ТЕМА ДНЯ: День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/tema-dnya-den-rabotnikov-bytovogo-obsluzhivaniya-naseleniya-i-zhilishchno-kommunalnogo-hozyaystva-49715.html Материал подготовлен при содействии Общественного совета при Министерстве строительства России.
Оксана Галькевич: Друзья, мы возвращаемся, мы работаем в прямом эфире, программа «ОТРажение», мы снова с вами. Напоминаем, что у вас в распоряжении телефон прямого эфира, вы можете нам всегда позвонить, указан он у вас на экранах, вы можете нам написать на SMS-портал, тоже короткий номер совершенно бесплатный, выходите на связь.
Сейчас вот о чем пойдет речь. Вы знаете, мы будем говорить до конца этого часа о том, что вот совершенно точно касается абсолютно каждого жителя нашей страны, здесь даже вот исключений нет никаких. Потому что у каждого из нас с вами есть дом, у нас есть в домах тепло, вода, и вот чтобы у каждого из нас все это было и нормально работало в ежедневном режиме, своей работой занимаются сотрудники ЖКХ. Причем вот именно в режиме таком, 24 часа в сутки, без каких-то перерывов и выходных.
Александр Денисов: В отрасли работает 2 с лишним миллиона человек, послезавтра все они будут отмечать свой профессиональный праздник. Ну как отмечать? – наверняка на работе: вроде весна, а снег вот валит. Да и вообще в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда что-то либо валит, либо валится, потому что размеры этого хозяйства впечатляющие.
Оксана Галькевич: В России больше 40 тысяч организаций ЖКХ, которые занимаются обслуживанием более чем, вот просто послушайте внимательно, миллиона многоквартирных домов. Наша страна вообще чуть ли не мировой лидер, наверное, по многоквартирным домам, ну в Европе-то уж точно совершенно.
Александр Денисов: По собственникам, да.
Оксана Галькевич: По собственникам, да, да и по многоквартирным домам. Управляющих компаний, то есть компаний, которые в первую очередь нашими с вами жалобами, проблемами, недовольством занимаются, их больше 17 тысяч.
Александр Денисов: При этом в сфере ведения работников жилищно-коммунального хозяйства сети водоснабжения, их протяженность в 1,5 раза превышает расстояние до Луны, ну это чтобы, вдруг кто-то недооценивает фронт работы и ответственности, чтобы понимали. Сети водоотведения можно 5 раз намотать по экватору, вот такое тоже сравнение яркое.
Оксана Галькевич: Ну, мы пытаемся как-то вот, чтобы вы представили себе действительно масштабы этой сферы и работы, которой занимаются люди. Тепло, тоже об этом надо сказать, масштабы тоже внушительные – 173 тысячи километров сетей, и это в 2 раза больше всех железных дорог в нашей стране. Тут можно себе представить страну, наши железные дороги и просто умножить вот это вот на два.
Друзья, мы сегодня обсуждаем вопросы ЖКХ, работу этой сфера. У нас всегда здесь много вопросов, это нормально, потому что отрасль работает, не ошибается, как говорится, тот, кто ничего не делает. Поэтому мы ждем ваших звонков, ждем ваших сообщений. Напоминаем, что у нас в это воскресенье день...
Александр Денисов: ...работника ЖКХ.
Оксана Галькевич: ...работника ЖКХ, да, это профессиональный праздник, поэтому есть возможность и поздравить, и сказать хорошие какие-то слова. Но если хотите какую-то проблему свою обсудить, тоже выходите на связь, телефоны у вас на экранах, они совершенно бесплатные.
Александр Денисов: В общем, не видим повода не отметить это мероприятие вместе с нашими гостями. В студии у нас Ирина Александровна Булгакова, руководитель Экспертного совета при Комитете жилищной политики и ЖКХ Госдумы, – Ирина Александровна, добрый вечер.
Ирина Булгакова: Добрый вечер.
Александр Денисов: Добрый день, да, уж простите, мы уж к вечеру готовимся.
Ирина Булгакова: День.
Оксана Галькевич: Ну, на Дальнем Востоке у нас день, мы же на всю страну вещаем.
Александр Денисов: Да.
Оксана Галькевич: И Александр Козлов, депутат Московской городской Думы, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, – Александр Михайлович, здравствуйте.
Александр Козлов: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Уважаемые гости, вы знаете, на самом деле ну вот когда все в таких цифрах каких-то представляешь, это что-то невероятное, это прямо какая-то, я не знаю, отдельная сфера, огромный сектор экономики, и сети, и водоснабжение, и водоотведение, все какие-то километры... Как это все вообще связывается...
Александр Денисов: Километры, Оксана, – экваторы, пять экваторов же!
Оксана Галькевич: Экваторы, да.
Александр Денисов: Так и хочется вокруг экватора всю намотать сеть нашу.
Оксана Галькевич: На самом деле сложная задача организовать работу такого большого хозяйства, чтобы работало оно слаженно. Как это удается? Это было налажено еще в советское время, да, и вот как-то так оно и идет, или? Кто начнет? Ирина Александровна, вы начнете?
Ирина Булгакова: Ну, давайте я, наверное, начну.
Оксана Галькевич: Давайте.
