Татьяна Овчаренко: При создании жилищных кооперативов и ТСЖ главное противодействующее лицо – это местная власть

Татьяна Овчаренко: При создании жилищных кооперативов и ТСЖ главное противодействующее лицо – это местная власть | Программы | ОТР

Рубрика «ЖКХ по-нашему»

2020-03-04T15:20:00+03:00
Татьяна Овчаренко: При создании жилищных кооперативов и ТСЖ главное противодействующее лицо – это местная власть
Уколоться - и забыть о covid-19
Что нового? Якутск, Санкт-Петербург, Нальчик
Дорожает даже мусор
Индекс Масленицы. Торговля личными данными. Дорогой мусор. Связь в глубинке. Помощь безработным
Хоть какая, но занятость
Село: абонент недоступен!
Домик с окнами в ад
Безработные с приданым
ТЕМА ДНЯ: Мусор дорожает
Индекс Масленицы: блин, как всё дорого!
Гости
Татьяна Овчаренко
руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ

Тамара Шорникова: А мы сейчас вам расскажем о двух обычных подъездах в нашей стране. В одном гуляет сквозняк, рядом с лифтом стенд со старой рекламой, убирали неделю назад, а в другом – цветы в горшочках…

Иван Князев: Ты ко мне заходила?

Тамара Шорникова: Узнал свой, да?

Иван Князев: Да.

Тамара Шорникова: В другом подъезде цветы в горшочках на подоконниках, консьерж и так далее. Многие сейчас, наверное, подумают, что вот такие подъезды – вторые – они в элитных домах.

Будем в нашем рубрике «ЖКХ по-нашему» бороться с такими мифами и рассказывать, что можно нам самим сделать, чтобы наш подъезд и территория рядом с домом выглядели достойно. Поможет нам разобраться в этом наш эксперт в области ЖКХ Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина». Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Иван Князев: Давайте, наверное, чтобы далеко не ходить, посмотрим наглядный пример, как облагораживают подъезды в разных регионах, чтобы там было комфортно, красиво и безопасно жить. В сюжете Екатерины Ходасевич все это увидим.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Красиво!

Иван Князев: Если бы не знал, что это действительно снимали наши корреспонденты, подумал бы, что это пропаганда Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства нашей страны. Уж больно все красиво!

Тамара Шорникова: На официальном портале.

Иван Князев: Да-да-да. Уж больно все красиво и гладко у нас получается! Обычно мы показываем совершенно другое.

Татьяна Овчаренко: Ну, все зависит, кстати, от инициативы масс, потому что тут в нескольких сюжетах без ТСЖ, сами жильцы привели в порядок свои подъезды. И это совершенно реально.

И потом, есть возможность непосредственного управления. Ты собираешь общее собрание, «отключаешься» от «управляшек» – и сам. Но – 30 квартир, не более. ТСЖ, жилищные кооперативы в состоянии это делать. И они делают очень много для этого. Но для этого нужна инициатива. Если у тебя нет этих инициативных граждан, то, безусловно, ничего не выйдет.

Тамара Шорникова: Повезет, если в подъезде живет директор совхоза, да?

Татьяна Овчаренко: Это да. Я вам должна сказать, что не зря они пятью домами управляют. Для него этот масштаб совершенно понятен. И что сказал нам директор совхоза? Что у них остается на каждое лето по 120–140 тысяч на текущий ремонт. Этого вполне достаточно по расценкам, для того чтобы бесконечно подкрашивать, подтягивать и так далее.

Тамара Шорникова: А за счет чего эти деньги остаются?

Татьяна Овчаренко: А это за счет того, что мы платим.

Иван Князев: Ну, скидываются люди.

Татьяна Овчаренко: Если эти деньги не утекают бесконечным подрядчикам и субподрядчикам, то я как когда-то управлявшая домом могу вам сказать, что на третий год не знаешь, куда деньги девать.

Тамара Шорникова: Вот видишь? Дело тут не в том, что ты из своего кармана скинешься, а в том, чтобы рационально использовать ресурсы и следить за тарифами.

