Марина Калинина: Ну что? А мы – о машинах и обо всем, что с ними связано. У нас в гостях Андрей Осипов, автоэксперт. Андрей, привет. Андрей Осипов: Да, добрый вечер, здравствуйте. Константин Чуриков: Привет. Марина Калинина: С какими новостями ты сегодня к нам пришел? Андрей Осипов: Ну, начнем, естественно, с того, что с сегодняшнего дня вступили в силу изменения в правила ОСАГО. Мы уже на самом деле как-то об этом говорили, но лишний раз напомнить, на мой взгляд, не помешает. Итак, во-первых, вдвое увеличена максимальна сумма выплат по европротоколу – теперь то 100 тысяч рублей для всей страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья, Московской и Ленинградской областей, собственно говоря, в этих регионах уже фактически действует безлимитный европротокол. Стоит также отметить, что рассчитывать на максимальную выплату по новым правилам смогут те, кто попал в дорожно-транспортное происшествие после 1 июня 2018 года, независимо от того, когда они приобрели полис ОСАГО. Во-вторых, вводится еще одно важное новшество. Воспользоваться европротоколом можно будет даже при наличии разногласий между участниками ДТП. Для этого обстоятельства аварии необходимо будет зафиксировать техническими средствами контроля и иными устройствами – ну, попросту говоря, можно будет все снять на камеру мобильного телефона и затем предъявить снимки страховщику. Марина Калинина: То есть это будет действительно удостоверяющим? Андрей Осипов: Должно работать. Я искренне на это надеюсь. Удостоверяющим, что авария была как бы. Но тут есть один момент. Дело в том, что, во-первых, кроме того, правила ОСАГО дополнены положением о том, что в случае оформления европротокола с разногласиями их наличие и суть должны быть указаны в извещении о ДТП, которое заполняется обоими участниками аварии. Но вот есть как раз один момент: все это лишь прописано в законе об ОСАГО, а не в Правилах дорожного движения. А согласно ПДД, оформить аварию по европротоколу при наличии разногласий можно, соблюдая условие: в автомобиле должна быть установлена система ЭРА-ГЛОНАСС или специальное мобильное приложение. Если же системы такой на автомобиле нет, а мобильное приложение, как нам хорошо известно, еще не разработано, то без помощи гаишника, увы, не обойтись. Константин Чуриков: Не обойдешься. Марина Калинина: То есть такая палка о двух концах получается. Андрей Осипов: Ну, в каком-то смысле – да. Марина Калинина: То есть вроде как ты можешь это все зафиксировать, но, в принципе, как бы и не можешь. Андрей Осипов: То есть в этой части, по большому счету, ничего не изменилось. И я в этой связи не могу не напомнить, что оформить аварию без участия сотрудника автоинспекции можно в случае, если в ДТП получили повреждения только два автомобиля, у владельцев которых есть полисы ОСАГО и нет пострадавших, и не пострадало имущество третьих лиц. Так что тут можно что посоветовать водителям? Все же быть максимально внимательными при пользовании европротоколом, особенно при оформлении так называемых спорных аварий. Константин Чуриков: Андрей, а много ли у нас людей в стране, которые понимают, что такое европротокол и, более того, при возникновении какого-то небольшого ДТП этим европротоколом воспользовались? Андрей Осипов: Согласно статистике ЦБ, около трети всех дорожно-транспортных происшествий сейчас оформляются при помощи европротокола. Если мы говорим о мелких авариях с незначительными повреждениями транспортных средств, то их доля достигает даже в последнее время 70%. Константин Чуриков: Но мы же прекрасно знаем, что у нас замечательные страховые компании, и они наверняка смогут воспользоваться где-то неправильно поставленной запятой, где-то отсутствием какого-то уточнения и так далее в этом европротоколе. Андрей Осипов: Более того, они могут воспользоваться отсутствием системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле, ведь она стала обязательной только, по большому счету, с начала этого года, ну хорошо, с прошлого года. И если то автомобиль не новый, которому 5–7 лет отроду, то понятное дело, что никакой системы ЭРА-ГЛОНАСС там нет. И в таком случае я надеюсь, что страховые компании все-таки пойдут навстречу самим автовладельцам, ведь в конце концов европротокол отчасти выгоден и им, потому что это меньше бумажной волокиты, это меньше нужно проводить различного рода, так сказать, действий с автомобилем и так далее, и они все-таки будут оформлять такие аварии. Но кто знает, как у нас будут действовать страховщики. Марина Калинина: Ну что, вопросы и ответы? Константин