Ирина Булгакова: Коллеги, во-первых, всех поздравляю с праздником, потому что праздник того стоит: людей работает много, и люди пытаются создать все самое уютное, что возможно нам для нашей жизни. Когда это было создано? Создано было еще и до советского времени в основном, вся организация, которая обеспечивает быт человека, ей уже очень много лет, по крайней мере празднику 400, то есть он еще указом царским был сделан.
Александр Козлов: Алексей Михайлович.
Ирина Булгакова: Да, Алексея Михайловича. Значит, в советское время было это, конечно, все создано, и тогда именно создалось жилищно-коммунальное хозяйство, которое представляет собой дома, все, что их обслуживает, и все ресурсы, которые необходимы для того, чтобы эти дома были обслужены, и все, что вокруг этой территории. Сейчас это больше комплекс, чем хозяйство, потому что такого уже хозяйственного муниципалитета нет, но все равно главный, кто за это отвечает, конечно, кроме самого жителя, собственника дома, – это муниципалитет, который обеспечивает по нашему законодательству нам все эти замечательные жилищно-коммунальные услуги.
Оксана Галькевич: Александр Михайлович?
Александр Козлов: Да, мы действительно ведем отсчет от указа царя Алексея Михайловича, в этом году это 372 года уже. Вот недавно, буквально 2 года назад, такая была юбилейная дата. И конечно же, это около 3 миллионов человек, которые заняты и в сфере обслуживания многоквартирных домов, и в качественной поставке коммунальных ресурсов, потому что мы привыкли 24/7 получать качественные коммунальные ресурсы. Но это те же люди, которые заняты и в сфере благоустройства, потому что современная городская среда, современные дворовые площадки, территория – это тоже сотрудники, наши сотрудники жилищно-коммунальной отрасли. И конечно же, в эти предпраздничные дни хочется говорить слова благодарности этим людям, которые и сейчас, в условиях холодной зимы, когда очень много снега, низкие температуры, тоже справляются с такой высокой нагрузкой.
Оксана Галькевич: А насколько гибко вот эта система ЖКХ, жилищно-коммунального хозяйства, в нашей стране реагирует на вызовы? Вы знаете, это не только там какие-то климатические, не только то, как зима меняется, но еще и какие-то другие ситуации, о пандемии мы сегодня поговорим. Насколько гибко сфера на это реагирует?
Ирина Булгакова: Пандемия показала, что неплохо реагирует, потому что в момент пандемии у нас действительно люди сели дома, увеличилось количество воды, подаваемой в дома...
Александр Козлов: Нагрузка, нагрузка сумасшедшая.
Ирина Булгакова: ...увеличилось количество электроэнергии, пришлось больше работать, и, в общем-то, система справилась. Тревожно немножко было, но справилась хорошо. Может быть, менее гибко реагируем на какие-то другие моменты, связанные с высокими технологиями, потому что они у нас дольше уживаются, потому что все-таки ЖКХ – это сфера, когда люди привыкают к чему-то, и для того чтобы их приучить, это же люди, надо немножко больше усилий. Но тем не менее цифровизация у нас уже хорошо уживается в ЖКХ, вот одна из первых отраслей, где люди быстро отреагировали на то, что удобный сервис – это хорошо.
Оксана Галькевич: Ирина Александровна, я бы сказала, что наоборот, люди не привыкают, у людей требования-то растут постоянно, Александр Михайлович, да?
Александр Козлов: Это точно.
Оксана Галькевич: Запросы.
Александр Козлов: Потребители жилищно-коммунальных услуг видят, что меняются во всех отраслях и становятся клиентоориентированными организации, и то же самое требуют и от системы жилищно-коммунального хозяйства. И мы в какой-то момент, вот у нас такой лозунг родился «ЖКХ меняется». Если, конечно, сравнивать все, что было 15 лет назад, когда Жилищный кодекс принимался, и сейчас, – это тоже уже две большие разницы. Жители и мы вместе со всеми привыкаем к хорошему уже уровню обслуживания и требуем еще лучше, чтобы появлялись действительно и онлайн-сервисы, удобные приложения, чтобы можно было оплачивать, голосовать на общих собраниях, и это все уже становится неотъемлемой частью нашей жизни.
Александр Денисов: Сергей Вадимович Степашин хочет поздравить всех работников ЖКХ с праздником. Все мы помним, раньше премьером был, сейчас проблемами ЖКХ занимается. Сергей Вадимович председатель Наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Реформирование продолжается еще, посмотрим.
Сергей Степашин: И лифт, и коммунальная инфраструктура, и водопровод, и тепло, и электроэнергия, и двор, и подъезд – это все сферы жилищно-коммунального хозяйства, поэтому она касается всех граждан, всех сфер нашей жизни. Россия рекордсмен Европы и мира по количеству многоквартирных домов, у нас почти 80% граждан живут в многоквартирных домах, и, конечно, обслуживание их, создание хороших условий – это, наверное, одна из самых болезненных и главных тем.