Татьяна Овчаренко: Да, совершенно верно. Это перво-наперво.

Иван Князев: Тут не столько рационально, а сколько…

Татьяна Овчаренко: Мы провели могучий ремонт тепла. А это самая дорогая операция, сама по себе. Установили счетчики – не так, как тут, а шесть штук нам понадобилось ставить. Ввод – вывод. Ввод – вывод. Это дорого. По очереди провел кровлю, не всю целиком, не могли оценить. Ну невозможно потянуть целиком. А потом оказалось, что уже денежек… Привели в порядок подъезды, завели фонтан, поставили загородку. Ужас!

Иван Князев: Красота!

Татьяна Овчаренко: Развели красоту.

Иван Князев: Дорогие друзья, ждем ваших телефонных звонков по этой теме. Мы можете задавать вопросы нашему эксперту Татьяне Овчаренко.

Я пока тоже свой вопрос адресую вам. Смотрите, Рязанская область пишет: «Наша управляющая компания сделала косметический ремонт первый раз за 32 года». Это к тому, как хорошо было в сюжете, а что мы имеем на самом деле в наших городах. «С огромным трудом этого добились».

Татьяна Иосифовна, получается по всем раскладам, что ТСЖ гораздо эффективнее и лучше, чем управляющая компания. Так ли это?

Татьяна Овчаренко: Ну, если у вас собрание и вы добровольно это ТСЖ создали, если вы нашли специалистов внутри дома (сантехника, электрика), в соседнем доме, в общем, если вы правильно организовали эти подрядные работы, если правление этим озабочено, то, да, это очень удобно, очень. Но это очень зависит от квалификации, так сказать, управленцев в этом ТСЖ.

Иван Князев: Потому что всегда же, когда идут в муниципальную администрацию, начинается: а вот здесь такая-то бумажка нужна, здесь такая-то. И плюс, наверное, председатель ТСЖ ведь не всегда знает, а что действительно…

Татьяна Овчаренко: Не только. Ведь главным противодействующим лицом создания ТСЖ и жилищных кооперативов у нас выступают местные власти. Можно сейчас создать жилищный – не жилищно-строительный, а жилищный – кооператив, но это встречает серьезное сопротивление, потому что это означает, что вы имеет независимое сообщество граждан, с которым местная власть должна будет считаться.

Иван Князев: Ну а что там плохого-то? Какая им разница – с управляющей компанией, с директором ее общаться либо с ТСЖ?

Татьяна Овчаренко: Большая, очень большая. Потому что граждане спрашивать начинают.

Иван Князев: Ну, если вы говорите о том, что они друг с другом каким-то образом вась-вась – так это и с ТСЖ можно делать.

Татьяна Овчаренко: Ну, можно. Например, кооперативы – это такой запасной вариант для власти всегда. Очень часто они давят на кооператоров (я имею в виду – на бывшие жилищно-строительные), для того чтобы какие-то свои проблемы решить. Это общеизвестно, к сожалению.

А вот что касается товариществ, то здесь не всегда так. А непосредственное управление в домах двухэтажных, трехэтажных, небольших (а их очень много по стране) – это очень удобный способ управления. То есть сами управляем, сами заказываем, сами напрямую платим ресурсникам, сами спрашиваем: «За что деньги?» И тоже это малоразвито.

Тамара Шорникова: Обсудим плюсы и минусы разных вариантов после звонка. Давайте послушаем Николая, он из Белгородской области нам звонит. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Николай.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Скажите, пожалуйста… Мы живем с 83-го года в квартире на первом этаже, но услугами лифта не пользуемся. Как вернуть наши деньги, уплату за лифт?

Татьяна Овчаренко: Никак. Лифт – это общее имущество. Плата за общее имущество распределяется на всех жильцов пропорционально занимаемой площади.

Тамара Шорникова: И еще Нину из Тульской области послушаем сразу. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Вот у нас дом 56-го года постройки. У нас в подъездах нет отопительных приборов по проекту, нельзя их поставить, а нам начисляют коммунальную услугу по отоплению ОДН, за подъезд.

