Александр Денисов: «Спустить на черный день». Мы привыкли откладывать на черный день, ожидая со страхом, что он наступит. Вот наступил. Черный день радует нас своими скидками. Или не радует. Не все верят в честность торговцев. Депутаты, кстати, тоже внесли законопроект, запрещающий специально повышать цены перед распродажами, чтобы скидка выглядела внушительнее. Посмотрим, бывает ли честная Черная пятница, вместе с экспертами, которые следили за изменениями цен, даже за месяц до начала распродаж мониторили. В студии у нас – Татьяна Умряева, руководитель сервиса «Яндекс.Маркет», директор сервиса «Яндекс.Маркет». Татьяна, здравствуйте. Анастасия Сорокина: Здравствуйте. Татьяна Умряева: Добрый день. Добрый вечер. Александр Денисов: Да, добрый вечер. Ну что? Анастасия Сорокина: Давайте для начала вообще покажем, что это, для тех, кто не знает, что такое Черная пятница, как она проходит. Александр Денисов: Идеальная Черная пятница. Анастасия Сорокина: Идеальная, да. Массовые драки и разбитые витрины в Черную пятницу в некоторых странах – это обычное явление. Александр Денисов: Да. Вот сейчас кадры, смотрите. Люди осаждают вход в магазин за несколько часов до открытия. Многие проводят там всю ночь перед дверями, чтобы первым оказаться у прилавка. Утром начинается настоящее столпотворение и потасовки. Эта драка произошла в США. Нередко такие конфликты перерастают в массовые побоища. Вообще удивительно, как люди друг друга не жалеют. Анастасия Сорокина: До чего Черная пятница довела. Александр Денисов: Это из-за чего? Из-за айфонов, может быть? Анастасия Сорокина: А вот во Владивостоке Черная пятница прошла как самый обычный будний день: в магазинах никакого столпотворения и давки, покупатели неспешно выбирают товары. Многие посетители супермаркетов уверяют, что обещанные скидки в 70% и 80% – это просто рекламный ход. Анастасия Сорокина: Тем не менее в Приморском крае об участии в Черной пятнице объявили представители почти 50 известных брендов – производители одежды, обуви, бытовой техники, украшений, продуктов. Распродажа в регионе продлится ближайшие три дня. Александр Денисов: Звоните, пишите, высказывайте мнения. Участвуете ли вы в Черной пятнице, покупаете что-то или нет? А может быть, и не верите, но все равно покупаете? Тоже интересно. Анастасия Сорокина: Татьяна, вот вы покупаете в Черную пятницу себе что-нибудь? Татьяна Умряева: Я в Черную пятницу не покупаю, потому что… Ну, в принципе, я не price-sensitive в каком-то смысле. Александр Денисов: Это что такое? Татьяна Умряева: Не чувствительная к цене. Второе – я понимаю, как устроены скидки. Я понимаю, что скидки есть каждый день. Анастасия Сорокина: Не чувствительная – это имеется в виду, что не поддаетесь на нее? Татьяна Умряева: Ну, скажем так, цена при покупке для меня имеет не такое большое значение, как для многих. Это первое. Второе. Я в этой отрасли – электронной торговле – работаю очень давно, уже 16 лет, и я хорошо знаю, как устроено ценообразование и что, в принципе, хорошую скидку можно получить примерно каждый день. Анастасия Сорокина: А как это можно сделать? Татьяна Умряева: Мониторить сайты, пользоваться в том числе «Яндекс.Маркетом», который агрегирует сайты всех, ну, большинства крупных интернет-магазинов. У нас 30 тысяч партнеров. То есть, в принципе, весь онлайн можно понять в одном месте, понять: цена актуальная, цена справедливая, цена выгодная. Анастасия Сорокина: Объясните тогда парадокс. Почему многие ждут именно этого дня, чтобы совершить самые желанные покупки? Татьяна Умряева: Во-первых, рекламное давление. То есть со всех экранов (даже вы сейчас эту тему выбрали) идет нагнетание, ажиотаж… Анастасия Сорокина: Мы просто не хотим, чтобы было так, как в Нигерии. Татьяна Умряева: Все-таки мне кажется, что у нас цивилизованная страна, культурная. И потребление у нас разумное в каком-то смысле, поэтому