Татьяна Волосовец: Родители растут – их волнует уже не только мокрый нос, но и система образования в детском саду
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/tatyanoi-volosovets-23504.html Рубрика "Реальные цифры". Сколько стоит в месяц детский сад для вашего ребенка или внука? Итоги опроса, проведенного ОТР, обсуждаем с экспертом.
Оксана
Галькевич: Ну что, друзья, как и обещали, мы вчера называли вам
это время – 15:30. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мне кажется, так
говорили в детском саду, в начальных классах. Вы, уважаемые телезрители, всю
эту неделю нам писали, а мы тщательно собирали ваши сообщения и внимательно
считали, сколько стоит посещение детского садика в вашем регионе. У нас ведь
конституцией гарантировано, что Россия – это социальное государство. И, кроме
права на труд, у нас есть, например, еще и право на бесплатное образование, в
том числе и на дошкольное.
Но реалии жизни таковы, что хочешь, чтобы твой
дошкольник это образование получал, нужно платить за посещение садика.
Образование идет в одной связке с присмотром и уходом, или содержание. Без
оплаты второго невозможно получение первого.
Прежде федеральный закон об образовании четко
регламентировал, сколько можно брать с родителей. 20% от полной стоимости
содержания ребенка в детском дошкольном учреждении. С многодетных – 10%. Теперь
этого в законе нет. И, что называется, на местах уже самостоятельно решают,
какой будет сумма в ежемесячной платежке. Иными словами, какой будет финансовая
нагрузка на бюджет семьи, и какой – на бюджет региона.
Например, смотрите, что нам писали на этой неделе. Из
Алтайского края: "Льготы многодетным в Бийске отменены. Плата за
содержание 1600 руб/мес. То есть если у вас трое (вы многодетные), то умножаем
это на три. А в Марий Эл у родителей выходит и по 4 за одного".
Перерасчет, возврат делают несвоевременно. Кроме того, собирают еще деньги на средства
гигиены, игрушки, канцелярские товары, на ремонт. Знакомая многим история,
правда?
Константин
Чуриков: Озеленение бывает.
Оксана
Галькевич: Озеленение. Тоже такое бывает. Там несвоевременно, но
хотя бы возвращают. А вот из башкирского Стерлитамака нам написали: "Берут
деньги вперед. Вынь да положь каждый месяц 2160. Хорошо, что не 6700".
Это, кстати говоря, максимальная сумма за содержание из ваших СМС-сообщений.
Пришло оно к нам из Якутии. Чуть меньше, но тоже суровые расценки, в области
Магаданской, Самарской и в Ханты-Мансийском автономном округе.
Посмотрите, Магаданская область – 4943, Самара – 4200, и
чуть меньше в Ханты-Мансийском автономном округе.
Хотелось бы, конечно, думать, что проще живется в
Дагестане и Тюмени. Там, опять же, судя по вашим сообщениям, друзья, мы
обнаружили вот такие суммы: 300 рублей в Дагестане, Тюменская область – 1150,
Ставропольский край – 1225, Санкт-Петербург – 1400. Эти реальные цифры мы
задумали, когда заметили, насколько огромна порой разница в том, что насчитали
нам в Росстате и в том, что вы нам пишите в комментариях к прямому эфиру. В
этом вопросе по оплате детских садов довольно близки оказались средние
показатели, что называется – средняя температура по стране.
После анализа ваших сообщений мы получили значение 2482
рубля в месяц, а по данным Росстата это 2024. Где-то близко, можно сказать. Что
же до максимумов, то есть в данных Росстата и в ваших сообщениях некое
географическое совпадение. В лидеры только выбилась Московская область. Может
быть, нам просто мало писали из этого региона. А так все те же северяне.
Посмотрите, вторая, третья и четвертая позиция: Магаданская область, республика
Якутия и тот же Ханты-Мансийский автономный округ. Кое-где цифры незначительно
даже выше по данным Росстата, чем судя по вашим сообщениям.
