Иван Князев: В эфире программа «ОТРажение», мы продолжаем. В студии Тамара Шорникова... Тамара Шорникова: ...и Иван Князев. Иван Князев: Переходим к главной «Теме дня». Новые поправки будут внесены в Жилищный кодекс, теперь ресурсоснабжающие организации, водоканалы, теплосети, а также управляющие компании, не будут штрафовать за некачественные услуги. Но вместо этого гражданам разрешат не платить в полном объеме за вот те услуги, которые их не устраивают. Если батареи не топят, трубы прохудились, в кранах ржавая вода, людям сделают перерасчет автоматически без поиска виновных. Тамара Шорникова: Ну, надо отметить, что такая возможность и раньше была, просто требовалось все это зафиксировать, составить акты, написать заявление и потом уже добиваться перерасчета. Как будет работать новая схема? Кто в конечном итоге выиграет от нововведений в системе ЖКХ? Как это скажется на нас с вами, как обычно интересуются? Иван Князев: На потребителях. Тамара Шорникова: Да, своя рубашка ближе к телу. Спросим у людей разбирающихся, что это все, какая перестановка будет, что это нам сулит. И конечно же, у вас хотим спросить: вас устраивает качество услуг ЖКХ? «Да» или «нет»... Иван Князев: ...отвечайте, подведем итоги этого опроса в конце обсуждения проблемы. Ну бывает, действительно, так, что платишь-платишь, а мусор не вывозят, батареи по-прежнему холодные, а воду отключают регулярно и так далее, и тому подобное. В общем, пишите, звоните нам прямо сейчас, ждем ваших историй. Тамара Шорникова: И ждем экспертов в студии. Вот сейчас будет Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Наталья Юрьевна, здравствуйте. Наталья Чернышева: Здравствуйте. Иван Князев: Наталья Юрьевна, я предлагаю прямо сейчас посмотреть несколько историй, чтобы уже так предметнее подойти к обсуждению этой проблемы. Вот смотрите, жители Рязани уже месяц мерзнут в своих квартирах: отопительный сезон в самом разгаре, а в их доме на улице Грибоедова по-прежнему холодно, как на улице. Тамара Шорникова: Чтобы не замерзнуть, жильцы вынуждены ходить в помещении в верхней одежде. Во всех квартирах обогреватели, но и они не спасают. В здании нет тепла, потому что в подвале сгнили трубы, а ремонтировать их некому, управляющие компании отказались от старого дома еще несколько лет назад, ведь обслуживать его, понятное дело, невыгодно. Жильцам приходится чинить инженерные сети за свой счет, при этом они регулярно получают квитанции на оплату коммунальных услуг, которых по сути им не оказывают. Татьяна Осипова: За отопление мне начислили 5 300 рублей, а отопления нет. Вот мы все мерзнем, вот у меня ребенок как неделю тому назад отболел, вторую уже болеет. Мы сидим одетые все, спать ложимся под одеяла, под ними еще плед нужно ложить, и еще берем с собой одежду, чтобы мы ее потом утром могли одеть теплую. Вот плед, вот теплое одеяло, вот так вот мы спим. Ну, еще со мной спит собака, она тоже мерзнет, она залезает под одеяло, прижимается ко мне, потому что любит тепло, потому что эти собаки теплолюбивые, она тоже мерзнет. Еще плюс кот, он тоже вместо грелки используется. Иван Князев: Проблема с отоплением на улице Грибоедова почти каждый год, это не единственное жилье в Рязани, не готовое к зимним холодам. В мэрии жилищный скандал пока не комментируют, а жители готовят обращение в Генпрокуратуру. Тамара Шорникова: А жители поселка Энем Республики Адыгея жалуются на качество водопроводной воды – и холодная, и горячая очень грязная. Иван Князев: Галина Неделько живет в пятиэтажке 1970-х гг., ржавая вода там течет больше 15 лет. Даже чтобы постирать белье, нужно ее фильтровать. Галина Семеновна наматывает вату на краны, но и это не помогает. А чтобы воду можно было пить, отстаивает ее, потом дважды замораживает. Ставить фильтры на трубах пенсионерка не видит смысла, их придется менять раз в месяц. Галина Неделько: И вот за такую воду каждый год тариф же ж растет. Сейчас мы платим 171 рубль 24 копейки. Приходится сильно фильтровать, помимо оплаты воды мне приходится тратиться на вату, потому что брать... Если я возьму