думаю, что до драк не дойдет. Тем не менее ажиотаж подогревается. Люди хотят получить удовольствие от шопинга. В принципе, понимание даже того, что скидка, может быть, не самая выгодная, но тем не менее она есть, – это как социальный бонус, бонус геймификации, скажем так. «Вот я ухватил какую-то удачу, я ухватил какую-то выгоду». Поэтому люди идут. Им нравится сам процесс шопинга. Им кажется, что они на самом деле экономят, и им достаточно этого «кажется». Они же даже не считают, большинство людей не считает. Им достаточно чувства удовлетворения. На этом все и работает. Александр Денисов: Татьяна, очень интересно! Продолжим выяснять все нюансы Черной пятницы. У нас на связи корреспондент Екатерина Ходасевич из московского торгового центра. Самый пик вечерний. Катя, что в магазине происходит сейчас? Екатерина Ходасевич: Саша и Настя, приветствую вас. На самом деле здесь, в этом торговом центре, пока не ощущается большой наплыв людей. Я думаю, что как раз после рабочего дня все только-только начинают собираться. Нужно сказать, что не все магазины участвуют в акции. В основном это бренды косметики, аксессуаров, обувные магазины. Вот из того, что я успела заметить: скидки доходят до 35–50% и даже выше. Например, сейчас за моей спиной я могу вам показать, если будет видно, бренд обувной предлагает скидки до 70%. Кстати, нужно сказать, что наибольшее сосредоточение людей именно в обувных магазинах и парфюмерных. Как я уже успела заметить, почти все покупатели уходят с какими-то покупками. И еще нужно сказать, что многие торговые центры продлевают сегодня рабочий день до 12 ночи. Но конкретно этот торговый центр, в котором я нахожусь, будет работать в обычном режиме – до 10 вечера. Александр Денисов: Катя, а тебя ажиотаж захватил? Или ты так трезво оцениваешь и осторожно? Анастасия Сорокина: Не поддаешься на эти уловки? Екатерина Ходасевич: Ну, если честно, вот эти броские вывески, броские разноцветные шары со скидками, конечно, привлекают внимание. Я даже, пока здесь прошлась, хотела бы себе что-то купить. Но, пока на работе, я не буду поддаваться массовому ажиотажу. Надеюсь, что займусь этим в свободное время. Александр Денисов: Чувствуется, что настроение у тебя такое приподнятое. Все-таки, как мы тебя отпустим, ты сразу отправишься в магазин за покупкой, да? Екатерина Ходасевич: Да, спасибо, коллеги. Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи была Екатерина Ходасевич, корреспондент Общественного телевидения России. Татьяна, если говорить… Как работает ваш сервис, чтобы понимать, что не надо ждать того самого черного дня, а, в принципе, можно приобрести себе все, что тебе нужно, в абсолютно любой день в году? Татьяна Умряева: Если касаться конкретно проверки скидок, как они устроены у нас на сервисе, то для понимания: 200 миллионов предложений, из них примерно 30 миллионов уникальных товаров. Это очень много. Средний торговый центр – это 100 тысяч товаров, может быть, 150 тысяч. И у нас есть накопленная история цен. В принципе, по всем партнерам, которые размещаются на «Маркете», мы каждый день несколько раз в день получаем актуальную цену на каждый товар. Соответственно, для того чтобы показать или не показать скидку, мы проверяем цены как минимум за 30 дней и выбираем пиковое значение, максимальную цену на товар в течение 30 дней и сравниваем с ценой сегодня. Соответственно, если цена ниже больше чем на 5%, то мы снижаем и показываем так называемый шильдик скидки. Если цена вдруг выше – это означает, что магазин сегодня, вчера, позавчера поднял цену и собирается потом резко ее скинуть. Такие скидки мы не показываем, а показываем регулярную цену. В принципе, он в листинге, в списке предложений проигрывает тем, у кого эта скидка есть. Таким образом, на «Маркете» скидки проверенные, и они выгодные, скажем так, справедливые. Александр Денисов: А много ли нечестных