ТЕМА ДНЯ: Куда уходят деньги

ТЕМА ДНЯ: Куда уходят деньги | Программы | ОТР

Знаем ли мы где и на чем можно сэкономить? Какие привычки убивают семейный бюджет?

2020-11-12T15:49:00+03:00
ТЕМА ДНЯ: Куда уходят деньги
Помощь бедным. Мусорная чехарда. Пенсионеры и пенсии. Пьяные водители. Вредная соль. Заготовки на зиму. Рубрика «Промышленная политика»
Как помочь бедным? Правительство предлагает новый порядок учёта и поддержки малоимущих
Мусорная чехарда. Почему россияне не замечают положительных изменений в утилизации бытовых отходов?
Как нарастить пенсию до прожиточного минимума?
Достижения и проблемы российского машиностроения
Россияне всё реже делают домашние заготовки
Что консервируете? Сюжет о зимних запасах сибирских хозяек
ТЕМА ДНЯ: Как справиться с бедностью
В Госдуме предложили маркировать продукты с высоким содержанием соли
Выпил – отдавай машину
Гости
Сергей Кикевич
финансовый советник, директор проекта «Рост сбережений»
Марина Кондратович
президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями
Владимир Козлов
член Гильдии Маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга

Иван Князев: Программа «ОТРажение» продолжает свою работу, в студии по-прежнему вместе с вами Анастасия Сорокина...

Анастасия Сорокина: ...и Иван Князев. Поговорим...

Иван Князев: Переходим...

Анастасия Сорокина: ...о главном.

Иван Князев: Да, о главном поговорим.

Анастасия Сорокина: О насущном.

Иван Князев: К главной «Теме дня» переходим. Умеем ли мы экономить? Сейчас речь, друзья, не о тех случаях, когда тратить совсем нечего или, наоборот, когда мы покупаем что-то ненужное, – нет, обычные наши расходы, которых можно было избежать. Например, купить продукты не в магазине около дома, а в большом супермаркете со скидками. И также, когда мы забываем, что есть распродажи и тому подобное.

Анастасия Сорокина: Эксперты по личным финансам рассказали, какие привычки убивают наш семейный бюджет. Ну вот, например, перекусы по дороге, кофе навынос, кому-то шаурма вот близка; бесполезные абонементы в спортзал, которые мы покупаем, а потом не ходим, не тренируемся. Это, конечно, абонементы касаются больше молодежи.

Иван Князев: Да, это больше к молодежи вопрос. Но кабельное телевидение туда же со всеми интернет-подписками, подписками в телефоне, которые мы случайно или не случайно делаем, стратегические запасы еды, это вот эти все тонны гречки, сахара впрок…

Анастасия Сорокина: Упаковка, мытый картофель в сеточке, овощи в упаковке, всякие мелочи, которые нам навязываются на кассе. Вообще эксперты, кстати говоря, про кассу говорят, что надо быть поаккуратнее и смотреть по сторонам, что вы там покупаете, надо ли вам это.

Иван Князев: Ну да, долго стоишь на кассе, тебе всякое предлагают, а еще посмотрел, «а, вот это забыл», в общем, не нужно этого делать. И также всякие ненужные подарки, хотя без них тоже не жизнь.

На чем умеете вы экономить, уважаемые телезрители? Как и когда покупаете продукты, одежду, бытовые вещи различные? Всегда ли это прямо необходимо? Расскажите нам прямо сейчас, пишите и звоните.

Анастасия Сорокина: Ну а мы поговорим с экспертом. Марина Кондратович, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями, выходит первой на связь. Марина Анатольевна, здравствуйте.

Марина Кондратович: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Марина Анатольевна.

Марина Анатольевна, ну вы как многодетная мать, наверное, все знаете о том, где что купить подешевле, где что урвать, как ребенка одеть и так далее. Хотим вот узнать у вас секреты, как вы распределяете ваш семейный бюджет на вашу семью большую, и как другие женщины многодетные это делают.

Марина Кондратович: Ну, вы правильно все сказали. Мы знали, где, когда, какие распродажи, делимся своими знаниями в мессенджерах, в соцсетях, вот. Естественно, мы можем уже предполагать, насколько вырастут наши дети, поэтому покупаем, допустим, зимнюю одежду весной, летнюю одежду осенью, ну и так далее.

Иван Князев: В сезон распродаж.

Анастасия Сорокина: То есть подлавливаете скидки какие-то?

Марина Кондратович: Конечно.

Анастасия Сорокина: Ну вот вы точно знаете как многодетная мама, что ребенок, который приходит в магазин, которому что-то да надо, его очень сложно оттуда увести без того, что ему там захотелось на кассе или в магазине. И обычно как раз на этом-то и работают маркетологи грамотные, понимая, что родители обязательно пойдут на поводу у своего чада, обязательно сделают ему какой-то подарок или сюрприз. Как вы с этой ситуацией боретесь?