Ну и, конечно, вопрос энергоэффективности. В Якутии, в том числе в замечательном городе без аварийного жилья, первом в нашей стране, в городе Жатай, что под Якутском, очень приятно было услышать у граждан: во-первых, тепло, во-вторых, светло, а платят в 2 раза меньше, чем было раньше в хибарах, прошу прощения. Мы зашли, если можно так назвать, в подвальное помещение и увидели совершенно современную технику по обслуживанию наших граждан. Это и есть «цифра», не мода, не спекуляция на моде, а конкретные результаты, вот что значит «умная» сфера ЖКХ и энергоэффективность.
Дорогие друзья, я от всей души хочу поздравить в этот знаменательный день вас с праздником. Я вспоминаю фильм «Афоня» тот самый советский, где высмеивалась сфера жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня картина меняется, конечно, и в первую очередь это ваша работа, ваша заслуга.
Александр Денисов: Уважаемые эксперты, я вот хотел привести одну цитату любопытную, не ожидал я в таком месте встретить, я думаю, вам тоже интересно. Ни в коей мере не хочу бросить тень на наших работников в сфере ЖКХ, люди стараются как могут, но тем не менее к системе вообще, к реформированию, вот Сергей Вадимович говорил, что реформа продолжается, есть такие больные места у нас. Джозеф Стиглиц, нобелевский лауреат по экономике, помощник Клинтона, в правительство входил, написал книгу «Ревущие девяностые», там проанализировал страны, как они вели себя в тот период, и в том числе он написал про Россию. Он говорит: «Мы помогли ей дурным советом». То есть мы помогли государству сбросить с себя...
Александр Козлов: Приватизация.
Александр Денисов: ...груз обязанностей, да, в том числе вывести из-под опеки, из-под длани государства систему здравоохранения во внебюджетные фонды, пенсионное обеспечение тоже во внебюджетные фонды, и в том числе, что меня больше всего поразило, систему ЖКХ. У меня к вам вопрос к обоим: не погорячились ли мы? Верный ли это был путь, вот сейчас, оглядываясь назад, вывести это в частный сектор и сказать «ну, там, наверное, это и решится»?
Ирина Булгакова: Ну, наверное, в свое время нужно было это делать более плавно, более аккуратно, чтобы более осознанно те жители, которые приватизировали свои квартиры, понимали, что это, в общем-то, огромная ответственность, затраты. Потому что в тот момент казалось, что приватизируем, а дальше будет все как есть, а оказывается не так, приходится платить за тот же капитальный ремонт, за те же коммунальные услуги, которые достаточно много стоят, и, в общем-то, платеж у собственника и ответственность с него всегда выше, чем если бы это было несколько по-другому организовано.
Александр Денисов: То есть вариантов не было, кинуться в омут с головой и там дальше уже как выплывем, так выплывем?
Ирина Булгакова: Ну, выплывать стали аккуратно, да. Решения, которые были приняты тогда, ну вот они были приняты. Ну вот 15 лет назад принят Жилищный кодекс, который уже позволяет нам, в общем-то, некоторую систему нивелировать.
Александр Денисов: Александр Михайлович, вот вам слово.
Оксана Галькевич: Но ведь приватизация потом еще продлевалась и продлевалась, и решение, которое было принято в одно время, было, соответственно, признано рабочим.
Александр Денисов: Александр Михайлович, даже не про приватизацию, а про саму систему, вот как она была выстроена.
Александр Козлов: Да, то, что все, да, практически ушло в частные руки.
Александр Денисов: Да-да.
Александр Козлов: Ну вот сейчас мы даже видим на примере управляющих организаций, у нас есть и продолжают и ГБУ, и ГУПы, и МУПы, которые обслуживают в том числе и систему жилищно-коммунального хозяйства, и управление многоквартирными домами, да, частный рынок – это где-то 2/3, может быть, по всей стране. Но собственники сами выбирают, какой управляющей организации довериться. Да, продолжают встречаться перекосы, когда идет давление той или иной монополии, что только эта управляющая организация. Но мы видим активных собственников, которые создают товарищество собственников жилья...
Александр Денисов: Но это было ошибкой или нет? Или у нас выбора нет, вот как считает Ирина Александровна?
Александр Козлов: Все-таки на тот момент, это мое, может быть, экспертное мнение, это был единственный правильный вариант вообще сохранить в условиях такой огромной страны весь комплекс хозяйства, потому что не хватало и финансовых средств, и появлялись уже такие частные игроки, которые в том числе что-то и вкладывали, чтобы поддерживать в таком минимально безаварийном состоянии эту систему.
Оксана Галькевич: Уважаемые гости, вот, Ирина Александровна, вы сказали о том, что пандемия, прошлый год был достаточно сложный, но тем не менее система устояла на ногах. Для всех это был по большому счету такой стресс-тест, жизнь вдруг повернулась какой-то совершенно невиданной доселе стороной, нужно было как-то выходить из ситуации, продолжать работать, продолжать выполнять свои какие-то обязанности. Давайте поговорим сейчас об этом, подключим к нашей беседе вице-президента «Национального жилищного конгресса» Александра Гурылева, о том, как система, как сфера справлялась с вот этими новыми вызовами. Здравствуйте, Александр.
Александр Гурылев: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте. Вот расскажите о том, как вы, собственно, прошлый год прошли. Какие вы делали неожиданные для себя новые открытия, находили новые решения? Именно потому, что у вас есть повседневные обязанности и их нужно, собственно, выполнять.