какой-то существующий технический фильтр, я там на картриджах разорюсь, это мне не по карману совершенно. Тамара Шорникова: В феврале этого года Галина Семеновна и другие жильцы дома в очередной раз обратились в управляющую компанию и к поставщикам воды с просьбой проверить ее качество. Но ответа до сих пор не получили. Иван Князев: Ну вот такие вот истории. Наталья Юрьевна, наверное, нет смысла спрашивать, а точнее искать виновных во всем этом, что там происходит, потому что, скорее всего, не найдешь. А вот в связи с этим как раз-таки новые поправки могут иметь какой-то смысл. Вот этим людям, понимаете, наверное, каждый раз приходилось там что-то фиксировать, потом в Генпрокуратуру уже пишут. Сейчас все автоматически будет приходить? Просто людям будут приходить квитанции, где платеж меньше, я правильно понимаю? Наталья Чернышева: Вы знаете, я считаю, что обязательно нужно искать виноватого, и виноват в данном случае... И закон, который разрешает вот так вот отказаться управляющей компании от обслуживания дома и так вот мучить жильцов, и виноваты, конечно же, управляющие компании, которые не оказывают качественных услуг, и ресурсоснабжающие организации. Вот у меня, честно говоря, большое сомнение по поводу того, что все это будет делаться автоматически, то есть когда жители требовали, писали обращения, и тогда это, в общем-то, плохо возымело действие, а теперь, когда это будет делаться автоматически управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК или ресурсниками, я вообще не очень понимаю, как это будет работать. Это напоминает анекдот, как сова советовала мышам стать ежиками, чтобы их не ели цапли. Иван Князев: Ну подождите, смотрите, наверное, в большей степени это все-таки ресурсники будут делать, у них же, например, у теплосетей стоят датчики, у них стоит контроль температуры на выходе, сколько они там могут в дом запустить, какую температуру, ну и, наверное, теплопотери тоже учитывают. Может, так они будут хотя бы считать? Наталья Чернышева: Нет, конечно же, у них все учитывается, и они, естественно, знают, на какую сумму они недопоставили ресурсов, их пункт, и насколько они могут это снизить. Они это все знают... Тамара Шорникова: ...и сейчас. Иван Князев: Но сейчас тогда будут вынуждены перерасчет делать сами, коль знают? Наталья Чернышева: Нет, они будут вынуждены, это понятно, по закону, но насколько они будут делать этот перерасчет? Может, они его будут делать на три копейки, скажут: «Да, мы действительно вам поставили некачественные услуги, извините, вот мы вам на 20 рублей снижаем». Ну то есть они будут вот так вот, я боюсь, выходить из положения. Поэтому я считаю, что главным актором в данном случае должен быть контролирующий орган, это жилищная инспекция, которая следит за управляющими компаниями, и прокуратура. Я считаю, что жители все равно должны и в жилищную инспекцию, и в прокуратуру в случае некачественных услуг, чтобы тогда уже контролирующие органы были арбитром в этом деле, чтобы автоматически жителям не начислялись гораздо как бы меньшие потери, чем на самом деле это происходит. Иван Князев: Но тут... Тамара Шорникова: Но опять-таки мне кажется, что все-таки опять же ну как сами, автоматически? Я не думаю, что там те же ресурсники будут стоять, значит, у счетчиков: «Так, кажется, мы что-то недопоставляем...» Иван Князев: Они фиксируют, они фиксируют это. Тамара Шорникова: Понятно. Я думаю, что в любом случае гражданам биться и обращаться придется, потому что, не знаю, какого цвета вода, кто кроме тебя в твоей квартире увидит это? В любом случае придется обращаться. Давайте послушаем наших телезрителей, уже обращаются к нам. Надежда, Вологодская область, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Череповец, Вологодская область, Надежда. Тамара Шорникова: Да, слушаем, Надежда. На что жалуетесь? Зритель: У нас 35 лет дому, трубы тонкие, которые горячая и холодная вода, настолько засорены, что мы даже не можем разбавить горячую воду холодной. И 4 года мы обращаемся в управляющую компанию, но все, что они, или