Иван Князев: В эфире «ОТРажение», мы продолжаем. Тамара Шорникова с вами... Тамара Шорникова: ...и Иван Князев. Ростуризм предлагает россиянам, которые купили путевки в Турцию и Танзанию, обменять их на туры по России. Многие, возможно, были бы не против, все-таки майские на носу, отдых уже был запланирован. Но где взять столько денег, чтобы отдохнуть дома? – вот какой вопрос сейчас многих волнует. Иван Князев: Сразу после введения ограничений на зарубежные поездки по популярным направлениям взлетели цены на отдых внутри страны. По оценке экспертов, туристические путевки по России на май в среднем подорожали на 20–25%. Заметнее всех в стоимости вырос центр Сочи, на 112%. Более чем на треть подорожал отдых в Адлере, Ялта +42%. Тамара Шорникова: Ну, вот это все сухие цифры, проценты непонятные. Гораздо проще, яснее и страшнее зачастую становится картина, если самостоятельно зайти на сайты по бронированию жилья и попытаться найти там подходящий для себя вариант. И выясняется, что один и тот же отель, который вы несколько лет подряд бронировали в Крыму или в Сочи, например, раньше вы могли позволить его себе за 50 тысяч рублей, сейчас он стоит 200 тысяч и больше. Тут уже не о 20% речь, все серьезнее гораздо. Вопрос: где мы будем отдыхать? Рассказывайте, куда собираетесь на майских, летом. Что с ценами? Если планировали отдых в Турции и купили путевку, что вам предлагают взамен и за сколько? Звоните-пишите. Иван Князев: Ну а мы представим наших экспертов. Марианна Королева, представитель Федерации рестораторов и отельеров России, – здравствуйте, Марианна. Марианна Королева: Здравствуйте, Иван. Иван Князев: И Дмитрий Викторович Давыденко, председатель Всероссийского объединения туристов, председатель Общественного совета при Ростуризме. Здравствуйте, уважаемые гости. Дмитрий Давыденко: Добрый день. Иван Князев: Вот смотрите, мы с Тамарой буквально и перед эфиром, и прямо, наверное, сейчас сможем показать вам несколько вариантов, сколько сейчас стоит отдых в нашей стране. Вот если сейчас режиссеры покажут мой компьютер, ноутбук, я вот вбил направление Калининград, вот вы можете увидеть... Тамара Шорникова: Родной свой. Иван Князев: Да. Найдено 110 вариантов, отлично. Apartments On Gorkogo чего-то, так называется этот отель. Одна неделя, двое взрослых, цена, вот если сейчас вам видно, 70 тысяч рублей. Тамара Шорникова: А в обычное время, Вань, сколько? Иван Князев: А в обычное время я вот еще не успел вбить, в процессе обсуждения мы это тоже сделаем. Обычное время – это, наверное, когда, в апреле или... ? Обычное время – это когда? Тамара Шорникова: Это дорого для Калининграда? Иван Князев: В обычное время вообще в Калининграде? Такие суммы, 70 тысяч, для калининградца это вообще, в принципе дорого, вот. Тамара Шорникова: Вот, вот что хотела выяснить. Иван Князев: Для туристов не знаю, смотря для каких туристов. Вот хотелось бы понимать, что у нас сейчас произошло с ценами и насколько все это адекватно уже в конечном итоге. Марианна Королева: Я? Иван Князев: Да-да-да, Марианна. Марианна Королева: Смотрите, вы опять апеллируете сухими цифрами. Достаточно много предложений на сайтах бронирования на майские праздники и на вторые майские праздники по вполне адекватной цене. Хочу также сказать пару слов в защиту отелей, у которых, естественно, за прошлый год в связи с ростом курса доллара выросла себестоимость обслуживания своего внутреннего. И по большому счету, те туристы, которые запланировали свой отдых заранее, скажем, в феврале или в марте месяце, они живут на майские праздники по вполне адекватным... Иван Князев: А что ж там с себестоимостью-то произошло? Я просто немножко... Я сам из Калининграда, я знаю, какие там цены, знаю, какое там обслуживание, какой уровень сервиса и так далее. Вот опять же Apartments Daria называется, 126 тысяч рублей. Это цены, которые, я не знаю, могут себе позволить ну очень дорогие туристы, и всего лишь это на неделю, очень обеспеченные туристы. Марианна Королева: Ну опять же, вы понимаете... Иван Князев: Просто что же там поднялось тогда? Марианна Королева: ...что спрос рождает предложение. По большому счету, в связи с последними событиями, когда закрылось авиасообщение с Турцией, безусловно, массово потоки начали перераспределяться... Иван Князев: Марианна, ну скажите проще: очень много людей захотели поехать, отельеры этим воспользовались, почему бы не навариться. Давайте проще скажем. Марианна Королева: Вы сейчас говорите про некий апарт-отель, который выставил такую цену, но это не средняя цена по Калининграду, наверняка там есть более бюджетные... Иван Князев: Конечно, Koenig Style 12 62 тысячи. Марианна Королева: Конечно. 62 тысячи на 7 дней получает меньше чем... Сколько это получается, по 8 тысяч за сутки с завтраками на двоих. Это вполне нормальная цена, это почти 100 долларов. Тамара Шорникова: Приглашаем телезрителей к разговору. Что у вас с ценами? Куда собираетесь поехать отдыхать? Давайте посмотрим небольшой видеоматериал, подготовили информацию. «Где собираетесь отдыхать?» – спрашивали корреспонденты жителей Рязани, Чебоксар и Новосибирска, небольшой социальный анализ. ОПРОС Иван Князев: Ну, это если повезет захватить Алтай... Тамара Шорникова: Да. И давайте послушаем еще следом телефонный звонок, вот уже звонят телезрители. Екатерина из Москвы, слушаем. Алло? Зритель: Мы с мужем... Алло? Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Зритель: Мы с мужем несколько лет ездим в один и тот же отель, в один и тот же номер в Крыму. Тамара Шорникова: Так. Зритель: Три года назад этот номер стоил на двоих на 10 дней 60 тысяч рублей, два года назад 70 тысяч рублей, в прошлом году этот номер стоил уже 90 тысяч, а если сейчас забронировать на тот же период, то это уже 280 тысяч. Но так как мы бронируем заранее, мы еще в декабре забронировали, нам это обошлось в 95 тысяч рублей. Тамара Шорникова: Ага. Да, я поняла. Спасибо вам за ваш звонок. Ну вот сейчас, да, хорошо, что удалось заранее забронировать, но 280 тысяч, мы понимаем, что за короткий срок от ранней брони до вот нынешнего момента вряд ли случились какие-то феноменальные изменения в инфраструктуре отеля, в его качестве, в сервисе услуг и так далее, мы просто понимаем, что больше людей захотело отдохнуть конкретно в Крыму, и, естественно... ? Марианна Королева: Здесь работают простые законы экономики: чем выше спрос, тем, безусловно, выше и ценовое предложение. Я приведу пример. Например, вспомните цены на лимоны в апреле прошлого года: 1 апреля лимоны стоили 90 рублей, через неделю 900... Иван Князев: Да-да-да, и с гречкой то же самое было. Тамара Шорникова: Да. У меня вот в чем вопрос. Мы при этом всегда говорим о том, что это рынок, ребят, ну спрос растет, растет цена, это нормально, это бизнес, ничего личного и так далее. Если... Может быть, странно говорить, не знаю, о совести в бизнесе и так далее, но есть ли законодательно регулируемые параметры, вот насколько цена не может скакнуть? Не зря же сейчас, например, уже Валентина Матвиенко предложила Федеральной антимонопольной службе проверить закономерность роста этого цен. Так все-таки есть предел, или его нет никакого? Завтра будет по 500 тысяч и все равно нормально, бизнес, давайте покупать? Дмитрий Давыденко: Нет, на самом деле закона, который регулирует цену, его нет. Но есть положение в законе, которое запрещает предпринимателям пользоваться монопольным положением на рынке, что по сути сейчас и произошло. Сейчас почему такой спрос на Россию? – потому что нет больше никаких открытых направлений, кроме дорогих и эксклюзивных Мальдив, Сейшел, Арабских Эмиратов, все, больше на самом деле с прямыми перелетами из России ничего нет. Турция занимала такой очень хороший сегмент, она давала хороший по качеству отдых за нормальные, вменяемые деньги, и мощности Турции позволяют принять любое количество отдыхающих из России. Россия была продана вся еще тоже в конце марта – начале апреля, все хорошие гостиницы были проданы. А сейчас, когда Турция закрылась, народ пошел перебронировать номера, цены взлетели, ну вот не в разы как бы, но где-то очень близко к разам. На самом деле ситуация очень некрасивая, с моей точки зрения. Я понимаю, что все предприниматели хотят получить как можно больший эффект, как можно больше прибыли, это нормальное абсолютно явление, но есть какая-то определенная грань, которую нельзя переходить. Это вот как, знаете, с таксистами, которые, когда закрывали метро в Москве, они там, из 100 рублей поездка превращалась в 5 тысяч. Иван Князев: В 1 тысячу, в 5 тысяч и так далее. Дмитрий Давыденко: Да. Ну есть какие-то грани. Иван Князев: Ну понимаете, Дмитрий, вот это больше всего и напрягает, почему... У нас же фактически сейчас, уважаемые гости, уникальный шанс, он был уникальным в прошлом году, когда из-за пандемии закрылся весь мир, и в принципе сейчас он потихоньку продолжается. Это уникальный шанс для чего? – для того, чтобы улучшить сервис, для того, чтобы как-то вложиться в инфраструктуру, для того, чтобы, ну я не знаю, в целом дать новый импульс, новый толчок нашему турбизнесу. Тамара Шорникова: Для того, чтобы как можно больше людей познакомить со своей страной... Иван Князев: Как минимум. Тамара Шорникова: ...и приучить отдыхать на родине. Иван Князев: Да, как минимум. И мы этим шансом каким образом пользуемся? Мы фактически мыслим какими-то однодневными мыслями, как Дмитрий сказал, быстренько прибыль получить и дальше просто трава не расти. Так, понимаете, мы же таким образом в конечном итоге и убьем наш туристический рынок. Дмитрий Давыденко: Да, все правильно говорите. Иван Князев: Мы отпугнем наших туристов от наших же собственных мест, где можно отдыхать. Дмитрий Давыденко: Все вы правильно говорите, так и есть. Есть сейчас вот такой очень хороший тренд «Отдыхайте в России», его поддерживает и государство, и профильные министерства, и президент постоянно об этом говорит, деньги достаточно большие выделяются, программа субсидирования поездок, программа кэшбэка... Иван Князев: Да это одна из самых поддерживаемых отраслей, я бы так сказал. Дмитрий Давыденко: Да. Включается огромный механизм государственной поддержки, плюс идет постоянная определенная информационная политика по СМИ. То есть народ готов отдыхать в России, народ хочет в России отдыхать, но вот такими действиями вот эти все хорошие порывы очень сильно притупляются. И получается, что, так скажем, за некий патриотический такой как бы порыв приходится платить самим еще в десять раз дороже. Поэтому это, конечно, очень плохая ситуация... Иван Князев: Навариваемся на самих себе. Послушаем, что думают по этому поводу крымчане, Рафаэль нам дозвонился из Крыма. Рафаэль, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас, Рафаэль. Зритель: Ну, я думаю, у нас же много... Вот я живу между Орджоникидзе, Коктебелем и Феодосией, мы возим трансфер, катаем, встречаем людей с аэропорта и развозим по гостиницам. Но у нас же много и частного сектора, который дешевый, люди стараются забронировать гостиницы дорогие, дорогущие гостиницы у нас бронируют в первую очередь, но есть же частный сектор, который дешевый, и он у нас забивается где-то в конце июля, после 15–20 июля, а до середины июля они стоят пустые. Там номера двухместные по 1,5 тысячи, по 2 тысячи, и эти номера не пользуются спросом, потому что, допустим, во дворе нет бассейна... Дмитрий Давыденко: Потому что качества никакого. Зритель: ...или идти до моря минут 5–7. Люди хотят, чтобы с балкона прыгнуть в море, жить на набережной... Иван Князев: Да, а всего этого нет. Рафаэль, они и сейчас, на майские праздники, тоже будут 1,5 тысячи стоить? Тамара Шорникова: Ну и на летний сезон? Иван Князев: Или на лето, да? Зритель: Ну, может, на майские праздники... Ну, люди же, понимаете, по сути мы все стараемся что-то заработать, на майские праздники оно может быть еще дешевле, намного дешевле, это в пик сезона. Иван Князев: Даже так? Зритель: Частного сектора очень много, которого не надо бронировать: приезжаете, ищете жилье, его очень много здесь, жилья, можно найти подешевле, отдохнуть за 15–20 тысяч... Дмитрий Давыденко: Нет, ну... Марианна Королева: Скрытая реклама. Зритель: Двоим человекам можно отдохнуть, то есть на 10 суток без проблем. Тамара Шорникова: Рафаэль, у вас домика нет своего случайно? Активно продвигаете так частный сектор в Крыму… Шутка. Зритель: Частный сектор, у нас есть в частном секторе домик. Ну и, допустим, вот в середине июля он стоит 1,5 тысячи в сутки, например. Но люди стараются забить дорогущие гостиницы, вот уже бронь на них сейчас идет, их бронируют. А частный сектор... Иван Князев: Ну потому что там кормят, потому что там душ есть, потому что там бассейн есть... Марианна Королева: Там понятные условия... Иван Князев: ...потому что там полотенца выдают и всякое такое. Тамара Шорникова: И семьей страшновато ехать, чтобы потом просто искать, где ночевать этим вечером. Дмитрий Давыденко: Да нет, ну как? Наш турист уже давно ездит на заграничные курорты, он уже с 1990-х гг. привык к хорошему качеству, он привык к хорошему сервису... Марианна Королева: В том числе к нормам безопасности, конечно. Дмитрий Давыденко: К безопасности, к тому, что пляжи оборудованы, что там есть лежаки, полотенца, душ, туалет и прочее, прочее. Это уже считается как бы абсолютно нормальным, когда пляж с душевыми кабинками, с лежаками и полотенцами, это норма. А к сожалению, частный сектор такого даже близко не может предоставить. Иван Князев: Когда это будет у нас? Или, может, отчасти это потихоньку уже наступает? А то мы так, конечно, резко накинулись на уровень сервиса российского. Подвижки-то какие-то были за прошлый год? Марианна Королева: Вообще, по большому счету, я всегда бываю сильно удивлена, когда говорят, что в России нет сервиса. Сервиса нет везде по миру там, где нет конкурентной среды. У нас курортные регионы, ну там те места, куда люди ездят отдыхать, достаточно концентрированная конкурентная среда, люди, бизнесмены, предприниматели, которые хотят выдерживать эту конкуренцию, они поставлены в ситуацию, что у них нет способа выжить, не предоставляя прекрасный сервис. Иван Князев: У нас? Марианна Королева: У нас, конечно, в наших российских регионах. Иван Князев: Ну что-то как-то не все телезрители... Вот нам пишут: «Дороже, чем за бугром (из Липецкой области дословно читаю SMS), а сервис зеро». Марианна Королева: Вы знаете, я думаю, что это наша российская ментальность, испокон веков у нас все заграничное считалось лучшим, чем наше национальное. Я, например, за последние 10 лет... Иван Князев: Ну подождите... Марианна Королева: ...давно не видела сервиса в Турции. Ну скажите, где вы там... Иван Князев: Напитки наливают, шведский стол в гостиницах есть у нас? Марианна Королева: Не массово, не повсеместно, но у нас появляется все больше и больше объектов, которые работают по системе «все включено». Более того, в этом году уже появляются отели, которые работают по системе «ультра все включено», где включают уже элитный, дорогой, хороший алкоголь. Да, это стоит недешево, но, собственно... Иван Князев: Но просто в Турции, в Египте, в Тунисе, где там еще, это вообще бесплатно. Марианна Королева: Не надо сравнивать, не надо сравнивать российские курорты с курортами других стран. У нас немножко другая экономика, у нас другое ценообразование. Честно говоря, я всегда за то, чтобы отдыхать в России, есть у нас сервис, у нас есть великолепные, отличные отели... Иван Князев: Вопрос, почем. Дмитрий Давыденко: Как раз надо сравнивать российские курорты с зарубежными. Дело в том, что... Тамара Шорникова: Вопрос, почем, можно посмотреть сейчас тоже на мой экран, это вот уже потихоньку, тут еще будем просто присматриваться, что там, где можно за сколько отдохнуть, это вот варианты в Сочи. Иван Князев: Ох. Тамара Шорникова: Как раз что-то похожее на турецкие и египетские отели, Swiss Hotel, отель Pullman, соответственно 277 тысяч, 261... Марианна Королева: Это «пятерки». Тамара Шорникова: Это «пятерки». Марианна Королева: Это «пятерки», это luxury-сегмент. Иван Князев: Ну подождите, даже если бы... Тамара Шорникова: Нет, я имею в виду, что сопоставимые варианты в зарубежных странах с сервисом таким же и лучше выйдут дешевле. У нас сейчас вот такая разница. Марианна Королева: Не факт. Тамара Шорникова: Даже мы дотягиваем... Марианна Королева: Если вы поедете в Дубай в «пятерку» или в турецкую «пятерку» с тем же самым брендом, ну, допустим, Pullman... Иван Князев: Но не 300 же тысяч. Марианна Королева: Да обойдется же в 300 тысяч, конечно. Иван Князев: На 6 дней? Марианна Королева: Давайте сейчас проверим. Тамара Шорникова: Давайте сейчас проверим. Иван Князев: Проверим. Тамара Шорникова: Давайте при этом спрашивать еще жителей наших городов. Ольга, Санкт-Петербург, здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас, Ольга. Зритель: Здравствуйте. Вот я слушаю, я просто хотела спросить. У меня 28 мая была Турция забронирована еще в феврале. Вот я пенсионерка, мне 64 года, я езжу лет 17, в Турции не была один раз, когда все не были. И в том году мне пришлось поехать в Хосту около Сочи. Вы знаете, ну это небо и земля, хотя все те же деньги. У меня тоже было в Турцию в том году забронировано, и в этом году забронирована «тройка с плюсом» в Сиде, я выбирала 2 недели, прекрасная «тройка», 12 дней стоят на двоих 78 тысяч, все включено. Дмитрий Давыденко: С перелетом? Марианна Королева: С перелетом. Зритель: И вот на что я сейчас ее заменю? Самое главное, что я бы даже заменила, ну бог с ним, уже даже, например, в ту же Хосту или все, но ANEX не отправляет, он отправляет вот сейчас, в данный момент, вот я читала ихний сайт, только на Кубу. Но я на Кубу, даже если бы у меня были деньги, 12 часов я лететь в свои 64 года не могу, это не 4 часа в Турцию. И на что я должна? Понимаете, вот даже ехать сейчас, даже если бы они мне предложили, например, Сочи 28 мая, как у меня было, но мне нужно теплое море, у меня больные суставы, я не могу ехать в это холодное море, где 18–20 градусов. Я была по молодости в это время в Сочи... Иван Князев: Ольга, понятно. Теплое море вам туроператор, конечно же, вряд ли обеспечить сможет, подогреть Черное море. Вопрос: вот вы ездите в три звезды, да, насколько я понял, отель. Зритель: Да. Иван Князев: Расскажите, какой там сервис. Зритель: Вы знаете, за те же деньги, какие сейчас плачу, я ездила раньше в «пятерки», сейчас я езжу в «тройки». Я даже в том году, вот я вам могу сравнить, той даме, которая говорит, что там сервис и все такое прочее: вот я была в августе в Хосте, и я заплатила те же деньги, у меня было заплачено за 10 дней 34 тысячи, я была в Хосте... Иван Князев: Сервис какой? Зритель: И потом я была в Турции в Кемере в отеле, забыла там название, за те же 34 тысячи и те же 10 дней. Но в Турции было «все включено», в Хосте были завтраки, где кроме яйца, бутерброда с сыром и каши ничего не давали. Но даже и это, где нужно было идти полкилометра до моря, хотя у нас входило, мы специально купили, чтобы пляж был, чтобы были лежаки, потому что я не могу лежать на этой гальке в свои 64 года, ну вот. Даже это у нас входило, но нужно было идти к 8 часам, нужно было пройти две «вертушки», нужно было в обед точно так же две «вертушки». И даже не это главное, я вам скажу: ну вот в этой Хосте ну совершенно нет атмосферы праздника. Вот почему вы не говорите? Мы ездим всего на 2 недели, я целый год коплю со своей пенсии, и я хочу как в Кемере, где вот выйдешь и все горит, переливается, где полно всяких кафе, где прекрасный парк…, где дешевые базары и все прочее. И где в Хосте ночью темнота, идешь, у тебя над головой грохочут эти самые поезда, это даже время не надо, то есть смотришь на поезд и знаешь, сколько время. Но и даже не это главное, а главное для меня море. И ты плывешь в этом море, а вокруг... Тамара Шорникова: Поняли вас. Иван Князев: Ольга, простите, что прервем ваши ностальгические эмоциональные высказывания, но спасибо вам огромное, спасибо, что рассказали нам про сервис. Остается вопрос в принципе, как бы этого добиться у нас, потому что наши южные курорты и Турция – это в принципе по географии не так далеко. Дмитрий Давыденко: Ну, закрытыми границами мы никогда сервис не поднимем в жизни. Чтобы улучшить сервис, должны быть открыты границы, должна быть... Марианна Королева: ...конкуренция. Дмитрий Давыденко: ...очень хорошая, серьезная конкуренция. И смотрите, у нас что такое наш турист? Наш турист – это житель холодной северной страны, которая работает по найму, ну либо имеет какое-то собственное небольшое дело, который отдыхает один раз в году, максимум два. И он выберет в любом случае поездку на море, морские курорты – это 90% всего спроса России, ну так просто получается. Иван Князев: Ну да. Дмитрий Давыденко: Да, есть туристы, которые могут ездить два раза в году, три раза в году, но это уже очень маленькое количество людей, и они тоже уже даже второй раз будут выбирать между поездкой второй раз на море или какую-то там экскурсионную программу, Москву, Петербург посмотреть. И поэтому наши курорты морские стоят в прямой конкуренции с курортами Турции, Греции, Испании и так далее. А Москва и Петербург стоят в прямой конкуренции с Римом и Парижем. Иван Князев: Ну понятно. Дмитрий Давыденко: Поэтому надо сравнивать в этих вот условиях конкуренции. Тамара Шорникова: Дмитрий Викторович, мы вот... Просто хочется понять вообще, нет ли здесь лукавства. То, значит, закройте границы, будем развиваться внутренний туризм, потому что все сразу поедут по стране, вариантов не будет. Закрыли границы, да, сейчас: нет, надо открыть границы, потому что только тогда в живой конкуренции у нас будут и цены ниже, и качество лучше. У нас границы закрыты год. Дмитрий Давыденко: Да. Тамара Шорникова: Что до этого мешало развивать качество, конкурентоспособные цены устанавливать и так далее? Мне кажется... Дмитрий Давыденко: Это как раз те самые... Вот у нас есть хорошие гостиницы, правда, я согласен с коллегой... Марианна Королева: Не массово, но они есть. Дмитрий Давыденко: Есть, есть нормальные гостиницы, есть более-менее нормальные курорты, там тоже, конечно, есть что подтягивать, но они были построены все как раз в момент конкуренции, когда были открыты все границы. Когда границы закрылись, ничего нового не построили, ничего нового не сделали. Тамара Шорникова: Хорошо, тогда такой вопрос. Очевидно, что сложно тягаться со странами, которые очень давно работают и живут за счет туризма. Соответственно, как помочь на уровне, может быть, государства развиваться внутреннему туризму, с одной стороны, отельерам, рестораторам, туроператорам, и, с другой стороны, как при этом оставить доступным внутренний туризм для жителей своей страны? Что это может быть? Субсидирование поездок по стране, большее что-то, нежели чем программа кэшбэка? Что это может быть? Марианна Королева: Программой кэшбэка, сейчас идет как раз третья волна, воспользовалось очень много россиян. По большому счету, это стало мощным очень стимулом, для того чтобы развивать туристические потоки внутри страны. В вашем вопросе, я так понимаю, как простимулировать отельеров... Тамара Шорникова: Что нужно, чтобы отдых был доступный? Марианна Королева: Чтобы сервис был доступнее... Тамара Шорникова: Сервис не сервис... Иван Князев: Да, чтобы они улучшали сервис. Марианна Королева: ...и сервис был лучше. Я думаю, что ответ очень прост: надо повышать внутреннюю осознанность бизнесменов, которые предоставляют гостиничные услуги... Тамара Шорникова: А как это сделать? Марианна Королева: А вот здесь я вам не скажу, как это сделать. Как людей заставить быть порядочными? Иван Князев: Ну просто вы же... Марианна Королева: Ну сказать: «Будьте порядочными людьми, в конце концов, вы же...» Иван Князев: Нет, ну подождите, есть же какие-то... Марианна Королева: Давайте уважать нашего туриста, который за все голосует своим собственным заработанным рублем. Иван Князев: Нет, ну есть же, наверное, какие-то более-менее предметные механизмы. Так, у тебя стоит отель на берегу моря, будь добр, вокруг него огороди пляж, сделай лежаки не за 100 рублей качельку, за 100 рублей, как ты в Сочи катаешься на пляже, а чтобы она была бесплатная; будь добр, вокруг своего отеля, я не знаю, в радиусе километра уложи плитку хорошую, разбей палисадник, я не знаю, парк, сквер и так далее. Вот это как раз-таки можно же в обременение хотя бы дать? Марианна Королева: Что касается... Я сейчас, наверное, крамолу какую-нибудь скажу, что касается прибрежных наших вот этих вот территорий пляжных, пляжной линии: все пляжи в Российской Федерации у нас государственные, поэтому для того, чтобы их обслуживать... Иван Князев: Но лежаки-то частные. Марианна Королева: Бизнесмены берут кусочек пляжа в аренду на определенный кусок, цены государственные достаточно высокие, эти цены закладываются, безусловно, и в себестоимость номера. И здесь нужны определенные действия от городских курортных администраций, для того чтобы... Иван Князев: ...чтобы еще и пляжи им бесплатные сделать, для отельеров? Только я не уверен, что цена после этого изменится. Марианна Королева: Ну, у нас ввели курортный сбор в некоторых регионах, который действует уже третий, по-моему, год. Вот очень хотелось бы, чтобы городские администрации вносили какую-то лепту в обслуживание пляжей в том числе, чтобы это финансовое бремя не перелагалось на бизнесменов, которые построили свои отели вот на вот этой береговой линии. То есть здесь, по большому счету, нужно такое содружество городских администраций и бизнеса, который находится на курортах. Тамара Шорникова: Дмитрий Викторович, а на что сейчас тратится курортный сбор? Дмитрий Давыденко: Ну, курортный сбор по закону тратится как раз на благоустройство муниципальных образований там, где он собирается, как раз на парки, на скамейки, на вот эту всякую инфраструктуру. Но это должно тратиться, как тратится я, конечно, не знаю, потому что надо смотреть... Тамара Шорникова: А кто-то проверяет, сколько собрали, на что потратили? Дмитрий Давыденко: Нет, ну конечно проверяют, у нас есть на это специализированные