуги. Здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Я так понимаю, поговорим о явлении, с которым каждый из нас совершенно точно хоть раз сталкивался.

Татьяна Овчаренко: Да.

Ольга Арсланова: Есть ли хоть один россиянин, у которого не было бы такой проблемы?

Татьяна Овчаренко: Вот посмотрите: это письма буквально за последнюю неделю. И это все про это. Т. е. таких россиян нет.

Петр Кузнецов: Как вернуть и почему, да?

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: А давайте еще подкрепим эту стопку видеоматериалом. В Ярославль отправимся. Там пенсионер, зовут его Валентин Петушков, добился уменьшения коммунальных платежей для сотен жильцов многоквартирного дома. После многочисленных судебных тяжб жильцам вернули деньги, незаконно начисленные за отопление и горячую воду. Ни много ни мало, почти полмиллиона рублей.

Ольга Арсланова: Но это было не просто. Валентину пришлось в том числе и на наш телеканал обратиться. Давайте посмотрим сюжет Рустема Давыдова.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: Это касается завышенных тарифов на тепло и горячую воду. Почему? Как это можно…

Татьяна Овчаренко: А чего не брать, если платят? Что-то я не понимаю.

Ольга Арсланова: Нет-нет, механизм расскажите, как это делается. Пишется любая сумма, что ли?

Петр Кузнецов: В тепле легче, что ли, то делать?

Татьяна Овчаренко: Очень просто это делается. Знаменитый принцип «3П»: это Пол, Память, Потолок. И вписал. Эти идут, извините, ходячие…

Петр Кузнецов: Я уж боялся, что третье «П» будет…

Татьяна Овчаренко: Нет, боже упаси. Татьяна Иосифовна у нас даже грубости не переносит. Это первое. А второе, что я услышала. Замечательно, их обсчитали на 400 000. А штраф в 50%, который им положен, каждому, с обсчета? Они подали заявление, чтобы эта управляйка им выплатила? По закону. Друзья, полезно читать Жилищный кодекс. Статья 156, 157. Там все про штраф написано в вашу пользу.

Петр Кузнецов: Все-таки хочу понять в общем и целом, что называется. Когда образуются такие переплаты, тем более существенные, это по ошибке или это…

Татьяна Овчаренко: Нет, это преднамеренно.

Петр Кузнецов: …где-то в каком-то звене кто-то на дурачка пытается?

Татьяна Овчаренко: Да. Норматив в Москве завышен на четверть. Специально создавали якобы эксперты, считали реальность. Посчитали – ну, 12 тыс. Гкал на кв.м, вместо 016. Ну, потом товарищей попросили, и они опять написали, что все в порядке. Вот вам как делают.

Петр Кузнецов: Но в такой-то схеме вот эта переплата, лишняя, она должна оседать-то в конкретном каком-то кармане?

Ольга Арсланова: Кто получает эти деньги, с кого потом их получить?

Татьяна Овчаренко: Поставщики.

Ольга Арсланова: Или в управляющей компании?

Татьяна Овчаренко: Нет-нет. Управляющая только исполнитель. Она может придерживать средства, как было в Восточном Измайлово. У нас было в сюжете, когда 900 млн. руб. где-то потерялись.

Ольга Арсланова: Но строчечка не от нее идет?

Татьяна Овчаренко: Да. Это целиком и полностью игры монополистов, которые поставляют ресурсы. От сел до столицы. Все нормативы завышены на все. Причем безумным образом. И плюс эти завышения, когда у них сломался счетчик, потому что управляющая организация его не обслуживала. (За что ее положено оштрафовать и вообще поменять). И на этом основании им просто так назначили норматив. Ну, мошенники. Это уголовная уже часть вообще в действии. Вот, жители должны следить.

Ольга Арсланова: Уважаемые зрители, если у вас было что-то подобное, вы переплачивали за услуги ЖКХ и вы это потом поняли и, возможно, даже смогли вернуть свои деньги, или только собираетесь это делать и хотите задать вопрос, – звоните в прямой эфир. А пока я вопрос задам. Вот приходит мне платежка. Каждый раз немножечко разные суммы за разные услуги. Чуть-чуть отличаются. Ну понятно, по счетчику – сколько набежало, столько и платишь. По отоплению – бьется на 12 месяцев, тоже неровно вроде бьется. Вот я как пойму, что меня здесь обворовали на небольшую сумму? Если там не 100 тыс. руб., а десятки какие-то, сотни рублей дополнительных.

