Иван Князев: В эфире «ОТРажение», переходим к главной «Теме дня». С вами Тамара Шорникова... Тамара Шорникова: ...и Иван Князев. Иван Князев: Сразу несколько важных решений для автомобилистов приняло правительство. Давайте по порядку посмотрим. Во-первых, с 22 августа страховщики начнут оформлять ОСАГО без техосмотра. Необязательно теперь проходить ТО, чтобы купить автогражданку. При этом эксперты предупредили, что сама процедура проверки автомобилей не отменена и рисковать в отношениях со страховыми компаниями не стоит. Тамара Шорникова: Во-вторых, инспекторам ГИБДД разрешено так называемое скрытое патрулирование. Они будут выполнять его и выявлять нарушителей правил дорожного движения на автомобилях без соответствующей ведомственной окраски, без маячков, ездить и фиксировать, кто разметку нарушил, кто по телефону говорил... В общем, «когда кое-кто у нас порой честно жить не хочет». Иван Князев: Да. И еще из автоновостей: продажи китайских автомобилей в первом полугодии выросли в 2,5 раза, их в нашей стране было реализовано почти 47 тысяч. Это речь именно о новых авто, и это на 156% больше, чем годом ранее. В общем, наполняют наш рынок китайцы. Самым популярным брендом стал Haval, его продажи в первом полугодии выросли на 144%. На втором месте находится Chery, или Шери. (Я вот, честно говоря, даже не знаю, спросим у экспертов, уточним, как вот эти все замечательные китайские автомобили называются и произносятся.) Замыкает первую тройку Geely (или Гили, тоже выясним). Тамара Шорникова: Мы же отечественный автопром выбираем, правильно, Иван? Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Поэтому с иностранными брендами нужно будет выяснять нюансы все. И еще: 3 месяца прошло с тех пор, как права получают по новым правилам. Главное новшество – отменили площадки. Как изменилась жизнь автошкол после этих изменений? Стало ли на дорогах больше квалифицированных водителей или напротив? Обо всем этом и не только поговорим с экспертами. Принимаются ваши любые вопросы по автотеме, на все постараемся ответить. Звоните, предлагайте свои темы. Иван Князев: Ну и представим эксперта в студии. У нас Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Уважаемые друзья, да, действительно, пишите, звоните нам по любым вопросам, связанным с автомобилями, вдруг действительно продать кто-то что-то захотел или, наоборот... Тамара Шорникова: Ха-ха, через наш канал? Иван Князев: Нет, не через наш канал, может, просто какой-то совет нужен по покупке авто, по продаже авто, по техническим характеристикам. Тамара Шорникова: «Без перекрашивания», «без аварий», да? Ждем ваших звонков. Если все-таки по новостям, в 2,5 раза прирост китайских автомобилей на нашем рынке с чем связан? Ян Хайцеэр: Ну, есть две причины. Причина первая: дефицит оставшихся после китайских автомобилей, традиционно которые покупали наши граждане, это и Renault, и Hyundai, и Toyota, в общем, все-все-все марки сегодня в дефиците по причине долго продлившегося карантина и неработающих заводов, отсутствия комплектующих многочисленных, важных для сборки этих автомобилей, для многочисленных комплектаций. Поэтому машины сегодня в дефиците, соответственно, свободную нишу занимают китайцы. Отношение к ним долгое время было такое... Тамара Шорникова: ...скептическое, прямо скажем. Ян Хайцеэр: ...скептическое. Мое личное отношение не изменилось, оно по-прежнему скептическое. Но могу отметить одно, что дизайн китайских автомобилей однозначно улучшился, возможно, даже где-то они обходят японцев, которые уж больно традиционны. Ну, как говорится, на вкус и цвет приятеля нет. Бесспорно, очень богатые комплектации за более чем вменяемые деньги, то есть это ну относительно доступные машины. Но вот к вопросам эксплуатации, о ней можно говорить достаточно долго и много. Вот такого длинного, длительного опыта сегодняшних китайских автомобилей нет. Вот те старые, которые мучили, которые ломались, на которые не было запчастей, – это было. Что с сегодняшней линейкой, которая производится и продается сегодня в нашей стране, сказать несколько сложно, потому что нет еще вот какого-то такого длительного времени, которое можно потратить, для того чтобы оценить. Иван Князев: Но вы сказали, цена приемлемая. Я не знаю, есть ли у наших режиссеров сейчас возможность показать мой ноутбук, мой компьютер, я вот просто открыл сразу несколько сайтов, тут продажи от официальных дилеров и так далее, и тому подобное. Вот смотрите, тот же Haval... Как, кстати, все-таки правильно произносится, Haval? Ян Хайцеэр: Haval. Ну, вы произносите как вам удобно, давайте... Мы же не в Китае живем. К каким-то названиям мы уже привыкли, давайте так и говорить. Иван Князев: Ну да, давайте попробуем русифицировать вот это вот... Ян Хайцеэр: Абсолютно верно. Иван Князев: Смотрите, от 1 миллиона 325 тысяч рублей. Ну, это, конечно, ниже, наверное, чем Audi, чем Mercedes, потому что все-таки то какой-то кроссовер, вот. Но тем не менее низкая... Ян Хайцеэр: Это не просто ниже, это в разы ниже. Иван Князев: В разы ниже. Но это, я так предполагаю, самая какая-то простая комплектация. Ян Хайцеэр: Ну, если вы возьмете комплектацию европейских производителей, например, аналогичную, то у вас будет цена от 2 с лишним миллионов и выше. И чем премиальнее марка, тем аналогичный класс автомобиля будет дороже. Тамара Шорникова: А наши? Ян Хайцеэр: Наши недорогие пока. Иван Князев: Смотрите, еще один, Tiggo 8, не знаю, что это такое, похоже на Kia немножко, от 1 миллиона 829 тысяч рублей... То есть я так понимаю, что все-таки тенденция к росту цен на «китайцев» все-таки тоже есть, так же как и на европейские