Александр Гурылев: Вообще бизнес обслуживания жилого дома – это довольно цикличный и зависящий от природных условий процесс. У него есть плановость, которую можно определять на годы вперед, но никто не предполагал, что может такое случиться в части здоровья и ограничения деятельности самого человека. Огромное количество людей, которое утром уходило на работу, и нагрузка на сети была определенного размера, сейчас остались дома, и эта нагрузка на сети увеличилась в общей сложности на порядка 30–40%, соответственно, усложнилась работа управляющих организаций, которые должны оказать и организовать услугу по содержанию общего имущества: это дворник, слесарь, лифтовое хозяйство и прочее, и прочее. И плюс к этому еще прибавилась проблема того, что этих людей, которые обслуживают дома, их тоже много, они тоже болеют тем же коронавирусом...
Оксана Галькевич: Конечно, вот об этом как раз хотела спросить, да.
Александр Гурылев: ...и нагрузка увеличилась еще больше, пришлось реагировать по факту. Когда в каких-то регионах закрывалась деятельность предприятий, приходилось перегруппироваться, управляющим компаниям совместно приходилось кооперироваться по уборке территорий, и снежная зима никак не помогла в этом вопросе. В этих сложных условиях приходилось ориентироваться по месту, это главный факт этого прошедшего года, то, что ЖКХ в состоянии реагировать на экстремальные ситуации, которые никто не мог предположить. Это ситуации как технические, так и финансовые, потому что большинство плательщиков, которые платят регулярно, – это все-таки люди пожилого возраста, и так как они не могли просто выйти даже иногда оплатить, серьезные финансовые проблемы отрасль испытала в весенний и летний периоды прошлого года. Но мы справились.
Оксана Галькевич: Александр, еще вот, если можно коротко, скажите, а вот вопрос санитарной обработки как вы решали? Потому что в определенный момент появилось такое требование к обычной уборке добавить еще и санобработку. Как быстро вы нашли решение? Как быстро, что называется, стали действовать?
Александр Гурылев: Ну, на самом деле начали-то действовать уже по требованию самих жителей, которые из информационного пространства получали информацию о том, что что-то происходит не очень хорошее, и поэтому... В санобработке это просто с использованием специальных химикатов довольно обычных дополнительно мыли подъезды, и ручки входных групп, и входные территории во дворах. То есть это элементарные вещи, которые делались просто каждый день в отличие от того, как это по правилам должно делаться, условно раз в неделю.
Оксана Галькевич: Да. Спасибо.
Александр Денисов: В общем, Александр, дошли до ручки в буквальном смысле.
Александр Гурылев: Абсолютно верно, дошли до ручки.
Оксана Галькевич: Спасибо. Александр Гурылев, вице-президент «Национального жилищного конгресса», был у нас сейчас на связи.
Уважаемые гости, давайте посмотрим небольшой сюжет как раз о том, как действовала управляющая компания в этот кризисный момент, когда происходит что-то неожиданное, вы еще никогда с этим не сталкивались, не знаете, что делать, какие меры принимать. Давайте посмотрим сюжет и вернемся в студию к обсуждению.
Денис Крылов: В управлении компании на сегодняшний день находится более 1,5 миллионов квадратных метров жилья, более 7 тысяч машино-мест, более 20 тысяч лицевых счетов. Мы каждый день взаимодействуем с нашими жителями, мы видим процесс изнутри, мы контролируем этот процесс. У нас работает диспетчерская служба, работает она 24/7, в месяц диспетчерская служба принимает более 10 тысяч заявок от жителей. Также у нас разработано собственное мобильное приложение для удобства наших жителей, в котором жители могут не только подать показания счетчиков, заплатить за коммунальные услуги, а также заказать дополнительные услуги. Мы слышим наших жителей через все доступные каналы, мы присутствуем во многих социальных сетях, где жители могут напрямую обратиться в управляющую компанию, оставить свои комментарии, прислать фото- и видеоматериалы с объектов. Это позволяет нам более оперативно реагировать на пожелания жителей.
Александр Денисов: Ну и сейчас, в поздравлениях у нас нет недостатка сегодня, тема такая, праздник серьезный, поздравит работников сферы ЖКХ Максим Егоров, замминистра строительства и ЖКХ России.
Максим Егоров: Жилищно-коммунальное хозяйство – это одна из крупнейших отраслей российской экономики. Ее оборот составляет более 5 триллионов рублей, в ней заняты более 2 миллионов человек, а в числе потребителей – вся страна. Каждый день мы с вами 24 часа в сутки, 7 дней в неделю пользуемся услугами ЖКХ, и действительно, в этой сфере все работают, чтобы это было возможно. Подготовка в прошлом году к осенне-зимнему периоду 2020–2021 была намного слаженнее и лучше, чем в прошлые годы, поэтому это свидетельствует о нашей слаженной работе. И мы действительно с вами отдельная большая команда, команда ЖКХ. Поздравляю всех с праздником!
Оксана Галькевич: Главный жилищный инспектор Российской Федерации, как нам сейчас подсказал наш эксперт в студии Александр Козлов. Александр Михайлович, спасибо.