игроков, которых вы как раз прищучили? Анастасия Сорокина: Которые вот эту схему используют: перед этим черным днем повышают сильно цены и продают по реальной стоимости. Александр Денисов: Не знаю, что вы там им… Письмо электронное угрожающее отправили с черной меткой? Татьяна Умряева: В целом на рынке игроков и офлайновых, и онлайновых, то есть онлайн-магазинов и магазинов в торговых центрах, которые пользуются такими методами, много. Кто-то частично пользуется, кто-то – больше. Такая методика по закону преследуется, но очень трудно отловить. То есть нужно снимать ценники до акции, после акции, сверять, куда-то жаловаться. Александр Денисов: А главное – кто ловить-то будет? ФАС, что ли? Татьяна Умряева: И кто будет ловить? Жаловаться можно в ФАС, но ловить они не будут. Интернет-технологии позволяют это отслеживать в режиме реального времени. Их много. Какие-то конкретные имена я не буду называть. Мы их не подсвечиваем, просто мы их не выделяем. Александр Денисов: Вы так прозрачно намекаете, что ловить вы бы их могли. Татьяна Умряева: Ну нет, это не наша задача. Наша задача – помочь покупателю действительно совершить выгодную покупку, правильный выбор, то есть купить тот товар, который ему нужен, в ажиотаже не накупить лишнего, а потом не продавать где-то, на какой-то доске объявлений. И второе – делать ее выгодно, то есть действительно не ошибиться с ценой и в онлайне, в интернете, и в офлайне, то есть в торговом центре. Анастасия Сорокина: Звонок из Ленинградской области. Много звонков. Давайте выслушаем сейчас Вячеслава. Здравствуйте. Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие. Анастасия Сорокина: Добрый вечер. Зритель: Я хотел вам вот что сказать. Сейчас, конечно, как проходит эта Черная пятница, я не берусь судить. Но я сужу по прошлому, когда мои родственники работали в Соединенных Штатах на хороших постах, и они привозили оттуда через диппочту очень хорошие товары именно во время скидок. Но скидки там были на товары очень дорогие, которые сейчас у нас тоже, я бы сказал, в дефиците, что ли. Хорошие японские ковры, все это навозили. А тут Черная пятница – ну что? Тот же самый товар, только подешевле. И я не знаю, дешевле ли он или не дешевле, или по своей собственной себестоимости продают. Это трудно определить. Хотя ведущая, консультант уверяла нас, что все тут проверено, все изучено, у нас сейчас интернет работает. Но как-то, я не знаю, не верится мне. Все-таки там, в Штатах, было все иначе, было все дороже, продавалось то, что действительно в обычный день не купить. И оттуда навезли очень много всего хорошего. И даже купили квартиру за эти деньги. Вот то, что я вам могу сказать. Я не берусь судить сейчас. Я сижу почти всегда дома и не очень хожу по магазинам. Вот именно то, что я хотел вам сказать. Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо, Вячеслав. Александр Денисов: Спасибо большое. Анастасия Сорокина: Еще из Тюмени есть у нас возможность выслушать Александра. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я, глядя вашу передачу… Я, конечно, уважаю эту передачу и ведущих уважаю. Вот девушка говорит, но она неправду говорит, я вам честно скажу. Я честно вам скажу. Почему? Потому что я много знаю людей, которые работают в торговле. Это же делается очень просто – делаются наценки перед этой пятницей. Понимаете? Сильно это никто не замечает. Записать надо это все. А потом они сбрасывают проценты. Извините, ну какой дурак… Давайте будем честны. Я купил за пять рублей, а вам буду продавать за рубль? Вот сами подумайте. Это же заманиловка народа просто идет. Понимаете? А у нас же народ – раз! – и кинулся. Лучше бы что-то путное с Запада брали бы. А вот эту Черную пятницу зачем вы взяли? Это западное все. Зачем оно нам надо? Александр Денисов: Да, спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо, Александр. Александр Денисов: Мы не особо-то и кинулись, надо признать. Во Владивостоке спокойно ходят. У нас в торговых центрах в Москве тоже народ не кидается, сломя голову. Спасибо. Анастасия Сорокина: Да и в Москве тоже, в общем-то, уже как-то здраво подходят. Татьяна Умряева: И в Америке интерес к Черной пятнице тоже падает от года к году на десятки процентов. Александр Денисов: Тоже падает? Татьяна Умряева: Да. Александр Денисов: Почему? Татьяна Умряева: Потому что случилось то же самое. Во-первых, насыщение. Во-вторых, перегретость промодавлением. То есть люди везде каждый день видят скидки, и уже их реакция на очередную акцию не такая активная. Наверное, еще одна из причин – то, что Черная пятница действительно пришла к нам из Америки, но там она началась в 60-х, то есть на пару десятков лет раньше, и в торговых центрах. У нас же в России Черная пятница началась скорее с интернет-торговли и сейчас потихоньку переходит, добавляется в офлайне. Анастасия Сорокина: Согласитесь ли вы со мной, Татьяна, что там действительно есть возможность купить очень дорогие вещи с очень хорошими скидками? Татьяна Умряева: Правда. Анастасия Сорокина: А у нас в основном сбывают то, что плохо, скажем так, уходит без скидки. Есть такое ощущение, что товары, представленные в российскую Черную пятницу – это, скажем так, такой второсортный набор. Татьяна Умряева: Ну, я бы сказала так: менее подозрительно имеет смысл относиться к большим скидкам в одежде. Как правильно заметил телезритель из Тюмени, в одежде, например, очень высокая наценка и высокая маржинальность этого товара, иногда она доходит до 100–150% и более. Конечно, иногда и меньше – 50%. Поэтому скидка в 50% там неудивительна, продавец по-прежнему остается с прибылью. Что касается электроники и других групп товаров, при скидке более чем в 15% я бы уже задумалась, не имеет ли смысл ее проверить, потому что там другая система ценообразования на товар. И если его продают с какой-то реально высокой скидкой, то какой-то подвох в этом есть. Что касается реализации так называемого неликвидного товара, то это тоже характерно для одежды, потому что есть сезонные товары. Сейчас fast fashion, мода меняется быстро, поэтому в такие периоды распродаж можно легко намного дешевле купить прошлые коллекции. В том числе дорогие люксовые одежные магазины в таких акциях принимают участие и, в принципе, дают неплохие скидки. Хотя эти скидки могут быть сильно ниже, чем могли бы быть в Европе и в Штатах. Анастасия Сорокина: А парфюмерия? Сейчас к Новому году многие уже начинают готовиться. Татьяна Умряева: Парфюмерия и косметика – это одна из самых, скажем так, лакомых категорий как раз для Черной пятницы. Это возможность переключить покупателя на другой бренд, на тот бренд, который они никогда не покупали – например, чуть дороже, чем крем или парфюмерия, которую ты покупаешь обычно. Скидки – реальные или не реальные – привлекают и приучают к новому бренду. Это возможность продать впрок какие-то товары в косметике – шампуни, тональные кремы. То есть: «Купи два – третий в подарок». Реализуется большое количество товаров. И я думаю, что скидки там имеют место быть. И они могут быть хорошими. Александр Денисов: А много спускаем на черный день (так мы назвали тему), например, в интернете или в магазинах? Год от года. Татьяна Умряева: Спускаем много. В принципе, сегодня, можно сказать, самый горячий день осени. Будет еще горячий декабрь, первые две-три недели. В интернет-торговле это самый высокий сезон. В принципе, некоторые интернет-магазины в декабре делают свою годовую выручку. Январь – отдыхают. Февраль, март – делают гендерные праздники. Александр Денисов: Сумма? Татьяна Умряева: Сумму сейчас не назову. За весь рынок не готова просто сказать. Александр Денисов: Ну примерно. Порядок. Татьяна Умряева: Продажи, например, условные продажи на «Маркете», ажиотаж на «Маркете» растет в два раза только за один день. То есть в два раза больше людей приходит, в два раза больше переходов в магазины они совершают. Я думаю, во многих магазинах, особенно в крупных маркетплейсах, история похожая. Если в средний день заказов, не знаю, например, 100 тысяч на неделю, то в Черную пятницу их может быть 200 тысяч. Александр Денисов: И год от года объемы продаж нарастают? Татьяна Умряева: У нас в стране объемы продаж и интерес покупателей к Черной пятнице пока нарастает. Как я упомянула, в Америке уже падает, по их статистике. Анастасия Сорокина: Саратов на связи, дозвонилась Любовь. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хотела вам сказать, что все эти Черные пятницы, все эти скидки… Ну как вам сказать? Все это от лукавого. На самом деле, ведь смотрите, если вы знаете, что товар произведен в России, то примерно можно посчитать, какая его себестоимость. Если товар привезен из-за границы, допустим, из Германии, Франции, Италии или откуда-то еще, то плюс накиньте. Ну, более или менее… Люди, которые умеют считать деньги, они знают, что такой цены не может быть. Почему? Потому что скидка 70–80%, а товар стоит четыре, три, две тысячи. Ну откуда такие цены при такой скидке? 30% от товара. Не может стоить три или четыре тысячи. Если себестоимость настолько велика, то зачем возить сюда? Просто, мне кажется, это не что иное, как уловка торговых сетей, чтобы заманить людей в магазины, супермаркеты, потому что они пустуют, а товар-то надо как-нибудь продавать. Вот и все. Анастасия Сорокина: Спасибо, Любовь. Из Кирова Владимир на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Абсолютно то же самое, такие же цены, которые были буквально 15 дней назад. Сегодня пришел в магазин – абсолютно такие же цены, но написано «скидка – 70%». Один в один, такое же. Александр Денисов: То есть цены те же самые, просто ценник переписали, чуть подороже сделали, потолок подняли, да? Зритель: Да-да-да, переписали, и все. Александр Денисов: А на что переписали цены, расскажите, на какие товары? Зритель: На обувь. Александр Денисов: На обувь? Зритель: Да. Скидка – 70%. И такая же цена, как была две недели назад. Александр Денисов: Ну смотрите, вы молодец! Анастасия Сорокина: Отследили. Александр Денисов: Да, заранее отследили цены и сделали вывод. Анастасия Сорокина: Спасибо вам, Владимир, за звонок. Александр Денисов: Спасибо. Татьяна, ну что, наших людей не обманешь никак. Смотрите, уже… Анастасия Сорокина: Находчивые наши зрители пишут из Краснодарского края, было сообщение… Александр Денисов: А я знаю, какое сообщение ты хочешь прочитать. Новосибирская область… Анастасия Сорокина: А, Новосибирская. Александр Денисов: «Почему на ЖКХ не сделать Черную пятницу?» Татьяна Умряева: Хорошая идея! Но я хочу сказать, что государство тоже обратило внимание на проблему с нечестными скидками. Сегодня прочитала в Forbes, что Роспотребнадзор в этом году впервые запустил горячую линию, не знаю, для обманутых покупателей или для сигналов о том, что цена какая-то нечестная. Так что я думаю, что в интернете можно поискать… Анастасия Сорокина: И пожаловаться? Татьяна Умряева: Да. Но ключевое, наверное, – не поддаваться ажиотажу, готовиться заранее. Если действительно хочется что-то купить со скидкой, имеет смысл отложить и наблюдать за ценой какое-то время, а потом убедиться, как Владимир прозорливый, что скидка имеет место быть или нет. Анастасия Сорокина: Москва на связи, Дана дозвонилась до нас. Здравствуйте. Зритель: Алло. Здравствуйте. Я не согласилась бы все-таки с предыдущими звонками, потому что сегодня я… Ну, я не буду марку называть. Я приобрела очень выгодный товар. Причем я его себе запланировала где-то в июле-августе, положила в «Избранное», а сегодня уже купила, была скидка минус 20%. И при оплате картой еще минус 10%. Александр Денисов: А что вы купили? Зритель: Я купила посуду и постельное белье, полотенца – то