Марина Кондратович: Мы договариваемся с детьми, перед тем как зайти в магазин, что покупаем что-то одно и на определенную сумму. То есть даже если ребенок маленький, старшие точно ему подскажут, что слишком дорогая вещь, которую он выбрал, например, и скажут, что надо выбрать подешевле.

Анастасия Сорокина: А вот ваши дети смотрят за тем, как вы ведете финансы в семье? Как-то обсуждаете с ними эти моменты, учите своими деньгами карманными распоряжаться?

Марина Кондратович: Ну, во-первых, я даю советы, естественно. Во-вторых, когда, допустим, мы что-то покупаем, мы можем детям сказать, что мы покупаем что-то только потому, что сейчас, пока у нас финансовая ситуация, например, не очень хорошая, поэтому мы экономно покупаем вот это и вот это. Но как только, допустим, кто-то, папа или мама, получает зарплату, мы обязательно купим немножко побаловать, что-то лишнее.

Иван Князев: А вообще детей стоит с собой в магазин брать? Часто берете, всегда берете?

Марина Кондратович: Беру нечасто, но в принципе я думаю, что дети должны понимать и видеть, и финансовая грамотность – это хорошо, даже если ее преподают в школе, но все-таки личный пример никто никогда не заменит. Поэтому дети должны понимать, когда я беру, допустим, упаковку сметаны или йогурта и читаю состав, я объясняю детям, зачем я это делаю, например. Я показываю, что можно посчитать, например, в некоторых крупных гипермаркетах очень это удобно делается, когда ты видишь, сколько за литр либо сколько за килограмм, на самом деле какая стоимость. То есть может быть написана цена со скидкой, допустим, на 250 граммов, а по факту получается, что это совсем, далеко не скидка и есть гораздо дешевле и такого же качества продукт, например.

Анастасия Сорокина: Есть у нас звонок от наших зрителей, из Свердловской области Андрей на связи со студией. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей.

Зритель: Здравствуйте. Вот я получаю зарплату 25 тысяч, и мне и на питание, и на одежду хватает, но приходится иногда экономить.

Иван Князев: Ага. Андрей, ну а как вы экономите? На чем? Расскажите нам, поделитесь со всей страной.

Зритель: Вот я покупаю самые дешевые товары в магазинах, в супермаркетах, которые уже уцениваются.

Иван Князев: Ага. Андрей, а это какие-то большие супермаркеты?

Зритель: Да нет, вот в магазины «Пятерочка» и «Магнит» хожу.

Иван Князев: Ага. А что касается одежды, как покупаете, когда покупаете?

Зритель: Ну вот летом на одежду бывают скидки, ну вот летом зимнюю одежду покупаю, потому что скидки везде, зимой летнюю, тоже скидки, на этом вот экономлю.

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам, Андрей.

Марина Анатольевна, тут нам некоторые телезрители звонили, родители, говорят, что, например, одежду лучше бы для детей, вообще хорошо покупать на каких-нибудь сайтах типа Avito, это дешевле обходится.

Марина Кондратович: Да-да, есть и такое. Есть не только Avito, есть и группы в Facebook, например, и в «Одноклассниках», есть группы беру-отдаю, то есть когда люди друг с другом просто обмениваются какими-то товарами.

Иван Князев: Ага.

Марина Кондратович: Нам, многодетным, проще, потому что у нас, как правило, есть какие-то общие группы, в которых мы делимся вообще вещами либо какими-то атрибутами детскими просто так.

Иван Князев: Ну правильно, чего, ребенок поносил 2 месяца, потом вырос, что же делать-то с этой одеждой, не выбрасывать же ее.

Анастасия Сорокина: Спасибо. Это была Марина Кондратович, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями.

Снова на связи зрители, тоже Марина, но уже из Самары. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вот я дозвонилась до вас, хочу сказать, можно сказать похвастаться тем, что я практически вот так вот налево не трачу.

Анастасия Сорокина: Ага.

Зритель: Я захожу в магазин, да, около кассы мне там предлагают, вот это есть со скидкой, вот это идет...

Иван Князев: Ну да, «не желаете ли товар со скидкой?», да.

Зритель: Вы знаете, у меня такая вот... присутствует, шлагбаум, я его как отпустила, и все, понимаете, мертво. Надо вроде купить, ага, нет, у меня шлагбаум закрывается, и я ничего не покупаю.

Анастасия Сорокина: Вы, наверное, голодной в магазин точно не ходите?

Зритель: Я? Ну нет, я позавтракала, а потом часов в 10 иду в магазин. Нет, хотя бывает и голодно. Нет, знаете, бесполезно, я прохожу мимо шаурмы, я прохожу мимо там чего-то еще, нет. Вот вы понимаете, может быть, я такой редкий человек...

Анастасия Сорокина: Сила воли у вас, да, Марина, позавидуешь.