марки, американские, японские? Ян Хайцеэр: Смотрите, вы не забывайте про инфляцию и про дефицит. Сегодня очень серьезным образом подорожал металл, и это точно так же отразилось на иностранных производителях. Второе – дорожают углеводороды, которые тоже участвуют в комплектации автомобиля, потому что там пластмассы много, а многие детали в современных автомобилях становятся пластиковыми, и так далее, и так далее, и так далее. Поэтому процесс инфляции за рубежом тоже идет, и сегодня многие изделия, комплектующие и в конечном итоге автомобили подорожали и на 5, и на 10, и на 15%. Иван Князев: Ян, такой вопрос. Ну, с виду достаточно все красиво выглядит, хотя я даже как-то смотрел тест-драйв, там бывают проблемы, например, с тачпадом, с тачэкраном, когда там пытаешься на нем что-то нажать. Что они туда запихнули-то, китайцы? Можно сказать, что это нормальные, надежные, хорошие машины? Вот как автоэксперта вас спрашиваю, автолюбителя. Ян Хайцеэр: Вы знаете, я бы еще... Я бы вот так вот громко не заявлял, потому что... Я уже повторюсь, должен пройти какой-то определенный период, а сегодня мы видим все-таки иные китайские автомобили, чем они были раньше, по внешнему виду они улучшились, комплектации усилились. Но очевидно, что такая низкая цена не только потому, что они делаются в Китае; очевидно, что есть многие моменты, на которых просто экономят. Если вы говорите о том, что не очень хорошо включается вот этот экран, значит, экран там не очень дорогой, или где-то не продумано. Все-таки Китай пока еще не законодатель автомобильной моды, все-таки у Китая пока еще нет такого длительного опыта, как у европейских производителей, японских и даже корейских. Поэтому, бесспорно, пройдет... Сегодня прогресс идет гораздо быстрее, и гораздо быстрее все учатся, поэтому я думаю, что через некоторое время мы с полной ответственностью сможем сказать, что китайский автомобиль соответствует по качеству корейским и японским, и это, скорее всего, будет в ближайшее время, но цена наверняка повысится. Тамара Шорникова: Как раз вот о сравнении с японскими, пишут нам из Приморского края: «Здравствуйте. Как ни странно, во Владивостоке совсем нет на дорогах китайских машин, но салон открыли и реклама идет активно. Все-таки за качеством выбор упадет на «японку» 100%», – пишет нам телезритель. Ян Хайцеэр: Ну, об этом сложно спорить. Во-первых, по этому пути шли, например, корейские автомобили в свое время, которые использовали, покупали лицензии на какие-то старые японские автомобили, ставились и двигатели, и коробки японские, и тогда появлялась какая-то машина, иногда несуразная, с несуразным дизайном. Но опять я повторюсь, на вкус и цвет приятеля нет, потому что есть какой-то европейский взгляд на автомобили, а есть азиатский, у каждого свои представления о красоте, нельзя утверждать однозначно, что это красиво или не красиво. Иван Князев: Ну и не надо забывать, что все-таки жителей Дальнего Востока за долгие годы приучили хорошо к японским автомобилям, они знают, какие они, и их тут пересадить на китайские еще пока так, мне кажется, сложно будет. Ян Хайцеэр: Конечно. Во-первых, скорее всего, японский автомобиль для жителя Дальнего Востока, вероятнее всего, будет чуть дешевле. Во-вторых, в приоритете для Дальнего Востока все-таки внедорожник полноценный, а Китай сегодня еще полноценным внедорожником похвастаться не может. Тамара Шорникова: Ну и вот чтобы тему с китайскими как-то финализировать: «Запчасти к «китаянкам», – спрашивает наш телезритель, – доступность, количество времени на доставку?» Ян Хайцеэр: Сейчас процесс улучшается. Раньше можно было ждать невероятно сколько, невероятное количество времени, и очень часто менялись детали, менялись производители, все было в жуткой путанице. Вот сейчас процесс улучшается. Конечно, китайцы учатся, это однозначно. Еще раз буду говорить, что через какое-то время, скорее всего, они станут конкурентами, но не сегодня. Иван Князев: К нам тут прорываются телезрители, усиленно звонки идут, но несколько SMS вначале, сейчас, секундочку буквально, возьмем ваш звонок. Из Приморского края опять же: «Даже качество подержанной «японки» в сто раз выше, чем нового «китайца». Из Нижегородской области: «У друга 20-летний Ford Focus лучше, чем мой корпоративный Haval». Чувашия: «Насколько я знаю, правильно «Чери» все-таки и «Джели», во всяком случае люди так их у нас называют в Чувашии», – возьмем на заметку. Тамара Шорникова: Да. Давайте послушаем телезрителя. Игорь из Москвы, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, могу ли я задать вопрос вашему гостю? Тамара Шорникова: Да, конечно. Иван Князев: Конечно. Зритель: Вот у меня какой вопрос. У меня техосмотр закончился в марте, мне продлили, естественно, ОСАГО, все, я езжу с ОСАГО, все как полагается. Нужно ли мне теперь проходить техосмотр? И что мне будет, если я его не пройду? Иван Князев: Ну вот так мы подобрались к новостям с ОСАГО и техосмотром. Ян Хайцеэр: Ну, это традиционно. Вообще, у нас сегодня такой месяц... Предыдущий месяц был новостей, мы такого никогда не видели, и чиновники, а самое главное чиновники ГИБДД, самые главные, себя секли как унтер-офицерская вдова, потому что с утра они объявляли одно, вечером другое и так несколько раз подряд. Так вот то, что касается технического осмотра: да, с определенного периода техосмотр у нас становится добровольным и вы можете приобрести ОСАГО, не привязанный к техническому осмотру. Слово «добровольный» – это такая очень относительная вещь, в какой-то момент он станет, обещаю вам, что рано или поздно он станет обязательным, потому что все-таки это необходимая вещь с точки зрения