Оксана Галькевич: Теперь мы переходим к обсуждению нашей первой темы. Костя, если не государственная школа и не частная, как думаешь, какие еще формы обучения? Константин Чуриков: Я догадываюсь, что домашняя школа, школа на дому. Поговорим в этом часе о тех родителях, которые по разным причинам решили забрать детей из обычной школы и учить их на дому. Как это происходит, чем не устраивает обычная школа, спросим у нашего гостя. Сначала вопрос к вам, уважаемые зрители: вас устраивает качество школьного образования? "Да" или "нет"? Это наш СМС-опрос. Ответы ждем по СМС 3443, вначале буквы "ОТР", и дальше отвечаете, как вы думаете. Оксана Галькевич: В студии у нас сегодня Игорь Чапковский, руководитель объединения родителей "Свободное развитие". Здравствуйте, Игорь Моисеевич. Игорь Чапковский: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Но это ведь не совсем домашнее образование, то, о чем мы сейчас с вами хотим поговорить, это некая совсем новая форма обучения детей, когда объединяются родители? Игорь Чапковский: Это было просто естественным следствием домашнего обучения, и начиналось оно с того, что… Все-таки школьная система обеспечивает в определенное время прохождение определенных программ. По мере того, как ребенок растет, родители начинают задумываться "А сможем ли мы преподавать физику и химию?". Какая-то мысль была всегда о том, как это совместить, все-таки это профессиональная деятельность. И первое, с чего начиналось – с того, что один-двое родителей, вместе у нас было двое-трое детей, и каждый вкладывал в это свое. Хотя у нас лично тот изначальный опыт, который был в нашей семье – мы начали учить нашего мальчика в 1986 году, когда ему исполнилось 7 лет, это еще была другая страна, она называлась СССР, и таких умников как мы по тому закону должны были лишать родительских прав. Просто я знал, что это уже не произойдет, что готовится новый закон, который и вышел в 1992 году уже в другой стране, в Российской Федерации. И был этот закон восхитителен, потому что мы думали: "Разрешили бы нам экстернат, а там назвали бы вещи своими именами". Назвали "Образование в семье", и предоставили этим законом, и законом, который был через 20 лет подписан президентом в 2012 году, предоставили право выбора формы обучения. То есть можно учить в школе, можно учить в семье, в школе можно учить очно, то есть чтобы ребенок ходил каждый день, а можно учить заочно, как вы договоритесь со школой, то есть раз в два месяца он будет приходить. Но главное различие: если вы учитесь в семье, то ответственность за результат образования – это ответственность родителей. И когда ко мне теперь обращаются родители, они все понимают, что ответственность на них, я их всегда спрашиваю: "А вы с этой ответственностью справитесь?", и они объясняют, как они справляются. Константин Чуриков: Игорь Моисеевич, и что сейчас? Можем ли мы говорить о том, что это движение родителей, которые хотят взять на себя эту ответственность, набирает оборот? Есть такая однозначная тенденция? Игорь Чапковский: Несомненно. Это произошло буквально в последних 2014-2015 годах, когда можно было сказать, что семейное образование стало элементом общественного сознания. До той поры, если какой-нибудь взрослый дядя или тетя встречали ребенка в школьное время, и спрашивали: "Ты почему не в школе? Ты что, больной?", то есть реакция была, единственное основание, почему ребенок мог быть не в школе – это его уважительная причина. Как раз вначале 2016 учебного года "Коммерсант" опубликовал свои исследования насчет того, что 15% родителей рассматривают семейное образование как положительную альтернативу. Пользуется всего 1% родителей, не более, но уже рассматривают 15%. То есть оно стало не каким-то объектом для возмущения, а стало уже тем, что люди хотят рассмотреть. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, чем вас не устраивает нынешняя школа? Какими есть к ней, глобально говоря, претензии? Вы можете нам даже позвонить и лично все это высказать, или какие-то пожелания, может быть, есть. 8-800-222-00-14. Игорь Моисеевич, а все-таки какие факторы конкретно толкают родителей уйти и забрать ребенка из обычной школы? Игорь Чапковский: Их можно разделить на два типа. Первый – негативный. Например, в конце прошлого века приходят родители с девочкой, прекрасно выглядит, умничка такая. Она оказалась дважды чемпионкой России по синхронному плаванию, а школа по физкультуре ей ставит четверку, потому что она вынуждена с последних уроков убегать, у нее каждый день тренировки по 4-5 часов. Они вынуждены уходить по этой причине. Чем мальчик музыкант, он готовится в выпускном классе поступать в училище, школа очень строго к этому подходит, за каждый пропуск ему ставит