Зритель: Да-да, есть, вы понимаете, на всякую ерунду я стараюсь деньги не тратить.

Анастасия Сорокина: Понятно.

Иван Князев: Марина, расскажите, я просто хотел узнать, а вы вообще семейный свой бюджет как планируете? Вы в начале месяца откладываете какую-то определенную сумму, «так, вот это вот денежка у меня останется на еду, вот это здесь я что-нибудь прикуплю из одежды, здесь еще какие-то по дому вещи нужны»? Как вы это делаете?

Зритель: Я давно хотела об этом поговорить с вами, дозвониться на эту тему. У нас бюджет такой. Мы живем вдвоем с мужем, 15 тысяч в месяц. За эти 15 тысяч в месяц на каждый день...

Иван Князев: Да, тут уж придется экономить.

Зритель: На каждый день. У нас туда входит электричество, газ, вода, вот это все чисто на каждый день купить хлеб, молоко, масло, ну что-то там, какие-то печенья, чисто вот такое вот. Ну, бывает, тратим там, ездим, все равно в большие магазины мы ездим, покупаем что-то там, какие-то крупы, сахар, муку, что-то такое необходимое, что-то надо купить. Но у нас свой дом, большой огород, подспорье свое.

Иван Князев: Ага.

Зритель: Куры, индюки, мясо мы не покупаем практически. Так что вот как-то вот... Если так посчитать, где-то 25 тысяч в месяц у нас уходит, если купить там какие-то белье, какие-то носочки, платочки, вот так вот, где-то 25 в месяц у нас тратится. Едим мы нормально, питаемся, вроде бы так... Ну хорошо питаемся, позволяем себе... Красную икру не едим, не любим.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам, Марина, за ваши секреты.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Марина, спасибо вам за звонок и за рассказ.

Вань, а вот ты знаешь, из Хабаровского края пришло сообщение, я не могу его не прочитать: «Уважаемые ведущие, а вы вот берете детей в магазины? Что говорите? Экономите или нет?» Почему я зачитала это сообщение? Потому что перед тем, как мы эту тему решили взять, Ваня сказал: «А вот я знаю, как экономить, я без купона никуда не хожу...»

Иван Князев: Да, да-да-да.

Анастасия Сорокина: Вань, ты расскажи, может, кому пригодится.

Иван Князев: Ну, я поделюсь чуть попозже.

У нас тут просто телезрители тоже рассказывают свои секреты, немножко сейчас их сообщения почитаем. Вот из Пермского края: «Покупали одни дорогие кожаные зимние ботинки, но в них проходили все четверо детей», – то есть это тоже такой вот секрет, когда лучше купить один раз, но качественную какую-то вещь, качественную обувь в данном случае, и потом уже долго ее можно будет носить. Из Московской области: «Купила отличное пальто за полцены в марте, ношу зимой с удовольствием», – то есть когда уже основной спрос прошел. «Не покупаю сладости, хлеб пеку сама», – тоже почему бы и нет. Из Краснодарского края: «Экономлю, например, на покупке различных носков и других предметов одежды. Если можно их зашить, делаю это сам», – ну это подпись «От пенсионера».

Что касается меня, я иногда, когда, например, покупаю парфюмерию, захожу в магазин в какой-нибудь, не буду называть, цена одна, а захожу в приложение, сразу же смотрю, цена со скидкой, это прямо даже продавец мне говорит: «Хорошо, вы закажите у меня в приложении, мы через 5 минут вам принесем уже по той цене, со скидкой». Необязательно это делать в магазине.

Анастасия Сорокина: Прицельно идешь и готовишься.

Иван Князев: Ну да.

Анастасия Сорокина: Давайте поговорим с Владимиром Козловым, членом «Гильдии Маркетологов», основателем Высшей школы нейромаркетинга. Владимир Николаевич, здравствуйте.

Иван Князев: Владимир Николаевич, на какие, прямо так скажем, уловки маркетологов вестись можно, а о каких стоит призадуматься? Ну ведь понятно, что те, кто продают, тоже не хотят остаться в накладе. Вот какие секреты вы можете рассказать, поделиться с нашими телезрителями?

Владимир Козлов: Понимаете, есть такая особенность: чтобы не остаться в накладе, продавцы и маркетологи сейчас идут на все за наш с вами счет, к большому несчастью. Так получается, что слова «скидка», «акция» сейчас стали употребляться настолько часто, что есть даже курсы, я несколько таких видел, на которых людей учат использовать слово «скидка», не знаю, когда нет никакой скидки: например, не знаю, если ты хочешь использовать слово «скидка», добавь к цене еще 25%. И вот мы все живем сейчас в такой достаточно агрессивной среде, где слова, которые должны бы были рассказывать нам о пользе, которую нам несут, о какой-то выгоде, нас по сути дела здесь дезинформируют, вот такая сейчас у нас с вами ситуация.