Но куда интереснее смотреть все-таки на данные по
минимальным расходам, опять же, по расчетам Росстата, за уход и присмотр за
дошкольниками. Вот есть в Брянской области такой городок. Так в месяц с
родителей берут 704 рубля. Может быть и так. Может быть, нам просто сложно в
это поверить.
Что ж, о самом начальном, но очень важном образовании мы
продолжим сейчас разговор, разговор с нашим гостем. В студии у нас сегодня
Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства
Российской академии образования. Здравствуйте.
Константин
Чуриков: Татьяна Владимировна, здравствуйте.
Татьяна
Волосовец: Добрый день.
Константин
Чуриков: Я правильно понимаю, что все-таки на тему того, как все
это высчитывается, вопрос не к вам, наверное?
Татьяна
Волосовец: Да, конечно, вопрос не ко мне. Я больше про педагогику,
про психологию, про образование в целом.
Константин
Чуриков: Про образование. Замечательно. Как раз таки в последние
годы мы уже наблюдаем (он, кажется, уже завершился) процесс объединения детских
садов со школами. Кажется, эта форма, вывеска как-то изменилась? На детском
садике теперь написано, что это школа. А самого образования, мне кажется,
больше не стало в детских садах. Или я ошибаюсь?
Татьяна
Волосовец: Должна вам сказать, что вы ошибаетесь. Потому что дошкольное
образование подчинено совершенно другим принципам и другим законам, нежели
школьное образование. Поэтому, несмотря на то что вывеска изменилась, в детском
саду по-прежнему реализуется образовательная дошкольная программа. Другой
вопрос – нужно ли объединять смысл и какой от этого эффект? С моей точки
зрения, вряд ли это принесет какие-то серьезные результаты просто потому, что
это разные уровни образования. И у дошкольного образования одни цели и задачи,
а у школы это совсем другие цели и задачи. И иногда детский сад просто
растворяется в этой школьной массе, нивелируются его цели, непонимание у
руководящего состава задач дошкольного образования. Это, конечно, очень
настораживает, это есть определенный риск растворения дошкольного образования в
школе.
Константин
Чуриков: И еще элементарно возникает в этой пищевой цепочке одна
лишняя голова – директор школы, советуясь с которым, нужно принимать какие-то
важные решения. Правильно?
Татьяна
Волосовец: Совершенно с вами согласна. Управленческая составляющая
немаловажная. Но меня волнуют в этой ситуации не столько управленцы и их
комфорт, сколько ситуация, связанная непосредственно с детьми, потому что
ребенок в детском саду, как и в школе – это главный человек.
Константин
Чуриков: У меня идея. Вот мы сейчас о цифрах рассказывали. А
давайте спросим у аудитории ОТР, у родителей, у дедушек и бабушек: скажите,
пожалуйста, ваши внуки в детских садах или ваши дети качественные ли услуги они
получают? Чем вы довольны, чем вы недовольны применительно к детскому садику, в
который ходит ваш ребенок.
Оксана
Галькевич: Образовательные услуги.
Константин
Чуриков: Образовательные. Уход, присмотр, пожалуйста – может
быть, тут тоже будут вопросы. 88002220014. Позвоните нам или напишите. Внизу
экрана указан номер СМС-портала.
Оксана
Галькевич: Почему я этот уточняющий вопрос тебе задала, Костя?
Потому что такое ощущение, что и родители не всегда понимают детский садик как
некое дошкольное образовательное именно учреждение, а вот больше такие требования
по части ухода и присмотра.
Вот спрашивают: "Чем кормили? Когда поспали? Как
погуляли?".
Константин
Чуриков: Носы вытирают там.
Татьяна
Волосовец: Завязали шарфик, одели варежки.
Оксана
Галькевич: А по буковке, что там по окружающему миру, циферки –
вот про это как-то разговора особо не ведется. Даже я по своему опыту не помню.
Константин
Чуриков: И я по своему.
Оксана
Галькевич: К сожалению. Потому что по мировому опыту именно это
начальное образование начинается рано – в 4 года, детей уже готовят
потихонечку, знания дают на этом уровне, которые помогают им дальше в школе
учиться.