Татьяна Овчаренко: Это возмутительно! Вы хотите поставить отопление или не хотите платить? Объясните.

Зритель: Нет, отопление нам никто не поставит, потому что дом 56-го года…

Татьяна Овчаренко: Послушайте, это разговоры. Дом 56-го года или дом 86-го года – одинаково можно поставить отопление. Ну о чем вам говорят? Нет конечно. Тогда с вас не должны брать на ОДН за отопление. Вот и все. Начинайте выяснять, в чем дело. Требуйте возврата средств. А нет – подавайте в суд.

Тамара Шорникова: Если действительно небольшие дома, без организации ТСЖ и так далее, в собственном управлении жильцов – как это работает? Потому что кажется, что есть определенный страх у народа «отключиться» от управляющей компании и самим разбираться с этими ресурсоснабжающими компаниями. Откуда брать знания, нормативы, температуры? Как это все осуществляется?

Татьяна Овчаренко: Я вынуждена сказать банальность: дорогу осилит идущий. И это вопрос любви к деньгам и самоуважения.

Иван Князев: Звонить в рубрику «ЖКХ по-нашему», телеканал ОТР, программа «Отражение».

Татьяна Овчаренко: Да, звонить сюда. А вообще это решаемый вопрос. В законе и в инструкциях все довольно четко описано, разобраться можно.

Мы в школе, например, сейчас занялись теплом всерьез. А многоквартирные огромные дома гораздо сложнее просчитать, чем эти, в которых 16 квартир, 32 и так далее. Так что можно. Нужно хотеть и дальше учиться. Надо требовать от местной администрации, чтобы проводили занятия и курсы для жителей.

Иван Князев: Даже так можно?

Татьяна Овчаренко: Да, да.

Иван Князев: Причем бесплатно?

Татьяна Овчаренко: Да, конечно. Пусть вставляют в бюджет. Пусть требуют от областных организаций. Есть программа Минстроя на эту тему. Пусть учат.

Иван Князев: Карелия спрашивает: «Здравствуйте. Живу на пятом этаже. Вода из крана течет еле-еле. К кому можно обратиться, если у нас ТСЖ?» Как я понял, управляет домом товарищество собственников жилья, но вода еле течет. Правда, непонятно, что председатель ТСЖ…

Татьяна Овчаренко: Тогда в товарищество перво-наперво, потому что это значит, что у них не хватает напора, говоря по-простому, ну, давления в сети. И нужно выяснять, в чем дело, потому что это может быть все что угодно – от магистрали до того, что внутри что-нибудь не так.

Иван Князев: И еще один интересный момент из Воронежа: «Как добиться ремонта в общежитии? В управляющей компании сказали, что не будут делать, они не обязаны. И за это должны заплатить жильцы». Вот кто за что ответственен?

Татьяна Овчаренко: Это надо посмотреть, письменно ли ответили, вот эту замечательную вещь, потому что сказать можно что угодно. Впервые слышу, что управляющая организация, которая взяла дом на подряд, не будет делать текущий ремонт. Знаете, это для прокурора и для отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

Иван Князев: А здесь есть разница – общежитие это или не общежитие?

Татьяна Овчаренко: Да нет конечно. Нужно знать…

Иван Князев: Просто квартиры-то не приватизированы там.

Татьяна Овчаренко: Если это общежитие и собственник город, то деньги города. «Управляйка» должна брать деньги у города, требовать. И жители имеют полное право вмешиваться в этот процесс.

Иван Князев: Я так понимаю, город не дает, наверное.

Татьяна Овчаренко: Ну а зачем предполагать? А если это совместная собственность, немножко общага, немножко приватизированные комнаты (а это очень часто бывает), то пусть собирают собрание и определяются с управляющей организацией.

Тамара Шорникова: Пишут: «Хорошо, допустим, мы откажемся от услуг посредников, начнем сами разбираться. А что тогда делать с соседями, которые не платят?» Это теперь с соседями самому разбираться?

