Телефонные мошенники: новая схема

Телефонные мошенники: новая схема | Программы | ОТР

Объясняем, как не стать жертвой

2020-12-11T13:27:00+03:00
Телефонные мошенники: новая схема
Траты на 8 марта. Чего хотят женщины. Как укрепить семью. Вакцинация шагает по стране. Гостевой бизнес
Поздравляем с 8 марта. Дорого
Женщины должны/хотят работать?
Сергей Лесков: Русская женщина всегда обладала таким набором добродетелей и качеств, который делал её самой желанной на свете
Чтобы семьи были больше, нужно...
Что делать, если с вас пытаются получить чужие долги?
Вы к нам из тени, а мы вам - кредиты!
ТЕМА ДНЯ: Цветы и подарки к 8 марта
Посчитают доходы и помогут
Уколоться - и забыть о COVID-19
Гости
Роман Ромачев
генеральный директор агентства «Р-Техно»

Тамара Шорникова: Осторожно, мошенники! «Сбербанк» раскрыл новую схему отъема денег у населения. Якобы специалисты банка звонят настоящим клиентам того же банка и убеждают сначала добавить в телефон новую защищенную карту, а потом, естественно, перевести на нее денег.

Денис Чижов: Причем здесь интересно, целенаправленно эти звонки поступают или, знаешь, как попали? «Вот позвоним этому человеку – у него, наверное, такой-то банк». Угадали – хорошо. Не угадали…

Тамара Шорникова: Ну, любопытно, да, насколько такая подробная информация имеется.

Денис Чижов: Расскажите, вам или вашим родственникам уже звонили мошенники. Что предлагали? Удалось ли им вас убедить или нет? Сколько денег потеряли, если все-таки поверили? Звоните, рассказывайте. А мы спросим у экспертов, как не попасться на удочку аферистов.

Тамара Шорникова: Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно» расскажет нам. Роман Владимирович, здравствуйте.

Роман Ромачев: Добрый день.

Тамара Шорникова: А можно поподробнее, если читали уже эту информацию, что значит установка карты на телефон какой-то новой? Что имеется в виду? Как это предлагают сделать мошенники?

Роман Ромачев: Ну, схема достаточно простая. У мошенника есть своя собственная карта, и он ее пытается привязать к вашему телефону, то есть пытается привязать либо к Google Pay, либо к вашей платежной системе, к вашему банку. То есть вы устанавливаете туда якобы новую карту, привязываете, а дальше перечисляете деньги на эту карту.

Тамара Шорникова: А как это работает технически? Как он ее привязывает? То есть он звонит. Что говорит? Почему это нужно сделать?

Роман Ромачев: Ну, здесь методы социальной инженерии. То есть все подобные мошенничества проходят с помощью социальной инженерии. То есть звонящий мошенник представляется сотрудником банка и пытается войти в доверие. И самое главное – он пытается вас напугать. Либо это попытка списания денежных средств, либо еще какой-то случай. Либо как сейчас мошенничество: из-за частого списания денежных средств необходимо подключить якобы новую, более защищенную карту.

То есть мошенники в первую очередь оперируют эмоциями. И когда эмоционально напуган, он растерян, они предлагают ему решение данной ситуации.

Тамара Шорникова: Ну а дальше? На другом конце провода уже почти обманутый человек просто какую-то информацию свою выдает? Что? PIN-код? Как они привязывают карту к телефону?

Роман Ромачев: Нет, он устанавливает в приложении данную карту мошенника. И просто у вас в вашем приложении появляется карта мошенника, а дальше вы переводите уже самостоятельно деньги на эту карту – как со счета на счет внутри своего банк-клиента.

Денис Чижов: Роман, а разве можно привязать к своему личному счету карту на другое имя? Когда ты в своем личном кабинете находишься, то карты все на твое имя оформлены. Их может быть много, но все-таки… Или это везде?