Анастасия Сорокина: Ну прямо сейчас? Она в принципе всегда такая ситуация, когда мы в обществе потребления живем в некоем накрученном состоянии, тебе все время подсказывают, «тебе надо, нужно вот это», ажиотаж некий создают, чтобы разбудить желания. Даже вот делились наши эксперты, что в пекарнях какой-то специальный ароматизатор выпеченного хлеба, в магазинах самые какие-то дорогие на одной полке, самые дешевые товары на другой. Это, оказывается, мы на самом деле просто в сети какие-то попадаем, когда идем за покупками. Может быть, есть возможность как-то в обратную сторону механизм запустить для зрителей?

Владимир Козлов: Вот поддержу предыдущего эксперта, я тоже многодетный отец, у нас многодетная семья, и мы поэтому внимательно следим и научились сами следить за ценами и за скидками. Мы стараемся вести анализ самостоятельно, где что сколько стоит, какие примерно цены. Мы учимся следить, почем килограмм мяса, и даже научились перевешивать товары на рынке, когда покупаем. То есть, по сути, как выяснилось, спасение утопающих есть дело рук самих утопающих, ну то есть спасение покупателей есть дело самих покупателей, по сути от нас зависит, как мы покупаем, на что мы тратим. И желательно, конечно, пользоваться списками, как ни странно, как бы этого ни боялись маркетологи в обычных магазинах, это все-таки для нас с вами будет большим спасением.

Анастасия Сорокина: Поговорим со зрителями, на связи Любовь из Удмуртии. Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас, Любовь.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Хотела бы рассказать, поделиться своим опытом, как мы экономим именно в нашей семье. У меня двое маленьких детей. Мы когда ходим с мужем за покупками в магазин, мы пишем список, какой товар нам нужно приобрести, и тем самым мы не набираем товары, которые, допустим, нам в принципе не нужны, так мы набираем, покупаем товары, именно с детьми когда ходим в магазин. Мы заказываем онлайн, и тем самым мы сразу все забираем, чтобы, допустим, когда приходишь в магазин, все равно берешь еще другие товары, чтобы не тратить на это деньги.

Иван Князев: Ага, то есть изначально понимаете, что вам нужно купить, чтобы не купить чего-то лишнего. На всякие акции часто реагируете?

Зритель: Да, если это выгодно. Считаем, если это выгодно, с мужем думаем, тогда покупаем.

Иван Князев: Нет, я просто к тому, знаете, сейчас фактически в каждом супермаркете есть маленькие журнальчики, где есть определенные продукты акционные, и они выходят регулярно, и там можно посмотреть, что такой-то и такой-то продукт уже, например, будет со скидкой.

Зритель: Да, мы на это часто обращаем внимание. Но бывает так, что товар по акции, допустим, большая пачка стоит, вот смесь, 759 рублей, а маленькая, допустим, стоит... Если возьмешь 3 маленьких, получается точно такая же сумма по сути. То есть надо смотреть, считать.

Иван Князев: Ага.

Анастасия Сорокина: Но опять рекомендация похожая, список и подготовка, никаких стихийных покупок.

Иван Князев: Подготовка, да, ничего лишнего.

Зритель: Да.

Анастасия Сорокина: Еще один звонок, из Петербурга Татьяна. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вы слышите меня?

Анастасия Сорокина: Слышим-слышим, Татьяна.

Иван Князев: Да.

Зритель: Я хочу сказать по поводу пенсионеров, и это касается городских пенсионеров. Я наблюдаю, я пенсионерка, мне 72 года, я получаю пенсию 19 тысяч, и я еще успеваю экономить, по 10 тысяч откладывая каждый месяц.

Как научиться экономить деньги? Очень просто. Движение – это жизнь. Люди покупают тележками подешевле на четыре рубля, картошка, морковка, потом выкидывают, а надо просто знать, что ты сегодня приготовишь на 3 дня, пенсионерке, и купить 2 луковицы, 2 морковки. Не надо хранить, купил, приготовил себе блюдо, вот тебе обед на 3 дня.

Иван Князев: Ага.

Зритель: Потом еще хочу сказать: не надо... Вот о том, что движение, человек должен всегда сытым ходить в магазин. Что ему, он должен план, что ему нужно сегодня приготовить, вот и все.

Анастасия Сорокина: А не отметили, что сейчас стали больше тратить, что как-то в период пандемии, может быть, запасаться?

Зритель: Не нужно, не нужно. Пенсионеры забывают, что у них гречка есть где-то в углу, а потом: «Ой, я купила сахар, а у меня уже 2 килограмма есть», – забывают. Поэтому надо быть разумным человеком, каждый день утром вставать и думать, что я сегодня готовлю, и ходить, много не покупать.

Иван Князев: Татьяна, а вот вы сказали, что готовите на 3 дня. Именно вот на 3 дня? Потому что, знаете, многие говорят, что «я вот приготовлю только на сегодня, чтобы потом это не оставалось, потому что завтра уже холодное, невкусное, пропадет, есть не буду». Вот прямо специально так?