органы, в том числе правоохранительные, поэтому я думаю, что это как раз все понятно. Но вопрос в том, что у нас... Не надо никакими административными мерами кого-то заставлять. Надо наоборот, туристу должно быть выгодно ехать в Сочи, должно быть выгодно ехать в Крым, вот. Когда ему будет выгодно, он сам поедет. Тамара Шорникова: А как это сделать, вот что пытаемся выяснить. Дмитрий Давыденко: Ну смотрите, на самом деле я вот хочу несколько слов сказать в защиту наших курортов. У нас это так: самое большое количество бронирований в России на Россию приходятся, то есть самое большое количество российских туристов едут именно в Сочи и в Крым, Турция находится уже на втором месте. То есть если Турция в прошлом году, ну в 2019 году, получила где-то 7 миллионов наших туристов, то Сочи вместе с Крымом получили, я думаю, под 15. Поэтому в принципе эта ситуация не такая уж страшная и все объекты туристические заняты летом. Тамара Шорникова: Ну, прошлый год сложно сравнивать, потому что достаточно долго были закрыты границы. Дмитрий Давыденко: Прошлый да. Но в 2019 году как бы летом Крым и Сочи, хорошие гостиницы очень хорошо продавались, то есть проблем нет. Проблемы зимой... Тамара Шорникова: Давайте послушаем... Иван Князев: Сейчас, секундочку, я просто вот сейчас попытался промониторить объемы курортного сбора в российских регионах, правда, это данные за 2019 год, наверное, в 2020-м они выросли. В трех российских регионах, Ставрополье, Алтайский край и Краснодарский край, указывается, составил 361 миллион рублей. Еще раз подчеркну, это 2019 год, когда границы были открыты и в принципе все уезжали отдыхать в ту же Турцию... Марианна Королева: Там, наверное, 2/3 – это все-таки Краснодарский край от этой общей суммы. Иван Князев: Ну, Краснодарский край 152 миллиона, если точнее быть. Марианна Королева: Половина. Иван Князев: Да. То есть деньги-то на самом деле немаленькие, за прошлый год, скорее всего, они увеличились, это вот к вопросу, хотелось бы понять, на что они все-таки потрачены. Марианна Королева: Ну, это уж не к нам вопрос, мы это абсолютно... Дмитрий Давыденко: Нет, я вам могу сказать, на что потрачено. В законе все прописано, на что могут тратить, – на создание городской вот этой инфраструктуры, на поддержание порядка, сады, садики, всякие скамеечки, парки, вот это вот для этого. Как раз это то, что, по мнению как бы тех, кто вводил курортный сбор, это то, что туристы как бы портят, то есть туристы приезжают в какой-то город, портят там парки, скверы и так далее, ну они там гуляют, понятно, пачкают. Иван Князев: И плюс инвестиции желательно. Дмитрий Давыденко: И вот для компенсации это все придумано. Иван Князев: И плюс инвестиции какие-то? Дмитрий Давыденко: Ну эти деньги... Какие там инвестиции, 300 миллионов на страну, что там можно проинвестировать? Иван Князев: 2019 год, и всего лишь три региона. Дмитрий Давыденко: Ну это копейки на самом деле в рамках общих сумм. Марианна Королева: А он в 2019 году только и был введен в трех регионах. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонные звонки. Надежда, Москва, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, уважаемые, дорогие мои! Как я рада! В вашей передаче настолько актуальные темы подымаете! Вот пока такие великие эксперты у вас сидят, я хочу воспользоваться случаем и просто быстренько вам рассказать. Вот 5 лет наша семья, ниже среднего уровня в Москве живем, у нас еще ипотечный кредит и ребенок третий. Ездили 5 лет в прекрасный Туапсинский район, Краснодарский край, поселок Ольгинка, прекрасный там был профилакторий, Paradise назывался, 16 или 18 этажей, на все уровни были, на всех, обслуживали Север, Сибирь и среднюю полосу. Там даже стояли эти города, ихние часы по ихнему времени. Настолько был прекрасный отель, настолько мы прекрасно отдыхали... Тамара Шорникова: Надежда, а сейчас что? К современности ближе. Зритель: Вы знаете что? Вот в прошлом году никто не помог этому директору, никто, пожилой человек, армянин был прекрасный. Он такой сервис держал, не снится, наверное, нигде так. Маленький поселок, прекрасное чистое море. И что вы думаете? Мы когда собрались уже туда ехать после коронавируса, больные-пребольные (я сама медик), еле живые, а он разорился, … был, а цены как в 3-звездном. И нам пришлось вынужденно идти в «Светлану», в которой сервис был по нулям, которую забивали детьми из Москвы, школьниками, потому что все пустовало. Никто не помог Paradise, никто не помог, все разорилось. Это последний наш был причал! Вот что получается? Давайте все закроем, то есть ничего не развивается, последний отдых почему у москвичей отнимаете вот? Почему никто не поддерживает предпринимателей? А он старался. Вот это очень горько и обидно. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам, Надежда, за ваш звонок. Вот смотрите, что пишут из Воронежской области: «Закошмаренный» бизнес все наглее, беспощаднее и жаднее». Из Оренбургской области: «Хочется хапнуть денег, вот в принципе вся политика туриндустрии». Нет, и то, что говорили, например, наши телезрители, и то, что вы, Марианна сказали, что да, частично, например, все-таки и государство уже это делает, и нужно поддерживать в том числе и туриндустрию. Но понимаете, здесь получится такой момент: если, с одной стороны, государство будет поддерживать, а со стороны туриндустрии никаких ответных шагов не будет, то это все схлопнется. Как считаете? Марианна Королева: Вы понимаете, сейчас отрасль туристическая, ее вообще перетряхивает достаточно сильно, очень многие туроператоры разорились. Выездной туризм формировался на протяжении 25 лет, а внутренний туризм формируется на протяжении последних 3–4 лет, это ничтожно маленький срок, для того чтобы сравнивать нас, «вот посмотрите, туда летают бесплатные чартеры, туда мы полетим за 60 тысяч рублей, включая авиаперелет, а вот здесь по стране у нас дорогое авиасообщение». Надо, чтобы сформировались, на ноги встали, на две полноценные, крепкие ноги встали туроператоры по внутреннему туризму, и потихоньку все эти процессы будут налаживаться, и наверняка полетят чартеры на наши курорты, которые будут включены уже в туристический пакет, но, наверное, не в этом году. Дмитрий Давыденко: Ну, на самом деле я поправлю немножко. Во-первых, туроператоры, которые сейчас летают по внутренним направлениям, – это ровно те же самые операторы, которые занимаются выездным туризмом. У нас операторов в стране осталось, по пальцам двух рук можно пересчитать, рынок очень сильно укрупнился. Во-вторых, чартеры на российские курорты уже давно летают и цены нормальные, дают в пакетах, и все крупные так называемые турецкие операторы летают и в Сочи, и в Крым, это уже давно, это сейчас развивается. Есть просто некоторые проблемы с пониманием. Ведь есть позиция государства по отношению к развитию туризма, есть позиция туристов. Туристы хотят отдохнуть дешево и хорошо, а государство должно поддерживать своего производителя, свой как бы туристический рынок, своих отельеров. А задача государства отельеров поддержать, задача туриста, нет такой задачи у него поддержать наш бизнес туристический, у туриста другая задача. Тамара Шорникова: Дмитрий Викторович, мне кажется, задача государства поддержать прежде всего население, и то, которое создает рабочие места в виде туроператора, и то, которое хочет отдохнуть дешево и комфортно. Дмитрий Давыденко: Да. Но турист, который заработал свои деньги, весь год работал, как вот нам сейчас люди звонят, с пенсии откладывают, он хочет на свои деньги получить хороший, качественный продукт, и он сам вправе решить, где он их должен потратить, в Сочи, Крыму, на Занзибаре, где угодно, это его личное дело. Иван Князев: Вы сказали, задача государства, задача туриста, а задача туроператора тогда какая? Дмитрий Давыденко: А туроператор – это бизнес, он должен получить прибыль, продавая и то и другое, и так и есть, все крупные туроператоры продают и Турцию, и Сочи, и Крым. Иван Князев: То есть по-прежнему максимальная прибыль? Дмитрий Давыденко: Пожалуйста, вы можете... Марианна Королева: Бизнес – это про зарабатывание денег, любой бизнес про зарабатывание денег. Иван Князев: Иногда еще все-таки про социальную ответственность. Дмитрий Давыденко: Нет, а туроператор – это же не гостиница, а гостиница устанавливает свои цены, туроператор продает то, что ему дала гостиница, он цены не повышает, не занижает, это магазин. Иван Князев: Понятно. Спасибо, спасибо вам большое. Марианна Королева, представитель Федерации рестораторов и отельеров России, была у нас в гостях. И Дмитрий Давыденко, председатель Всероссийского объединения туристов, председатель Общественного совета при Ростуризме. Тамара Шорникова: Спасибо.