Много сообщений у нас на SMS-портале. Пишут люди разное на самом деле. Кто-то говорит, что считает, что тяжело платить, конечно, за ЖКХ, достаточно большие платежи, но стараются делать это как минимум вовремя, не задерживают. Пишут, что есть проблемы с прозрачностью, не всегда встречают, так скажем, не всегда на разговор идет управляющая компания, так скажем, с этим, наверное, нужно что-то делать. Или вы считаете, что рычагов у наших людей действительно, для того чтобы как-то получить нужную информацию? Об этом правда очень много вопросов, Александр Михайлович.
Александр Козлов: Вы знаете, высокая конкуренция тоже двигатель, наверное, вот таких отношений, когда заказчики, потребители, жители становятся таким централизованным ядром и заказывают услугу исполнителю, потому что управляющая организация – это исполнитель, которые договариваются между собой на общем собрании, заключают договор, определяются по цене и начинают действовать. Здесь вопрос, конечно же, доверия, когда управляющая организация предоставляет отчеты всеми возможными способами, через сайт, на портале ГИС ЖКХ, разрабатывает свои информационные системы, на досках объявления. А собственники, может быть, не каждый, а через сайт многоквартирного дома, это идеальная такая история, проверяют, контролируют и в тех же самых мессенджерах со своими соседями рассказывают, а что происходит в доме.
Оксана Галькевич: Сейчас такой распространенный новый способ коммуникации.
Александр Козлов: Да.
Александр Денисов: Ирина Александровна, у вас хотел спросить. Вы затронули тему капремонта, наверняка всех тоже интересует. Тут можно аналогии с пенсионной системой провести, тоже такой принцип, скидываем в общий котел, ну региональный, можно, конечно, на отдельный счет дома завести. Как в итоге выстроилась эта система? Как работает? Оправдала ли она себя?
Ирина Булгакова: Ну, во-первых, система себя оправдала, потому что капитальные ремонты делаются, делаются в большом объеме по всей стране. Наверное, уже на второй год существования системы мы это почувствовали. И я хочу сказать, что вот я по отчетам даже почувствовала с той точки зрения, что у нас снизилось потребление воды и энергии на каждый дом в стране, которые мы потребляем, не на каждый дом, а суммарно. То есть энергоэффективность домов повысилась после проведения капремонтов, хотя целью этой системы ставилось именно поддержание домов, а не повышение энергоэффективности. Есть, конечно, недостатки, система живая, она до сих пор дорабатывается, потому что сегодня это взаимное финансирование...
Александр Денисов: Недостатки – вы имеете в виду, что жителям приходится доказывать, вот там писать бумагу, нужно вот это, и потом выясняется, что денег не так уж и много находится?
Ирина Булгакова: Иногда не хватает... Ну, денег, во-первых, на все дома, конечно, не находится, у нас на 30 лет программа рассчитана. Но иногда выясняется, что тот дом, которому сегодня требуется капитальный ремонт, он...
Александр Козлов: ...стоит слишком долго.
Ирина Булгакова: ...через 20 лет ему должны сделать.
Александр Денисов: А вы говорите, система оправдала себя.
Оксана Галькевич: Но система только начала...
Ирина Булгакова: Оправдала, она работает 5 лет, потому что оправдала себя с точки зрения массовости. Такие случаи есть, но это не 100% домов, которые требуют ремонта, не ремонтируются, а выявляются, до сих пор выявляются проблемы, и они, наверное, и будут выявляться всегда...
Александр Козлов: Постоянно совершенствуется.
Ирина Булгакова: ...в том, что конкретный дом... И система совершенствуется, то есть сейчас, например, технические обследования дополнительно вводятся, вводятся дополнительные работы, значит, надо работать со спецсчетами, это, конечно, более такой современный момент, для этого им нужно помогать.
Александр Денисов: На каждый дом, вы имеете в виду?
Ирина Булгакова: На каждый дом. Система кредитования начинает работать, начинает работать система господдержки, пока только на лифты, но мы надеемся, что она и дальше будет работать.
Александр Денисов: А вот про спецсчета люди вообще, говоря по-простому, врубаются, что это так можно сделать, организовать?
Ирина Булгакова: Да, количество спецсчетов в стране растет. Иногда это, в общем-то, вызывает даже сложности у тех же регоператоров, потому что они же на эти деньги рассчитывали, они так...
Александр Денисов: А тут, оказывается, они себе их хотят оставить.
Ирина Булгакова: ...из котла уходят.
Александр Денисов: Наглецы, да.
Александр Козлов: Ну, вы знаете, на самом деле мы видим регионы, где количество спецсчетов очень высокое, то есть там...
Ирина Булгакова: Больше половины бывает.
Александр Козлов: ...по 60% та же самая Удмуртия, в Москве около 15%. Но тоже стимулируется осознанный такой выбор, когда собственники накапливают самостоятельно на спецсчете своего многоквартирного дома и заказывают работы у той компании, которая тоже прошла предотбор, что она надежная, и контролируют это, самое главное. То есть работа идет, есть даже у нас всероссийская ассоциация, которая объединяет региональных операторов, и они обучают, лучшими практиками делятся, это тоже такая хорошая история, что появляются такие профессиональные игроки на рынке.