Зритель: Надо просто уметь... Вот я котлеты, пельмени сама делаю...

Иван Князев: А, вот тоже.

Зритель: Надо вкусно готовить, понимаете? Вкусно никогда за 3 дня не пропадет.

Иван Князев: Ага. Спасибо.

Зритель: Все это ерунда. Еще 3 дня вы едите это блюдо, и до 100 лет можно прожить, ничего страшного.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо за ваши советы.

Иван Князев: Вот тоже советы от наших телезрителей. Из Костромской области: «Во-первых, мы ходим в магазин на сытый желудок». Из Тюменской области: «Я сама редко хожу в магазин, покупки делает муж по дороге с работы. Пишу ему список, а он лишнего не купит». (Ну вот про меня, наверное, такое нельзя сказать, я на самом деле частично транжира, особенно когда не знаю, что мне нужно.) Из Астраханской области: «Надо уметь свои средства сопоставлять со своими возможностями, иначе всю жизнь не будет хватать денег». Из Курской области: «Бросил курить, выпивать спиртные напитки, через 2 года купил квартиру», – а что, действительно очень сильная экономия на сигаретах и алкоголе.

Владимир Николаевич, часто ли бывает так, что когда нам предлагают какие-то скидки, изначально, особенно когда две цены пишут, изначально первую цену ставят завышенную? То есть стоило что-то там 1 000 рублей, смотрите, сейчас со скидкой 500, а на самом деле 500 и есть реальная цена товара.

Владимир Козлов: Вы знаете, несколько лет назад такая практика стала очень частой. Раньше такого, ну скажем, это были такие исключительные случаи, были какие-то, ну я не знаю, правила поведения в этой области. Сейчас с каждым годом все чаще есть, скажем так, желание заработать, оно преобладает над некоей такой, как бы скажем, экологичностью поведения, когда... начинали повышать, скажем, манипулировать ценами, ценами до скидки, ценами после скидки. Мы все видели фотографии, все видели какие-то картинки, мы сами видели в магазинах, особенно в магазинах техники, и это, конечно, нас очень сильно настораживает, делает нас такими, знаете, подозрительными в области покупок. Да, есть такое.

Анастасия Сорокина: Ну вот маркетинг же направлен на психологическое воздействие на человека, вот здесь как можно себя подстраховать?

Владимир Козлов: Изначально маркетинг был настроен и нацелен на то, чтобы управлять прогнозом продаж на новых рынках, поиск новых сегментов, создание новых продуктов. В последнее время, последние 5–7 лет мы видим, что маркетинг уходит от создания как бы нового к попыткам манипуляции поведением покупателей с такой явной целью продать что-то..., что уже есть. И по сути мы видим с вами как бы такую миграцию маркетинга от создания новых рынков, от чего-то такого проективного, перспективного к прямым манипуляциям, в том числе цифрами, в том числе ценой, в таком случае такими словами, как «скидка» или «акция».

Анастасия Сорокина: Так а как быть-то? С калькулятором ходить, все время все пересчитывать? Здесь как не повестись?

Владимир Козлов: Вы знаете, во всем нужна гармония, во всем нужно какое-то равновесие. Вот, к примеру, самые выбрасываемые продукты в России, на первом месте макароны и хлебобулочные изделия, на втором месте кисломолочные продукты, на третьем месте картошка. Казалось бы, почему они попали в число самых часто выкидываемых, скажем так, продуктов? Потому что у нас есть такая привычка, свойственная, как правило, нашей стране, нашей культуре, это все брать с каким-то запасом, с горкой, с каким-то как бы легким излишком.

И вот я поддержу женщину, которая до этого звонила к вам, они рассказывала очень хорошую, на самом деле правильную историю: чтобы не выкидывать и чтобы не терять, надо не делать лишнего, не делать излишних запасов. А для этого нужно, чтобы складывалась … реакция, чтобы какой-то, не знаю, журнал не давил на вас и не принуждал вас к совершению ненужных покупок или излишних трат. Ведь очень часто бывает, что, не знаю... Я знаю, у многих наших... семей дома есть стратегические запасы гречки... Я знаю, что когда понадобится, не знаю, гречка, наверное, мы даже не станем ее покупать...

Анастасия Сорокина: Какие-то перебои пошли у нас со связью. Спасибо.

Иван Князев: Да, поблагодарим нашего эксперта.

Анастасия Сорокина: Это был Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейромаркетинга.

Иван Князев: Ну вот, кстати, еще один момент, который тоже хотелось бы прояснить, но, к сожалению, связь нарушилась, это насколько развита у нас в стране система купонов. Например, в Европе есть целые программы, как можно вообще бесплатно сходить в магазин, только имея при себе одни купоны. У нас, кстати, тоже...

Анастасия Сорокина: В магазин бесплатно?

Иван Князев: В магазин, прямо продукты, они их из газеты вырезают. У нас тоже такое есть...

Анастасия Сорокина: Вань, тебе надо мастер-класс проводить.

Иван Князев: В интернете, например, покупаешь купон за 100 рублей на поход в театр, на билеты в театр, билет обходится ровно вполовину, 100 рублей потратил, 50% скидка на билет. Тоже советую.

Анастасия Сорокина: Ну вот посмотрим, какие советы будут у Валентины из Адыгеи. Здравствуйте, Валентина.

Зритель: Здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте.

Зритель: Я вот хочу поделиться таким мнением. Мне уже 66 лет, я сколько себя помню, столько я считаю в ладошке копейки. Сейчас у меня пенсия 8 600, я все хожу со списком покупаю, я отказываю себе во всем, во всем, во всем, так стараюсь, что у меня с этой пенсии хоть какая-то тысяча должна остаться на следующую пенсию, иначе я не могу уложиться. Продукты покупаю по скидкам, одежду ношу годами, обувь ношу годами.

Иван Князев: Ой, Валентина, да...

Зритель: И мне так кажется, мне уже 66 лет, что я, наверное, не доживу до того момента, что можно жить с удовольствием, чего-то покушать хорошего, чего-то куда-то съездить, что-то одеть красивое. Наверное, так и не дождусь.

Иван Князев: Ой, Валентина, сплюньте, сплюньте. Поживем еще! Надежда, она, знаете, всегда должна быть.

Зритель: Мне так кажется, мне так кажется, народ весь так живет, весь так живет, и бедствует, и перебивается, и обноски носят, и друг другу помогают. Но главное, чтобы правительство жило шикарно, я так думаю.

Иван Князев: Ой, спасибо вам, Валентина. Это вот тот случай, когда экономишь не потому, что как-то финансово образован, а потому, что другого варианта никакого нет.

Из Московской области нам Павел дозвонился. Павел, здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Ну, мой совет экономии – это возврат к заготовкам собственным. Вот по моему личному примеру и опыту, вот все знают цену кабачковой и баклажанной икры в магазине.

Иван Князев: Конечно.

Зритель: У меня уходит 180 рублей на 7 килограммов икры кабачковой, это цена замечательная, можете сами посчитать и сравнить. Вот сейчас ем суп куриный со своим майонезом и аджикой. Сейчас вялится мясо у меня, свининка...

Анастасия Сорокина: Приятного аппетита вам! Прямо тоже захотелось.

Зритель: Спасибо. Так что по многим параметрам... Вот зашел, пример буквально, решил побаловать себя щами из квашеной капусты...

Иван Князев: Ой, Павел, какой вы молодец! Анастасия, ты помнишь, как банки катать, с детства ни разу? Я еще чуть-чуть помню, хотя уже навыки утрачены.

Анастасия Сорокина: Варенье каждое лето, это обязательная традиция.

Зритель: Нет, вы знаете, рецепты на любой продукт есть в интернете. Заходите в интернет... Допустим, решил я, вот хочу сказать, квашеной капустой, супчиком, щами себя побаловать, из одного магазина показалось мне тяжело нести, по 19 рублей капуста там была. Захожу в другой магазин, она там по 13, экономия, пересчитайте, с 4 килограммов. Копейка к копеечке.

Иван Князев: Ну уже да.

Зритель: На всем, никогда не делаю никаких списков, ничего, просто знаю, что мне нужно. Допустим, я постоянно...

Хлеб я не беру особо, только к щам черный, а так пеку постоянно кулич, на 150 рублей у меня на 10 дней кулича хватает. Не покупаю никаких заготовок бумажных, чугунная сковородка, получается плоский кулич, сковородка с толстым дном, она расширяется, значит, кверху, выходит обычный кулич, который продается. И уходит на это 150 рублей, и получается кулич, ну где-то килограмм муки если 80 рублей, смотрю, по 40 продается, закупил, значит, экономия, посчитайте...

Анастасия Сорокина: Так еще и польза.

Иван Князев: Еще и польза. Павел, вам вообще нужно выпускать, мне кажется, собственную, во-первых, кулинарную книгу и книгу рецептов, как сэкономить в наше нелегкое время. Спасибо вам большое. Мне кажется, только в нашей стране знают люди вообще, что такое, когда купил овощи летом и законсервировал, чтобы зимой потом есть. Компот, пожалуйста, грибы, огурцы и тому подобное.

Анастасия Сорокина: Давай как раз еще про рецепты экономии, а главное, на чем сейчас экономят, поговорим, точнее посмотрим, что отвечали жители в городах нашей страны. Отвечали они нашим корреспондентам в Екатеринбурге, Владивостоке и Липецке.

ОПРОС

Иван Князев: «Держим свой огород, овощи у нас тоже свои, заготовки тоже делаем постоянно», – это написал наш телезритель в Курганской области. Из Московской области: «Я сделала запас сахара по старой цене», – поэтому в этот раз, наверное, можно впрок запасаться.