Роман Ромачев: Вы можете привязать. Для этого вам необходимо подтверждение. То есть мошенник вам говорит код, который приходит ему на телефон. Соответственно, на какое-то время вы также имеете доступ к этой карте, но пока она нулевая. А с того момента, как вы что-то на нее перечислили, уже мошенник полностью управляет этими денежными средствами.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок от телезрителя. Тверская область у нас на связи, Лидия расскажет сейчас свою историю. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вот смешно, десять минут назад мне звонили из «Сбербанка».

Тамара Шорникова: Так, по горячему идем.

Зритель: Я говорю: «Вас еще, мошенников, не всех переловили?» Он говорит: «Почему?» И так строго-строго: «Почему вы так разговариваете с представителем «Сбербанка»?» Я даже перепугалась, стала его слушать. Сначала он мне что-то про телефон мой – я не понял. Потом сказал, что с моего счета только что пытались перевести деньги. Я сказала: «Извините, я поняла, что что-то мне надо обдумать. Я болею COVID, мне очень плохо». Он сказал: «Я вам перезвоню».

Но что странно? Мне раньше такие звонки были, но в телефоне всегда было: номер неизвестный. А сегодня номер высветился, я его даже записала себе. Вот сижу и думаю: позвонить в полицию либо бесполезно?

Денис Чижов: А номер на 8 800 начинается? Или другой какой-то?

Зритель: Номер? Секундочку, одну секундочку.

Денис Чижов: Ну, нам не весь номер… 8 800, да? С такого номера?

Зритель: Нет. Вот что мне странно показалось? Номер начинается с +7 499.

Тамара Шорникова: Городской.

Денис Чижов: Ну, по крайней мере городской. А то они еще бывает, что с сотовых звонят.

Тамара Шорникова: Людмила, а как вы поняли, что это мошенник?

Зритель: Ну я не знаю. Я слушаю по телевизору. Вы постоянно предупреждаете, что мошенники.

Тамара Шорникова: Правильно. Здорово! Значит, действует. Хотим просто убедиться в этом.

Зритель: Спасибо.

Тамара Шорникова: Понятно, да.

Денис Чижов: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Хорошо, что действительно положили трубку. Разговаривать не нужно.

Какие маркеры должны насторожить? Что точно не спросит сотрудник банка, позвонив вам по телефону?

Роман Ромачев: Ну, сотрудник банка вообще не спросит ваши данные. То есть у него и так эти данные есть, поскольку когда вы приходили и открывали расчетный счет, то у вас брали и паспортные данные. Соответственно, эти данные он не имеет права спросить. То же самое касается номера карты. То есть эти данные у них также есть.

Я хочу отметить, что в социальной инженерии, то есть в методах, которыми пользуются мошенники, очень важно жертву испугать, поскольку наше подсознание и наше сознание немножко работают по-разному. То есть сначала мы слышим какое-то эмоциональное сообщение для нас – и наш разум не успевает обдумать информацию и включиться.

Поэтому я рекомендую вообще, прежде чем действовать, положить трубку и обдумывать все, что вам сообщили, а дальше уже принимать решение, поскольку все действия, основанные на эмоциях, как правило, принимаются – и мошенник получает доступ к вашей кредитной карте.

Денис Чижов: Роман, а какая все-таки аудитория больше сейчас у такого рода мошенников? Это взрослые, ну, пожилые люди скорее? Или молодежь тоже покупается на такие звонки?

Роман Ромачев: Естественно, большая часть – это, конечно, пожилые люди. Но и молодежь, вполне молодые люди до 20 лет в последнее время тоже стали жертвами подобных преступлений.

Тамара Шорникова: Давайте еще один телефонный звонок послушаем. Алтайский край, Артем. Здравствуйте.

Зритель: Да, я звоню вам из Алтайского края. Живу в городе Новоалтайске. Вы знаете, у меня такая ситуация. У моей жены, понимаете, сняли с кредитной карты 150 тысяч рублей.

Тамара Шорникова: А каким образом?

Денис Чижов: Как это произошло?

Зритель: Так получилось. Позвонили как будто от «Альфа-Банка»: «В вашем кабинете вирус. Надо вам зайти и набрать в Play Market, скачать программу определенную». Она скачала. И потом только поняла, когда уже начали деньги уходить с телефона. То есть эта программа для чего скачивается? Получается, он на том краю телефона может в ее карту залезать, во все…

Тамара Шорникова: Ну понятно, да.

Зритель: И когда она все это поняла, она сбросила. У нас осталось только 17 тысяч рублей. Вот сейчас идет дело. Ну, я не знаю… Мне кажется, нам никто уже не поможет.

Денис Чижов: А вы обратились в полицию, да? Вы обратились в полицию, да?

Зритель: Да, мы обратились в полицию сразу же, практически в этот же день. Вечером это было, в 11 часов дня… ой, вернее, вечера.

Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо за историю.

Денис Чижов: Спасибо большое.

Роман, вот смотрите. Здесь же тоже еще связано, произойдет ли это мошенничество или нет, с техническим обеспечением человека, кому звонят: у него смартфон какой-то или, может быть, старенький телефон, через который нельзя… Вот с точки зрения технической, какой телефон приобрести себя? Чем пользоваться, а чем не пользоваться, чтобы стать неинтересным для мошенников?

Роман Ромачев: Ну, здесь опять же сложно говорить. Действительно, старые телефоны, где нет операционных систем, они не подвержены подобного рода атакам, когда вас просят установить программу, которая получает доступ к вашему телефону. А со старого телефона вы не сможете заходить в свой банк-клиент и удаленно что-то оплачивать.

Надо помнить, что любое приложение, которое пытается кто-то вам по телефону навязать, чтобы вы установили, оно рано или поздно получит доступ к вашему телефону полностью. Соответственно, может получить доступ к SMS-уведомлениям, получить доступ к вашему банк-клиенту и списывать деньги.

Тамара Шорникова: Роман Владимирович, тут пара SMS. Хотелось бы, чтобы кратко мы их прокомментировали. Краснодарский край: «Мне очень часто звонят мошенники, представляясь сотрудниками безопасности «Сбербанка». Я скидываю в сообщениях «Сбербанку» номера телефонов, с которых мне звонили, а в ответ «Сбербанк» говорит, что не может с мошенниками что-либо сделать». А кто-то может?

Роман Ромачев: Ну, «Сбербанк» и не должен с мошенниками что-то делать. Для этого у нас есть правоохранительные органы. К сожалению, раскрываемость подобных преступлений крайне низка.

Тамара Шорникова: Ну не знаю, позвонить, например, операторам сотовой связи, с правоохранительные органы. Что делать?

Роман Ромачев: Обязательно необходимо писать заявление. И я бы рекомендовал ставить специальное приложение, которое показывает, кто вам звонит.

Тамара Шорникова: А оно бесплатное?

Роман Ромачев: Есть достаточно много бесплатных приложений, в том числе от крупных антивирусных компаний. Оно показывает, стоит ли отвечать на данный номер телефона, то есть опасен он или нет.

Тамара Шорникова: Ну, тут тоже важно правильное приложение скачивать. И еще одна SMS, Архангельская область: «Предлагают личного менеджера, новые услуги, – видимо, тоже «сотрудники» банка звонят, – но требуют обязательно сказать «да». Вот это для чего? Какую-то голосовую информацию могут собирать или что?

Роман Ромачев: Да, собирается голосовая информация, собирается для обучения искусственного интеллекта, чтобы в будущем, уже обученный, так скажем, он смог реагировать на наши голоса.

Денис Чижов: А вот эта информация в Интернете, чтобы не говорить «да», «согласен» и так далее – это актуально? То есть лучше действительно на незнакомые звонки не давать этот голосовой сигнал?

Роман Ромачев: Лучше поставить специальное предложение, которое будет говорить, что вам звонит мошенник либо какой-то спамер. Лучше вообще не брать.

Денис Чижов: Ну а если все-таки разговариваете, дайте еще слова, которые не нужно говорить? «Да», «согласен». Что еще?

Роман Ромачев: Ну, на самом деле это не настолько опасно. Это больше идет сейчас обучение искусственного интеллекта для самих банков. В том числе, естественно, мошенники тоже пытаются предпринимать это. Но пока на данный момент мне не известны случаи, когда бы с помощью голоса у вас списали денежные средства. Так или иначе пока необходимо устанавливать либо приложение, либо передавать данные карты мошенникам. Пока это самые популярные способы.

Но технический прогресс идет вперед. Я не исключаю, что в будущем мошенники будут пользоваться подобными технологиями.

Тамара Шорникова: Роман Владимирович, и коротко. Вот буквально недавно звучали инициативы, чтобы ужесточить наказание за киберпреступления, до 20 лет лишать свободы и так далее. По-вашему, есть сейчас в современном обществе какое-то действенное средство против кибермошенников, против вот таких мошенников, которые звонят по телефону? Как-то можно найти на них управу или это невозможно?

Роман Ромачев: Ну, у нас на самом деле хорошая законодательная база. И того наказания, которое сейчас есть, его вполне хватает. Единственное, чего не хватает – это опыта в расследовании подобных преступлений, поскольку здесь правоохранительные органы и спецслужбы сталкиваются с транснациональными проблемами, когда на наши запросы от спецслужб и органов не отвечает другая сторона. Эта проблема глобальная и больше связана сейчас с политической ситуацией. То есть взаимодействие между странами в киберпространстве достаточно плохо налажено.

Денис Чижов: Спасибо большое. Роман Ромачев был с нами на связи, генеральный директор агентства «Р-Техно».

И по этой теме мы еще примем парочку звоночков. Татьяна из Кировской области дозвонилась нам. Татьяна, здравствуйте. У вас какая история с мошенниками?

Зритель: Здравствуйте. У меня несколько историй. Мошенники звонят мне раз в месяц стабильно.

Тамара Шорникова: И что хотят?

Зритель: Были случаи такие, что звонят таким взволнованным голосом и говорят: «С вашего счета…» Допустим, я живу в городе Кирове. «В городе Уфе с вашего счета, с вашей карточки собираются снять деньги. Не могли бы вы зайти и посмотреть, карту сказать». Естественно, что я не говорю, потому что я уже сталкивалась с таким. Поэтому я всегда звоню на номер 900 и всегда им сообщаю.

Денис Чижов: Вы сказали, что несколько историй. Это первая. А что-то еще другое было?

Зритель: Да. Постоянно звонят. Тут была последняя история… И самое интересное, что меня насторожило? Что они просто говорят Татьяна, то есть отчество не называют. И вы знаете… Ну как сказать? Таким голосом, чтобы я сразу в панику впала.

Денис Чижов: Но вы в панику не впадаете? Вас не удалось обмануть?

Зритель: Нет конечно. Я сразу звоню на телефон 900 и сразу сообщаю о мошенниках. И самое интересное, что последний раз, который был, я говорю: «Я сейчас позвоню в «Сбербанк» и сообщу ваш номер, с которого вы звоните». А мне говорят: «А зачем вы туда будете звонить? Мы же вам звоним». Я говорю: «Нет, я сомневаюсь, что вы звоните из «Сбербанка».

Тамара Шорникова: Понятно.

Денис Чижов: Спасибо большое, спасибо большое. Вот какие у нас ответственные телезрители! Да? Действительно, не нужно просто так на полпути бросать, нужно известить об этих мошенниках, жаловаться на них везде где можно.

Тамара Шорникова: И еще один совет из Краснодарского края: «А не нужно говорить «да», «согласен». Нужно просто посылать по конкретному адресу». Вряд ли это будет использовать цифровой разум.

Денис Чижов: Ну и трубку можно сбрасывать.

Тамара Шорникова: Переходим к следующей теме.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Объясняем, как не стать жертвой