Татьяна
Волосовец: Во-первых, хочу вступиться за сегодняшних родителей. Еще
5-7 лет назад действительно родителей больше всего интересовал вопрос: не
заболеет ли? Отдадим в детский сад – будет он там болеть или не будет? Чем
будут кормить, как будут присматривать? И была ситуация камеры хранения: утром
сдали – вечером забрали.
Константин
Чуриков: Хрустальную вазу такую.
Татьяна
Волосовец: Сохранили или не сохранили – вот был самый главный
вопрос родителей. Вы знаете, ситуация меняется. Я сама из любопытства часто
посещаю родительские сайты и смотрю, о чем беседуют родители. Вот где-то года
2-3 назад наши молодые родители, те, кому сейчас 30 лет, это такое новое
поколение родителей, начали спорить между собой, какая программа лучше, а что
там в этой программе интересного происходит, готовят ли детей к школе, какой
уровень квалификации у педагогов, какой уровень образования. Это начало
интересовать родителей в самые последние годы. И здесь я бы хотела сказать,
опять же, защитить наших родителей. Они растут. Их волнует сейчас не только
мокрый нос. Их волнует сейчас и та система образования, которую может
предложить сегодняшний современный детский сад.
Знаете, на чем хотелось бы остановить еще свое внимание?
Это не просто так произошло, не вдруг и не случайно. 3 года тому назад был
принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Дошкольное образование стало стандартизовано, чего не было
никогда: ни в советское время, ни в первые постсоветские годы. Это впервые
произошло. Уровень дошкольного образования стал первым уровнем общего
образования. И педагоги дошкольных образовательных организаций начали серьезнее
относиться к программам, начали серьезнее относиться к своим собственным
обязанностям. Их всех как один отправили на курсы повышения квалификации. То
есть мы видим и личностный, и профессиональный рост педагога.
Константин
Чуриков: Татьяна Владимировна, но кажется, что чтобы стандарт
работал, надо периодически спрашивать: а соответствуют дети, например, вот
этому стандарту, их уровень знаний, например? Как это проверяется? Потому что
иначе – повысили уровень образования, ну и все разбежались по садикам, а там
дальше такое закрытое сообщество, никто не понимает, что там происходит.
Татьяна
Волосовец: Во-первых, должна вам сказать, что стандарт не
предполагает никакую форму аттестации для детей. То есть дети в детском саду не
сдают контрольных, не сдают тестов. И уж тем более нет никаких ЕГЭ для
дошкольников.
Константин
Чуриков: Я понимаю. Естественно. Я не об этом говорю.
Естественно. Я просто с точки зрения идеализма. Ведь нужно каким-то образом
проверять, а вот эти педагоги что-то делают?
Татьяна
Волосовец: Проверяют кого? Педагога. И это более правильный
подход. Насколько педагог владеет методами, приемами, способами, технологиями,
то есть всем тем, что обеспечивает высокое качество дошкольного образования. Я
вам должна сказать, что не все педагоги соответствуют этим высоким требованиям.
У нас очень много (90%) педагогов, у которых не высшее педагогическое
образование, а всего лишь навсего среднее. У нас есть педагоги, у которых и
педагогического образования тоже нет. Есть такие еще случаи. Их осталось мало.
Их было много в 1990-х.
Оксана
Галькевич: Но, получается, это системная проблема. Они не сами по
себе без образования, без высшего образования пришли работать. Стало быть,
система выстроена так.
Татьяна
Волосовец: Уважаемые коллеги, дело в том, что мы пережили
непростое двадцатилетие до этого. И было время, когда педагог получал в детском
саду очень низкую зарплату. Просто экстремально низкую зарплату.
Константин
Чуриков: Это уже было такое волонтерство по сути.
Татьяна
Волосовец: Да.
Оксана
Галькевич: Мне кажется, что и сейчас, честно говоря.
Татьяна
Волосовец: Нет. Сейчас полегче. Указы президента 2012 года требуют
от органов управления образованием повышения заработной платы педагогам. Она
действительно растет. Реально растет. Уровень жизни вместе с ней, к сожалению,
не растет. Инфляция кое-что съедает. Но в целом зарплата растет.