Анастасия Сорокина: Ну вот «никогда не покупаю то, что можно сделать самой». Вот Пермский край, сообщение от зрителя: «Собираю мебель дома сам, заказываю только детали, экономлю до 30%». А вот какой-то зритель из Ленинградской области пишет: «Вообще не нужно экономить на себе, живем же один раз».

Иван Князев: Ну, тоже верно. Из Самарской области сообщение: «Готовлю самостоятельно, никогда не покупаю что-нибудь перекусить в каких-то там кафешках и так далее».

Еще один эксперт у нас на связи – Сергей Кикевич, финансовый советник, директор проекта «Рост сбережений». Здравствуйте, Сергей Александрович.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте.

Сергей Кикевич: Здравствуйте, Анастасия, Иван, приветствую.

Иван Князев: Сергей Александрович, ну давайте тогда уже в целом об экономике поговорим. Тут холдинг «Ромир» провел исследование, в октябре этого года выяснилось, что россияне потратили еще больше, чем за любой другой октябрь за весь период наблюдений. Вот смотрите, в целом расходы выросли почти на 6% к сентябрю, тратили больше в основном те семьи, где есть деньги, ну это в принципе и понятно, здесь рост почти 8%...

Анастасия Сорокина: Где есть дети, ты имел в виду?

Иван Князев: Где есть деньги: если есть деньги, соответственно, люди начали их тратить. Со средним доходом люди увеличили свои траты на 5%, ну а с низким, соответственно, на 3,7%. С чем это связано? Потому что вроде как у нас тут пандемия и тратить особо нечего.

Сергей Кикевич: Вы знаете, это может быть спокойно совершенно сезонным фактором. Я бы если делал такое исследование, то сравнивал не октябрь с сентябрем, а октябрь с октябрем, например, предыдущего года, потому что здесь много что сказывается. Люди пошли, например, в школу, потратили на одежду своих детей, приехали из отпуска, отложенные покупки какие-то совершили. Поэтому лично для меня это цифры не особо говорящие.

Иван Князев: Ага.

Сергей Кикевич: Сейчас действительно... Я вот по многим своим коллегам вижу, по своей семье, по своим знакомым, что люди очень осторожно стали относиться к своим деньгам. Там же на той же статистике ведь есть цифра о том, что у людей появилось так называемое сберегательное настроение, вот это более глобальная, мне кажется, картина, и многие из нас на себе это чувствуют. Я тоже стараюсь лишний рубль не тратить, мне кажется, это вполне рационально в текущей обстановке.

Иван Князев: Ну вот многие аналитики говорят, когда оценивают это исследование, говорят, что люди все-таки действительно впрок пытаются делать покупки, потому что боятся, что курсы у нас валют изменятся, что-нибудь пропадет из магазинов.

Сергей Кикевич: Ну, это возможно, конечно, но, мне кажется, люди сейчас уже не так боятся скачков этой валюты. Я помню, действительно, такое у нас было в 2014–2015-х гг., когда дорожал доллар и сразу все бросались покупать технику. Я сейчас этого не наблюдал, то есть, мне кажется, люди гораздо спокойнее стали относиться к колебанию валют. Тем более что мы видим, реально скачков инфляции не происходит таких вот, как многие боятся, живем более-менее стабильно вот в этом отношении, роста цен глобального мы не видим. Ну да, доллар подорожал, потом он подешевел, ничего страшного я в этом не вижу.

Анастасия Сорокина: Давайте дадим слово зрителям. Из Нижнего Новгорода Вера на связи со студией. Здравствуйте.

Зритель: Алло, здравствуйте. Очень всегда хотела вам дозвониться, ну вот сегодня получилось.

Анастасия Сорокина: Поздравляем вас с этим, Вера. Рассказывайте, как вы себя ведете.

Иван Князев: Рассказывайте, умеете экономить?

Зритель: Вы знаете что? Никогда в жизни не умела экономить, честно вам говорю.

Иван Князев: Вот как.

Зритель: Я 15 лет на пенсии, 11 лет я не работаю. За эти 11 лет, мне кажется, у меня даже больше получается экономить, чем когда я работала.

Иван Князев: А как так выходит?

Зритель: Больше всего меня поражает то, что вот говорят люди, вот 66 лет женщине, почему у нее пенсия 8 тысяч? Я этого не понимаю. Я работала простым советским инженером, у меня пенсия 19 тысяч.

Иван Князев: Ну...

Зритель: Вдобавок ко всему у нас по Нижнему Новгороду, я не знаю, как везде, идет возврат квартплаты, неполный... Ну извините, если я плачу где-то в среднем 6–7 тысяч, мне 2 тысячи возврата идет.

Анастасия Сорокина: К сожалению, не можем, Вера, здесь уже сложно сказать, почему такая сумма.