безопасности. Но вот определенные требования... На самом деле, почему произошла такая большая проблема? Потому что правила достаточно жесткие, они рассчитаны на автомобили, которые только что вышли с конвейера, а у нас средний возраст автомобиля примерно 14 лет. И очевидно, что этот автомобиль 14 лет никак не может соответствовать новому, у него есть какие-то нюансы, которые присущи старой машине. И пунктов техосмотра у нас категорическим образом не хватает, вот почему пришлось сделать техосмотр добровольным, поэтому вы сегодня можете спокойно ездить. Но я вам, конечно, рекомендую пройти технический осмотр, получить эту заветную бумажку, а то вдруг завтра кто-нибудь опять передумает и у нас будет такая новая указювка. Иван Князев: Ян, вот знаете, мы действительно уже несколько раз обсуждали, когда вот только появились вот эти идеи с отменой техосмотра, но так я толком и не понял, почему все-таки станций ТО мало – бизнес же, бизнес-то неплохой. Ян Хайцеэр: Станции, которые проводят технический осмотр, – бизнес очень сложный. Ну, во-первых, мы с вами можем обратить внимание на то, что государство меняет правила игры по ходу пьесы, и понятно, что для бизнеса это очень плохо. Во-вторых, очень высокие требования к пункту технического осмотра, достаточно высокие штрафы за ошибку, один штраф может нивелировать долгое получение прибыли этой станции технического осмотра. Примерные инвестиции в такого рода заведение – это от 3 до 10 миллионов рублей в зависимости от направления, 3 миллиона – это минимум. Иван Князев: Это не считая, что помещение тебе понадобится, подъемники... Ян Хайцеэр: ...специалисты – в общем, это достаточно серьезный бизнес. Тогда, когда у нас последние годы технический осмотр существовал просто в кабинете, где сидел человек, у него была ручка, компьютер, и вот там мы клепали технический осмотр, поэтому он мог стоить 200 рублей, 1 000 рублей, 1 500 рублей, как угодно. Сегодня это реальное прохождение машины, фиксирование ее, она фотографируется, она фиксируется по системе навигации, то есть приехала она туда или нет. Соответственно, цена примерно 800 рублей, и это очень небольшие деньги за то, что... Как бы мне ни хотелось сделать эту услугу доступнее, но это небольшие деньги, учитывая... Иван Князев: ...ответственность. Ян Хайцеэр: ...вложения и ответственность владельца, да. Иван Князев: И на поток ведь не поставишь, да? Ян Хайцеэр: Не поставишь, потому что... Иван Князев: Потому что все-таки как-никак спросят. Ян Хайцеэр: ...штраф большой, осмотреть машину надо тщательно. И другая сторона медали, что вот этот частный бизнес стал достаточно, еще жестче смотреть, чем в те времена у нас смотрели гаишники, которые за три рубля вам давали заветную бумажку лет так 25 назад. Иван Князев: Было дело. Тамара Шорникова: Да. Давайте послушаем телезрителей, много вопросов. Аркадий, Ростов-на-Дону. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем. Зритель: Хотел бы задать такой вопрос. Вот я был лишенный прав в 2013 году. В 2015 году я пришел их забрал с ГАИ, как бы все нормально. Но потом в 2020 году меня остановили сотрудники ДПС и лишили прав меня по новой на 3 месяца, сказали, что якобы мне в Таганроге выписывали штраф. Хотя мне когда выписали штраф, мне выписали штраф просто за детей и все, и отпустили меня. Суд как бы прошел без меня, все это, я документы никакие не подписывал, ничего не делал. Суд этот прошел без меня, и получается, что меня лишили прав на 3 месяца. 3 месяца прошло, я сейчас вот пришел в ГАИ, а мне в ГАИ говорят: «Да вы в принципе незаконно были лишены прав из-за того, что у нас в Ростове слетела программа ГАИ». Тамара Шорникова: Ага. Зритель: Вот теперь у меня получается пересдача экзамена. Законно ли вот это вот вообще все? У меня было лишение, хотя нарушений за мной никаких не было в период с 2013-го по 2015-й, когда меня лишали. Иван Князев: Да, Аркадий, спасибо вам за вопрос. Ну, здесь, конечно, больше вопрос юридического характера, я не знаю, сможете, Ян? Ян Хайцеэр: Ну, в общем и целом я не совсем уловил, изначально за что человек был лишен прав... Иван Князев: В первый раз. Ян Хайцеэр: ...и пришел ли он сдал права, то есть как выглядит протокол, надо посмотреть, конечно, документы. Но если вы точно уверены в том, что процесс незаконный, я бы вам рекомендовал обратиться к юристу и жаловаться, жаловаться, жаловаться. В реальной жизни можно получить результат, не надо стесняться, не надо бояться, надо отстаивать свои права, свои законные права. Но для того, чтобы мне полноценно ответить на этот вопрос, бесспорно, я должен посмотреть подобно все документы. Тамара Шорникова: Давайте еще один звонок примем. Александр, Кабардино-Балкария, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Зритель: Скажите мне, пожалуйста, у меня вопрос к вашему гостю. Вот сейчас начался новый техосмотр, все о нем очень много говорят. У меня стаж 40 лет, но такого беспредела еще вроде бы у нас не было. То, что отсоединили ОСАГО от техосмотра – это просто, ну как, можно сказать, дали кость народу, чтобы он успокоился. У меня другой вопрос. Вышел техрегламент по автомобилям, в этом техрегламенте написано, что он выписан, ну назовем по-русски, для эксклюзивных машин. Но сейчас творится такое! Заставляют снимать все что можно с машин или ставить брызговики на те машины, которые вообще не должны с брызговиками ездить. Все трактуется как хочется, и все это ГИБДД пишет, что это нарушение, это нарушение, это нарушение. Мы ездили на машинах, на которых должны быть брызговики, на которых не должны быть брызговики. И еще один вопрос, если сможет мне эксперт ответить. У меня есть автомобиль, на