Чуриков: "Спросите Осипова". СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Марина Калинина: Прежде чем про машины, вот Республика Башкортостан, вопрос ребром: "А что Осипов думает про то, как снизить цены на бензин?" Андрей Осипов: Что Осипов думает? Осипов думает… Марина Калинина: Ну, как эксперт. Андрей Осипов: Ну, у вас большой сегодня был эфир посвящен этому делу. Я могу лишь заметить, что вот эти методы ручного регулирования, которые мы в очередной раз, к сожалению, применяем к тому, чтобы хотя бы заморозить цены на нынешнем уровне, ни к чему хорошему не приведут. Они могут заморозить цены, ну, наверное, на какой-то неопределенный срок. Ведь на совещании, которое было у Правительства с представителями крупных нефтяных компаний, они ведь не могли сказать… они только пообещали: "Мы заморозим их вот на нынешнем уровне, не будем повышать". Правительство в каком-то смысле пошло на уступку – с 1 июня не увеличило акцизы. Но на самом деле насколько долгосрочной будет эта мера? Ведь 65% в цене топлива – это налоги, говорит даже ФАС. То есть надо, наверное, уменьшать налоговую нагрузку на литр топлива. Потом, есть сезонность, есть такие факторы, как рост цен на нефть, есть фактор курса национальной валюты. И я думаю, что здесь, скорее всего, речь должна идти о либерализации рынка, потому что именно в условиях свободной конкуренции мы можем добиться какой-то более или менее адекватной цены на нефть. Потому что вот это ручное регулирование, когда мы говорим: "Вот вы добываете – вы, соответственно, определенный процент должны продавать", – оно отчасти верно, но не всегда до конца срабатывает. И самое главное – оно не срабатывает даже в среднесрочной перспективе, не говоря о долгосрочной перспективе. Ведь нефтяникам сейчас гораздо выгоднее продавать топливо за рубежом. На чем живет Белоруссия, господин Лукашенко? Он покупает у нас не очень качественный бензин, соответственно, на своих НПЗ многочисленных его перерабатывает, делает из него европейский стандарт и продает. Маржа огромная! Константин Чуриков: Он оказался в нужное время в нужном месте, да? Андрей Осипов: Молодец! Константин Чуриков: Давайте сейчас примем первый звонок в этой рубрике – Владимир из Липецка хочет вас спросить о какой-то машине. Владимир, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Владимир, я из Липецка. Хотел бы задать такой вопрос. Андрей, скажите, пожалуйста, что вы скажете о машине Renault Grand Scenic, дизель, 2014 года? Андрей Осипов: Ну, скажу, что машина уникальна сейчас по той простой причине, что вот этот сегмент компактвэнов из нашего рынка практически вымыт. Автомобиль неплохо ездит, отличается, в общем-то, неплохой топливной экономичностью. Он несколько чувствителен к качеству солярки, потому что надо понимать, что дизель у него европейский. И небольшое нарекание связано с не очень хорошим, скажем так, пластиком, не очень хорошим качеством отделочных материалов, которые применяются в этой машине, что прежде всего дает о себе знать зимой – поскрипывает он, знаете ли, иногда. Но в целом я скажу, что машина весьма неплохая. Сделайте обязательно диагностику. 2014 год? Четыре года машине, не так много она прошла. Главное, чтобы предыдущий владелец за ней хорошо ухаживал. Марина Калинина: Вопрос из Белгородской области: "Volkswagen Golf 6 или Honda Civic 8?" Андрей Осипов: Да что вам больше нравится. Машины обе хороши именно по управляемости. Я надеюсь, что вы рассматриваете Civic в кузове хетчбэк, а не в кузове седан, потому что седан существенно мягче. Лучше рассматривать как раз таки хетчбэк, он забавнее по своей управляемости. Но, наверное, с точки зрения надежности Honda выглядит чуть привлекательнее. Но у Golf шире гамма силовых агрегатов, там можно взять, допустим, хорошо турбированную версию, которая будет очень хорошо ездить. В то время как у Civic, по сути, если мы говорим об официальных продажах, был один-единственный мотор – это 1.8, 140 лошадиных сил, атмосферник. Да, он весьма надежен. Ну, скажем так, для драйва я бы, наверное, выбрал Golf. С точки зрения надежности, наверное, склонился бы в сторону Civic. Марина Калинина: Еще такой вопрос: "Можно ли заливать 92-й бензин в Lexus RX 270?" Андрей Осипов: Ну, теоретически. Там установлен атмосферный силовой агрегат, и по большому счету… Марина Калинина: "Атмосферник" написано. Андрей Осипов: Да, это переднеприводная версия, собственно говоря, хорошо известного у нас кроссовера. Теоретически можно, потому что даже на бензобаке написано – минимум 91. Но я бы экспериментировать так не