отписки, или говорят, что за свой счет по 8 тысяч с квартиры. Но это за капремонт, и мы за него платим исправно. А то, что касается актов, так вот у нас была крыша заменена, значит, прошло 2 года, и когда мы, значит, поднялись на крышу посмотреть другую сторону крыши, то оказалось, что там вздутие. Так мастер, которая выходила на крышу, явно все видела и акт нам не подписала, хотя у нас все зафотографировано и заснято на телефон. И поэтому нам пришлось обратиться в ЖКХ Вологды уже, значит. А вот то, что у нас было 56 копеек не выведено с мусора, который нужно было, так мы бились 17 месяцев с этим. Так кто же из этих управляющих компаний будет нам что-то делать, если они ничего и так не делают? Или это каждому собственнику нужно будет обращаться и по меньшей мере портить свои нервы? А мы пенсионеры. Иван Князев: Ну, мы сейчас как раз у эксперта спросим, что делать в такой ситуации. Наталья Юрьевна, здесь явно, наверное, какое-то наплевательское отношение именно управляющей компании, здесь ресурсники, наверное, ни при чем? Наталья Чернышева: Конечно, в первую очередь виновата управляющая компания, и, к сожалению, это происходит достаточно часто. Поэтому сразу могу сказать, что просто переписываться с управляющей компанией или даже писать в какие-то районные контролирующие органы не имеет смысла, потому что, в общем-то, они покрывают друг друга. Поэтому я всегда советую, и это имеет действие хорошее, писать именно с копией в прокуратуру, Генеральную прокуратуру и в Администрацию президента. Иван Князев: Но ведь опять же получается та же старая схема. В прокуратуре, думаю, не рады таким заявлениям, у них там других дел хватает, чтобы еще разбираться с какой-то управляющей компанией. Наталья Чернышева: Проблема, ну вот именно идея в том, что когда будут приходить... Они спускают вниз, естественно, они спускают в район, в какой-то определенный округ, регион и так далее. Но когда стоит пометка, что это на контроле в Генеральной прокуратуре и в Администрации президента, то тогда выполняются необходимые действия, это проверено, поэтому я всем советую такую схему применять. Иван Князев: Ага. Просто хочется понять, а что тогда с этими новыми поправками, с этим нововведением поменялось кроме того, что теперь ресурсников и управляющих компаний даже теперь штрафовать за это не будут, потому что у них вроде как и так денег нет, и пени набегают? Тамара Шорникова: То есть никто платить не будет, ни мы, ни они, да? Наталья Чернышева: Ну, я, честно говоря, не вижу особых нововведений именно кроме того, что не будет штрафов, это, кстати, хуже, конечно же, потому что штрафы все-таки хоть как-то удерживали, стимулировали управляющие компании. А теперь, когда они будут понимать, что у них и штрафов даже нет, они могут совсем распоясаться. Поэтому я говорю, что я выход в данном случае вижу только в усилении контроля, и общественного контроля, и контроля со стороны жилинспекции определенного региона, каждого своего региона, и прокуратуры. То есть если они работать не будут, то, к сожалению, ничего не изменится. Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один звонок, Лина из Челябинской области. Алло, Лина, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. У меня вот такой вот вопрос. Как бы меня качество услуг по ЖКХ не очень устраивает, потому что очень часто, где я живу, в нашем доме отключается горячая вода, периодически холодная вода, отключаются практически с 9 утра и до 5–6 вечера. Когда звонишь в диспетчерскую узнать, в чем дело, в чем проблема, у них у всех один ответ: «Ведутся ремонтные работы». Ладно, хорошо, работы ведутся. После этого надо еще часа 3–4 спускать воду, потому что идет очень черная вода, ни чайник вскипятить, ни ребенка помыть, у меня двое детей, один маленький ребенок совсем. Поэтому вот говорится, как будут делать какой-то перерасчет, – а как они будут знать? Иван Князев: Ну, это надо фиксировать все, я так понимаю. Зритель: Это мне что, в блокнот записывать? И как я докажу, что у меня была черная вода, шла часов 5–6 черная вода, чтобы они не