котором установлена тренога для перевозки пластиковых окон и стеклопакетов. Считается ли это изменением техрегламента? Это грузовая машина. Если сможет он ответить... Иван Князев: А какая машина, Александр? Зритель: «Газель». Иван Князев: На «Газели». С кузовом, без? Зритель: Да, «Газель», и на ней стоит пирамида, она невысокая, она не выше тента заводского. Говорят, что, если вы хотите пройти техосмотр, вы должны ее снять. Но если меня снимут на станции техобслуживания без моей треноги, а потом я ее поставлю назад и милиционер высветит меня где-то в базе с треногой, у меня заберут и машину, и права. Вот объясните мне, кто где прав. Тамара Шорникова: Ян, понятно все, или нужны уточнения? Ян Хайцеэр: Да, очень хороший вопрос, очень актуальный на самом деле, потому что у нас вступает в силу ГОСТ, который касается единичных транспортных средств. Ну а в 2015 году у нас вступил в силу технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза, то есть на территории Таможенного союза действует единый технический регламент. Написано, откровенно говоря, коряво, в нем много недочетов и, на мой взгляд, много чрезмерных требований, которые не ведут ни к какому положительному результату. Иван Князев: Каких? Ян Хайцеэр: Например, то, что касается технического осмотра, то есть чрезмерные требования одинаковы ко всем автомобилям, как к новым, так и к старым. Потому что, если мы сейчас с вами весь технический регламент начнем разбирать, мы здесь останемся до утра. Иван Князев: Нет, я имею в виду хотя бы какие-нибудь яркие примеры, брызговики, например, те же, или что-то там на старых автомобилях было, на новых... Ян Хайцеэр: Вот смотрите, в чем глобальная проблема вот сегодня? Существует сотрудник ГИБДД, который, к сожалению, не является ни юристом, ни инженером, неплохо бы освоить либо одну, либо другую специальность, и таких много, специалистов достаточно мало. У нас в стране всегда специалистов не хватает, сотрудников ГИБДД в принципе немного стало, их заменяют камеры, а технических специалистов еще меньше. И я боюсь, что очень многие сотрудники технадзора, в общем, с техническим регламентом, видимо, не очень знакомы. И так как они беспокоятся за ошибку, потому что их тоже наказывают внутри ведомства, они пишут: «Отказать». Так вот то, что касается груза, например, в «Газели», установка. Значит, у вас там находится груз. Это не часть автомобиля, это не изменение конструкции транспортного средства, это груз. Но почему-то сотрудник ГИБДД решил, что это часть автомобиля. На мой взгляд, это не является изменением конструкции транспортного средства, но для того, чтобы не ошибиться и не получить нагоняй, большинство сотрудников в большинстве (простите за тавтологию) обращений отказывают гражданам или просто говорят, чтобы не писать отказ: «Мужик, ты иди отсюда, все равно у тебя ничего не получится, ты лучше сюда не ходи». Так вот что я вам рекомендую: пожалуйста, требуйте письменный отказ, в течение месяца вам его должны предоставить. После того как вы получите письменный обоснованный отказ, идите к специалистам из лаборатории, идите к юристам и жалуйтесь, жалуйтесь, жалуйтесь, боритесь за свои права. Иван Князев: Что это, изменение конструкции либо нет, да? Ян Хайцеэр: Конечно. Вот таких случаев в стране чрезвычайно много. Вот нам в нашу организацию, Национальный автомобильный союз, с завидной регулярностью люди десятками присылают письма вот с такими вопросами. Тамара Шорникова: Да. Иван Князев: Я прошу прощения, Тамара, еще такой вопрос по техрегламенту. У моего папы был Opel, в котором вообще не были предусмотрены ремни безопасности на заднем сидении. Ян Хайцеэр: Отлично! Иван Князев: Что делать? Ян Хайцеэр: Если он... Ничего не делать. У вас сотрудник ГИБДД... Иван Князев: 1969 года. Ян Хайцеэр: Прекрасный автомобиль Opel 1969 года, раритет. Иван Князев: Да. Ян Хайцеэр: Во-первых, он уже относится к раритету, это раз. Во-вторых, он стоит на государственном учете, он передвигается по дорогам общего пользования. Значит, на автомобиль, если сотрудник ГИБДД предъявил вам какую-то претензию так называемым органолептическим методом, то есть посмотрел и сказал: «А у вас здесь должны быть ремни», а мы говорим: «Послушайте, ну ты посмотри, вот ОТТС (одобрение типа транспортного средства), посмотри, есть там ремни или нет». Ну очевидно, что на этот автомобиль нет одобрения типа транспортного средства, и у сотрудника ГИБДД должны быть какие-то рычаги... Например, он должен провести расследование, остановить вас на дороге, выписать протокол, провести расследование, написать на завод Opel письмо, его, конечно, там выслушают и, наверное, лет через пятьдесят ответят, вообще если ответят, но скорее вряд ли. Поэтому все, что я могу посоветовать сотруднику ГИБДД, – это изучить технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Да. Много сообщений к нам приходит. Вот, например, через чат на сайте нашего телеканала, пишет Алекс: «Какие аргументы в скрытом патрулировании? В связи с чем?» Это как раз вот о новости, мы рассказывали о ней в начале программы, в начале этого часа, но напомним: сотрудники столичной Госавтоинспекции будут выявлять нарушителей правил дорожного движения на автомобилях без соответствующей ведомственной окраски, правонарушения будут фиксировать фото- и видеосредствами и передавать патрульному автомобилю. Что будут выявлять? – если пересекли сплошную линию разметку, разговаривали по телефону без специального устройства либо не пристегнули ремень безопасности, ну и так далее. Вот как к этому новости относитесь? Такие машины в штатском. Ян Хайцеэр: Вы знаете, да, это нормальная мировая практика, где