стал, потому что все-таки мотор рассчитан на использование 95-го топлива, и рекомендовано самим производителем 95-й бензин. Да, вы можете заливать 92-й, но машина будет хуже ехать, она потеряет несколько в мощности. Но, с другой стороны, лучше хороший 92-й, чем абы какой 95-й. Константин Чуриков: Вы говорили о снижении цен на бензин, о необходимом снижении цен. Вот люди просят снизить цены на автомобили. Спрашивают про Škoda Octavia, 1.6, 110 AT, новая. Или KIA Sportage 2.0? Андрей Осипов: Ну, разные машины по своему классу. KIA Sportage – это компактный, в общем-то, кроссовер. В то время как Škoda Octavia – это седан-лифтбэк, скажем так, с достаточно вместительным багажником. Поэтому я бы сказал: что вам больше опять же нравится и что больше подойдет под ваши условия эксплуатации. Я согласен с тем, что у Sportage нынешнего поколения не такой большой клиренс, но он все-таки чуть-чуть выше, чем у Octavia. И однозначно Octavia гораздо приятнее в плане управляемости. Хотя моторчик 1.6, вот этот атмосферный силовой агрегат – хоть он и надежен, ему все-таки не хватает тяги, машина-то немаленькая. Поэтому не знаю. Я бы, наверное, склонился все-таки в сторону Octavia, потому что Sportage – слишком много ваты в руле, он скучный. Марина Калинина: Давайте еще один вопрос, женщина пишет: "Toyota Corolla 2007 года, 82 тысячи пробег. Стоит ли продавать или еще можно поездить?" Андрей Осипов: Ну, 82 тысячи – это небольшой пробег для этого автомобиля. В общем-то, там устанавливаются в основном только атмосферные силовые агрегаты, больших проблем с машиной возникнуть не должно. За тем исключением, если у вас не версия с роботизированной так называемой коробкой. Если у вас версия с роботом, то я бы от нее избавился. Константин Чуриков: И звонок от Юрия из Брянска. Добрый вечер, Юрий. Зритель: Добрый вечер. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: Я бы хотел услышать от вас совет. Какой автомобиль выбрать – Škoda Octavia с двигателем атмосферным 1.6 или тоже Škoda Octavia, но турбированная, 1.4? 2013 года обе. Андрей Осипов: Ну, 1.4 веселее, конечно, будет однозначно эта машина, чем 1.6, она мощнее. Но надо понимать, что ресурс 1.4 существенно меньше, чем 1.6. Я видел моторы версии Octavia с 1.6, которые проходили по 300 тысяч километров без существенного, в общем-то, ремонта. В то время как у мотора 1.4 зачастую при пробегах в районах 150 тысяч километров возникают проблемы как с турбонадувом, так и с самим силовым агрегатом. Поскольку вы говорите о машине подержанной, то я бы в первую очередь сделал диагностику и установил бы реальный пробег этого транспортного средства. И если вы машину покупаете ненадолго, ну, скажем, на год, на два, то, наверное, не надо отказывать себе в удовольствии – возьмите себе лучше 1.4 Turbo, нежели 1.6. Но если машина приобретается, скажем так, более чем на два-три года, то, наверное, правильнее выбрать все-таки атмосферный 1.6. Константин Чуриков: Я думаю, сообщение следующее, которое сейчас прочту, не про вид спорта, а все-таки про автомобиль: "Когда вернется Golf в Россию?" – Санкт-Петербург. Андрей Осипов: Это, кстати говоря, сложный вопрос. Дело в том, что действительно Golf у нас более не продается. Ну, сейчас, понимаете, очень многие производители с учетом того, что, скажем часто, делают наше правительство… Ведь теперь для того, чтобы продать любую новую модель, нужно как минимум две из них разбить. Это требование ЭРА-ГЛОНАСС. Ну, датчик ЭРА-ГЛОНАСС поставить – небольшая проблема. Но провести краш-тест и избавиться от двух автомобилей при продажах, скажем, даже двухсот машин – это просто экономически нецелесообразно. Константин Чуриков: Нагрузка большая. Андрей Осипов: Не говоря уже о том, что достаточно высоки налоги. Ведь если, допустим, ввозные пошлины мы привели более или менее в соответствие с нормами ВТО, то у нас есть так называемый утилизационный сбор, который отчасти все это дело и компенсировал. То есть для автопроизводителей импортные машины достаточно дороги. Я надеюсь, что наш с вами вопрос и разговор, в общем-то, услышат в представительстве Volkswagen, потому что я считаю, что Golf – замечательная машина, и зря ее убрали с нашего рынка. Но убрали ее по той простой причине, что не было того спроса, который бы помогал, скажем так, экономически концерну. Сейчас все сосредоточены прежде всего на сегменте кроссоверов, потому что это самый востребованный на нашем рынке автомобиль. Марина Калинина: Пару слов о Nissan Almera 2004 года, полуторалитровый, "механика". Андрей Осипов: Я так понимаю, что