Рубрика "Реальные цифры". Сколько стоит в месяц детский сад для вашего ребенка или внука? Итоги опроса, проведенного ОТР, обсуждаем с экспертом. Оксана Галькевич: Ну что, друзья, как и обещали, мы вчера называли вам это время – 15:30. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мне кажется, так говорили в детском саду, в начальных классах. Вы, уважаемые телезрители, всю эту неделю нам писали, а мы тщательно собирали ваши сообщения и внимательно считали, сколько стоит посещение детского садика в вашем регионе. У нас ведь конституцией гарантировано, что Россия – это социальное государство. И, кроме права на труд, у нас есть, например, еще и право на бесплатное образование, в том числе и на дошкольное. Но реалии жизни таковы, что хочешь, чтобы твой дошкольник это образование получал, нужно платить за посещение садика. Образование идет в одной связке с присмотром и уходом, или содержание. Без оплаты второго невозможно получение первого. Прежде федеральный закон об образовании четко регламентировал, сколько можно брать с родителей. 20% от полной стоимости содержания ребенка в детском дошкольном учреждении. С многодетных – 10%. Теперь этого в законе нет. И, что называется, на местах уже самостоятельно решают, какой будет сумма в ежемесячной платежке. Иными словами, какой будет финансовая нагрузка на бюджет семьи, и какой – на бюджет региона. Например, смотрите, что нам писали на этой неделе. Из Алтайского края: "Льготы многодетным в Бийске отменены. Плата за содержание 1600 руб/мес. То есть если у вас трое (вы многодетные), то умножаем это на три. А в Марий Эл у родителей выходит и по 4 за одного". Перерасчет, возврат делают несвоевременно. Кроме того, собирают еще деньги на средства гигиены, игрушки, канцелярские товары, на ремонт. Знакомая многим история, правда? Константин Чуриков: Озеленение бывает. Оксана Галькевич: Озеленение. Тоже такое бывает. Там несвоевременно, но хотя бы возвращают. А вот из башкирского Стерлитамака нам написали: "Берут деньги вперед. Вынь да положь каждый месяц 2160. Хорошо, что не 6700". Это, кстати говоря, максимальная сумма за содержание из ваших СМС-сообщений. Пришло оно к нам из Якутии. Чуть меньше, но тоже суровые расценки, в области Магаданской, Самарской и в Ханты-Мансийском автономном округе. Посмотрите, Магаданская область – 4943, Самара – 4200, и чуть меньше в Ханты-Мансийском автономном округе. Хотелось бы, конечно, думать, что проще живется в Дагестане и Тюмени. Там, опять же, судя по вашим сообщениям, друзья, мы обнаружили вот такие суммы: 300 рублей в Дагестане, Тюменская область – 1150, Ставропольский край – 1225, Санкт-Петербург – 1400. Эти реальные цифры мы задумали, когда заметили, насколько огромна порой разница в том, что насчитали нам в Росстате и в том, что вы нам пишите в комментариях к прямому эфиру. В этом вопросе по оплате детских садов довольно близки оказались средние показатели, что называется – средняя температура по стране. После анализа ваших сообщений мы получили значение 2482 рубля в месяц, а по данным Росстата это 2024. Где-то близко, можно сказать. Что же до максимумов, то есть в данных Росстата и в ваших сообщениях некое географическое совпадение. В лидеры только выбилась Московская область. Может быть, нам просто мало писали из этого региона. А так все те же северяне. Посмотрите, вторая, третья и четвертая позиция: Магаданская область, республика Якутия и тот же Ханты-Мансийский автономный округ. Кое-где цифры незначительно даже выше по данным Росстата, чем судя по вашим сообщениям. Но куда интереснее смотреть все-таки на данные по минимальным расходам, опять же, по расчетам Росстата, за уход и присмотр за дошкольниками. Вот есть в Брянской области такой городок. Так в месяц с родителей берут 704 рубля. Может быть и так. Может быть, нам просто сложно в это поверить. Что ж, о самом начальном, но очень важном образовании мы продолжим сейчас разговор, разговор с нашим гостем. В студии у нас сегодня Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. Здравствуйте. Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, здравствуйте. Татьяна Волосовец: Добрый день. Константин Чуриков: Я правильно понимаю, что все-таки на тему того, как все это высчитывается, вопрос не к вам, наверное? Татьяна Волосовец: Да, конечно, вопрос не ко мне. Я больше про педагогику, про психологию, про образование в целом. Константин Чуриков: Про образование. Замечательно. Как раз таки в последние годы мы уже наблюдаем (он, кажется, уже завершился) процесс объединения детских садов со школами. Кажется, эта форма, вывеска как-то изменилась? На детском садике теперь написано, что это школа. А самого образования, мне кажется, больше не стало в детских садах. Или я ошибаюсь? Татьяна Волосовец: Должна вам сказать, что вы ошибаетесь. Потому что дошкольное образование подчинено совершенно другим принципам и другим законам, нежели школьное образование. Поэтому, несмотря на то что вывеска изменилась, в детском саду по-прежнему реализуется образовательная дошкольная программа. Другой вопрос – нужно ли объединять смысл и какой от этого эффект? С моей точки зрения, вряд ли это принесет какие-то серьезные результаты просто потому, что это разные уровни образования. И у дошкольного образования одни цели и задачи, а у школы это совсем другие цели и задачи. И иногда детский сад просто растворяется в этой школьной массе, нивелируются его цели, непонимание у руководящего состава задач дошкольного образования. Это, конечно, очень настораживает, это есть определенный риск растворения дошкольного образования в школе. Константин Чуриков: И еще элементарно возникает в этой пищевой цепочке одна лишняя голова – директор школы, советуясь с которым, нужно принимать какие-то важные решения. Правильно? Татьяна Волосовец: Совершенно с вами согласна. Управленческая составляющая немаловажная. Но меня волнуют в этой ситуации не столько управленцы и их комфорт, сколько ситуация, связанная непосредственно с детьми, потому что ребенок в детском саду, как и в школе – это главный человек. Константин Чуриков: У меня идея. Вот мы сейчас о цифрах рассказывали. А давайте спросим у аудитории ОТР, у родителей, у дедушек и бабушек: скажите, пожалуйста, ваши внуки в детских садах или ваши дети качественные ли услуги они получают? Чем вы довольны, чем вы недовольны применительно к детскому садику, в который ходит ваш ребенок. Оксана Галькевич: Образовательные услуги. Константин Чуриков: Образовательные. Уход, присмотр, пожалуйста – может быть, тут тоже будут вопросы. 88002220014. Позвоните нам или напишите. Внизу экрана указан номер СМС-портала. Оксана Галькевич: Почему я этот уточняющий вопрос тебе задала, Костя? Потому что такое ощущение, что и родители не всегда понимают детский садик как некое дошкольное образовательное именно учреждение, а вот больше такие требования по части ухода и присмотра. Вот спрашивают: "Чем кормили? Когда поспали? Как погуляли?". Константин Чуриков: Носы вытирают там. Татьяна Волосовец: Завязали шарфик, одели варежки. Оксана Галькевич: А по буковке, что там по окружающему миру, циферки – вот про это как-то разговора особо не ведется. Даже я по своему опыту не помню. Константин Чуриков: И я по своему. Оксана Галькевич: К сожалению. Потому что по мировому опыту именно это начальное образование начинается рано – в 4 года, детей уже готовят потихонечку, знания дают на этом уровне, которые помогают им дальше в школе учиться. Татьяна Волосовец: Во-первых, хочу вступиться за сегодняшних родителей. Еще 5-7 лет назад действительно родителей больше всего интересовал вопрос: не заболеет ли? Отдадим в детский сад – будет он там болеть или не будет? Чем будут кормить, как будут присматривать? И была ситуация камеры хранения: утром сдали – вечером забрали. Константин Чуриков: Хрустальную вазу такую. Татьяна Волосовец: Сохранили или не сохранили – вот был самый главный вопрос родителей. Вы знаете, ситуация меняется. Я сама из любопытства часто посещаю родительские сайты и смотрю, о чем беседуют родители. Вот где-то года 2-3 назад наши молодые родители, те, кому сейчас 30 лет, это такое новое поколение родителей, начали спорить между собой, какая программа лучше, а что там в этой программе интересного происходит, готовят ли детей к школе, какой уровень квалификации у педагогов, какой уровень образования. Это начало интересовать родителей в самые последние годы. И здесь я бы хотела сказать, опять же, защитить наших родителей. Они растут. Их волнует сейчас не только мокрый нос. Их волнует сейчас и та система образования, которую может предложить сегодняшний современный детский сад. Знаете, на чем хотелось бы остановить еще свое внимание? Это не просто так произошло, не вдруг и не случайно. 3 года тому назад был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование стало стандартизовано, чего не было никогда: ни в советское время, ни в первые постсоветские годы. Это впервые произошло. Уровень дошкольного образования стал первым уровнем общего образования. И педагоги дошкольных образовательных организаций начали серьезнее относиться к программам, начали серьезнее относиться к своим собственным обязанностям. Их всех как один отправили на курсы повышения квалификации. То есть мы видим и личностный, и профессиональный рост педагога. Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, но кажется, что чтобы стандарт работал, надо периодически спрашивать: а соответствуют дети, например, вот этому стандарту, их уровень знаний, например? Как это проверяется? Потому что иначе – повысили уровень образования, ну и все разбежались по садикам, а там дальше такое закрытое сообщество, никто не понимает, что там происходит. Татьяна Волосовец: Во-первых, должна вам сказать, что стандарт не предполагает никакую форму аттестации для детей. То есть дети в детском саду не сдают контрольных, не сдают тестов. И уж тем более нет никаких ЕГЭ для дошкольников. Константин Чуриков: Я понимаю. Естественно. Я не об этом говорю. Естественно. Я просто с точки зрения идеализма. Ведь нужно каким-то образом проверять, а вот эти педагоги что-то делают? Татьяна Волосовец: Проверяют кого? Педагога. И это более правильный подход. Насколько педагог владеет методами, приемами, способами, технологиями, то есть всем тем, что обеспечивает высокое качество дошкольного образования. Я вам должна сказать, что не все педагоги соответствуют этим высоким требованиям. У нас очень много (90%) педагогов, у которых не высшее педагогическое образование, а всего лишь навсего среднее. У нас есть педагоги, у которых и педагогического образования тоже нет. Есть такие еще случаи. Их осталось мало. Их было много в 1990-х. Оксана Галькевич: Но, получается, это системная проблема. Они не сами по себе без образования, без высшего образования пришли работать. Стало быть, система выстроена так. Татьяна Волосовец: Уважаемые коллеги, дело в том, что мы пережили непростое двадцатилетие до этого. И было время, когда педагог получал в детском саду очень низкую зарплату. Просто экстремально низкую зарплату. Константин Чуриков: Это уже было такое волонтерство по сути. Татьяна Волосовец: Да. Оксана Галькевич: Мне кажется, что и сейчас, честно говоря. Татьяна Волосовец: Нет. Сейчас полегче. Указы президента 2012 года требуют от органов управления образованием повышения заработной платы педагогам. Она действительно растет. Реально растет. Уровень жизни вместе с ней, к сожалению, не растет. Инфляция кое-что съедает. Но в целом зарплата растет. А было время, когда зарплата была экстремально низкая. Брали любого человека, кто пришел устроиться на работу. Оксана Галькевич: А тот, кто приходил на работу устроиться, еще и брал на себя нагрузку. И… одновременно работал… Татьяна Волосовец: И две смены работал. И мы не зря говорим, что у нас есть такая история, как эмоциональное выгорание педагога. Две смены – это 12 часов. А в группе до 35 детей. Оксана Галькевич: Там ведь важно не только внимание. Там ведь важно еще хорошее настроение педагога. Это как хорошее настроение мамы. Если мама в порядке, то и дети в порядке. Татьяна Волосовец: Да, конечно, эмоциональный настрой – это большое дело. Плюс еще и силы должны быть у педагога. Оксана Галькевич: Это да. Особенно с малышами. Татьяна Волосовец: Особенно с малышами. А где их взять? Где почерпнуть эти силы, когда не хватает времени на отдых? Это тоже серьезная проблема. И сейчас, наверное, она будет как-то решаться. Но пока ситуация ровно такая, какая она есть. Константин Чуриков: В итоге зрители спрашивают: "Сколько человек должно быть в группе в детском садике?". Потому что нам, например, пишут, что во Владикавказе в детсадах по 40 детей в группах. Это нормально? Татьяна Волосовец: Это абсолютно не нормально. В этом виноват документ, который называется санпин. Есть такой документ – требования к санитарным правилам и нормам. В этом документе указано, что в группе может быть детей столько по количеству, чтобы было соответствие 1 ребенок на 2 квадратных метра (если это дети старше 3 лет), или на 2.5 квадратных метра, если это дети младше 3 лет. И что мы видим? Мы видим, что берут группу, списочный состав до 35-40 детей с мыслью, что половина будет болеть. Константин Чуриков: Закладывают. Татьяна Волосовец: Да. И в результате получается, что 25, умноженные на 2 – это 50. 50 – это квадратные метры одной группы, и, по-моему, так оно и есть. И, по-моему, в детском саду 50 метров – это группа. Дети приходят и не болеют. И получается и 30, и 35. А раньше в санпинах была такая норма, которая называлась предельная наполняемость групп. И что это значит? Больше, чем 20 или 25, нельзя. А сейчас, к сожалению, этой фразы о предельной наполняемости групп нет. Я считаю, что вернуть ее категорически необходимо. Иначе мы так и будем иметь ситуацию перенаполненности групп. А это не только риск заболеваний детей. Мы говорили, детей волнует, болеет или не болеет. Это еще риск скученности. Детям очень трудно находиться в группе, где много людей. Да и нам, взрослым, трудно находиться в помещении, где много людей. Они эмоционально устают. Они устают и от того, что и мало воздуха в группе, и тесно в группе, и шумно в группе. И все это вместе влияет, естественно, и на психическое, и на физическое здоровье ребенка. Оксана Галькевич: И посуду перемыть потом со всеми после обеда, завтрака и полдника. Татьяна Волосовец: Это уже не дело воспитателя. Это дело младшего воспитателя. Оксана Галькевич: Татьяна Владимировна, по поводу все-таки образовательной программы – что должен знать и уметь ребенок по выпуску из детского сада, когда он выпускник детского садика и он уже в школу переходит? Как можно хотя бы субъективно оценить, как с ним работали по части образования в детском саду? Татьяна Волосовец: Хочу сказать, что федеральный государственный образовательный стандарт предполагает программы, которые бы давали 5 образовательных областей. Это и речевое развитие, и познавательное развитие, и физическое развитие, и художественно-эстетическое, и социально-коммуникативное. То есть фактически ребенок развивается комплексно во всех направлениях. И речь идет здесь большей частью даже не по тому, сможет ли ребенок, придя в первый класс, уже быть подготовленным по чтению, письму или по математике, то есть умеет ли он писать буквы или читать. Это не самое главное. Самое главное – готов ли он психологически, развиты ли у него внимание, память, мышление, воображение, речь, то есть те высшие психические функции, которые ему помогут быть успешным школьником. Вот, что закладывает в первую очередь стандарт. Константин Чуриков: Еще как обычно оценивается, может ребенок сам застегнуть себе курточку или не может. Тоже важное дело. Татьяна Волосовец: Это младшие возрастные категории. К 1 классу уже все могут. Константин Чуриков: У нас есть звонок. Нам дозвонилась Нина из Ростовской области. Давайте послушаем. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Нина. Зритель: Здравствуйте. Я звоню из Ростова-на-Дону. Я бывший дошкольный работник. Я отработала 20 лет воспитателем в городе Сыктывкар в республике Коми и 10 лет заведующей. Поэтому это моя родная сфера, которую я очень люблю по сей день и живу, всегда интересуюсь проблемами. А сейчас в настоящий момент в Ростове-на-Дону моя внучатая племянница отходила в детский сад и сейчас пошла в школу. Много хорошего сейчас тоже. Но большой минус – подготовка детей к школе вообще не проводится. Мы вынуждены были отдавать в школу девочку, платить дополнительные деньги на подготовку. Программа, которая у нас была в мое время подготовки детей к школе, полностью отсутствует. Трудовое воспитание как таковое полностью в детском саду отсутствует. Ни по природе, ни трудового воспитания на прогулке. Дети на прогулке предоставлены в основном сами себе и игрушками, которые приносят в основном из дома. Ну ладно, пусть из дома. Поэтому заведующая (я знаю, у меня племянница работает заведующей сейчас также в Сыктывкаре) занята такими хозделами, что ей некогда заняться педагогической работой совершенно. Столько бумаг и отчетов. Это немыслимо. В наше время, конечно, этого не было. Мы успевали все делать: и за педагогической работой наблюдать, и педпроцесс, и все. А у нее просто нет времени. Она на занятиях то не бывает. У меня было 13 групп – я всех детей практически знала. Практически всех. Я посещала 2-3 раза в день группы. Константин Чуриков: Что, по вашему мнению, сейчас изменилось? Почему сейчас невозможно то, о чем вы говорите? Все понятно, вы меня уже не слышите. Тогда к вам вопрос. Оксана Галькевич: Как прокомментируете? Татьяна Волосовец: Уважаемые зрители, я хотела бы сказать о том, что сколько мы прекрасно бумаг ни напишем в виде стандартов и программ, всегда были, есть и будут непрофессиональные педагоги, к моему большому сожалению. Я была бы очень рада и счастлива, если бы все педагоги обладали очень высокими компетенциями, имели бы обширные знания и могли бы работать с детьми на высоком профессиональном уровне. Но это не так. Мы сейчас услышали именно тот самый случай. К сожалению, нам