происходит скрытое наблюдение, и в Европе, не знаю точно, как в Америке, но в Европе точно часто вы можете встретить машины, которые вы не определите как патрульные. Но в какой-то неприятный момент, когда они увидели, что вы нарушили правила, они ставят, как в кино, вы, наверное, часто видели, мигалочку наверх и вас начинают догонять и останавливать. Тамара Шорникова: Ага! Так. Ян Хайцеэр: Я, кстати, тоже был один раз жертвой такого мероприятия, я забыл выключить в Польше, когда ехал в сторону Российской Федерации, противотуманки, а, видимо, уже им показалось, что туман рассеялся, и вот меня такая машина догнала и выписала мне штраф, на минуточку, на 50 евро. Так вот, это, еще раз повторюсь, нормальная практика, потому что очень часто мы, водители, когда не видим опасности, не видим камеры, не видим сотрудника ГИБДД, мы так пристегнулись и отстегнулись, говорим не говорим. По телефону говорим, увидели сотрудника, раз! – бросили телефон. Бесспорно, по телефону говорить опасно, это очевидно, даже опасно по громкой связи, потому что многие отвлекаются, не замечают ничего вокруг, они как нетрезвые люди себя ведут. Иван Князев: Да, уж не говоря про то, что там фоточки в Instagram прекрасные парочки делают... Ян Хайцеэр: Абсолютно. Тамара Шорникова: Ха-ха, на ходу. Иван Князев: ...прямо в пробке. Ян Хайцеэр: А уж к уху приложить, так совершенно очевидно, что, если вы не видите сотрудников, вы не прикладываете или, знаете, так на удалении держите телефон, но сотрудник это может увидеть. Проблема с доказательной базой, конечно, она существует. Может быть, каким-то образом будут угнанные машины выявлять, на две машины в год будет обнаруживаться больше... Ну, я не считаю, что это плохая практика, наверное, это нормально. Единственный момент, что вы правильно отметили, что, если сотрудники и в штатском, и условно на штатской машине, они должны тогда ваши данные передавать. Если же сотрудники в форме, при исполнении и в штатской машине, они могут тогда и выписать штраф сами. Тамара Шорникова: Ага. Вы знаете, то, что давно уже работает за границей, не всегда так же хорошо и понятно, с пониманием принимается у нас. В штыки, естественно, эту новость восприняли многие: мол, это все для поборов просто очередных, что, мол, эти машины в штатском будут в правильных местах патрулировать, где ты просто физически не можешь не нарушить правила, а мы знаем, что такие имеются... Ян Хайцеэр: Я буду много раз говорить – жалуйтесь на те места, которые с неправильной разметкой, на тех сотрудников, которые себя неправильно ведут. Пора заканчивать с правовым нигилизмом. Изучайте правила дорожного движения и будьте уверены за рулем – вот это единственный способ борьбы с вымоганием. Тогда и сотрудники станут послушными, и вы будете уверены за рулем, что вы ничего не нарушили. Но если вы выехали на встречку, то, простите меня, скрытое оно или явное наблюдение... Иван Князев: ...но вы нарушитель. Ян Хайцеэр: А что, вас не беспокоит, когда вас просто так по вашему мнению останавливает сотрудник и начинает, нарушая все правила, заставлять дышать в трубочку, проверять документы, обсуждать с вами ваше здоровье, а не болела ли у вас с утра голова, не принимали ли вы «Нурофен»... Сейчас я начну про лекарства рассказывать, и у нас с вами вообще волосы дыбом встанут, потому что таблеточку «Нурофена» с утра принять нельзя, надо изучить список запрещенных веществ. Потому что когда у вас сделают анализ крови, то будут выяснять наличие запрещенного вещества в организме, а не его количество, которое может повлиять на плохое состояние, то есть на одурманивание, понимаете, какая разница? То есть сам факт употребления любого запрещенного вещества, которое находится в лекарстве, которое для нас традиционно, мы его купили в аптеке, приняли, голова не болит, – а все, до свидания, вы лишаетесь прав таким образом. Иван Князев: Ох... Лариса из Владивостока на связи. Лариса, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я приобрела… рамный японского производства и попыталась его зарегистрировать в ГАИ. Предыдущий владелец владел им 11 лет, как мне известно, машина не была в аварии. Но мне отказывают в регистрации этого автомобиля в связи с тем, что по кузову идет сплошной шов, якобы автомобиль у нас является распилом. Правомерно ли? 11 лет автомобиль эксплуатировался, и он спокойно, в общем-то, проходил все техосмотры каждый год совершенно официально, а сейчас мне не дают пользоваться моей собственностью. К сожалению, бывший владелец этого автомобиля уже умер, вернуть этот автомобиль в принципе уже невозможно, а у меня стоит бесполезная игрушка во дворе. Иван Князев: Вообще запутанная история, здесь, мне кажется, без юриста не обойтись. Ян Хайцеэр: Это все-таки вопрос к юристу. Но буду повторяться... Тамара Шорникова: Давайте переадресуем сейчас как раз вопрос юристу. Иван Князев: У нас есть. Сергей Радько у нас на связи, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Сергей, здравствуйте. Сергей Радько: Здравствуйте. Иван Князев: Слышали вопрос от нашей телезрительницы? Сергей Радько: Да, я вопрос слышал. Очевидно, проблема в том, что ГИБДД, изучив данный автомобиль, почему-то решила, что он собран из запасных частей, а регистрация таких автомобилей действительно у нас запрещена, то есть машины, которые собраны из запасных частей, они регистрации не подлежат и эксплуатация их запрещена. Другое дело, что непонятно, по каким критериям сотрудник ГИБДД сделал вывод, не имея технического образования, что этот шов означает, что машина собрана, может быть, это просто следы какого-нибудь кузовного ремонта. Поэтому что я могу предложить в