А было время, когда зарплата была экстремально низкая.
Брали любого человека, кто пришел устроиться на работу.
Оксана
Галькевич: А тот, кто приходил на работу устроиться, еще и брал на
себя нагрузку. И… одновременно работал…
Татьяна
Волосовец: И две смены работал. И мы не зря говорим, что у нас
есть такая история, как эмоциональное выгорание педагога. Две смены – это 12
часов. А в группе до 35 детей.
Оксана
Галькевич: Там ведь важно не только внимание. Там ведь важно еще
хорошее настроение педагога. Это как хорошее настроение мамы. Если мама в
порядке, то и дети в порядке.
Татьяна
Волосовец: Да, конечно, эмоциональный настрой – это большое дело.
Плюс еще и силы должны быть у педагога.
Оксана
Галькевич: Это да. Особенно с малышами.
Татьяна
Волосовец: Особенно с малышами. А где их взять? Где почерпнуть эти
силы, когда не хватает времени на отдых? Это тоже серьезная проблема. И сейчас,
наверное, она будет как-то решаться. Но пока ситуация ровно такая, какая она
есть.
Константин
Чуриков: В итоге зрители спрашивают: "Сколько человек
должно быть в группе в детском садике?". Потому что нам, например, пишут,
что во Владикавказе в детсадах по 40 детей в группах. Это нормально?
Татьяна
Волосовец: Это абсолютно не нормально. В этом виноват документ,
который называется санпин. Есть такой документ – требования к санитарным
правилам и нормам. В этом документе указано, что в группе может быть детей
столько по количеству, чтобы было соответствие 1 ребенок на 2 квадратных метра
(если это дети старше 3 лет), или на 2.5 квадратных метра, если это дети младше
3 лет. И что мы видим? Мы видим, что берут группу, списочный состав до 35-40
детей с мыслью, что половина будет болеть.
Константин
Чуриков: Закладывают.
Татьяна
Волосовец: Да. И в результате получается, что 25, умноженные на 2
– это 50. 50 – это квадратные метры одной группы, и, по-моему, так оно и есть.
И, по-моему, в детском саду 50 метров – это группа. Дети приходят и не болеют.
И получается и 30, и 35. А раньше в санпинах была такая норма, которая
называлась предельная наполняемость групп. И что это значит? Больше, чем 20 или
25, нельзя. А сейчас, к сожалению, этой фразы о предельной наполняемости групп
нет. Я считаю, что вернуть ее категорически необходимо. Иначе мы так и будем иметь
ситуацию перенаполненности групп. А это не только риск заболеваний детей. Мы
говорили, детей волнует, болеет или не болеет. Это еще риск скученности. Детям
очень трудно находиться в группе, где много людей. Да и нам, взрослым, трудно
находиться в помещении, где много людей. Они эмоционально устают. Они устают и
от того, что и мало воздуха в группе, и тесно в группе, и шумно в группе. И все
это вместе влияет, естественно, и на психическое, и на физическое здоровье
ребенка.
Оксана
Галькевич: И посуду перемыть потом со всеми после обеда, завтрака
и полдника.
Татьяна
Волосовец: Это уже не дело воспитателя. Это дело младшего
воспитателя.
Оксана
Галькевич: Татьяна Владимировна, по поводу все-таки
образовательной программы – что должен знать и уметь ребенок по выпуску из
детского сада, когда он выпускник детского садика и он уже в школу переходит?
Как можно хотя бы субъективно оценить, как с ним работали по части образования
в детском саду?
Татьяна
Волосовец: Хочу сказать, что федеральный государственный
образовательный стандарт предполагает программы, которые бы давали 5
образовательных областей. Это и речевое развитие, и познавательное развитие, и
физическое развитие, и художественно-эстетическое, и социально-коммуникативное.