есть все для дома. Довольно-таки выгодно получилось. Александр Денисов: Спасибо. А вы отслеживали заранее ту цену, сколько раньше стоило? Зритель: Конечно. Я в июле в интернет-магазине добавила это все в «Избранное». И когда были уже именно скидки, я смотрела на этот товар. Получилось, что сегодня я довольно-таки выгодно приобрела его. Александр Денисов: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо вам, Дана, за звонок. Есть примеры, когда действительно обдуманный подход к покупкам. Татьяна Умряева: Абсолютно разумная тактика, идеальная: отложить, следить за ценой, и если она уменьшилась (это необязательно Черная пятница, но совпало, что Черная пятница), то приобрести. Это подготовленность к покупке. И куплен нужный товар. Александр Денисов: А другого и быть не могло. Ведь все привыкли уже, все ждут скидок на продукты, высматривают эти желтые ценники, на одежду, межсезонные продажи постоянно идут. Единственное – нужно по магазинам прохаживаться и смотреть, что где. Татьяна Умряева: В принципе, мне кажется, в так называемых продуктах FMCG, за которыми мы ходим в магазины у дома, промодавление в чеке достигает 60%. В каком-то смысле продавцы, ритейлеры себя сами загнали в ловушку. В гонке за покупателя между собой они загнали себя в ловушку, когда уже без скидки не продается. Много покупателей, которые сравнивают цены в интернете и в офлайне на продукты. И настолько в городах уже магазины рядом друг с другом, что, в принципе, чтобы сэкономить на кофе или на стиральном порошке, тебе нужно перейти дорогу. Люди это делают ради 100–200 рублей. И это нормально. Поэтому это такая гонка – непонятно, то ли на опережение, то ли мы придем к тому, как это сейчас есть в США, когда скидки уже не работают. В принципе, есть такой тренд на разумное потребление, особенно он характерен сейчас для молодежи. Это sharing economy, когда не нужно покупать, а ты только арендуешь. То же самое происходит, в принципе… Люди покупают разумно. Но это больше про поколение Z и молодежь. Анастасия Сорокина: Но наши зрители разного возраста тоже пишут о том, что обладают не такими большими бюджетами и вынуждены все заранее планировать. Какая может быть перспектива сейчас у торговли? Потому что цены действительно очень большие, а особенно это видно в интернете, потому что много ресурсов. Когда ты хочешь что-то заказать, можно проверить несколько сайтов – и цена может быть очень разной. Вот сейчас как будет выравниваться эта ценовая политика? И будут ли расти цены? Татьяна Умряева: Я думаю, ключевое – это работать с лояльностью покупателя. И не важно, это офлайновый магазин или онлайновый магазин. Важно давать хорошее качество сервиса (в разных терминах) для своего покупателя и знать его. Это может быть персональная программа лояльности. В каком-то смысле персональная цена – ровно настолько, насколько это разрешено законодательством. Персонализированные скидки, когда ты скидки паллетами не на всех выкладываешь и не понимаешь, кто купил, а предлагаешь эту цену где-то в приложении, которая доступна только определенной группе покупателей. Поэтому думаю, что с помощью развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, многое будет уходить в такую персонализацию. И покупатель средний будет оставаться в выигрыше, удовлетворенным, а ритейлер будет более умно управлять привлечением собственно покупателя своими продажами. Я думаю, торговля никуда не денется, она будет как-то эволюционировать, онлайн и офлайн. Люди хотят кушать, одевать детей, себя, покупать игрушки, покупать посуду, постель – жить красиво, насколько позволяет их бюджет. Это нормально. Торговля – двигатель прогресса. Александр Денисов: Спасибо, Татьяна. Ну а вы нам помогаете делать удачный выбор. Анастасия Сорокина: Спасибо. У нас в студии была Татьяна Умряева, директор сервиса «Яндекс.Маркет». Говорили про черный день – про Черную пятницу.