этой ситуации – это обязательно получить письменный отказ ГИБДД, чтобы они мотивировали со ссылкой на нормативный акт, потому что просто так сказать, что ваша машина из чего-то там собрана, не отказ, это не законная фраза, это просто, скажем так, безосновательный отказ. То есть надо получить письменный документ, в котором будет ссылка на нормативный акт, на административный регламент, на закон о безопасности дорожного движения, на что-то еще, чтобы можно было понять, почему ГИБДД придралась к этой автомашине, а потом данный отказ надо обжаловать. Возможно, придется обращаться в суд, возможно, придется провести экспертизу и установить, собрана ли машина из запасных частей либо она просто подвергалась какому-то ремонту, и тогда уже будет понятно, внесены ли изменения в конструкцию, из чего она собрана, и в конечном итоге будет ясно, правомерно ли решение ГИБДД. Иван Князев: А если все-таки была экспертиза, это подтверждено? Сергей Радько: Если была... Скорее всего, экспертизы не было, потому что сотрудники полиции экспертизу не проводят, они могут направить машину на экспертизу, если есть какие-то основания думать, что машина имеет перебитые номера, измененные агрегаты и так далее. Но вот поскольку в вопросе нашей телезрительницы не было этого, я думаю, что экспертизы не было и уже сейчас ее придется проводить, для того чтобы доказать неправомерность решения, которое приняли сотрудники ГИБДД. Тамара Шорникова: Сергей Александрович, вот говорили о том, что ОСАГО теперь будут выдавать без техосмотра, и вопрос из Краснодарского края: «Скажите, при ДТП, если отсутствует техосмотр, как повлияет на страховой случай?» Сергей Радько: Дело в том, что здесь есть несколько нюансов. Если нет техосмотра, то это не основание для отказа в выплате. Но нужно понимать, что если речь идет о выплате по КАСКО, то в этом случае отказ можно получить. Почему? Потому что страховая компания, скорее всего, сошлется на правила страхования, а правила страхования представляют собой очень большой документ, который никто не то что не читает, никто его не знает, потому что упоминание про правила страхования, которые по КАСКО нам даются, есть только в страховом полисе в самом низу, где написано, что я получил правила страхования, их прочитал, понимаю, признаю, соглашусь и так далее. На самом деле никто их не читает и никому их не выдают, поэтому тем, у кого есть КАСКО, необходимо срочно эти правила найти на сайте страховой компании, почитать и узнать, какие случаи не являются страховыми, в каких случаях возможен отказ в выплате и так далее. Я думаю, что многие найдут в этом очень много интересного. Второе. Что касается ОСАГО, то отсутствие техосмотра не является основанием для выплаты, хотя сейчас в законе есть у нас такое положение, что если машина не имеет техосмотра, а он должен быть, но при этом ДТП произошло по причине неисправности, то страховая компания все равно обязана выплатить, но при этом имеет право регресса к виновнику, который этим автомобилем управлял. Ну понятно, что это очень трудно доказать, потому что, как правило, всегда пишется, что ДТП произошло, например, по причине проезда на красный свет, непредоставления преимущества, а не по причине того, что машина имеет неисправность, но, возможно, за редким исключением. Иван Князев: Сергей, несколько еще вопросов юридического характера. Ну вот странная история из Волгограда: «Я продал авто технически исправное, а покупатель доехал до дома 450 километров, звонит мне и говорит, что двигатель греется и что он ее теперь будет возвращать мне. Что делать?» – спрашивает человек. Сергей Радько: Ну, вообще-то такой вопрос должен задавать покупатель, потому что если он желает машину вернуть, то тогда ему придется обращаться в суд, доказывать, что машина хотя и б/у, но почему-то он должен был быть уверен, что она полностью исправна. На самом деле я здесь не вижу оснований для расторжения договора или каких-то претензий, потому что машина если не является новой, на нее гарантия предоставляться не может, и если в момент покупки покупатель осмотрел ее, увидел, что все нормально, принял решение купить, то говорить о том, что здесь есть какие-то основания для расторжения договора, я не вижу, только если какая-то экспертиза докажет, что в автомобиле, возможно, был какой-то недостаток, о котором продавец не предупредил. Но здесь, я думаю, это очень сложно будет сделать, поэтому на самом деле такого покупателя нужно прямиком отправлять в суд, пускай там доказывает свои претензии. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Иван Князев: Спасибо большое. Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия», был с нами на связи. Спасибо, что ответили на вопросы наших телезрителей. Тамара Шорникова: Да. И еще SMS. Сергей через чат на сайте нашего телеканала пишет: «Проходил ТО на мотоцикле, заставили снять боковые сумки – что за бред? Каким образом это влияет на безопасность? Езжу на этом мотоцикле уже 15 лет по всей Европе, никогда такой ерунды не было. Слава богу, что этот бредовый техосмотр наконец-то отменили». Ян Хайцеэр: Ну, «бредовый техосмотр», конечно, отменили, но не совсем и не навсегда. Тамара Шорникова: Да. Иван Князев: А кстати, когда вернут-то его, если станций больше не становится? Ян Хайцеэр: Ну, обещают вернуть через пару лет, это уж точно. Иван Князев: Да, простите, что перебил. Ян Хайцеэр: Да. Так вот, сумки – это беда-беда, их признали частью мотоцикла, а никак не грузом, и вот это бредовое правило касается в том числе и сумок. А это также коснулось багажников на автомобили, какие-то там придумали, что эти багажники являются не грузом, а неотъемлемой