насчитывали мне за это? Иван Князев: Наталья Юрьевна? Тамара Шорникова: Как доказуемую базу собирать, что называется, доказательную? Наталья Чернышева: Доказательства, действительно, собирать тяжело, лучше всего делать хотя бы фотографии и посылать вместе со своим обращением в электронном виде, сейчас это, к счастью, можно делать. Ну, по поводу того, сколько часов текло, это, конечно, с трудом можно будет зафиксировать, но хотя бы качество воды и ее цвет можно будет на фотографии сфотографировать, снять, вот. И конечно же, в данном случае опять же очень хочу, чтобы люди поняли, что нужно общаться не только со своими управляющими компаниями, а обязательно писать как можно выше, чтобы управляющие компании знали, что за ними следят, и тогда они будут лучше выполнять свою работу. Я говорю, это проверено на практике: пока люди пишут бесконечные письма между диспетчерской, управляющей компанией, практически никогда не бывает сразу хорошего результата. Иван Князев: Наталья Юрьевна, вы упомянули, что какой-то может быть единый надзорный орган, мог бы помочь? Они у нас сейчас в каком виде существуют, ну если не касаться прокуратуры опять все той же и так далее? Наталья Чернышева: Ну, цепочка достаточно длинная, но лучший контролирующий орган над управляющими компаниями – это жилищная инспекция региона. Иван Князев: А как они работают у нас в стране? Они номинально у нас вообще как бы существуют? Наталья Чернышева: Нет, нет. Иван Князев: Нет все-таки? Наталья Чернышева: Они работают нормально, практика показывает, что все-таки они выполняют свои функции. Ну, где-то лучше, где-то хуже, согласна, в некоторых регионах, конечно, не очень хорошо, за ними надо следить очень внимательно, но в основном они реагируют на просьбы жителей, и они имеют право и лишить лицензии управляющую компанию, и подать на нее в суд. Иногда это даже не кончается именно судебным разбирательством, но сам по себе факт того, что жилищная инспекция подает в суд, собирается подать в суд и этим пугает управляющую компанию, это имеет действие и заставляет управляющую компанию, или ТСЖ, или ЖСК работать. Ну то есть этот орган действует. Иван Князев: Спасибо. Наталья Чернышева: Потому что прокуратура может заблокировать счета управляющей компании, и этого управляющая компания очень-очень боится. Поэтому надо использовать эти рычаги обязательно жителям. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Слушаем телефонный звонок. Наталья, Москва. Да, здравствуйте, Наталья, мы слушаем вас. Зритель: Да, здравствуйте. Да, Наталья, Москва, причем это центр Москвы, 3-й Самотечный переулок. Иван Князев: Ага. Зритель: У нас на протяжении 5 месяцев стоит вода в подвале, неоднократно обращались в «Жилищник» с этим вопросом, «Жилищник» отписывается, что воды в подвале нет, хотя буквально вот мы через какое-то время пытаемся попасть в подвал и вода стоит. При этом у нас отобрали замок в подвал, ключ непосредственно, для того чтобы мы по минимуму туда попадали. Тамара Шорникова: А кто отобрал? Зритель: Вода продолжает стоять. Обращались в управу, обращались к депутату. Если управа что-то делает, то депутат, а у нас такой депутат Востриков Денис, сказал, что ему некогда заниматься нашими делами. Иван Князев: «Хороший» депутат. Зритель: Непонятно, зачем человек пошел в депутаты. Тамара Шорникова: Ну, так это повод призадуматься перед следующими выборами. А кто отобрал ключ, подскажите? Кто затрудняет доступ? Зритель: Ключ отобрал у нас начальник 8-го участка нашего «Жилищник» Тверского района, конкретно Чибан его фамилия. И с тех пор он его не отдает. Иван Князев: А чем мотивирует? Почему не отдает, что говорит? Зритель: Говорит, что жители не имеют права иметь у себя ключ от подвала. Иван Князев: Врут, наверное. Зритель: Хотя есть закон, на основании которого при аварийной ситуации ключ должен быть у одного из жильцов дома. Иван Князев: Ну, я так думаю, что просто, видимо, этот человек не хочет, чтобы жители туда зашли и сфотографировали все это, что, наверное, нужно сделать в вашем случае. Тамара Шорникова: Да, спасибо