Татьяна Овчаренко: В принципе, это надо проверять. Во-первых, если на 12 месяцев делится, цифры по отоплению должны быть неизменными. Т. е. ровно доли одинаковые. Как только вы видите разницу, это уже основание для…

Ольга Арсланова: Если тепло бьется на 12 месяцев, условно говоря, по тысяче рублей каждый месяц должно быть?

Татьяна Овчаренко: Да. Т. е. не может быть 1010, 1012.

Ольга Арсланова: Важно.

Татьяна Овчаренко: Дальше. Раз в год проходит корректировка, которую они, графу такую, игнорируют. В обязательном порядке в январе месяце. Если нет в графе «Перерасчет» минусов, т. е. вы переплатили, тогда там ставится: -12 руб., -200 руб. Значит, вообще корректировка не проводится. А это означает, что вы априори переплатили. Все покупаются гигакалории приблизительно. Т. е. управляющая организация покупает некую условную сумму. Потом мы потребляем какую-то конкретную. Разница должна быть или возвращена, или, увы, доплачена (но это когда холодные зимы). Но это каждый год нужно делать. А этого не делают.

Петр Кузнецов: Из тех писем, которые вы сегодня принесли, давайте выделим (все не успеем, тем более сейчас будут звонки наших телезрителей по теме). Что вам больше всего удивило, поразило? Какая история, может быть, выбивается из общего потока? Суммы, может, там…

Татьяна Овчаренко: Во-первых, я хотела бы вас просить, господа, вы когда пишете, телефоны-то свои оставляйте: можно с вами будет связаться.

Петр Кузнецов: Конечно. Чтобы вам уже помочь непосредственно. Не забывайте, пожалуйста.

Татьяна Овчаренко: Да. Потому что есть очень сложные вопросы, которые нужно обсудить. Ну, что можно сказать? Тут вот есть оплата…

Петр Кузнецов: Вот у вас, наверное, оранжевым маркером что-то помечено.

Татьяна Овчаренко: Оранжевым, да: запрос тут по ЖКХ. Люди живут в Московской области и пишут про то же самое. Что 11 тыс. руб. человек платит за трехкомнатную квартиру. Значит, 7 тыс. квартплата там. Ну, что я могу вам сказать. Люди в принципе не понимают, почему получается так, что сначала платят за кубический метр холодной воды, потом за кубический метр горячей воды, переводят в гигакалории и прочее. Это знаменитая история с разбивкой услуги на мелкие подуслуги. И на каждом этапе немножечко курочка по зернышку клюет. Мы категорически, как специалисты, возражали против вот этого двухуровневого обсчета горячей воды: холодная плюс нагрели. В результате это всегда обсчеты. И вторая часть – это, конечно, открытые системы. Это когда горячую воду берут прямо из системы отопления. И стоит один-единственный счетчик. И за это можно делать миллионы.

Ольга Арсланова: На вот этих батареях?

Татьяна Овчаренко: Да. А в 2021 году должны все открытые системы тепловодоснабжения быть переведены в закрытые. Т. е. отдельно горячая вода, отдельно холодная. Ничего, ничего не слышно. Постановление, судя по всему, провалено.