частью автомобиля. А вы знаете, в чем самая большая проблема? – в том, что когда вы, например, поставили этот багажник и, например, оформили его и вписали, в техническом паспорте написано, что установлен багажник такой-то и такой-то, то после этого, сняв его, вы являетесь нарушителем. Иван Князев: То есть вы должны ездить с багажником? Ян Хайцеэр: Конечно, вы обязаны ездить с багажником. Если вы поставили... Вот сейчас спор еще насчет бокса ведется, некоторые гашники говорят, сотрудники ГИБДД говорят, что бокс – это вот тоже надо оформлять, некоторые правильно говорят, что, конечно, не надо, некоторые как-то пытаются классифицировать эти багажники, простые, легкосъемные не легкосъемные, экспедиционные... Иван Князев: Зачем столько сложностей, я вот не могу понять? Ян Хайцеэр: Вы знаете, чиновникам надо работать, им надо оправдывать свои заработные платы, им надо осваивать те бюджеты, которые, видимо, им выделяют, и вот такой неразберихи происходит очень-очень много. Тамара Шорникова: Сразу два вопроса про фаркоп. Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Нужно ли его регистрировать в ГАИ? Ян Хайцеэр: Да. Фаркоп является действительно изменением конструкции транспортного средства. Вы должны обратиться в лабораторию, ну сначала написать заявление в ГАИ, потом обратиться, если его одобрят, в лабораторию, предоставить сертификаты на этот фаркоп. Никаких сложностей не будет, кроме вот тех самых хождений, о которых я сказал. Потом вернуться, соответственно, предварительную экспертизу получить, потом окончательную, потом снова вернуться в ГАИ и получить заветную бумажку. К сожалению, целая индустрия тюнинга в стране погибает, и сотни тысяч рабочих мест люди лишаются именно потому, что чиновники решили, что вот так безопасно. Иван Князев: Еще все-таки хотелось по фаркопу уточнить – а мы с какого времени начали ему столько внимания-то уделять? По-моему, раньше фаркопы были на авто, никаких к ним претензий... Ян Хайцеэр: С 2015 года. Вообще, изначально с 2011-го, когда технический регламент появился, потом в 2015-м, который стал главенствующим, потому что он принят в 2015 году и он технический регламент Таможенного союза, и с тех пор на фаркопы в том числе стало обращаться пристальное внимание... Иван Князев: Потому что раньше же никаких проблем с этим не было, есть фаркоп, нет фаркопа, ну ладно. Ян Хайцеэр: Да, действительно, раньше не было, но теперь... Раньше много чего не было, раньше и с багажниками проблем не было, и со многими другими аксессуарами, и с подножками, и с брызговиками. Но сегодня со многими вещами возникла проблема. Ну, насчет фаркопов на самом деле отчасти это верно, отчасти, потому что есть какая-то небольшая часть недобросовестных производителей, где... Ну вы представьте себе, что фаркоп, например, ломается, отрывается и ваш прицеп улетает навстречу кому-то, – это опасно? Опасно. Потом, соответственно, мы должны проверить этот фаркоп на его безопасность, потому что без бумажки фаркоп небезопасен, но после того, как вы получите бумажку, фаркоп становится тут же безопасен и все в порядке. Иван Князев: Удивительным образом. Ян Хайцеэр: На самом деле это коснулось более широкого спектра изменений в автомобиле. Ну, например, сигнализация. Мы же никогда не задумывались, что сигнализация – это изменение конструкции транспортного средства, или приемничек, который вы решили вставить взамен оригинальному или если у вас в принципе его не было, – да, это тоже нарушение вот этого процесса. Тамара Шорникова: Но приемчик-то точно не вылетит никому в лобовое стекло. Ян Хайцеэр: Ну да, но вы вмешиваетесь в электрику автомобиля, а значит, автомобиль может подумать как-то плохо. Тамара Шорникова: А-а-а, в этом смысле. Ян Хайцеэр: Все дошло до абсурда просто. Иван Князев: Я тогда не понимаю, как еще на улицах наших городов появляются вот эти вот замечательные тонированные... Тамара Шорникова: Заниженные, да, максимально? Иван Князев: Да, максимально заниженные российские машины LADA с полностью затемненными стеклами со всех сторон. Тамара Шорникова: Ночной клуб на колесах. Иван Князев: Да, и там играет какая-то дикая музыка, стоят сабвуферы вот эти вот... Это невозможно. Как они вообще... ? Как их не останавливают? Ян Хайцеэр: Вы знаете, нам же говорят про то, что боремся-то мы как раз с ними, а как раз... Иван Князев: А их на дорогах меньше не становится. Ян Хайцеэр: Ну, все-таки становится меньше, но именно эти люди в первую очередь игнорируют все возможные правила, им в общем и целом начихать, и очень часто это максимально дешевые автомобили, которые занизили... Они действительно представляют опасность для окружающих по многим параметрам, один из основных параметров – это изменение выхлопной системы. Вы обращали внимание, да, какой-нибудь прямоток поставят, а это техническим регламентом в принципе недопустимо, потому что это нарушение экологии в первую очередь. Дальше занижение подвески до такого уровня, и мы обращали внимание, наверное, что некоторые из них, если возникают какие-то горбинки на асфальте, представляете, по горам ездить, сколько там искр, а если они на асфальте, эти искры, возникают, то в принципе все что угодно может загореться. Ну и плюс понятно, что управляемость этого автомобиля сомнительна, потому что там каким-то кустарным способом... В общем, хотели победить кустарщину, а победили на самом деле все цивильные услуги, все сертифицированные запчасти, весь сертифицированный и цивильный тюнинг. Иван Князев: Тут еще люди спрашивают, как быть с уже установленным ГБО. Ян Хайцеэр: С установленным ГБО все просто. Вы берете на него сертификат, идете в ГАИ, потом возвращаетесь в лабораторию и все, ГБО оформляете. Если у вас сертифицированный – подчеркиваю, сертифицированный – ГБО, потому что очень много контрафактного оборудования в стране... И вообще, надо понимать, что в стране запчастей всяких разных контрафактных примерно на 50 миллиардов, поэтому опасаться есть чего. Другое дело, что иногда сертифицированные запчасти не лучше контрафактных, но это, к сожалению, другая история. Так вот ГБО можно оформить таким образом, как я сказал. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Давайте еще одного эксперта подключим. Дмитрий Попов, автоэксперт. Дмитрий Попов: Да, я слушаю. Иван Князев: Здравствуйте, здравствуйте, Дмитрий. Давайте еще вместе, тогда уже все вместе послушаем телефонный звонок, нам телезрители звонят, нужно их выслушать. Кто у нас на связи сейчас? Тамара Шорникова: Анатолий, Астраханская область. Зритель: Алло? Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Зритель: Алло, добрый день, здравствуйте. Да вот у меня ситуация такая. Автомобиль 2016 года, в 2018 году купил ее у одной женщины, автомобиль купил китайский Lifan Solano II, и у меня через год буквально, номера не менял, потому что не битая и не мятая машина, и через год у меня вылазит база данных, она, как говорится, в аресте. Теперь я звоню в Лиман, Астраханская область, я сам Красноярский район, Лиманский район, звоню, посылаю ПТСку, как говорится, по WhatsApp, и они снимают ее с ареста. Через год буквально опять вылазит она в аресте у меня. У меня она на мне, машина, полностью, в аресте. Меня судебные приставы пять раз тормозят, я говорю, через ГИБДД ДПСники тормозят, я им... Короче, через них они тормозят. Я говорю: «Я никому ничего не должен, я честно плачу налоги, никому не должен», – ладно, теперь они меня отпускают. Еду теперь в Лиман туда, там судебные приставы – да они не хотят работать, жалобы на них. Они снимают все поверх ксерокопии суда, они сняли. Поехал в ГИБДД Красный Яр к начальнику ГАИ, я полный хозяин. Он как посмотрел и говорит: «Что они хотят от вас?» Я звоню туда... Иван Князев: Чем все закончилось-то, Анатолий? Зритель: Алло? Иван Князев: Чем все закончилось? Зритель: Чем закончилось? Ну, они снимают с ареста, опять мне присылают по WhatsApp, что с ареста снято, но это не факт, что через год она опять вылезет. Но автомобиль на мне. Вот что мне делать? Алло? Иван Князев: Понятно, спасибо вам. Ян, прокомментируете здесь что-нибудь? Ян Хайцеэр: Опять, как всегда, надо посмотреть все документы. Таких историй очень много, к сожалению, и надо разбираться детально. Скорее всего, базу данных не зачистили, дело передали судебным приставам, а это самая такая страшная организация в стране, до которой ни дозвониться, ни достучаться, и проблема не решается. Я думаю, что просто не были сведения отрицательного характера удалены из базы данных. Иван Князев: Понятно. Теперь вопрос Дмитрию Попову. Дмитрий Попов: Да. Иван Князев: Дмитрий Попов у нас на прямой связи со студией, автоэксперт. Дмитрий, 3 месяца у нас уже прошло, с тех пор как экзамены проходят на получение водительского удостоверения по новым правилам. Многие эксперты говорят, что в принципе ничего не изменилось, а кое-кто говорит, что, наоборот, таких безответственных, неквалифицированных водителей стало больше. Как вы это оцениваете? Дмитрий Попов: Давайте будем исходить из того, что я один из тех экспертов при правительстве, который писал изначально на этот регламент отрицательное заключение. Странным образом ГИБДД протащило регламент в той редакции, которую рабочая группа при правительстве не утверждала, не знаю, как это получилось. Ну и я все время говорил о том, что толком ничего не меняется, нигде в регламенте не сказано, что отменяются площадки (напомню, что в приложении к регламенту указывается, что на закрытые площадки, автодромы). Ровно так, как я говорил, так и получилось, то есть все равно фигурное вождение ученики катают на разного рода закрытых площадках, потому что в одних случаях нет уклонов, в других случаях города не размаркированы под параллельную парковку так, как это сделано в Москве, нет просто маркировки под параллельную парковку, и тогда все фигуры остались на автодроме. Но в связи с тем, что руководство ГИБДД необоснованно, я считаю, топит за слитный характер экзамена, то вот мне кажется, что коррупционная составляющая сильно возросла в этом всем процессе главным образом потому, что подсчет баллов теперь усложнился. Теперь баллы суммируются и можно допустить всего пять, получить всего пять штрафных баллов за все, и за езду в городе, и на автодроме. Вот ровно по этой причине экзамен стал сложнее, а не по программе технической, то есть не по фигурам и не по тому, что делается в городе, все остальное осталось на старом уровне. Коррупция подпрыгнула, баллов стало меньше, технология приема экзамена осталась прежней, все улыбаются, и ГИБДД уже не вспоминает про новый регламент. Иван Князев: Да, спасибо вам за ваш комментарий. Дмитрий Попов, автоэксперт, был у нас на связи. Ян, если можно, совсем коротко – помогли эти новые правила получения? Буквально 10 секунд. Ян Хайцеэр: Нет, ничего не произошло, все осталось по-прежнему. Коррупция как была, так, к сожалению, и есть. Ученики лучше не становятся. И правильно эксперт сказал, что если в Москве это все реализуется, то во многих городах это реализовать невозможно. Иван Князев: Спасибо вам большое, спасибо! Ян Хайцеэр был у нас в гостях, вице-президент Национального автомобильного союза. Обсуждали последние автоновости в нашей стране. Тамара Шорникова: Да. Совсем скоро будем говорить о том, что мы будем есть: производство продуктов сокращается.