Иван Князев: Сложно нам, Вера, прокомментировать то, что вы говорите.

Зритель: Я ветеран труда, и муж ветеран труда, нам идет возврат.

Иван Князев: Ну, видимо, поэтому и идет. Вот видите, хотя бы на этом какая-то экономия, вы ее заработали, вы ее заслужили своей трудовой деятельностью.

Зритель: Теперь я никогда не покупаю полуфабрикаты.

Иван Князев: Вот.

Зритель: Я никогда этим не занимаюсь. Я покупаю натуральные продукты, никогда не бегаю за ними, если я, например, увидела, где-то там сказали, SMS приходят, что это дешевле, там-то дешевле, там-то. Нет, это в силу, может быть, своей «лентяйности», но я не бегаю. Я раз в месяц прихожу в магазин, делаю покупку, бывает, тысяч на 5–7...

Иван Князев: Ну понятно, Вера, ну а говорите, не экономите, раз в месяц прийти в магазин и сразу закупить на какой-то определенный период, особенно если это со скидками и оптом, тоже почему бы и нет.

Анастасия Сорокина: В этом есть своя стратегия.

Еще один звонок, из Ульяновска Лариса на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Вот вы знаете, я хотела что сказать? Сейчас многих послушала, конечно, многие, так сказать, делятся рецептами, как сэкономить, что. Все это, как говорится, звучит радостно, «ну вот здесь мы вот это не берем». Но ведь это стратегия вымирания, а нам нужна стратегия развития.

Вы подумайте, вот мы не ходим, мы здесь себя урезали, здесь мы не взяли, здесь мы не купили, а малый и средний бизнес что? У нас что это, развитию способствует? Вот я думаю, что Сергей Кикевич как раз, мною уважаемый, который у вас сейчас эксперт, мне кажется, он даже со мной согласится.

Иван Князев: Ой, Лариса, позвольте чуть-чуть с вами не согласиться. Вы говорите, что стратегия вымирания какая-то. Вот любой среднестатистический американец или европеец категорически с вами не согласится, потому что там люди умеют распоряжаться своими деньгами, если нужно поэкономить, они экономят, и вот у них как раз-таки это преобразуется в стратегию процветания, а не вымирания. Но тем не менее за ваше мнение спасибо вам большое.

Анастасия Сорокина: Давайте узнаем мнение Сергея Александровича.

Иван Князев: Да. Сергей Александрович?

Сергей Кикевич: Лариса, спасибо за теплые слова. Я думаю, что наш телезритель имел несколько другое, что если мы что-то и экономим, то это не должно быть единственным в стратегии.

Иван Князев: Ну да.

Сергей Кикевич: Потому что задача ведь не сэкономить, а решить какую-то свою финансовую цель важную: накупить на пенсию, обеспечить себе какой-то приличный доход, не знаю, сделать какую-то крупную покупку, у каждого свои цели. И за счет исключительной экономии эти цели не решаются ни в коем случае, экономия – это только маленький шажочек общей картины. То есть семья или индивидуум должен не только экономить, но и заниматься сбережением, планировать, делать в идеале личный финансовый план, расставить эти цели и смотреть, как человек движется к этим целям. А большинство людей если такое сделают, они увидят, что они движутся в противоположную сторону, от своих целей, а не к целям. Вот в этом и смысл. Да, действительно, нужен более глобальный взгляд на вещи.

Иван Князев: Сергей Александрович, ну здесь, конечно, сложно с вами не согласиться. А как все-таки правильно организовать свои финансы вот личные в бюджете семьи, в бюджете своем личном?

Сергей Кикевич: Ну, вы знаете, здесь много можно маленьких советов давать. Во-первых, все-таки моя настоятельная рекомендация – это заниматься учетом расходов, это первый шаг, просто посмотреть на бумажке, в Excel, где хотите, занести расходы свои за месяц, потом за второй месяц... Я вас уверяю, вы будете удивлены, потому что большинство россиян просто не знают основных статей своего расхода. Ну да, там продукты, допустим, у большинства первая статья, ЖКХ, допустим...

Иван Князев: Сергей Александрович, 30 секунд, давайте еще парочку советов, крайне мало времени.

Сергей Кикевич: Второе. Вот большинство людей не смотрят внимательно даже на свой счет ЖКХ. Вот спросите у телезрителей, кто из них отключил радиоточку и кто отключил, не платит за антенну.

Анастасия Сорокина: То есть нужно убрать все лишние статьи расходов.

Иван Князев: Убрать все то, что нам не нужно.

Анастасия Сорокина: Мешает.

Сергей Кикевич: Практически мы тратим эти 100–200 рублей...

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо. Это был Сергей Кикевич, финансовый советник, директор проекта «Рост сбережений».

Иван Князев: Учились экономить вместе с вами, уважаемые друзья, где можно, а где не стоит.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Знаем ли мы где и на чем можно сэкономить? Какие привычки убивают семейный бюджет?