Оксана Галькевич: Повышение квалификации такое.
У нас есть звонки, уважаемые гости, давайте выслушаем Наталью из Тюмени. Наталья, здравствуйте.
Зритель: Добрый день, студия.
Оксана Галькевич: Добрый.
Зритель: Добрый день, страна.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Хочу поблагодарить нашу управляющую компанию «Русь», с которой мы работаем уже с самой застройки, мы приехали к ним в новый дом, они нас обслуживают. Все всегда чисто, аккуратно, газоны пострижены, высажены вовремя цветы, мусор вовремя вывозится. Снег вот сейчас прямо машинами вывозят на поля. В общем, всем бы такую управляющую компанию! И платежки у нас не настолько большие, вот у меня 45 квадратных метров квартира, где-то зимой в самые лютые морозы у меня выходит 3,5 тысячи с отоплением, с электроэнергией...
Александр Козлов: Очень хорошо.
Ирина Булгакова: Да.
Зритель: Так что я считаю, что нам повезло с управляющей компанией. И вообще в Тюмени у нас более-менее эта служба налажена, так что вот благодарим их всех за все, за их труд, за их терпение, вот. Я старшая по дому, мы всегда с ними находим контакт, на наши просьбы откликаются моментально, так что еще раз большое им спасибо и с праздником.
Оксана Галькевич: И с наступающим праздником, да.
Александр Денисов: Спасибо на добром слове, Наталья.
Оксана Галькевич: Спасибо, да. У нас вот Хабаровский край тоже пишет: «У нас классная управляющая компания, спасибо ей», – Комсомольск-на-Амуре это написал.
Уважаемые друзья, понятно, что, знаете, есть региональная специфика, вот Тюмень говорит, у них все замечательно, Хабаровск пишет, что у них тоже прекрасные компании. Где-то хвалят, где-то ругают, есть региональная специфика, с чем сталкивается Дагестан, может быть, эти проблемы непонятны в Коми и так далее. Давайте сейчас поговорим как раз с регионами. У нас на связи сейчас Вячеслав Емельянов, министр ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия). Вячеслав Павлович, здравствуйте.
Вячеслав Емельянов: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Ну, во-первых, с наступающим вас праздником профессиональным.
Вячеслав Емельянов: Спасибо большое. Вас также с наступающим профессиональным праздником, Днем работников бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.
Оксана Галькевич: Вячеслав Павлович, давайте тут как бы не итоги подведем, потому что у вас зима еще дольше, чем в европейской части страны, она продолжается. Расскажите вот вообще, как вы на самом деле прошлый год провели, как первые 2,5, 3 месяца этого года? С какими проблемами столкнулись? Как их решали?
Вячеслав Емельянов: Да, действительно, у нас отопительный сезон продолжается. Мы в прошлом году как никогда, можно сказать, очень хорошо отработали в части готовности муниципальных образований и городских округов к прохождению отопительного сезона: все 45 муниципальных образований и городских округов получили паспорта готовности. Можно сказать, что в принципе тот коэффициент надежности, который был создан нашими ресурсоснабжающими организациями в период подготовки и прохождения отопительного сезона, дает определенные результаты. Количество технологических нарушений, аварий уменьшается из года в год, и качество предоставляемых услуг у нас ежегодно улучшается.
Оксана Галькевич: У вас вообще очень серьезная должна быть подготовка вот к этому холодному сезону, потому что он долгий, он сложный, он непростой. Как вы эту работу ведете? Когда вы ее начинаете? Когда заканчивается сезон и когда начинается подготовка к следующему?
Вячеслав Емельянов: На самом деле процесс этот, можно сказать, бесконечный. Мы ежесекундно, ежеминутно, ежечасно проводим работы по подготовке к прохождению этого, и параллельно ведется работа, соответственно, по прохождению самого отопительного сезона. В этом году мы, значит, планируем выполнить инвестиционно-ремонтные программы и мероприятия по подготовке уже в полном объеме, более 750 тысяч тонн топливно-энергетических ресурсов завезти в районы Севера и Арктики. Есть населенные пункты, где топливо доставляется по 2,5 года, то есть не успевается в одну навигацию, в следующую навигацию, потом еще автозимником доставляется топливо в крайние населенные пункты.
Александр Козлов: Суровые условия.
Вячеслав Емельянов: Вот из-за сложной логистики у нас очень на жестком, так скажем, контроле завоз топливно-энергетических ресурсов, непосредственно само прохождение ОЗП в каждом населенном пункте нашей необъятной республики.
Александр Денисов: Вячеслав Павлович, спасибо вам большое. Министр ЖКХ и энергетики Республики Саха был у нас на связи.
И у нас поздравление от Александра Василевского, председателя Профсоюза работников жизнеобеспечения.
Александр Василевский: Это профессии... Во-первых, доброго здоровья. Это профессии хорошего настроения, это профессии в конечном итоге безопасности, в том числе и безопасности людей. Тарифы растут, это правда, но рост тарифов никак не сказывается на престижности профессии и на уровне оплаты труда. Вот если взять тариф, то, к сожалению, в тарифе заработная плата составляет от 8 до 40%, это очень мало. Очень важно, чтобы человек с гордостью говорил, что он работает в водоканале, что он работает в теплосети, что он работает в электросети, что он работает в жилищной сфере. Их надо оценить и по большому счету просто чаще говорить им спасибо, видеть в них людей, которые стараются для нас для всех.