речь идет… Вот тут уточнить бы. Марина Калинина: Седан, 150 тысяч километров пробега. Андрей Осипов: Ну хорошо, если 150 тысяч – настоящие 150 тысяч для машины этого года выпуска, да? Если речь идет о японской версии этого автомобиля, то там больших нареканий нет. Если речь идет о корейской версии под названием Almera Classic, то там основные нарекания связаны прежде всего с работой автоматической коробки передач, она не бог весть какая надежная. Но в целом нормальный, в общем-то, автомобиль. Константин Чуриков: Слово Геннадию из Ставропольского края, который тоже у нас уже на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, слушаем вас. Говорите, пожалуйста. Константин Чуриков: Спрашивайте. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Константин Чуриков: Спрашивайте, спрашивайте. Зритель: У меня машинка Daewoo Matiz 2008 года выпуска. Делали ремонт, головки меняли. И при замене осталась жидкость охлаждающая, желтая. А когда поставили, все залили зеленой. И вот сейчас я в расширительном бачке вижу маленькие мелкие пузырьки. Страшно это или нет? Андрей Осипов: Вы знаете, смотря какие пузырьки. Если они маслянистые, то это говорит о том, что у вас могло уже потихоньку начинать пробивать прокладку головки блока, когда масло попадает, в общем-то, в охлаждающую жидкость. Это очень опасный сигнал. Я бы на вашем месте, собственно говоря, посмотрел. Если это пузырьки не маслянистые… А вообще в системе не должно быть такого большого пузырения, я бы так сказал. Поэтому стоит проверить, что же там все-таки вам сделали. Марина Калинина: Андрей, откуда вы все знаете? Андрей Осипов: 20 лет уже этим занимаюсь. Марина Калинина: Краснодарский край, просто крик души: "Очень прошу!!! Mazda CX5 или Toyota RAV4 2016 года?" Андрей Осипов: Mazda CX5 – однозначно. Просто эта машина абсолютно не сопоставима по удовольствию от вождения и, собственно говоря, по шумоизоляции. Поэтому Mazda CX5. Константин Чуриков: Вы советовали Lexus беречь, не заправлять 92-м бензином. Вот Татарстан спрашивает: "Можно ли Granta (87 л.с.) заправлять 92-м бензином?" Андрей Осипов: Можно! Ее можно, мне кажется, заправлять всем, что горит. Понимаете, там такой мотор советского образца, неубиваемый! Я уж не знаю, поедет ли он на крепких напитках алкогольных, но, по большому счету, в него можно теоретически даже, наверное, 80-й лить. Но я этого вам не говорил. Поэтому лейте 92-й. В конце концов, она сертифицирована для эксплуатации на 92-м бензине. Константин Чуриков: Еще отечественного производителя поддержим. Марина, извини. Марина Калинина: Давай-давай. Константин Чуриков: Красноярский край: "Что думаете о LADA Vesta? Тело ли в ней зимой в Сибири?" Андрей Осипов: Вы знаете, в общем-то, достаточно теплая машина. Я на ней ездил зимой, не было у меня больших проблем, собственно, с печкой. Поэтому берите, если вам нравится Vesta. Другой вопрос, что по цене она сейчас приближается, в общем-то, к широко популярным у нас корейцам. И если оценивать по функционалу, по удобству, то начинают терзать смутные сомнения, потому что в Vesta все-таки чувствуется вот эта ладовость, жигулевость, я бы так выразился. Я вот недавно проехался на Vesta Сross. В конце июня будет, надеюсь, тест-драйв, мы возьмем эту машину специально, потому что не удалось ее отснять. Я должен сказать, что хорошая машина, прорыв для "АвтоВАЗа", отличная! Я даже возьму свои слова обратно по поводу рулевого управления. Марина Калинина: Ага! Андрей Осипов: Да. Но вот когда она едет, вот ты включаешь коробку – и вот эти звуки, трансмиссионные звуки, когда мы все время отпускаем педаль тормоза, там все равно клацканье вот это металлическое есть. Вот от этого бы избавиться – и тогда ее можно реально поставить в один ряд с лучшими представителями этого сегмента и этого ценового диапазона. Марина Калинина: Тогда время перейти к тест-драйву. Константин Чуриков: Да, потому что уже хочется покататься. Андрей Осипов: Самое время. Константин Чуриков: Поехали! ТЕСТ-ДРАЙВ Константин Чуриков: Слушайте, ну последний план в этом сюжете тоже убивает все-таки. Прованс… Андрей Осипов: Красота! Кстати, не такой дорогой автомобиль – от 1 миллиона 990 тысяч рублей Константин Чуриков: Ну, вполне себе. Андрей Осипов: Вменяемая цена, в общем, для машины такого класса. Марина Калинина: Костя, пойдем и подумаем на эту тему. Константин Чуриков: Правда, гораздо дороже, чем одна поездка в Прованс. Спасибо. Андрей Осипов: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо большое. Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro.