Виталий Млечин: Теперь поговорим о том, что волнует всех автомобилистов, – техосмотр. Многие считают, что с сегодняшнего дня система техосмотра должна заработать по новым правилам. Но это не совсем так. На самом деле новая система уже действует с весны. Ксения Сакурова: С сегодняшнего дня начинает истекать льготный срок действия диагностических карт. В октябре на техосмотр придется приехать тем, у кого фактический срок диагностических карт истек в феврале, вот так вот. Виталий Млечин: Такая немножко сложная формулировка… Ксения Сакурова: Сложная тема, да. Виталий Млечин: …но мы сейчас будем объяснять, в чем дело. В сентябре, правда, при этом глава правительства Михаил Мишустин заявлял, что обязательный техосмотр для большинства автомобилей и мотоциклов вообще отменят. Так что давайте разбираться, что происходит с этой системой техосмотра. Если у вас есть опыт прохождения техосмотра вот уже по новым правилам, такой свежий, пожалуйста, обязательно поделитесь им, напишите нам на короткий номер 5445 или позвоните в прямой эфир по телефону 8-800-222-00-14. А мы сейчас побеседуем с главным редактором журнала «За рулем» Максимом Кадаковым. Максим, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Максим Кадаков: Добрый день, добрый день, коллеги. Виталий Млечин: Давайте разбираться. Все-таки очень много приходит разной информации: техосмотр по новым правилам, техосмотр по старым правилам, с 1 октября, не с 1 октября… А может быть, вообще отменят? Что происходит? И почему нас так пытаются запутать сильно? Максим Кадаков: Ну, отчасти вы уже сказали, как должно происходить, точнее как происходит. Новые правила техосмотра ввели с 1 марта текущего года, то есть они уже действуют. Но отсрочку дали тем, в том числе после слов премьер-министра, что сложная ситуация, надо постепенно входить в этот режим, пандемия и т. д., отсрочку дали тем, у кого срок действия диагностических карт истекал с 1 февраля по 1 октября. Значит, эту отсрочку дали на полгода, но не менее чем до 1 октября. Расшифровываю. Если у вас 1 февраля закончилась диагностическая карта, то считалось, что вот она действует до 1 октября. Ну все, прошло уже это время. Если у вас диагностическая карта закончилась 1 мая, например, считайте, прибавляйте полгода, сколько там получается, пятый месяц плюс шесть – одиннадцать, до 1 ноября, и т. д. Соответственно, если у вас этот срок истек, то, значит, нужно проходить техосмотр. Для тех, кто первый раз проходит техосмотр, машине 4 года, впервые надо заезжать на техосмотр, грузовой транспорт, пассажирский общественный транспорт, такси и т. д. – все они как проходили техосмотр, так и проходят, без всяких отсрочек, соответственно, по новым правилам с 1 марта 2021 года, то есть текущего. Принципиальная новость для нас заключается только в том, что, во-первых, ОСАГО отвязали, полис ОСАГО, получение полиса ОСАГО отвязали от диагностической карты. Раньше вы приходили в страховую компанию, вам говорили: «Предъявите диагностическую карту», – точнее она должна быть в базе. Сейчас вам, может быть, удобнее сегодня забежать в соседнюю страховую компанию, купить полис по какой-то причине, а через неделю или через месяц пойти, есть у вас отсрочка, или у вас времени нет, или вам так удобнее, пошли, прошли техосмотр, получили диагностическую карту. Но если у вас отсрочки такой нет или отсрочка закончилась, то, по идее, вы не имеете права ездить без диагностической карты. Но все ездят, потому что штрафов пока за отсутствие диагностической карты нет. Виталий Млечин: Вот, Максим, это был тот вопрос, который всегда первым задают почему-то у нас в стране, какое наказание, какой штраф. Максим Кадаков: Вот. Но штраф введут теперь уже с 1 марта 2022 года, 2 тысячи рублей, и все это будет происходить в автоматическом режиме. Поэтому, если у вас не будет или того или другого или и того и другого, полиса ОСАГО и диагностической карты, проезжаете под камерой, ну или если вас инспектор останавливает, штраф за ОСАГО, сколько там, 800 рублей, за вот это отсутствие диагностической карты, это новый пункт в КоАП, 2 тысячи рублей. Один раз в сутки вас будут штрафовать. Значит, если забыли, или не получили диагностическую карту, или она у вас какая-нибудь левая и т. д., каждый день будет щелкать, значит, вам по 2 тысячи рублей за отсутствие диагностической карты. Виталий Млечин: Недешево совсем. Максим Кадаков: И последнее… Виталий Млечин: А вот то, что Мишустин сказал, то, что отменят техосмотр? Максим Кадаков: Вот, я к этому и хочу перейти. Если до 1 марта ничего не изменится… А что может измениться? Ну, потеоретизируем. Виталий Млечин: Да, давайте. Максим Кадаков: Первое. Значит, допустим, правительство в лице того же премьер-министра после всех вот этих проблем, которые все равно сейчас происходят с техосмотром, скажут, что давайте еще отодвинем вот этот обязательный срок, допустим, не знаю, еще на полгода, тогда поменяется ситуация. Либо то, что предлагал, чего я тоже, в общем-то, придерживаюсь, я это тоже предлагал, но озвучивал это на широкую публику глава ГИБДД, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, добровольный техосмотр, тогда тоже что-то изменится. Ну либо крайний вариант, что техосмотр вообще отменят, но он наименее такой реальный; скорее всего, техосмотр не отменят, потому что это очень сложная такая штука, Россия подписала международную Конвенцию о дорожном движении, есть масса законов и подзаконных актов на уровне стран ЕврАзЭс, в том числе закон о страховании, о дорожном движении и т. д., вряд ли отменят. Но вот если ничего не изменится, ни одно, ни второе, ни третье, то, значит, с 1 марта нас будут штрафовать. И самое главное: если вы попадаете в аварию сегодня, завтра, 1 марта, после 1 марта и у вас нет диагностической карты, а вы виноваты в аварии, у вас тормоза пропали и вы устроили аварию, то есть страховая компания, конечно же, потерпевшему или потерпевшим, третьей стороне, выплатит компенсацию, которую положено выплатить по ОСАГО, но с вас она все эти денежки, извините, стрясет, предъявив вам регрессный иск, это вы должны тоже понимать. То есть штрафа пока нет, но если авария, страховая на вас отыграется. Виталий Млечин: Так что да, техосмотр все-таки лучше иметь уже сейчас, да. Ксения Сакурова: Константин из Ростова с нами на связи, давайте послушаем его. Константин, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Константин. Зритель: Здравствуйте. Ну, я хотел бы сказать, техосмотр, давайте смотреть правде в глаза, превратился просто в бизнес. Кто-то ездит на машине, по которой видно уже по внешним признакам, что она уже в утиль должна уйти, но она едет и с этой картой. А дальше простой вариант: может быть, даже новая машина, но она где-то зацепила обочину, погнула штангу, допустим, управляющую, и тогда что? Тогда уже, получается, техосмотр она не проходит, но она ездит с этим. Ну то есть фикция. Я согласен, вы сказали, заграница, есть договор. Так вы езжайте, пожалуйста, берите, значит, диагностическую карту и выезжайте. А внутри страны это фикция, получился бизнес, с которым уже пытались-пытались много раз бороться и никак… Виталий Млечин: Понятно, ваша мысль ясна. Спасибо вам большое. Ксения Сакурова: Да, спасибо. Виталий Млечин: Андрей из Москвы еще нам позвонил. Здравствуйте, Андрей. Зритель: Да, добрый день. Вот в дополнение к словам ведущего хотел сказать: страховая компания тут же предупредила меня, я вот вчера проходил техосмотр, тут же предупредила, что в отсутствие техосмотра (у меня машина уже 10 лет) независимо от того даже, при ДТП виноват ты или нет, отсутствие технологической карты повлечет за собой в дальнейшем вот этот регрессивный сбор при оплате следующей страховки ОСАГО. Виталий Млечин: Да, понятно, понятно. Спасибо большое. То есть даже если не виноват, или все-таки только если виноват? Зритель: Мне сказали, что в любом случае отсутствие техкарты – будет регрессивный сбор. Виталий Млечин: Да, понятно-понятно, спасибо. Максим, это правильно? Так и должно быть? Максим Кадаков: Да, это правильно. Но речь-то сейчас, только что ваш слушатель сказал, зритель, о том, что страховка в следующий раз будет дороже, а я говорил в случае аварии. То есть это не просто страховка, с вас все, что заплатит страховая компания потерпевшей стороне, с вас будет взыскано, да плюс еще какие-нибудь дополнительные расходы на расходы, на все. Так что тут… По поводу фикции. Да, вот этот тришкин кафтан, который мы перешиваем не то что не первый год, а уже, наверное, не первый десяток лет в виде техосмотра, он действительно уже всем надоел. Сейчас полный разброд и шатание. Есть люди, которые честно проходят техосмотр, и, я знаю, есть пункты техосмотра, которые говорят: «Знаешь, дружок, ты вот заплатил деньги, все, но мы тебя заворачиваем, потому что у тебя (условно) трещина на лобовом стекле со стороны водителя. Мы не хотим больших штрафов, мы не хотим санкций со стороны проверяющих органов. Разворачивайся, меняй стекло, приезжай еще раз на техосмотр». А есть прямо противоположные ситуации, когда фактически вы заезжаете, вас фотографируют, поскольку все это должно быть теперь зафиксировано вот там, через космос, в базе ЕАИС, да, в космос все отправляют, и техосмотрщики с фотоаппаратами бегают и ловят эти самые GPS-спутники, потому что третий знак после запятой отличается – фотография уже не принимается, на самом деле это как бы не смешно. Виталий Млечин: Прекрасно. Максим Кадаков: Но они вам говорят: «Все, вот это мы посмотрели, туда мы заглянули, постойте полчаса, потому что нам надо сделать выездную фотографию через полчаса», – и т. д. Если по правилам делать техосмотр, сейчас там восемь десятков пунктов. Вот вы представьте, если даже вы 30 секунд будете тратить на один пункт, это 40 минут. У нас реальный средний диагностический пост, одна линия, в состоянии обслужить, не знаю, сколько за рабочий день, 12 автомобилей, 15? То есть если мы завтра, сегодня начнем все честно проходить техосмотр, то просто этих пунктов не хватит и времени не хватит. Виталий Млечин: Просто не справятся. Да, понятно, спасибо. Ксения Сакурова: Да. Максим Кадаков: И более того… Да-да-да. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое, Максим. Ксения Сакурова: Спасибо. Виталий Млечин: Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». И сейчас побеседуем с адвокатом Вадимом Рождественским. Вадим, здравствуйте. Ксения Сакурова: Добрый день. Виталий Млечин: Вадим? Слышите ли вы нас? Вадим Рождественский: Да-да-да, я вас слышу. Ксения Сакурова: Да, отлично. Виталий Млечин: Замечательно. Мы вас не видим пока, но надеемся, что скоро… Вот, вот уже и видим. Ксения Сакурова: Видим, отлично. Виталий Млечин: С юридической точки зрения все-таки техосмотр какой имеет статус, что ли? То есть вот именно с юридической точки зрения, как адвокат расскажите нам. Вадим Рождественский: Ну, с юридической точки зрения, у вас уже здесь гости обсуждали этот вопрос: в случае, если будет дорожно-транспортное происшествие, и в случае, если причиной ДТП будет именно какая-то техническая неисправность, то страховая компания может предъявить регрессный иск к вам и уже взыскивать с вас денежные средства. Это вот с юридической точки зрения. В принципе каких-либо штрафов за отсутствие техосмотра действующее законодательство у нас не предусматривает, потому что сама диагностическая карта не относится к документам, которые водитель должен возить с собой постоянно. Виталий Млечин: Понятно. А скажите, пожалуйста, вот если подаст страховая в суд, понятно, что она при любом поводе будет подавать, потому что деньги на кону, насколько сложно будет водителю доказать, что дело не в технической сложности? И вообще, на ком будет бремя ответственности вот именно доказывания лежать? Это страховая должна утверждать, что ты виноват, потому что у тебя машина неисправна, или, наоборот, водитель должен доказывать, что он не виноват, потому что машина исправна? Вадим Рождественский: Ну, в первую очередь именно сотрудники ГИБДД фиксируют на месте причину, первую причину возможную дорожно-транспортного происшествия, а дальше уже, конечно, это состязательный процесс, каждая сторона будет доказывать те обстоятельства, на которые ссылается. В частности, как правило, страховые компании предоставляют заключение неких специалистов, и уже ответчик либо согласится с ним, либо нет, либо назначит свою независимую экспертизу судебную. И уже в ходе состязательного процесса будут решаться все эти нюансы. Ксения Сакурова: Вадим, а насколько вообще законно то, что сказал один из наших зрителей, что страховая в принципе за то, что у человека нет техосмотра, уже заранее, еще никто никуда, ни в какую аварию не попал, но уже заранее повышает цены, стоимость страховки? Вадим Рождественский: Опять же, страховые компании – это коммерческие организации, их задача – систематически получать прибыль, поэтому если человеку навязывают либо какие-то допуслуги, либо говорят, что полис будет стоить дороже, я просто рекомендую обратиться, наверное, в другую… Виталий Млечин: В другую компанию. Вадим Рождественский: …потому что есть какие-то стандартные, базовые тарифы, а все остальное уже… Виталий Млечин: Понятно-понятно, да, что компании заинтересованы в получении прибыли, но, к счастью, есть выбор, потому что есть конкуренция. Спасибо большое. Вадим Рождественский, адвокат, был на прямой связи с нашей студией. Мы беседовали о техосмотре. А сейчас поговорим еще о более важной теме – о раке.