Александр Денисов: Говорим спасибо вместе с нашим следующим собеседником, это Виктор Петров, замначальника управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Виктор Александрович, добрый вечер... (Добрый день, что же я все время вечер да вечер...)
Оксана Галькевич: Здравствуйте. Тоже с наступающим праздником вас, это ваш профессиональный праздник.
Виктор Петров: Здравствуйте, коллеги! Тоже всех сотрудников сферы поздравляю с наступающим праздником.
Оксана Галькевич: Виктор Александрович, скажите, как у вас, если, допустим, говорить о холодном сезоне, он прошел? Знаем, что непросто, были сложности, в частности в областном центре.
Виктор Петров: Были вопросы у нас, но активно все аварии у нас были устранены, как бы справляемся постепенно. Я бы хотел сказать то, что у нас активно ведется работа по капитальному ремонту, в части по энергоэффективному капитальному ремонту многоквартирных домов. Наш регион один из лидеров, который принял участие в программе энергоэффективности, возврату средства из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Мы уже подали 7 заявок в фонд по 41 многоквартирному дому, что позволило уже сэкономить достаточное количество средств собственников на оплату энергоресурсов. Часть домов даже уже получили 80%-е возвраты средств, потраченных на проведение работ. Самый экономически активный вид у нас – это установка автоматизированных тепловых пунктов, которые приносят наибольшую экономию.
Александр Денисов: Спасибо большое, спасибо, Виктор Александрович. Виктор Петров, замначальника управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, был у нас на связи.
Вот, кстати, интересный момент, Оксана, про аварии зашла речь, были проблемы, да, в Липецке, да и где их только не было. Ключевой момент, как его вообще решать? Зачастую вскрываются сети теплоснабжения, сети водоснабжения, да, берет компания обслуживающая, обязуется предоставлять воду; когда что-то там шарахнет и прочее, выясняется, что они не хотят ремонтировать, они говорят: «Понимаете, вы нам дали эти сети, вы их отремонтируйте, мы будем обслуживать». И в итоге, когда возникает вопрос, кому ремонтировать и за чей счет, начинается бодание в каждом городе, в каждом городе это постоянно.
Как эту проблему решать? Потому что действительно, ну они взяли, ну что они, хотят, что ли, деньги тут же свои закопать? Понятно, нет, они хотят заработать, а город хочет, чтобы люди спокойно жили. Как конфликт интересов разрешить?
Александр Козлов: Ну, все-таки у нас действительно, мы это признаем, достаточно высокий износ коммунальных сетей, эта статистика общедоступна. Но, конечно, есть компании, которые приходят, в том числе включая свой рубль, то есть это те самые инвесторы либо в рамках концессии или на иных условиях государственно-частного партнерства, приходят не просто так эксплуатировать сети, которые есть существующие, но и вкладывать, восстанавливать их. И тем самым здесь очень важно, чтобы и регионы, муниципалитеты, даже в какой-то степени жители контролировали, что вот эта инвестиционная составляющая реально остается в рамках этой модернизации, чтобы в последующем сети были в пределах нормативного состояния или даже уже с такой модернизацией.
Александр Денисов: Это, вы знаете, мы же как раз возвращаемся к началу разговора про Стиглица, который говорил, что это было ошибкой. Вот, казалось бы, пример, конфликт бизнеса и его интересов. Мы говорим, что да, они готовы инвестировать, – да не совсем они готовы, они хотят зарабатывать, как и любой бизнесмен, а вкладывать деньги в старые сети, они говорят: «Ну помилуйте, приведите их в порядок, а мы уж потом возьмем».
Александр Козлов: Бизнес так не говорит, конечно.
Ирина Булгакова: Нет, на самом деле договор...
Александр Денисов: Не говорит?
Ирина Булгакова: Бизнес так не говорит. У нас все-таки государственно-частное партнерство, работают разные его формы, работают в том числе в коммунальной сфере с этими изношенными сетями. И если условия заключения договора с бизнесом государством сделаны правильно, то бизнес привлекается, для того чтобы вкладывать деньги, а государство все-таки это должно контролировать. Конечно, это связано и с тарифами, и с какими-то платами концедента из бюджета приходится, потому что невозможно все это на плечи населения, такие тарифы повышенные, переложить. Но сейчас программы работают, одна программа «Чистая вода» какой объем в государстве...
Александр Денисов: Вы знаете, если бы вот так действительно все было, не было бы вот этих многочисленных аварий зимней порой, когда все сидят всем домом без воды, без тепла, если бы все так было. Почему же тогда?
Ирина Булгакова: Ну потому что законодательство, еще раз хочу сказать, развивается. Во-первых, у нас действительно все изношенное, это...
Александр Козлов: В среднем 60% где-то по стране.