вам за ваш звонок. Огромное количество SMS. Астраханская область: «Несколько дней назад включено отопление, дом, 5 этаж, из горячих кранов теперь ржавая вода до сих пор». Нижегородская: «Не устраивает качество услуг ЖКХ», – это ответ на наш SMS-опрос. И дело не в качестве воды, пишет телезритель, трубы старые, загрязнены, нужно менять городские трубопроводы по всей стране. Иван Князев: Ну вот об этом мы поговорим с нашим следующим экспертом. У нас Павел Дмитриевич Склянчук на связи, эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта «Жилье и городская среда». Здравствуйте, Павел Дмитриевич. Павел Склянчук: Здравствуйте. Иван Князев: Павел Дмитриевич, вот по поводу того, что пишут нам наши телезрители, что повсеместно нужно менять у нас трубы, теплосети это касается, внутри домов все это идет. В это кто-нибудь вообще инвестирует сейчас? Понятно, что сейчас сложное финансовое состояние у ресурсных организаций, но тем не менее. Павел Склянчук: Инженерные коммуникации делятся на две части, до границы дома и внутридомовые инженерные сети. До границы дома – это зона ответственности ресурсоснабжающих организаций, водоканалов, тепловых, газоснабжающих организаций. Те сети, которые уже внутри дома, это неотъемлемая часть общедомового имущества. У нас жилищное законодательство построено по такому принципу, что, владея недвижимостью в многоквартирном доме, квартирой своей, мы также несем бремя ответственности за содержание всего дома. Поэтому... Тамара Шорникова: Ну, владельцев определили, а кто-то из них все-таки может инвестировать в замену инфраструктуры, если говорить сейчас хотя бы, например, про то, что за периметром нашего дома находится? Павел Склянчук: За периметром дома, это части общегородских коммунальных сетей. Вот Минстрой недавно делал запрос, сейчас разрабатывается программа «60+», она называется так по проценту износа сетей, после которых они подлежат замене. И вот регионы ответили, что суммарно им требуется порядка 4 триллионов рублей на то, чтобы поменять изношенные сети. То, что внутри домов, у нас есть понятие текущего ремонта и капитального. Чтобы заменить изношенные сети, нужен капитальный ремонт, ну вы знаете, система запущена с 2014 года... Иван Князев: Ну понятно. Павел Склянчук: Да, и здесь уже есть понятие специального счета, когда копят на замену сетей только своего дома, и система общего котла, когда все дома выстроены в порядке очередности до 2045 года, это порядка 700 тысяч многоквартирных домов, и у нас ежегодно производится капитальный ремонт в таких домах. Иван Князев: Давайте послушаем телезрителей. У нас Волгоград на связи, Владимир дозвонился. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте. У нас такое дело. У нас где-то числа 12-го включили отопление, на улице было за 20 градусов тепла. Все окна открыли, у меня супруга даже включала сплит-систему, такая жара. Топим белый свет. Но всю зиму не топили, потому что была зима теплая, нам говорили: «Будет перерасчет, будет перерасчет». А теперь конец года, и они сжигают эти..., чтобы на следующий год не урезали нам норму газа, и мы за это опять платим. Для чего это делается, неизвестно. Тамара Шорникова: Ага. Зритель: Собственно, известно, для чего, чтобы просто у нас фонды были на следующий год не урезанные, а такие же, как в этом году, за наш счет. Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо вам за ваше обращение. Павел Дмитриевич, а вот все-таки, если вернуться к финансам, вы говорили о том, что потребности региона – это 4 триллиона на замену каких-то магистральных труб и так далее. А сколько примерно у нас расходуется на это, если у вас есть такие цифры? Как далеки мы от нужной суммы? Павел Склянчук: Ежегодный оборот в отрасли ЖКХ порядка 4 триллионов рублей, это суммарно весь объем средств, который идет в сфере теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения. Здесь есть текущие расходы на производственную необходимость, так называемая НВВ, необходимая валовая выручка, исходя из которой формируются тарифы коммунальных сетей, и есть понятие