колы. Константин Чуриков: Как самому одаренному. Оксана Галькевич: Ребенок не хочет идти в такую школу, где его негативно принимают, да? Игорь Чапковский: Не только. Практически не считается, что у детей есть ранняя профессиональная ориентация. Или, если говорить особенно о музыкантах, они не могут вне этого мира жить. Константин Чуриков: Еще бы, там надо на скрипке 8 часов в день играть, если хочешь хотя бы в оркестре где-то сзади сидеть. Игорь Чапковский: 8 – это преувеличение. Константин Чуриков: Нет. Я знаю. Игорь Чапковский: Я тоже знаю, я и сам играл. Оксана Галькевич: Костя не высидел 8. Константин Чуриков: Я не выдержал 8 часов в день. Оксана Галькевич: 4 выдержал, и все, забрали его, в обычную ходил. Игорь Чапковский: Перебор был. 3-4 часов в день хватает для профессиональной подготовки. Но, тем не менее, эти две причины. Потом разрушение здоровья, потом более тонкие причины. Недавно приходит мама, смотрим мальчика – все идеально, все на "пять". Четвероклассник. И это то, что у меня вызывает такой восторг. Я говорю "гениальное материнство". Она говорит: "Вы знаете, он теперь решил все делать левой ногой, и у него все легко дается, и этого я ему не хочу позволить, я хочу взять дело в свои руки". Тем не менее, все это я отношу к классу негативных причин. Есть причины позитивные, и они более глубокие. Оксана Галькевич: Интересно, как позитивные причины могут выталкивать из школы. Игорь Чапковский: Нужен взгляд на систему. Для этого надо взглянуть, ради чего и когда возникла эта система. Она возникла как запрос индустриального общества на грамотных рабочих в последней трети XIX века. Когда родители были неграмотные, в Европе или в России ответ мог быть дан только один – государство взяло это в свои руки, родители и общество были счастливы, что кто-то даст детям неотнимаемое богатство, называемое образованием, и, вместе с тем, социальный лифт в другие слои. И что произошло дальше? Фактически эта система была создана как система борьбы с неграмотностью. Она таковой и остается. И кто главные заказчики в ней? Они теперь по закону главные люди, они являются законными представителями по защите прав и интересов ребенка, им даны преимущественные права. Меня особо радует, но жалко, что люди этим редко пользуются. То, что мы по-житейски называем "Родители – главные люди", закон очень точно сформулировал и назвал "Родители имеют преимущественное право в воспитании и образовании перед всеми другими лицами". Так вот люди посмотрели, школьная система к средине XX века свою миссию выполнила – все стали грамотными. А все грамотные знают, что такое учеба, и могут оценить ее качество. И многие стали говорить: "Да мы сами справимся. И мы сделаем это лучше". Почему? Потому что учеба – это не главная часть жизни ребенка, есть еще здоровье, и еще, обратите внимание, счастье. И это школа точно не обеспечивает. Константин Чуриков: У нас целая очередь зрителей, много СМС-сообщений. Астраханская область пишет: "Мы ходим на родительские собрания только для того, чтобы узнать, сколько нужно сдать денег". Присоединяюсь. Оксана Галькевич: Санкт-Петербург, Ленинградская область: "Очень много домашнего задания. Если идет 6 дней обучения, то домашку нужно отменить, потому что у ребенка остается единственный выходной". Давайте послушаем Светлану из Саратовской области. Светлана, здравствуйте. - Добрый день. Почему сейчас такой вопрос стоит, что родители больше соглашаются на домашнее обучение своего ребенка? Я звоню из села. У нас в селе учителя преподают, у некоторых вообще никакого образования нет, и никогда не было. Сейчас их заставили учиться заочно, хотя должны закончить на следующий год, но говорят, что в этом году якобы они наконец-то закончат это образование. Вопрос: какое знание дадут нашим детям эти учителя, если они очень и очень давно закончили школу? Константин Чуриков: Важное уточнение, Светлана. Вы хотите сказать, что бывают случаи, когда этот экстернат, это домашнее обучение – это просто вынужденная мера, потому что школа не в состоянии обеспечить учебный процесс? - Да. Согласитесь со мной. Если сейчас этих учителей посадить сдать ЕГЭ вместе с нашими детьми, 120%, что эти учителя не сдадут эти экзамены. Давайте начнем лучше с учителей, пусть они так же садятся и сдают экзамен, как и наши дети. Константин Чуриков: Спасибо, Светлана. Игорь Чапковский: Хочу сказать, что выход напрашивается сам – берите дело в свои руки. Не нравятся учителя, закон всячески поддерживает. Другое дело – его выполнить трудно, есть сопротивление костной системы. Но надо ясно понимать, что когда родители берут в свои руки дело образования, закон их поддерживает. Константин Чуриков: Игорь Моисеевич, но все равно ведь система аттестации у