То есть фактически ребенок развивается комплексно во всех направлениях. И речь
идет здесь большей частью даже не по тому, сможет ли ребенок, придя в первый
класс, уже быть подготовленным по чтению, письму или по математике, то есть
умеет ли он писать буквы или читать. Это не самое главное. Самое главное –
готов ли он психологически, развиты ли у него внимание, память, мышление,
воображение, речь, то есть те высшие психические функции, которые ему помогут
быть успешным школьником. Вот, что закладывает в первую очередь стандарт.
Константин
Чуриков: Еще как обычно оценивается, может ребенок сам
застегнуть себе курточку или не может. Тоже важное дело.
Татьяна
Волосовец: Это младшие возрастные категории. К 1 классу уже все
могут.
Константин
Чуриков: У нас есть звонок. Нам дозвонилась Нина из Ростовской
области. Давайте послушаем. Здравствуйте.
Оксана
Галькевич: Здравствуйте, Нина.
Зритель:
Здравствуйте. Я звоню из Ростова-на-Дону. Я бывший дошкольный работник. Я
отработала 20 лет воспитателем в городе Сыктывкар в республике Коми и 10 лет
заведующей. Поэтому это моя родная сфера, которую я очень люблю по сей день и
живу, всегда интересуюсь проблемами. А сейчас в настоящий момент в
Ростове-на-Дону моя внучатая племянница отходила в детский сад и сейчас пошла в
школу.
Много хорошего сейчас тоже. Но большой минус –
подготовка детей к школе вообще не проводится. Мы вынуждены были отдавать в
школу девочку, платить дополнительные деньги на подготовку. Программа, которая
у нас была в мое время подготовки детей к школе, полностью отсутствует.
Трудовое воспитание как таковое полностью в детском саду отсутствует. Ни по
природе, ни трудового воспитания на прогулке. Дети на прогулке предоставлены в
основном сами себе и игрушками, которые приносят в основном из дома. Ну ладно,
пусть из дома.
Поэтому заведующая (я знаю, у меня племянница работает
заведующей сейчас также в Сыктывкаре) занята такими хозделами, что ей некогда
заняться педагогической работой совершенно. Столько бумаг и отчетов. Это
немыслимо. В наше время, конечно, этого не было. Мы успевали все делать: и за
педагогической работой наблюдать, и педпроцесс, и все. А у нее просто нет
времени. Она на занятиях то не бывает. У меня было 13 групп – я всех детей
практически знала. Практически всех. Я посещала 2-3 раза в день группы.
Константин
Чуриков: Что, по вашему мнению, сейчас изменилось? Почему сейчас
невозможно то, о чем вы говорите? Все понятно, вы меня уже не слышите. Тогда к
вам вопрос.
Оксана
Галькевич: Как прокомментируете?
Татьяна
Волосовец: Уважаемые зрители, я хотела бы сказать о том, что
сколько мы прекрасно бумаг ни напишем в виде стандартов и программ, всегда
были, есть и будут непрофессиональные педагоги, к моему большому сожалению. Я
была бы очень рада и счастлива, если бы все педагоги обладали очень высокими
компетенциями, имели бы обширные знания и могли бы работать с детьми на высоком
профессиональном уровне. Но это не так. Мы сейчас услышали именно тот самый
случай. К сожалению, нам ведь не звонят обычно, когда хорошо. Нам звонят обычно
тогда, когда есть проблема. И это тот случай, когда педагог показал вопиющий
непрофессионализм. Все, о чем говорил наш уважаемый телезритель – этого быть в
детском саду не должно, программы это предусматривают, все это в программах
написано. Другой вопрос – реализация, насколько педагог профессионален в
реализации программ. Оказалось, не профессионален.
Константин
Чуриков: Понятно. И чтобы привлечь лучшего, нужен как раз таки
этот зарплатный уровень, чтобы лучшие подтянулись, потому что иначе этого
плохого педагога и не выгонишь. Потому что а кто придет на его место?