Татьяна Овчаренко: Да. Дорогие друзья, когда у вас управляющей компании кто-то не платит, платите вы все. Вы просто об этом не подозреваете. Вы сегодня уже оплачиваете неплатежи соседей. А если у вас непосредственное управление, то вы можете напрямую обращаться в суд и взыскивать с этих людей, вплоть до выселения.

Иван Князев: Я иногда просто умиляюсь с некоторых SMS наших телезрителей. Краснодарский край спрашивает (ну, здесь еще ладно): «Кто оплачивает горячую воду в полотенцесушителе?»

Татьяна Овчаренко: Дорогие друзья…

Тамара Шорникова: Можно показать крупно лицо Татьяны Овчаренко? Редкий момент, когда наш эксперт удивлен.

Татьяна Овчаренко: Это в тариф входит. В тариф по горячей воде входит оплата полотенцесушителя.

Иван Князев: И еще один интересный вопрос, Ленинградская область: «Ворона каркает в вентиляционном дымоходе, не может выбраться. Что делать?»

Татьяна Овчаренко: Вообще вызывают МЧС.

Иван Князев: МЧС?

Татьяна Овчаренко: Но если, допустим, МЧС занято, то нужно требовать от управляющей организации. Это спасение животных. Обязательно!

Тамара Шорникова: Вопрос из Владимирской области, Людмила к нам дозвонилась. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос такой. Я живу в квартире с 72-го года. Квартира не приватизирована, договор о соцнайме не составлен, но с меня без заключения договора сняли деньги за несколько лет. Законно ли это?

Татьяна Овчаренко: Это вопрос к собственнику. Кто снял?

Зритель: Администрация города.

Татьяна Овчаренко: Что значит «администрация города»? Владельцем квартиры является собственник. Если у вас администрация города – значит, обращайтесь к ней. Сначала выясните, зачем, почему и за что с вас сняли деньги, потому что из вашего вопроса не понятно – за что.

Тамара Шорникова: Алло. Пропал звонок.

Смотрите. «Как отремонтировать подъезд из накопленных на счету средств?» – Башкортостан.

Татьяна Овчаренко: Как?

Иван Князев: Пойти в магазин, купить материалы и нанять рабочих.

Татьяна Овчаренко: Два варианта. Сбить из жильцов бригаду совершенно спокойно и по гражданско-правовому договору…

Тамара Шорникова: Ну, люди обрадовались, сэкономили. А что делать – не знают.

Татьяна Овчаренко: Вот видите? Это подтверждает то, что я вам говорила.

А второе – нанять специализированную бригаду, проверить лицензии, посмотреть вообще. А то вчера он был преподавателем русского языка, а сегодня он маляр-штукатур шестого разряда. Дело так не пойдет. То есть это надо решать, и все.

Иван Князев: Еще вопрос по поводу общежитий. «Общежитие передано в другую управляющую компанию со сменой статуса на жилой дом. Ремонт не делался ни разу за 50 лет. Это правомерно?» А что правомерно? Я не очень понял.

Татьяна Овчаренко: Передача возможна, очевидно. Это возможно. Превратить общежитие в жилой многоквартирный дом – любимое занятие московского правительства. Оно все общежития объявило многоквартирными домами, в которых всего пять квартир на пяти этажах, но в каждой квартире по 40 комнат. А что такое? Там живут у нас графы Разумовские. Вы знаете, они обожают жить в общежитиях города Москвы. Поэтому я совершенно этому не удивляюсь.

А вот то, что не делали ремонт – это, безусловно, безобразие, потому что закон о текущем ремонте, правила, они существуют с каких-то незапамятных времен. Есть распоряжение 20-х годов. Кооперативы были, уже были обязательства. Так что требовать надо с собственников общежития, и сегодня требовать в связи с непроведением. Ну и возврат средств, если средства брали. А может, и не брали даже.