нас одна и та же, она единая в стране, и все равно придется этим деткам, когда они станут большими, сдавать ЕГЭ, правильно? Игорь Чапковский: Что касается образования, особенно когда возникло семейное образование, надо разделить этапы: есть обучение, а есть аттестация. И есть промежуточная аттестация, то есть перевод из класса в класс, и есть итоговая аттестация, которая сопровождается выдачей аттестатов. Аттестация итоговая общая для всех форм обучения. Если промежуточная аттестация – это очень важная вещь, то есть переход из класса в класс, является правом родителей, которые учат детей в семье, а в школе она как бы автоматически осуществляется педсоветом, он переводит ребенка из класса в класс, то родители на семейной форме получают значительную свободу. Что касается ОГЭ (то есть экзамена за 9 класс), и ЕГЭ (экзаменов за 11 класс), они для всех форм одинаковые, и правила выдачи аттестатов общие. Константин Чуриков: Хорошо. Давайте еще послушаем звонок. Анна из Подмосковья у нас на телефонной линии. Анна, здравствуйте. - Здравствуйте. Это Щелковский район. Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы, что права детей на достойное образование у нас ущемлены, потому что дети учатся кто-то в современных оборудованных школах, а кто-то в старых и таких, в которых даже нет элементарных вещей? Это первый вопрос. И второй. Обучение в школах тоже разное. Кто-то учится по углубленной программе, а у кого-то поверхностная программа, тоже все на усмотрение учителя. Я не понимаю, есть ли стандарты, кто эти стандарты определяет, и как школа определяет, у кого какие учебники, какая программа. И мне кажется, что во всех школах разное, уже не зависит от родителей или от детей, что все везде разное. И где-то дети обучаются более современно и углубленно, а другие не могут позволить себе такого обучения. И как привести, чтобы все дети у нас имели одинаковые права на достойное обучение, что нужно для этого сделать? Константин Чуриков: Пока Игорь Моисеевич думает над ответами, у нас сразу несколько вопросов. В конце сегодняшнего эфира мы будем говорить о стандартах благополучия. Вы затронули как раз несколько важных подтем – стандарты единого качества неких образовательных услуг. Об этом тоже будем говорить. Спасибо, что дозвонились. Игорь Чапковский: Второй вопрос идет как раз о том, как улучшить систему. Когда-то еще вначале 1990-х годов в газете "Куранты" я написал статью "Систему не исправить. Она враждебна ребенку". Это было опубликовано, и я по-прежнему стою на такой точке зрения. Если вы видите, что система, например, ограничивает права вашего ребенка, закон говорит о следующем (только надо им пользоваться), что родители являются законными представителями по защите прав и интересов ребёнка. Более того, имеете преимущественное право перед всеми другими лицами. Это прописано и в Семейном кодексе, и в Федеральном законе "Об образовании". Нам не надо ждать того, что система исправится. Систему критикуют со второй половины XX века. Сейчас она подвержена исключительной критике, и, скорее всего, она изменится. Но это же гигантская система, она потребляет часть валового продукта, в ней задействованы тысячи людей. Научить людей надо сейчас. Константин Чуриков: Потребление валового продукта и нацеленность на изменение к лучшему – это все равно разные вещи. Игорь Чапковский: Нет. Система свою историческую миссию выполнила, но это такой большой паровоз с таким большим количеством нацепленных на него социальных проблем. Хотя бы 50 тыс. школ по России и гигантское количество сотрудников. Оксана Галькевич: Игорь Моисеевич, может быть, проблема в паровозе, локомотиве? Знаете, локомотивы ведь тоже изобретены были в XIX веке, потом конструкция постепенно менялась. И школа тоже, система. И мы наблюдаем, как в других странах, вообще в педагогическом сообществе обсуждаются разные подходы к ребенку, разные способы организации получения образования. Есть для нас совершенно непривычные. А мы все как-то по-старинке идем: пришли в класс, сели за парты, встали. Игорь Чапковский: Это не совсем так. Костность школьных систем по всему миру общеизвестна. Более того, если взять конкретно семейное образование, то есть страны, где если ребенок не будет ходить в школу (это всем известная большая страна Германия), его посадят в психиатрическую больницу, называется это "школьная фобия". Есть такая продвинутая страна, как Швеция, у них всего было 100 человек, которые учились, и шведский Рейхстаг запретил учиться в семье. Есть страны, где разрешено примерно так же, как у нас. И есть страна, наиболее продвинутая в семейном образовании, где вначале этого века уже было 2 млн. семей – это Соединенные Штаты Америки, которые поддержали это образование. Оно