Ольга Арсланова: Вопрос от наших зрителей. У нас на связи Людмила из Алтайского края. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я хочу сказать: мы долго еще будем жить по-нашему. Потому что наши люди не заинтересованы, чтобы их не обманывали. Даже вот то, что у нас творится в нашем доме. Кто бы за них поборолся, а они бы еще посмотрели и еще бы покритиковали. Вот со мной случилась такая история. Я инвалид II группы. У нас в мае отключили горячую воду. И ежемесячно передают подтверждения. 19 апреля, 20 мая. И вернули компенсацию, как льготнику, только за 12 дней мая, за апрель нет. Пишу сначала в МТК, нашу ресурсоснабжающую организацию. Пишут такой ответ: но в мае же воды не было с 13-го числа. – Ну, а потребление-то было апрель-май. – Нет. Пишу в прокуратуру. Разбираться не стали, мне пересылают ответ этой же ресурсоснабжающей организации. Дело сделали, бесполезно. Иду в соцзащиту. Это организация, которая должна быть не статистами, а защищать льготников. Вот мне объясните, как это? Они пишут в эту же ресурсоснабжающую и присылают тот же самый ответ: нет, и все. Только после длительных и длительных надзоров наконец вот в этом месяце, с мая месяца, жду, когда они вернут компенсацию. Т. е. обманули не только меня, обманули всех льготников.

Татьяна Овчаренко: Понятно, понятно. Пожалуйста, простите, вы не одна в эфире, извините, пожалуйста. Я так и не поняла, в чем ваш вопрос. У вас в договоре управления, которым вы все не интересуетесь, должно быть все это прописано. Соберите общее собрание, внесите эти пункты в договор управления: кто перед кем отвечает, какая ответственность. Вся она в законе предусмотрена. А что касается отсутствия ответов – во-первых, не пишите в прокуратуру. Я неоднократно говорила: прокуратура у нас вопросы ЖКХ, контроля за действием не осуществляет, только для инвалидов. Поэтому сразу в жилинспекцию. Или подавайте в суд, требуйте, чтобы вам в суде дали объяснение того, что произошло. Никаких других вариантов нет.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, Татьяна Васильевна. Если пришла явно неправильная платежка? Если по ней не платить? Вот нет у меня времени, не хочу я идти куда-то, что-то писать, заполнять и указывать на то, что у меня такой-то вот здесь пересчет. Если не платить, что меня ждет?

Татьяна Овчаренко: Нет, так нельзя.

Петр Кузнецов: Такой же неправильный штраф и пени неправильные?

Татьяна Овчаренко: Да. Нет, конечно, нельзя так. Вы в договорных отношениях. Вы не согласны с выставленным счетом? Вы обязаны контрагенту написать: «Слышь, парень, я не согласен. И платеж приостанавливаю». Вы не можете написать: «Не буду больше платить», – как у нас иногда пишут.

Петр Кузнецов: «Слышь, парень» – это как раз мой подход.

Ольга Арсланова: А куда написать-то?

Татьяна Овчаренко: В управляющую организацию в первую очередь. Хотя они тут же переправляют во всякие ЕИРЦ и МФЦ, что само по себе глубочайшее нарушение Жилищного кодекса. Мы не знаем никаких абсолютно их подрядчиков. Они нас не интересуют, как они считают. Пусть перед нами управляющая организация отчитывается. Потому что мы платим ей за управление. Это услуга управления, вообще говоря. А дальше придется разбираться. Или, не разбираясь, платить. Никаких других вариантов нет.

Ольга Арсланова: А на эти разборки сколько обычно времени уходит? Ведь вы же какой-то ответ должны получить? Т. е. если и все правильно.

Татьяна Овчаренко: Вот сейчас я в процессе отыгрываю 200 тыс. 12 судебных заседаний. Второй год. Но, правда, так, неторопливо у нас суд ведет. А та сторона, естественно, изо всех сил извивается. Поэтому вот.

Петр Кузнецов: Дополнительные затраты какие-то в связи с разбирательствами несут каждый?

Татьяна Овчаренко: Услуги юриста, которые потом включаются, да. А так это все в пользу потерпевших.

Ольга Арсланова: Вопрос. Калининград нам пишет. «История. Два соседних подъезда. Разница за отопление почти в 2 раза». Хотя централизованное, как мы понимаем, отопление. Второй год не получается решить вопрос. К сожалению, не написано, почему и какой ответ дают в энергоснабжающей, в теплоснабжающей организации.

Татьяна Овчаренко: Загадка века. Этого просто не может быть, потому что не может быть никогда. У них один ввод наверняка… Понимаете, еще есть такая история: есть такие конструкции, при которых несколько вводов тепла. Т. е. в каждую секцию свой собственный. Но сидят они все на одной общей магистрали и на одной подаче. Так что это какая-то странность. Такая подозрительная.