Тамара Шорникова: Требуем вывести звонок в студию. Ольга из Приморского края к нам дозвонилась. Здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я из Владивостока к вам звоню по вопросу начисления общедомовых нужд за воду холодную и горячую и электричество. В нашем доме установлены общедомовые счетчики на абсолютно все услуги коммунальные. Раньше мы платили ОДН в соответствии с показаниями этих общедомовых счетчиков. Потом никто нас не спрашивал, как мы желаем платить, и перевели на оплату по нормативу. Когда я звоню в управляющую компанию, мне говорят: «Соберите 51% голосов собственников за то, что вы хотите платить по общедомовым счетчикам». Но это совершенно невозможно сделать, потому что, например…

Татьяна Овчаренко: Так, я вас поняла. Раз вы не можете собрать 51% на общем собрании, то платите дальше по нормативу. Все. Это все, что я могу вам сказать. Вам говорят совершеннейшую правду: «Если вы не хотите платить по нормативу, как мы, бандиты, вам назначили, то в законе сказано, что вы должны собраться и поставить «управляйку» на место в протоколе, принять решение, потребовать много чего и прочее».

Если граждан это не волнует настолько, что им лень выйти вообще из квартиры и собраться в кружочек – значит, продолжайте дальше платить. Все.

Иван Князев: Брянская область спрашивает: «У нас пять лет назад был капремонт. Все сделано неправильно. Были жалобы. Обращалась в региональный департамент ЖКХ, – как я понимаю, – но ответа так и не дождалась. Гарантия заканчивается. Никто не знает, что делать».

Татьяна Овчаренко: Ну, вообще поищите в ближайшем орешнике юриста. Это первый совет. Он вам расскажет. В книжном магазине можно купить Жилищный кодекс – там расписано все (со 166-й статьи до бесконечности), как воевать с такими людьми.

А устно я вам могу сказать: то, что гарантия кончается для вас, раз у вас зафиксированы недоделки и всякие недостатки, для вас ничего не значит. Требуйте с генерального подрядчика возврата средств и исполнения бесплатно этого объема по закону «О защите прав потребителей».

Иван Князев: Тогда два уточнения. Во-первых, сколько гарантия у нас?

Татьяна Овчаренко: Пять лет, очевидно. Ну, может быть, они согласились, не глядя, и на три года. Чего только ни бывает.

Иван Князев: Ну, видимо, пять, раз пять лет назад был ремонт.

Татьяна Овчаренко: Ну, пять лет, да.

Иван Князев: И второй момент. Фиксировать жалобы по недоделке как? И кто это должен делать?

Татьяна Овчаренко: Актируют. Во-первых, вызывают управляющую организацию. Если нужно – Роспотребнадзор. Если нужно – жилинспекцию. Все они, допустим, не приходят, очень гордые и занятые. Значит, вы самостоятельно составляете в свободной форме акт о том, что тут криво, тут косо, тут течет.

Иван Князев: А кто подписывает?

Татьяна Овчаренко: Жители и два свидетеля. Случайно мимо шли родственники, забрели, потряслись тому, как все плохо, и подписали.

Иван Князев: Понятно.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. Это были ответы от нашего эксперта в сфере ЖКХ, руководителя «Школы активного горожанина» Татьяны Овчаренко. Рубрика «ЖКХ по-нашему».

Иван Князев: Спасибо.

Татьяна Овчаренко: Спасибо и вам.

Тамара Шорникова: И это были темы дневного эфира. А прямо сейчас расскажем, о чем речь пойдет вечером.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Эдуард Банокин
Я плачу исправно по жку, по-этому у нас нет проблем. наше организация называется ТСЖ, Вот в прошлом месяце я оплатил 4500 рублей по жку. Эта включая свет, газ, вода и многое что указано в тарифной сетке нашей квитанции. По нашему дому затраты на ЖКУ меньше положенного, поскольку у каждого жильца установлены приборы учета, оператор ходит 1 раз в месяц ( снимает показание с приборов учета в присутствии жильцов нашего дома. Все конечно зависит от собственников многоквартирного дома, и местных органов власти.