инвестиционных программ, то есть часть средств, которые идут непосредственно на замену сетей. Про звонок телезрителя из Волгограда: на уровне дома проблема перетопов решается путем установки в подвале так называемых узлов погодного регулирования, которые автоматически снижают подачу теплу, если на улице теплая погода установилась. Опять-таки решение об установке такого оборудования принимает общее собрание собственников. Тамара Шорникова: Дорогостоящее оборудование? Павел Склянчук: Ну, если перевести в расчет платежек ежемесячных, то окупится в течение 1–2 лет. У нас в структуре платежей самый дорогой ресурс – это тепло, порядка 60% от общей квитанции у нас идет именно на оплату теплоснабжения. Вы знаете, в нашей стране довольно такое расточительное отношение к потреблению тепла, у нас оприборенность, например, домов составляет около 60%, а 40% домов по нормативу. Что значит «по нормативу»? По сути собственники, им, скажем так, без разницы, кому-то в квартире +25 должно быть градусов комфортно, кому-то +18, и, конечно, здесь ни о какой энергоэффективности говорить не приходится. Поэтому нужны приборы учета, нужны такие приспособления, как узлы погодного регулирования, и начинать реформу ЖКХ нужно с конечного потребителя, то есть с качества воды непосредственно в кране, непосредственно с необходимости проводить энергоэффективные мероприятия. Сегодня зоны ответственности разделены именно таким образом, что коммунальщики отвечают за поставку ресурса до границы дома... Иван Князев: Да. Павел Дмитриевич, просто хотелось понять, знаете, вот что. Тут нам Московская область и Москва пишет, телезритель, что жители на самом деле не юристы, не технари и не бухгалтеры, нужен какой-то контроль. Вот вы как эксперт Общероссийского народного фронта, вы как-то влияете на эту ситуацию? Вы смотрите, вы вот общаетесь с жителями, с ресурсоснабжающими организациями? Понимаете, просто нужен какой-то мост между потребителями и теми, кто эти услуги оказывает. Как это происходит? Павел Склянчук: Безусловно, ОНФ участвует, проводит различные мониторинги с оценкой качества поставляемых ресурсов. В то же время общественные организации не могут собой подменить контрольно-надзорные органы. У нас сегодня за сферой ЖКХ следят как минимум 4 таких органа: антимонопольная служба, она следит за обоснованностью тарифов, это жилищные инспекции, такая служба у нас появилась с 2014 года в каждом регионе, в каждом муниципалитете есть свои инспекторы, у нас есть ответственные... Иван Князев: А к вам если что можно обращаться? Павел Склянчук: Да, безусловно, да, безусловно. Иван Князев: Крыша протекает, можно же к вам как к общественникам обратиться, чтобы вы как-то повлияли на это? Павел Склянчук: Вот давайте здесь тоже будем правильно проводить, скажем так, политику. Конечно, можно на негорящую лампочку в подъезде написать президенту страны, но на самом деле есть отлаженные алгоритмы действий, вот тут предыдущий эксперт говорила, что чем выше пишешь, тем выше эффект... Иван Князев: Ну понятно. Павел Склянчук: Ну вот на Прямую линию президенту действительно каждый год тысячи обращений направляются, которые касаются именно текущего ремонта дома. И это, конечно, большой сигнал о том, что самый низший уровень, который ближе всего к потребителям, они остаются, скажем так, глухи к тем просьбам, предложениям... Иван Князев: К сожалению, так и происходит. Тамара Шорникова: Павел Дмитриевич, да, спасибо вам за комментарий. Иван Князев: Спасибо большое. Павел Склянчук, эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта «Жилья и городская среда». Тамара Шорникова: Да. «Как вы оцениваете качество услуг ЖКХ? Соответствует ли цена качеству?» – спросили наши корреспонденты у жителей Бийска, Владивостока и Самары. Смотрим. ОПРОС Иван Князев: Ну вот такие истории из Владивостока к нам приходят. Посмотрим, что происходит в Мурманске, узнаем точнее, услышим, Марина на связи. Здравствуйте, Марина. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем. Зритель: У меня вот такой вопрос. У нас дом 4-этажный, хрущевка. Вот мы с мужем подавали, значит, на управляющую компанию, в суды подавали, в прокуратуру подавали, судились, суды выигрывали, и даже писали, и президенту писали жалобу, но жалоба была спущена в наши нижние органы. У нас вообще бездействуют, мы куда только ни обращались, помощи, кричали, помогали, на телевидение писали, никакого толку, вообще управляющая компания ничего не делает. Фасад дома рушится, у нас в этом году фасад дома, лицевая часть упала прямо на женщину, чуть ее не прибило. Позвонили в управляющую компанию, она приехала, оцепила дом ленточкой и все, никаких действий. Я даже не знаю, куда нам еще обращаться, и в суды подавали, и в прокуратуру, ну ничего, бездействует вообще управляющая компания, вообще ничего не делают. Они ждут, когда фасад дома рухнет последний раз и кого-нибудь прибьет, или ребенка, или какого-нибудь пожилого человека. Тамара Шорникова: Марина, а почему вы не смените ее? Зритель: Так мы... Дело в том, что у нас было собрание, собственники собирали собрание, люди отказывались от этой управляющей компании, но нас в известность не поставили, взяли и поставили вместо нас другую управляющую компанию. Мы с мужем пришли разбираться, чтобы показали списки, кто выбирал эту компанию, нам даже ни списки, ничего не показали. Все это делается без ведома людей, мы даже вообще не знали, что нам другую поменяли. Мы хотели выбрать другую, но нас не слышат. Тамара Шорникова: Да, тут сложность еще... Зритель: Они делают все вне закона, понимаете? Иван Князев: Ну, это на самом деле абсолютная правда, потому что чтобы хоть что-то узнать, нужно постоянно ходить, требовать, напоминать, просить, ругаться, и так повсеместно, какой-то нормальной схемы взаимодействия здесь нет. Спасибо вам, Марина, за ваш звонок. Сейчас Дмитрия Гордеева подключаем к разговору, заместителя генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда». Здравствуйте, Дмитрий Павлович. Дмитрий Гордеев: Добрый день. Иван Князев: Дмитрий Павлович, вот люди говорят, бездействуют все, и ресурсники, и управляющие компании, жилищная инспекция иногда не отвечает. Теперь что, они когда штрафов лишаться, они вообще работать перестанут, они сейчас вздохнут спокойно, получается? Дмитрий Гордеев: Ну, во-первых, это никак не связано с законопроектом, который сейчас принят, там только о коммунальных услугах речь. Во-вторых, вот вы правильно задали вопрос, почему сами собственники не заменят управляющую организацию. Управляющая организация отвечает всегда за содержание общего имущества; если она работает плохо, ее надо менять. Но это легко сказать, трудно созвать и провести собрание. Даже в среднем доме, в 4-подъездной пятиэтажке, трудно. У меня в доме, например, 1 300 квартир, представляете, сколько у меня пятиэтажек? У меня один подъезд – это пятиэтажка. Но мы проводили собрание, очень большие усилия прилагали, это безумно трудно. Это самый лучший способ обеспечить лучшее качество обслуживания дом, требования к управляющей организации со стороны собственников. Я вот несмотря на то, что я эксперт, мой личный опыт говорит о том, что надеяться на государственную жилищную инспекцию, на прокуратуру, письмо, извините, президенту, – это вообще ни о чем. Почему? Потому что мало этих органов, пересылают вниз, отписки. Сейчас коронавирус, вообще нет внеплановых проверок, пишут: «Только по вопросам, связанным с безопасностью». Таких вопросов очень немного, например, по вопросам оплаты никто не будет сейчас из жилинспекции ходить на проверки. Поэтому сейчас особая ситуация. Если позволите, о законопроекте, вот просто предыдущий коллега, я хотел немножко уточнить. У нас ресурсоснабжающие организации отвечают за качество коммунальных услуг не на вводе в дом, они отвечают в точке потребления, это именно заслуга вот этого законопроекта, который сейчас принят. Только при непосредственном управлении многоквартирным домом, это небольшие дома до 30 квартир, там ресурсоснабжающая организация при прямых договорах будет отвечать за качество коммунальных услуг на вводе в дом. Это очень плохо. Ну представьте себе, 18 градусов в квартире проверить уже нельзя, написать жалобу, что из крана течет ржавая вода, нельзя, потому что скажут: «Идите на вводе в дом, вот там, где труба входит, вот там проверяйте». Но при способе управления управляющей организацией, ТСЖ сейчас и управляющая организация ТСЖ, и ресурсоснабжающая организация после внесения поправок должны отвечать за качество именно в точке потребления. Иван Князев: То есть, если вода ржавая, вопросы к ним, будут делать перерасчет? Дмитрий Гордеев: Есть продавец коммунальных услуг. Вот при способе управления управляющей организацией может и управляющая организация отвечать за качество коммунальных услуг. Если принято решение на общем собрании или ресурсники отказались от управляющей организации, если она, например, плохо платила ресурсникам, то будут прямые договоры, тогда ресурсоснабжающая организация исполнитель. И вот исполнитель, продавец отвечает за качество не на вводе в дом, а в точке потребления, в квартире, и надо предъявлять требования именно к продавцу, не к расчетному центру, ни к губернатору, ни к президенту, а к продавцу, тот, кто продает воду. Если это управляющая организация, значит, управляющая организация или ТСЖ; если это прямые договоры, то тогда ресурсоснабжающие организации. И неважно, есть, значит, вина управляющей организации, нет, мне продает холодную воду или горячую воду ресурсоснабжающая организация, все, вы мне снижаете плату при нарушении качества, если это нарушение заактировано. А в свою очередь вы уже разбираетесь с управляющей организацией, если, например, она что-то не сделала по содержанию внутридомовых сетей, разбирайтесь и предъявляйте к ней уже требования, но вы мне продаете холодную и горячую воду, тепловую энергию, электричество, газ и так далее. Это очень правильная поправка в этом отношении. Единственное неправильно, при непосредственном управлении как бы возникают собственники двух классов. При непосредственном управлении собственники и наниматели не смогут предъявить требования о качестве в квартире, только на вводе в дом к ресурсоснабжающей организации, это, конечно, неправильно. Тамара Шорникова: Да. Дмитрий Павлович, а вот пишут, что штрафы фиксированные и понятные, а перерасчет такое дело, никто же не понимает, как рассчитываются тарифы, там черт ногу сломит. Не будет ли такой лазейки, что штраф, например, был существенный и был стимул как-то хорошо работать, а перерасчет действительно может быть на какие-то там пару копеек? Дмитрий Гордеев: Значит, смотрите, я вам уточню. У нас с 2006 года действуют правила коммунальных услуг. Сначала было одно постановление правительства, 307-е, сейчас 354-е, и там есть целое приложение, называется «Параметры качества», там по всем видам коммунальных услуг прямо конкретные числовые параметры. А правая колонка говорит о том, как при нарушении этих параметров надо снижать плату. Безусловно, формулы эти непростые, но разобраться человек с высшим образованием может на 100%, человек со средним образованием может в 90% случаев, я уверен, при желании. Хотя это, безусловно, надо какой-то иметь навык. Это речь о снижении стоимости. Например, хуже качество сколько-то дней, например, 10 дней из 30, значит, мне на 30% должны, грубо говоря, снизить по определенной формуле. Если говорить о штрафах, то они могут быть административные, это уже, так сказать, надо зафиксировать нарушение и попросить жилинспекцию наказать виновного исполнителя коммунальных услуг, или гражданско-правовые штрафы, это если прописать их в договоре. Жилищный кодекс ничего из штрафов не отменяет, и административные штрафы остаются, надо только зафиксировать нарушение и потребовать, чтобы жилинспекция не просто, так сказать, ограничилась предписанием, а ввела... Иван Князев: Ну понятно, в общем, штрафы тоже ресурсников особо не мотивировали. Но все-таки, как вы сказали, если вот при таком подходе, 30% за оплату скинут, то вполне себе неплохо. Спасибо вам большое. Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда», был с нами на связи. Ну а результаты опроса вы увидели.