ведь не звонят обычно, когда хорошо. Нам звонят обычно тогда, когда есть проблема. И это тот случай, когда педагог показал вопиющий непрофессионализм. Все, о чем говорил наш уважаемый телезритель – этого быть в детском саду не должно, программы это предусматривают, все это в программах написано. Другой вопрос – реализация, насколько педагог профессионален в реализации программ. Оказалось, не профессионален. Константин Чуриков: Понятно. И чтобы привлечь лучшего, нужен как раз таки этот зарплатный уровень, чтобы лучшие подтянулись, потому что иначе этого плохого педагога и не выгонишь. Потому что а кто придет на его место? Татьяна Волосовец: Конечно, я с вами согласна. И не только мы должны педагога мотивировать деньгами. Было бы здорово, если бы статус дошкольного работника повышался. Если бы, скажем, на телевидении и в радиоэфире как можно чаще звучали не негативные примеры, а позитивные. Что хорошего происходит сегодня в дошкольном образовании? Ведь действительно много хорошего. А мы включаем телевизор и что видим? Тут где-то ударили, шлепнули, тут нагрубили педагоги родителям и так далее. В основном негативные примеры. Не повышает это статус дошкольного работника. Оксана Галькевич: С другой стороны, наша работа тоже привлекает внимание к таким вопиющим случаям. Мы будем разбираться в них. Но вообще привлекать внимание к работе дошкольного образования очень важно. Потому что это ведь база нашего будущего общества. Там создается гражданин на самом деле. Татьяна Волосовец: Конечно. Те, кому сегодня 5, через 20 лет им 25. Конечно. Оксана Галькевич: Насколько добрым он будет, насколько он будет инициативным, насколько он вообще будет друзей своих любить, дружить. Татьяна Волосовец: Насколько он будет трудолюбивым. Оксана Галькевич: То есть это та самая база. Татьяна Волосовец: Согласна. Константин Чуриков: Много сообщений от зрителей. Сейчас я вернусь к СМС-сообщениям. Уже в таком блиц-режиме, потому что мало времени. "В садиках собирают деньги на ремонт, окна и так далее. Это правомерно?". Татьяна Волосовец: Нет. Константин Чуриков: Неправомерно. Оксана Галькевич: "Брали детского логопеда в детском саду. Говорят – большая проблема". Татьяна Волосовец: Категорически возражаю против сокращения логопедов, психологов и дефектологов. Это те специалисты, которые детям очень нужны в дошкольном возрасте. И если мы зайдем в любую группу детского сада, мы увидим 30, а то и 50% детей, у которых есть нарушения речи. Логопед очень нужен. Увольнение логопедов – безобразие. Константин Чуриков: Вопрос из Екатеринбурга. Как человек с больным позвоночником не могу его не задать: "Когда запретят раскладушки в детских садах?". Татьяна Волосовец: Проблема раскладушек – это проблема недостатка площадей. Было бы здорово, если бы в каждой группе была спальня. Но когда решали проблему очередности, а у нас еще 3 года назад очередь в детские сады была более 2 млн детей, а сейчас всего 47 тысяч (понимаем, сколько сделано для того, чтобы дети пошли в детский сад), все спальни переоборудовали под дополнительные группы. Константин Чуриков: Ну что же, спасибо. Мы говорили в данный момент о детских садах и сравнивали как раз реальные цифры, о которых Оксана рассказывала, с уровнем, качеством услуг, которые детские садики оказывают. В студии была у нас Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. И вот теперь как раз таки идея, которая у нас родилась. Оксана Галькевич: Спасибо, Татьяна Владимировна. Для следующей недели у нас родилась такая идея. Хотим всю следующую неделю собирать от вас информацию о том, какова сумма взяток в вашем регионе, в вашем городе, поселке. Константин Чуриков: Как у нас принято, опрос анонимный. И этот вопрос звучит предельно просто: "Какую взятку и кому вы давали в последний раз?". Чтоб было проще отвечать, вот перед вами сейчас шаблон ответа. Например, "Челябинская область, дал гаишнику 500 рублей". Оксана Галькевич: Лишних подробностей мы, естественно, от вас никаких не просим. Исследование анонимное. Но если, например, давали взятку не деньгами, а щенками борзыми или еще как-то, то опишите, какую услугу вы взамен оказали или что подарили этому человеку. И также попробуйте как-то это все-таки в деньгах оценить стоимость подарка в рублях. Константин Чуриков: Ваши ответы принимаются круглосуточно. СМС-портал 3443. Вначале буквы ОТР, а далее все то, о чем мы сказали. Оксана Галькевич: Сейчас прервемся. Дальше большой выпуск новостей. Константин Чуриков: И вернемся к вам через 20 мин. Спасибо.