начиналось тоже в 1980-х годах, и были созданы центры по поддержке, и сейчас уже есть институт изучения этого социального явления. Константин Чуриков: Дадим слово зрителям. СМС из Краснодарского края: "Это безобразие, а не образование. Человек, выходя из школы, имеет обрывочные бессвязные знания, не имеющие к жизни никакого отношения. Идти ему некуда, если нет лифтов. Это демонтаж образования. Плюс уроки до четырех часов дня на голодный желудок, стадное чувство, отсутствие идеологии и нравственность. Из детей штампуют безмозглого потребителя. Фу". Крым, Нина. Я дословно передал. Игорь Чапковский: Это только говорит о том, что критиковать систему легко. Действительно, если посвятить ваши от 5 до 9 часов критике школьной системы, то это будет замечательная и увлекательная система, в которой примут участие очень большое количество людей. Вопрос в выходе. Я еще раз повторяю, система огромная, она пытается как-то реформироваться, но из нее дух вышел, она всех обучила грамоте. А что главное дает семейное обучение? Еще раз повторю – сохранение здоровья, уникальные условия для индивидуального развития. Кто лучше чем мама и папа знают своего ребенка? Оксана Галькевич: Об этом нам тоже пишут наши зрители, говоря, что на таком школьном потоке не обращают внимания на склонности, таланты ребенка, и нет возможности развивать. Игорь Чапковский: И на склонности, на таланты обращают. Оксана Галькевич: Иногда это даже раздражает. Игорь Чапковский: Например, на физическую составляющую, которая просто гробит здоровье. Приведу конкретную вещь, ее называют главным преимуществом семейного образования. Школы начинают в 08:30. Норматив был в 1936 году предложен. Заводы начинали в 07:00, служащие в 08:00, детям в 08:30. Школы формально начинали в 07:00, родители, которые шли на заводы, могли отдать своих детей туда. Сейчас я расспрашиваю родителей: "Во сколько ваши дети встают?". В 9 из 10 случаев мне отвечают: "В 09:00". Константин Чуриков: А то и позже, если папа с мамой совы. Игорь Чапковский: Я говорю средние цифры. А что это значит? Я опросил довольно многих. А что это значит? Это сломанные биологические часы и испорченное здоровье. Простая вещь, она не связана с образованием. Но я разговариваю с одним директором, она говорит: "Я хотела начать в 10:00. Началось такое сопротивление со стороны родителей. Уже заточена вся жизнь под эти 08:30". Оксана Галькевич: Игорь Моисеевич, тут сразу тянутся другие вопросы. У ребенка ведь получается полноценный рабочий день с 8 утра… Игорь Чапковский: Где? Оксана Галькевич: В школе. И плюс, он приходит домой, и должен делать домашнюю работу. Это тоже работа. Отдыха, свободного времени выдохнуть и с мячиком где-то побегать на улице, времени у него нет. Тогда надо как-то по-другому к самому процессу обучения подходить, чтобы домашней работой ребенка не нагружать. В первой половине отвечает на уроках, сидя за партой, а во второй половине домашнее задание. Игорь Чапковский: Оксана, вы мне предлагаете заняться реформированием системы? Оксана Галькевич: Да. Игорь Чапковский: Я считаю, из нее можно только выйти, и успешно обучать своих детей, сохранять их здоровье. Константин Чуриков: Важный нюанс. Зритель из Нижегородской области спрашивает: "Но обучение в школе – это же не только получение знаний, это еще социализация, общение со сверстниками. И такому тепличному человеку будет потом сложно в жизненных условиях. Константин Чуриков: Слово "социализация" – это не что-то такое хорошее вообще, а это что-то неконкретное. Например, дадим такое определение – это подготовить человека к тому, как он будет жить в обществе. Теперь представим вас, людей достаточно молодых. Собрали вас. Как в школе классы собираются? В основном по территориальному принципу с какими-то исключениями, и, самое интересное, он одновозрастный. И вам скажут: "10 лет, дорогие мои, вы будете с 08:30 до 15:00, а иногда до 17:00 в этой компании с людьми, которые заведомо больше вас знают, в хорошем помещении на 50 квадратных метров по 25 человек каждый день в этой одновозрастной компании сидеть". Вы скажете: "Зачем это нужно? В жизни их не бывает". Я отвечаю на вопрос: готовит ли школа к жизни? Не готовит. Константин Чуриков: Понятно. И давайте подведем итоги СМС-голосования. Мы буквально несколько минут назад спрашивали: "Вас устраивает качество школьного образования?". "Да" ответили 6% наших зрителей, "нет" ответили 94%. Оксана Галькевич: Такие получились у нас результаты. Друзья, спасибо всем, кто принимал участие в этом опросе, всем, кто писал и кто звонил нам в эфир. Спасибо нашему гостю. В студии программы "ОТРажение" сегодня был Игорь Моисеевич Чапковский, руководитель объединения родителей "Свободное развитие". Спасибо.