Ирина Булгакова: Да, в среднем 60% износа, это достаточно много, и мы действительно какое-то время, в 1999-е гг., в начале 2000-х гг., очень мало вкладывали. И для того чтобы сейчас начать вкладывать, вот, собственно говоря, у нас вот эти программы новые государственные и разрабатываются, потому что невозможно было... Вот помните (я совсем коротко), мы же в советское время почти не платили за коммунальные услуги граждане, платило все-таки, содержало государство за счет налогов. Потом было принято решение в 1997 году о том, чтобы граждане перешли на 100%-ю оплату. Вот мы почти на нее перешли, не везде, потому что в районах Дальнего Севера мы не перейдем, наверное, никогда.
Оксана Галькевич: Потому что там очень дорого обслуживать это хозяйство.
Ирина Булгакова: Да. И вот этот вот переход, график перехода на 100% не дал возможность повысить тарифы, не дал возможность эти деньги направлять еще и на замену сетей. Но, мне кажется, сейчас мы уже подошли к тому моменту, когда сети меняются. Не везде, есть проблемы. Аварии, к сожалению, технологический процесс есть всегда, но есть такое понятие, как скорость устранения аварии...
Оксана Галькевич: Вот я как раз о скорости устранения аварий хотела сказать. Мало того, что 60% износ сетей, тем не менее люди, которые работают в этой сфере, они должны эти аварии устранять в рамках определенных нормативов. Вот нормативы, как быстро отреагировать, как быстро дать тепло или воду, они ведь есть?
Александр Козлов: Конечно.
Оксана Галькевич: Несмотря на то, что там труба практически уже полуржавая, а ты вот убейся, но сделай. В какие сроки?
Александр Козлов: У нас, смотрите, есть вся нормативная база, что называется, на уровне постановления правительства 354-го по предельным срокам отключения тех или иных видов коммунальных ресурсов. Молниеносная реакция со стороны аварийно-диспетчерской службы управляющих организаций, тоже последние изменения несколько лет назад, когда 24/7 управляющая организация должна обеспечить работу аварийной службы, чтобы дозвониться до нее можно было. Если не дозвонился, то в течение 10 минут управляющая организация должна перезвонить... То есть это все должно работать, это все прописано.
Если есть какие-то сбои, надо сигнализировать, то есть управляющие организации все вроде как клиентоориентированы. Но есть, сегодня выступал у нас главный государственный жилищный инспектор, в регионах органы государственного жилищного надзора, это жилищная инспекция, которые в том числе следят за нормальной работой управляющих организаций.
Оксана Галькевич: У нас Саратов тут же пишет, что два дня сидит без воды и отопления. Не знаю, укладывается это или нет в нормативы...
Ирина Булгакова: Не укладывается.
Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, возьмите как-то на контроль эту ситуацию, вот, Ирина Александровна, может быть, вы этой ситуацией займетесь?
Ирина Булгакова: Давайте.
Оксана Галькевич: Мы вам передадим это сообщение, посмотрите, что там происходит.
У меня вопрос по деньгам. Смотрите, годовой оборот, мы в начале приводили эту графику, всей сферы ЖКХ у нас составляет 6,5 триллиона рублей. Это вообще что за деньги? Это деньги, которые собираются с людей за счет оплаты коммунальных услуг, или это частично субсидируется государством? Что это вообще за деньги?
Ирина Булгакова: Это все деньги. Это деньги, которые собираются с людей, и их бо́льшая часть; это деньги, которые платят малый бизнес и другой бизнес, потому что они тоже пользуются коммунальными хозяйствами за счет оплаты; это частично деньги бюджетов, которые особенно на подготовку к зиме входят и на программы. То есть это вот вся сумма денег.
Оксана Галькевич: Я насколько понимаю, эти деньги, эта сумм еще недостаточная, для того чтобы решить те же проблемы с сетями изношенными, правильно?
Александр Козлов: Ну, это все виды, которые мы себе можем только представить коммунальных ресурсов, которые потребляются, поставляются. И ко всему прочему, здесь тоже очень важная составляющая, это тоже достаточно большая задолженность по оплате где-то со стороны потребителей, где-то со стороны предприятий, даже некоторых органов местного самоуправления. И такие суммы называются, тоже там под триллион рублей долги за жилищно-коммунальное хозяйство. Это те деньги, которые могли бы идти и в том числе вкладываться в модернизацию. Это в том числе и невозвратные где-то даже долги, это надо тоже понимать.
Оксана Галькевич: Это нужно понимать, да.
Спасибо большое нашим гостям в студии, спасибо нашим зрителям, всем, кто принимал участие в обсуждении этой темы. А в студии у нас сегодня были Ирина Булгакова, руководитель Экспертного совета при Комитете жилищной политики и ЖКХ Государственной Думы Российской Федерации (Ирина Александровна, спасибо большое)…
Ирина Булгакова: Спасибо большое.
Александр Денисов: …а также Александр Козлов, депутат Московской городской Думы, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Я знаете, что вспомнил? У нас реформатор был знаменитый Борис Ефимович Немцов, как раз про систему ЖКХ он говорил: «Я предлагаю отменить слово «реформа» и навести порядок». Рано или поздно мы это сделаем все-таки. Спасибо вам большое.
Александр Козлов: Спасибо и с праздником всех!
Ирина Булгакова: Спасибо!
Оксана Галькевич: Спасибо. С наступающим праздником, да.