Ольга Арсланова: Еще спрашивают: «В квартире никто не живет, а «Госэнерго» насчитывает за энергию среднюю сумму 2500. Зачем же тогда счетчик, который стоит и не крутит?»

Татьяна Овчаренко: Во-первых, господа, мы не можем, сидя здесь в студии, знать, кто такое «Госэнерго»…

Ольга Арсланова: Это «Энерго» в конкретном этом городе.

Татьяна Овчаренко: Дак «Энергии» разные. У нас все в этой области, все «Энергией» называется. Тепло – «Энергия», горячая вода – «Энергия», электричество – «Энергия». Поэтому мне так сложно. А так: просто начисляют, и все.

Ольга Арсланова: Т. е. это как раз повод идти и жаловаться. И разбираться.

Татьяна Овчаренко: Да. Но за общее домовое имущество, если оно отапливается и слегка моется пол, то да. Живешь, не живешь – эта плата приходит.

Ольга Арсланова: И много вопросов об отоплении. «Нужно ли платить за отопление круглый год?» – спрашивает наш зритель из Дагестана. 12 месяцев платить, если пользуется отоплением…

Татьяна Овчаренко: Если жить у соседей на Казбеке, то да. А так как? Это разбивка на 12 месяцев. Это, собственно говоря, правительственное было решение. Но в принципе вы можете потребовать, чтобы по факту.

Ольга Арсланова: Но это делает регион по собственному усмотрению?

Татьяна Овчаренко: Да. И граждане даже, в принципе, в пределах одного образования могут это постановить.

Петр Кузнецов: Ленинградская. Пожалуй, финальный вопрос именно по теме переплат. Готовьте свои вопросы вообще, вопросы ЖКХ любые абсолютно. У нас будет специальная рубрика совсем скоро. Прямо сейчас ответим на вопрос из Ленинградской области: «Почему в квитанциях на оплату включена графа „Уборка лестницы”?»

Татьяна Овчаренко: Так. А вы по воздуху в квартиру залетаете?

Ольга Арсланова: Или, может быть, кто-то должен убирать вашу лестницу бесплатно?

Татьяна Овчаренко: Есть такой вопрос, да. Потому что, не знаю как идет уборка, нет, вернее…

Петр Кузнецов: Уж не Беглов ли это?

Ольга Арсланова: Что, Пушкин или Беглов будет убирать?

Татьяна Овчаренко: …В приложении 3 к договору управления есть перечень этих услуг. И в них есть, да, уборка лестничных клеток, лифтов и т. д. Так что обязательно.

Ольга Арсланова: Любой труд должен быть оплачен. Ну что ж, мы переходим к вопросам о ЖКХ в целом. Их немало. Итак, вопрос из Хабаровского края. «У меня нет счетчика на газ. Плачу 700 руб. Заставляют платно ставить. А я инвалид, пенсионер. Почему я должен платить? И можно ли не платить?»

Татьяна Овчаренко: Т. е. ставить или не платить, не поняла.

Ольга Арсланова: Заставляют ставить платно.

Татьяна Овчаренко: Что значит «заставляют»? Нож к горлу приставляют? Или что происходит? Что значит? Вы равны в отношениях с местным «Газом». И поэтому обязать вас…

Петр Кузнецов: Как, штрафами пугают. Как можно заставить? Штрафами. Что отключат.

Ольга Арсланова: Газ не могут.

Татьяна Овчаренко: Ну да, ага. Пусть попробуют. И мы прямо отсюда этим… Это невозможно.

Петр Кузнецов: Валерий, здравствуйте. Это Ленинградская область с нами на связи, кстати. Там, где человек по воздуху передвигался. Но это не он. Валерий, здравствуйте.

Ольга Арсланова: А вдруг он? Здравствуйте, Валерий.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Пожалуйста, ваш вопрос. Вас много.

Зритель: У меня такой вопрос. Температура горячей воды на входе в дом, согласно отчетов на учет тепловой энергии, всегда меньше 60°, постоянно. Меньше 60°. Но на наши заявления по этому вопросу не реагируют ни управляющая организация, ни ресурсоснабжающая организация, ни организация, обслуживающая узлы учета. И, обратившись в прокуратуру, прокуратура сработала четко в режиме почтальона: отправила наши документы со всеми обращениями в эти организации в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области. Оттуда пришел ответ, что да, выявлено нарушение, но управляющая организация ведет лицензионную работу с ресурсоснабжающей организацией. И все. И это продолжается уже 5 лет. Вот вопрос: что с ними делать?

Петр Кузнецов: Спасибо.

Татьяна Овчаренко: А что вас не устраивает? Я не поняла при этом, что вас не устраивает.

Зритель: Согласно этого узла учета, в систему отопления воды поступает всегда меньше, чем из нее выходит. Все.

Татьяна Овчаренко: Так, простите, это какой-то уже другой вопрос. Значит, вас не устраивает, что температура 55° вместо 60°, а платите вы за 60? Или в чем дело?

Зритель: Конечно. Платим полностью по нормативам. По температуре 60°.

Татьяна Овчаренко: Да. Но это обсчет, обмер, обвес. Подавайте в управляйку, потребуйте, чтобы вам сделали перерасчет. И потребуйте, чтобы вам выплатили 50% штрафа за ошибочные начисления. Нет – подадите в суд. 2 месяца подождете и подадите в суд. Все. Какие 5 лет? Странные вы люди, честное слово.

Ольга Арсланова: Да, не надо ждать 5 лет. Столько натечет воды в 60°. Сергей из Костромского края в эфире, здравствуйте. Ваш вопрос?

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Сергей, пожалуйста, побыстрее, у нас много еще вопросов.

Зритель: У меня приходят 2 платежки по мусору. По одной я плачу, а вторая как бы уже в долг идет. И вот эта, которая в долг идет, они мне ничего сказать не могут. И мне приходится платить по одной, а по второй как бы уже, наверное, судить будут скоро.

Татьяна Овчаренко: Так. Я не поняла эту вашу загадку века, честно говоря. Не может быть у вас двух поставщиков, в данном случае мусорщиков, сборщиков. Ни под каким видом. Запросите основания, по которым вам высылают. Что первое – пусть предъявят юридические доказательства права. Двойного не может быть. Поэтому напишите, кого из них вы не признаете на этом основании. И не волнуйтесь. Какие суды?

Петр Кузнецов: Так, очень коротко можно? Москва. «Потоп. Если квартира не приватизирована, может УК или город помочь юридически?»

Татьяна Овчаренко: Собственником вашей квартиры является правительство Москвы, вот оно пусть и чинит вашу квартиру. Если в договоре, который вы подписываете не глядя, не написано, что все неприятности ваши. Тогда вы чините.

Ольга Арсланова: Вопрос: «Какой организации жаловаться на дворников, чтобы был эффект? Кроме „Жилищника” и управляйки». Видимо, туда не помогает.

Татьяна Овчаренко: Да? Тогда жаловаться на действия и бездействие управляющей организации в вышестоящую ей.

Ольга Арсланова: Это еще усложняется.

Татьяна Овчаренко: Да, все это. Либо актируйте их плохую работу. Требуйте увольнения. Требуйте увольнения бригадира, начальника управляйки и т. д. Прямо письменно в департамент. Скажите, что не справляются.

Петр Кузнецов: 20 секунд остается. «Да» или «Нет»? Правомерно ли платить за балкон? Новосибирская область.

Татьяна Овчаренко: Нет, но, господа хорошие… Если это новый дом, где почему-то вас заставляют платить за балкон, якобы он входит в кубатуру стройки, – ну, нет. И здесь как: он остеклен, отеплен? Не могу. Вообще – нет.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Вопросов еще много, все передадим. Самые интересные, особенно спорные. Спасибо. Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ. Соответственно, это была ваша любимая рубрика «ЖКХ по-нашему».

Ольга Арсланова: Мы с вами прощаемся, но впереди «ОТРажение» вечернее, и вот о чем пойдет речь в этом выпуске.