Татьяна
Волосовец: Конечно, я с вами согласна. И не только мы должны
педагога мотивировать деньгами. Было бы здорово, если бы статус дошкольного
работника повышался. Если бы, скажем, на телевидении и в радиоэфире как можно
чаще звучали не негативные примеры, а позитивные. Что хорошего происходит сегодня
в дошкольном образовании? Ведь действительно много хорошего. А мы включаем
телевизор и что видим? Тут где-то ударили, шлепнули, тут нагрубили педагоги
родителям и так далее. В основном негативные примеры. Не повышает это статус
дошкольного работника.
Оксана
Галькевич: С другой стороны, наша работа тоже привлекает внимание
к таким вопиющим случаям. Мы будем разбираться в них. Но вообще привлекать
внимание к работе дошкольного образования очень важно. Потому что это ведь база
нашего будущего общества. Там создается гражданин на самом деле.
Татьяна
Волосовец: Конечно. Те, кому сегодня 5, через 20 лет им 25.
Конечно.
Оксана
Галькевич: Насколько добрым он будет, насколько он будет
инициативным, насколько он вообще будет друзей своих любить, дружить.
Татьяна
Волосовец: Насколько он будет трудолюбивым.
Оксана
Галькевич: То есть это та самая база.
Татьяна
Волосовец: Согласна.
Константин
Чуриков: Много сообщений от зрителей. Сейчас я вернусь к
СМС-сообщениям. Уже в таком блиц-режиме, потому что мало времени. "В
садиках собирают деньги на ремонт, окна и так далее. Это правомерно?".
Татьяна
Волосовец: Нет.
Константин
Чуриков: Неправомерно.
Оксана
Галькевич: "Брали детского логопеда в детском саду. Говорят –
большая проблема".
Татьяна
Волосовец: Категорически возражаю против сокращения логопедов,
психологов и дефектологов. Это те специалисты, которые детям очень нужны в
дошкольном возрасте. И если мы зайдем в любую группу детского сада, мы увидим
30, а то и 50% детей, у которых есть нарушения речи. Логопед очень нужен.
Увольнение логопедов – безобразие.
Константин
Чуриков: Вопрос из Екатеринбурга. Как человек с больным
позвоночником не могу его не задать: "Когда запретят раскладушки в детских
садах?".
Татьяна
Волосовец: Проблема раскладушек – это проблема недостатка
площадей. Было бы здорово, если бы в каждой группе была спальня. Но когда
решали проблему очередности, а у нас еще 3 года назад очередь в детские сады
была более 2 млн детей, а сейчас всего 47 тысяч (понимаем, сколько сделано для
того, чтобы дети пошли в детский сад), все спальни переоборудовали под
дополнительные группы.
Константин
Чуриков: Ну что же, спасибо. Мы говорили в данный момент о
детских садах и сравнивали как раз реальные цифры, о которых Оксана рассказывала,
с уровнем, качеством услуг, которые детские садики оказывают. В студии была у
нас Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем
детства Российской академии образования. И вот теперь как раз таки идея,
которая у нас родилась.
Оксана
Галькевич: Спасибо, Татьяна Владимировна. Для следующей недели у
нас родилась такая идея. Хотим всю следующую неделю собирать от вас информацию
о том, какова сумма взяток в вашем регионе, в вашем городе, поселке.
Константин
Чуриков: Как у нас принято, опрос анонимный. И этот вопрос
звучит предельно просто: "Какую взятку и кому вы давали в последний раз?".
Чтоб было проще отвечать, вот перед вами сейчас шаблон ответа. Например, "Челябинская
область, дал гаишнику 500 рублей".
Оксана
Галькевич: Лишних подробностей мы, естественно, от вас никаких не
просим. Исследование анонимное. Но если, например, давали взятку не деньгами, а
щенками борзыми или еще как-то, то опишите, какую услугу вы взамен оказали или
что подарили этому человеку. И также попробуйте как-то это все-таки в деньгах
оценить стоимость подарка в рублях.
Константин
Чуриков: Ваши ответы принимаются круглосуточно. СМС-портал 3443.
Вначале буквы ОТР, а далее все то, о чем мы сказали.
Оксана
Галькевич: Сейчас прервемся. Дальше большой выпуск новостей.
Константин
Чуриков: И вернемся к вам через 20 мин. Спасибо.